12 апреля 1961 года случилось по тем временам чудо: простой советский человек, старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле под названием «Восток» впервые совершил вылет в околоземное пространство.
Первые секунды полета и приземление: каким был день 12 апреля 1961 года
Как освещался полёт Гагарина в зарубежных и советских газетах и журналах (СМИ) | Новости. Легендарный полет состоялся 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени на космическом корабле «Восток». |
Впервые человек совершил полет в космос | 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос, длившийся 108 минут. |
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
День космонавтики: 12 апреля 1961 в заголовках газет Сегодня, 12 апреля — день космонавтики. Когда-то, 56 лет назад, мир ошеломленно читал заголовки газет: человечество шагнуло в космос! Это было невероятно! Сотни газет во всех странах перепечатывали фотографию с изображением Юрия Гагарина: первого человека, дерзнувшего покинуть Землю и отправиться в космос. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт планеты перед полётом Вспомним их заголовки: Daily Worker дважды публиковало статьи о полёте Гагарина: 12 апреля: «Первый человек в космосе» и 13 апреля: "Коммунист в космосе! Все публикации уместить в одной статье просто невозможно.
Разумеется, писали об этом событии и в советской прессе.
Этот эпохальный полет длился 108 минут. О том, что увидел первый космонавт, когда вышел на орбиту, свидетельствует полная стенограмма его переговоров с Землей. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области. На высоте нескольких километров от поверхности Земли, в соответствии с намеченной программой, космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата.
Первый космический экипаж, состоящий из трех космонавтов, первый выход человека в открытый космос, первая стыковка двух пилотируемых кораблей «Союз», первая сборка на орбите пилотируемых комплексов на базе орбитальных станций, первый полет орбитального корабля многоразового использования «Буран» — таковы основные вехи нашей космической одиссеи. Прошло 60 лет со дня того знаменательного события. Сегодня в мире нет ни одной хозяйственной отрасли, где бы не использовались достижения космонавтики. Привычными стали такие понятия, как космическая индустрия и технология, космическая связь и навигация. Привычными стали длительные орбитальные вахты международных космических экипажей, насыщенные разнообразными научными экспериментами.
Из аэропорта Хрущев и Гагарин со своей супругой Валентиной направились в город в открытой машине, украшенной цветами, в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов. В 13 часов дня планировалось шествие людей по улицам столицы от Ленинского проспекта до Боровицких ворот Кремля. Власти города рассчитывали, что Юрия Гагарина встретят всего 100 тысяч человек, но людей было настолько много, что все улицы столицы были заняты в тот день. Чтобы принять участие в торжестве, горожане забирались на крыши домов, фонарные столбы, деревья. В воздухе плыли разноцветные шары, асфальт был усеян цветами. Повсюду были видны самодельные транспаранты и плакаты: «Москва — космос. Над Октябрьской сейчас — Калужской площадью пролетел вертолет, рассыпавший листовки с портретом Гагарина. Центром всех мероприятий стала Красная площадь. На Лобном месте декораторы соорудили огромную 22-метровую космическую ракету. В 14 часов 30 минут на трибуну мавзолея вместе с Гагариным поднялись члены правительства.
День космонавтики: 12 апреля 1961 в заголовках газет
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. В ролике использованы материалы из архива РКК "Энергия". Но именно 12 апреля 1961 года он стал первым в мировой истории человеком, который совершил полет в космос. Цифра “12 апреля” – дата предлагаемого старта Алана Шерпарда – дамокловым мечом висел над Байконуром. 12 апреля 1961 года случилось событие, определившее по большому счету весь ХХ век: Юрий Гагарин, первым среди землян, сумел преодолеть оковы тяготения и облететь вокруг планеты. 12 апреля 1961 года, ликовала вся планета.
