Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму проект федерального закона о формировании Совета Федерации, который в том числе предусматривает право главы государства назначить пожизненных сенаторов, а также вводит порядок приобретения данного статуса. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (неофициально также — СФ, Совфед, Сенат) — верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации — парламента Российской Федерации. назначается по территориальному признаку. Совет Федерации опубликовал постановление о назначении Ирины Подносовой на должность главы Верховного суда.
Порядок формирования
- Кто назначает выборы президента РФ |
- Сенаторы РФ
- Содержание
- Президент РФ внес в Госдуму законопроект о порядке формирования Совета Федерации — ЯСИА
- Совет Федерации опубликовал постановление о назначении Подносовой главой ВС РФ
- Президент РФ внес в Госдуму законопроект о порядке формирования Совета Федерации — ЯСИА
Путин подписал закон о новом порядке формирования Совета Федерации
"По сути, этим решением дается старт начала предвыборной кампании", – отметила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В состав Совета Федерации входят представители от всех регионов России, а также лица, назначенные Президентом РФ. Полномочия совета Федерации в назначении. Совет Федерации назначает на должность.
Госдума одобрила новый порядок формирования Совета Федерации
представитель Российской Федерации, назначенный указом Президента Российской Федерации, в трехдневный срок со дня вступления в силу этого указа направляет в Совет Федерации и Президенту Российской Федерации копии заявления. Исполнительную власть ЛНР в Совете Федерации будет представлять заместитель секретаря генсовета «Единой России» Дарья Лантратова — указ о ее назначении подписал врио главы региона Леонид Пасечник. 2. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации. 30 лет назад, с 11 по 15 января 1994 года, в Москве в бывшем здании Госстроя прошло первое заседание Совета федерации (СФ) — верхней палаты Федерального собрания РФ, нового законодательного органа страны.
Госдума одобрила новый порядок формирования Совета Федерации
Назначение выборов президента — это первый этап избирательного процесса. Суть назначения выборов в определении даты голосования. Принцип назначения выборов является гарантией своевременного проведения, обеспечивает периодичность прохождения выборов. Основные положения назначения выборов президента: Выборы президента обязательны и должны проходить в сроки, которые установлены основным Законом РФ. Выборы президента РФ всегда проходят во второе воскресенье месяца, в котором проходило голосование на предшествующих общих выборах президента РФ и в котором четыре года назад был избран президент РФ.
Каким образом происходит принятие закона? Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. Если Президент в течение двух недель подписывает закон, то он считается окончательно принятым. Кто обладает правом законодательной инициативы в федеральном законодательном процессе? В соответствии с ч.
Какие лица обладают правом законодательной инициативы? Статья 104 Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным представительным органам субъектов Российской Федерации. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. В чем проявляется законодательная инициатива Правительства РФ? Право специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц внести проект закона в парламент палату парламента государства. Этому праву соответствует обязанность парламента рассмотреть законопроект и вынести по нему решение. Что предполагает законодательная инициатива? Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Что такое законодательное право? Какой вид законодательной инициативы принадлежит Конституционному суду?
В чем состоит участие правительства в законодательной деятельности? Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании.
Высшее должностное лицо может избираться депутатами законодательного представительного органа автономного округа, при этом 3 кандидатуры для избрания представляются Президентом, которому, в свою очередь, до 5 кандидатур предлагает высшее должностное лицо субъекта, в состав которого входит автономный округ. Пожалуй, наиболее яркий за последние годы пример персоноцентристского мышления. Таким образом, в любом случае, кто бы ни был избран законодательным представительным органом на должность высшего должностного лица, он фактически обязан этим Президенту, ведь именно последний предложил его кандидатуру. Вряд ли ему стоит потом предлагать в состав Совета Федерации кандидатуру представителя от Совета Федерации, которая как-то не будет устраивать Президента... Но если исходить из изложенного выше положения вещей, то получается, что Совет Федерации и так испытывает на себе сильное влияние фигуры Президента, и зачем тогда необходимо вводить в его состав ещё и представителей Российской Федерации, назначаемых и освобождаемых от должности всё тем же Президентом?
Не исключено, конечно, что представители Российской Федерации будут вести переговоры о привлечении на свою сторону каких-то сенаторов из субъектов Федерации, но для чего тогда служат, повторимся, все 450 депутатов Государственной Думы? Если же всё-таки считать представителей Российской Федерации «президентскими сенаторами», то разве для отстаивания позиции Президента в верхней палате недостаточно Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации? Наконец, если рассматривать их как инструмент неформального влияния и контроля, то в них тем более нет необходимости, ведь, как было сказано выше, во-первых, он и так достаточно хорошо налажен. Во-вторых, как будет видно из анализа деятельности Совета Федерации как «законодательного фильтра», эта функция практически не включается, зато на полную мощность работает функция легитимации самых разнообразных политико-правовых решений, исходящих от Президента РФ и так называемого думского большинства. Зарубежный опыт «назначаемости» членов верхних палат парламента Переходя к последней части данного раздела — зарубежному опыту формирования верхних палат, необходимо оговорить следующее. Глубокого сравнительного анализа порядка избрания или назначения сенаторов в контексте полномочий верхних палат проведено не будет, главной целью является иллюстрация слабости обоснования принятия поправки к Конституции, вводящей институт представителей Российской Федерации, ссылкой на иностранный опыт, а также в целом нетипичности института назначаемых сенаторов. Следует сказать, что только в 19 федеративных государствах из 27 имеются двухпалатные парламенты.
При этом лишь в 4 государствах из этих 19 глава государства или представители исполнительной власти имеют право назначать в той или иной пропорции членов верхней палаты парламента. Интересно, что все эти государства в своё время в той или иной степени испытали либо до сих пор испытывают на себе влияние британской правовой традиции. Исходя из положений статьи 22 Конституционного акта Канады 1867 года, верхняя палата данного государства, Сенат, как раз призвана обеспечить представительство регионов - провинций и территорий - на федеральном законодательном уровне. Согласно статье 24 того же акта, все 105 сенаторов назначаются время от времени генерал-губернатором Канады в зависимости от численности представительства, указанной в статье 22 для каждой территориальной единицы, по рекомендации премьер-министра. В декабре 2015 года было объявлено, что процедура назначения будет изменена: теперь появляется промежуточное звено - независимая комиссия, состоящая из 3 представителей федерации и 2 представителей провинций, которые будут выбирать кандидатов независимо от их партийной принадлежности и затем рекомендовать их премьер-министру. Как видим, ни о какой «группе федерального центра» или о представителях канадской федерации в целом речь не идёт. В Индии в Совет штатов в соответствии с частью 3 статьи 80 Конституции 1950 года могут быть назначены Президентом 12 чело- 41 При этом внесения изменений в Конституционный акт 1867 года не потребовалось.
