Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы. Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – всего лишь это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства.
Соотношение нормы права и статьи нормативно- правового акта
Норма права и статья нормативного акта Норму права нельзя отождествлять со статьей нормативного акта. Они соотносятся как форма и содержание. Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта? Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции. Статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Где закрепляются нормы права? Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности.
По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные. Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: — незаконное — безвозмездное — чужого имущества — совершенное тайным способом. Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч.
Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону. Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания.
Оно состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. В данной ситуации мы рассматриваем норму права как содержание, а статью законодательного акта например, федерального закона в качестве ее формы. Логично, что в данной ситуации законодатель может поступить следующим образом: 1 все три элемента могут быть включены в одну статью нормативного правового акта; 2 одна статья может содержать сразу несколько правовых норм; 3 разделить норму права на различные элементы и изложить их в разных статьях одного и того же нормативного акта; 4 указанные элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных правовых актов.
Единственное что я могу предположить, что я подъехал на машине к контейнеру, а она была переполнена так, что не было возможности положить в бак, даже около контейнера было неимоверное количество пакетов и мне не оставалось ничего другого как поставить тоже рядом с контейнером. Я не проживаю по месту регистрации поэтому никакого письма не получил. На госуслугах не было оповещения больше ни о чем и я не знал даже куда в суд обратиться, на кого?! А вчера пришло сообщение на госуслугах о начале исполнительного производства штраф 10 000 руб и я бы хотел узнать, можно ли как то отсрочить это производство и списание штрафа и есть ли возможность сейчас подать в суд и оспорить этот беспредел. Подскажите, пожалуйста.
Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Первая — включает в себе организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение и т. Вторая — в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта. Обе части неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая — предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий.
Вторая стадия — официальное закрепление государственной воли в нормах права, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Правотворчество характеризуется следующими особенностями: — представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; — основная его продукция — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах; — важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; — уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов — показатель цивилизованности и демократии общества. Таким образом,правотворчество — это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм, гласность, профессионализм, законность, связь с правоприменительной практикой. Рассмотрим эти принципы: 1 демократизм — характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе; 2 гласность — означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности; 3 профессионализм — заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.
Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.
В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила диспозиция , которые могут быть нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму, необходимо обратиться к специальному НПА, где они закреплены.
Способы изложения гипотез и диспозиций выделяют в зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств и предписываемых ими действий: 1. При абстрактном способе норма моделирует действия в виде абстрактного понятия, например, при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости ч. При казуальном способе моделируемые действия излагаются путем перечисления их индивидуальных признаков, например, в УПК и ГПК указываются реквизиты, которые должны содержаться в приговоре суда ст.
Получить ссылку.
Позитивные санкции предусматривают меры поощрения стимулирующие санкции и меры восстановления субъективных прав правовосстановительные санкции. Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания карательные санкции и возможность признания деяний недействительными санкции ничтожности. Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя. В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенных обстоятельствах гипотеза субъект совершит известное действие диспозиция , то наступят предусмотренные последствия санкция ».
Вопрос о фактической структуре нормы является дискуссионным. Одни ученые считают, что фактическая норма права состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывается мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией.
Но Венгеров отмечает, что определение трех вышеуказанных элементов является лишь первым звеном правовой нормы. И знание об этом является важным для реализации правовых норм. Такая проблема является важной, причем не только с научной точки зрения, но и с практической. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права. А процесс их разделения приводит к тому, что неправильно понимается внутреннее строение юридической нормы, неточно определяется трехэлементная структура и усложняется процесс использования права. Не во всех случаях в словесном определении некоторой статьи есть возможность найти все наиболее популярные элементы соответствующей нормы права. Структурные элементы правовой нормы чаще всего не расположены на поверхности и их необходимо выделить самостоятельно. Касательно понятия структуры нормы права, то она, по своей сути, выступает в качестве выражения стабильности в самых разных процессах. Причем она является независимой от изменения структурных элементов в общем. Такого рода свойство дает возможность правовой норме сохранить статус единого властного веления во всех случаях. И с практической точки зрения подтверждается, что выделение определенного структурного элемента нормы происходит лишь при самостоятельной его работе в качестве особой нормы. Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод: Проблема определения структуры нормы является актуальной и на данный момент. Ученые до сих пор не могут прийти к единому пониманию структуры нормы права. Одни ученые раскрывают только юридическую структуру нормы, другие уделяют внимание юридической, логической и социологической структурам. Анализ научных работ показал, что наиболее часто в научных работах структура юридической нормы определяется следующими элементами: диспозиция, гипотеза, санкция. Выявлены проблемы изложения норм права в законодательных актах, усложняющие процесс определения отдельных структурных элементов нормы права. Таким образом, можно отметить, что на практике вопрос выделения структуры нормы права является довольно важным и требует тщательного изучения для более эффективного использования правовых норм. Литература: Алексеев С. Братко А. Венгеров А. Головистикова А. Головистикова, Ю. Мухаев, Р.
Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА. Соотношение нормы и статьи зависит от того, рассматривается ли оно применительно к логической норме или к норме-предписанию. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права. Взаимосвязь между нормой права и статьей нормативного акта заключается в том, что норма права является более абстрактным и общим понятием, в то время как статья нормативного акта содержит конкретные и детализированные требования. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.
Норма права и статья нормативного акта
Непринятие во внимание этого обстоятельства ведет к утверждениям о двухэлементной структуре некоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у других - санкция. В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму.
Одна статья нормативно-правового акта содержит несколько норм права. Например, ст. В данном случае каждая из частей этих статей содержит самостоятельный вид преступления.
Одна норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правового акта. Так, ст. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов. Способы изложения — это те правила и приемы, которые используются законодателем для формулирования объема юридических норм в тексте закона иного нормативно-правового акта. В зависимости от полноты изложения элементов гипотезы, диспозиции, санкции нормы права в статьях нормативно-правового акта принято различать следующие способы: 1.
Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления. Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации. Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения. Законы в Российской Федерации - федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации - принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными представительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями уставами , законами субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются издаются на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить. Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями уставами и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные. Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом. Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами. Производные нормативные правовые акты принимаются издаются в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами. В форме правил принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности совершению каких-либо действий. В форме порядков принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности совершения каких-либо действий. В форме положений принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений. В форме инструкций принимаются издаются нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов. В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.
Система нормативных правовых актов Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых издаваемых и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления. Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации. Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения. Законы в Российской Федерации - федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации - принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными представительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями уставами , законами субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются издаются на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить. Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями уставами и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные. Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом. Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами. Производные нормативные правовые акты принимаются издаются в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами. В форме правил принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности совершению каких-либо действий. В форме порядков принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности совершения каких-либо действий. В форме положений принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.
uristinfo.net
Таким образом, норма права и статья нормативно-правового акта соотносятся как содержание и форма. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Практическое применение соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта проявляется в ряде ситуаций. Однако существуют нормативные акты, которые действуют в отношении определенных субъектов права и категорий граждан. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению.
63. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Кодексы: В России существуют различные кодексы, такие как Гражданский кодекс , Налоговый кодекс , Уголовный кодекс и другие. Кодексы объединяют законы по определенным областям права и содержат систематизированные нормы. Международные договоры: Ратифицированные международные договоры, вступившие в силу в России, также имеют юридическую силу и могут регулировать множество вопросов. Это лишь небольшой перечень видов нормативно-правовых актов в России.
Каждый из них имеет свою юридическую силу и область применения в соответствии с законодательством. Признаки нормативно-правовых актов Пленум ВС в 2018 году выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт. Первый — издание его в установленном порядке управомоченным органом гос.
Второй — наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения. В противном случае суд оставит его без рассмотрения.
А если истец оспаривает документ, который со всей очевидностью не может затрагивать его права — судья откажет в принятии заявления к производству. Признаки НПА выделенные законодателями Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.
Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия. В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.
В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу. В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. Юридическая сила акта Юридическая сила нормативного правового акта — характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Требования, предъявляемые к нормативным актам Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность.
Таким образом, они соотносятся как содержание и форма. Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции.
Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей.
Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства. Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению.
Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах.
Специализация права приводит к тому, что элементы логической нормы все более рассредоточиваются по различным статьям нормативных актов. Норма-предписание, как правило, соответствует какой-либо части текста нормативного акта статье, пункту, части статьи, отдельной фразе.
Дробление нормы-предписания вообще невозможно, норма-предписание — это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. Однако полного совпадения здесь тоже нет. Норма и статья — это разноплоскостные явления.