«Поехали!» Как мир реагировал на первый полет человека в космос
55 лет назад Гагарин триумфально открыл эру пилотируемой космонавтики | 12 апреля 1961 года произошло важнейшее событие в мировой истории – первый полет человека в космос. |
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос — EADaily, 12 апреля 2017 — История | 12 апреля 1961 года, 55 лет назад, состоялся первый в истории полёт человека в космос. |
12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики
Мы собрали 7 воспоминаний свидетелей событий 12 апреля 1961 года. 12 апреля 1961 года, ликовала вся планета. Но нет сомнений, что этот путь начался 12 апреля 1961 года. 12 апреля 1961 года я, девятилетний мальчик, сильно болел воспалением лёгких. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.
Юрий Гагарин: первый полет в космос — как это было
В ролике использованы материалы из архива РКК "Энергия". Из воспоминаний о событиях 12 апреля 1961 года Алексея Архиповича Леонова. 12 апреля 1961 года – дата, которая навсегда вошла в мировую историю научных достижений. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории совершил орбитальный облёт земли, став первым человеком в космосе.
День космонавтики 2024: история и традиции праздника
Аппарат не удалось направить в нужном направлении, компьютеры наведения вышли из строя. Все попытки пилота исправить положение результатов не дали. В эфире Комаров чертыхался, что всё сломано, ничего не работает. На Земле инженеры отчаянно пытались вернуть капсулу с космонавтом.
Это оказалось невозможно — не сработал автоматический режим посадки. Было принято решение о переходе на ручное управление. Комаров безупречно выполнил все необходимые операции.
Ему удалось добиться того, что включились тормозные двигатели. У всех появилась твёрдая надежда на счастливый исход. Судьба распорядилась иначе.
Внезапно пропала связь с кораблём. Довольно долго все оставались в неведении. Лишь утром следующего дня лётчик поискового вертолета обнаружил место падения «Союза».
Недалеко от города Орск в Оренбургской области. Маршал Крылов лично выехал на место. Периметр был покрыт брезентом.
Когда его открыли — все увидели останки корабля, врезавшегося в Землю. Останки космического корабля. Официально было заявлено, что испытательный полёт прошёл в полном соответствии с планом.
Все заявленные задачи были выполнены. В сообщении указывалось, что лётчик-космонавт погиб в результате отказа основного парашюта. Не сообщалось о том, что из-за аварийного вращения на орбите спутались стропы и падение происходило без снижения скорости.
Запасной парашют не смог раскрыться. Подобная ситуация почти в точности повторилась в январе 1969 года. Космонавт Борис Волынов совершал полёт на аппарате «Союз-5».
Только последнему удалось выжить. Владимиру так не повезло. Владимир Комаров с женой и дочерью.
Была ли гибель космонавта Владимира Комарова трагической случайностью, как об этом говорилось во всех официальных сообщениях? Определённо, нет. До этого проводились испытания беспилотных «Союзов».
Все они провалились. После этих неудачных попыток принимается решение о реализации столь амбициозного проекта. Для чего?
Чтобы потешить чьё-то тщеславие? Дорогую цену заплатил за это космонавт. Самое ужасное, что он прекрасно понимал — он не вернётся живым.
Улицы городов немедленно заполнились людьми, они обнимали, поздравляли друг друга. Многие потом вспоминали, что это было похоже на День Победы в 1945 году. Сообщения о первом полете в космос облетели весь мир. Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!
Московское время десять часов две минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство…». Вся страна, весь мир праздновал победу человека над земным притяжением.
На голову я надел белый шлемофон, сверху - гермошлем, на котором красовались крупные буквы: "СССР". Люди, надевавшие на меня скафандр, стали протягивать листки бумаги, кто-то подал служебное удостоверение - каждый просил оставить на память автограф. Я не мог отказать и несколько раз расписался". Гагарина облачают в теплую одежду под скафандр. Объявляется трехчасовая готовность. На верхнюю площадку установщика поднимаются медики для закладки питания - последняя операция перед посадкой космонавта.