В этом случае на конституционном уровне в качестве требования закреплена профессиональная специализация назначаемых сенаторов, отсутствует специальное указание на то, что они являются представителями Индийского Союза. Уникальным среди других федеративных государств является Малайзия: согласно статье 45 Конституции, из 70 членов Сената 44, то есть большинство, назначаются монархом, из них 4 являются представителями федеральных территорий. Однако, несмотря на то что компетенция самого малазийского монарха может показаться широкой, он осуществляет большинство своих полномочий по согласию премьер-министра либо по его совету, а также по согласованию с Кабинетом министров, Советом правителей или премьер-министров штатов. Именно по совету премьер-министра он и назначает членов Сената. Очень молодое государство Южный Судан, отмечающее своё 5-летие в 2016 году, также имеет в составе своей верхней палаты парламента - Совете штатов - 20 членов, назначаемых Президентом, всего же Совет штатов состоит из 50 человек. Критерии, по которым Президент Южного Судана назначает «своих» членов, в переходной Конституции не указаны. Впрочем, вполне возможно, что в ближайшем будущем порядок формирования Совета штатов Южного Судана изменится, ведь государство находится ещё в периоде становлении и всего лишь год назад в нём закончилась гражданская война, результатом которой стало формирование переходной Законодательной ассамблеи.
Всецело уважая Южный Судан и желая этому государству скорейшего преодоления трудностей и успешного развития, всё-таки нужно признать, что в качестве типичного примера пока его рассматривать нельзя, потому что оно находится в переходном периоде. Назначаемость части сенаторов в данном случае скорее дань недавнему прошлому, потому что большинство из них - это бывшие члены Сената единого Судана, представлявшие там интересы Южного Судана. Итак, три федеративных государства, имеющие институт назначаемых членов верхней палаты парламента, характеризуются парламентарной, а не смешанной формой правления, что означает весьма ограниченные возможности номинального главы государства влиять на настроения парламентариев. Конечно, можно говорить о том, что полномочия канадского премьер-министра по формированию Сената несравнимы с полномочиями Президента России, ведь первый может практически в одиночку составить под своё правительство всю верхнюю палату. Генерал-губернатор действует в силу конституционного обычая по совету премьер-министра. Но есть три отличия: во-первых, несмотря на то что рекомендации канадской независимой комиссии по назначению членов Сената не являются для премьер-министра обязательными, тем не менее именно Правительство Канады инициировало эту реформу, и несогласие, тем более частое, с рекомендациями комиссии может вызвать вопросы и у своих коллег по партии, которые могут претендовать на места сенаторов, и у оппозиции в канадской Палате общин, и у общественного мнения. Во-вторых, влияние российского Президента на формирование Совета Федерации завуалировано, а в Канаде это напрямую закреплено конституционно, что хотя бы номинально снимает вопросы о «закулисности», манипуляциях, неформальных практиках и тому подобных вещах.
Наконец, в-третьих, как уже говорилось, применительно к канадскому Сенату не идёт речь о назначении «федеральных» сенаторов, наоборот, все они представляют территории, в данном случае провинции. Конечно, можно утверждать, что все они одновременно являются и сенаторами премьер-министра и вынуждены соблюдать баланс интересов провинций и партийного правительства. Однако назначенные весной 2016 года сенаторы не принадлежат к какой-либо политической партии; кроме того, одна из целей реформы порядка формирования состояла именно в том, чтобы уйти от партийного принципа формирования Сената42. Важным 42 См. Frequently Asked Questions. В унитарных государствах, степень самостоятельности отдельных либо всех территориальных единиц которых является в той или иной степени высокой, в регионалистских государствах также присутствуют верхние палаты, однако далеко не во всех есть элемент назначаемости. Ниже будут приведены наиболее известные и яркие примеры.
Согласно Акту о пожизненных пэрах 1958 года, британский монарх вправе без каких-либо критериев назначить лицо пожизненным пэром на основе жалованного письма англ. Делает он это по совету премьер-министра, кандидатуры которому представляет Комиссия Палаты лордов по назначению. Последние предложения по реформированию британской верхней палаты, выработанные в рамках коалиционного соглашения 2010 года, предусматривали, что из 312 членов будущей реформированной палаты 60 будут назначаться. Процедура должна была оставаться такой же, как и в случае с пожизненными пэрами: кандидатуры рассматривались бы специальной Комиссией по назначению, 7 членов которой назначались бы самим монархом, затем премьер-министр рекомендовал бы отобранных кандидатов монарху44. Однако британская Палата лордов никогда не претендовала на то, чтобы быть палатой представителей регионов. Так что она продолжает стоять особняком как палата аристократии, и вполне возможно, что российский Совет Федерации также двигается в сторону похожей «элитарности». Конституция Италии 1947 года напрямую не отвечает на вопрос, являются ли члены Сената представителями областей, однако устанавливает, что они избираются на базе областей, то есть в принципе призваны отстаивать интересы своих территориальных образований.
Что же касается сенаторов по 43 An Act to make provision for the creation of life peerages carrying the right to sit and vote in the House of Lords. Chapter 21 Regnal. Несмотря на то что на постсоветском пространстве только одно государство - Российская Федерация - является федеративным, ещё две страны - Республика Беларусь и Республика Казахстан - решили ввести у себя двухпалатный парламент, в верхней палате которого присутствуют назначенные члены. Из 64 членов Совета Республики, верхней палаты Национального собрания Республики Беларусь, 8 человек назначает Президент, то есть одну восьмую часть. Согласно части 2 статьи 50 Конституции Республики Казахстан, 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Обратим внимание, что, как и в случае с Индией и Италией, сама Конституция указывает те цели, для достижения которых назначаются Президентом депутаты казахстанского Сената. Поскольку всего в Сенате Республики Казахстан 47 членов, то представительство «президентских» сенаторов можно считать значительным.
