Криминальный Татарстан 1970–2010-х, чтобы читать бесплатно онлайн, от автора Роберт Гараев.
Полиция выявила участников подростковых потасовок в Татарстане
Автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев говорил в интервью, что девочки зачастую объединялись, чтобы избежать группового изнасилования или избиения. «Слово пацана» наш собеседник смотрел с большим интересом, хотя многие моменты и вызывали сильное раздражение. Подростки Татарстана организовали группировки после выхода «Слово пацана».
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас»
Прокуратура Татарстана проверит книгу про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» | Я был домашним мальчиком, любил читать книжки, поэтому во дворе был не в авторитете. |
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана" | Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. |
Казанский феномен | Кровь на асфальте – Telegram | В версии «Татарстан-24» там звучит «Седая ночь» «Ласкового мая», в репосте Mash Iptash — «Пыяла» «Аигел», обе песни звучат в «Слове пацана». |
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас» | Правмир | В сериале «Слово пацана» есть отсылка к этому дерзкому убийству — судя по стоп-кадру, судьбу Амбала показал персонаж Кирилл Суматохин (Самбо), которого также застрелили в больничной палате. |
Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х | Криминальный Татарстан 1970-2010-х" — купить сегодня c доставкой и гарантией по выгодной цене. |
Умереть молодым. Как закончили жизни яркие представители саратовского криминала
Эта книга о тех, кто сделал насилие своим кредо: бил и попадал под раздачу — профессионально, ежедневно, беспощадно. Это пацаны, участники бесчисленных молодежных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Казань. Роберт Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд, еще в средней школе.
Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Для этого я завел во вконтакте группу «Казанский феномен» [1] , где начал делиться деталями исследования. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни.
Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни. С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования. В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен». Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом. У каждого героя есть небольшая характеристика. О ком-то из них я могу рассказать много — настоящее имя, дату рождения это один из ключевых моментов, ведь он показывает, как менялась жизнь пацанов в каждом поколении , год вступления в группировку, ее название и нынешний род деятельности спикера. Но многие из них хотя и были откровенны в рассказах, были не готовы назвать свои настоящие имена и даже группировку. Вместе с воспоминаниями других участников я использовал и свои, но так как мой опыт был не самым значительным, они появятся лишь в начале и конце повествования. Кроме того, для чистоты исследования свои воспоминания я записал заранее, чтобы не было соблазна подправить их, когда я окажусь в теме намного глубже.
Этот сериал — хроника событий, которые происходили в городе времен конца XX-века, когда в столице республики появились многочисленные ОПГ, связанных по территориальному принципу. Позднее эти группировки стали основой для создания многих криминальных структур. Источник фото: Фото редакции Воодушевленные картиной, современные школьники начали «играть в «Слово пацана»: они устраивают «стрелки», драки стенка на стенку, и снимают все это на видео. Оказалось, что так они решили отмечать сцены фильма, создали целую юношескую индустрию съемок сериала в Сармановском районе.
Междуусобные войны. В то же время перенос внутренних казанских проблем на просторы большой страны вел к продолжению междуусобных войн — представители разных группировок, встретившись на улицах Северной столицы, могли продолжить те же смертельные схватки, которые практиковали на малой Родине. Так, вскоре после прибытия в Петербург Мартина был застрелен 31-летний авторитет Наиль Рыжий Хаматов , который, как считается, контролировал целый ряд коммерческих структур на Васильевском острове. Его убили у собственного дома. После смерти Хаматова бизнесмены перешли под крышу Мартина.
