Наибольшее конкурентное преимущество имеют те компании, которые смогли собрать у себя сотрудников как с хорошими hard skills, так и с высоким уровнем эмоционального интеллекта», — добавила эксперт. Еще один аспект эмоционального интеллекта, который высоко ценится в профессиональной среде. Термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1960-х годах в работе психолога Майкла Белдока, посвящённой выражению переживаний. Такое структурирование эмоциональной сферы подвергает сомнению ограниченное представление об интеллекте как о генетической данности, которая не меняется под влиянием жизненного опыта, а также убеждение, что судьба человека по большому счету. Основные признаки высокого эмоционального интеллекта.
Как высокий эмоциональный интеллект помогает работать эффективнее
Цель вебинара: получение знаний о причинах возникновения конфликтов в медицинской организации, ознакомление с применением навыков эмоционального интеллекта в общении с пациентами и коллегами, применение навыков эмоционального интеллекта в. Эксперт объяснила, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта более успешны в учебе, поскольку лучше справляются с регулированием своих эмоций. Понятие эмоционального интеллекта – Emotional Quotient (EQ) – в 1990 году ввели Питер Саловей и Джон Майер. Эмоциональный интеллект – это способность идентифицировать и управлять своими эмоциями и эмоциями других, отмечает спикер и соучредитель SyncLX Райан Дженкинс. Эмоциональный интеллект. Почему он важнее IQ. Поиск.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Участникам был задан ряд различных вопросов о правдивости каждой новости. Их ответы дали общую оценку обнаружения фейковых новостей. Хотя отличить реальный новостной контент от фальшивого было непросто, в среднем участники с большей вероятностью приняли правильное решение, чем нет. Анализируя результаты группы, исследователи хотели оценить, существует ли связь между людьми с более высоким уровнем эмоционального интеллекта — осведомленностью и способностью регулировать свои эмоции и понимать эмоции других — и теми, кто был в состоянии обнаруживать фальшивые новости. Они проверили эмоциональный интеллект участников с помощью анкеты. Конечно, люди с более высоким эмоциональным интеллектом лучше распознавали фейковые новости. Хорошая новость заключается в том, что существующие исследования показали, что эмоциональный интеллект людей можно улучшить.
Но он также зависит и от взаимодействия с другими людьми. В основе своей мы существа социальные, и наше понимание как таковое подразумевает не только базовые когнитивные способности, но и умение применять эти способности в социальных ситуациях,ориентироваться в социальном мире и понимать других». Эмоциональный интеллект в разных сферах жизни В последние десятилетия проводились многочисленные исследования в области ЭИ. Они доказали значимость ЭИ в разных областях жизни. Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2. Кроме того, между уровнем EQ эмоционального коэффициента и уровнем доходов существует прямая связь. ЭИ в сфере образования В исследовании 2004 года Джон Майер с коллегами изучали соотношение между ЭИ и успеваемостью или умением решать проблемы и обнаружили, что он способствует хорошей учебе. В начале исследования корреляция между ЭИ и общим интеллектом была незначительной. Однако, когда исследование сосредоточилось на связанных с эмоциями задачах, которые должны были выполнять 90 студентов, изучающих психологию, было обнаружено положительное отношение между «переживанием эмоций», с одной стороны, и средним баллом успеваемости и годом обучения студента в этой программе, с другой. Изучение поведения 59 участников программы по профилактике насилия показало, что адекватное восприятие эмоций обратно пропорционально психологической агрессии выражающейся в оскорблениях и эмоциональном давлении.
Аргументы людей, поверивших в дезинформацию, были связаны с эмоциональной сферой. То, что они приняли фейк за правду, объясняли так: «Я лично пережил это», «Мои дети находятся в таком же положении, поэтому мне это знакомо», «Приведенный график все показывает», «Автор думает так же, как я». Те, кто распознал дезинформацию, приводили свои доводы: «В аннотации присутствует эмоциональный или снисходительный язык», «Это пугающая статья без каких-либо данных», «Это не официальный и не правительственный источник» или «Похоже на пустословие». Предыдущие исследования показали, что людей можно обучить повышать уровень эмоционального интеллекта. Это должно помочь им с большей точностью различать, какие новости надежны, а какие — вводят в заблуждение», — рассказал о результатах исследования доктор Энтони Андерсон.
