Татьяна Илюшникова: Системная поддержка МСП работает в пяти направлениях: налоговые решения, улучшение инвестиционного климата, включая облегчение контрольно-надзорной нагрузки, также повышение доступности финансирования. Татьяна Илюшникова — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/финансы. Председатель правительства Михаил Мишустин назначил заместителем министра экономического развития Татьяну Илюшникову. «После одного из ключевых событий, пленарной сессии «Предпринимательство в России: достижение сектора», замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова зашла на стенд Кировской области. Что сделали с помощью | Вступай в группу Минэкономразвития России в Одноклассниках.
Татьяна Илюшникова: бизнес получил на развитие более 1,3 трлн рублей льготных кредитных средств
Мы начинали с аудита своих возможностей: региональных институтов развития, инструментария нацпроекта, каналов коммуникации. После — мы систематизировали эту информацию, создали определенные стандарты, единую идеологию, профессиональное сообщество. Как итог: сегодня наш бренд узнаваем в каждом регионе, за последний год насчитывается более 400 тысяч получателей услуг центров «Мой бизнес», а по партнерским программам с крупным бизнесом охват составил 25 000 предпринимателей за последние полгода. Собственно, понятность, системность, институционализация — это и есть главные точки роста для государственных структур и бренда «Мой бизнес», которые позволяют нам максимально таргетно оказывать поддержку бизнесу и поддерживать клиентоориентированность наших центров», — отметила замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
Заместитель Министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова приняламучастие во встрече представителей деловых объединений и руководства Банка России. На встрече обсуждались дополнительные меры по упрощению регулирования и кредитования МСП. Совместная системная работа Банка России и Минэкономразвития по повышению доступности кредитных и других программ ведётся на основе обратной связи от предпринимательского сообщества. Из них 1 триллион по программам министерства и Корпорации — это Программа 1764, «зонтичный» механизм гарантий, а также продукты региональных микрофинансовых и гарантийных организаций», — отметила Татьяна Илюшникова.
У нас этот сегмент стремительно развивается. Что касается креативных индустрий. Если говорить о статистике, вообще кто приходит в бизнес в последние годы, то доля молодежи до 35 лет неуклонно растет.
Конечно же, эта молодежь стремится в креативные сектора, где есть возможность реализовать себя. У нас для этого сегмента разработаны как для молодежи, так и для креативных индустрий отдельные меры поддержки: помощь в размещении на маркетплейсах, отдельные гранты молодым людям, программы с крупнейшими агрегаторами в виде VK, Озон; сейчас мы прорабатываем с Авито, с Wildberries. У нас проекты с «Ярмаркой мастеров», отдельные проекты для молодежи и бизнеса на селе — маркетплейсы «Свое родное» и «Свое фермерство», для социальных предпринимателей с HeadHunter. У нас широкая линейка. Складывается впечатление, что в последнее время она развивается семимильными шагами, буквально отгрызая у традиционного ритейла достаточно серьезную долю рынка. Видите ли вы здесь какие-то риски для малого бизнеса? Пандемия ковида толкнула нас к дистанционным форматам работы по найму, дала мощные импульсы к развитию форматов электронного взаимодействия в целом и торговли в частности. Я уже неоднократно говорила, если взаимодействие с ритейлом у нас регулируется законом о торговле, и там достаточно жесткие правила взаимодействия между поставщиком и торговыми сетями, то электронная торговля сейчас больше сформирована на основе внутренних представлений самих маркетплейсов, агрегаторов. Поэтому, допустим, встраивание Министерства экономического развития в программы с такими крупными маркетплейсами позволяет, в том числе, и наладить диалог малого бизнеса с ними. Я уже, отвечая на предыдущий вопрос, обозначила ряд программ.
В отличие от ритейла, электронная торговля имеет «бесконечную полку», и все зависит только от конкурентоспособности твоего товара. Но основная проблема для малого бизнеса, если говорить о практической стороне, это выйти на устойчивые продажи, именно устойчивые.
Мария Литовко: Севастополь посетила заместитель министра экономического развития России Татьяна Александровна Илюшникова Севастополь посетила заместитель министра экономического развития России Татьяна Александровна Илюшникова. По итогу визита в Центр "Мой бизнес" Татьяна Александровна отметила уникальный опыт и высокий уровень работы.
Также она подчеркнула, что 9 лет назад такого Центра в регионе не было, а сегодня каждый третий предприниматель здесь получает услуги.
