В «послужном списке» Всеволода Блюменталь-Тамарина – звание Заслуженного артиста РСФСР, два смертных приговора, сотрудничество с фашистами, смерть при невыясненных обстоятельствах и весьма сомнительная реабилитация.
Всеволод Блюменталь-Тамарин
Во время студенческих волнений мы выбросили из окна чертёжной подосланного полицейского шпика, в результате чего я и 35 студентов «вылетели» из института с «волчьими билетами». После этого я решил бесповоротно — иду на сцену. Вступил в оперетту Шумана в Вильно , где отец был режиссёром. В 1917—1918 годах жил в Харькове по адресу: ул. Гоголя, 41. Сыграл в Большом театре Царя Эдипа [1]. Харьковская пресса писала: С большим ансамблем проходит пьеса «Маргарита Готье». В декабре 1918 года появилось сообщение о том, что Блюменталь-Тамарин примет участие в создаваемом Д. Уваровым в помещении «Рабочего дома» новом театре [3].
В 1919 году, когда Харьков был занят частями Добровольческой армии генерала А. Деникина , Блюменталь-Тамарин помимо театральной работы активно занимался общественной деятельностью. Шверубович , описывая занятие города частями Добровольческой армии, в частности, вспоминал: Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. Бахтаров, сообщает: Когда Красная Армия вошла на Украинскую землю, он был арестован. С ходатайством о Блюментале -Тамарине к Луначарскому обращалась его влиятельная мать — Мария Блюменталь-Тамарина , которая входила в число первых 13 актеров, получивших звание «Народный артист СССР» [5].
Решением Генеральной прокуратуры заключение о его реабилитации отменено 19 февраля 2024 года. В годы перестройки и в начале 1990-х годов реабилитация предполагаемых жертв советских репрессий была поставлена на поток. Это порождало довольно мрачные казусы, когда лица, в справедливости осуждения которых не приходилось сомневаться, вдруг попадали в число реабилитированных. Временно невиновный фон Панвиц Например, генерал вермахта Гельмут фон Панвиц, командовавший казаками-коллаборационистами, и повешенный в 1947 году по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР, вдруг был занесен в списки жертв сталинизма. Нациста реабилитировали в 1996 году решением Главной военной прокуратуры на основании ст. После того, как тема прозвучала в СМИ, разразился скандал. В 1997 году Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации постановила, что фон Панвиц осужден обоснованно и реабилитации не подлежит. В 2001 году это решение подтвердила Главная военная прокуратура. В случае с Гельмутом фон Панвицем отечественным любителям оправдания коллаборационистов вовремя дали по рукам. Но есть и куда более затянувшиеся истории подобного рода. Однажды в 1993-м... Основанием стали «формальные обстоятельства»: «Признаются не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осуждённые за: а антисоветскую агитацию и пропаганду; б распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй».
Одной из наиболее известных его постановок была переделанная пьеса «Фронт» А. Корнейчука, которая ставилась под названием «Так они воюют». Поддерживал Русское Освободительное Движение. Ловко имитируя голос Сталина, Блюменталь-Тамарин озвучивал фальсифицированные указы советского правительства.
Заслуженный артист республики, успешный, обласканный советской властью, несмотря на колебания молодости, продолжатель известной театральной династии, он радушно встретил фашистов под Истрой, на даче», — отмечала ранее депутат. Кроме того, указывала, что Блюменталь-Тамарин сразу начал сотрудничать с немцами. Он воевал против своей Родины именно как актер. Приговорили предателя к смерти в 1942-м. А шлепнули в Берлине 10 мая 1945 года.
Отмена реабилитации Блюменталя-Тамарина
"Вокруг Булгакова": сад "Аквариум" | Однако в рамках театральной сцены Всеволоду Блюменталь-Тамарину было тесно. |
Smart75 • История одного предательства | Всеволод Блюменталь-Тамарин Вероятно, в этот момент Блюменталь-Тамарин оторвался от реальности и потому позволял себе крайне бестактные выходки. |
Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна - Код памяти | Новости про воров в законе. Саша Север. |
Двойник Сталина в Третьем рейхе закончил жизнь на дереве
РИА Новости, 1920, 10.03.2024. В «послужном списке» Всеволода Блюменталь-Тамарина – звание Заслуженного артиста РСФСР, два смертных приговора, сотрудничество с фашистами, смерть при невыясненных обстоятельствах и весьма сомнительная реабилитация. 1945) family tree on Geni, with over 240 million profiles of ancestors and living relatives. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Предатели с Андреем Луговым Всеволод Блюменталь-Тамарин.