Чем выше эмоциональный интеллект, тем выше зарплата. Согласно исследованию, опубликованному в 2015 году в журнале Journal of Organizational Behavior Тасило Моммом и его коллегами, сотрудники, которые лучше распознают эмоции по выражениям лица и голоса, а также которые имеют высокую оценку навыков общения со стороны своих коллег и руководства систематически получают более высокие зарплаты. В 1995 году Даниэл Гоулман опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект», вдохновленный новаторской научной статьей Джона Майера и Питера Саловея в 1990 году, с одноименным названием «Эмоциональный интеллект». В чем же суть книги Гоулмана? Высокий эмоциональный интеллект связан с более низким уровнем беспокойства и стресса, лучшими навыками общения, в том числе умением справляться с конфликтами, высокой эмпатией и способностью преодолевать трудности. Различные исследования показывают, что высокий уровень эмоционального интеллекта в два раза точнее предсказывает будущий успех человека, нежели показатели уровня IQ. Так что же такое в эмоциональном интеллекте, что улучшает работу людей разных профессий? Вот несколько причин: 1.
Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь и карьеру: статистика и тренды 2023 года
Человек с высоким эмоциональным интеллектом часто обладает высоким уровнем самосознания, поэтому он или она легко рефлексируют. Высокий эмоциональный интеллект позволяет понимать чувства окружающих через разговоры и даже паузы. Согласно новому исследованию, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта с меньшей вероятностью будут восприимчивы к "фейковым новостям". Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет несколько важных умений человека с высоким EQ и дает советы, как их развивать.
Вы точно человек?
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. По большей части, высокий уровень эмоционального интеллекта сводится к социальной осведомленности, то есть умению "читать" других людей и понимать, через что они проходят. Наибольшее конкурентное преимущество имеют те компании, которые смогли собрать у себя сотрудников как с хорошими hard skills, так и с высоким уровнем эмоционального интеллекта», — добавила эксперт. Эмоциональная одаренность — метаспособность, определяющая, насколько хорошо мы используем любые другие навыки и умения, которыми располагаем, включая «необученный» интеллект. Люди с высоким интеллектом порой бывали неуспешными, потому что у них была неправильная балансировка эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект является значимой компетенцией, которая помогает достичь успеха в любой сфере деятельности.
Фейковые новости: люди с более высоким эмоциональным интеллектом лучше распознают дезинформацию
Вам будет легче разобраться, если будете записывать это в дневник. Отстаивайте свои границы и уважайте чужие: озвучивайте, что вам неприятно, не беритесь за чужие задачи, отслеживайте, принимаете ли вы решения из эмоций или логических аргументов. Проявляйте эмпатию: примите, что люди разные и позвольте им не соглашаться с вами, учитывайте альтернативные точки зрения, задавайте уточняющие вопросы, формируйте «Я-высказывания» не «ты плохой», а «меня огорчает, что ты не сдержал обещания и не сдал статью вовремя». Не бойтесь конфликтов, но старайтесь решать их конструктивно. Вопрос не в том, кто виноват или первый начал, а что будем делать. Убеждение, что только не профессиональный сотрудник конфликтует или проявляет недовольство, ошибочно. Это ограничивающая установка, которая никак не связана с вашими обязанностями или потенциалом. Часто конфликт — это способ защитить свои границы и «расставить флажки» в отношениях.
Результат по стратегическому EI оценивает, насколько хорошо Вы можете понимать эмоции и управлять ими, не обязательно при этом хорошо воспринимая эмоции или полностью испытывая их. Он показывает, насколько точно вы понимаете то, что означают эмоции например, что печаль, как правило, говорит об утрате и т. Эти способности требуют рассуждения об эмоциях, как они развиваются с течением времени, как ими можно управлять, и как эта регуляция эмоций должна соответствовать социальным ситуациям. Можно использовать такую информацию, чтобы наметить эмоциональный курс для себя и других в соответствии с личными потребностями. Показатель основан на вашем выполнении заданий по ветвям "Понимание эмоций" и "Управление эмоций" модели эмоционального интеллекта. Здесь уже появляется шкала времени и требуется максимальное соотнесение мыслей и эмоций. Соотношение баллов Если балл опытного домена выше балла стратегического домена: Это означает, что клиент точно воспринимает эмоциональную информацию и успешно распоряжается ею «здесь и сейчас» в своей деятельности, но с трудом понимает причины эмоций, испытывает сложности с эффективным управлением своими эмоциями и эмоциями окружающих. Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно. Сильные стороны и зоны роста: Если самый высокий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что клиент практически всегда успешно определяет эмоции; обращает внимание на информацию, содержащую эмоции. Идентификация эмоций является его самой сильной стороной. Если самый низкий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что у клиента очень часто возникают сложности в распознавании своих эмоции и эмоций окружающих, и нередки ситуации, когда он не может определить возникшую эмоцию. Если самый высокий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что клиент практически всегда очень успешно использует эмоции свои и других людей для повышения эффективности деятельности и достижения результатов. Он хорошо чувствует других людей, у него на очень высоком уровне развита эмпатия. Использование эмоций является самой сильной стороной его ЭИ-профиля. Если самый низкий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что для клиента задача соотнесения конкретных эмоций с эффективностью деятельности достаточно сложная, возможно, он не использует данные способности в своей деятельности. Если самый высокий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент уверенно владеет навыком анализа и понимания причин эмоций и достаточно точно предсказывает последствия эмоций. Способность понимать эмоции и последствия эмоций, разбираться в чувствах — сильная сторона клиента. Если самый низкий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент с трудом предполагает, к каким последствиям может привести определенная эмоция, в большинстве ситуаций ему сложно предположить причину появления эмоций. Если самый высокий балл — «Управление эмоциями»: Это означает, что у клиента способность управлять эмоциями как своими, так и эмоциями других людей развита на достаточно высоком уровне, он очень хорошо регулирует свои эмоции и эмоции других людей — это его сильная сторона. Клиент эффективно выбирает стратегии управления эмоциями и таким образом успешно справляется со стрессом.
