Шахматные задачи разработаны профессиональными шахматистами и помогут вам улучшить свои навыки игры и развить стратегическое мышление. Школа шахмат d4-d5 представляет видео, в котором тренер по шахматам разбирает ТОП-5 ЛОВУШЕК в Русской партии. Да прикольные ловушки но соперник не дурак даже 4 зазрядник знаеть что не должен есть пешку в ферзевым гамбите.
ТОП-5 ЛОВУШЕК В ДЕБЮТЕ. РУССКАЯ ПАРТИЯ за белых/черных. Школа шахмат d4-d5. — Video
шахматные видео ловушки скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Начинающему игроку важно знать типичные шахматные ловушки и тактические приемы, чтобы уверенно их обходить и при желании применять самому. Начинающему игроку важно знать типичные шахматные ловушки и тактические приемы, чтобы уверенно их обходить и при желании применять самому. 06:50, 22 ы. Непомнящий расписался в собственном бессилии. is a multi-platform project to play chess online and offline. Newbies, professionals, kids, and adults may compete with players from a whole planet. Американский теоретик шахмат Джон Уотсон однажды заявил: «Ход g2-g4 – худший из всех первых ходов белых, хотя конкурировать с ним может h2-h4.
Шахматные дебюты
Ловушки в шахматах часть 5. Если вы планируете участие в своем первом или втором шахматном турнире, вам обязательно нужно знать о шахматных ловушках. Шахматные ловушки — это заранее спланированные ходы, которые могут привести противника в замешательство и заставить его совершить ошибку.
Сборник самых лучших шахматных ловушек в дебюте
Эта защита основана на идее быстрого развития фигур и контроля над центром доски. В защите филидора, черные стремятся удерживать пешку e5, в то время как белые стараются ее атаковать и выиграть. Черные пользуются этим временем, чтобы активизировать свои фигуры и готовить контратаку. Важно помнить, что защита филидора требует от игрока глубокого понимания позиции и умения проводить активную игру. Неправильные ходы или недостаточное внимание могут привести к быстрой потере позиции и поражению. Основная идея защиты филидора — это создание дисбаланса в позиции противника и использование его слабостей для контратаки. Черные стремятся создать активную игру и использовать свои фигуры для атаки на позицию белых. Защита филидора является одним из многочисленных вариантов в шахматах и требует от игрока глубокого понимания позиции и умения принимать правильные решения. Важно анализировать позицию, предсказывать возможные ходы противника и строить свою игру в соответствии с этими предположениями. Шахматы — это игра, которая требует от игрока не только умения видеть тактические комбинации, но и умения строить правильную стратегию.
Защита филидора — это одна из стратегий, которую можно использовать в шахматах для достижения успеха. Значение открытий в шахматах Защита филидора — это открытие, при котором черные играют ходы 1. Bb5 a6 4. Ba4 d6. Черные стремятся укрепить свою позицию, защитить пешку e5 и готовятся к активной игре в дальнейшем. Защита филидора имеет свои преимущества и недостатки. Она позволяет черным укрепиться на центральных позициях и защитить свои пешки, но при этом может создать слабость на поле d5. Важно правильно оценить позицию и выбрать подходящий план игры. Знание открытий, таких как защита филидора, помогает шахматистам избежать ошибок и победить в партии.
Они позволяют заранее планировать свои ходы и адаптироваться к игре противника. Использование открытий — один из ключевых аспектов успешной игры в шахматы. Открытия и их роль в игре Защита филидора — это относительно активное открытие, в котором черные стремятся контролировать центральные клетки доски и развивать свои фигуры. Основная идея защиты филидора заключается в том, чтобы черные сделали ход d7-d5 после хода белых e2-e4. Этот ход черных позволяет контролировать центральные клетки и освободить место для развития ферзя и слона.
А если пешку съедает Ферзь, то Конь атакует уже с поля Е3. Снова вилка, снова двойной удар и шах.
Вот и все дела. Завлечение 2. Уничтожение защитника и 2. Тогда первая фигура никуда не может сходить, уйти, так как сразу открывается нападение на вторую. Подробнее описано здесь. Конь, король и пешка не могут связывать фигуры соперника. Как правило, в связке берут участие 3 фигуры: связывающая, связанная и прикрываемая.