Евгений Весник. Сто метров войны
В 1917−18 годах Всеволод Блюменталь-Тамарин играл в Харьковском драматическом театре. Блюменталь-Тамарин принял активнейшее участие в действиях геббельсовской организации «Винета», которая без устали агитировала за поражение советской страны. Поскольку сестра Льва Инна была замужем за Всеволодом Блюменталем-Тамариным, мальчик с 8 лет (с 1926 г.) постоянно бывал в доме тёти и дяди. Ловко имитируя голос Сталина, Блюменталь-Тамарин озвучивал фальсифицированные указы советского правительства. Егор Яковлев о том, как в России реабилитировали нацистского пособника Блюменталя-Тамарина, а затем эту реабилитацию отменили.
Боксер из Ленинграда мог убить Гитлера в 43-м
Блюменталь-Тамарин 1910 Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин родился в 1881 году в театральной семье. Отец его — известный режиссёр и актёр Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин. Мать — Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина, дочь крепостного крестьянина, была гениальным самородком. Начав с любительской сцены, она блистала на театральных подмостках еще в дореволюционные годы.
Всеволод Блюменталь-Тамарин пошел по стопам родителей и в 1901 году уже выступал на профессиональной сцене. После революции играл в Харьковском Большом театре. Когда в 1919-м в город пришла Русская Добровольческая армия Деникина, то актеры харьковских театров под руководством Блюменталь-Тамарина устроили праздничные концерты на разных сценах города, а сам Всеволод Александрович как пишет в своих воспоминаниях В.
Шверубович, находившийся в это время в Харькове на гастролях с Московским художественным театром : «…верхом на белом цирковом коне, с огромным трехцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на поддержку «освободителей родины». Был, конечно, арестован ворвавшимися красными и освобожден по ходатайству Луначарского. В 1926 году в Москве шумно отмечалось 25-летие его сценической деятельности.
Шмелингу удалось найти всего одного, кто согласился боксировать: Игоря Миклашевского, чемпиона Ленинграда в среднем весе. Русский боксер с уверенностью дошел до финала, где должен был встретиться с немецким боксером. На Миклашевского попытались надавить, чтобы тот «лег», но за русского вступился Шмелинг. Который заявил, что в спорте не место идеологии. Сотрудники гестапо не посмели спорить с боксером, которого еще в середине 30-х сделали кумиром нации и воплощением арийского духа. Так Миклашевский стал чемпионом условно, конечно Европы в своей весовой категории. А заодно заручился дружбой самого Шмелинга.
Вообще-то немецкий боксер не был нацистом и не принимал их идеи. Достоверно известно, что в 30-х годах он прятал в своем доме еврейских детей, которым потом помогал покинуть Германию. Так что Шмелингу было абсолютно наплевать, что Миклашевский не арийской крови. И немец помог русскому диверсанту войти в высшее общество Третьего рейха. На одной из вечеринок состоялась встреча Миклашевского и Чеховой. Игорь представился, упомянув имя своей матери, с которой Чехова была хорошо знакома. А когда они отошли от других гостей и никто не мог их подслушать, назвал пароль.
Так началась подготовка к операции, которая не состоялась. Осенью 1943 года Миклашевский отправил в Москву сообщение, что операция по ликвидации Гитлера имеет все шансы на успех. Судоплатов стал отправлять в Германию заранее подготовленных агентов, которые должны были помочь Миклашевскому выполнить спецзадание. Они должны были проникнуть в Берлин через сопредельные страны, а потом ожидать часа «X». Вчерне план был таков: заложить компактное взрывное устройство в VIP-ложе в театре, а обеспечить явку фюрера на спектакль должна была Чехова. Этот план действительно мог увенчаться успехом: Гитлер сильно благоволил Чеховой и вряд ли бы отказался от личного приглашения. Но Иосиф Сталин приказал прекратить подготовку к операции и не трогать ни Гитлера, ни кого-либо еще из его окружения.