Нормативно-правовой акт
4)норма права и статья нормативного акта совпадают, если в статье содержатся и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы права. Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации. Как соотносятся норма права и статья нормативного правового акта и почему понятия не тождественны? 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.
§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
И, наконец, санкция оказывает поощрительные, либо карательные мероприятия, которые могут наступить в том случае, если будут соблюдены, либо не соблюдены правила, отраженные в диспозиции нормы. В некоторых законодательных статьях определяются лишь определенные части нормы, а иные части необходимо искать в других статьях, либо нормативных актах. Отсюда формируется необходимость определения правовой нормы и законодательного акта. Данный факт является очевидным еще и по той причине, что в одной статье есть две и более нормы. А ряд нормативных актов, как, к примеру, уголовно-правовые, нацелен на формирование санкционных мер. Правовая норма не смогла бы реализовать свою регулятивную роль в том случае, если бы не содержала определенные структурные части. В связи с чем законодатель при создании норм должен выписать каждую часть, либо сформировать необходимую отсылку, а тот, кто реализует осуществляет нормы, должен иметь ввиду связь элементов нормы. Согласно своей структуре, а также содержательным основам, норма права отличается от ряда других правовых проявлений. Лазарев В. Индивидуальное предписание рассчитывается на случай, а также на однократное деяние. Но в то же время, правовая норма отличается от общеправовых принципов.
И несмотря на то, что последние и имеют нормативный характер, но они все равно проявляются посредством правовых норм и требуют конкретизации и не выходят непосредственно на гипотезы и санкции, без чего будет сложно представить определенность правового контроля. Касательно мнения Венгерова А. Их происхождение отталкивается от древних времен и из общества присваивающей экономики. Нынешняя теория, согласно Венгерову А. Причем юридическая структура зачастую определяется в качестве такого строения правовой нормы, которая состоит из трех элементов, о которых уже ранее указывалось гипотеза, диспозиция и санкция. Под диспозицией Венгеров А. В качестве гипотезы же ученый отмечает ту правовую норму, в которой отражены условия, наличие которых позволяет реализовать поведенческие нормы. А говоря о санкции, Венгеров А. И лишь при наличии и единстве всех трех вышеуказанных элементов может быть реализована правовая норма. Такое понимание сформировалось на протяжении общественного развития и выступает в качестве крупного достижения.
А отсутствие определенного элемента является признаком несовершенства правовой нормы. Но Венгеров отмечает, что определение трех вышеуказанных элементов является лишь первым звеном правовой нормы.
Спиридонов Л.
Здесь необходимо отметить, что такие формы не обязательно должны ограничиваться силовым принуждением. Однако на заре цивилизации, в период первоначального становления предгосударственных образований, норм права в современном их значении еще не существовало, так как их место занимало хотя и постепенно развиваясь обычное право. Примерами тому служат многие древние правовые памятники.
В современном обществе нормы права часто вступают в тесное взаимодействие с прочими социальными нормами, например, экономическими и политическими. Такое взаимодействие имеет весьма разнообразные формы - взаимоподдержки, солидарности, блокирования и противоборства, что зависит от конкретно-исторических условий, соотношения социальных сил, состояния общественного сознания. Формы взаимодействия, например, правовых и экономических норм определяются степенью вмешательства государства в экономику страны и показывают, что именно является целью подобного вмешательства: осуществление регулирования экономической деятельности населения или же достижение полного господства государства в данной сфере общественной жизни, а это уже напрямую зависит от конкретной политической доктрины государства.
Соотношение юридических и политических норм в современном демократическом обществе строится на принципе приоритета права над государством, ограничения всевластия государства правами человека. Это, несомненно, является величайшей общечеловеческой ценностью. Юридические нормы приобретают первенство, сдерживая и обуздывая органически присущее политической власти стремление утверждаться внеправовыми мерами.
Из вышеизложенного, по-видимому, можно заключить, что нормы права - это, по своей сути, основополагающая структура в системе социальных норм, гарант ее эффективного функционирования. Правовые нормы регламентируют условия взаимодействия прочих составных частей данной системы, создают для них правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного усиления одной группы норм а также государственных органов за счет остальных, обеспечивая стабильное движение общества по демократическому пути развития. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативно правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев.
Основой структурной единицей нормативно правового акта является статья. Статья - это структурно обособленная часть нормативно-правового акта, представляющая собой государственно-властное веление и содержание одну норму права, несколько норм права или часть нормы права. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативно правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер.
Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы, как формы и содержания. Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого, что перед нами - логическая норма или норма предписание. Если это норма - предписание, то она полностью содержится в статье.
Например: п. В одной статье может содержаться две или более нормы предписания. Например: в ст.
Например: ст. Черданцев говорит о том, что отдельные части нормы элементы нормы могут быть расположены не только в разных статьях, но и в разных нормативно правовых актах. Логическая норма может находиться в составе трех ее элементов и одной целой статье, но тогда диспозицию или санкцию нужно выводить в статье логическим путем.
Или тогда придется согласиться с тем, что право состоит не только из норм права, но и также из теоретических положений, принципов, понятий и тому подобного. Но этого никак нельзя допустить, здесь необходимо применить логическую норму. Но логическая норма не всегда удобна и характерна, не для всех норм права.
И как я уже приводил, пример норма права может быть растворена в текстах разных нормативных актов и даже в разных отраслях права. С каждым, приведенным мною, выводом нельзя согласиться, и каждый автор очень обоснованно и доказательно отстаивает свою точку зрения. Поэтому еще раз напрашивается вывод Алексеева С.
Скажем об основных способах изложения нормы в статье нормативно-правового акта: 1 Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы гипотеза, диспозиция и санкция. Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта.
Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.
При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. В этой статье диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и тд.
Следовательно, чтобы применить норму, которая содержится в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки, указанные в статье 102 этого же кодекса. Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным.
Нормативный договор — это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права например, коллективные договоры, международные договоры, федеративные договоры. Нормативный договор имеет много общих черт с нормативным правовым актом. Но есть у него и специфические черты: он представляет собой акт добровольного, взаимного волеизъявления сторон, в отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления компетентного субъекта правотворчества. Нормативный договор как источник права необходимо отличать от договора как индивидуального юридического акта, который выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, то есть возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Наибольшее значение нормативный договор как источник права имеет в международном праве, в конституционном, административном и трудовом праве. Религиозные тексты и акты органов управления религиозных организаций. Источниками права в некоторых государствах являются своды религиозных правил, содержащихся в священных книгах, а также в актах, принятых органами управления религиозных организаций.
Их юридическая сила может превосходить юридическую силу актов, принятых государством. Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии была велика. Она оказывала существенное влияние на право конкретного государства. Государство, соприкасаясь с религиозной властью и не желая вступать в противостояние с ней, придавало юридическую силу религиозным нормам. Таким образом, получая государственную поддержку, религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, приобретали характер источника права. Религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, являются источниками права и в некоторых современных государствах, которые входят в семью религиозного права например, в мусульманских государствах основной источник права — Коран; в индуистских странах — Шастры, Веды. Но и в этих странах в последние десятилетия все большее распространение получает нормативный правовой акт как источник права.
Юридическая наука правовая доктрина. Правовая доктрина — это правовые позиции ведущих ученых-юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Юридическая наука призвана вырабатывать наиболее рациональные и эффективные правила принятия, толкования и реализации норм права, давать систематические глубокие знания обо всех сторонах юридической действительности. Однако на отдельных этапах развития общества и государства юридическая наука выступала и выступает в качестве источника права. В Древнем Риме в период республики аргументы из сочинений ведущих юристов часто фигурировали в судах и были для них обязательными. Однако в некоторых странах при вынесении судебных решений иногда ссылаются на труды ученых-юристов, используя их в качестве дополнительной аргументации, а не источника права. В большинстве государств романо-германской за исключением Швейцарии и англо-саксонской правовой семьи юридическая наука не является источником права.
В странах религиозной правовой семьи в первую очередь, в мусульманских она является одним из основных источников права, так как в основу решений по конкретным делам кладутся не положения Корана непосредственно, а их разъяснения и конкретизация, которые даны ведущими мусульманскими учеными-юристами и богословами. При решении конкретного дела суд практически никогда не обращается к Корану или Сунне. Он ссылается на мнение ученого-юриста по данному вопросу, авторитет которого общепризнан. В России до 1917 г. Сейчас в Российской Федерации юридическая наука не является источником права, однако она имеет большое значение в процессах правотворчества, толкования и реализации права. Правосознание — это правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, которые кладутся в основу решений по конкретным делам. Правосознание не является источником права, хотя играет существенную роль в правоприменительной деятельности.
Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма. Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1 прямой, когда все элементы юр нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом; 2 отсылочный, когда в статье один из элементов юр нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-прав. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал.