Синдром отличника (отличницы): что это такое, почему появляется и как от данного комплекса. Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих.
О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться
Знаем, это так легко не исправить. Но разобраться в себе и полюбить без одних пятёрок поможет психолог. Всё получится! Перераспределите приоритеты Иначе — перестаньте волноваться о том, что вам неинтересно.
Это достаточно просто сделать: в следующий раз, когда захотите удариться в достигаторство, спросите себя — зачем. Это ваше личное желание? Или вы хотите делать это, потому что так понравится кому-то другому?
Пропускайте через эту призму все дела, где замечали у себя проявления перфекционизма и синдрома отличника. Активности из второй группы можно делать на уровне «нормально» вместо идеального, и от этого небо не рухнет на голову. А от некоторых и вовсе стоит отказаться.
Примите ошибки и неудачи как часть жизни Снова сложная задача, но со временем всё получится.
И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике. Что делать со своим синдромом отличника? Проблема заключается в том, что синдром отличника, если так можно сказать, - это наследственное «заболевание». Бабушка требовала отличных оценок от вашего папы, он ставил вас в угол за любую «не-пятерку» и теперь вы приходите в ярость при виде двойки или, хуже, даже четверки в дневнике своего ребенка. И, сколько бы вы ни убеждали себя, что оценки - не главное в жизни, когда ваш пятиклассник снова приходит домой, потупив глаза, говорит, что получил четверку за диктант по русскому языку, вы просто не можете совладать со своими эмоциями. И побороть этот паттерн поведения без вмешательства извне порой бывает очень сложно. В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости. Но помните, что у внутреннего родителя есть и другая часть - заботливая.
Которая вместо фразы «так и знала, что ты неуч», может поинтересоваться: «Сложный был диктант, наверное? Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто. Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так. Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей. Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого. Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется?
Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям и учителям повод для гордости, а заодно «спасти» своих непутевых ровесников. Во взрослом возрасте человеком движут те же мотивы, только касаются они другого коллектива. При этом может сохраниться и желание того, чтобы родители им гордились. В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом? Человек с синдромом отличника направляет свои действия на общество — начальника, коллег, родителей, соседей. Перфекционизмом, как пишет доктор философии Элизабет Скотт, считаются повышенные требования к себе и попытка контролировать все вокруг. Перфекционисты чрезвычайно критичны к себе. С отличниками их объединяет страх неудачи, депрессия из-за невыполненных целей, низкая самооценка. В психологической драме «Одержимость» 2014 молодой человек по имени Эндрю Майлз Теллер хочет стать хорошим ударником. Он попадает в оркестр к Теренсу Флетчеру Джей Кей Симмонс , который предъявляет повышенные требования к своим подопечным. Эндрю настолько жаждет совершенства, что едва не доводит себя до смерти. Он становится одержим идеей играть на ударных идеально и заслужить похвалу маэстро Флетчера. Как избавиться от синдрома отличника Первый шаг к борьбе с синдромом отличника — это осознание проблемы. Помочь человеку, который не признает проблему и не ищет ее решения, невозможно. Как побороть синдром отличника?
Первые русскоязычные работы на эту тему и вовсе датируются второй половиной 90-х гг. График Google Ngrams демонстрирует историю развития этого понятия в русском языке. До начала 1980-х гг. Хорни его миновали. В 80-е гг. Однако, с середины 90-х гг. Может ли рост популярности "синдрома отличницы" быть объяснен повышенным вниманием к движению феминизма к феминитивам в частности в последние годы? Мы смеем предположить, что влияние этих обстоятельств не может считаться критически значимым. Чтобы доказать это, обратимся к Национальному корпусу русского языка Left Right Эти графики демонстрируют, что слова "отличник" и "отличница" появились в один исторический период и тенденции по их употреблению, в общем и целом, схожи. Слово "отличница" не является таким же спорным феминитивом, как "авторка"; оно кажется естественным для русского языка. Однако, разумеется, вышеупомянутый фактор популяризации нельзя списывать со счетов. В чем же опасность синдрома отличника?
Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
Дети, имеющие крепкую психику, когда становятся старше — устраивают серьезные акции протеста, начинают делать все наперекор, что порой приводит к самым страшным последствиям и серьезным проявлениям. Ребята со слабой психикой просто начнут подражать воле родителей, со временем сами приобретут данный синдром. Взаимоотношения в обществе. Им крайне сложно создавать круг общения, находить друзей. Ведь, их сущность постоянно конкурировать с сильными, стараясь их превзойти, и критиковать слабых, показывая свое превосходство. Поэтому друзья у таких людей не задерживаются. А новые знакомства считаются успешными в основном в случаях, когда другом становится действительно слабый человек, который полностью согласен с этим определением. При знакомстве с «отличником», вы услышите много лестных слов о себе самом, указывающих на его успешность. А, если решите сделать замечание или скажите, что достижения не существенны и ничего не стоят, то увидите болезненную реакцию и сильную обиду.
Способы избавления Общение с семьей и проявление взаимной любви может помочь справиться с синдромом отличника В этом вопросе на помощь может прийти психология, профессиональная консультация со специалистом или вы попробуйте справиться своими силами. Действенными могут оказаться следующие методы. Нужно разделять дела по мере их важности. В первую очередь, делать то, что необходимо срочно выполнить. Если не успеть, например, помыть пол на кухне, это не станет концом света. Очень важно выделять время на отдых. Большое значение отыгрывает полноценный сон и питание. Стараться становиться перед зеркалом и хвалить себя за свои достоинства.
Но не за победы, которые достались тяжелым трудом. Ввести семейные правила, обязующие ежедневное обнимание и похвалу без учета каких-нибудь достижений. Очень важно донести до человека с данным синдромом то, что он и так лучший, его сильно любят. Можно попробовать дать волю экстриму. Отправиться на аттракционы или в веревочный парк. Нужно заняться новым делом. Определиться с хобби.
В первых частях истории это настоящая зануда, которая делает замечания одноклассникам и ведет себя слишком правильно. Гермиона уверена, что знает предмет лучше всех и может поспорить даже с преподавателем. Ко всему этому присоединяется синдром спасателя, что делает жизнь ученицы Хогвартса сложной и опасной. Так происходит и в реальной жизни. Синдром отличника мешает жить полноценной жизнью и развиваться. Причины развития синдрома отличника Почему формируется синдром отличника? Есть несколько причин, которые исходят из детства: Избежание наказания. Ребенок пытается быть «удобным» и «идеальным», чтобы избежать критики и физического давления со стороны родителей, негативного отношения учителей, неприятия сверстников, осуждения общественности. Получение поощрения. Желание получить похвалу и родительскую любовь, усилить симпатию, получить власть и превосходство над другими. Стать спасателем. Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям и учителям повод для гордости, а заодно «спасти» своих непутевых ровесников. Во взрослом возрасте человеком движут те же мотивы, только касаются они другого коллектива. При этом может сохраниться и желание того, чтобы родители им гордились. В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом?
После этого дайте себе право в этих сферах делать что-то не идеально, а просто хорошо, то есть снизьте самоконтроль и требовательность к самому себе. Действуйте, ориентируясь на свои желания и потребности, не стремитесь получить признание других людей. Если наличие синдрома отличника серьезно снижает уровень вашего субъективного благополучия, но вы не можете справиться с ним самостоятельно, обратитесь к психологу», — заключил эксперт. Психологи рассказали, как научиться расшифровывать чужие чувства 11 января психолог, бренд-стратег и основатель компаний Simuran Consulting Владмира Симуран рассказала «Известиям», как справиться с критикой и хейтом , и объяснила, почему оставлять его без обратной связи вредно для психики.
Ведь, их сущность постоянно конкурировать с сильными, стараясь их превзойти, и критиковать слабых, показывая свое превосходство. Поэтому друзья у таких людей не задерживаются. А новые знакомства считаются успешными в основном в случаях, когда другом становится действительно слабый человек, который полностью согласен с этим определением. При знакомстве с «отличником», вы услышите много лестных слов о себе самом, указывающих на его успешность. А, если решите сделать замечание или скажите, что достижения не существенны и ничего не стоят, то увидите болезненную реакцию и сильную обиду. Способы избавления Общение с семьей и проявление взаимной любви может помочь справиться с синдромом отличника В этом вопросе на помощь может прийти психология, профессиональная консультация со специалистом или вы попробуйте справиться своими силами. Действенными могут оказаться следующие методы. Нужно разделять дела по мере их важности. В первую очередь, делать то, что необходимо срочно выполнить. Если не успеть, например, помыть пол на кухне, это не станет концом света. Очень важно выделять время на отдых. Большое значение отыгрывает полноценный сон и питание. Стараться становиться перед зеркалом и хвалить себя за свои достоинства. Но не за победы, которые достались тяжелым трудом. Ввести семейные правила, обязующие ежедневное обнимание и похвалу без учета каких-нибудь достижений. Очень важно донести до человека с данным синдромом то, что он и так лучший, его сильно любят. Можно попробовать дать волю экстриму. Отправиться на аттракционы или в веревочный парк. Нужно заняться новым делом. Определиться с хобби. Будьте готовы к определенным неудачам. Ведь все мы люди и этого не избежать. Важно переждать этот момент и понять, что нет ничего страшного в совершении ошибок и отсутствии превосходства над другими людьми. Обратить внимание на творческое саморазвитие.
