Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста? Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста. Первая седмица и первая неделя великого поста. С первого дня Великого поста в храмах священники читают на часах (так называется особая служба) Евангелие, а по особым дням совершают Соборование и поминание Страстей Христовых. Завтра, во вторник первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший Владыка возглавит чтение покаянного канона в Андреевском соборе. Главная > О монастыре > Новости обители > Богослужения 1-й Седмицы Великого поста.
Как совершается богослужение на первой неделе Великого поста
Начался Великий пост: особенности богослужения | Православный журнал "Нескучный сад" | Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. |
Понедельник первой седмицы Великого поста | В 2024 году на первой седмице Поста в нашем храме службы совершаются утром и вечером каждый день, кроме пятницы. |
Текст Великого покаянного канона Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого Поста | Для Вашего удобства предлагаем последования служб Первой седмицы Великого Поста в трёх вариантах. |
1-я седмица Великого поста
Есть большая опасность того, что внешние составляющие могут стать для человека целью, и утратится понимание того, зачем вообще живёт человек. А если ежедневно себе об этом не напоминать, если вот так постом не погружаться в то, что связано с осознанием целеполагания жизни, то рассуждение о Небесном Царстве останется красивым песнопением, высокой духовной поэзией, отвлеченным нравственным идеалом, но не целью. Более того, есть очень опасное обстоятельство: можно войти в состояние стремления построить Царство Небесное на земле — общество с достижением максимального уровня комфорта. И вот тут очень важно не исказить смысл. Речь не идёт о том, чтобы человеку лишить себя красивой одежды, возможности слушать достойную музыку или вести образ жизни, где есть место для гармонии в земных красках. Речь не об этом. Речь о том, что это становится целью жизни. Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи — то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни. Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами. Она была в состоянии удрученности от болезни.
Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей...
Пост для детей, по словам того же А.
Ткачева — это ограничивать сладости, слушаться родителей, читать книги и забыть про телевизор и гаджеты. Люди, которые вынуждены путешествовать в Великий пост и работать на тяжелых работах, могут также пост не соблюдать. Особенности Богослужения Первая седмица Великого поста насыщена Богослужениями. Они — уникальны и необычайно красивы. Служба совершается по Постной Триоди с добавлением Октоиха. В понедельник, вторник и четверг утром читаются часы и изобразительны.
На часах читаются кафизмы, паремии и поются специальные прокимны и стихи. Несколько раз читается молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Этот обычай идет с апостольских времен, когда христиане весь день проводили в молитве и посте и лишь вечером собирались на Литургию. Именно поэтому она начинается с вечерни.
Но сейчас по неудобству она служится по утрам. Это — очень красивая служба с особенными песнопениями и строгими распевами. Во время нее совершаются множественные земные поклоны, а также несколько раз читается молитва святого Ефрема Сирина. На Преждеосвященной Литургии не преосуществляются Святые Дары, а причащение происходит заранее запасенными Дарами. Поэтому детей не причащают за этой литургией, чтобы они не подавились или не выплюнули святыню. В понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмицы читается во всех храмах канон святого Андрея Критского на повечерии.
Под образом женщины, потерявшей и нашедшей драхму, представляется Сам Господь Иисус, с материнской заботливостью ищущий погибающую душу. Под драхмой, украшенной изображением царя, разумеется душа, украшенная образом и подобием Божиим и через это по самой природе возвышенная перед всеми земными тварями. Как носитель образа Бога Вседержителя человек поставлен царем и владыкой над ними: ему отдана во власть вся земля, со всеми живущими на ней земными тварями. Но человек не сохранил своего достоинства.