Как мы уже писали, к концу 1943 года стало абсолютно ясно, что хребет немецкой армии сломлен. Это было понятно и многим немецким генералам, которые вступили в сепаратные переговоры с американцами и англичанами. Так что Сталин опасался, что, в случае устранения Гитлера, союзники могут выйти из войны или даже поддержать немцев в борьбе с коммунистическим режимом. Подготовка к операции была свернута, а Миклашевскому поступило другое задание. Он должен был как можно больше узнать о деятельности и верхушке армии Власова. В конце 1944 года, во время налета американской авиации, советский диверсант был тяжело ранен, лечился в немецком госпитале, а после окончания лечения, в начале 1945 года, сумел пробраться в Бельгию и затем во Францию. Где сдался американской разведке.
Представился советским разведчиком и вскоре был передан русским спецорганам. Многие «власовцы» попытались затеряться среди других военнопленных, и Миклашевский помогал выявлять их. Ведь если обычных пленных иногда отпускали на все четыре стороны особенно если имелись свидетельства того, что они попали в плен в бессознательном состоянии , то членов РОА однозначно ждал суровый приговор: минимум 10 лет, а офицеров — 25 или расстрел. Несмотря на предложение остаться в спецорганах, в 1947 году Миклашевский уволился при увольнении был награжден орденом Красного Знамени и опять занялся спортом.
В 1931 году какой-то бывший чекист испортил актёру вечер в Харькове. Мужчина не только слушал, как артист вдохновенно читает стихи и рассказывает актёрские байки, но подошёл к нему и признался, что это он должен был расстрелять Блюменталя как предателя, ведь в белой контрразведке из-за него до смерти запытали девушку Лизу. Блюменталь побледнел и пролепетал что-то о том, что он-де был оправдан красными. Незнакомец ушёл, но вечер оказался испорчен, и вдохновение не вернулось — слишком велик был страх перед прошлым. В 1940 году актёр даже сыграл роль диверсанта в картине "На дальней заставе". Словно предчувствовал дальнейшую судьбу. Ждал нацистов Когда началась война, Блюменталю было 60 лет. Он сразу же прервал гастроли труппы, шедшие на западе Украины, и метнулся в Москву, где его ждала жена бывшая балерина и модель Инна Лощилина , а оттуда благоразумно переехал на дачу, которая находилась в Новом Иерусалиме под Истрой. Его соседями были актёры и певцы, среди которых были Освальд Глазунов и Иван Жадан. Когда немцы подошли вплотную, многие хотели эвакуироваться. Попытки уехать были и у жены Блюменталя Инны. Власти составляли списки желающих, но артист как будто и в ус не дул, отговариваясь от эвакуации под благовидными предлогами. Наоборот, словно что-то зная, он отговаривал Инну и знакомых от эвакуации. У актёра был свой козырь в рукаве — по паспорту он числился немцем, хотя немцем был только его дедушка. Позже выяснится, что Блюменталь готовился к приходу нацистов: он заранее свёз на дачу все ценные вещи и семейный архив. А когда немцы подступили к Истре, чета Блюменталей исчезла. Оказывается, актёры втихую выкопали в глухом лесу землянку, в которой решили пересидеть бои, а затем появиться перед немцами. Немецкие войска в Истре. Освальд Глазунов, например, уехал в Ригу и стал играть там, развлекая эсэсовцев, Иван Жадан давал концерты перед нацистами и перебежчиками из РОА Русская освободительная армия Власова , а Блюменталя "высшая раса" пригласила работать на радио.