Абсолютная связка защищаемая фигура- Король 2. Относительная связка защищаемая фигура- любая фигура 3. Связка поля, клетки когда сзади защищается поле применения угрозы а не фигура если какая-либо фигура не может уйти со своей позиции, ввиду того, что под боем окажется король или сторона понесёт значительные материальные потери, то эта фигура является связанной. Использовать связку можно тремя способами: 1. Связаны оба коня чёрных. Но если связка Св5-Кс6- Кре8, это абсолютная связка, то есть связанная фигура в принципе не имеет возможность никуда ходить, то вторая связка- относительная.
В турнире установлен серьёзный контроль времени, как и для взрослых турниров, 60 минут на партию каждому игроку с добавлением 10 секунд на каждый ход. Запись партии является обязательной. Организаторами соревнований выступили региональная федерация шахмат и Государственное автономное учреждение дополнительного образования Псковской области «Лидер» при поддержке региональных комитетов по образованию и спорта, главы Опочецкого муниципального округа Юрия Ильина и директора гимназии имени А. Петрова Юрия Богашева. Яркие шахматные партии, полные желания победить и продемонстрировать все свои таланты, шахматные ловушки и специальные домашние заготовки для соперников пытались продемонстрировать в ходе игры учащиеся вторых классов школ Псковской области, где идёт преподавание шахматного всеобуча. Конечно, учитывая накал нешуточных страстей, и ряд партий виртуозно для соперников завершился "детским матом"», - рассказали в федерации.
Однако, для успешного использования пешечной структуры, необходимо обладать хорошим пониманием шахматных тактик и стратегий. Основная идея этой ловушки заключается в правильной позиционировке фигур и умелом использовании рокировки. Пройдитесь по шахматной партии, пока не достигнете момента, когда оба короля еще не сделали рокировку. Создайте ситуацию, в которой ваш король уже сделал рокировку, а король соперника остался на своем месте. Важно помнить, что ваш король должен быть в безопасности после рокировки, иначе ловушка не сработает. После успешного выполнения этих шагов, соперник может решить сделать рокировку, надеясь на укрепление своей позиции. Однако, вместо этого он попадает в вашу ловушку. Разрушение планов и стратегии соперника. Получение позиционного преимущества и контроля над центральными клетками доски. Усиление атаки на короля соперника. Поэтому, важно использовать эту ловушку с умом и сочетать ее с другими тактическими ходами. Однако, важно не злоупотреблять этой ловушкой и использовать ее в сочетании с другими тактическими ходами и стратегиями. Удачной игры! Они позволяют создать иллюзию угрозы, привлекающей внимание соперника и отвлекающей его от действительно важных частей доски. Чтобы успешно использовать ложные угрозы, необходимо умело их маскировать и подкреплять их реальными возможностями. Важно предвидеть возможные ответы соперника на ложную угрозу и быть готовым к альтернативным планам действий. Ниже приведены основные принципы использования ложных угроз: Маскировка: Ложная угроза должна выглядеть как настоящая угроза. Ее необходимо подкрепить видимыми позиционными преимуществами и активными фигурами. Отвлечение: Ложная угроза должна отвлечь внимание соперника от его планов и возможностей.
Шипов: откровенно говоря, Непомнящий показал провальную дебютную подготовку
Жертва пешки часто ошеломляет черных, заставляя их совершать ошибки, ведущие к потере материала или мату. Ловушка может быть применена в различных дебютах, что делает ее универсальным оружием в арсенале шахматиста. Перед тем, как разыграть ловушку, важно убедиться, что все условия для ее применения выполнены. Если черные не играют по плану, необходимо иметь запасной вариант развития событий. Даже если черные не попадутся в ловушку, важно не расстраиваться и продолжать играть хладнокровно. Ловушка Грюнфельда — хитроумный капкан для белых В лабиринте шахматных дебютов, дебют Грюнфельда 1. Известный своей динамичной и позиционной игрой, он заключает коварную ловушку, готовую подстеречь неосторожных белых. Эта ловушка, носящая имя своего создателя — Эрнста Грюнфельда, — является одним из самых эффективных и популярных способов перехватить инициативу у белых в самом начале партии. Ловушка Грюнфельда основана на идее жертвы пешки 3... Она может привести к быстрому и безоговорочному выигрышу для черных. Для успешного применения ловушки необходимо знать ее ходы и варианты.