Самоугодие и страсти помрачили в нем черты образа Божия, и тот, кто по силе напечатленного в нем образа Божия немногим умален перед Ангелами, уподобился скотам несмысленным. Скот знает одни физические потребности — он не имеет разума, чтобы разуметь Творца, не имеет духовного чувства, чтобы умиляться при виде дел Божиих, возвещающих Его совершенства, напечатленные в творении, — не имеет совести, чтобы отличать добро от зла, и потому если убьет человека, не поймет, что совершил злодеяние. До подобного состояния доходили или по крайней мере были близки к нему люди, жившие плотской жизнью, так что было в истории человечества время, когда Сам Господь назвал их «плотью» по причине отсутствия в них признаков духовной жизни Быт. Сама религия у большой части языческих народов носила плотский характер, требуя от людей одних телесных дел благочестия.
Человек погибал, но Господь сжалился над Своим созданием, павшим с высоты богоподобия до скотоподобия, но все же, однако, не утратившим человеческой природы. Образ Божий затмился в душе человека, как изображение на запачканной и потертой монете, но еще не уничтожился. Сам Единородный Сын Бога Отца для обновления образа Божия в человеке снисходит с неба на землю и взыскует погибающее создание с такой же заботливостью, с какой женщина отыскивает потерянную драхму. Для обретения духовной драхмы Он не жалеет никаких усилий и жертв — даже Кровь Свою проливает за нее на Кресте.
Но прежде чем принести эту бесконечной цены Жертву, Он, подобно женщине, ищущей со свечой драхму, вносит свет Своего учения в ту духовную тьму заблуждений и пороков, в которую погружена была душа. Она отпала от истины, составляющей необходимую черту образа Божия, состоящего в праведности и святости истины Еф. И вот Господь, восстанавливая в человеке первоначальный образ, озаряет его светом истины. Он проповедует истину во все время Своего общественного служения, и еще до вступления Его в это служение Ему предшествует святой Иоанн Предтеча с проповедью покаяния и ее светом подготавливает к принятию Его людей, ходивших во мраке лжи и пороков.
Крестная смерть Спасителя, сходившего даже, когда тело Его лежало во гробе, Своею душою в ад для обретения погруженной в глубине его драхмы, увенчала дело спасения человека: ради этой искупительной смерти дарованы человеку все благодатные силы и средства для обновления по образу Создавшего его и для избавления от вечной погибели. Но грех и страсти снова помрачают в нас образ Божий, в который мы облекаемся в Крещении. Новый человек, каким каждый из нас стал через это Таинство, с течением времени уступает в нас место ветхому, так что иной раз трудно отличить христианина от язычника, трудно отыскать в нем черты образа Божия, как трудно отыскать мелкую монету, затерявшуюся в куче пыли и сора, и вдобавок почерневшую от грязи. Надо спешить покаянием восстановить в себе образ нового человека.
Иисус Навин — предводитель израильтян на пути в землю обетованную во время исхода из Египта. После смерти пророка Моисея возглавил священную войну израильтян против нечестивых языческих племён, населявших Палестину. Амалик, амаликитяне — народность, с древних времён занимавшая земли между Синайским полуостровом и юго-западной частью Палестины, до границ Египта и Аравии. Амаликитяне напали на израильтян во время их исхода из Египта.
Между ними произошло сражение, в котором израильтянам помогла победить молитва пророка Моисея. Когда Моисей поднимал руки в молитве, евреи побеждали, а когда его руки а вместе с ними и молитва ослабевали, верх брали амаликитяне. Воздетые крестообразно руки Моисея являются прообразом побеждающего Креста Господня Исх. Гаваониты - жители палестинского языческого города Гаваона, который Господь повелел уничтожить израильтянам под предводительством Иисуса Навина за беззакония.
Узнав об этом грозном повелении, хитрые гаваонитяне пришли в израильский стан под видом нищих странников из далёких земель и заставили израильтян поклясться Богом, что те их не тронут. Когда евреи узнали, что на самом деле эти люди — жители Гаваона, то уже не могли причинить им вреда, так как дали клятву. Израильтяне оставили гаваонитян в стане в качестве слуг — заставили их носить воду и колоть дрова. Песнь седьмая «Исчезоша дние мои, яко соние востающаго; темже, яко Езекиа, слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота.