Татьяна Илюшникова: Мы вышли на допандемийный уровень и даже немного его превысили
Когда каждый третий предприниматель не просто знает, а воспользовался какой-то из мер поддержки это не просто хороший, это отличный результат», — говорит заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова. После Севастополя Татьяна Илюшникова отправится в Алушту. Там на межрегиональном форуме «Деловой Крым. Формула роста» пройдет ряд совещаний, в том числе для организации передачи опыта специалистам на новых российских территориях.
И завтра на площадке будем обмениваться лично опытом. И, конечно, вопрос наставничества он будет постоянным.
Таким образом, государство выполнило все обязательства перед банками и бизнесом. Всего по программе было заключено более 42 тысяч кредитных договоров, объем поддержки составил 146 млрд рублей. Реализация программы ФОТ 3. Тогда господдержка сконцентрировалась на отраслях, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.
Значительная часть самозанятых работает в таких сферах, в которых они могут наращивать профессионализм и маржинальность своей деятельности, но вот развивать дело и нанимать сотрудников уже не могут. Это, например, репетиторство, транспортные услуги, ремонтные работы, сдача квартир. Институт самозанятых относительно молодой, и мы еще накапливаем статистику и продолжаем работать с ними в режиме эксперимента, поэтому изменений в подходах и критериях в ближайшее время нами не предлагается.
Они по аналогии с самозанятыми используют данную форму для собственного трудоустройства, поскольку она не требует серьезных финансовых вложений и соблюдения объемных бюрократических процедур. При найме сотрудников предприниматель сталкивается с более строгими правилами ведения учета и отчетности, такой бизнес также предполагает и более интенсивную предпринимательскую деятельность. Вместе с тем масштаб деятельности ИП в целом остается небольшим, средний доход на ИП в пять раз меньше среднего дохода юридического лица. С юрлицами все намного интереснее. Они вносят определяющий вклад в ключевые экономические показатели сектора. А где сосредоточены основные доходы и трудовые ресурсы? Наше основное ядро — это средние предприятия, заработная плата их работников в среднем достигает 63 тыс. Это сопоставимо со средней зарплатой по экономике и кратно отличается от заработной платы работников ИП и малых предприятий 19—20 тыс. Мы видим, что укрупнение организаций связано с увеличением их общего вклада в экономику, включая доход, количество наемных сотрудников и размер их заработных плат.
Поэтому первой важной задачей донастройки мер в среднесрочной перспективе выступает помощь предприятиям в масштабировании бизнеса. Нужно помогать им преодолевать болезни роста. Качественный и количественный анализ структуры сектора МСП России показывает, что он является неоднородным с точки зрения вклада разных категорий субъектов и отраслей в экономику. При этом каждый сегмент имеет особенности и потенциал развития, работа с которыми должна быть направлена на стимулирование субъектов к масштабированию или переходу к более сложным формам ведения деятельности, где это возможно. Таким образом, прицельная работа с каждой категорией субъектов МСП, учитывающая их основные особенности и барьеры масштабирования, позволит изменить структуру сектора, повысив долю продуктивных отраслей в нем, увеличив его общую эффективность и вклад в экономику. Это вторая задача на среднесрочную перспективу. Как начать в текущих условиях свое дело, не закрыть его при первых трудностях, а, наоборот, начать расти? Какие меры поддержки можно предложить предпринимателям в том числе для гарантированного сбыта своей продукции на рынке? Например, человек планирует зарегистрировать юридическое лицо, купить землю, завести хозяйство, и возникает резонный вопрос: где я буду продавать произведенные мной продукты?
В России достаточно большое количество торговых сетей, работать с которыми начинающему предпринимателю довольно сложно, а других площадок, как рынки и ярмарки, не так много. Самая большая доля от закрывающихся каждый год предпринимателей приходится на субъекты МСП, находящиеся в возрасте до двух лет, а срок жизни субъектов значительно коррелирует с интенсивностью ведения бизнеса. И здесь в том числе мы видим большой потенциал для развития сектора — повысить выживаемость новых предприятий, повысить шансы масштабировать бизнес по выручке, кратно увеличить число работников. И это третья ключевая задача среднесрочной перспективы развития МСП.