Они обнаружили, что способность определять эмоциональное состояние других людей по их выражению лица является ключевым условием чуткой заботы о ребенке. Самое интересное, что наиболее отзывчивые мамы, хорошо распознавали именно счастье на лицах людей по фотографиям, а не страх или печаль. Причем, чувствительные матери не были более «улыбчивыми», чем все остальные, оставаясь при этом более проницательными. Как это отражалось на их взаимодействии с ребенком? Например, когда ребенок испытывал перегрузку, капризничал и чувствовал себя плохо, они умело контейнировали их эмоции и помогали младенцам успокоиться. Матери, не отличившиеся в распознавании радости на лицах людей, начинали бороться со своими детьми, пока ребенок не оставлял их и не замыкался в себе. В свою очередь, мама переставала отзываться на просьбу о помощи младенца. Чуткое и отзывчивое общение с детьми имеет решающее значение для развития мозга младенцев и их эмоционального интеллекта, а также физического здоровья. Как развить и реализовать ваш потенциал эмоционального интеллекта? Хотите знать, как развить эмоциональный интеллект? Начать необходимо с исследования имеющегося уровня. Диагностика эмоционального интеллекта осуществляется посредством специальных инструментов, включая тест эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо MSCEIT и опросник эмоциональных коэффициентов EQ-i. В отличие от IQ, который в значительной степени фиксирован, эмоциональный интеллект можно развивать и улучшать с помощью практики и обратной связи. Осознайте свои триггеры и посмотрите, как вы себя ведете в режиме «по умолчанию».
Изменение ситуации во внешнем мире на них особо не влияет, потому что перемены — их естественная потребность, естественное состояние. Они легко адаптируются к случившимся событиям, находят новые источники дохода и способы получения знаний, принимают нестандартные решения. Вместо того чтобы бояться будущего, они продумывают свои действия наперед. Умение отказывать Умение отказывать формируется из двух базовых понятий. Первое: «Я имею право отказать. Если другой обидится, расстроится, разозлится или отнесется спокойно — это его право. Я не несу ответственности за его выбор эмоции». Второе: «Я понимаю свои эмоции. И если я действительно не хочу или не могу, у меня нет настроения, я откажу. Потому что нельзя заниматься насилием над собой. Потому что другие люди должны видеть, чувствовать мои границы». Люди с высоким эмоциональным интеллектом отказывают четко и ясно, уходя от неопределенных формулировок: «Я подумаю», «Может быть», «Не уверен, что смогу». Когда мы прямо отказываем собеседнику, мы получаем сразу три бонуса: показываем себе, что себя ценим, показываем другому человеку наличие своих личных границ и показываем, насколько нам важны уже взятые на себя обязательства. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта отказывают без чувства вины. Если вы, отказывая, испытываете это чувство, вам хочется оправдаться, стоит поработать над самоценностью и личными границами Умение отдавать, не ожидая ничего взамен Люди с высоким эмоциональным интеллектом отдают от избытка — сил, энергии, знаний, времени.
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
Эмоциональный интеллект помогает нам справляться с трудными временами на работе, улучшая нашу способность обрабатывать информацию, управлять процессами и даже расти по карьерной лестнице после неудач. Например, в статье журнала Journal of Managerial Psychology за 2003 год сообщалось, что у старших менеджеров с более высоким уровнем ЭИ был более позитивный взгляд на жизнь, они были более альтруистичны по отношению к коллегам и могли лучше сохранять баланс между работой и семьей. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта демонстрируют высокие лидерские качества. И ЭИ способствовал этому успеху больше, чем общий коэффициент интеллекта IQ.
Эмоциональный интеллект способствует эффективной командной работе. В исследовании, опубликованном в журнале Science Анитой Вули и Томасом Мэлоуном , 669 человек были распределены в команды из 2-5 человек и получили задания. Исследователи искали доказательства того, что они называли коллективным разумом или фактором С — общей способностью группы людей выполнять широкий спектр задач, выходящих за пределы суммарного или среднего уровня интеллекта людей в группе.
Действительно, их анализ смог выявить фактор С в командах.