Отличник в школе
- Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы
- Почему возникает «синдром отличника»?
- Здравствуйте, логопед!
- Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых?
- Как мешает во взрослой жизни
- Синдром отличника (почему именно отличника и как это связано со школой и оценками)
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
Синдром отличницы — крайняя степень перфекционизма, когда вы стремитесь к идеалу во всем. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть. Людям с синдромом отличника бывает сложно делегировать задачи или давать себе поблажки в работе и учебе.
Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим
Но так ли все прекрасно на самом деле? Психологи говорят о так называемом «синдроме отличника», который может помешать ребенку в будущем жить полноценной жизнью. Наталья Скибская объясняет, в чем особенность такой личности. Shape 1 copy 6 Created with Avocode. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте. Такой человек старается делать все на «отлично», и речь пойдет уже не только об учебе. Эту особенность можно перепутать с перфекционизмом, но есть отличия.
Если перфекционист стремится сделать все идеально для себя, то «отличник» хочет получить соответствующую оценку авторитетов родственников, учителей и т. Со временем ребенок начинает зависеть от оценки всех вокруг. Такие дети остро реагируют на критику, и если кто-то в шутку скажет, что он сделал что-то недостаточно хорошо, то ребенок просто бросит это дело. Скорее всего, он не будет браться за новое занятие, в котором есть хотя бы малейший риск неудачи, ведь это, по сути, подрывает репутацию ребенка как отличника. А в итоге страдает самооценка. Как проявляется «синдром отличника»?
Если ваш ребенок хорошо учится и успешен во всем, за что берется, это еще не значит, что он типичный «отличник», которому в жизни будет непросто. Насторожиться стоит, если вы замечаете следующие сигналы: 1. Ребенок делится с вами своими успехами, ожидая похвалы, и часто скрывает неудачи. Он очень сильно переживает из-за отметок в школе, даже когда они не плохие, а средние например, 7 или 8 , может прятать дневник. Ребенок, как правило, убежден в том, что одобрение и похвала — это выражение вашей любви, а если он сделал что-то недостаточно хорошо или вовсе плохо, то вы перестанете его любить. Ребенок испытывает стресс, когда ему нужно сделать что-то новое.
Если «отличник» все-таки берется за задачу, то стремится выполнить ее идеально в ущерб себе например, ограничивает сон, не прерывается на прием пищи. Ребенок боится не самого факта неудачи, а оценки окружающих. Ребенок болезненно воспринимает критику. Если он слышит замечание в свой адрес, делает вывод, что недостоин любви и внимания в первую очередь, родителей. Даже корректные и мягкие советы «отличник» расценивает как сигнал о том, что он «неудачник». Иногда он может даже недослушивать вас, прерывать фразой «я понял -а » — таким образом ребенок защищается от критики.
Ребенок завидует успехам других друзей, одноклассников, знакомых. Считается, что для успеха нужно окружить себя успешными людьми.
Вот только дети-отличники зачастую не выглядят счастливыми, а комплекс отличника, сформированный в детстве, сопровождает человека всю жизнь. Комплекс отличника Люди с комплексом отличника встречаются очень часто.
Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей: Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально. Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать. Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию. Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий.
Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние. Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля». Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание.
Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще. Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства. Отличник в школе В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.
Отличники бывают трех типов: 1. Природный отличник — ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу.
Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно. Упорный отличник — ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и — все это только для того, чтобы получить заветную пятерку.
Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений. Отличник по желанию родителей.
Ото всюду разносятся призывы к карьерному успеху и т. Это оказывает просто зомбирующее действие и на родителей, и на детей. В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников. Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу.
Оценка — вещь формальная и субъективная. Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т. Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху.
Например, синтонные люди люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу — «солнышко - тучки» или психастеники тревожно-сомневающиеся личности гонки за хорошими оценками избегают. У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно. Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей. А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость. Просто волевые люди всегда неосознанно стремятся к социальному доминированию и хорошие оценки — один из путей к этому , а педантам необходимо, чтобы все было очень правильно в их жизни, чтобы во всем был формальный порядок «по струнке». Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными.