Мероприятие было посвящено вопросам развития благотворительности, поддержки НКО и доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере. Татьяна Илюшникова отметила, что в 2020 году, не смотря на пандемию, Правительством были внесены ключевые изменения в федеральные законы об НКО. В частности, изменен порядок формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций, благодаря которому пожертвования на формирование целевого капитала стали относится к благотворительной деятельности. Также изменения были внесены в закон об аудите, отменяющие обязательный аудит для фондов, у которых годовой доход составил меньше 3 млн.
Шаги к успеху. Минэк предложил способ повысить доходы миллионов россиян
С другой — количество продавцов увеличивается, и там тоже очень большой отсев. Мы сейчас запускаем партнерские программы с крупнейшими маркетплейсами для помощи в масштабировании бизнеса тем, кто работает на этих площадках. Продавцы приходят, но часть из них не может наладить стабильный сбыт — есть желание, но они упираются в узкое место. Поэтому мы решили, что центры «Мой бизнес» могут стать неким квалифицированным медиатором, посредником между маркетплейсами и поставщиками. Сейчас в центрах можно получить специальную меру поддержки, разработанную Минэкономразвития и Ozon: предприниматели ИП и юрлица получают дополнительные бонусы на продвижение на старте работы с площадкой.
Кроме того, разработана специальная база знаний, благодаря которой бизнес может узнать, как правильно вести работу с маркетплейсом. Отклик хороший. Думаю, в ближайшее время тиражируем эту поддержку и на самозанятых. Надо ли его индексировать?
Никаких экономических предпосылок расширять сегмент МСП нет. Мы не видим, чтобы появилось много юрлиц, которым присущи все признаки МСП, но они выпали за борт этого сектора. Более того, при общении с бизнесом выясняется, что все хотят быть МСП не потому, что они экономически идентифицируют себя с этим сектором, а чтобы получить доступ к мерам поддержки. Если сравнивать критерии, допустим, с ЕАЭС — ближайшими соседями, то в большинстве стран порог еще ниже и по численности, и по выручке.
Если сравнивать с Европой, то в эквиваленте евро — доллар наши критерии абсолютно адекватны и даже комфортнее. Единственное, в некоторых странах критерии отличаются для различных отраслей. Но мы эту гипотезу проверяем на общепите и текстильной отрасли — для них пороги повысили. Вопрос не в том, что у нас критерии устарели, а в том, что есть сектор реальных предприятий, которые еще не дотягивают до крупных, чтобы для них были применимы программы поддержки как для системообразующих, но уже не попадают в сегмент среднего бизнеса.
Для них нет какой-то отдельно взятой, структурированной, осознанной системы поддержки или госпрограммы, как для МСП. У нас отсутствует налоговый режим, который позволяет преодолевать болезни и шоки роста, когда компания переходит с упрощенной системы налогообложения на общую систему. Нужно донастраивать эту систему, и тогда у нас дискуссия о критериях потеряет свою остроту. У нас в нацпроекте есть 13 верхнеуровневых показателей.
Показатель по выручке субъектов МСП — это единственный показатель нацпроекта, которого мы пока не достигли. Мы стараемся по-честному оценивать его, поэтому рост выручки корректируем на уровень инфляции. Из-за того что у нас инфляция не коррелируется с запланированной, мы пока не смогли достигнуть целевого значения показателя. Более 120 мероприятий национального проекта выполнены — все они контролируются первым вице-премьером Андреем Белоусовым.
Это в том числе программа льготного кредитования «1764» и программа стимулирования кредитования МСП. Микрозаймы МФО получили 23 200 заемщиков на сумму 54,1 млрд руб. Еще 2800 субъектам МСП из числа молодых и социальных предпринимателей предоставлены гранты на сумму порядка 1,09 млрд руб. Более 319 000 субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность, получили услуги и меры поддержки центров «Мой бизнес».
Но самое главное достижение — что мы малый бизнес сохранили! А еще есть самозанятые — их сейчас уже 7 млн человек. Каждого из них невозможно при всем желании охватить рамками национального проекта, но институциональная поддержка и точечная донастройка мер в кризисных условиях позволили нам удержать сектор и даже прирастить. У нас были версии мер поддержки, где были определенные отраслевые и территориальные квоты, но это плохо работает.
Когда ты молодой предприниматель — женщина на Дальнем Востоке, начинается абсурдный конфликт смыслов: как выбрать нужную категорию, можно ли дублировать меры поддержки или стоит определить только один сегмент... Возникает паралич управленческих решений, поэтому такая сегментация очень формальна и приводит к перегрузу системы. Региональные акценты тоже не всегда справедливы из-за разницы в финансовом потенциале субъектов РФ и их опыте реализации программ поддержки. У нас некоторые регионы тратят на развитие и поддержку программ МСП объемы, сопоставимые со всем федеральным нацпроектом.