Методы, которыми «казанские» устанавливали контроль над привлекательными активами, они явно отработали еще в пору своей юности в «группировках» — так в октябре 1992 бандиты устроили налёт на Торжковский рынок: в 13 часов дня, заблокировав центральный и запасной выходы, боевики устроили настоящий погром, избивая торговцев арматурой, переворачивая прилавки, стреляя по убегающий толпе. Погром продолжался около пяти минут, в ход были пущены пистолеты, обрезы и автомат, 13 человек были серьезно ранены, один из торговцев-азербайджанцев застрелен. Кто стоял за тем погромом, до сих пор не выяснено, но Мартина начали бояться. Мартин слыл в Питере человеком страшным и непредсказуемым. Говорили, что он мог, сидя в ресторане, улыбнуться собеседнику, а потом разбить о его голову бутылку… или сделать с ним еще кое-что похуже… Дважды отсидевший в тюрьме, Мартин никогда не ночевал две ночи подряд в одной и той же квартире». Его влияние росло — «казанские» контролировали знаменитый «Невский палас», а также позволяли себе сцепляться с «тамбовскими», подминая под себя точки на Лиговском и Невским проспектах. Также, по информации издания «БИЗНЕС Online», в эпоху агонии Татфондбанка , в котором, помимо прочего, застрял «общак» казанской братвы, спасением криминальных сбережений занимался именно Мартин. Он был близок и к одному из самых известных в России авторитетов — Хайдеру Хайдар Закиров. Тот начинал как лидер знаменитой группировки «Жилка», сумевшей объединить почти половину казанских подростковых банд, но в начале 90-х перебрался в Петербург, подальше от оппонентов, объединившихся в группировку под условным названием «Севастопольские».
В 1993 году его ОПГ сцепилась с «тамбовскими» из-за спорного сегмента рынка нефтепродуктов. Бригада Хайдера потеряла трёх человек, но ей удалось потеснить противника.
Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева, которая легла в основу сериала «Слово пацана. Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Интервью с автором книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» о подростковых группировках Казани прогремел на всю страну. Описание книги Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. — «Слово пацана» — это социологическое исследование, которое состоит из серии экспертных оценок и углубленных интервью с участниками группировок 80–90-х годов.
Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства»
И в какой-то степени это работало. Можно было через участие в группировках подняться, приблизиться к ресурсам и к связям. А социальные связи у банды были широкие. Группировка — это человек 100—200, у кого-то есть родственники, знакомые, которые что-то решают. Казань, она вся такая, наполненная родственниками. Кто-то в милиции, кто-то в мясном отделе, а где-то можно сапоги достать. Советский человек жил такими низовыми социальными иерархиями. Круто было не то, что у тебя много денег. Их примерно у всех было одинаково.
А вот если есть связи, ты мог куда-то пролезть и приблизиться к ресурсам. И это явно свидетельствует о нездоровье общества. Но мы знаем, что демократия не помеха криминалу, этническому в том числе. Лос-анджелесские банды самые крупные, долговечные и кровавые. С разных сторон его рассматривали. И вот юрист из фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров говорил примерно то же, что и вы сейчас. Что АУЕ — это такая понятная иерархия, которая может возникнуть только там, где нет государственной структуры. Естественная попытка упорядочения хаоса этого мира.
Уродливая по исполнению, но по задумке — это государственное строительство. Недавно был у него суд по поводу АУЕ, он забыл написать, что это запрещенное движение, и его оштрафовали. Отсюда можно вывести, что опасный преступник — это не подросток из подворотни, а суперинтеллигентный Камиль. Кому нужна такая практика? Прежде всего силовым структурам, потому что их так много, с кем-то же им надо бороться. Например, с редактором книги «Слово пацана». АУЕ назвали экстремистским движением, потому что оно якобы нарушает основу конституционного строя Российской Федерации. То есть, представляете, какая опасность исходит от шестиклассников.
А на самом деле это очень выгодно силовикам, они пенсионерами рано становятся, уже ревматизм, неохота по улице бегать: вот компьютер, вот «ВКонтакте», сиди, лови оргпреступность, получай медали, отчетность. Мы в 2021 году очень во многом пришли к практике Советского Союза: показуха, плановая отчетность. Силовики живут в этом Советском Союзе. История с АУЕ, может быть, действительно проблемная в Забайкалье, Амурском крае, Иркутской области, где есть поселения, в которых очень много сидельцев. А в Татарстане у меня было полевое исследование, я очень сильно пытался найти ауешников, но не нашел. Нет такого, чтобы шестиклассник отнял у пятиклассника деньги на переменке и отнес их 60-летнему зэку на зоне. Это даже звучит смешно. Это же клоуны!