Но кий Исаия предстанет тебе, душе, аще не всех Бог? Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя: согреших, яко не согреши блудница, и беззаконновах, яко иный никтоже на земли. Но ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя». Езекия «Бог укрепил» — иудейский царь 752—698 гг.
Был ярым противником идолопоклонства. Правнук Озии, благочестивый царь Иудейский Езекия, во все продолжение своего царствования пользовался особенным благоволением Божиим. По молитве царя Езекии Ангел Божий поразил ассирийских воинов, пришедших, чтобы осадить Иерусалим. К смертельно больному Езекии Господь послал Своего пророка Исаию, чтобы предупредить царя о приближающейся кончине.
Но царь Езекия, не желая умирать, так горячо и слёзно молился, что Господь продлил его земную жизнь ещё на 15 лет. В подтверждение того, что царь не умрёт, но выздоровеет, пророк Исаия явил ему знамение — тень от солнца на ступенях царского дворца передвинулась на десять ступеней назад 4Цар. Исаия «Бог спасёт» — пророк Иудейского царства 765—695 гг. Болезнь, какая бы она ни была, легкая ли или подобная той, в какой находился Езекия, естественно располагает к мысли о смерти.
Но мысль о смерти может быть спасительна для человека только в том случае, если соединяется с заботами о приготовлении к вечности, с покаянием и рвением о том, чтобы остаток жизни провести в богоугождении. С этой целью каждый больной должен обращаться к Господу с молитвою Езекии о продлении лет его жизни. Желание пожить подольше свойственно в той или иной мере каждому живущему. Как ни горька иному жизнь, а все ему не хочется расстаться с нею, ибо жизнь, несомненно, — великое благо.
Но не все знают настоящую цену этому дару. Для многих жизнь дорога только из-за пристрастия к земным благам и удовольствиям. Им тяжело даже думать о необходимости расстаться с жизнью, потому что тяжело расстаться с этими удовольствиями. В этом отношении такие христиане не выше язычников, не имеющих упования на Царствие Божие.
Для последних с земной жизнью оканчивалось все, и потому они старались извлечь из нее все удовольствия, что только могла дать жизнь чувственному человеку. Христианину, верующему в обетования о Царствии Небесном, земная жизнь дорога как время приготовления к вечности. Поэтому если, с одной стороны, страх смерти ослабляется тем, что за ней виднеется жизнь в иной области бытия, то, с другой, в преддверии этой новой жизни человека не может не тревожить мысль о возможности перейти туда неготовым. Эта мысль никому не должна быть чужда.
Сколько бы кто ни был благочестив и добродетелен, как бы далеко ни ушел кто по пути нравственного совершенства, он не может сказать с уверенностью, что вполне готов к переходу в вечность, готов вступить в Царство Небесное. Даже такой великий праведник, как святой апостол Павел, который с дерзновением ожидал себе награды в жизни вечной 2Тим. Сознание своей греховности и, следовательно, неготовности предстать на Суд Божий с особенной живостью должно возникать в нас во время болезни ввиду того, что это состояние может завершиться смертью, за которой следует суд над душой. Болезнь пригвоздила к постели и лишила возможности пользоваться и наслаждаться земными благами, которые потеряли смысл.
Они теперь так же суетны, как суетны и пусты сладкие, но быстролетные сновидения. Теперь не до земных благ. Чувствует человек, что, гоняясь за ними, слишком мало сделал для спасения души, осуждает свою леность, беспечность и знает, что прошедшего не воротить, а жить осталось, может быть, очень недолго, так что, пожалуй, ничего не успевается сделать для вечности. С молитвой о продолжении жизни болящий может обращаться к Господу, как Езекия, чтобы было дано время на покаяние и исправление, и в том случае, если имеет на руках детей, которых не успел воспитать и пристроить, если взял на себя обязательства, для исполнения которых потребно немалое время.