Таким образом, в федеративных государствах элемент назначения в верхних палатах крайне редок, в унитарных государствах он также встречается, особенно в небольших государствах - членах Британского Содружества наций например, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз , но и для тех, и для других характерно прежде всего назначение сенаторов исходя из территориального представительства либо представительства на основе заслуг в той или иной сфере деятельности, но никак не представительства всей федерации либо унитарного государства. Поэтому и аргументацию авторов поправки о представителях Российской Федерации в Совете Федерации относительно «группы центра» или необходимости представления интересов всего государства вряд ли можно считать убедительной. Отсутствие чётких критериев для наделения полномочиями представителей Российской Федерации в Совете Федерации и другие по- стоянные изменения порядка его формирования не способствуют ясности относительно его представительной природы, а неудовлетворительное обоснование этих изменений отрицательно сказывается на авторитете всех участников законодательного процесса. Роль Совета Федерации в законодательном процессе: «блюдце для кофе» или проходной двор? Режим наибольшего благоприятствования для федеральных законов Наиболее интенсивная деятельность Совета Федерации происходит в рамках законодательного процесса. Здесь необходимо обратить внимание как на институциональную позицию Совета Федерации в конституционном дизайне, так и на количество и содержание отклонённых либо поддержанных верхней палатой законопроектов. Наконец, почти не встречаются случаи, когда верхняя палата может вносить поправки к законопроекту во время его рассмотрения нижней палатой»45.
С другой стороны, всё это не компенсирует институциональной «слабости» российского парламента в целом, и здесь совсем не «вина» Совета Федерации, он следует курсу, заложенному Конституцией. Основной элемент этого курса -схема участия Совета Федерации в законодательном процессе. Да, Совет Федерации и его члены имеют право предлагать поправки к законопроекту, но их судьбу решает ответственный комитет Государственной Думы и сама нижняя палата российского парламента. Если позиция верхней и нижней палаты не совпадают, то у Совета Федерации не остаётся другого выхода, кроме неодобрения принятого закона и выдвижения предложения о 45 Булаков О. Совет Федерации в системе государственной власти Российской Федерации : дис. Именно поэтому верно говорить о том, что Совету Федерации отводится роль неконструктивного критика, который вынужден в заданных временных рамках либо отклонять закон в целом, либо одобрять его опять же в целом, не имея возможности корректировать отдельные положения46. Вторая часть конституционной формулы об одобрении законов Советом Федерации, содержащейся в части 4 статьи 105 Конституции «или он не был рассмотрен Советом Федерации» , открывает простор для самых различных трактовок поскольку причин, по которым закон не был рассмотрен верхней палатой, может быть очень много, включая сознательный отказ палаты от рассмотрения закона.
Эта интерпретация Конституции теоретически позволяет избежать законодательного фильтра верхней палаты47. Наконец, обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат не все принятые законы, а только в тех сферах, которые указаны в статье 106 Конституции, и большинство из них касаются финансовых вопросов либо специфических ситуаций, связанных с защитой территории государства. Всё это обозначает ослабленную позицию верхней палаты российского парламента даже в законодательном процессе. Более того, Совет Федерации, «непосредственно не участвуя в принятии законов, имеет ограниченные возможности по определению порядка собственного формирования — в основном через согласительные комиссии. Поэтому действующий состав верхней палаты не может отстоять статус-кво в случае, если позиции главы государства и большинства депутатов Государственной Думы по вопросам изменения порядка её формирования совпадают»48. Наконец, если Государствен- 46 См. Глава 6.
Совет Федерации в российской системе разделения властей. Глава 3. Члены Совета Федерации. Заручиться поддержкой 300 депутатов теоретически сложно, но на практике это не такая трудная задача, тем более в текущей общественно-политической ситуации. Другое дело, что этого и не требуется в силу «монолитности» участников законодательного процесса. В контексте последнего утверждения нужно отметить, что важное наблюдение было сделано А. Парамоновым ещё в 2003 году: «.
В некоторых случаях, наоборот, она ведёт к его потере»49. Спустя 13 лет эта консолидация, или «монолитность», только усилилась, в немалой степени благодаря трансформациям порядка формирования Совета Федерации, но сегодня она ведёт ещё к появлению законов, способных вызвать серьёзные противоречия в российском обществе. Данные статистики законодательного процесса свидетельствуют, что Совет Федерации крайне редко отклоняет законы, принятые в Государственной Думе. В течение завершившегося 6-го созыва 2011—2016 годов нижняя палата парламента приняла 2 200 законов, а верхняя отклонила из этого числа 23, Президентом РФ было подписано 2 179 законов50. Для сравнения: в 5-м созыве Государственной Думой было принято 1 608 законов, Совет Федерации отклонил 16, Президент подписал 49 Парамонов А. Законодательная деятельность Совета Федерации. Эти данные показывают, что резкое сокращение числа отклоняемых Советом Федерации законов произошло в период изменений законодательства о порядке формирования верхней палаты и о порядке наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, а также в период усиления роли политической партии «Единая Россия» в Государственной Думе в частности и в общественно-политическом пространстве России в целом.
Конечно, это можно объяснить и тем, что просто повысилось качество принимаемых законов. Но так ли это на самом деле? Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что среди законов, отклонённых Советом Федерации за период 2007-2016 годов, есть только один, инициатором которого является Президент. Возможны два основных варианта интерпретации этого явления. Вполне можно допустить, что это свидетельствует, что Президент посредством влияния на порядок формирования Совета Федерации может в значительной степени предопределять решения, принимаемые сенаторами. Впрочем, с такой же степенью вероятно и то, что качество подготовки проектов законодательных актов Государственно-правовым управлением Президента именно это подразделение президентской Администрации отвечает за данный вопрос выше, чем у законопроектов, предлагаемых другими субъ- 51 См. Эту гипотезу можно подвергнуть сомнению хотя бы на примере всё той же конституционной поправки об упразднении Высшего Арбитражного Суда и об усилении роли Президента при назначении прокуроров различного уров-ня54.
Довольно любопытно и то, что единственный отклонённый Советом Федерации законопроект, инициатором которого был Президент, был внесён в Государственную Думу 24 апреля 2012 года, то есть в последние дни президентства Д. Поэтому, конечно, можно объяснить отклонение Советом Федерации данного законопроекта и личностными мотивами. Однако это опровергается содержанием стенограммы 335 заседания Совета Федерации 26 июня 2013 года, на котором рассматривался данный вопрос. Позволим себе привести достаточно длинный фрагмент из выступления всё того же А. Клиша-са, который одновременно даёт представление и о содержании самого проекта, и о позиции сенаторов: «Непростая ситуация сложилась с этим законом, и комитет предлагает палате данный закон отклонить. Уважаемые коллеги, я поясню вам причину. Дело в том, что Президент вносил достаточно простую и понятную норму, смысл которой сводится к тому, что ребёнку, один из родителей которого является гражданином Российской Федерации и который проживает за рубежом, гражданство предоставляется в упрощённом порядке.