К своему 60-летию в 1941 году артист готовил программу, основанную на произведениях Лермонтова. С ней он и отправился на гастроли в начале лета. Начало войны застало его в Черновцах. Блюменталь-Тамарин вместе с женой и дочерью срочно вернулся в Москву. Ему за свою судьбу беспокоиться на приходилось: в числе других известных актеров он получил право на эвакуацию вместе с семьей. Уезжать, однако, Всеволод Александрович не собирался. Много времени он проводил на своей даче под Новым Иерусалимом. Как потом выяснится, туда он свозил ценные вещи и архив. К нему не раз приезжали представители властей, вежливо интересуясь, когда артист собирается эвакуироваться. Каждый раз Блюменталь-Тамарин находил предлог для отсрочки. Когда закипели бои на ближних подступах к Москве, он и вовсе исчез. Когда территорию захватили гитлеровцы, он вышел к ним, сообщил, что является наполовину немцем и хочет помогать великой Германии. Уже в январе 1942 года он оказался в Берлине. А 2 февраля 1942 года он впервые выступил по радио, обращаясь с призывом к советским гражданам не защищать сталинский режим и подчиниться «немцам-освободителям». С этого момента его пропагандистские выступления стали регулярными. Иногда, имитируя голос Иосифа Сталина, он зачитывал несуществующие приказы и распоряжения советского командования. В общем, ведомство Геббельса было им очень довольно. Оценили новую деятельность Блюменталя-Тамарина и в Москве, где ему заочно вынесли смертный приговор. Помимо выступлений по радио, актер писал статьи для коллаборационистской прессы. Чтобы понять, что это были за статьи, достаточно привести отрывок из публикации в газете «Новое слово» за март 1942 года: «Театральные студии руководились жидами Любимовыми-Ланскими бывшим провизором из Елизаветграда , Леонидовым, Таировым Корнблит , Раппопортом театр Вахтангова и тысячью других евреев, создавших чуть ли не при каждом заводе театральные студии, школы и так называемые самодеятельные кружки. Сеть этих ловушек для русской молодежи выпускала десятки тысяч полуграмотных, с блатным одесским языком, бездарных и чудовищно наглых актеров, не знающих ни истории русского театра, ни русской литературы, ни русской драматургии. Руководимые Мейерхольдом и его учениками, они роились как навозные мухи в весенний день. Интересно, конечно, читали ли в 1993 году люди, принимавшие решение о реабилитации Блюменталя-Тамарина, эти его, с позволения сказать, работы?
Предатели: Всеволод Блюменталь-Тамарин
В 1907 году он был разрушен в результате обрушения стены, отделявшей сад от Комиссаровского одним из арендаторов, а затем директором стал актёр и режиссёр Александр Блюменталь-Тамарин (более известен его сын Всеволод. Вспомнил рассказы очевидцев о том, как сдавался в «плен» подходившим к Москве фашистам народный артист РСФСР Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин, сын знаменитой артистки Малого театра Марии Михайловны Блюменталь-Тамариной. Однако в рамках театральной сцены Всеволоду Блюменталь-Тамарину было тесно. Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин за измену Родине еще в 1942 году был приговорен к смертной казни Военной коллегией Верховного суда СССР. В 1917−18 годах Всеволод Блюменталь-Тамарин играл в Харьковском драматическом театре.
Please wait while your request is being verified...
Окончил Московское театральное училище. Был на первом семестре Тенишевского училища. Во время студенческих волнений мы выбросили из окна чертёжной подосланного полицейского шпика, в результате чего я и 35 студентов «вылетели» из института с волчьими билетами. После этого я решил бесповоротно — иду на сцену. Вступил в оперетту Шумана в Вильно , где отец был режиссёром». Потом была череда городов, театров и ролей. В 1917—1918 гг. Гоголя, 41 [1].
Сыграл в Большом театре Царя Эдипа о спектакле в постановке Соколовского см. Харьковская пресса писала: «С большим ансамблем проходит пьеса «Маргарита Готье». Блюменталь-Тамарина, то, изображая Протасова, артист лишил его барственности [и] не усугубил, не осложнил внутреннего мира, не обогатил деталями и все мотивы поступков и действий приписал не столько высоким запросам духа, сколько безволью, бесхарактерности, склонности натуры. В декабре 1918 появилось сообщение о том, что Блюменталь-Тамарин примет участие в создаваемом Д. В 1919, когда Харьков был занят частями Добровольческой армии генерала А. Деникина , Б. Находившийся в Харькове с начала июня 1919 г.