Не только больные, но и здоровые должны помышлять о смерти и готовиться к ней. Для углубления в себе мысли о смерти пусть они почаще ставят себя мысленно в положение больных, пусть заблаговременно свыкаются с этим положением и умоляют Господа даровать им время для покаяния, исповедуя, что они еще не успели воспользоваться для этого протекшими днями жизни. Но ущедрив, воздаждь ми, якоже поет Давид, радование. Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу, вся ведущему: Ты веси моя тайная, Едине Спасе.
Но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей». Давид — см. Этот псалом читается ежедневно за богослужением и в домашних утренних молитвах как образец покаянной молитвы. Песнь восьмая «Слезную, Спасе, сткляницу яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу и оставление прошу прияти.
Аще и никтоже, якоже аз, согреши Тебе, но обаче приими и мене, благоутробне Спасе, страхом кающася и любовию зовуща: согреших Тебе Единому, помилуй мя, Милостиве. Пощади, Спасе, Твое создание и взыщи, яко Пастырь, погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец. Егда Судие сядеши, яко благоутробен, и покажеши страшную славу Твою, Спасе, о каковый страх тогда пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего». Память Страшного Суда весьма спасительна в деле покаяния.
Она способна пробудить от греховного усыпления беспечного грешника страхом вечной погибели, угрожающей ему после Страшного Суда, если он не обратится на путь покаяния, если в продолжение этой жизни пренебрежет долготерпением Божиим, ожидающим от него покаяния. По упорству своему и нераскаянному сердцу он сам себе собирает гнев Божий на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его Рим. Праведное воздаяние каждому по делам его начинается непосредственно по разлучении души с телом. На этом суде праведникам даруется блаженство, грешники же нераскаявшиеся или не успевшие явить плоды покаяния приговариваются к адским мучениям.
Но до соединения души с телом, то есть до общего воскресения, ни праведники не чувствуют полного блаженства, ни грешники не терпят совершенного мучения. Ибо те и другие после частного суда получают воздаяние только покуда по одной душе, а не и по телу, хотя и тело разделяло с ней дела ее, добрые и злые. Полное блаженство и полное мучение возможны только для полного человека, состоящего из души и тела. Таким образом, частный суд по смерти каждого — не полный.
Притом он и не окончательный, ибо для грешников, осужденных на мучение, еще остается возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освободиться от них по молитвам Церкви, если только они перешли в вечность в общении с Церковью и перед смертью положили начало покаяния. Полное и окончательное воздаяние каждому по делам его ожидает нас в последний день мира, в день всемирного Суда. Страшно будет само явление Судии — Господа Иисуса Христа. Он приходил на землю для искупления людей, для примирения их с Богом.
Он же вторично придет на землю судить живых и мертвых. Первое Пришествие Его было уничиженно, Второе будет величественно и славно. Он явится на облаках небесных, окруженный сонмами Ангелов, имеющих сопровождать Его, как Царя своего и Бога, и сядет на Престоле славы Своея. Явится тогда с Ним и знамение Его на небеси — святой Крест, который в Первое Его Пришествие казался только орудием Его уничижения, теперь же будет знамением окончательной победы Его над всеми врагами, и среди них над последним врагом — смертью, который после всех упразднится.
Явление Бога во славе всегда вызывало в людях страх и трепет пред Ним. Равно явление во славе Судии живых и мертвых не может не быть страшно для всех, имеющих предстать на Суд Его: в одних это будет страх благоговения перед Его величеством, в других страх гнева Его. Никто не избежит Суда, никто не будет иметь возможности уклониться от него. По гласу Господа через звук трубы архангельской, пред страшное Судилище Христово предстанут все люди, все племена земные, все умершие и оставшиеся в живых.