Он может замкнуться и впасть в депрессию; ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать — снижается; если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать; ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить; главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих. Проблемы, к которым может привести синдром отличника Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка — показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается.
Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить. Синдром отличника Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.
Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом
По мнению известного психоаналитика Альфреда Адлера, это стремление - фундаментальный закон человеческой жизни, который должен компенсировать наш комплекс неполноценности. Однако, если стремление к превосходству доминирует, весь мир кажется враждебным. Появляется этакий синдром отличника - острая потребность доказывать всем: "Я лучше". Возникает некоторый парадокс. С одной стороны, мы хотим, допустим, возглавить отдел и не можем смириться с тем, что назначили "не меня, а этого идиота". В то же время нам не дает покоя собственный комплекс неполноценности, мы сомневаемся в своих силах, и это нас угнетает. Часто так ведут себя люди, которым в детстве внушали: "Сиди и не высовывайся", "У тебя все равно ничего не выйдет". Негативные предписания глубоко оседают в подсознании.
А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада — успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе! Воспитывайте правильное отношение к оценкам Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе.
Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике. Не сравнивайте ребенка с другими детьми Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми.
Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.
Дайте право на ошибку Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, — значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.
Развивайте у детей чувство юмора Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора.
В детстве Билл отличался плохим поведением.
Школьные предметы, особенно гуманитарные, были ему неинтересны. Он часто прогуливал уроки и не стремился хорошо учиться. Единственные две вещи, которыми Гейтс занимался с удовольствием, были математика и занятия по программированию.
Однажды он вместе с друзьями даже взломал компьютерную программу, за что был лишён возможности работать за компьютером несколько месяцев. Позже увлечение переросло в дело всей жизни, а недавний двоечник стал одним из создателей корпорации Microsoft и вошёл в число лидеров списка Forbes. Стив Джобс.
Стив тоже в детстве не был прилежным учеником. Школьная программа казалась ему неинтересной, он часто получал двойки и нарушал дисциплину, несколько раз менял школу. Впервые познакомившись с персональным компьютером в подростковом возрасте, Джобс с головой погрузился в мир электронных технологий.
На его пути было много трудностей, но развитый интеллект, острый ум и упорство помогли ему создать легендарные проекты, изменившие мир, такие как Apple и Pixar. Александр Пушкин. Как ни странно, великий поэт с трудом закончил Царскосельский лицей.
Мальчик не любил математику, учителя иногда не хотели ставить даже двойку, оценивая математические способности Александра «нулём». При этом Пушкин любил читать и с детства писал стихи. Кстати, при всей нелюбви к учёбе, многие из его первых стихотворений отражают тёплые воспоминания о лицейском периоде.
Первый признак — когда школьник старается заслужить похвалу со стороны взрослых педагогов и родителей в первую очередь отличными оценками. Источник: mgorod. В результате у ребенка складывается стойкое убеждение, что любовь родных и близких людей можно заслужить, только если все делать идеально. Вторая причина, о которой упоминают психологи — стремление школьника заслужить уважение одноклассников, стать популярным среди сверстников, выделиться среди них. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда дети начинают соперничать между собой. Третьей причиной является заложенная родителями установка, что только отличники могут добиться в жизни успеха и счастья. Все слышали в детстве фразу: «Будешь плохо учиться — тебя только дворником на работу возьмут! У ребенка складывается четкое понимание, что чем лучше он будет учиться, тем лучше будет его жизнь. Четвертая причина — постоянное сравнение ребенка с кем-то другим, который все делает лучше а-ля сын маминой подруги. Заодно закладывается еще и комплекс неполноценности В итоге ребенок стремится получить одобрение сверстников или взрослых и старается все делать лучше остальных.