Вот смысл той нормы, которую предлагал Президент. Она предельно проста. И на этой стадии наш комитет проект данного закона поддерживал. Далее в законопроект были внесены изменения, которые, на наш взгляд, радикально меняют предмет регулирования данного закона, потому что была внесена норма, в соответствии с которой до 20 лет этот гражданин из той категории граждан, о которой я сказал в первой части своего выступления, должен сделать выбор гражданства, и если он его не делает, то он гражданства автоматически лишается»55. Поправки, упомянутые в выступлении А. Клишаса, 54 Об основных аргументах противников данной конституционной поправки и их оценке см. Плигиным, главой профильного комитета Государственной Думы, и они были одобрены и его комитетом, и нижней палатой в целом, причём за принятие проголосовали 447 депутатов.
Таким образом, Совет Федерации, по сути, отклонил не законодательное предложение Президента РФ, а предложение депутата Государственной Думы. Впрочем, у этого законопроекта ещё сохраняется шанс стать законом: последнее действие по нему — предложение создать согласительную комиссию — датировано 3 сентября 2013 года. Больше никакого движения по данному законопроекту нет, однако что мешает Государственной Думе и Совету Федерации вновь вернуться к его рассмотрению? Для более полной оценки особенностей применения Советом Федерации права отклонения закона необходимо обратиться к содержанию остальных отклонённых законов, а также об их дальнейшей судьбе.
Тогда этой новелле особого внимания не уделили, а зря. По всей видимости, очертания будущей ротации складывались не вдруг, отрабатывались разные сценарии, но в итоге решено было уложиться в рамки единого дня голосования. Впрочем, закон об отзыве членов верхней палаты парламента никто не отменял. По новым правилам соответствующее представление может быть внесено в Совет Федерации через год после назначения сенатора, но не позднее, чем за три месяца до истечения срока его полномочий.
Может статься, что за первой волной ротации последует вторая — и дожидаться следующего единого дня голосования явно не станут. Вопрос лишь в том, что послужило причиной ротации. Отчего именно сейчас решено набрать в верхнюю палату новых представителей регионов, а старых отправить, образно говоря, на пенсию? Версия 1 Состав обновляют, чтобы укрепить вертикаль власти Пожалуй, фигура Мизулиной в этом смысле может служить наглядным примером. Её образ сложно назвать позитивным.
Коллегия судей рекомендовала Подносову на должность председателя Верховного суда
Совет Федерации принял на пленарном заседании постановление о назначении выборов президента РФ на 17 марта 2024 года. Кто назначает сенаторов? они избираются на выборах по двухмандатным округам, или их назначает глава субъекта. Совет федерации РФ занимается решением важных государственных вопросов, отнесенных к его компетенции Конституцией России. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Назначения силовиков глава государства проводит по итогам консультаций в Совете Федерации. Между тем в самой верхней палате по результатам корректировки Конституции сейчас есть 30 мест для сенаторов от Российской Федерации, которых назначает лично. 1 Кто назначает Совет Федерации? Формирования совета федерации федерального собрания.
ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Фактически сразу после смерти Петра сенат резко утратил свое значение, его функции исполнял то верховный тайный совет при императоре, то другие приближенные к царю круги. В начале XIX века декабрист Лунин писал: «Кавалеристы, которые не усидят уже верхом; моряки, которые не снесут уже качку; иностранцы, которые не понимают русского языка; одним словом, все, которых некуда девать, находят мягкое кресло в Правительствующем Сенате». Вспомним, кстати, что восстание декабристов произошло на Сенатской площади в Петербурге, что, наверное, символично. Созданный Александром I государственный совет оттеснил сенат как орган государственной власти, превратив его в собрание аристократии, которое реального влияния на власть не имел. В нынешней России Совет Федерации должен выполнять функцию верхней палаты парламента, его роль должна быть большей, чем сегодня. Регионы должны иметь достойное официальное представительство на федеральном уровне.
Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Федеральное Собрание является двухпалатным органом: верхняя палата — Совет Федерации, нижняя палата — Государственная Дума. Кто входит в состав Совета Федерации? Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Кто может быть избран назначен членом Совета Федерации?
До этого источник РИА Новости сообщил, что Совфед на заседании 13 декабря может назначить дату выборов президента РФ, предположительно, на 17 марта 2024 года. Москва, Наталья Петрова Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.
Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Статья 105 1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Статья 106 Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а федерального бюджета; б федеральных налогов и сборов; в финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е войны и мира. Статья 107 1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания. Статья 108 1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Путин внёс в Госдуму законопроект о порядке формирования Совфеда
Срок их полномочий, кроме пожизненных сенаторов, составит шесть лет. Как и прежде, в Совфед будут входить по одному представителю от законодательного и исполнительного органа власти каждого субъекта Российской Федерации. Членом верхней палаты парламента может быть гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. При этом сенаторами не смогут быть лица, имевшие судимости за ряд преступлений средней тяжести ранее — только тяжких или особо тяжких преступлений. Также вводятся дополнительные сроки ограничения для назначения сенатором после снятия или погашения судимости. В случае особо тяжких преступлений — это 15 лет, тяжких — 10, средней тяжести — пять лет.