Но что произошло, если ты написал на стене «АУЕ»? Это то же самое, как если бы ты написал… — …«Рэп — кал». Город против деревни — Когда я читал «Слово пацана», мне пришло в голову сравнение с романом «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Там оставшиеся без присмотра подростки довольно быстро строят на необитаемом острове жестокое иерархическое общество. Можно роман трактовать как поучительную историю о том, что детям нужен пастырь и присмотр. И в книжке появляется в конце концов внешняя сила — взрослые, которые останавливают безумие, «закрывают проект», всех увозят по домам, и дети снова из монстров становятся обычными. В Казани этого не случилось, не появилось взрослых. Подростки в 80-х не боялись милиционеров.
Ну драка, а ты несовершеннолетний. Тебя даже на 15 суток не посадят, никакой специальной статьи нет. Мы же живем в Советском Союзе, здесь нет организованной преступности, какая статья? Есть статья «бандитизм», по которой сажали «Тяп-ляп» первую казанскую группировку, образовавшуюся еще в 60-х и все. Тогда и каждому взрослому нужен был кто-то еще более взрослый. Времена меняются, люди растеряны, во взгляде читается непонимание: что происходит? Ладно, что такое «плюрализм», что такое «гласность», мы разберемся, а как жить, когда ты с детства поклонялся Ленину и вдруг приходит капитализм? Твои дедушка с бабушкой, а может быть, и папа приехали из деревни строить какой-нибудь большой город или завод в 80-х годах.
Ты привыкаешь к новому месту, обрастаешь социальными связями, но разрыв между тобой и родителями очень велик. Твои родители приехали из татарской деревни, в которой особо русский язык не был нужен, и говорят с сильным татарским акцентом, который в то время ужасно высмеивался. Притом не на национальном уровне, во всяком случае в Казани. Смеялись: «А, ну этот деревенский! Все творчество Василия Шукшина было на ней построено, вот эти «Печки-лавочки». Деревенский парень приехал в город, и он такой озлобленный. Вы посмотрите на Шукшина, вы увидите этого деревенского озлобленного парня из Алтайского края, приехал, в литературном институте учится и там Белла Ахмадулина ходит. Он такой злой, ершистый, у него свой внутренний мир.
Таких одиночек было в советское время много, которые катались по стране на стройки коммунизма, социализма, строили БАМ, гидроэлектростанции. А когда ты приезжаешь туда, ты разрушаешь прежнюю структуру общественных связей, и возникает какая-то новая. Если нет взрослых, она молодежная. Суть даже не в феномене группировки, а в том, как возникали эти структуры на том месте, где разрывались старые.
Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий. Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок. В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют. Также я общался с противоборствующей стороной — работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена. Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации. Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого. Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними.