Такое излишнее во всем стремление добиваться только превосходных результатов закрепляется в детской психике и позднее начинает проявляться уже во взрослой жизни. Источник: делайурокисам. Они по привычке продолжают считать, что только так могут добиться благосклонности окружающих. На работе — что начальник перестанет уважать, если работа не будет выполнена наилучшим образом. Дома — что супруг перестанет любить женщину-отличницу, если она не наведет идеальный порядок, если посуда не будет блестеть, а на ужин не будет каждый день нового блюда. Последствием является целый комплекс проблем: человек тратит слишком много нервов, сил и времени даже там, где это не нужно с практической точки зрения; он берет на себя излишнюю ответственность; у него остается гораздо меньше свободного времени, накапливаются стрессы и переживания; появляются сложности в отношениях с коллегами друзьями, родными; присутствует страх взяться за незнакомое дело вдруг не получится идеально и боязнь перед сложно достижимыми целями страх не справиться и заработать негативную оценку окружающих ; он испытывает постоянное недовольство собой кажется, что мог бы сделать и лучше , зависимость настроения от результата; человек обладает нестабильной самооценкой, зависящей от мнения окружающих постоянное стремление к одобрению ; он не умеет проигрывать, желает везде и всегда быть всегда правым; очень болезненно относится к критике. Одним из проявлений синдрома является неумение принимать адекватную критику от окружающих. Отличник привык к тому, что его хвалят, что его работа безупречна. Когда он встречается даже с объективными критическими замечаниями, он воспринимает их как придирки и нападки, испытывает чувство обиды. Зачастую это связано с комплексом неполноценности человека.
Признание, что результат выполненной работы не идеален, сильно снижает его самооценку. Нередки случаи, когда студент, стремясь получать одни пятерки, вместе с ними получает нервный срыв и длительное лечение у психиатра. Постоянное стремление получать отличные оценки сначала в школе, потом в университете, на работе, от близких людей может привести к плачевным последствиям: разрушенная психика, потраченные впустую годы жизни, появление хронической тревоги, патологические зависимости. Источник: piter-trening. После окончания обучения они боятся браться за реальную работу, предлагать себя в качестве специалиста, страшась, что окажутся недостаточно компетентными не смогут показать отличные результаты на фоне других , либо их отвергнут еще на этапе собеседования. Поэтому они предпочитают продолжить обучение, остаться в привычной для себя среде получают второе и третье высшее образование, записываются еще на одни курсы по этой же теме , чем сделать шаг навстречу неизвестному. У людей с таким синдромом часто не складывается личная жизнь. Причины для этого бывают разные: При выборе спутника ориентируется не на собственные предпочтения, а на одобрение от значимых людей. Слишком завышает планку требований к будущему партнеру, ведь в нем все должно быть также идеально. Из-за низкой самооценки боятся знакомиться с теми, кто действительно нравится, так как опасаются быть отвергнутыми и не оцененным по достоинству.
Обычно человек так и не решается на первый шаг и в лучшем случае соглашается встречаться с тем, кто сам обратил на него внимание. Что делать, как избавиться от синдрома Начинать бороться с синдромом отличника нужно с поиска первопричины неконтролируемого стремления во всем добиваться идеальных результатов.
Синдром отличника: что это такое и как с этим справиться
Людям с синдромом отличника бывает сложно делегировать задачи или давать себе поблажки в работе и учебе. В статье рассказывается о причинах возникновения и симптомах синдрома отличника, методах диагностики и том, как помочь в подобной ситуации ребенку. О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов. Нет предела совершенству. Однако погоня за идеалом может сильно отравлять ер, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может р.
Причины возникновения синдрома отличника
- «Отличник» или перфекционист
- Синдром отличника или перфекционизм
- Синдром отличника. Что делать? Советы родителям
- Особенности синдрома отличника у детей и у взрослых
- Как справиться с синдромом отличника
- Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
«Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители
Как избавиться? Родителям следует пересмотреть свое отношение к учебе ребенка и ослабить давление. В противном случае все силы школьника будут направлены на добывание отличных оценок любыми способами. Такие дети жертвуют отдыхом, развлечениями, дружбой ради отличных оценок. Часто в переходном возрасте у них начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Если в начальных классах детям все удавалось легко, и родители, окрыленные возможностью вырастить интеллектуала, преждевременно старались развить логическое мышление в ущерб «глупых», на взгляд родителей ролевых игр, то в переходном возрасте у таких детей наступает перенапряжение структур головного мозга левого полушария, височных областей и лба. Ребенок, лишенный возможности проходить поочередно все этапы развития, становился ущербным.
Ведь дети осваивают мир поэтапно. Сначала наглядно и через действие, к трем годам появляется образное мышление, лишь перед школой начинают появляться первые ростки логического мышления. Окончательно формирование логического типа мышления происходит в 12-13 лет. Доучившись до старших классов с хорошими оценками, на первый взгляд, эрудированные дети почему-то мыслят шаблонно, ум их как будто заморожен, они разговаривают штампами, цепляются за готовые клише и стереотипы. А ведь юности свойственна гибкость ума, которая помогает найти не один вариант нестандартных решений жизненных ситуаций. Ребенок как будто запрограммирован: он должен хорошо учиться, каждое дело выполнять на отлично, не тратить время на всякую ерунду.
