Кащенко. Скончался Петр Петрович Кащенко (1859-1920) – русский психиатр и деятель земской медицины. Врач-психиатр и организатор психиатрической помощи в России, один из тех, благодаря кому в страну пришла идеология «нестеснения» в лечении душевнобольных. Петр Петрович Кащенко, пожалуй, менее известен населению нашей страны, чем Московская психбольница №1, когда-то названная в его честь. Петр Петрович Кащенко, родившийся 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), был революционером и в политике, и в медицине. Необыкновенным доктором, который отважился на большие перемены, был Пётр Петрович Кащенко. 1920 | Книга памяти платформы Мортем.
Вы точно человек?
Мировой и гражданской войнами были нарушены научные связи нашей страны с заграницей. Поездка Кащенко в Германию способствовала восстановлению такого рода сношений. Помимо ознакомления в течение пяти месяцев с деятельностью дефектологических, психоневрологических и лечебно-педагогических учреждений он изучал и достижения логотерапии у детей и взрослых. Личные контакты с видными специалистами способствовали в дальнейшем систематическому обмену опытом. Его избрали почетным членом Немецкого дефектологического общества. Затем последовали избрания в члены научных обществ Франции, Бельгии. А весной 1924 года состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов Педагогического института детской дефективности. Напутствуя своих питомцев, Всеволод Петрович подчеркивал их особое призвание — сочетать в себе педагогов и врачей. И дальнейшая перспектива развития основанного им дела в масштабах страны требовала сочетания, координации усилий общеобразовательной школы и медицины.
Главная роль здесь принадлежит не врачу, а педагогу, получившему солидную дефектологическую подготовку». Педагогический институт детской дефективности был как раз таким высшим учебным заведением, в котором стали готовить педагогов-практиков с достаточной теоретической подготовкой для того, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеющих навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства. То, что было робко заявлено в первоначальном опыте санатория-школы, здесь зазвучало в полный голос. Этому способствовал интеллектуальный подъем в обществе, несмотря на усиливающуюся в нем внутриполитическую борьбу. Так принцип коллективизма, повсеместно культивировавшийся в стране, решительно вторгся и в педагогическую среду. Но для Кащенко это не было чем-то новым, идущим вразрез с его методологическими посылками. Еще в 1914 году он вместе со своим сотрудником С. Крюковым писал: «Товарищеские чувства, взаимопомощь мы развиваем различными мелочами повседневной жизни.
Мы стараемся, по возможности, сузить круг личной собственности в стенах санатория-школы, чтобы там легче было бороться с эгоистическими чувствами». На учебных занятиях, в играх и повседневном быту все было построено так, чтобы индивидуум воспитывался социально однородной средой товарищей дети понятия не имели об имущественном положении родителей членов их коллектива , а такое воспитание, считал Всеволод Петрович, прочнее и успешнее, чем многочисленные ухищрения педагогов. Разумеется, не следует абсолютизировать этот опыт — на него нужно смотреть в контексте тогдашних исторических условий, всей идеологической атмосферы и политических отношений. Текущая жизнь накладывает свою печать на повседневные действия, а главное —на мышление. Мы живем мыслями эпохи. Она, образно говоря, навязывает нам себя. Меняется жизнь, наполняясь новым, более глубоким и разносторонним содержанием, — богаче становится и содержание человеческих суждений, представлений, понятий. И о возможностях воспитания молодого поколения в труде и коллективе мы судим сегодня иначе, нежели много десятилетий назад, будучи обогащенными накопленным за это время практическим педагогическим опытом, теоретическими достижениями наук о ребенке.
Но было бы в высшей степени вульгарно с высоты сегодняшнего уровня теории и практики высокомерно отзываться об успехах первопроходцев науки о детской исключительности, во главе которой в 10-20-х годах стоял Всеволод Петрович, преодолевая не только сложности необычного предмета своей деятельности, но и разного рода противоречивые обстоятельства, материально-бытовые трудности. О том, что в его школе одной из ведущих заповедей было и есть воспитание и развитие в детях коллективизма, В. Кащенко напоминает и в предисловии к сборнику статей в 1922 году. А спустя четыре года вновь подчеркивает, что вопрос развития и изучения коллективизма среди дефективных детей «всегда представлял чрезвычайный интерес». Сотрудник Всеволода Петровича Георгий Васильевич Мурашев выступает в редактируемом Кащенко сборнике «Проблемы изучения и воспитания ребенка», где рассказывает о программном методе изучения жизни детского коллектива, о специальной карте учета поведения детского коллектива. Едва ли, — писал он, — можно говорить о воспитании ребенка, не имея в виду воспитания детского коллектива, один из путей воспитания индивидуума есть воспитание коллектива, к которому индивидуум принадлежит». Влияние среды на формирование развивающейся личности громадно — таков принципиальный тезис Кащенко, в соответствии с которым он строит систему педагогического влияния на ребенка. Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа.
Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников —они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции. Было начало осени 1926 года. Начинался новый учебный семестр. И вдруг как снег на голову свалилось ошеломляющее известие: Кащенко освобождается от занимаемой должности ведомственным решением и назначается новый директор Медико-педагогической станции. В тогдашних условиях мотивировок в подобных случах подчас и не требовалось. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было.
Поползли слухи, разного рода домыслы, намеки... Пришел новый руководитель Медико-педагогической станции — довольно молодой человек, достаточно самоуверенный и высокомерный. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства—все экспонаты, стенды, макеты, фотографии, документы «удивительное музейное собрание, интереснейшие экспонаты», как отзывался обо всем профессор А. Грибоедов были грубо выброшены на мусорную свалку. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира — прошлого и современности. Восстановить ее уже никогда не удастся. Всеволод Петрович сдержанно реагировал на происшедшее. Даже в кругу близких скрывал глубоко в себе боль и горечь.
Он продолжал участвовать в разного рода комиссиях, читать лекции, консультировать; с 1926 по 1932 год вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей; руководил разработкой педагогами Москвы и Московской области научно-методических вопросов лечебной педагогики; принимал участие в массовых мероприятиях Московского областного Дома работников просвещения. В период с 1928 по 1932 год совместно с Н. Семашко и профессором Каннабихом Кащенко провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах, по радио. В 1928 году начал издаваться журнал «Вопросы дефектологии», и В. Кащенко был включен в состав редколлегии. В свет вышло всего 18 номеров в 1931 году журнал прекратил свое существование , но издание сыграло большую роль в подготовке всеобщего обязательного обучения аномальных детей, а также в разработке системы воспитания и обучения детей с недостатками слуха, зрения, речи и интеллекта в нашей стране; на страницах журнала публиковались многие учителя-практики. Большинство из тех статей сохраняет научную ценность и актуальность поныне.
Одновременно состоял профессором-консультантом поликлиники 2-го Государственного медицинского института по тем же специальностям дважды — в 1933 и 1936 годах — был здесь премирован как ударник. Сохранилась справка за подписью Марии Федоровны Андреевой о том, что с 1933 года В. Кащенко вел при Московском Доме ученых активную общественную работу, участвуя в кружке по работе с детьми, а также в Консультации по психоневротическому, трудному и умственно-дефективному детству. В этот период Всеволод Петрович и пишет свою последнюю книгу об исправлении недостатков характера детей и подростков, которая, к счастью, доходит до нас как завещание выдающегося врача и педагога, просветителя-гуманиста, замечательного гражданина, человека нового времени, воплотившего в себе лучшие его черты. Кащенко в ученой степени кандидата педагогических наук без защиты диссертации. Скромная, скажем прямо, оценка научных заслуг пионера советской дефектологии, одного из основоположников советской школы дефектологии. Удивительно, что в нем был проигнорирован Петр Петрович Кащенко, выдающийся отечественный психиатр, сыгравший значительную роль в становлении советского здравоохранения. Однако в этом томе мы находим краткую, но специально посвященную его брату статью — факт примечательный, учитывая, что Всеволод Петрович был в ту пору если не в явно опальном положении, то нарочито оттесненным на периферию науки.