При этом процесс такого постижения никогда не мог считаться завершенным — «пацан», подобно античным героям, каждым своим конкретным поступком переопределял содержание «понятий», он не следовал уже существующему закону, но самостоятельно творил его. Границы дозволенного и недозволенного «беспредела» постоянно менялись — прежде всего, конечно, с изменением самих исторических обстоятельств эта логика, кстати, очень точно сформулирована в последнем Послании Президента Федеральному Собранию: есть «красные линии», которые Запад не должен пересекать, но, где именно они проходят, Россия будет определять в каждой конкретной ситуации. В этом смысле книга Гараева носит не социологический в отличие от, например, недавно изданного интересного академического исследования Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям: уличные группировки в России» , а исторический характер, так как ее цель состоит в том, чтобы, избегая четких определений и однозначных оценок, представить «казанский феномен» как живой процесс. Если принять классификацию Гегеля, для которого история делится на «критическую» исключающую все лишнее и сосредоточенную лишь на главном и «поэтическую» включающую особенное и нехарактерное, чтобы «оживить» событие , то «Слово пацана» безусловно относится к последней. Это тем более верно, так как позиция Гараева также является «включенной»: на рубеже 1980-х и 1990-х он был участником одной из казанских группировок и выступает скорее как составитель масштабного коллажа свидетельств, одним из которых является его собственное. Среди тех, чьи голоса звучат на страницах книги, — милиционеры, журналисты, бывшие «неформалы», но в первую очередь, конечно, сами «пацаны», представляющие несколько поколений «казанского феномена»: от Сергея Антипова, одного из лидеров легендарной группировки «Тяп-Ляп» в 1970-е, до участников группировок 2010-х. Структура книги избегает жесткого хронологического принципа, но перемещается от одной эпохи к другой, чтобы охватить самые разные элементы повседневной жизни казанских «пацанов»: отношения внутренние между «возрастами» и внешние с другими группировками , восприятие милиции и национальный вопрос, экономическую активность и поведение в тюрьмах. Принципиальная особенность «казанского феномена» в том, что эта форма жизни существовала не где-то на индустриальной периферии, но охватывала весь город, строго поделенный между группировками, и буквально за каждый двор «за асфальт» шли ожесточенные битвы. Еще с младших классов школы практически каждый житель района должен был определиться: стать «пацаном» присоединиться к группировке и следовать ее строгой дисциплине или остаться во внешнем мире, превратившись в «чушпана» стать объектом экспроприаций и насилия со стороны «пацанов». Между этими антагонистическими мирами существовала и третья нестабильная прослойка, «не при делах» обычно соседи или родственники «пацанов» , из которой, впрочем, можно было легко переместиться в «чушпаны» или, наоборот, поднять свой статус до «пацана». Такое субъект-объектное разделение иногда провоцировало поверхностных наблюдателей на сравнения «пацанов» и «воров в законе», однако их отличия, как еще раз показывает книга Гараева, носят фундаментальный характер. Мир «пацанов», напротив, как бы опрокинут во внешний: они заводят семьи, любят свой город и в целом ориентированы на успех — например, в бизнесе или политике.
Смерти молодых ребят, трагедии их близких — главное, что вспоминают очевидцы о том, что происходило в те дни. Скопировать ссылку «Молодежи нельзя показывать, что это круто — быть бандитом» Фото: пресс-служба МВД по РТ «Сломанные судьбы, людские трагедии — ничего крутого в этом нет» Совсем скоро в свет выходит сериал «Слово пацана» о жизни Казани и Татарстана в 90-е годы. Станет ли картина поводом для молодого поколения романтизировать бандитскую жизнь, как это случилось уже в начале нулевых после сериала «Бригада»? Об этом «Татар-информ» поговорил с теми, кто когда-то сам был участником ОПГ, и сотрудниками милиции, которые боролись с организованной преступностью в Казани. Азат Гайнутдинов — основатель и учредитель АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации», который сегодня помогает бывшим осужденным. Он сам прошел через многое, видел своими глазами, как рушатся судьбы людей, которые участвовали в группировках. Он признался — сам книгу не читал. Но уверен, что такие произведения должны нести исключительно поучительный характер. Чтобы те, кто познакомился с бытностью ОПГ, понимали: жизни группировщиков чаще всего заканчиваются