Но изменениям подвергся лишь порядок наделения полномочиями представителя от субъекта Федерации от исполнительного органа: в настоящее время при проведении выборов 30 Казакова А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Конституционно-правовые основы формирования и деятельности : дис. Попробуйте сервис подбора литературы. Выигравший выборы кандидат, ставший высшим должностным лицом, затем сам выбирает из трёх своих кандидатов одного. Если высшее должностное лицо избирается депутатами законодательного представительного органа субъекта Федерации, то кандидаты представляют свои «списки троек», если можно так выразиться, в законодательный представительный орган субъекта Федерации. В таком порядке заложено своеобразное двойное лукавство. Во-первых, если следовать логике пояснительной записки, то вряд ли можно говорить о наделении полномочиями представителя субъекта Федерации от исполнительного органа на основе волеизъявления избирателей. Они голосуют только за кандидатов на должность высшего должностного лица, а затем оно уже на основании своего волеизъявления выбирает одного из трёх человек на пост представителя от исполнительного органа в Совете Федерации. Связь между ним и избирателями если и прослеживается, то только очень косвенная. Во-вторых, в Конституции РФ закреплено, что один из сенаторов представляет в Совете Федерации именно исполнительный орган, а не высшее должностное лицо. Даже если высшее должностное лицо и является одновременно главой высшего исполнительного органа субъекта Федерации, что в большинстве субъектов именно так, то формально всё равно существует противоречие порядка легитимации полномочий представителя от исполнительного органа и конституционного текста. А как быть, например, с Республикой Саха Якутия , согласно статьям 68 и 72 Конституции которой глава Республики Саха Якутия является высшим должностным лицом и возглавляет исполнительную власть республики, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти республики и определяет её структуру, представляет для утверждения в Государственное Собрание систему исполнительных органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и имеет право председательствовать на его заседаниях? В то же время в соответствии со статьёй 78 Конституции Республики Саха Якутия Правительство республики является исполнительным и распорядительным органом государственной власти, его председатель руководит им и организует его работу. Должности высшего должностного лица и главы правительства разведены и в Дагестане, при этом в статье 84 Конституции Республики Дагестан закреплено, что Правительство республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти. Или же на эти «мелочи» просто не обращать внимание? Но крайне странным выглядит подобная рассинхронизация текста основного закона страны и закона о порядке формирования её верхней палаты, а ведь это не способствует поддержанию авторитета ни закона как института, регулирующего социально-политические отношения, ни самой верхней палаты. Но уж совсем абсурдным выглядело бы изменение Конституции РФ ради её соответствия Закону о порядке формирования Совета Федерации. Приходится признать, что Совет Федерации с постоянным изменением порядка его формирования начинает напоминать Палату лордов, но именно в негативном ключе, потому что постоянные дискуссии вокруг реформирования функций и порядка наделения полномочиями лордов являются одной из главных тем британской политики практически на протяжении последних 100 лет. Однако есть и существенная разница: если в Великобритании реформирование Палаты лордов проходит постепенно и даже в определённой степени медлительно, ведь современной, полностью не основанной на принципе наследования палатой она так пока и не стала, то политика в отношении порядка формирования Совета Федерации словно бы является олицетворением ленинского принципа «шаг вперед, два шага назад». Подобная хаотичность, как уже говорилось, порождает нестабильность статуса сенаторов как представителей чьих-либо интересов в принципе: «Неоднократное изменение порядка формирования Совета Федерации приводит к более или менее значительному изменению позиций каждого субъекта РФ, которые представляет верхняя палата Федерального Собрания РФ, как палата регионов. Вследствие чего, возможно, теряются подлинные интересы субъ- ектов Российской Федерации, в том числе мнения и интересы многообразных наций и народностей, и следует невозможность построения чёткой и единой правовой политики России»32. Любопытно, что самый первый президентский проект закона о порядке формирования Совета Федерации, внесённый в Государственную Думу 19 апреля 1995 года, предлагал схему, схожую с той, которая была применена лишь спустя 5 лет: «представитель от законодательного органа избирался тайным голосованием из числа депутатов регионального парламента, а представитель от исполнительного органа должен был просто назначаться высшим должностным лицом данного субъекта Федерации. Срок полномочий члена Совета Федерации был равен сроку полномочий избравшего назначившего его органа лица , но не мог превышать пяти лет»33. При этом практически сразу она подверглась критике за фактическое выхолащивание политического потенциала членов верхней палаты: «Выбор Президента в пользу ослабления потенциальных конкурентов в лице Совета Федерации, губернаторов, да и парламента в целом резкое уменьшение политического веса Совета Федерации путём выведения из него политических тяжеловесов — губернаторов — не могло не повлечь за собой уменьшения политического веса парламента в целом понятен в политическом и тактическом отношении: масса острейших проблем, включая и нарушение целостности правового пространства, подталкивала к концентрации власти и не располагала к сознательному усилению потенциальных конкурентов. Но в стратегическом отношении этот выбор вряд ли можно оценить как оптимальный: устранение сильных конкурентов неизбежно должно было обернуться устранением сильных политических и самодостаточных сил, потенциально мобилизуемых в поддержку Президента. Последствия такого шага мы наблюдаем сейчас»34, то есть в 2003 году. Однако спустя 32 Казакова А. Указ соч. Глава 2. Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации от 5 августа 2000 го- да. Изменения, вносившиеся в Закон о порядке формирования Совета Федерации 2000 года снятие необходимости одобрения кандидатуры от органа исполнительной власти на заседании законодательного представительного органа субъекта Федерации в 2009 году, уточнение круга лиц, кто может претендовать на должность представителя от законодательного представительного органа: и депутат Государственной Думы, шедший от соответствующей региональной группы, и депутат самого этого органа, и депутат представительного органа муниципального образования, находящегося на территории субъекта, в 2011 году , не только не способствовали усилению представительности верхней палаты во всех смыслах этого слова, но и ещё запутывали ситуацию с самой представительной природой Совета Федерации. Кого представляет депутат муниципального образования — население муниципального образования, население всего субъекта Федерации, органы публичной власти или вовсе политическую партию, по списку которой он прошёл? Что более весомо и чей голос представляет депутат Государственной Думы — своей партии или же субъекта Федерации, с которым он может быть никак не связан, что показывает практика формирования региональных групп. Между тем Конституционный Суд России на заре становления правоприменительной практики на основе действующей Конституции высказался следующим образом: «Федеративное устройство Российской Федерации обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Государственной Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в Российской Федерации — прямое представительство населения и представительство субъектов Российской Федерации»35. Эта правовая