Питание закладывают на десять суток. Это делается на тот случай, если откажет тормозная двигательная установка. Конструкция космического корабля и высота орбиты были выбраны так, что позволяли осуществить спуск с орбиты спускаемого аппарата с космонавтом за счет естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы, но тогда Гагарину пришлось бы пробыть на орбите не 108 минут, а около 10 суток. Это был запасной вариант спуска с орбиты. Королев старался предусмотреть все мыслимые варианты нештатных ситуаций. И делал все на тот момент возможное для их предотвращения и благополучного возвращения первого космонавта. Тюра-Там, стартовая позиция. Из дневника генерала Каманина: "Вместе с ведущим инженером корабля на лифте поднялся к верху ракеты и проверил шифр 145 логического замка. Логический замок работал нормально".
Поясним: уже тогда на космическом аппарате наряду с дублированием всех систем была предусмотрена возможность ручного управления спуском с орбиты. Однако медики еще не знали наверняка, как отразится невесомость на психике человека и насколько адекватными будут действия космонавта с момент принятия важных решений. Чтобы космонавт в возбужденном состоянии не включил до времени тормозную двигательную установку ТДУ на спуск, и был придуман логический замок. А на пульте управления в кабине корабля была особая красная кнопка, закрытая предохранительной крышкой. Ключом-дополнением к ней служил логический замок. Для включения ТДУ космонавт должен был нажать в строго определенном порядке три из девяти пронумерованных кнопок. Воспользоваться этим кодом можно было только на орбите, распечатав специальный конверт. Первые шаги в скафандре: Юрия Гагарина провожают к автобусу. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Подошел специально оборудованный автобус.
Я занял место в "космическом" кресле, напоминавшем удобное кресло кабины космического корабля. В скафандре есть устройства для вентиляции, к ним подаются электроэнергия и кислород. Вентиляционное устройство было подключено к источникам питания, установленным в автобусе. Все работало хорошо. Автобус быстро мчался по шоссе. Я еще издали увидел устремленный ввысь серебристый корпус ракеты, оснащенной шестью двигателями общей мощностью в двадцать миллионов лошадиных сил. Чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась все больше и больше, словно вырастая в размерах. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на ее острой вершине. Юрий Гагарин и Герман Титов на втором плане по дороге к старту.
Небо выглядело чистым, и только далеко-далеко жемчужно светились перистые облака. Так мог сказать летчик". Королев и маршал Москаленко в центре под объективом кинокамеры приветствуют Юрия Гагарина на стартовой позиции. Из него, поддерживаемый Е. Карповым вышел в ярко-оранжевом скафандре Юрий Гагарин и направился к членам Государственной комиссии: "Старший лейтенант Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике готов". Потом было сделано заявление для печати и радио. Уже через несколько часов оно станет мировой сенсацией и останется в этом качестве навсегда. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться.
Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: "До встречи в районе Куйбышева через несколько часов". Из мемуаров Бориса Чертока: "По двухчасовой готовности - "РГ" на стартовую площадку подъехал автобус с космонавтами. Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговоренное расписание. К счастью, скупые, но достоверные кадры кинохроники сохранились. Это во многом заслуга кинооператоров студии "Моснаучфильм в спускаемом аппарате". Члены Госкомиссии провожают Гагарина к лифту пускового комплекса. Ивановского направился к лифту. Уже с площадки перед входом в кабину приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле.
Специалисты по скафандру, с одной стороны, О. Ивановский и В. Хильченко, с другой, помогают Ю. Гагарину подняться по двум ступенькам приставной лестницы, закинуть ноги и лечь в кресло. Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета. По громкой связи звучит команда: "Всем, не занятым в работе, покинуть стартовую площадку! Из мемуаров Бориса Чертока: "Я спустился в бункер, посмотрел на сосредоточенно серьезных военных пультистов носителя, Пилюгина, пристроившегося в углу пультовой со своими консультантами, расположившихся в гостевой Москаленко и Руднева, убедился, что у следившего за пультами "объекта" Юрия Карпова тоже "замечаний нет". Юрий Быков из бункера начал проверку "Зари". Через десять минут связь с "Кедром" - такой позывной присвоили Гагарину - была установлена.