Шверубович , описывая занятие города частями Добровольческой армии, в частности, вспоминал: «Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. Бахтаров, пересказывая со ссылкой на автора, но без указания публикации довольно близко к тексту вышеприведённый «пассаж» Шверубовича, сообщает далее: «Когда Красная Армия вошла на Украинскую землю, он был арестован.
Претензий к Советской власти у него быть не могло. В 1919-м ему персонально оставили хутор, в 1920-м простили проделки в деникинской армии, доносы на коллег и т. Как и мать, Всеволод был осыпан наградами. Луначарский подарил ему роскошную дачу в элитном посёлке НИЛ «Наука. Литература» под Новым Иерусалимом. Предположим, Блюменталь-Тамарин ненавидел Советскую власть по идейным соображениям. Так он, оказавшись 22 июня 1941-го в Черновцах, где собирал материалы о творчестве Лермонтова, мог бы там и остаться. Однако Блюменталю-Тамарину нужны были только «бабки» и слава. От красных, белых, нацистов — какая разница?! Посему Всеволод рванул в Москву, где собрал наиболее ценные вещи и архивы и свёз всё в НИЛ, хотя ему предлагалось место в спальном вагоне для эвакуации в Среднюю Азию. В ноябре в Новом Иерусалиме появились немцы, и Блюменталь-Тамарин с женой Инной Александровной, урождённой Лащилиной, предложили им свои услуги. Гитлеровцы немедленно привлекли артиста к работе в секретной организации «Винета», входившей в состав министерства пропаганды Геббельса. Руководил конторой немец Эберхард Тауберг, а его помощником всю войну был Александр Павлович Альбов, врангелевский офицер, бежавший из Крыма. Кстати, сейчас в Севастополе поручикам Альбовым поставлен памятник. В «Винете» работало несколько деятелей культуры, хорошо известных в узких кругах: Сергей Набоков, младший брат знаменитого писателя, дочь Фёдора Шаляпина Татьяна, известный ленинградский театральный режиссёр Сергей Радлов, его жена поэтесса Анна Радлова, певец Большого театра, исполнитель главных партий мировой оперной классики Иван Жадан. Первая радиопередача «Винеты» из Германии на шести языках: русском, украинском, белорусском и трёх прибалтийских — состоялась 22 июня уже в 10 утра, то есть на два часа опередила Молотова, сообщившего советскому народу о вероломном нападении Германии. По классификации армии США эту радиостанцию можно назвать «белой», поскольку её авторы и дикторы не скрывали, что находятся в Берлине. Но кроме неё под крылом «Винеты» работали три «чёрные» радиостанции, основанные якобы оппозиционными советской власти группами в подполье на территории СССР. Любопытно, что «чёрные» «Винеты» начинали и заканчивали свои передачи «Интернационалом».
Ни Лощилина, ни Дубровская не знали ни этой точной даты, ни имени убийцы, когда нашелся труп Блюменталь-Тамарина, висевший на дереве в берлинском пригороде. Официальная версия была самоубийство. До этой трагедии Игорь Миклашевский объявился у Блюменталей в Берлине под видом беженца, они родственника приютили, но потом он неожиданно пропал. Он, как потом выяснилось, был разведчиком, засланным в Берлин, чтобы выполнить задание — приказ 1942 года. Игорь Миклашевский потом долго жил в Москве и умер только в 1990-м. Ни он, ни вдова Инна Александровна, ни Анастасия Дубровская не могли знать, что в 1993-м Блюменталь-Тамарин будет реабилитирован в России. Оставшись вдовой и будучи не очень приспособленной к жизни, Инна Александровна вместе со своей подругой Дубровской, у которой к тому времени тоже умер муж, переехала из Германии в Америку. В Нью-Йорке в 1949—1952 годах был русский театр драмы. Они обе там играли. Уйдя на пенсию, переселились в маленький городок между Нью-Йорком и Бостоном, где в 1974-м Инна Александровна умерла после изнурительной болезни, оставив душеприказчицей Анастасию Борисовну. Архив Блюменталь-Тамарина долго лежал в чемодане в местной церкви. Когда из России начали доходить перестроечные вести, стали возможны