трагично. Если эта книга призывает молодежь к этой самой блатной романтике, то я не поддерживаю это. Это же сломанные судьбы. Молодежи, конечно, сначала весело и интересно, ну а потом уже не до веселья: они получают сроки, судимости, оставляют пятно на всю свою жизнь», — рассуждает Азат Гайнутдинов. Молодежи нельзя показывать, что это круто — быть бандитом, говорит он. Азат Гайнутдинов: «Если эта книга, по которой снят фильм, призывает молодежь к блатной романтике, то я не поддерживаю это. Но так не бывает. За то, что заработано нечестным трудом, рано или поздно придется расплатиться свободой. Я сам видел, что творилось с этими мальчишками. Да, сначала была какая-то романтика, а потом она превращается в такие реалии: был осужден, освободился, образования нет, семья отвернулась. Что он будет делать? Хорошо, если у него нет зависимостей, он возьмется за ум и не вернется к прежней жизни», — вспоминает Азат Гайнутдинов. Но чаще всего люди, которые встали на эту скользкую дорогу, уже не могут с нее выбраться, говорит он. У меня в деревне мальчишки насмотрелись, надели плащи, пришли в сельский магазин. Закрыли продавщицу и сказали, что будут ее крышевать. Она просто отшлепала их и выгнала. Я тогда очень долго смеялся. Главное, чтобы это все не повторялось и дети не думали, что это круто», — говорит Азат Гайнутдинов. Михаил Основ: «Я никогда не думал, что приду работать в милицию. Но после Афганистана пришел, увидел, что сволочей много, и решил честных людей защищать» Фото: пресс-служба МВД по РТ «Те, кто не одумался, сейчас уже на кладбище» Начальник отдела по борьбе с организованной преступностью УВД Казани, полковник милиции в отставке Михаил Основ пришел на службу в 1982 году. Эти мраморные памятники в полный рост легко узнать. И на всех знакомые фамилии», — говорит он. В милицию Михаил Основ пришел работать после службы в горячих точках. Увидел, что творится в городе, и в отличие от других сверстников не встал на сторону криминала. Но после Афганистана пришел, увидел, что сволочей много, и решил честных людей защищать. Уже в процессе работы он узнал, что с одним из лидеров ОПГ когда-то учился вместе в институте. Говорит, помнит, как навещал его в больнице после одной из драк. Тогда никто не знал, почему он оказался на больничной койке. Для меня улица Зинина, Чеховский рынок, Калуга, Гвардейская — это асфальт, политый тонким слоем крови. Столько голов они проломили», — говорит он.
Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Банды из «Слова пацана»: пять самых известных и страшных ОПГ Казани | — «Слово пацана» — это социологическое исследование, которое состоит из серии экспертных оценок и углубленных интервью с участниками группировок 80–90-х годов. |
«Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов | Описание книги Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. |
«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников? - Год Литературы | Гараев рассказал, что для книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970 – 2010-х» взял интервью у первого лидера группировки «Тяп-Ляп» и бывшего киллера «Жилки». |
В Татарстане юные зрители устроили драки в стиле девяностых годов, насмотревшись "Слово пацана"
Банда имела собственный «фирменный знак» — рисунок трехзубчатой короны с буквами «Т» и «К» «Теплоконтроль». Все они занимались спортом: первый был борцом-«вольником» и боксером, второй тоже занимался боксом, третий — самбо. Говорят, все началось с того, что Антипа, переехавшего в «Теплоконтроль» из Суконной слободы, серьезно избила местная шпана, даром что бывший зек был неслабым парнем. Но он не остался в долгу — позвал старых друзей и взял реванш, чем заслужил почет у молодежи и довольно скоро открыл подпольный спортивный зал. Гопники с арматурой Подростки валили в «качалку» Антипа, словно мотыльки к огню, и к 1974 году «Тяп-ляп» окончательно оформилась как банда. Скряба единственный из руководства ОПГ имел высшее образование, причем педагогическое. Он стал автором «идеологии» банды и ее мозговым центром.
Правила были простыми, но строгими: не пить, не курить, заниматься спортом, товарищей не бросать. Парни носили шапки-ушанки с завязанными «ушами» и телогрейки: они давали дополнительную защиту в драках и отличали своих от чужих. Позже к этому добавились значки завода «Теплоконтроль». Говорят, Казань славилась кулачными драками «стенка на стенку» еще до революции. Однако банда «Тяп-Ляп» пошла дальше. Поначалу они устраивали стычки с группировками из соседних микрорайонов — дрались арматурными прутьями и монтировками.