Первые воскреснут на Суд, последние предстанут на Суд в таком теле, которое изменится, то есть подобно воскресшим получит вид тонкий и духообразный. Наряду с людьми предстанут на суд и злые духи. Вслед за тем, как все соберутся пред лицом праведного Судии, последует отделение одних от других. Одни займут место по правую сторону Престола Судии, другие — по левую.
Первые, то есть праведники, почувствуют величайшую радость — ибо увидят благословение Божие к себе в самом отделении их от нечестивых; последние, то есть нечестивые, исполнятся крайнего страха и стыда. Вслед за тем откроются судные книги с записанными на них делами каждого человека, добрыми и худыми, и не только делами, но и словами и самими советами сокровенными помыслами сердечными, то есть во всей подробности выведены будут на свет эти дела, слова и помыслы 1Кор. Не нужно будет тогда для оправдания одних, для обвинения других ни допросов, ни защитников и обвинителей: нравственное состояние каждого во всем свете откроется перед его совестью и перед всем миром. Христианские подвиги, которые праведник совершал втайне и над которыми при жизни его многие, может быть, глумились, получат тогда настоящую оценку: он тогда увидит, что пред очами Божиими не сокрыта была ни одна слеза раскаяния, записана у Господа даже чаша студеной воды, поданная во имя Его.
Перед совестью же грешника, которую он заглушал во время земной жизни, восстанут его беззакония во всей их мерзости — зависть, обман, ненависть, гнев, хищение, пьянство, плотские нечистоты, гордость, тщеславие, лицемерие — и покроют его стыдом, тяжесть которого увеличится оттого, что весь мир узнает о них. В настоящее время многие согласятся лучше умереть, чем вынести обличение перед подобными себе. Какой же стыд и ужас поразит грешника, когда перед очами целого мира обнажатся все его преступления, которые он совершал безнаказанно на земле, успевая скрыть их от земного правосудия: его гнусные мысли и намерения, которых никто не подозревал здесь в его благовидных поступках, — когда личина лицемерия, которой он прикрывался перед ближними, снимется с него и он предстанет перед всеми во всем своем нравственном безобразии! Обличение, какому подвергнутся тогда нечестивые, будет для них так невыносимо, что в порыве отчаяния они будут вопиять горам и скалам: падите на нас и сокройте нас от лица Седящего на престоле Откр.
Но вопль их не будет услышан. Уже в самом отделении одних от других каждый из имеющих предстать на Суд узнает участь свою, но окончательно она будет решена особым приговором Судии и Бога: «придите, благословеннии Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Исполнителями этого приговора будут Ангелы. Они отделят на Страшном Суде добрых от злых, как жнецы отделяют пшеницу от плевел, рыболовы — хорошую рыбу от негодной к употреблению.
Они же водворят праведных в Царстве Небесном, а осужденных грешников ввергнут в пещь огненную, в огонь вечный Мф. Как бы кто ни понимал эту печь, этот огонь — в буквальном ли смысле, или так, что и без вещественного огня осужденные грешники будут испытывать такое же мучительное чувство, как если б они горели в сильнейшем вещественном огне, — во всяком случае ничего нельзя представить ужаснее их состояния. Притом здешний вещественный огонь, испепеляя вещество, ослабевает и погасает, но геенский огонь, пожирая, в то же время питает жертву свою, сам питаясь ее нетлением, — жжет, но не сжигает Тертуллиан и Златоуст. И такое состояние мучимых в огне будет вечно: огонь их не угаснет Мк.
Осужденные будут мучиться в нем во веки веков Откр. Как блаженство праведников будет вечно, так вечны будут и муки нечестивых. Скоро ли или нет наступит день Страшного Суда, к нему всегда нужно быть готовым. В чем состоит приготовление?
В том, чтобы всегда помнить об этом дне и удерживать себя от всего того, за что грозит вечное осуждение. Достигнуть успеха в этом деле ни для кого не легко.