На практике все регионы стараются не дублировать, а донастраивать меры поддержки с учетом региональной специфики. В Санкт-Петербурге, допустим, высокая доля производственного бизнеса, в Ростове — много сельхозпредприятий, в Москве — инновации и производство, и региональные меры готовятся исходя из этого. Но какие-то субъекты мы учим и за руку проводим, чтобы необходимый минимум инструментов и услуг федерального национального проекта они могли реализовывать.
При этом многие женщины проявляют интерес к бизнесу, не желая оставаться в стороне от добычи денег. За прошлый год 1,4 миллиона женщин открыли свое дело в статусе ИП или самозанятого. Последние новости.
И мы реализуем достаточно много программ. Если говорить о состоянии малого бизнеса, то, конечно, 2019 — маркерный год, до ковида и до всех кризисных ситуаций. К текущему моменту мы вышли на допандемийный уровень и даже немного его превысили, если говорить о численности юридических лиц. Сейчас это порядка 6 млн 250 тыс. Конечно, структура МСП в последние годы не сильно менялась, но с внешними вызовами сначала ковид, потом санкции, дальше в условиях специальной военной операции, закрытия границ на первое место стали выходить проблемы логистики, разрыва кооперационных цепочек и кадровый дефицит. Конечно, малый бизнес, во-первых, не может конкурировать с крупным бизнесом, во-вторых, очевидно, что в первую очередь закрывается потребность секторов, которые сейчас важнее. Поэтому для МСП кадровая проблема будет обостряться. Чем это важно для страны? Готово ли государство поддерживать эти направления? Это не очень много, но, тем не менее, сам факт, что мы стали мерить, уделять этому внимание, это важно. Сегмент НКО часто сопряжен с сегментом социального предпринимательства. Это такой отдельный вид предпринимательства, который направлен, прежде всего, на закрытие потребностей в секторах, традиционных для людей с ограниченными возможностями, для старшего возраста и т. По сектору НКО мы в ковид запустили реестр социально ориентированных организаций, ввели ряд налоговых мер на благотворительные отчисления компании и т. У нас этот сегмент стремительно развивается. Что касается креативных индустрий.
Ведение такого рейтинга на федеральном уровне помогает отслеживать динамику развития негосударственного сектора в отраслях социальной сферы, а также стимулировать регионы к реализации мер по поддержке некоммерческого сектора и социального предпринимательства. Сколько сейчас организаций в него включено? Илюшникова: На декабрь 2023 года в реестре числится 50,6 тыс. Реестр — это инструмент, который позволяет компаниям при пожертвованиях в адрес зарегистрированных в реестре СОНКО получать налоговые преференции. В том числе благодаря этим преференциям количество предпринимателей, которые занимаются благотворительностью, растет с каждым годом. Если в 2022 году компании пожертвовали 41 млрд и вернули более 8 , то только за первое полугодие 2023 года 123 организации пожертвовали почти 49 млрд вернули около 9 млрд. Мы стараемся отмечать такие инициативы. Например, ассоциация «Форум Доноров» вместе с партнерами ежегодно проводит всероссийский конкурс для социально ответственного бизнеса — «Лидеры корпоративной благотворительности», направленный на развитие корпоративной благотворительности и добровольчества. Минэкономразвития выступает партнером номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора». Связующее звено между бизнесом и некоммерческим сектором — это социальные предприятия. Они вбирают в себя функции и зарабатывания денег, и решения социально важных задач. Увеличивается ли количество социальных предприятий в стране? И какие задачи им удается решить? Илюшникова: Проекты в этой области помогают производить социально значимые товары и услуги или обеспечивать занятость сотрудникам из социально незащищенных категорий населения. Этому способствует господдержка: в регионах действуют Центры инновации социальной сферы, для предпринимателей доступны микрофинансовые программы и гранты, регионы вводят налоговые преференции. Лучшие социальные практики отмечаются в рамках конкурса «Мой добрый бизнес». В этом году, благодаря конкурсу мы собрали каталог лучших социальных практик, куда вошли порядка 900 проектов со всей России. В основном социальные предприятия работают в таких сферах как образование, здравоохранение и социальные услуги, культура, спорт, организация досуга и развлечений, обрабатывающие производства. Приносит ли прибыль социальное предпринимательство? Илюшникова: Это такой же бизнес. А бизнес должен приносить прибыль и быть экономически эффективным. Президент объявил 2024 год Годом семьи. Будет ли Минэкономразвития акцентировать внимание на поддержке организаций, деятельность которых связана с семейными ценностями?