До спуска Королева в бункер связь с Гагариным поддерживали из "гостевой" Каманин и Попович. Поднявшись из бункера, я доложил находившемуся на площадке Королеву, что по моей части замечаний нет, и получил разрешение отбыть на ИП-1". В 7:28 на связь с Юрием Гагариным вышел Сергей Королёв и принял его доклад о готовности. Затем космонавт по заданию главного конструктора радиосистем Ю. Быкова проверял средства связи. Конструктор Олег Ивановский, который еще оставался рядом с Гагариным, показал ему расположение продуктов в кабине корабля. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1.
Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность…". Эта "мелкая", по словам Каманина, заминка стоила нервов и вошла в историю того дня во множестве пересказов и почти легенд. А как было на самом деле? У входа в лифт. Ответ "Кедра" - "Чувствую себя превосходно". Казалось, что все идет согласно графику подготовки, как было еще вчера при "контрольном прогоне"… Слесари-монтажники Н. Селезнев, В. Шаповалов и В. Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате - закрывали люк.
И вдруг доклад: "Нет КП-3! Нет КП-3! На центральном пульте управления в защищенном бункере, куда стекалась вся техническая информация, не засветился один из транспарантов, который должен сигнализировать о штатном закрытии люка прижиме крышки в спускаемом. Сигнала нет - стартовая готовность корабля не набирается… Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании... Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку. Как поняли меня? Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы. Заря-1 Королев : Ну, отлично, хорошо.
Главный конструктор на связи с первым космонавтом. Фото: ТАСС Опытные, натренированные руки сумели открыть и снова закрыть тридцать замков на крышке люка, проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской" и установить теплозащиту люка. Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад: "Есть контакт КП-3! Из мемуаров Бориса Чертока: "Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля. Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов. Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим".
Кедр: Пока не дали. Заря-1 Королев : Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич. Кедр: Дали про любовь. Заря-1 Королев : Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю. Юрий Гагарин в корабле при отрытом люке. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику. По двадцатиминутной готовности Н. Каманин и П.
Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. К старту готов", - я пошел раздеваться. Быстро снял скафандр, гермошлем, комбинезон, надел "земную" одежду и отправился на пункт связи. Здесь собрались мои товарищи космонавты и можно было по трансляции слушать переговоры Земли с Юрием в ходе подготовки машины к старту. В динамике раздался уверенный, с оттенком шутки голос Гагарина…". Чем жила в день старта Юрия Гагарина и накануне родина его дублера Германа Титова? Номера "Алтайской правды" за 9 , 11 и 12 апреля 1961 года. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина.
Следует команда: "Минутная готовность! Она пройдет, и управление ракетой будет передано автоматике. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А. Кириллова: "Ключ на старт! Всего на 50 миллиметров приподнялась многотонная, объятая пламенем конструкция, а фермы пусковой установки автоматически расходятся, оставляя стартующую ракету и корабль наедине с собой. От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, у людей закладывает уши. Старт ракеты с первым пилотируемым космическим кораблем "Восток" под управлением космонавта Юрия Гагарина на космодроме Байконур. Из дневника генерала Каманина: "Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали.
Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально". Сейчас полетим в район приземления. Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту. Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире. По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету". Из дневника генерала Каманина: "На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная". Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался.
В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его.
Юрий Гагарин во время предстартовой подготовки на космодроме Байконур 12 апреля трехступенчатая ракета-носитель «Восток» доставила на орбиту корабль с человеком на борту. Двигатели третьей ступени ракеты вовремя не выключились, и корабль вышел на 100 км выше расчетной высоты, тем не менее в целом полет проходил по заданному расписанию. Гагарин постоянно докладывал о своем самочувствии, производил записи в бортжурнал и бортовой магнитофон, проводил простые эксперименты — например, впервые в истории поел в космосе.
Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить, или потуже завернуть.
Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем», — о каждом своем действии Гагарин доложил на заседании Государственной комиссии 13 апреля. В конце полета не произошло штатного разделения отсеков, и 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался с высокой скоростью.
Перенести такое мог бы далеко не каждый человек. В личной характеристике Гагарина отмечалась его способность быстро ориентироваться в новой обстановке и владеть собой в различных неожиданных ситуациях. Так и во время непредвиденной ситуации на борту корабля «Восток-1» он сумел сохранить хладнокровие и решил «шум не поднимать», лишь сообщил на Землю, что разделения не произошло. Получился «кардибалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения.
Все кружилось. То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки.
Мне было интересно самому, что происходит», — рассказывал космонавт. Когда «Восток» вошел в более плотные слои атмосферы, спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Впереди было то, чего не ожидал даже Гагарин, — после входа в атмосферу загорелась обшивка капсулы, и струйки расплавленного металла потекли по стеклам иллюминаторов.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
Впервые человек совершил полет в космос 12 апреля 1961 г. Полет был начат в 9 часов 7 минут по московскому времени, что соответствовало 06:07:00 UTC. Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководил Главный конструктор Сергей Павлович Королев. Этот эпохальный полет длился 108 минут.
Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков". Из воспоминаний Тамары Титовой: "О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране. Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик. Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины. Та очень переживала, плакала.
И я плакала вместе с ней. Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться. Хотя верили, что всё будет хорошо…". Из воспоминаний Валентины Гагариной: "Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила. Я не могла разговаривать. Голос диктора сообщил: - Полет продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо. Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось. Рука не слушается.
Карандаш падает на стол. А люди что-то говорят, говорят…". Поселок Чкаловский. В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери. Фото: wikimapia. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво. Я остановился. Мама плачет. И что за напасть? Только что говорила, что легче ей.
Вечно с этими женщинами всякие истории. Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении... Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность?
Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля.
Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет.
Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда.
Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали.
Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком. А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио. Мама, когда услышала, в обморок упала. Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность. Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил... Боже мой, а как же Валентина все это переживет? Ведь одна она там, ребятишки несмышленые...
До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров. Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи. Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся... Тут кассирша выскочила: - Гражданка, - кричит, - где вы? Сдачу с десяти рублей возьмите!..
Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо. Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру. Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон". Из мемуаров Бориса Чертока: "Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли. На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата. На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла. При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян.
Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» сильно обгорел в плотных слоях атмосферы, но жизнь космонавта сохранил и сам остался цел при встрече с землей. Спускаемый аппарат корабля "Восток-3А" на парашюте приземлился. Юрий Гагарин снова на земле и уже без скафандра. Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта. Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им. Шевченко из деревни Узморье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался". Борт военного самолета на подлете к Куйбышему. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой...
Общий вагон пассажирского поезда на перегоне Гжатск - Можайск. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Радио на всю катушку работает. Мама услышала сообщение и разрыдалась… Поблизости оказался врач, дал какие-то успокоительные таблетки, но таблетки мало помогли. В Можайске, узнав о том, что Юра благополучно приземлился, она снова едва не потеряла сознание". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Случилось, как в хорошем романе, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья!
Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели.
Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал ещё в 1903 году. Через полвека, 4 октября 1957 года, с помощью первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, спроектированной советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым, в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др. В начале 1960 года был создан Центр подготовки космонавтов и набран первый отряд космонавтов. Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». Об этом сообщается на сайте Президентской библиотеки имени Б. Ельцина, которая подготовила список источников по этой теме, доступных, в том числе, в цифровом виде: Борзенко С. Первый космонавт. На космических стартах и финишах.
На высоте нескольких километров от поверхности Земли, в соответствии с намеченной программой, космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Гагарин приземлился в 10 часов 55 минут по местному времени на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Значение этого полета трудно переоценить — он открыл эпоху пилотируемых космических полетов и освоения космического пространства человечеством. Сегодня в честь этого знаменательного события ежегодно 12 апреля в мире отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.