Эмоциональный интеллект — понятие, о котором невозможно говорить в отрыве от других психологических составляющих. Взаимоотношения людей друг с другом, отношение к себе и миру, эмоциональное выгорание и синдром самозванца — об этом и многом другом в интервью с Федором Михайловичем Шаньковым, практикующим психологом I категории Московской службы психологической помощи населению и научным сотрудником лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО. Что такое «эмоциональный интеллект»? Это научное понятие или бытовое? В целом, оно стремится к тому, чтобы быть научным и опирается на научные данные, но с другой стороны — очень монетизировано, ориентировано на бизнес-среду, дискурс успеха и, соответственно, теряет научность и местами не выдерживает научной критики. Если говорить об истории, то само понятие возникло в 60-х годах, но стало популярным с выходом книги научного журналиста Дэниела Гоулмэна. Наблюдения показали, что, помимо интеллекта, есть какой-то другой фактор, определяющий, насколько человек успешен.
Гоулмэн, опираясь на полученные данные, сделал вывод, что в противовес академическому есть интеллект эмоциональный, то есть то, насколько человек может чувствовать, что ему на самом деле нужно, определять эмоции другого человека, регулировать свои эмоциональные состояния. Адресат книги Гоулмэна — руководитель, бизнесмен, человек, который хочет быть успешным. В таком контексте антропология человека — это «гаджет». Есть жесткий диск, есть софт, есть какие-то приложения, которые прокачивают твердые навыки, знания и информированность, а есть мягкие навыки, «уживаемость» с другими устройствами. Психологи Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо назвали последнее «эмоциональным интеллектом».
Тем не менее, в академической психологии есть постулат единства аффекта и интеллекта, показывающий, что интеллектуальные и эмоциональные процессы слиты воедино. Эмоции всегда участвуют в наших познавательных процессах, а интеллект так или иначе определяет эмоциональную оценку. В понятие «эмоциональный интеллект» вкладывают очень много научно-обоснованных вещей, таких как: эмпатия, алекситимия, социальный интеллект, эмоциональная рекогносцировка насколько человек может считать чувства и эмоции другого человека и привнести их в коммуникацию. Есть много интересных исследований по каждому из этих компонентов. Сложно оценивать это понятие, так как оно не выдерживает научной критики. Нет так называемой инкрементной конструктной валидности. Термин покрывает уже существующие в науке определения, такие как: психологическая разумность, эмпатия, социальный интеллект. Но так как психология относится к социальным наукам и психологи работают, в первую очередь, с людьми — это хорошая формулировка, чтобы объяснить людям, что они — живые организмы, что есть не только интенсивные чувства агрессии или печали то, что люди действительно могут считывать , а еще и более тонкие феноменологические переживания, на которые следует обращать внимание и которые определяют качество жизни, счастье, отношения, опыт родительства, взаимодействие с другими людьми и способность руководить.
Возможно ли актуализировать это понятие для научной среды и нужно ли? Актуальность для науки определяется тем, как тот или иной термин причастен к научной традиции. Есть теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, которая активно критикуется, но все же развивается. В ней помимо противопоставления эмоционального интеллекта академическому есть логико-математический, музыкальный, практический и другие. И в этом ключе, конечно, наука может развивать эту тему, не претендуя на то, что эмоциональный интеллект объясняет все, как это описано у Гоулмэна или у Трэвиса Бредберри в книге «Эмоциональный интеллект 2. И это известный в науке феномен, когда новое направление превращается в тренд и раздувается как мыльный пузырь. Будь то психоанализ или когнитивная психология. Ими пытаются объяснить все.
Поэтому ученые, которые занимаются эмоциональным интеллектом, стараются избежать этого и вводить все больше контекстов. Если мы обычно просто говорим о том, что эмоциональный интеллект повышает качество жизни, то ученый приводит данные конкретного эксперимента с точной выборкой. К сожалению, если открыть популярные книги про эмоциональный интеллект, то раз за разом встречаются ошибки за счет обобщения выводов из конкретной выборки на всю популяцию, из культуры в культуру, из статистического вывода к глобальным суждениям. Поэтому еще очень многое нужно сделать для того, чтобы это понятие крепко утвердилось в науке. Федор Михайлович Шаньков - практикующий психолог I категории Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудником лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО Фото: Николай Мохначев На мой взгляд, это хорошая тенденция, потому что академическая психология слишком оторвана порой от жизни. Человеку просто понятнее, когда он слышит фразу «эмоциональный интеллект». Он может подумать: почему бы не начать его развивать, раз есть научные данные о том, что это повышает качество жизни. В этом, безусловно, ценность этого конструкта.