И тренированные «вырубать с одного удара» бойцы Антипа почти всегда побеждали. Скоро бандиты перешли к квартирным кражам, грабежу и рэкету. Несогласных платить иногда убивали: молодым шакалятам было море по колено. Они катались на краденых переделанных мотоциклах и мечтали держать в страхе не один район, а весь город. Для этого требовалось много крови. Конец банды «Тяп-Ляп» «Тяп-Ляп» начала устраивать «пробеги»: подростки калечили и забивали насмерть любых встречных, поджигали машины и киоски, били стекла в окнах.
Однажды во время такого бесчинства толпу хулиганов, в том числе Джавду, удалось задержать. Но спустя всего восемь месяцев он вышел на свободу. Группировка разжилась образами, пистолетами и даже гранатами, которые не раздумывая пускали в ход. Горожане уже откровенно боялись выходить на улицы.
А когда тот дружок ему сказал: «Кажись, мы его прикончили! Трансформация дворовых компаний в уличные территориальные группировки: «Тяп-Ляп», «Борисково», «Суконка», «Павлюхинские», «Новотатарская», «Мирный», «Тукаевские».
Формирование уличных понятий, ритуалов и запретов. Группировки появились на каждой улице, соседи дерутся стенка на стенку за территории. Массовые драки, жесткая дисциплина, запрет на курение и алкоголь; местами появляется отличительная атрибутика: «новотатарские» носят значки «Речфлот», «зининские» — зеленые шапки-фернандельки. Конец 1980-х — появление свободного предпринимательства и кооперативщиков, а с ними и рэкета, первых больших денег. Группировки постепенно встают на экономические рельсы. Первыми на новые порядки отреагировали «борисковские».
Силовой бизнес трансформируется: крышевание и рэкет из платы за безопасность развиваются до более сложных форм того, что социолог Вадим Волков, изучающий организованную преступность, назвал «силовым партнерством» , где вы и ваш «коммерс» — уже совладельцы и партнеры. Характерны войны внутри группировок за сферы влияния. Многие после этого переезжают в Москву и Петербург. Кроме того, на улицах массово начинают употреблять героин. Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить.
Криминальный Татарстан 1970—2010-х 15ч 08м Слушать книгу "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х" Роберт Гараев слушать онлайн В книге рассказывается о жестоких уличных драках в конце XX века в России, о беспощадных боях между участниками молодежных группировок, о «казанском феномене» и его последствиях для города. Автор, сам попавший в одну из местных банд в школьные годы, исследует причины и последствия насилия, рассказывая о суровых днях и войнах, которые принесли смерть сотням людей.
Бывшего опэгэшника постоянно смешило то, как легко и быстро восстанавливались герои сериала после очередного избиения. На деле же группировщики нередко получали серьезные травмы и ходили «синие» и в шрамах большую часть времени. Нос трижды ломали, потому он такой кривой, уродский. Шрамов на черепе, на животе — десятки. Это только в кино из пацана дух выбивают коллективно, а он встает, кровь вытирает и идет по своим делам. В жизни бы даже ползти не мог, — рассуждает Равиль. Отдельное внимание стоит уделить любовной линии Марата и Айгуль, тема взаимоотношений группировщиков с девушками оказалась неприятной для нашего собеседника. До этого он уже отчитывался перед собственной дочерью на этот счет, представ перед ней не в самом выгодном свете, поэтому и нам долго не хотел говорить правду. Жора Крыжовников — Ты пойми, это я сейчас взрослый мужик со взрослой дочерью, я за нее любого размотаю, если хоть пальцем ее кто тронет. А тогда был молодым дебилом, и женщины... Давай честно скажу? Расходным материалом они были, да и многие сами на это шли. Рядом с пацанами с района было безопаснее, чем одной. Вот была у меня, допустим, постоянная девчонка, матрешка, — я ее защищал, если требовалось, подарки, кафешки, когда тачка появилась, возил, куда ей нужно было. Семье ее тоже помощь какая-то была. Нет, мы друг друга использовали, можно сказать, — откровенно говорит Равиль. Бывший бандит признаётся, что девушки нередко кончали жизнь самоубийством после изнасилований, как героиня Анны Пересильд в сериале — Айгуль. Но чаще родственники увозили их куда подальше из Казани, в деревни, поселки, отправляли на время, пока всё не забывалось. Насиловали, да, я сам никогда, кстати, клянусь... Но девчонок, которые со мной за цацки готовы были переспать, всегда было много рядом, я никогда уродом не был. Вот этого равноправия, уважения не было к женщинам. Разве что к женам главных другое отношение уже было, это отдельная каста была.