гастроли, Дубровская оказалась на нашей «Федре». Только я не понимаю, почему Анастасия Борисовна, отдавая мне кулон, говорила про волю своей подруги. Та никак не могла меня видеть в Театре поэзии, ибо, когда я впервые стала выступать в Америке, ее уже давно не было на свете. Видимо, здесь кроется какая-то другая история, но спросить мне уже некого. Вероятно, историкам театра будут интересны некоторые письма, адресованные Всеволоду Александровичу Блюменталь-Тамарину и его фотографии. Вот, например, письмо В. Качалова от 24 апреля 1937 года. Дорогой Всеволод Александрович! Обращаюсь к тебе с большой просьбой. Окажи содействие, помощь. Сделай невозможное, чтобы подательница сего, моя хорошая знакомая — Марина Ивановна Милиотти, актриса, обладающая способностями и громадной любовью к искусству, — могла бы вновь вернуться на сцену, от которой она, силой всяких обстоятельств, была оторвана в течение нескольких лет. Может быть, она может оказаться полезной в твоем театре? Может быть, ты поможешь ей устроиться в другом деле? Очень рад был услышать об огромном успехе твоих выступлений в Москве и очень жалею, что не удается самому тебя повидать. Обнимаю пока с сердечной любовью — твой Качалов. И еще одно письмо от В. Качалова, от 28 июля, но без года отправления: Дорогой, милый Всеволод! Прежде всего от всей души приветствую тебя — с выздоровлением и радуюсь ему сердечно вместе со всеми твоими друзьями, со всеми любящими и чтущими тебя. Радуюсь и нисколько не обижаюсь на веселый юмор твоего «зубоскальства» по поводу моей неудачной рекомендации. Конечно, меня-таки задел за живое твой ядовитый экивок по адресу моей якобы «доброты за счет старых товарищей, не могущих отказать» и т. Хочу оправдаться перед тобой. Конечно, ты прав в том, что вообще следует осторожнее и осмотрительнее давать рекомендательные письма, и я по мере сил стараюсь держаться этого правила. А тут, очевидно, я оплошал. Но в свое оправдание скажу, что собственно «рекомендательного» письма я ведь тебе не писал, в моем «нежнейшем» письме к тебе была лишь нежность нашей с тобой старой дружбы, нежность к тебе, а не к рекомендуемой особе. Я обращался лишь к твоему доброму сердцу, к твоей, так сказать, благотворительности — не можешь ли ты, мол, помочь больной, беспомощной пожилой женщине, бывшей актрисе, окончившей когда-то театральную школу, помочь ей «пристроиться» как-нибудь снова к театру — именно «как-нибудь» — на всякую работу, хотя бы конторскую. А вышло такое «недоразумение» — она стала претендовать u на Оль-Оль Персонаж из пьесы Л. Андреева «Дни нашей жизни». Разве я мог этого ожидать? Прости за все причиненное тебе.
На обомлевшего слушателя обрушился не просто ушат словесных помоев, а водопад самых гнусных измышлений. В своих выступлениях предатель призывал их не поддерживать «кровавый режим палача Сталина» и переходить на сторону «несущей свободу и европейские культурные ценности армии Великой Германии», а население оккупированных территорий убеждал в необходимости «всемерного содействия установлению нового порядка на землях, освобождённых от тирании большевиков». Столь невероятный нравственный и политический кульбит Блюменталь-Тамарина не могли представить не только его поклонники, но и коллеги по сцене. Всего полгода назад этот баловень судьбы и Мельпомены купался в лучах славы и пел оды советской власти и её вождям. Если бы не война…» Так начинается эта книга. История жизни Блюменталь-Тамарина у нормального человека вызывает как минимум неприязнь, скорее даже брезгливость. Известный театральный деятель, воспитанник и любимец богемы и убеждённый монархист, после революции он мгновенно переметнулся к большевикам. Но когда в Харькове его застало наступление Деникина, тут же встал под знамёна Белой гвардии. Более того, принял активное участие, собирая пожертвования на борьбу с «жидо-комиссарской заразой». Но выбор оказался преждевременным.