Чем измеряют эмоциональный интеллект? Есть большая проблема с измерением, потому что мы говорим об эмоциональной сфере. В отличие от памяти, внимания и других теоретических конструктов, которые введены в психологии, эмоции мы испытываем непосредственно. Измерения всегда опосредованы: либо мы определяем их через физиологические реакции наличествует ли та или иная эмоция у человека , либо пользуемся самоотчетом. Ученые стараются все больше и больше смешивать эти методы, чтобы определить, владеет ли тем или иным навыком интеллекта человек. Наиболее часто применяется методика Майера, Сэловея и Карузо, которая была апробирована в диссертации И. Плужникова и модифицирована Е. Сергиенко и соавторами для надежного тестирования на российской выборке.
В науке популярен каждый из компонентов: эмпатия, алекситимия, психологическая разумность и т. Каждый из них измеряется отдельным инструментом, потому что шкалы эмоционального интеллекта собирают в себе многое, но их трудно присоединить к тем или иным психологическим механизмам. Это такой огромный конструкт, который измеряет практически все. Данные о том, как факторы согласуются между собой внутри эмоционального интеллекта противоречивы. В диссертации Плужникова показано, что связь не столь очевидна. Эмоциональный интеллект — это, скорее всего, не одна большая способность, а множество навыков. Структура эмоционального интеллекта по П. Сэловею и Дж.
Мейеру 1990 Источник: m. Официально признанными считаются апробированные, валидизированные на больших выборках тесты, которые показали хорошую психометрическую надежность, так что здесь пользуются, прежде всего, модификацией Е. Есть и другие подходы к эмоциональному интеллекту: кто-то дробит его на 4 способности, кто-то — на 12 навыков, кто-то — на личностные черты. Очень много методик и тестов, но здесь важно проговорить, что это применимо для больших выборок и научных исследований. Научные исследования, психодиагностика, психокоррекция или интервью на работу — это разные истории. В научных исследованиях делается скидка на статистическую погрешность.
Подписывайтесь на канал?
Умение быть и оставаться положительно оптимистично настроенным Emotionalintellligence emotionalquotient EQ эмоциональныйинтеллект Показать больше.
Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ: Вы думаете о чувствах. Вы задаётесь вопросами о своих эмоциональных реакциях, сильных и слабых сторонах, настроениях и мотивах.
Вы делаете паузу на обдумывание, прежде чем говорить или действовать. Вы стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на собственные эмоции, чтобы не становиться их рабом. Как говорится, нельзя помешать птице сесть вам на голову, но можно не дать ей построить там гнездо.
Вы адекватно воспринимаете критику и извлекаете из неё пользу, чтобы сделать себя лучше. Вы и сами умеете критиковать и давать конструктивную обратную связь. Вы умеете быть искренним, говорите то, что имеете в виду, а ваши принципы и ценности не расходятся с действиями.
Вы демонстрируете эмпатию, сочувствие, стараетесь понять мысли и чувства других людей, вместо того, чтобы навешивать на них ярлыки. Вы хвалите других и умеете быть благодарными и признательными. Вы умеете извиняться.
Извинения не всегда значат, что вы не правы, но это значит, что вы умеете ценить отношения больше, чем собственное эго. Вы прощаете и забываете обиды, не цепляясь за них. Вы выполняете свои обязательства и держите слово и в больших, и в малых делах.
Вы помогаете другим. Это укрепляет доверие и вдохновляет других следовать вашему примеру. Вы защищаете себя от чужих эмоциональных манипуляций.
Можно ли развить EQ Существует популярный сексистский миф, что эмоциональный интеллект — это аналог анекдотической «женской логики». То есть, такой интеллект для женщин, на которых традиционно ложится работа по эмоциональному обслуживанию своей семьи: выслушать, посочувствовать, помочь, понять, уступить. Настоящий же мужик должен полагаться на свой могучий интеллект есть он или нет и не пытаться играть в эти эмоциональные игры.
Неудивительно, что при распространённости в обществе таких представлений женщины в тестах действительно часто демонстрируют более высокий EQ по межличностностным показателям, чем мужчины. Но психологи не уверены , что можно говорить о какой-то природной предрасположенности к низкому или высокому эмоциональному интеллекту и о кардинальном различии между мужчинами и женщинами в этом вопросе. Одни считают, что воспитание и социокультурные особенности играют решающую роль в том, что мы получаем на выходе.
Другие допускают, что устройство женской и мужской психики всё же отличается как минимум по части восприятия, выражения и управления эмоциями. Так или иначе, эта тема ещё требует изучения и исследований. Анна Крючкова психолог, танатотерапевт Обычно существующую разницу связывают с особенностями воспитания: девочкам чаще предлагают такие игры, в которых важно сотрудничать, уступать, находить компромиссные решения, договариваться.
Кроме того, у девочек быстрее развивается речь, а значит, они нарабатывают больший коммуникативный багаж. Игры же мальчиков чаще ориентированы на соперничество и конкуренцию, физическую активность, поэтому развитие эмоционального интеллекта в таких играх, как правило, происходит менее активно. Это научит распознавать их, правильно ими владеть и контролировать.