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
Дискотеки были местом перемирия между группировками. Танцевали тогда исключительно кругом, и, если кто-то чужой пересекал его, перемирие отменялось. Ратмир Загитов: «Если кто-то не наш проходит через круг, он сразу получал физические увечья. Дискотека останавливалась, и начинался весь этот раздрай». В середине 90-х эти неформальные молодежные движения выросли до серьезных ОПГ, участники которых до сих пор преследуются законом. Позже историки это явление назовут «казанским феноменом». Светлана Стивенсон, профессор школы социальных наук Лондонского университета: «В представлении людей, особенно бедных, маргинальные преступные группировки — это не то, что в нашем представлении, это не способ только получать криминальные доходы, но и сообщество, в котором люди могли обрести, по их мнению, поддержку и какую-то В конце 80-х Казань стала центром молодежной преступности, а сами группировки — социальным лифтом и путевкой в жизнь для сотен тысяч представителей поколения последних пионеров.
Многие говорят о том, что успех «Слову пацана», в первую очередь, обеспечило то, что события, которые видит зритель, — это реальная история Казани и других российских городов конца 80-х. Это не художественный вымысел, а горькая правда, в которой жили тысячи людей в то время. И хотя официальный финал сериала доступно показывает всем впечатлительным фанатам, что ничем хорошим причастность к группировкам не заканчивалась, в реальности всё было еще жестче и страшнее. Корреспондент 116.
RU перечитала сотни документов о событиях того времени, старые газетные заметки, милицейские отчеты, вдоль и поперек изучила казанские кладбища на предмет могил тех самых казанских пацанов, что были прототипами героев сериала. Об одном из них, похороненном на Арском кладбище, мы решили рассказать подробнее. Судя по описанию стоп-кадра из шестой серии «Слова пацана» , судьбу этого бандита повторил персонаж Николай Рыбаков Рыба. RU Сегодня найти эту могилу достаточно сложно. Журналисту потребовалось почти 3 часа, чтобы отыскать ее среди прочих. Ничем не примечательная, никак не выделяющаяся на фоне остальных. Скорбим» — стандартная фраза, украшенная небольшими веточками по бокам. С каменной плиты на нас смотрит улыбающийся мужчина средних лет — Афанасьев Игорь Борисович. И лишь приглядевшись повнимательнее, понимаем, что ему было всего лишь 28 лет на момент смерти. В сериале, в самом начале первой серии Маратик кричит: «Кинопленка» — чушпаны», рассказываем, что такое «Кинопленка» и про ее лидеров.
Свое название группировка получила из-за соседства с производственным объединением «Тасма», занимавшимся созданием фотоматериалов. Первыми лидерами группировки были некие Шакир, Ахмет и Трактор. Криминальной активности «кинопленковские» не проявляли, поэтому о них никто не знал. Были и были, а кого в то время можно было удивить очередной группировкой?