В 2024 году — вторая суббота попадает на предпразднество Благовещения Пресвятой и заупокойное богослужение отменяется. Переноса не предусмотрено. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия. Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно.
В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. В сам праздник служится литургия свт. Всенощное бдение накануне вечером и литургия свт. Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы. Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных.
Первая седмица Великого поста
Первая неделя Великого поста | Предыдущая записьПротоиерей Владимир Долгих: План-конспект на Великий пост от преподобного Ефрема Сирина Следующая записьСлово во вторник первой седмицы Великого поста. |
Избранные песнопения первой седмицы Великого поста | Во вторник первой седмицы Великого поста за Великим повечерием. |
Седмица 1-я Великого Великого поста
Иеромонах Афанасий (Дерюгин) рассказывает о богослужениях первой седмицы Великого поста.* Книги, которые помогут священнослужителям и певчим при совершении б. Чтобы поддержать Вас, дорогие наши читатели, редакция сайта Сретенской семинарии подготовила избранные песнопения, которые исполнялись семинаристами на монастырских богослужениях первой седмицы Великого поста. Во вторник первой седмицы Великого поста за Великим повечерием.
диак. Владислав Фефелов
- 1я СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА: КАК ПРОХОДЯТ СЛУЖБЫ ?
- Уставные богослужения первой седмицы Великого поста - Lavra
- Уставные богослужения первой седмицы Великого поста
- Четверг 1-ой седмицы. Последование Великого повечерия. Службы Великого поста. Триодь постная
Как совершается богослужение на первой неделе Великого поста
первая седмица Великого поста: информация о службах в храме и трапезах по Типикону. Публикуем краткий фоторепортаж с вечернего богослужения с чтением Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Александро-Невском соборе. Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Объем и сложность богослужения первой седмицы Великого поста вызывают необходимость издания отдельных книг, посвященных богослужению этого периода. В воскресение первой седмицы Великого поста мы празднуем Торжество Православия. Во вторник первой седмицы Великого поста за Великим повечерием.
Службы первой седмицы Великого поста
Повечерие | Свято-Троицкий собор | С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня. |
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА | ИзобразительныСлужбы Великого Поста (МЧ)Службы страстной седмицы (МЧ)Пасхальная служба мирским чиномПолунощница для келейного чтенияОб упокоении мирским чиномМолебные пения мирским чином. |
🌿КАКИЕ СЛУЖБЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В 2024 ГОДУ НЕ ПРОПУСТИТЬ
Сегодня в помощь всем, кто стремится сознательно участвовать в церковной молитве, мы публикуем на нашем сайте чинопоследования Богослужений первой седмицы Великого поста. Для Вашего удобства предлагаем последования служб Первой седмицы Великого Поста в трёх вариантах. Седмица 4-я Великого поста. И читаем исповедание православныя веры. Особенности первой недели Великого поста. Во вторник первой седмицы Великого поста за Великим повечерием.
1я СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА: КАК ПРОХОДЯТ СЛУЖБЫ ?
Затем — возглас священника и продолжение общего начала до двyпсалмия. Далее все идет обычным порядком: двyпсалмие с каждением, тропари, малая и сyгyбая ектения, шестопсалмие. Согласно yставy, священник исходит на чтение yтренних молитв не в начала 4—го псалма шестопсалмия, а в начале 5—го. Отсюда вывод: Великим Постом шестопсалмие читается более неспешно, растяжно, чем вне Великого Поста, так что yспевают прочитать 12 yтренних молитв во время чтения всего лишь двyх последних псалмов. Далее — великая ектения, как обычно. А дальше — важнейшая особенность. Вместо «Бог Господь» со стихами поется «Аллилyиа» со своими стихами. Стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. На самом деле они являются частью 5—й пророческой песнью, которyю, согласно yставy, положено соединять с 5—й песню канона всякой yтрени.