Ребенок с низким уровнем EQ растет закомплексованным, агрессивным и чаще уходит в себя, не общаясь со сверстниками или родителями. Так что же, если всё родом из детства, взрослым уже дёргаться поздно? Психологи успокаивают: развить эмоциональный интеллект можно в любом возрасте, главное, задаться целью.
Мария Данина кандидат психологических наук, основательница «Психодемии» Люди могут различаться по тому, насколько они чуткие и внимательные к миру эмоций и отношений, но именно опыт влияет на то, как в конечном счёте эта способность проявляется у взрослого человека. Эмоциональный интеллект можно развить во взрослом возрасте. Это не означает, что человек обязательно станет мастером саморегуляции или гениальным лидером, но улучшить свои способности обращаться с миром эмоций может каждый.
Анна Крючкова психолог, танатотерапевт Даже если в детстве какие-то навыки не получили развития, при необходимости человек во взрослом возрасте вполне способен восполнить этот пробел. Одним будет проще, другим сложнее, в какой-то степени на это могут повлиять некоторые индивидуальные особенности, например темперамент. Но если нет повреждений на уровне коры головного мозга и определённых заболеваний, овладеть этими навыками — вполне посильная задача.
Константин Остер карьерный психолог, психотерапевт Саморефлексия и тренировка умения выделять, называть и отслеживать влияние собственных чувств на себя, на других постепенно позволит делать это быстро и почти на автомате. Тот, кто развивает EQ, меньше времени тратит на попытки договориться, донести свои идеи, настроить тёплые плодотворные отношения как раз потому, что умеет обращаться не только с разумом, но и понимает, какие эмоции испытает другой человек. Это сокращает количество ошибок и делает жизнь лучше.
Характерно, что всё больше людей понимают ценность таких навыков, а эмоциональный интеллект — это именно навык, который можно развивать тренировками. Как прокачать свой EQ Способов для прокачки эмоционального интеллекта множество: одни помогают лучше понимать себя и свои эмоции, другие тренируют навыки их выражения и общения.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет более четко воспринимать и интерпретировать наш внутренний опыт и внешние обстоятельства. Креативность увеличивается с ростом эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта может защитить от определенных ментальных привычек: рефлексивных стилей мышления и стереотипных суждений, которые формируют наше восприятие мира и личностные ценности. Эмоциональный интеллект обеспечивает более гибкое взаимодействие с окружающим миром, что позволяет нам адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Майкл Сони и Нандакумар Мекот опубликовали исследование в журнале Journal of Retail and Customer Service в 2012 году, которое связало эмоциональный интеллект с адаптивностью, удовлетворенностью работой и производительностью более пятисот сотрудников в индийской энергетической компании. Эмоциональный интеллект помогает нам справляться с трудными временами на работе, улучшая нашу способность обрабатывать информацию, управлять процессами и даже расти по карьерной лестнице после неудач. Например, в статье журнала Journal of Managerial Psychology за 2003 год сообщалось, что у старших менеджеров с более высоким уровнем ЭИ был более позитивный взгляд на жизнь, они были более альтруистичны по отношению к коллегам и могли лучше сохранять баланс между работой и семьей. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта демонстрируют высокие лидерские качества.
Если у другого человека в процессе общения с Вами вдруг возникла сильная эмоция, знайте, что Вы затронули какую-либо его ценность. И интенсивность этой эмоции будет показывать на степень значимости ценности для человека. Четвертая ветвь — это управление эмоциями Все вышеописанные способности необходимы для того, чтобы вы сами регулировали свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния другого человека вне зависимости от того, что происходит во внешнем мире. Умеете ли вы вызвать у себя нужную эмоцию или «заразить» другого человека своей эмоцией? Эта способность как раз связана с осознанной регуляцией эмоций, с умениями вызывать эмоции или отстраняться от них; осознавать эмоции, определять их целесообразность и т. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо еще с 1997 года разрабатывали тестовую методику измерения эмоционального интеллекта и после многочисленных исследований и проверок в 2002 году выпустили новый тест — MSCEIT V2. Данный тест был переведен на русский язык и адаптирован к российской выборке под руководством доктора психологических наук, профессора ИП РАН Е. Работа над адаптацией теста велась с 2006 по 2010 год. В ходе адаптации возникла необходимость создания культурно специфичного теста, отражающего традиции русскоязычной популяции. На основе модели способностей Мэйера ии Сэловея был создан российский тест — ТЭИ тест эмоционального интеллекта. В 2018 году методика ТЭИ прошла стадии психометрической проверки и пригодности, выпущена для использования в онлайн-формате. Подробнее о процессе создания и проверки теста можно прочитать в методическом пособии «Тест эмоционального интеллекта» Сергиенко Е. Тест эмоционального интеллекта: Методическое пособие. Тест ТЭИ показывает общий уровень развития эмоционального интеллекта, а также измеряет развитие 4 способностей эмоционального интеллекта: Распознавание идентификация эмоций — способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, в т. Использование эмоций для решения задач — способность гибко использовать определенные эмоции в мышлении и деятельности, направить эмоции на повышение эффективности познавательных процессов. Понимание эмоций — способность понимать сложные эмоции, чувства, как эмоции переходят от одной к другой, распознавать причины эмоций. Управление эмоциями — способность регулировать эмоции, создавать эффективные стратегии, которые помогаю использовать эмоции для достижения целей. Общий балл эмоционального интеллекта если 69 и ниже баллов — это низкий уровень и необходимо развитие.