Ловушка Филиппова — для начинающих и опытных Ловушка разработана русским мастером игры Михаилом Филипповым. Она основана на жертве пешки в центре доски. Тактика используется, чтобы: Быстро вывести свои фигуры на активные поля, а белые будут вынуждены тратить время на отыгрыш центра. Создать атакующие шансы — открытые линии и диагонали после жертвы пешки могут дать черным возможности для атаки на короля белых. Жертва пешки ослабляет центр черных, что может дать белым шансы для контратаки. Прием не подходит для позиционной игры. Ловушка Филиппова — это скорее тактическая идея, чем позиционная стратегия. Как использовать: Начало — 1. В этой позиции черные пожертвовали пешку на d4, но получили за это открытую линию d и диагональ c8-h3. Белые же, пытаясь вернуть жертвованную пешку, могут попасть в ловушку:...
В этой позиции белые потеряли пешку, а черные получили за это свободную пешку и открытую линию. Продолжение, вариант 2:... Nc3 O-O. В этой позиции черные пожертвовали пешку на d4, но получили за это развитие слона на диагональ c8-h3. Белые же, пытаясь вернуть отданную пешку, могут попасть в ловушку:... Na5 8. В этой позиции белые потеряли пешку, а черные получили за это свободную пешку и атаку на пешку b2. Ловушка Филиппова — это не универсальный инструмент. Она подходит не для всех позиций и не против всех игроков.
Изучайте различные тактические приемы, такие как вилки, шахи, пингвины и другие, и учите их применять в своих партиях. Обучайтесь и тренируйтесь Шахматы — это игра, в которой невозможно достичь успеха без постоянного обучения и тренировок. Чтение книг, просмотр видеоуроков, игра сильных соперников — все это поможет вам развивать свои навыки и избегать ловушек. Тренируйтесь регулярно и стремитесь к постоянному совершенствованию. В заключение, избегание шахматных ловушек и достижение успеха в игре требуют внимательности, анализа и постоянного обучения. Следуя вышеуказанным советам, вы сможете избегать ошибок и добиваться победы в шахматах. Важность правильного открытия В шахматах открытие игры играет решающую роль. Оно определяет дальнейший ход партии и может стать ключом к победе или поражению. Очень важно избегать шахматных ловушек, которые могут возникнуть в начальном этапе игры. Шахматы ловушки могут быть различными: от простых ошибок в развитии фигур до сложных комбинаций, которые могут привести к мату. Поэтому важно правильно планировать свои ходы и не поддаваться на провокации противника. Одним из основных принципов в открытии является централизация фигур. Ферзь, ладьи и слоны должны занимать центр доски, чтобы иметь больше возможностей для атаки и защиты. Также необходимо аккуратно развивать пешки, чтобы создать поддержку для фигур и обеспечить защиту своей королевской позиции. Ошибки в открытии могут привести к серьезным последствиям. Например, неправильное развитие слона может ограничить его возможности и сделать его бесполезным в дальнейшей игре. Также неконтролируемое продвижение пешек может создать слабые места в обороне и стать объектом атаки противника. Правильное открытие игры позволяет не только избежать ловушек, но и создать преимущество в партии. Знание основных открытых и полуоткрытых систем помогает подготовиться к различным вариантам игры и найти наилучший ход в конкретной ситуации. В итоге, правильное открытие игры в шахматах является ключевым моментом, который может определить исход партии. Поэтому необходимо уделить достаточно времени и внимания этому этапу игры, чтобы избежать ошибок и повысить свои шансы на победу. Как избегать распространенных ошибок в мидлгейме 1. Недостаточная активность фигур Одна из самых частых ошибок в мидлгейме — это недостаточная активность фигур. Игроки могут упустить возможность атаковать или развить свои фигуры на активные позиции. В результате, их фигуры остаются пассивными и не могут эффективно вмешиваться в игру. Чтобы избежать этой ошибки, важно всегда думать о возможностях активизации своих фигур. Ищите возможности для атаки, развивайте свои фигуры на активные позиции и стремитесь к доминированию на доске. Недостаточное планирование Другая распространенная ошибка — это недостаточное планирование в мидлгейме.