Синдром отличника — как помочь ребенку от него избавиться Синдром отличника — как помочь ребенку от него избавиться Аннотация: Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок стал лучшим во всем, в том числе и в учебе Опубликовано: 18. Чтобы этого добиться, они предъявляют к детям жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности детей, желают видеть в их дневниках хорошие оценки. Если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки — это хорошо. Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема. Что такое синдром отличника и его признаки Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного. Синдром отличника Признаки синдрома отличника у ребенка: ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания; ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу; ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями; в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию; ребенок отличается нестабильной самооценкой.
Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать — снижается; если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать; ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить; главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих. Проблемы, к которым может привести синдром отличника Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка — показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно.
Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку: - педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке; - родители ищут причины в отсутствии старания; - сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше. Получается, что отличник — это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады.
Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового. Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее! Впереди может ждать тупик. Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам.
Появляется неудовлетворенность собой. Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих. Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной.
И, напротив, некачественная работа замечается окружающими. Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека. Отличник в жизни Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем: В личной жизни.
Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик. Воспитателей я даже не осуждаю.
Жетончики - это те же оценки. Ни педагоги, ни родители просто не знают, как работать по-другому, без стимулирования оценками. Как правило, у педагогов есть лишь единственный способ заставить ребенка жить и учиться по установленным в школе, в садике правилам - ставить отметки. Если честно, то оценочная система -- это способ манипулирования детьми. Чтобы слишком не травмировать детскую психику, пытались ввести безоценочную систему хотя бы в младших классах до второго включительно. Но на практике все зависит от учителя и его подачи.
У моих детей в первом классе отметки заменяли наклейками. У одной учительницы наклейки дети клеили на плакат с елочкой, с корабликом и т. Учительница так много работала и вкладывала в детей, что в целом все дети хотели быть самыми лучшими и любимыми. Да и родители старания учителя очень ценили и души ней не чаяли. Мы делали все, для того, чтобы ей было легче работать. Как правило, мы сами, родители, стараемся выбрать своему ребенку самую лучшую учительницу, такую у которой все учатся, которая умеет всех детей мотивировать, у которой все дети дисциплинированны, к которой все хотят попасть...
Ради того, чтобы быть самой лучшей, моя дочь очень старалась. И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась. Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями.
Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса - на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу. К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения. В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры "У кого больше жетонов? Чтобы заложить в сознание ребенка желание быть лучшим, быть первым, тогда и все лавры для тебя.
У нас в классе девочки отличницы не любили помогать другим, ведь тогда они не смогут среди них выделиться. В результате, сильные ученики соревнуются друг с другом, а слабые "забивают" на отметки, пытаются отгородиться от них или принимают свою неуспешность, пытаясь компенсировать это чем-то другим, но это уже в средней школе происходит, в подростковом возрасте, когда взрослые уже не могут их настолько контролировать. Конечно, о воспитании среди отличников командного духа не может идти и речи. Зато троечником в этом смысле больше везет: они сбиваются в группы и живут по законам, которых нахватались по телевизору, в школе, дома. Но я отвлеклась. Двое моих старших детей, обучаясь по такой оценочной системе, свою неуспешнось, неудовлетворенность приносили домой.
Их настроение было тяжело выносить, тем более подрастали младшие и перенимали настрой старших. Поэтому мы перешли в другую школу, где ценным было помогать отстающим, где детей никто не оценивал, а главным стимулом был интерес ребенка. Обучение опиралось на потребности ребенка в общении, в принятии и т. Но что мне больше всего, как родителю, нравилось - это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками - атмосфера дома наладилась. Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым.
Содержание
- Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации
- Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника -
- Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника - Здоровье
- Тревожные «звоночки»
- Синдром отличника у детей: как он проявляется, в чем опасность для ребенка | MedAboutMe
О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться
И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника. Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Не все знают, но синдром отличника — психологическая проблема, мешающая нормальной полноценной жизни человека. «Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь. Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем.
Что такое синдром отличника
Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. «Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Что такое синдром отличника и как его распознать Причины синдрома отличника Почему детский перфекционизм — не всегда хорошо Что почитать и послушать о перфекционизме.
Синдром отличника
Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному. Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. острая потребность доказывать всем: "Я лучше".