Татьяна Илюшникова: поддержка МСП построена как качественный ретейл
Председатель правительства Михаил Мишустин 11 февраля назначил замминистра экономического развития Татьяну Илюшникову. Заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова, курирующая в ведомстве развитие социальной сферы, сектор некоммерческих организаций, инвестиционную политику и развитие малого и среднего предпринимательства, в интервью ТАСС рассказала о. Доход и работа, Образование. Такое мнение высказала заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова, отвечая на вопрос ForPost во время рабочего визита в Севастополь 23 марта.
Заместителем Минэкомразвития стала заместитель Управления президента РФ
Заместителем Минэкомразвития стала заместитель Управления президента РФ | Илюшникова Татьяна Александровна. Заместитель министра Минэкономразвития РФ. |
ТОП-25 женщин в финансах России 2024 | На пленарном заседании «Мой бизнес 2030: новая эра – новые возможности» замминистра экономического развития РФ отметила, что ими являются понятность, системность, институционализация. |
Минэкономразвития и VK расширили программу поддержки предпринимательства | Сейчас эти средства приравниваются к доходу, а значит, необходимо заплатить налог 13%», – прокомментировала заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова. |
Минэкономразвития предложило мониторить «выживаемость» предпринимателей
В рамках Международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ на выставке «Россия» заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова приняла участие в сессии «Тренд на ДОБРО: как меняется гражданское общество?». Татьяна Илюшникова: предприниматели получили нефинансовую поддержку на 78 млрд рублей через центры «Мой бизнес». Замглавы Минэкономики Татьяна Илюшникова о горизонтальной модели поддержки МСП.
Татьяна Илюшникова проверила, как работает господдержка бизнеса в Алтайском крае
Таким образом, прицельная работа с каждой категорией субъектов МСП, учитывающая их основные особенности и барьеры масштабирования, позволит изменить структуру сектора, повысив долю продуктивных отраслей в нем, увеличив его общую эффективность и вклад в экономику. Это вторая задача на среднесрочную перспективу. Как начать в текущих условиях свое дело, не закрыть его при первых трудностях, а, наоборот, начать расти? Какие меры поддержки можно предложить предпринимателям в том числе для гарантированного сбыта своей продукции на рынке? Например, человек планирует зарегистрировать юридическое лицо, купить землю, завести хозяйство, и возникает резонный вопрос: где я буду продавать произведенные мной продукты? В России достаточно большое количество торговых сетей, работать с которыми начинающему предпринимателю довольно сложно, а других площадок, как рынки и ярмарки, не так много. Сначала о "долине смерти" МСП. Самая большая доля от закрывающихся каждый год предпринимателей приходится на субъекты МСП, находящиеся в возрасте до двух лет, а срок жизни субъектов значительно коррелирует с интенсивностью ведения бизнеса. И здесь в том числе мы видим большой потенциал для развития сектора — повысить выживаемость новых предприятий, повысить шансы масштабировать бизнес по выручке, кратно увеличить число работников. И это третья ключевая задача среднесрочной перспективы развития МСП.
Ввиду простоты создания ИП субъекты без работников реже ведут регулярную деятельность. Вместе с тем с точки зрения всего срока жизни ИП их вклад в экономические показатели остается примерно на одном уровне, и лишь малая часть из них в дальнейшем переходит в категорию юридических лиц, что говорит об ограниченном потенциале их развития и масштабирования. Немаловажно, что при превышении пороговых значений по налоговым спецрежимам и достигая потолка критериев МСП предприниматели сталкиваются со сложными "шоками" роста: повышенной налоговой нагрузкой, более жесткой правовой и бухгалтерской отчетностью, попадают под особое внимание контрольно-надзорных ведомств. Это еще одна зона роста для МСП, успеха в которой мы можем добиться инструментами поддержки или регуляторными решениями. Напротив, юридические лица по прошествии времени демонстрируют рост среднего дохода и числа наемных сотрудников, показатели которых достигают наибольших своих значений уже к пятому году деятельности. Таким образом, ключевой задачей новоиспеченного ИП или юрлица является обеспечение выживания на протяжении первых двух лет, включая получение опыта и компетенций осуществления предпринимательской деятельности, а также поиск финансовых ресурсов для развития бизнеса Теперь о сбыте продукции: большой спектр мер поддержки малого и среднего бизнеса оказывают центры "Мой бизнес" и Корпорация МСП. Прежде всего это организация выставочно-ярмарочных мероприятий. Также центры помогают в выходе на маркетплейсы Оzon, Wildberries и другие , с ними у нас регулярно проходят совместные программы. Если брать сельхозпродукцию, то недавно, например, мы запустили совместную с Россельхозбанком программу поддержки на крупных аграрных маркетплейсах — "Свое родное" и "Свое фермерство".
Так реализуется проект Корпорации МСП, который дает возможность сельхозпроизводителям и производителям пищевой продукции разместиться в специальных "островках", расположенных как в торговых сетях, так и в отдельно стоящих торговых объектах. Есть и программы, которые учат, как найти новых клиентов, выделиться среди конкурентов. Мы делаем их с VK и привлекаем других партнеров. Совместно с ГУУ Государственный университет управления — прим. Заметный сегмент поддержки — это специальные ярмарки и фестивали традиционных кухонь, организуемые региональными центрами "Мой бизнес": от луховицких огурцов до сызранских помидоров. В каждом регионе есть свои гастробренды. Видим здесь емкость и для общефедеральных социокультурных программ поддержки локальных фермеров и традиционных кухонь. Можно ли говорить, что сектор развивается в крупных городах?
На встрече обсуждались дополнительные меры по упрощению регулирования и кредитования МСП. Совместная системная работа Банка России и Минэкономразвития по повышению доступности кредитных и других программ ведётся на основе обратной связи от предпринимательского сообщества.
Из них 1 триллион по программам министерства и Корпорации — это Программа 1764, «зонтичный» механизм гарантий, а также продукты региональных микрофинансовых и гарантийных организаций», — отметила Татьяна Илюшникова.
Готовишь документ, пишешь ли инструкцию, знай, что через много лет их могут прочитать и за них и тогда не будет стыдно. А началась эта карьера в 1993 году, через четыре года после окончания аспирантуры в МГУ, с позиции ассистента руководителя департамента по работе с корпоративными клиентами. Позже Наталья Юрьевна возглавила департамент по контролю за кредитными рисками, а затем департамент по работе с финансовыми институтами. На данный момент Наталья возглавляет департамент по работе с государственными органами и, согласно официальной информации сайта Ситибанка, является членом правления банка.
Крайне важно знать и понимать продукты и процессы в банке, и не только в общих чертах. Нужно пытаться разобраться и в частностях. Наталья Николаева Обаева Алма Сакеновна Председатель правления «Национального платежного совета» Алма Обаева в 90-е годы защитила докторскую диссертацию по теме «Управление платежной системой», и с тех пор ее карьера всегда была плотно связана именно с этим вопросом. В те же 90-е годы она участвовала в банковских реформах бухучета, инициировала реформу платежной системы в Казахстане. Но «тень отца» не задавила и не расслабила ее в юности.
Напротив — успех и достижения отца стали определенным стимулом к тому, чтобы развиваться и прикладывать собственные усилия. Тем более, что, по признанию самой Татьяны Дмитриевны, отец детям поблажек не делал, был достаточно строг и критичен. С 2020 года является первым заместителем президента правления банка «МФК», принадлежащего Михаилу Прохорову. В новой должности Татьяна Дмитриевна занимается сферой развития корпоративного бизнеса. В 2016 году вошла в рейтинг Forbes «Богатейшие женщины России», заняв 23 место.
Чтобы стать профессионалом, нужно пройти и преодолеть стрессовые ситуации. Научиться справляться со страхами, поражениями, не бояться начинать заново и, несмотря ни на что, идти дальше. Помимо исполнения обязанностей Первого заместителя председателя ЦБ РФ, она также возглавляет наблюдательный совет «Финтеха», а с 2020-го года еще и курирует вопросы цифровизации в финансовой отрасли. В числе наиболее интересных проектов — планы по запуску цифрового рубля и возможности выдачи ипотеки на блокчейн-платформе. Функцию по оплате товаров и услуг с использованием цифрового рубля мы планируем запустить уже в тест осенью этого года.