Марат не очень рад гостю, но обдумывает предложение. Он соглашается прийти на церемонию принятия и даже отнимает пионерский галстук у случайного школьника. Марат вступает в комсомол. На выходе из дворца культуры его настигает Андрей. Марат считает, что поступил правильно, сдав универсамовских милиции. Ведь из-за них погибла Айгуль. Между бывшими друзьями завязывается драка. В схватке побеждает Андрей. Марат и Андрей в финале оказываются по разные стороны баррикад. Парень бьет милиционера и убегает. Он убеждает девушку сбежать вместе с ним в Абхазию. Сделать это трудно, так как Адидаса ищут по всей Казани. На выезде из города он звонит мачехе и узнает, что к отцу приходили с обыском. Вова возвращается в Казань, чтобы навестить папу и попрощаться с ним. Но тот не принимает сына и отказывается от него, называет убийцей. За Вовой гонится милиция, и рядом с машиной его подстреливает Ильдар. Герой умирает на руках Наташи. Андрей вместе с Ириной и Юлей навещает маму в больнице. Парень идет на рынок покупать торт и по дороге решает взять еще и цветы. Чтобы расплатиться с продавцом, он отдает свою шапку. Однако Андрея неожиданно узнает мужчина, у которого универсамовские украли видеомагнитофон. Он задерживает героя и сдает его милиции. Марат идет по коридору отдела милиции вместе с главой комсомола. Тот утверждает, что «за ними теперь сила» и что скоро все будет принадлежать им. В награду за сдачу «Универсама» комсомолец приводит Марата в туалет, где находится насильник Айгуль. Парень жестоко избивает преступника и затем плачет от бессилия. В последней сцене показывают детскую колонию. Хор мальчиков поет «Седую ночь», на пианино играет Андрей. Героя все-таки отправили в тюрьму после всех совершенных преступлений. Каким получился эпизод. Финальная серия завершает сюжетные линии главных героев. Вова и Андрей получают заслуженное наказание: убийца погибает, а вор сидит в тюрьме. Живым и на свободе остается только Марат, но создатели сериала намекают, что он лишь сменил одних «пацанов» на других. Комсомольцы тоже проходят инициацию и занимаются теневым бизнесом — просто действуют не грубой силой, а более хитрыми способами. Судя по последним кадрам, месть не принесла Марату спокойствия. Вова Адидас в конце принимает свою судьбу. В ходе тяжелого разговора с отцом герой понимает, что подвел родных Однако восьмой серии не хватает развязки других линий. Скажем, за бортом незаслуженно оставляют всех универсамовских: нам даже не показывают, чем закончилась история Турбо. Все же банде посвятили немалую часть хронометража, и зрители заслуживали увидеть завершение этой сюжетной линии.
Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберта Гараева, который описал то, что видел своими глазами и слышал от других участников событий. Это 600-страничное исследование о том, как подростковые стайки превратились в опасные группировки, готовые идти стенка на стенку и истреблять чужаков. Гараев принимал участие в проекте как консультант, а оригинальный сценарий разрабатывали Андрей Золотарев и сам Жора Крыжовников. Рассказанная ими история воспринимается на каком-то инстинктивном уровне: совершенно первобытная энергия молодых ребят выплескивается на экран, оставляя на одежде капли крови. К слову, снимать в Татарстане группе не дали местные власти: изучать «казанский феномен» оказалось лучше на расстоянии, чем в ареале.
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
— Когда я читал «Слово пацана», мне пришло в голову сравнение с романом «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. «Слово пацана» наш собеседник смотрел с большим интересом, хотя многие моменты и вызывали сильное раздражение. Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х.
Полиция выявила участников подростковых потасовок в Татарстане
Полиция выявила участников подростковых потасовок в Татарстане | в ожидании показа "Слова пацана | Кровь на асфальте" на НТВ в 23.00. |
Что реальные бандиты говорят про сериал «Слово пацана» - 6 января 2024 - НГС.ру | в ожидании показа "Слова пацана | Кровь на асфальте" на НТВ в 23.00. |
Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х | Криминал «Слово пацана» «Всё равно грохнули бы, попозже только». |