Авторы книги «Вдохновляющий лидер: Команда. По мнению авторов, успешный руководитель знает свои пробелы и окружает себя сотрудниками, которые дополняют его и друг друга. Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря. Совещания заканчиваются ссорами Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи а значит — нас самих не оценили по достоинству. В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым. Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1 спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2 понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить. Заказчик хочет странного Проблема. Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми?
Важный навык для тех, кто планирует занять лидерскую позицию. Чувствуя ответственность за итог деятельности, каждый сотрудник будет пытаться сделать максимум, чтобы команда не «провалилась». Не будет сотрудников-якорей, думающих, что все решат за них. Умение контролировать и нивелировать конфликты Еще один аспект эмоционального интеллекта, который высоко ценится в профессиональной среде. Умение не просто сглаживать конфликты, а разрешать их, четко осознавая причины и следствия. Коллективы, состоящие из таких работников, показывают высокую эффективность в даже самых сложных ситуациях. Повышается продуктивность, любая деструктивность трансформируется в конструктивность. Конфликты воспринимаются как способ осознать ошибки и стать лучше. Как использовать EQ? Использовать его можно в самых разных жизненных ситуациях. Учиться принимать критику, чтобы не вступать в конфликты. Учиться справляться с допущенными ошибками и постоянно двигаться вперед. Уметь говорить «нет», когда этого требует ситуация. В повседневности и на работе. Корректно делиться с другими людьми своими эмоциями, ничего не придумывая и не обманывая других. Знать, что именно вы делаете и для чего это делаете. То есть грамотно справляться с целеполаганием. Уметь корректно оценивать поступки других людей и не судить их избыточно. Как измеряется EQ? Обычно используется не общая метрика, а несколько разных, зависящих от конкретного компонента EQ. Есть тест для оценки коммуникативных умений от Ильина. Тест на проверку коммуникативных навыков от Михельсона. Тест для оценки уровня мотивации от Элерса. Тест на степень мотивированности и страха перед неудачами от Рвана. Система оценки уровня эмпатии Мехрабиана. Тест эмпатических способностей человека от Бойко.
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Человек с высоким эмоциональным интеллектом способен определить эмоциональное состояние собеседника и изменения в его состоянии, предположить, какие причины могли вызвать такие эмоции у человека, и как такое состояние может влиять на его поведение. По большей части, высокий уровень эмоционального интеллекта сводится к социальной осведомленности, то есть умению "читать" других людей и понимать, через что они проходят. — Люди, обладающие более высоким эмоциональным интеллектом, эффективнее справляются со стрессом как дома, так и на работе. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Оказывается, эмоциональный интеллект (Emotional intelligence, EI; Emotional quotient, EQ) является одним из важнейших богатств.
Эксперт рассказала о важности эмоционального интеллекта для достижения профессионального успеха
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Оказывается, эмоциональный интеллект (Emotional intelligence, EI; Emotional quotient, EQ) является одним из важнейших богатств. А в соединении с вектором интеллекта IQ эмоциональный интеллект формирует важнейшую стратегию, назовем ее «стратегией творцов». «Человек с более высоким эмоциональным интеллектом воспринимается как более "теплый", дружелюбный, располагающий к себе.
Не только IQ: как эмоциональный интеллект ведет к успеху
Всем участникам исследования сделали компьютерную томографию и составили «3D-карты» коры головного мозга. В ходе исследования Барби сделал революционные выводы: «Интеллект в большей степени действительно зависит от базовых когнитивных способностей, таких как удержание внимания, восприятие, память и язык. Но он также зависит и от взаимодействия с другими людьми. В основе своей мы существа социальные, и наше понимание как таковое подразумевает не только базовые когнитивные способности, но и умение применять эти способности в социальных ситуациях,ориентироваться в социальном мире и понимать других». Эмоциональный интеллект в разных сферах жизни В последние десятилетия проводились многочисленные исследования в области ЭИ. Они доказали значимость ЭИ в разных областях жизни. Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2.