И это не просто случайная удача — за плечами у генерального директора более чем десятилетний опыт работы в Импэксбанке, Сбербанке и Уралсибе. Активно участвует в формировании законодательства по доверительному управлению. В 2012-м вошла в число совета директоров «Согласия» и банка «Ренессанс Кредит», а в 2014 году приняла на себя руководство страховой компанией в должности генерального директора. На протяжении всего этого времени энтузиазм Майи Александровны побуждал ее развиваться, учиться новому, покорять следующие вершины и каждый раз брать на себя ответственность. С приходом на должность генерального директора «Согласия» она участвовала в подборе всех топ-менеджеров, а иногда — и их заместителей.
В 2020 году заняла четвертое место из восьми в категории «Страхование» в рейтинге «ТОП-1000 российских менеджеров», который опубликовало издание «Коммерсантъ». Мы знаем, как для клиента важно получить максимально оперативную поддержку и при урегулировании убытков, и при выборе страховой защиты для себя и своих близких. В 2011 году она стала вице-президентом «Газпромбанка», а в 2015-м основала собственное рейтинговое агентство «АКРА». С 2019-го Екатерина Владимировна является управляющим партнером международной компании Deloitte, а также руководителем по оказанию услуг фининститутам России и СНГ. Главным своим принципом считает благодарность и уверена, что все в жизни приносит полезный опыт.
В бизнесе я скорее дипломат. Считаю, что всего можно добиться спокойно, уверенно и не теряя достоинства. Она — военный финансист и заместитель Министра обороны РФ. Курирует вопросы финансового обеспечения Вооруженных Сил России, руководит департаментами финансового планирования, обеспечения и мониторинга, социальных гарантий и экономического анализа. В числе наград за цикл научных трудов, посвященных финансово-экономическому обеспечению Вооруженных Сил России, получила Государственную премию РФ имени маршала Жукова.
Сектор оказался достаточно стабилен. Мы как в пандемию, так и в момент санкций старались сразу весь действующий инструментарий донастраивать с учетом специфики ситуации. Если в ковид мы запускали программы поддержки занятости, то в условиях санкций переформатировали меры из нацпроекта МСП. Например, средства, которые были выделены на участие предпринимателей в международных ярмарках и выставках, направили на логистическую субсидию. Дальше производили донастройку базовых кредитных программ, зонтичных поручительств по займам и т. У бизнеса в какой-то момент появилась потребность в инвестициях на перестройку логистики, производственных цепочек, закупку оборудования, сырья. В 2022 г. В 2023 г. В каких сферах? Вторая — необходимость выстраивания новых путей оплаты товаров при валютных расчетах.
Третья проблема — высокая ключевая ставка. Следствие этих факторов — рост цен на отдельные товары. Некоторые предприниматели смогли достаточно быстро переориентироваться без дополнительных вливаний, но многим компаниям потребовались серьезные вложения. Какие-то бизнесы, очевидно, испытывали трудности, другие, наоборот, открыли для себя новые перспективы. Например, при уходе ряда брендов одежды из торговых сетей образовалось окно возможностей для местных производителей текстиля. В начале года важно было перенастроить поставки в таких сегментах, как, например, производство косметики, бытовой химии, малотоннажной химии, так как исходное сырье бизнес получал в основном из-за рубежа. Тогда запускались программы поддержки этих отраслей, и мы сразу же включили защитные механизмы в виде таможенных пошлин: где-то обнулили их, где-то, наоборот, подняли. К примеру, пищевая промышленность, общепит почти перестроились. Бизнес в сфере производства оборудования для общепита, гостиниц, салонов красоты поменял номенклатуру. Компании, которые занимались торговлей бытовой техникой, переориентировались на другие марки.
Вообще, основной экономический вопрос прошлого года: каким должен быть горизонт планирования — месяц, три или год? Когда каждые две недели вводятся санкции — один пакет за другим, сложно формировать инвестиционные планы на 3—5 лет. Вы видите такую проблему? С одной стороны, население стало сберегать, а с другой — линейка долгосрочных инвестиционных инструментов сокращается, поэтому эти средства направляются на покупки. В любом случае, когда идет структурное изменение базовых условий экономики, бизнес чувствует это на себе и перестраивается. Это естественный процесс. Как, например, было в Европе в разные периоды — с угля переходили на газ, часть шахт закрывалась, а потом их работу разворачивали вновь. Экономический процесс непрерывен: неизбежно появляются новые ниши, а какие-то закрываются. Наша задача — помочь тем, кто хочет переориентироваться. Ваши данные это подтверждают?