Первый выход в космос
Номер от 12 апреля 1961 года На третьей полосе космической теме зарубежные отклики о полете Гагарина, переданные ТАСС отдана примерно четверть площади. Остальное — материалы о Москве и стране. А последняя страница, как всегда, занята рекламой и объявлениями. Больше всего оперативности от журналистов потребовала вторая полоса. Весь подвал второй полосы занимает статья И. Меркулова к сожалению, в те годы часто не указывалось полное имя автора «Возвращение из космоса». В ней объясняется, как происходит спуск космического корабля с орбиты спутника.
Сегодня такую статью снабдили бы инфографикой, но тогда этот способ подачи информации еще не был изобретен. Самые сложные вещи объяснялись исключительно на словах, в расчете на способность читателя к абстрактному мышлению. Номер от 12 апреля 1961 года Верх второй полосы отдан под комментарии о полете Гагарина. Слово дали не только знаменитым людям: писательнице Мариэтте Шагинян, композитору Тихону Хренникову, президенту Академии медицинских наук, хирургу-онкологу Николаю Блохину, но и простым деятелям производства: руководителю одной из метростроевских бригад, работнице завода «Красный богатырь», директору Ростокинского мехового комбината.
Люди уже по факту полета узнали о событии. Первым о полете Гагарина сообщил «Вечерний Ростов» — уже 12 апреля. Первую полосу венчает заголовок «Советский человек в космосе! Впервые в истории человек осуществил полет в космос. Первый человек, проникший в космос, — советский человек, гражданин Союза Советских Социалистических Республик! Это — беспримерная победа человека над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, торжество человеческого разума.
Положено начало полетам человека в космическое пространство…» Рядом подверстали стихотворение Вениамина Жака «Покоритель космоса». Лишь правый нижний угол первой полосы «Вечернего Ростова» не достался Гагарину — там рассказывалось о начале социалистического соревнования на предприятиях города. Источник: Ренат Дайнутдинов На второй полосе опубликованы слова обычных граждан: слесарей, работников «Ростсельмаша» и учреждений культуры. По заголовкам можно понять общий тон: «Потрясающе», «Космос завоеван», «Мы гордимся»...
Реакции официальных лиц на полет и воспоминания современников Гагарина Первым зарубежным официальным лицом, выпустившим официальное заявление о полете Гагарина, стал президент США Джон Кеннеди. Источник: jfklibrary.
Источник: projects. Смотрите удивительные кадры из космоса: 53фотографии.
В воздухе плыли разноцветные шары, асфальт был усеян цветами. Повсюду были видны самодельные транспаранты и плакаты: «Москва — космос. Над Октябрьской сейчас — Калужской площадью пролетел вертолет, рассыпавший листовки с портретом Гагарина. Центром всех мероприятий стала Красная площадь.
На Лобном месте декораторы соорудили огромную 22-метровую космическую ракету. В 14 часов 30 минут на трибуну мавзолея вместе с Гагариным поднялись члены правительства. Прозвучал гимн Советского Союза. Затем к собравшимся обратился Юрий Гагарин. Над площадью раздались бурные овации. Завершил митинг Никита Хрущев.
Газетная строка 60 лет назад о событии 12 апреля 1961 года
Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца…». В прошлом отсталая царская Россия не могла и мечтать о свершении таких подвигов в борьбе за прогресс, о соревновании с более развитыми в технико-экономическом отношении странами… И вот теперь перед всем миром рабочий класс, советское колхозное крестьянство, советская интеллигенция, весь советский народ демонстрируют небывалую победу науки и техники. Наша страна опередила все другие государства мира и первой проложила путь в космос». Газета «Правда» на следующий день после грандиозного события написала: «В 9 часов 7 минут по московскому времени космический корабль «Восток» с человеком на борту поднялся в космос и, совершив полёт вокруг земного шара, благополучно вернулся на священную землю нашей Родины — Страны Советов. Например, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру сделал следующее заявление корреспонденту ТАСС: «Я думаю, что успешный запуск Советским Союзом космического корабля с человеком и возвращение его на Землю — это поразительное достижение науки и, прежде всего, советских ученых. Это настоящий триумф человечества».