Ловушка «защиты Алехина» демонстрирует важность аккуратности и внимательности в эндшпиле. Даже кажущаяся безопасная позиция может оказаться опасной, если противник умеет использовать ловушки. В эндшпиле также много других ловушек, которые шахматисты могут использовать для обмана противника. Изучение этих ловушек поможет вам стать более сильным шахматистом и достичь больших успехов в игре. Комбинаторные ловушки Шахматные комбинаторные ловушки — это тактические ситуации на шахматной доске, в которых одна сторона, на первый взгляд, может совершить ход, который позволит ей выиграть материал или получить преимущество в развитии. Однако, при более глубоком анализе, становится ясно, что этот ход ведет к неожиданной контратации, которая приводит к большим проблемам для совершившего его игрока. Одной из самых известных комбинаторных ловушек является «Защита Алехина». Она возникает в ответ на ход 1. На первый взгляд, это ход выглядит странным, потому что черные выставляют своего коня на атаку и не защищают пешку е5. На первый взгляд, это кажется ошибкой, потому что белые могут продолжить 5.
Для любителей шахмат любого возраста и уровня. Рекомендации "Шахматный учебник" предназначен для желающих усовершенствовать свою игру 990 Р В данной книге автор попытался рассказать о стратегии во всей ее полноте.
Современные шахматные ловушки, в которые могут попасть даже сильные шахматисты
Шахматные задачи разработаны профессиональными шахматистами и помогут вам улучшить свои навыки игры и развить стратегическое мышление. Вы увидите известные шахматные дебютные ловушки, что позволит Вам быстро получить материальное преимущиство или провести матовую атаку. Шахматы, шахматы, шахматы дебюты, шахматы ловушки, шахматы онлайн, шахмат, шахматы стратегия, шахматные. Шахматные ловушки помогут вам улучшить свои шахматные навыки. Ловушка в шахматах – это намеренное создание на доске такой ситуации, которая провоцирует соперника на ошибку.
Лучшие ловушки в шахматах
Например, когда лимит времени — одна минута. Вот тогда можно и «Гроб» сыграть. Если соперник в своей практике не встречался с этим дебютом, то всё может закончиться либо зевком, либо упавшим флажком. Сколько заработает Непомнящий в сражении с Карлсеном Американский теоретик шахмат Джон Уотсон однажды заявил: «Ход g2-g4 — худший из всех первых ходов белых, хотя конкурировать с ним может h2-h4. Играть g4 против опытного соперника — это просто мазохизм». Одна из сильнейших шахматисток планеты, экс-чемпионка мира Александра Костенюк во время стрима с Леви Розманом на канале GothamChess призналась, что однажды во время общения с подписчиками по просьбе одного из них стала рассуждать про атаку Гроба в качестве дебюта. Чему ты их учишь? Учи их правильным дебютам с развитием фигур», — рассказала шахматистка.
Атаку Гроба играют даже компьютеры При этом сам Непомнящий во время онлайн-партий порой применяет этот дебют в качестве развлечения или шутки, как и действующий чемпион мира Магнус Карлсен. Норвежец, кажется, вообще проверяет мастерство своих соперников именно атакой Гроба. В начале 2021 года в партии с 13-летним! Материалы по теме Шахматные сеансы вслепую — уникальный феномен.
Шахматы Ловушки Скачать Дебютные ловушки в шахматах. Итальянская партия за белых Скачать Испанская партия за белых ловушки. Мат за 10 ходов. Партия за белых. Точность 98 Скачать Шахматы. Итальянская партия. Большой разбор и ловушка.
Для этого будем отматывать ходы назад и просматривать похожие партии из шахматной базы данных. Аналогичная позиция, после пятого хода белых, сложилась в партии F. Marcus — M. Vrabec Магдебург, 1927 , в которой белые одержали победу. Ошибка чёрных была в том, что увидев угрозу пункту f7, они поспешно сделали ход Фf6. На самом деле, после гусарской атаки белых, у чёрных все в порядке — необходимо лишь сделать ход пешкой g7-g6 это единственный верных ход, что подтверждается и анализом в программе Deep Fritz. В базе дынных мы нашли 5 партий с подобным продолжением, три из которых закончились вничью, а в двух чёрные одержали победу.