позиция как минимум опровергает аргументы В. Жириновского, озвученные Институт права и публичной политики, 2003. Но и она не отвечает чётко на вопрос, что нужно понимать под объектом представительства субъектов - их население или их органы государственной власти? Он продолжает висеть в воздухе, поэтому оценка А. Троицкой, данная в 2012 году, остаётся актуальной и сегодня: «. Создание совещательного органа - Государственного совета - не может компенсировать эту ситуацию. Не случайно в академических и политических кругах продолжается обсуждение различных вариантов формирования Совета Федерации»36. Развивая эту мысль, можно обоснованно утверждать, что в настоящий момент Совет Федерации является неким коллективным представителем Президента, правда, непонятно, перед кем. Это подтверждает проведённый автором ретроспективный анализ совокупности норм законов о порядке формирования Совета Федерации и об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Феде-рации37. И даже возврат к прямым выборам высших должностных лиц в большей части субъектов вряд ли может изменить ситуацию, ведь, помимо «муниципального фильтра», господства «партии власти» и других факторов у Президента есть один любопытный, законодательно установленный рычаг. В части 3 статьи 18 Закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации указано, что Президент по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Фе - 36 Троицкая А. Глава 5. Высший Арбитражный Суд: данные удалены. Часть 1. Порядок проведения таких консультаций определяется самим Президентом РФ. Соответственно, Президент Российской Федерации - в целях обеспечения согласованного взаимодействия всех заинтересованных участников избирательной кампании на этапе выдвижения и регистрации кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - вправе определять порядок проведения консультаций с политическими партиями и кандидатами на соответствующую должность, в том числе привлекать к участию в них индивидуально в каждом субъекте Российской Федерации иных, помимо самих кандидатов и представителей политических партий, лиц»38. Но если прибавить к этому законодательно установленному рычагу влияния восприятие Президента РФ как среди элиты, так и среди остального населения нашей страны практически в качестве монархической фигуры39, то всё становится на свои места. Наконец, те 9 субъектов Федерации, в которых на данный момент закреплён косвенный порядок избрания высшего должностного лица, по сути, находятся под контролем Президента РФ в силу законодательных норм. Отдельного внимания заслуживает достаточно оригинальный способ в отношении автономных округов, входящих в состав областей — это Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Высшее должностное лицо может избираться депутатами законодательного представительного органа автономного округа, при этом 3 кандидатуры для избрания представляются Президентом, которому, в свою очередь, до 5 кандидатур предлагает высшее должностное лицо субъекта, в состав которого входит автономный округ. Пожалуй, наиболее яркий за последние годы пример персоноцентристского мышления. Таким образом, в любом случае, кто бы ни был избран законодательным представительным органом на должность высшего должностного лица, он фактически обязан этим Президенту, ведь именно последний предложил его кандидатуру. Вряд ли ему стоит потом предлагать в состав Совета Федерации кандидатуру представителя от Совета Федерации, которая как-то не будет устраивать Президента... Но если исходить из изложенного выше положения вещей, то получается, что Совет Федерации и так испытывает на себе сильное влияние фигуры Президента, и зачем тогда необходимо вводить в его состав ещё и представителей Российской Федерации, назначаемых и освобождаемых от должности всё тем же Президентом? Не исключено, конечно, что представители Российской Федерации будут вести переговоры о привлечении на свою сторону каких-то сенаторов из субъектов Федерации, но для чего тогда служат, повторимся, все 450 депутатов Государственной Думы? Если же всё-таки считать представителей Российской Федерации «президентскими сенаторами», то разве для отстаивания позиции Президента в верхней палате недостаточно Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации? Наконец, если рассматривать их как инструмент неформального влияния и контроля, то в них тем более нет необходимости, ведь, как было сказано выше, во-первых, он и так достаточно хорошо налажен. Во-вторых, как будет видно из анализа деятельности Совета Федерации как «законодательного фильтра», эта функция практически не включается, зато на полную мощность работает функция легитимации самых разнообразных политико-правовых решений, исходящих от Президента РФ и так называемого думского большинства. Зарубежный опыт «назначаемости» членов верхних палат парламента Переходя к последней части данного раздела — зарубежному опыту формирования верхних палат, необходимо оговорить следующее. Глубокого сравнительного анализа порядка избрания или назначения сенаторов в контексте полномочий верхних палат проведено не будет, главной целью является иллюстрация слабости обоснования принятия поправки к Конституции, вводящей институт представителей Российской Федерации, ссылкой на иностранный опыт, а также в целом нетипичности института назначаемых сенаторов. Следует сказать, что только в 19 федеративных государствах из 27 имеются двухпалатные парламенты. При этом лишь в 4 государствах из этих 19 глава государства или представители исполнительной власти имеют право назначать в той или иной пропорции членов верхней палаты парламента. Интересно, что все эти государства в своё время в той или иной степени испытали либо до сих пор испытывают на себе влияние британской правовой традиции. Исходя из положений статьи 22 Конституционного акта Канады 1867 года, верхняя палата данного государства, Сенат, как раз призвана обеспечить представительство регионов - провинций и территорий - на федеральном законодательном уровне. Согласно статье 24 того же акта, все 105 сенаторов назначаются время от времени генерал-губернатором Канады в зависимости от численности представительства, указанной в статье 22 для каждой территориальной единицы, по рекомендации премьер-министра. В декабре 2015 года было объявлено, что процедура назначения будет изменена: теперь появляется промежуточное звено - независимая комиссия, состоящая из 3 представителей федерации и 2 представителей провинций, которые будут выбирать кандидатов независимо от их партийной принадлежности и затем рекомендовать их премьер-министру. Как видим, ни о какой «группе федерального центра» или о представителях канадской федерации в целом речь не идёт. В Индии в Совет штатов в соответствии с частью 3 статьи 80 Конституции 1950 года могут быть назначены Президентом 12 чело- 41 При этом внесения изменений в Конституционный акт 1867 года не потребовалось. В этом случае на конституционном уровне в качестве требования закреплена профессиональная специализация назначаемых сенаторов, отсутствует специальное указание на то, что они являются представителями Индийского Союза. Уникальным среди других федеративных государств является Малайзия: согласно статье 45 Конституции, из 70 членов Сената 44, то есть большинство, назначаются монархом, из них 4 являются представителями федеральных территорий. Однако, несмотря на то что компетенция самого малазийского монарха может показаться широкой, он осуществляет большинство своих полномочий по согласию премьер-министра либо по его совету, а также по согласованию с Кабинетом министров, Советом правителей или премьер-министров штатов. Именно по совету премьер-министра он и назначает членов Сената. Очень молодое государство Южный Судан, отмечающее своё 5-летие в 2016 году, также имеет в составе своей верхней палаты парламента - Совете штатов - 20 членов, назначаемых Президентом, всего же Совет штатов состоит из 50 