Когда началась частичная мобилизация, я входила в штаб [вице-премьера] Дмитрия Николаевича Чернышенко по вопросам информирования населения, и тогда большой блок вопросов шел в том числе от предпринимателей. В итоге был принят антикризисный пакет из 15 мер поддержки бизнеса. У предпринимателей возникало много вопросов: что дальше? Как нам поступать в этой ситуации? Кого будут мобилизовывать, кого не будут? С одной стороны, предпринимателей интересовало это как обычных людей, как граждан, с другой — естественно, их не могла не волновать судьба бизнеса. Как много предпринимателей обратились за отсрочками и господдержкой, которые были предложены для мобилизованных? Кроме того, показатель с количеством компаний и ИП, воспользовавшихся отсрочкой, вовсе не означает, что они прекратят свою деятельность, возможно, наоборот. Когда осенью мы готовили антисанкционный план по поддержке малого бизнеса в условиях мобилизации, первое, что нужно было сделать, — это донастроить нормативные аспекты таким образом, чтобы ситуацию заморозить. Поэтому была предоставлена отсрочка по налогам, возможность доверительного управления.
Всероссийский конкурс проектов
На пленарном заседании «Мой бизнес 2030: новая эра – новые возможности» замминистра экономического развития РФ отметила, что ими являются понятность, системность, институционализация. Указ о назначении заместителем министра экономического развития Татьяны Александровны Илюшниковой был подписан 12 февраля главой кабинета министров РФ и размещен на сайте правительства. Татьяна Илюшникова высоко оценила работу центра и подчеркнула, что в Севастополе показатели по государственным кредитным продуктам и гарантийной поддержке выше средних по стране. Заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова в интервью ТАСС ко Дню предпринимателя в России рассказала о том, как малый и средний бизнес пережил период пандемии и санкционных ограничений, о том, 25.05.2023. Программа реализуется при личной поддержке заместителя министра экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой и в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».
Татьяна Илюшникова: более 6,5 тысяч самозанятых получили господдержку в рамках нацпроекта
В 2022 году гранты Минэкономразвития получили 1,9 тысяч молодых предпринимателей России. По условиям программы молодые предприниматели в возрасте до 25 лет могут получить на реализацию своего проекта от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, а в регионах Арктической зоны — до 1 млн рублей. Полученные средства гранта можно направить на реализацию проектов в самых разных сферах. Так, молодой предприниматель из Ленинградской области Глеб Овсянников при помощи гранта в 500 тысяч рублей создаст собственный интернет-магазин, а его земляк Семён Сидоренко направит деньги на организацию производства одежды для людей с диабетом. Это будущее малого и среднего бизнеса Ленобласти. На развитие молодежного предпринимательства и социальных проектов в этом году предусмотрена грантовая поддержка в размере 98 млн рублей, и как минимум 50 млн рублей — это гранты молодым», — прокомментировал заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов.
Сейчас реестр составляет порядка 44 тыс. Минэкономразвития совместно с заинтересованными организациями разработали план мероприятий по реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ до 2025 года. Им предусмотрен комплекс мер, направленных на содействие развитию благотворительных организаций и культуры благотворительности в обществе, институционализации благотворительности, позволяющий расширить масштабы благотворительной деятельности и повысить ее результативность. В ближайшее время план будет представлен на рассмотрение в Правительство РФ.
Таким образом, государство выполнило все обязательства перед банками и бизнесом. Всего по программе было заключено более 42 тысяч кредитных договоров, объем поддержки составил 146 млрд рублей. Реализация программы ФОТ 3. Тогда господдержка сконцентрировалась на отраслях, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.
Одним из ключевых достижений нацпроекта стало появление возможности возведения промышленных и технологических бизнес-парков в интересах МСП. Это одна из популярных мер поддержки предпринимателей: льготная аренда площади помогает предприятиям быстрее открываться, а готовая инфраструктура для малого и среднего бизнеса и возможность ее коллективного использования — активнее развиваться. В 32 областях строительство 41 бизнес-парка завершено, объем внебюджетных инвестиций составил более 7 млрд рублей. В созданных бизнес-парках размещены и ведут деятельность более 700 субъектов МСП, создано более 10 тысяч рабочих мест», — проинформировала Татьяна Илюшникова.