Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как он помогает специалистам в IT справиться с трудностями и как его прокачать. Также под эмоциональным интеллектом понимается наличие эмпатии, умение распознавать мотивацию, желания и намерения других людей. Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и гибко использовать эмоции для повышения эффективности мышления и решения стоящих задач.
Эмоциональный интеллект
Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами. Итак: чему помогает эмоциональный интеллект, как происходит его развитие и что может этому помешать. Что такое эмоциональный интеллект простыми словами.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать
Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году. Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие. Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”.
Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами
В этих случаях проявление самообладания будет проявляться через вашу способность терпеть нестабильные ситуации, когда вы исследуете свои варианты. Этот навык — больше, чем просто сопротивление взрывным реакциям. Это больше касается сдерживания своих мгновенных эмоций, чтобы получить более широкую картину. Создайте правило. В следующий раз, когда вы попадете в стрессовую ситуацию, когда вам необходимо принять эффективное решение, установите твердое правило, согласно которому вы берете лист бумаги и выходите из комнаты примерно на 5 минут.
Предположим, что один из ваших сотрудников продолжает отодвигать сроки выпуска продукта. Он подходит к вам в третий раз и говорит, что нужно отодвинуть крайний срок, даже если знает важность этого срока. Как вы отреагируете? Шаг 2: Нарисуйте простую диаграмму с двумя столбцами и метками «Эмоция» и «Причина», например: Шаг 3: Затем выделите несколько минут, чтобы записать, что ваши эмоции говорят вам делать.
Затем запишите, что вам говорят ваши логические рассуждения. Шаг 4: Сделайте шаг назад и взгляните на две колонки. Где ваши эмоции затуманивают ваше суждение или где ваши рассуждения пытаются игнорировать важные сигналы, исходящие от ваших эмоций? Обе эти ситуации бесполезны.
Вы должны убедиться, что у вас есть хороший баланс между ними. В приведенном выше примере вы можете видеть, что эмоциональные реакции этого человека агрессивны, в то время как логические элементы ближе к идеалу. Это говорит нам о том, что эмоциональная реакция здесь необоснованна. Таким образом, вместо этого лучше полагаться на логические решения.
Выполнение этого задания поможет вам увидеть, какая сторона — эмоциональная или рациональная — берет на себя ваше решение. Опять же, это поможет вам улучшить свои личные навыки самоуправления. Получите социальную осведомленность Важным компонентом социальной осведомленности является сочувствие. Это относится к вашей способности точно улавливать эмоции других людей, чтобы полностью понимать, что происходит в ситуации.
Уровень эмпатии снижался за последние 30 лет, причем за последние 10 лет наблюдалось резкое снижение. Еще раз помните, что первая часть каждой компетенции всегда связана с тем, «что вы чувствуете». Тактика 3: Техника с головы до ног Небольшие изменения в языке тела — важная часть понимания того, что люди чувствуют. В этой тактике мы проведем вас через технику с головы до ног.
Она поможет вам осознать, что могут чувствовать окружающие. Шаг 1: Начните с глаз, поскольку вы получите от них максимум информации. Если они поддерживают зрительный контакт, это может означать, что человеку можно доверять. Если они поворачиваются или много моргают, это может быть признаком того, что они обманывают.
Расслабленные движения глаз и внимательный зрительный контакт могут означать искренность. Затем взгляните на улыбку человека. Улыбка натянута или естественна? Об этом можно судить по морщинке вокруг глаз.
Если морщинки нет, скорее всего, это подделка или она не связана с приятностью то есть настоящая. Настоящая улыбка быстро превращается из маленькой улыбки в улыбку, охватывающую все лицо. Шаг 3: Теперь переходите к конечностям. Взгляните на плечи, руки, туловище, ноги и ступни человека.
Они должны стоять вертикально или сутулиться? Ссутуленная осанка может указывать на то, что человек чувствует себя неуверенно. Тогда как вертикальное положение может означать, что он уверен в себе. Их руки, кисти, ноги и ступни беспокойны или спокойны?
Беспокойство может означать, что кто-то испытывает дискомфорт, тревогу или разочарование. Шаг 4 : посмотрите на их ступни. Если их пальцы ног указывают на вас, значит, они увлечены. Если их укажут в сторону, они, скорее всего, захотят выйти из разговора.
Обратите внимание на язык тела при первой встрече, во время встреч или при простой беседе. Обратите внимание на сигналы языка тела, которые указывают на состояние, противоположное тому, что человек говорит вслух.