Значит, с его заслугами, с его объективным значением в нашей культуре нельзя было уже тогда не считаться. Однако с трудом сдерживаемая неприязнь людей, занявших ключевые места в той научно-педагогической области, которой он отдал жизнь, сквозит в строках канонического издания. Да, он в 1908 году создал в Москве санаторий-школу для дефективных детей, но почему далее говорится, что она лишь «служила базой для работы ряда дефектологов»? Во-первых, он сам как ученый возглавлял педагогов-дефектологов, а во-вторых — это была исходная база формирования государственно организованной дефектологии как самостоятельного педагогико-психологического направления в научной и вузовской жизни нашего общества. Санаторий-школа В. Кащенко явился прообразом института человека разумеется, в рамках своих исторических возможностей, в меру развитости производительных сил и духовного производства своего времени, степени развития социальных отношений и наличных теоретических ресурсов. Читаем, однако, далее: «Изданная в 1912 году под редакцией и с участием К. Здесь необходима существенная поправка: не «одним из», а первым русским учебником, положившим действительно научное начало такой литературе в нашей стране.
И, наконец, тезис, совершенно непозволительный для справочного пособия общекультурной и социально-политической важности: «На работах К. Как раз наоборот, на его работах, особенно последних, лежала отчетливая печать научно-материалистического понимания сущности личности. Можно подумать, что анонимный автор статьи был просто не знаком с трудами Кащенко и пользовался заимствованными мнениями, если не предположить заведомой тенденциозности и сознательного искажения истины. Что касается методологических взглядов Кащенко то, отнюдь не преувеличивая и тем более не абсолютизируя их философского уровня, но рассматривая их в контексте господствующего теоретического сознания своего времени, обратимся к изданному в 1926 году под его редакцией труду «Проблемы изучения и воспитания ребенка». Уже в предисловии он пишет: «Вопрос о социальных условиях развития ребенка, вне всякого сомнения, самый существенный вопрос... За его подписью идет глава 4 под названием «Социальный профиль», которую он начинает словами: «Влияние социальной среды на формирование личности развивающегося ребенка громадно. Зачастую оно имеет определяющее значение» с. Что касается влияния наследственности, то оно, «как оказывается, не единственное и не безусловное» там же.
Эти последние влияния в конечном счете часто решают дело... Он указывает, что в жизни имеют место случаи, «когда дефективность, болезненные или неправильные черты ребенка обязаны своим происхождением исключительно среде, например, влиянию известных семейных условий, хотя бы родились дети здоровыми, не отягощенными наследственностью» с. Далее излагается опыт учета социальных факторов в педагогической практике возглавляемой Кащенко школы, даются конкретные методические рекомендации.
В 1905 году принимал участие в революционных событиях в Москве, оказывая помощь раненым во время восстания на Пресне. В 1905—1906 годах возглавил нелегальный межпартийный Красный крест. Организатор и председатель первого в России Центрального статистического бюро для учёта психических больных.
Весной 1907 года Санкт-Петербургское губернское земство пригласило Кащенко возглавить руководство и наблюдение за строительством новой психиатрической больницы, в разработке проекта которой он принимал личное участие. В 1913 году возглавляемая Кащенко больница как образцовая отмечена Малой золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге, а сам Кащенко удостоен почётного диплома за разработку сведений о переписи душевнобольных в Санкт-Петербургском земстве. В 1915 году Санкт-Петербургская больница получила многочисленные положительные отзывы на Дрезденской международной гигиенической выставке [4]. С мая 1917 года руководил нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918—1920 годах заведовал подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР.
Основателем врачебной династии, продолжателями которой стали Петр и его младший братВсеволод один из создателей отечественной дефектологии , был Петр Федорович Кащенко, потомственный казак, окончивший Санкт- Петербургскую медико-хирургическую академию и ставший военным лекарем. Кащенко В семье Петра Федоровича и его жены, дочери коллежского асессора Александры Павловны Черниковой, было семеро детей. Петр был самым старшим, и с ранних лет решил, по примеру отца, заняться медициной. Ему было шестнадцать, когда тот умер.
Однако Петр Федорович успел серьезно повлиять на старшего сына, привив ему не только тягу к медицине, но и демократические взгляды. В 1881 году Кащенко готовился закончить университет, как вдруг из Петербурга пришло известие об убийстве народовольцами Александра II. Лояльные режиму студенты организовали сбор средств на венок царю и намеревались выбрать депутатов, которые отвезут его в Петербург. Однако на этих выборах появился студент Кащенко, который выступил с речью, осуждающей подобную инициативу. Как раз в этот момент в Москве жандармы проводили «чистку» неблагонадежных элементов, и не в меру говорливого отличника исключили из университета. Петра Кащенко, который к тому времени уже успел жениться и которому до диплома оставалось два месяца, отправили в ссылку в Ставрополь. За его деятельностью следили и там. Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии.