человек. Критерии, по которым Президент Южного Судана назначает «своих» членов, в переходной Конституции не указаны. Впрочем, вполне возможно, что в ближайшем будущем порядок формирования Совета штатов Южного Судана изменится, ведь государство находится ещё в периоде становлении и всего лишь год назад в нём закончилась гражданская война, результатом которой стало формирование переходной Законодательной ассамблеи. Всецело уважая Южный Судан и желая этому государству скорейшего преодоления трудностей и успешного развития, всё-таки нужно признать, что в качестве типичного примера пока его рассматривать нельзя, потому что оно находится в переходном периоде. Назначаемость части сенаторов в данном случае скорее дань недавнему прошлому, потому что большинство из них - это бывшие члены Сената единого Судана, представлявшие там интересы Южного Судана. Итак, три федеративных государства, имеющие институт назначаемых членов верхней палаты парламента, характеризуются парламентарной, а не смешанной формой правления, что означает весьма ограниченные возможности номинального главы государства влиять на настроения парламентариев. Конечно, можно говорить о том, что полномочия канадского премьер-министра по формированию Сената несравнимы с полномочиями Президента России, ведь первый может практически в одиночку составить под своё правительство всю верхнюю палату. Генерал-губернатор действует в силу конституционного обычая по совету премьер-министра. Но есть три отличия: во-первых, несмотря на то что рекомендации канадской независимой комиссии по назначению членов Сената не являются для премьер-министра обязательными, тем не менее именно Правительство Канады инициировало эту реформу, и несогласие, тем более частое, с рекомендациями комиссии может вызвать вопросы и у своих коллег по партии, которые могут претендовать на места сенаторов, и у оппозиции в канадской Палате общин, и у общественного мнения. Во-вторых, влияние российского Президента на формирование Совета Федерации завуалировано, а в Канаде это напрямую закреплено конституционно, что хотя бы номинально снимает вопросы о «закулисности», манипуляциях, неформальных практиках и тому подобных вещах. Наконец, в-третьих, как уже говорилось, применительно к канадскому Сенату не идёт речь о назначении «федеральных» сенаторов, наоборот, все они представляют территории, в данном случае провинции. Конечно, можно утверждать, что все они одновременно являются и сенаторами премьер-министра и вынуждены соблюдать баланс интересов провинций и партийного правительства. Однако назначенные весной 2016 года сенаторы не принадлежат к какой-либо политической партии; кроме того, одна из целей реформы порядка формирования состояла именно в том, чтобы уйти от партийного принципа формирования Сената42. Важным 42 См. Frequently Asked Questions. В унитарных государствах, степень самостоятельности отдельных либо всех территориальных единиц которых является в той или иной степени высокой, в регионалистских государствах также присутствуют верхние палаты, однако далеко не во всех есть элемент назначаемости. Ниже будут приведены наиболее известные и яркие примеры. Согласно Акту о пожизненных пэрах 1958 года, британский монарх вправе без каких-либо критериев назначить лицо пожизненным пэром на основе жалованного письма англ. Делает он это по совету премьер-министра, кандидатуры которому представляет Комиссия Палаты лордов по назначению. Последние предложения по реформированию британской верхней палаты, выработанные в рамках коалиционного соглашения 2010 года, предусматривали, что из 312 членов будущей реформированной палаты 60 будут назначаться. Процедура должна была оставаться такой же, как и в случае с пожизненными пэрами: кандидатуры рассматривались бы специальной Комиссией по назначению, 7 членов которой назначались бы самим монархом, затем премьер-министр рекомендовал бы отобранных кандидатов монарху44. Однако британская Палата лордов никогда не претендовала на то, чтобы быть палатой представителей регионов. Так что она продолжает стоять особняком как палата аристократии, и вполне возможно, что российский Совет Федерации также двигается в сторону похожей «элитарности». Конституция Италии 1947 года напрямую не отвечает на вопрос, являются ли члены Сената представителями областей, однако устанавливает, что они избираются на базе областей, то есть в принципе призваны отстаивать интересы своих территориальных образований. Что же касается сенаторов по 43 An Act to make provision for the creation of life peerages carrying the right to sit and vote in the House of Lords. Chapter 21 Regnal. Несмотря на то что на постсоветском пространстве только одно государство - Российская Федерация - является федеративным, ещё две страны - Республика Беларусь и Республика Казахстан - решили ввести у себя двухпалатный парламент, в верхней палате которого присутствуют назначенные члены. Из 64 членов Совета Республики, верхней палаты Национального собрания Республики Беларусь, 8 человек назначает Президент, то есть одну восьмую часть. Согласно части 2 статьи 50 Конституции Республики Казахстан, 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Обратим внимание, что, как и в случае с Индией и Италией, сама Конституция указывает те цели, для достижения которых назначаются Президентом депутаты казахстанского Сената. Поскольку всего в Сенате Республики Казахстан 47 членов, то представительство «президентских» сенаторов можно считать значительным. Таким образом, в федеративных государствах элемент назначения в верхних палатах крайне редок, в унитарных государствах он также встречается, особенно в небольших государствах - членах Британского Содружества наций например, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз , но и для тех, и для других характерно прежде всего назначение сенаторов исходя из территориального представительства либо представительства на основе заслуг в той или иной сфере деятельности, но никак не представительства всей федерации либо унитарного государства. Поэтому и аргументацию авторов поправки о представителях Российской Федерации в Совете Федерации относительно «группы центра» или необходимости представления интересов всего государства вряд ли можно считать убедительной. Отсутствие чётких критериев для наделения полномочиями представителей Российской Федерации в Совете Федерации и другие по- стоянные изменения порядка его формирования не способствуют ясности относительно его представительной природы, а неудовлетворительное обоснование этих изменений отрицательно сказывается на авторитете всех участников законодательного процесса. Роль Совета Федерации в законодательном процессе: «блюдце для кофе» или проходной двор? Режим наибольшего благоприятствования для федеральных законов Наиболее интенсивная деятельность Совета Федерации происходит в рамках законодательного процесса. Здесь необходимо обратить внимание как на институциональную позицию Совета Федерации в конституционном дизайне, так и на количество и содержание отклонённых либо поддержанных верхней палатой законопроектов.
Исполняющим обязанности главы высшего судебного органа до избрания нового руководителя стал первый заместитель председателя ВС РФ Пётр Серков. Председателя Верховного суда России назначает Совет Федерации на шестилетний срок по представлению президента или при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей ВККС. При досрочном прекращении полномочий председателя ВС РФ глава государства должен внести представление о назначении нового главы Верховного суда не позднее чем через полгода со дня открытия вакансии. Заместителя председателя ВС РФ Подносову называли одним из главных кандидатов на руководящий пост после смерти бессменного руководителя Верховного суда Вячеслава Лебедева. В самом суде эту информацию никак не комментировали, но участие Подносовой в конкурсе на замещение должности председателя подтверждали в Госдуме.