А премьер-министр Канады Джон Дифенбейкер отметил: «Полет советского человека в космос — это поразительное, но не неожиданное достижение, если учесть успехи в области космических исследований, которых достигли Россия, Англия, Соединенные Штаты и другие страны мира». А что же писали в апреле 1961 года писали зарубежные СМИ?
КПСС заказала запуск и он должен был состояться любой ценой. Были проигнорированы все доклады инженеров и даже то, что четыре предварительных испытания выявили неисправности. Юрий Гагарин тесно общался с инженерами, которые работали над «Союзом». Он доверял их профессиональному мнению и даже лично подготовил подробный отчёт обо всех неисправностях. Тот решил передать документ через близкого товарища генсека, Георгия Цинева. Только последний настолько боялся этим испортить свои отношения с Брежневым, что уничтожил доклад.
Гагарин лично подготовил доклад о технических неисправностях. Руссаев и все кто имел хоть какое-то отношение к документу, были либо уволены, либо понижены в должности. Когда Руссаев спросил почему он не откажется, то Комаров ответил, что это невозможно. Ведь если не полетит он, то пошлют Юрия, а он не может послать лучшего друга на верную смерть. Страшный день В назначенный день космонавт прибыл на место. Вокруг были инженеры, чиновники, журналисты. После короткой речи, рукопожатий и объятий Владимир Комаров вошёл в кабину лифта и начал подниматься на верхнюю площадку. Когда он вышел на неё, то поднял над головой сжатые в приветствии руки.
Внизу раздались громкие аплодисменты. Это был последний раз, когда пилота видели живым. Незадолго до старта на космодроме появился Гагарин и потребовал, чтобы его одели в скафандр. Он был в ярости и заявлял, что лететь должен именно он. Все присутствующие сочли это внезапным капризом зазвездившегося Юрия Алексеевича. Только гораздо позже, после того как стали известны все подробности истории, многие поняли, что происходило тогда на самом деле. Гагарин был в отчаянии. Он очень хотел спасти друга.
Но не смог. Гибель героя Несмотря на все чинимые препоны, «Союз» поднялся в воздух с Владимиром Комаровым на борту. Сбои начались сразу после выхода корабля на орбиту. Аппарат не удалось направить в нужном направлении, компьютеры наведения вышли из строя. Все попытки пилота исправить положение результатов не дали. В эфире Комаров чертыхался, что всё сломано, ничего не работает. На Земле инженеры отчаянно пытались вернуть капсулу с космонавтом. Это оказалось невозможно — не сработал автоматический режим посадки.
Было принято решение о переходе на ручное управление. Комаров безупречно выполнил все необходимые операции. Ему удалось добиться того, что включились тормозные двигатели. У всех появилась твёрдая надежда на счастливый исход. Судьба распорядилась иначе. Внезапно пропала связь с кораблём. Довольно долго все оставались в неведении.
Ракета постепенно одевается в снежную "шубу" и окутывается в облако конденсата из дренажной ракеты. Над головным обтекателем, под которым расположен космический корабль "Восток-1", нависает утренняя дымка. Мир, каким его знали многие поколения людей, стремительно уходил в прошлое, как и Земля в иллюминаторе космического корабля "Восток-1". Первый полет в космос, эти 108 минут, подарил "плоскому" миру настоящее третье измерение, изменил ход истории…, говорят в Роскосмосе. Позывной Гагарина был "Кедр". Есть подъем — в 9 часов 7 минут московского времени громко кричит оператор центрального пульта управления ракетой. Освобождаются и расходятся в стороны фермы пусковой установки. От нарастающего гула двигателей дрожит бункер, закладывает уши". На взлете Юрий Гагарин воскликнул "По-е-ха-ли-и-и!
Важным событием в мире в 1960 году стали выборы президента США. Дуайта Эйзенхауэра на этом посту сменил Джон Кеннеди. На своей речи во время торжественной инаугурации он произнес знаменитую речь, подчеркнув, что каждый человек должен думать не о том, что может дать ему страна, а о том, что он лично может ей дать. После прихода к власти нового президента сильно обновилось правительство, в которое пришло много новых лиц. Большинство из них обладали связями в кругах американских финансистов и монополистов, многие уже успели преуспеть на политической арене. Вместе с Кеннеди началась новая эра в американской политике, это был один из самых известных и неоднозначных политиков у руля США. Именно на период его правление выпала необходимость разрешить напряженную мировую ситуацию, когда из-за противостояния двух сверхдержав мир отказался фактически на грани ядерной войны. В результате ее удалось избежать. При этом правление Кеннеди вышло одним из самых непродолжительных. Уже в 1963 году президент США был убит. Катастрофа "Боинга" в Бельгии Богатым оказался и трагическими событиями 1961 год. Он совершал рейс из Нью-Йорка и рухнул при попытке сесть в аэропорту бельгийской столицы. На всем протяжении полета над Атлантическим океаном ничего не предвещало беды. Проблемы начались, только когда "Боингу" пришлось отменить свой подход к брюссельскому аэропорту из-за того, что небольшой самолет перед ним не успел покинуть взлетно-посадочную полосу. Лайнер отправился на второй круг, чтобы зайти на другую полосу. Достигнув высоты примерно в 460 метров, он накренился практически вертикально, потерял скорость и начал стремительно снижаться, фактически падать. В результате самолет рухнул в районе болот в двух милях от аэропорта. При падении он полностью разрушился. Обломки лайнера практически сразу загорелись. Все 72 человека, находившихся на борту, погибли. По основной версии, это произошло мгновенно, начавшийся пожар не сыграл никакой роли. На борту находилась сборная США по фигурному катанию, которая направлялась на чемпионат мира, проходивший в столице Чехословакии Праге. Из-за гибели спортсменов соревнования были целиком отменены. Куреневская трагедия Хватало трагических событий на Руси в 1961 году. Решение о создании свалки строительных отходов в Бабьем Яру было принято еще в 1952 году. В Бабий Яр сливали производственные отходы более десяти лет, разрешение на это имели два кирпичных завода, расположенных поблизости. Разрушение дамбы началось в 6. Вниз понесся грязевой вал высотой около 14 метров. Он был такой силы, что сносил на своем пути автомобили, здания, трамваи и людей. Потоп длился полтора часа, его последствия оказались катастрофическими. Согласно официальным данным, после схода грязевого потока оказалось разрушено 81 здание. При этом 68 построек были жилыми. Еще более 150 частных домов остались непригодными для проживания. Это коснулось более тысячи человек. В отчетах, которые составляли в то время местные власти, отсутствовали официальные данные по погибшим и пострадавшим. Только позже появились сведения о 150 жертвах трагедии. При этом достоверно так и не известно, сколько жертв было в действительности. По оценкам современных киевских историков, их количество могло достигать полутора тысяч человек. Это настоящее трагическое события 1961 года. В то время власти никак не афишировали трагедию. Для этого в Киеве даже была отключена международная и междугородная связь.
Главные события 1961 года в истории человечества
12 апреля 1961 года на корабле «Восток» на орбиту Земли стартовал первый космонавт Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года случилось событие, определившее по большому счету весь ХХ век: Юрий Гагарин, первым среди землян, сумел преодолеть оковы тяготения и облететь вокруг планеты. 12 апреля 1961 года навсегда останется одним из ярчайших дней в истории человечества. знаменательная в истории человечества дата, значение которой сложно переоценить. 12 апреля 1961 года весь мир был потрясен сообщением о начале новой эры космических полетов. 12 апреля 1961 года впервые в мире советский космический корабль «Восток» с человеком на борту, совершил полет вокруг земного шара и благополучно вернулся на СВЯЩЕННУЮ ЗЕМЛЮ НАШЕЙ РОДИНЫ.