Но Кащенко оказался талантлив во всем — учитель музыки скоро прославился на весь город. Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящем центром неблагонадежных студентов. Именно Казанский университет в свое время закончит и главный русский революционер Владимир Ульянов-Ленин. В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета.
Разработал структуру лечебных учреждений, куда должны были входить больница для острых больных, больница-колония для хронических больных и патронаж и амбулатории для нетяжелых и выздоравливающих. После революции организовал систему психиатрических диспансеров. Идея патронажа — содержания больных в семьях — была реализована Петром Кащенко по образцу системы, применявшейся в бельгийском Лирнье. К 1900 году в семьях крестьян села Кубинцево жило 77 больных. На случай, если заболевание у них примет более тяжелую форму, был создан приемный покой на 30 коек.
Опыт оказался успешным и позднее был продолжен на базе Сиворицкой больницы. Петр Кащенко применил ряд прогрессивных идей в терапии душевных заболеваний, успешно сочетая лекарства с трудовой и арт-терапией. В Сиворицкой больницы были организованы занятия спортом, обучение игре на музыкальных инструментах, сеансы кинематографа, библиотека, работа в мастерских. Многое в теоретической и практической деятельности П. Кащенко остается актуальным и востребованным в русле реформирования психиатрической помощи, осуществляемого в России в течение последних десятилетий — децентрализация и развитие разнообразных форм психиатрической помощи, повышение качества жизни психически больных, развитие психосоциальной реабилитации, гуманизации законодательства в области охраны психического здоровья.
В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам
Во многих справочных и энциклопедических изданиях советского периода местом рождения Петра Петровича Кащенко ошибочно назван город Ейск. В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. ПЁТР ПЕТРОВИЧ КАЩЕНКО (28 декабря 1858 (9 января 1859) — 19 февраля 1920) — выдающийся российский врач-психиатр, революционер, общественный и земский деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.
Please wait while your request is being verified...
Больница возродилась из-за имени В 1918 году Петр Кащенко занял пост главного психиатра молодой России. Вместе с ленинским правительством он переехал в Москву. Именно поэтому о петербургском периоде его деятельности в советские годы говорили мало. Зато во всех учебниках рассказывалось о революционной деятельности доктора. Соревнуясь друг с другом, историки писали о том, что Кащенко лечил раненых рабочих в 1905 году и едва ли не состоял в подпольной большевистской организации.
Это, очевидно, стало для него уроком. Доказав собственную благонадежность, Петр Петрович вернулся к учебе и больше ничем подобным не занимался. Медик вообще был далек от политики и считал, что его дело - лечить людей, а не вести на баррикады. Столетие назад в древней усадьбе появилась больница, не имевшая аналогов в России.
Деньги на устройство лечебницы Кащенко получил от санкт-петербургского земства. За 200 тысяч рублей город приобрел усадьбу промышленников Демидовых. Еще миллион рублей золотом ушел на устройство самой больницы. Старинный особняк окружили маленькие домики в стиле модерн.
В них и располагались палаты. По сей день на территории больничного комплекса располагается 21 памятник истории и культуры федерального и местного значения. Возродиться из пепла они смогли, лишь благодаря имени Петра Кащенко. Самые драматические страницы истории психиатрической больницы в Сиворицах связаны с Великой Отечественной.
В усадьбе, оказавшейся в тылу 18-й армии вермахта, осаждавшей Ленинград, развернули военный госпиталь. Более полутора тысяч душевнобольных стали жертвами фашистов.
Кащенко на Старо-Петергофском шоссе, 50. В нем обслуживаются жители Кировского и Красносельского районов. На фото — ремонт системы водоснабжения с чудовищным местоположением проложенных труб: посреди входной двери, мимо раковин — от пола до потолка. Он объяснил, что медицинское учреждение, не видевшее ремонта 45 лет, получило от города деньги и сейчас в диспансере работают технические службы. При этом прием пациентов не закрыт.
Тихомирова, 1912. Выготский Л. Педагогическая психология.
Собрание сочинений: В 6-ти т. Замский Х. Кащенко В.
Он сам часто приезжал для консультаций по организации психиатрической помощи в другие губернии, выступал с докладами на губернских земских собраниях, земских съездах врачей, Пироговских съездах, Брюссельском международном съезде по призрению душевнобольных. В 1899 году Санкт-Петербургское губернское земство приглашает Петра Кащенко организовать психиатрическую больницу в столичной губернии. Так возникла больница в имении Сиворицы ныне село Никольское Гатчинского района , но строительство ее затянулось из-за войны с Японией. В начале 1904 года Петр Кащенко принял участие в конкурсе на вакантную должность главного врача Московской психиатрической больницы им. Алексеева на Канатчиковой даче, и его кандидатура была признана лучшей. В 1907 году была наконец открыта Сиворицкая больница под Петербургом, и Петр Кащенко отправился туда. Сиворицкая больница была в 1911 году представлена на Дрезденской международной гигиенической выставке. В 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке Санкт-Петербургское земство получило малую золотую медаль «За устройство и прекрасное оборудование больницы для душевнобольных в Сиворицах». В 1913 году Петр Кащенко, участвуя в комиссии по пересмотру медицинского законодательства, впервые выдвинул тезис, что при разработке закона в области охраны психического здоровья приоритетными должны быть интересы больного, а не принцип «опасности больного для общества». В годы Первой мировой войны он активно занимался вопросами помощи «душевнобольным воинам» и учета психической заболеваемости среди военнослужащих. После революции Петр Кащенко жил в Москве, где возглавил Центральную невропсихиатрическую комиссии при Совете врачебных коллегий позднее — невропсихиатрическую подсекция лечебной секции гражданского отдела Наркомздрава РСФСР , занимаясь вопросами организации психиатрической помощи.
Кащенко по нам плачет
Пётр Петрович Кащенко разработал основы организации лечения психических больных в России и выдвинул ряд прогрессивных для своего времени идей: необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. 9 января 1859 года родился известный русский врач-психиатр и новатор Петр Петрович Кащенко. Петр Петрович Кащенко (1858–1920) родился в Тамбове. «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, ежели применяет ее, как на палача», — это слова Петра Петровича Кащенко, 159 лет со дня рождения которого исполняется 9 января. Петр Петрович Кащенко (1858—1920) прославился как руководитель нескольких психиатрических больниц – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Последняя из них, самая известная, сегодня уже не носит имя Кащенко. «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, ежели применяет ее, как на палача», — это слова Петра Петровича Кащенко, 159 лет со дня рождения которого исполняется 9 января.
Петербуржцев возмутило странное расположение труб в психбольнице имени Кащенко
Когда сыновья и дочери выросли, Александра Павловна ушла в монастырь и посвятила себя Богу. Учеба В 1876 г. Петр Петрович Кащенко поступил в Киевский университет Св. Владимира на медицинский факультет. Денег на учебу не хватало, однако мать смогла выхлопотать специальную стипендию для сына. Кащенко сразу выделился среди других студентов своими блестящими знаниями. Профессура это отметила, и вскоре Петра перевели в Московский университет. В вузе Кащенко не только занимался учебой, но и создал революционный кружок, в котором с другими студентами обсуждал политические реформы императора Александра II. Вскоре за ним стали наблюдать жандармы. В 1881 г. Петр Петрович Кащенко готовился к окончанию университета, но тут пришло известие, что народовольцы убили Александра II.
Студенты собрали средства на венок императору и хотели выбрать лиц, которые отвезли бы его в Петербург. Отличник Кащенко публично осудил такую инициативу, и говорливого студента за два месяца до защиты диплома исключили из вуза. К тому моменту он уже был женат на девушке по имени Вера Александровна Горенкина. Петра Петровича вместе с супругой отправили в Ставрополь в ссылку. Единственное, чем ему разрешили там заниматься - преподавать пение в женской гимназии. Через четыре года Кащенко смог завершить образование в Казанском университете, где учились неблагонадежные студенты.
Алексеева в Москве. Автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. Разработал основы организации лечения психических больных, выдвинул ряд прогрессивных идей система нестеснения, трудотерапия, необходимость амбулаторной помощи, патронажа и др. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его труд "Человек как предмет воспитания" стал одним из лучших произведений русской и мировой педагогики, обозначившим образование педагогической антропологии.
Я единственная Кащенко! Он был поражён. Когда произошла эта история, родственников было полным-полно. Сейчас по линии Петра Петровича осталась одна-единственная правнучка, ещё есть родственники по линии Бориса Петровича, живущие в Севастополе, и я. Я была уже в разводе и писала «Галотина-Кащенко». Мне советовали вернуть фамилию отца, я подумала и подала заявление. Целый месяц собирала справки: где родилась, где крестилась, где развелась, где родители в это время были — ой, Господи! Я измучалась. Но документы собрала и фамилию вернула…». Секрет её долголетия Каждое утро Анна Всеволодовна делает гимнастику и обтирается холодной водой. Объясняет она это со своей всегдашней скромностью. В этой квартире я живу лет тридцать, но привычка обтираться холодной водой уже появилась… И потом я всегда занималась спортом. Но не таким, чтобы соревноваться, зарабатывать призы — это я терпеть не могла. А для своего удовольствия. В санатории-школе была площадка перед домом, на которой заливали каток. И отец нас с одной моей приятельницей вывел на лёд. Нам было по пять лет. Вывел и оставил: как хотите — так и разбирайтесь. И мы, как щенки, ползали там, вставали, падали, но в конце концов научились кататься! Во взрослом уже возрасте ходила в походы. Была на Алтае и Байкале. Походы эти организовывали через Дом учёных… А в долголетии моём, я думаю, секрета нет. Наверное, относительно благополучная жизнь. И гены, должно быть… Это вообще фокус. Почему я столько живу, я не знаю! Пошёл уже ведь второй виток! Но всё-таки это очень страшно. Помирать-то не хочется!.. Умерли у меня все. Осталась я одна. Последний близкий человек — это муж, который умер в 1966 г. Меня спасала работа. Для него это было ударом, потому что это книга была итогом его работы. Дайте её мне! Это сразу придало мне жизненные силы. Кащенко у себя дома под портретом отца. Современное фото В этот же год в моей жизни произошло второе чудо. Кащенко, который проживал до 1941 г. Я сразу же написала по указанному адресу. Это оказался мой двоюродный племянник, внук папиной сестры Александры. Завязалась переписка. Я рассказала ему о его родственниках, ведь он уехал из Советского Союза в 1945 г. Когда наши войска освободили Харьков от фашистов, они свирепствовали не хуже немцев, всех подозревали в связях с гитлеровцами. В общем, ему удалось уехать на Запад с родителями и молодой женой. В Австрии в их эшелон попал снаряд, и осколком была убита его мать… Племянник мой прожил очень тяжёлую жизнь, но добился многого и в конце концов попал в Америку. Он приехал сюда с женой и дочерью вторая жена у него японка , они почти ничего по-русски не знают. А через какое-то время он пригласил меня в Америку на Рождество. Я не стала спрашивать своего врача, можно ли мне лететь, и просто отправилась в Америку. Мне было тогда 85 лет. В сочельник я была в Сан-Франциско. Вся дорога была иллюминирована, там целые картины: Санта-Клаус, олени в упряжке — можно было сойти с ума! Потом будет Иерусалим, Австрия и чарующая Италия! Вот тогда я поверила, что в жизни действительно бывают чудеса! Два чуда в один год. Трудно представить, что всё это произошло со мной на склоне лет». За окнами лил холодный октябрьский дождь, а мы с Анной Всеволодовной пили чаёк в уютной светлой кухне и говорили, говорили… Она рассказывала мне, как познакомилась с мужем на катке на Девичке там, возле белой церкви во имя Архангела Михаила, сейчас стадион Первого медицинского. А я поделилась с ней, как утром на занятии мои двадцатилетние студентки грустно признались, что не верят в любовь и что настоящие мужчины были раньше, а вот сейчас… «Не верят в любовь?
Когда Кащенко уже заканчивал университет, был убит русский император Александр II. Студенты засобирались отправить «посольство» от своего ВУЗа, купили венок, стали выбирать делегатов. Кащенко не только наотрез отказался участвовать в этом процессе, но и резко осудил своих сокурсников. Ему оставалось до диплома всего два месяца, но за этот проступок он был отчислен. Кащенко был сослан в Ставрополь, где работал учителем пения. Но даже тут он отличился и вскоре вся губерния заговорила о талантливом и политически активном педагоге по вокалу. Когда был снят запрет на образование, Кащенко поступил в Казанский университет.
Петр Петрович Кащенко. Жизнь и судьба
психиатр и общественный деятель. Петр Петрович Кащенко (1858—1920) прославился как руководитель нескольких психиатрических больниц – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Последняя из них, самая известная, сегодня уже не носит имя Кащенко. 150-летие Петра Петровича Кащенко. Пётр Петрович Кащенко Петр Петрович Кащенко родился в 1858 г., окончил Московский университет в 1881 г., но врачебного экзамена держать не мог, так как он был выслан из Москвы за «вредную» политическую деятельность. После окончания Ейской Кубанской войсковой гимназии Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, вскоре перевелся в Московский университет.
Please wait while your request is being verified...
Учился Петр в Московском университете, из которого был отчислен за участие в студенческих выступлениях. В 1885 году сдал экзамены в Казанском университете и стал врачом-психиатром в Казанской окружной психиатрической больнице. Уже через несколько лет после начала работы он стал основателем и директором больницы-колонии для психических больных в селе Ляхово близ Нижнего Новгорода , где проявился его талант не только как врача, но и как грамотного администратора. Кащенко начала свое существование и превратилась в своеобразный научный центр. Впервые в России Кащенко создал так называемую «поэтапную систему психиатрической помощи» и систему психиатрического патронажа в Балахнинском районе Нижегородской области.
Организатор и председатель первого в России Центрального статистического бюро для учёта психических больных. Весной 1907 года Санкт-Петербургское губернское земство пригласило Кащенко возглавить руководство и наблюдение за строительством новой психиатрической больницы, в разработке проекта которой он принимал личное участие. В 1913 году возглавляемая Кащенко больница как образцовая отмечена Малой золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге, а сам Кащенко удостоен почётного диплома за разработку сведений о переписи душевнобольных в Санкт-Петербургском земстве. В 1915 году Санкт-Петербургская больница получила многочисленные положительные отзывы на Дрезденской международной гигиенической выставке [4]. С мая 1917 года руководил нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918—1920 годах заведовал подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Разработал основы организации лечения психических больных в России, выдвинул ряд прогрессивных идей необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. Умер от осложнений после операции на желудке [2].
Но Кащенко оказался талантлив во всем — учитель музыки скоро прославился на весь город. Нижегородский реформатор Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящим центром неблагонадежных студентов. В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы. Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах. Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею. Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом. Кащенко удалось изменить отношение общества к психически больным: если прежде в Нижнем Новгороде на таких людей смотрели, как на животных, то затем стало преобладать сочувствие и сострадание, желание помочь. Петр Петрович в этой работе проявил себя не только как блестящий врач, но и как отличный организатор — убедить купцов финансировать психиатрическую больницу сможет далеко не каждый. Психиатр на баррикадах За 15 лет работы в Нижнем Новгороде Кащенко превратил свою больницу в одно из лучших медицинских учреждений страны. Поэтому, когда в 1904 году встал вопрос о новом главвраче Московской психиатрической больницы на Канатчиковой даче, кандидатура Петра Кащенко оказалась вне конкуренции. Свои принципы и методы психиатрической помощи доктор Кащенко начал успешно внедрять и в Москве, однако в 1905 году грянула первая русская революция. Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские.
Страницы истории больницы не оставили нас равнодушными, и мы предлагаем вашему вниманию первую серию видеобиографии о жизни и деле выдающихся деятелей психиатрии. Показать больше.
Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко
Сегодня на 94-м году жизни скончался Петр Иванович Кащенко – Почетный гражданин Липецка, участник Великой Отечественной войны, инициатор установки в Липецке народного памятника Победы. Дата обратного переименования, 1994 год, указывает, что «пострадал» Петр Петрович Кащенко за свои прижизненные революционные убеждения. После окончания Ейской Кубанской войсковой гимназии Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, вскоре перевелся в Московский университет. Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. 19.2.1920. Пётр Петрович Кащенко.
Вы точно человек?
Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 (по старому стилю) 9 января 1859 (по новому стилю), в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко – потомственного казака, выпускника Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Петр Петрович Кащенко, родившийся 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), был революционером и в политике, и в медицине. Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани. Петр Кащенко был основателем советской психиатрии и отцом гуманистического направления в лечении больных. Кадры результатов странного ремонта в психоневрологическом диспансере больницы имени Кащенко на Старо-Петергофском проспекте, № 50, литера А, вызвали у петербуржцев недоумение.