Она сообщила о намерении ЦИК рассмотреть возможность организации трехдневного голосования в рамках предстоящих президентских выборов. Ожидается, что комиссия проведет заседание, посвященное старту президентской кампании, завтра, 8 декабря. Впервые в истории новой России выборы президента будут проходить в такой токсичной геополитической атмосфере.
Выборы президента РФ назначены на 17 марта 2024 года
Пока, честно говоря, я не вижу вопросов, которые относится к компетенции Совета Федерации или могут быть отнесены", - сказала Матвиенко. Ранее в понедельник Совет Думы назначил на 15 июля внеочередное заседание. Как отметил в разговоре с "Интерфаксом" первый замруководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, в пятницу в 10:00 Совет Думы определит повестку заседания, в ней ожидается рассмотрение порядка 80 проектов законов , часть из них внесена, остальная часть еще будет вноситься.
Согласно проекту закона, в состав Совфеда смогут входить бывшие президенты, становясь пожизненными сенаторами, а также «не более 30 представителей России, назначаемых президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно». Депутаты и эксперты полагают, что назначение бывших глав государств на работу в Совфед позволит эффективно использовать их масштабный управленческий опыт. Председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что «законопроекты подготовлены в целях приведения федерального законодательства в соответствие с изменениями, внесёнными в Конституцию». По словам Крашенинникова, «разработана новая редакция закона о порядке формирования Совета Федерации, а также поправки в закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы ФС России». Согласно документу, в состав Совфеда, помимо представителей от законодательного и исполнительного органов власти российских регионов, смогут входить бывшие президенты, становясь пожизненными сенаторами, а также «не более 30 представителей России, назначаемых президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно». В сообщении Государственной думы уточняется, что, согласно законопроектам, бывший президент сможет подать такое заявление в течение трёх месяцев со дня прекращения исполнения своих полномочий.
Кроме того, для сенатора — бывшего президента сохраняются «социальные и иные гарантии», установленные законом «О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Напомним, что в поправках к Конституции, которые вступили в силу 4 июля , предусмотрено право экс-глав государства претендовать на одну из семи квот пожизненного члена Совета Федерации.
Поделиться Комитет Совфеда одобрил кандидатуру Подносовой на пост главы ВС Комитет Совфеда одобрил кандидатуру Подносовой на пост главы ВС Верхняя палата парламента обсудит вопрос уже на пленарном заседании 17 апреля, отметили на сайте СФ. Ранее президент России Владимир Путин внес на согласование в Совфед кандидатуру Ирины Подносовой для ее назначения на должность председателя Верховного суда. Развернуть 04 апреля 2024, 18:18 Напомним, Пост председателя Верховного суда России стал вакантным после того, как 23 февраля скончался Вячеслав Лебедев , руководивший высшей судебной инстанцией с 1989 года.
В действующей редакции возможно назначение сенатором РФ только депутата Государственной Думы, избранного по партийному списку от соответствующего субъекта РФ. Перечень дополняется депутатом Государственной Думы, избранным по одномандатному избирательному округу от соответствующего субъекта РФ. Проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает следующие изменения. Новым основанием для досрочного прекращения полномочий сенатора РФ, депутата ГД указывается установление фактов, свидетельствующих о несоблюдении требований, ограничений и запретов для лиц, претендующих на осуществление полномочий сенатора РФ, депутата ГД. Это может касаться выявления иностранного гражданства или несоблюдение сенатором РФ — представителем региона требований к сроку проживания на территории субъекта РФ. При этом срок полномочий сенатора РФ, депутата ГД засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы. Кроме того, предлагается закрепить особый порядок лишения неприкосновенности сенатора РФ — экс-Президента в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции.
Кто назначает Совет Федерации?
Об этом в беседе с RT высказался первый заместитель председателя комитета нижней палаты парламента по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. Потому что президентами становятся не просто так, человек должен пройти определённый жизненный путь. Он очень хорошо понимает те или иные проблемы», — отметил парламентарий. Депутат также предположил, что переход бывшего президента в Совет Федерации создаёт условия для более мягкой передачи власти от прежнего главы государства к новому. Это тоже важно», — отметил Емельянов. Профессор кафедры сравнительной политологии РУДН Юрий Почта также полагает, что новые законодательные инициативы следует рассматривать с точки зрения сохранения опыта государственного управления. Политолог отметил, что современное российское государство начало формироваться после 1991 года, а вся государственная система «создавалась практически с нуля». И в данном случае это очередной шаг на пути созидания современного Федерального собрания Российской Федерации», — сказал эксперт в беседе с RT.
Согласно инициативе, президент РФ сможет назначать до 30 сенаторов, семь из которых могут быть назначены пожизненно. Сам глава государства сможет претендовать на кресло пожизненного члена Совфеда в течение трех месяцев после ухода с президентского поста.
Кроме того, главы субъектов федерации получат право назначать сенаторами депутатов Госдумы, избранных по одномандатному округу. Кроме того, законопроект расширяет перечень оснований для прекращения полномочий членов Совета Федерации.
Очевидно, что члены совета Федерации должны быть представителями регионов в большей степени, чем руководители представительств регионов в Москве. За последние годы устоялась практика создания таких структур, и фракция КПРФ в Нижегородской области уже не раз выходила с предложением отказаться от затрат на содержание таких представительств, которые имеют свои здания и штат. У нас есть представители в Государственной думе и Совете Федерации, которые должны решать все задачи по продвижению интересов региона. Совет Федерации, безусловно, нужен, однако очевидно, что его реформа назрела.
Этот орган должен получить большую значимость с точки зрения защиты и представительства интересов субъектов федерации на федеральном уровне.
Согласно закону, кандидатом для избрания назначения в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание назначение членом Совета Федерации. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном представительном органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры.
Решение об избрании представителя от законодательного представительного органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного представительного органа - совместным постановлением обеих палат. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом постановлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим назначившим его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание назначение членом Совета Федерации. Следовательно, для прекращения полномочий сенатора от исполнительной власти региона губернатор должен издать соответствующее постановление.
Кто назначает председателя Совета Федерации?
Кто назначает Совет Федерации? Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Назначения силовиков глава государства проводит по итогам консультаций в Совете Федерации. Между тем в самой верхней палате по результатам корректировки Конституции сейчас есть 30 мест для сенаторов от Российской Федерации, которых назначает лично. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Только что Совет Федерации назначил Ирину Подносову председателем Верховного суда РФ.