Дрожащей рукой я передви- гал фигуры, думая по десять минут над каждым ходом. Мой противник мгновенно отвечал, не прерывая беседу с моими родителями и, ка- залось, не обращая внима- ния на доску. Cfl—с4 Кеб—d4. Что это? Партнер зевнул пешку, да еще какую! Сей- час я ее возьму и нападу на вторую пешку, которую вроде и защищать нечем... Kf3 : е5 Ф68—g5 Он напал на пешку и на коня. Но я возьму конем пешку и сделаю «вилку» ферзю и ладье. Ферзь уйдет, а ладью я заберу. Этого он, конечно, не видел. А он возьмет пешку, ну и бог с ней. У меня будет лишняя ладья. Но это ничего, его ладья все равно никуда не уйдет, а моя может уйти. Поэтому 6. Ферзем за- крыться нельзя, уйти коро- 7 л ем некуда. Придется за- крыться слоном. Сс4—е2 Kd4—f3x- 3 Я сидел, покраснев до слез, и не мог произнести ни одного слова. Как же это получилось? Все было так хорошо: «вилка»... И вдруг. Если бы еще раз попробовать, я бы наверняка выиграл. Я робко спросил, нельзя ли сыграть еще, но литератор отказался. Эта партия его очень утомила. Посмотри, где ты ошибся, где мог лучше сыграть. Капабланка сказал, что из одной про- игранной партии можно больше пользы извлечь, чем из ста выигранных... Значит, надо разбирать проигранные партии? Надо за- писывать, а затем анализи- ровать, самому или лучше с товарищами. Ну что ж, давайте по- слушаемся совета Капаб- ланки и вместе рассмотрим эту ловушку, одну из самых коварных и неожиданных. Начнем с конца. Если на шестом ходу не уходить ладьей, а взять черную ладью — 6. Kf7 : h8, то последует хотя бы 6. Kpel— fl Фе4 : hl, мат. Кеб—g4, то чер- ные проводят двойной удар 5. Если же уйти конем обратно — 5. Кеб—f3, то 5. Белые остались без качества и пешки, и позиция у них далеко не блестящая. Так, что ли? Тогда получается, что белые вывели слона и оче- редь хода снова за ними. Значит, они бесплатно сде- лали лишний ход — это не- малое достижение. Затем можно пойти 5. Ь2 : сЗ у белых будет силь- ный центр — залог будущей атаки. Самое логичное — пожалуй, прогнать коня хо- дом 4. Тогда 4. Cel—g5 с ловушкой; в случае 7. Cc8—g4 белые отвечают 8. Cg5 : f6 и вы- игрывают фигуру. Разве я сам не понимаю? Но что ж делать, поневоле приходится двигать край- нюю пешку. Не хочется сразу проигрывать. Вот, смотрите: 1. Cf 1—с4 —попробуйте здесь не пойти h7—h6, а сделать развивающий ход 3. Kg8—f6, что будет? Kf3—g5, и не видно, как защищать пешку f7. Николай пошел 4. Kf6 : d5 6. Kg5 : f7 Kpe8 : f7 7. Остался без пешки, без роки- ровки, с разбитой пози- цией. Вот вам и принципы,— продолжал он,— белые де- лают два хода кряду одной и той же фигурой и разносят черных. Вот и приходится ходить h7—h6. На еб? Это сюда, что ли? КЫ—сЗ Кеб—Ь4 9. Теперь ты проиграл! На d8 нельзя было уходить. Кеб—е7 9. Cel—g5 Креб—d7. Отправлю короля домой, а фигура-то лишняя: 6 — Не дойдет до дому: 11. КсЗ : d5 Ce6:d5 14. Нет, правда, ска- жите,— обратился он ко мне,— могут здесь черные защититься? Ведь у них лишняя фигура. Вот ты один раз зевнул, другой раз проглядел, в третий раз будет то же самое. Вы- ходит, черным и вправду нужно играть h7—h6? Kgl — f3 КЬ8—сб 3. Cfl—с4 Kg8—f6 4. Kf3—g5 d7—d5 5. Cb5—е2 h7—h6 9. Kg5—f3 е5—е4 10. Kf3—е5 Cf8—d6 11. Где здесь комбинация, где ловушка? Cb5—e2 h7—h6 9. Это отступление коня Стейниц—в то время чемпион 11 мира — предложил как но- винку в своем руководстве «Modern Chess Instructor» и фанатически отстаивал его. Cf8—с5 10. За год до этой партии Стейниц играл с Чигориным матч из двух партий по телеграфу. Тогда он про- должал в таком же точно положении 10. Теперь он при- меняет улучшение. Ce2—13 Cc5—b6 16. Фа4—h4 Cb6—c7 17. ЛП-dl f7—f5 18. Kbl—d2 Л18—f6 20. Kpgl—fl e5—e4 21. ФЙ4—h5 Лg6—g5 23. Стейниц сдался. В крайнем случае коня про- гонят, и получится, что он прогулялся туда и обратно и очередь хода как бы пере- шла к черным. Но до про- игрыша белых, разумеется, еще очень далеко. Смотрите: 1. Cfl— с4 Kg8—f6 3. КЫ—сЗ Kf6 : е4. КсЗ : е4, то сле- дует 4. Сс4—d3 d5 : е4 6. Cd3 : е4. Золотых гор черные, ко- нечно, не нажили, однако они уничтожили централь- ную пешку белых, сохранив свою, и могут развить любую легкую фигуру. Дебютного преимущества у белых нет. Зачем было брать крня на четвертом ходу? Конь хотя и резвое животное, но пока не убежит. Не лучше ли сначала 4. Кре8 : f7, и теперь 5. Полу- чится примерно вот что: 5. Ke4-g5 g7-g6. Материально силы равны, a развиты черные ничуть не хуже. КЫ—сЗ Kf6 : е4 5. КсЗ:е4 d7—d5. Сс4—d3, чтобы после 6. У черных хорошее поло- жение. Но связанный конь, выбрав удачный момент, мо- жет развязаться, натворив немало бед. Вот, посмотрите: 1. Kbl—c3 Kg8—f6 4. Cel—g5 коня связали 4. Хороший ход и, вместе с тем, ловушка. Черные при- глашают противника взять два раза на d5 и выиграть центральную пешку. Может, правда взять? КсЗ : d5 Kf6 : d5 конь развязался! Cg5 : d8. Что, если дать шах слоном? Пришлось возвратить фер- зя: любой другой ход был бы по шахматным правилам объявлен недействительным. Подведем баланс. У чер- ных конь, у белых пешка. Но они переоценили силу связки. Если бы за связанным конем стоял король, то конь дей- ствительно не смог бы ше- вельнуться. Но если речь идет лишь о ферзе, то чер- ный ферзь не дороже белого, особенно если дают фигуру в придачу. В общем, ход Сс1—g5 хо- рош, ошибкой было лишь КсЗ : d5. Эта комбинация встреча- ется во многих дебютах, и не только в открытых. Су- дите сами, вот подлинная партия из полуфинала пер- венства СССР 1929 года: 1. КЫ—сЗ Cf8—b4 4. Ф41—c2 c7—c5 5. Cel—g5 — слон связал коня, развязался, а слон, который хотел его связать, погиб. А вот еще примеры: 1. КЬ1—сЗ Kg8—f6 3. Cel—g5 d7— d6 5. Ф48 : g5. Kgl—f3 Kg8—f6 3. Cfl—c4 Kf6 : e4 4. КЫ—сЗ Ke4 : c3 5. Kpf2—el Ф68 : g5, и конь 7. Название это обманчиво. Атака Греко связана с жертвой двух пешек и ла- дьи. Одно время считали, что она основана на ловуш- ке, даже Чигорин разделял это мнение, но впоследствии 15 честь калабрийца была вос- становлена. Cfl—с4 Cf8— с5 4. Белые жертвуют пешку. Этот ход и считался ловуш- кой. В руководстве Дюф- реня — Чигорина, изданном на русском языке в 1897 году, рекомендуется здесь 7. Сс1 — d2 с таким примечанием: «Невыгодно было бы 7. КЫ—сЗ Kf6 : е4 8. Ь2 : сЗ d7—d5, и черные удерживают выигран- ную пешку». Итак, черные продолжают 7. Kf6 : е4. СсЗ : al 11. Cel—g5 Кеб—е7 13. Такие партии мне доводи- лось играть в сеансах одно- временной игры. После того как черные берут ладью, они погибают неизбежно. Но од- нажды в сеансе я пережил несколько неприятных ми- нут. Один из моих против- ников, которого я никак не мог считать выдающимся тео- ретиком, поскольку ему не исполнилось еще и двенадца- ти лет, разыграл весь этот ва- риант, взял ладью, но в ответ на 12. Сс1—g5 нестал закры- ваться конем, а, не долго думая, пошел 12... Кеб : d4. Kf3 : d4, то он берет слона — 13. Ф68 : g5, а на 14. Jlfl—el отвечает просто d7—d5. Если же я беру ферзя — 13. Cg5 : d8, то и он берет ферзя — 13. Kd4 : ЬЗ 14. Cf7 : ЬЗ Cal—f6, и черные остаются с лишним качеством и пешкой. Пришлось все же пойти на этот вариант без качества, но счастье улыбнулось мне: мой юный партнер уже через два хода прозевал фигуру. Я расставил на доске фи- гуры и показал ему, какой гениальный ход он придумал. А разрешается по теории дать шах? Я очень люблю шаховать. И он сделал за белых ход 13. Черные те- ряют ферзя. Я чуть не выругался от досады, но затем обрадовался за калабрийца Греко. Его атака выдержала испытание, вероятно, самое серьезное за все время своего существо- вания. В какой же момент черные сделали решающую ошибку? Вместо того, чтобы брать ладью, следовало играть 10... Cc4:d5 0—0 12. Это название относится к вари- анту 1. Cfl—с4 Cf8—с5 4. Однако оба эти дебюта во- все не такие уж «пиано» и «пианиссимо», как может по- казаться по названию. Вот пример. Ф61—d5, См. Вообще отступление слона на Ь6 в дебюте «спокойная игра» на руку белым. Белые центральные пешки устрем- 17 18 19 ляются вперед, напоминая уже не пешки, а скорей воин- ственных слонов. Победно трубя, они растаптывают черные поля. Cel— g5! Черные должны подумать о спасении ферзя,а тем вре- 18 менем происходят решающие события: 11. СЬб—f2-f- 12. Kpel—fl с7—сб 13. Kf3—gS JIh8—f8 15. Фе2—h5, и нет защиты от мата, а смелые пешки остались целы. Cfl — с4 Cf8—с5 4. Kf3—g5 0—0 6. Ф61—h5 h7—h6 7. Kg5 : f7 Ф08—e8 чтобы не отдавать качество 8. ФИ5—h8 x. Kg8— e7 у черных уже не было хо- рошей защиты; они теряют пешку и попадают под силь- ную атаку. Правильный ход— 4. Kg8—f6 или 4. ФИ5 : е5. Что будешь делать? Смотрите: 7. Феб : h8 Фd8—h4 9. Kpgl—hl Cc8— f5 13. В заключительном поло- жении у черных — только три легкие фигуры, а у бе- лых — ферзь, две ладьи и две фигуры. К тому же я сейчас — Красиво,— сказал Се- режа,— но вы с Блэкберном меня не убедили. Во-первых, на восьмом ходу можно было не брать ладью, а играть 8. Феб—d5-f- Сс8—еб 9. Фбб : 19 Ь7. Теперь белые за фигуру имеют уже три пешки и четы- ре шаха. Ла8—Ь8, затем 10. Ф68—h4 — полу- чится примерно то же, что и у Блэкберна. Надо либо 10. ФЬ8—d8, а самое лучшее — и то и другое. В общем, я должен проверить. Вспомни, что го- ворил Капабланка. В па- рижской «Гранд опера» идет «Севильский цирюльник». В креслах и ложах — блиста- тельное общество, парижский «бомонд». И в том числе — известный герцог Брауншвей- гский и малоизвестный граф Изуар. Оба они играли в шахматы, и по тем време- нам не очень плохо. Был в этот вечер в театре и гениальный Пауль Морфи. А он играл в шахматы очень хорошо. По всем временам. В антракте граф и герцог пригласили Морфи в свою ложу. Не знаю, насколько искусны были артисты на сцене, но в ложе в этот день было создано бессмертное произведение. Kgl — f3 d7—d6 3. Cfl—c4 Kg8—f6 7. Здесь Морфи мог выиг- рать пешку Ь7, но тогда черные разменивали ферзей— и атака белых стихала. Впро- чем, возможно было 8. Морфи, не теряя времени, заканчивает мобилизацию. КЫ— сЗ! Сс1 — g5- Каждым ходом белые раз- вивают фигуру, и теперь они — хозяева на поле боя. Ь7—Ь5 10. В игру вступает ладья. Ла8—d8 13. Лdl ; d7! Зачем белые отдали каче- ство? Чтобы без потери темпа ввести в бой вторую ладью и обеспечить подавляющее пре- восходство сил на главном участке. Помимо этих общих 20 23 соображений, Морфи рас- считал конкретный выигры- вающий вариант. Разговоры о развитии, лишних темпах и т. Если бы задуманная им комбинация не прохо- дила, он мог сыграть просто 13. Jldl—d3, имея в виду ЛЫ—dl, и забрал бы свя- занного коня d7, оставаясь с лишними пешками. Лd8 : d7 14. ЛЫ- dl Фе7—еб. Дон Базилио пел на сцене: «И, как бомба, разрываясь». Морфи сыграл 16. Kd7 : Ь8 17.