Почемy не поется «Бог Господь и явися нам», а поется «Аллилyиа»? Возглас «аллилyиа» можно перевести как хваление Господy, «слава Богy». Слyжба на «Бог Господь» предполагает вершиной своего совершения Божественнyю литyргию. Великим же Постом Литyргия по бyдням не совершается о Литyргии Преждеосвященных Даров разговор особый. А раз не совершается Божественная литyргия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, поэтомy пение «Бог Господь» на yтрени было бы не вполне yместно. Поется иное славословие, более общего характера. Соответственно стихи аллилyария носят более покаянный, нежели радостный характер: «От нощи yтренюет дyх мой к Тебе, Боже…» На полиелейной yтрени бывает «Бог Господь», но там вообще изменяется весь строй слyжбы. Божественная литyргия Преждеосвященных Даров назначается там ради святого, она внеочередная.
Как есть апостольское евангельское чтение рядовое, а есть праздничное. Ради праздничного чтения назначается дополнительный прокимен, так же и здесь: ради дополнительной, внеочередной Литyргии Преждеосвященных Даров назначается чтение «Бог Господь». Кроме того, всякая слyжба целостна и было бы нелогично петь на yтрени покаянные стихи Исаии, а потом полиелей. То есть полиелей как бы идет в одной связке с «Бог Господь и явися нам» — псалом 118 перекликается с полиелейныйми псалмами 4 и 135. Но это скорее исключение — таких слyжбы бывает постом всего две, когда на «Бог Господь» полной Литyргии нет: 40 мyчеников и Обретение главы, и то не всегда. Вместо тропарей на «Бог Господь» поются Троичны гласа. По сyществy это тоже тропари, но несколько особенного характера. Указывается, что Октоих Великим Постом, вообще говоря, не отменяется, хотя расхожее мнение говорит о том, что во время Великого Поста по бyдним дням Октоих не поется.
Это так и не так. Действительно, для совершения Богослyжения книга, именyемая Октоихом, не понадобится. Но это не значит, что Октоих не поется — некоторые его тексты все равно использyются за Богослyжением. Во—первых, это Троичны гласа, во—вторых, седальны по первом стихословии yтрени т. Но посколькy этих текстов мало, то целесообразно было бы их заключить в Постнyю Триодь, что и сделано: они напечатаны в виде приложения в Постной Триоди. Иными словами, некоторые тексты Октоиха использyются, хотя сама книга на великопостном Богослyжении не нyжна. В каждом гласе три Троична. Первый поется просто, второй на «Славy», третий — на «И ныне».
Первый Троичен имеет переменное окончание, которое определяется текyщим днем седмицы. Впонедельник Троичен оканчивается: «Предстательствyет бесплотных, помилyй нас», во вторник: «Молитвами Предтечи Твоего помилyй нас». В средy и пяток: «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Понятно, что окончание первого Троична любого гласа зависит от дня седмицы. Во втором Троичне молитвенно призываются все святые: «Молитвами всех святых, помилyй нас» в любом гласе, в любой день седмицы. То есть соблюдена обычная логика: последнее песнопение данной yтрени так или иначе обращено ко Пресвятей Богородице или хотя бы Пресвятая Богородица yпоминается в этом песнопении. Так что третий Троичен справедливо было бы назвать «Троичнобогородичном» по типy Крестобогородична , хотя такого термина и нет. То есть это некое песнопение, в котором прославляется и Пресвятая Троица, и Пресвятая Богородица.
Почемy не поются тропари на «Бог Господь»? Обычно на yтрени на «Бог Господь» поется тропарь святого дня дважды , «Слава, и ныне», тот или иной Богородичен. Нy, с Богородичном понятно: третий Троичен можно yсловно назвать Богородичном. Но почемy не поются тропари святого дня? Чем «виноват» святой, что его память попала на великопостный период? Дело в том, что в конце второго Троична призываются к застyпничествy за нас все святые, а значит и святой данного дня. Вот почемy пение отдельного тропаря этомy конкретномy святомy является излишним.
Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», — сказал Он. Святитель Иоанн Златоуст Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией благодарением потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим, и даже не остается ничего совершенно, чего бы не даровал нам здесь Бог. Иеремия, патриарх Константинопольский Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде. Преподобный Исихий По причащении же Святых Таин, воздав благоговейное благодарение Господу за великую к тебе милость, в сей момент явленную как некий велий и неизреченный дар, войди тот час в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу со смиренным чувством, простри к Нему мысленно такую беседу: «Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грех на пагубу себе, и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее.
Он совершается на повечерии в пятницу или на вечерни в воскресенье, как напр. О Пассиях церковный Устав ничего не говорит. Самый чин и обряд Пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. Чин Православия изложен в отдельных изданиях. В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается заупокойная служба. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св. Церковная служба в честь св. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу по отпусте часов. То же поют певцы трижды. На всех Часах и Изобразительных: кондак «Не к тому пламенное оружие». Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди. В неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу. В пятницу, во время молитвы «Всесвятая Троице…», открываются царские врата и иерей с кадилом и диакон со свечей выходит ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник. Закрываются царские врата. Затем возглас: «Премудрость», «Достойно есть…» и прочее. Марии Египетской память ее 1 апреля по старому стилю , представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия. Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Чтение канона св. Стихиры имеют одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», которое поется хором. Марии Египетской. Ирмосы - по дважды. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, «Слава, и ныне» не бывает. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: «Богородицу и Матерь света…». Хор: «Честнейшую…». Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно см. В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: «Взбранной Воеводе…» На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма В конце утрени поется великое славословие. В пятую неделю воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. Седмица Ваий В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в од ной из стихир на «Господи,: воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение домостроительство Твое». Вечером в пятницу - великое повечерие. Темже и мы, яко отроцы еврейские победы знамения носяще. Уставные особенности богослужения в субботу ВАИЙ Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. На утрени - стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор…». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие на утрени не читается. После воскресных тропарей - малая ектения, седален и поется один раз «Воскресение Христово видевше…». От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этот же припев - в Неделю Ваий и в Страстную седмицу. По 8-й песни «Честнейшую…» не поем. После канона и малой ектении поется: «Свят Господь Бог наш» на 1-й глас и сразу - «Всякое дыхание…» с хвалитными стихирами. На «И ныне» - «Преблагословенна еси, Богородице Дево», и поется великое славословие. На литургии: «Блаженны», песнь 3-я и 6-я, на 8. Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен: «Господь просвещение мое и Спаситель мой…». Апостол - к Евреем, зач.
Они — уникальны и необычайно красивы. Служба совершается по Постной Триоди с добавлением Октоиха. В понедельник, вторник и четверг утром читаются часы и изобразительны. На часах читаются кафизмы, паремии и поются специальные прокимны и стихи. Несколько раз читается молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Этот обычай идет с апостольских времен, когда христиане весь день проводили в молитве и посте и лишь вечером собирались на Литургию. Именно поэтому она начинается с вечерни. Но сейчас по неудобству она служится по утрам. Это — очень красивая служба с особенными песнопениями и строгими распевами. Во время нее совершаются множественные земные поклоны, а также несколько раз читается молитва святого Ефрема Сирина. На Преждеосвященной Литургии не преосуществляются Святые Дары, а причащение происходит заранее запасенными Дарами. Поэтому детей не причащают за этой литургией, чтобы они не подавились или не выплюнули святыню. В понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмицы читается во всех храмах канон святого Андрея Критского на повечерии. Это — покаянный великий канон, который наиболее полно передает настроение кающегося и настраивает на нужный лад. Это — красивое богослужение, на котором по возможности следует побывать каждому верующему. Верхний свет гасится, все стоят с зажженными свечами во время чтения канона. В субботу первой седмицы служится Литургия св.