Кроме того, между уровнем EQ эмоционального коэффициента и уровнем доходов существует прямая связь. ЭИ в сфере образования В исследовании 2004 года Джон Майер с коллегами изучали соотношение между ЭИ и успеваемостью или умением решать проблемы и обнаружили, что он способствует хорошей учебе. В начале исследования корреляция между ЭИ и общим интеллектом была незначительной.
И ими можно управлять. Для этого нужно развивать EQ — эмоциональный интеллект. Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект — это способность понимать других людей и, что не менее важно, самого себя. Это умение считывать эмоции и управлять ими, видеть мотивацию и подлинные желания. Зачем развивать эмоциональный интеллект? Благодаря ему мы можем в разы повысить эффективность, наладить взаимоотношения с окружающими, стать увереннее в себе. Развитый эмоциональный интеллект отличает всех лидеров от остальных людей: они более продуктивны в любом деле, лучше мотивируют своих коллег. Бытует мнение, что с каким исходным набором способностей человек родился, с этим ему и жить. Но мы уверяем, эмоциональный интеллект можно развить. Автор нашумевшей книги-бестселлера «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман разделил EQ на пять составляющих: Самосознание — умение распознавать собственные чувства и эмоции. Самоконтроль — способность управлять эмоциями. Эмпатия — понимание чувств других людей. Коммуникативные навыки — взаимодействие с окружающими при помощи слов и действий. Признаки развитого эмоционального интеллекта Вам интересны окружающие вас люди. Независимо от того, насколько вы общительны, если вы часто думаете о людях, происходит эмоциональное развитие. EQ хорошо развит, если вы всегда стараетесь понять характеры людей, что ими движет, почему они поступают так, а не иначе. Вам нравиться знакомиться с новыми людьми и узнавать о них что-то? Вы понимаете, что каждый по-своему уникален? Поздравляем, ваш эмоциональный интеллект в хорошей форме. Вы умеете говорить «нет». Наравне с щедростью обязательно нужно уметь отказывать, не испытывая при этом угрызений совести. Ответственность за вашу жизнь лежит на ваших же плечах. Если есть ощущение, что выполнение чьей-то просьбы отвлечет от важного дела, нужно отказать. Если вы понимаете, что человек вполне способен выполнить работу самостоятельно, но перекладывает ее на вас, нужно отказать. Вы понимаете, какие эмоции испытывают люди. Людям с развитым эмоциональным интеллектом достаточно одного взгляда, чтобы понять, что человек сейчас грустит или чем-то озабочен. При этом не обязательно задавать какие-то вопросы. Лучше взять паузу и дождаться подходящего момента для разговора. Вы встаете после падения. Жизнь полна неудач. Если кто-то скажет, что никогда их не испытывал — не верьте. Неудачи — путь к успеху.
В частности, на это обращают внимание и HR-специалисты при подборе кандидата на определенную должность. Нередко кандидата могут проверять на умение справляться с конфликтными ситуациями и выходить из них с минимальными потерями. Стопроцентно во время собеседования любой специалист, который оценивает кандидата, конечно же, задает каверзные вопросы, в том числе проверяет на стрессоустойчивость. Вопросы бывают очень разными, и как раз при помощи эмоционального интеллекта, если он хорошо развит, можно выйти из любой ситуации», — отметила Шевченко. В качестве примера она привела следующую ситуацию: нередко случается так, что сотрудники руководящего звена конкурируют между собой, и не всегда это происходит честным путем. В частности, один человек может кляузничать на другого, чтобы выставить себя в выгодном свете.
В исследовании, опубликованном в журнале Science Анитой Вули и Томасом Мэлоуном , 669 человек были распределены в команды из 2-5 человек и получили задания. Исследователи искали доказательства того, что они называли коллективным разумом или фактором С — общей способностью группы людей выполнять широкий спектр задач, выходящих за пределы суммарного или среднего уровня интеллекта людей в группе. Действительно, их анализ смог выявить фактор С в командах. Кроме того, одном из факторов, который оказывал влияние на фактор С, было умение понимать чужие эмоции. Многие другие исследования подтвердили точку зрения о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта обеспечивает лучшую командную работу, эффективность и производительность. Высокий эмоциональный интеллект приносит пользу организациям, когда он определяет атмосферу на рабочем месте, и когда он используется в качестве ключевого подхода к управлению. Исследования показывают, что наличие высокого эмоционального интеллекта на уровне организации может обеспечить лучшие продажи, более успешный подбор и удержание сотрудников, высокий уровень обслуживания клиентов, повышение эффективности работы команды, повышение производительности труда. Высокий уровень эмоционального интеллекта на уровне организации также связан с меньшей текучкой кадров, отсутствием сотрудников на работе, меньшим количеством несчастных случаев, жалоб и меньшим количеством конфликтов на рабочем месте.