Социальное умение подразумевает способность легко сходиться с другими людьми, устанавливать доверительные отношения и управлять конфликтами. Человек с хорошим социальным умением — великолепный собеседник, потому что умеет слушать и слышать, уважает альтернативное мнение и умеет находить компромиссы. Эмпатия — способность понимать чувства других людей и воспринимать их как свои собственные. Человек с высокой эмпатией умеет поддерживать других, понимает их нужды и помогает находить эмоциональные решения. Наука управлять эмоциями Развить эмоциональный интеллект или повысить его уровень возможно через самопознание, постоянное развитие личных и профессиональных навыков, обучение и практику. Также вы можете воспользоваться нашими практическими советами. Безусловно, не всё и всегда может получиться у вас с первого раза.
Не отчаивайтесь. Постоянная практика и тренировка навыков принесут желаемый результат, повысят ваш уровень эмоционального интеллекта, сделают вас ближе к людям и успешнее в профессиональном и личностном росте: Прислушайтесь к тому, что вы чувствуете. Начните замечать свои эмоции и называть их. Это может быть сложно, но поможет вам лучше понимать свои реакции и начать управлять ими. Делайте паузу перед реакцией. Когда вы чувствуете сильные эмоции, например, гнев, отчаяние или разочарование, дайте себе немного времени, чтобы успокоиться и проанализировать ситуацию. Сделанная вовремя пауза позволит вам избежать многих ошибок в общении с людьми. Воспитывайте в себе эмпатию. Попытайтесь поставить себя на место других людей и понять их чувства.
Без обвинений, оценочных суждений и заранее сделанных выводов.
Чтобы этого не произошло, и наш котёл не взорвался, стоит развивать в себе эмоциональный интеллект. С его помощью вы сможете лучше выразить своё состояние и желания, в то же время отдавая должное чувствам и поведению других людей. Какие бывают эмоции? Возможно, кто-то и пробовал составить большую энциклопедию эмоций, но это очень сложная задача. Дело в том, что помимо десятков эмоций, у которых есть названия в русском языке, есть ещё сотни и тысячи специфических для каждой культуры. А у каждой из них — множество оттенков, грань между которыми уловить сложно.
Иногда люди испытывают несколько эмоций одновременно, при том не в равной степени, отчего «синтезируется» уникальная эмоция для конкретного человека в текущих обстоятельствах. Представьте, например, что в один вечер ваша любимая команда в напряжённом матче впервые выиграла Лигу чемпионов, вы разбили новый телефон и с вами рассталась девушка или молодой человек. И как же назвать этот букет чувств? В научных кругах принято делить эмоции на две группы: Основные Например, злость, отвращение, страх. Мы унаследовали их от пещерных предков и, как бы мы ни хотели порой от них избавиться, они часть нас. Этим эмоциям мы обязаны жизнью, они опережают мышление и в критических ситуациях помогают быстро сориентироваться в пространстве, порой наделяя нас сверхспособностями через команду «бей или беги». Вспомните истории людей, которые чудом спасались от смерти, совершив прыжок высотой в полтора метра или приподняв автомобиль.
Всё это работает благодаря активации основных эмоций. Социальные Любовь, благодарность, стыд. Это более сложные эмоции, которые позволяют нам мирно сосуществовать в человеческом обществе. Благодаря ним мы можем общаться и поддерживать связи, заводить новые знакомства. В определённой степени социальные эмоции тоже позволяют нам выживать, ведь мы боимся не только тигра или падающего с обрыва автобуса, но и одиночества. Из чего состоят эмоции? Любую эмоцию можно разложить на три части: мысли, физические ощущения и поведение.
Иногда эти части проявляются по очереди, иногда одна из них «поджигает» две другие. Рассмотрим три примера: 1 Вы пришли на вечеринку к другу, отлично проводите время. И тут понимаете, что забыли подготовить доклад, который нужно сдать завтра мысль. Вам становится одновременно страшно и грустно от того, что нужно уходить домой и пытаться успеть сделать доклад до утра. Опускаются плечи, сердце как будто тяжелеет, взгляд тускнеет, хотя ещё пять минут назад вы были счастливы физические ощущения. Наконец, вы обречённо идёте к друзьям, объясняете им ситуацию, прощаетесь. Они предлагают «забить на доклад», но вы непреклонны, обнимаетесь со всеми и уходите готовить доклад поведение.
Разминка, начинаем легко бежать. Первые два километра даются очень тяжело. Постепенно ситуация налаживается, каждый новый шаг как будто прибавляет вам сил, вы чувствуете, как легко вам дышится и как приятно размять наконец ноги физические ощущения. Вы продолжаете бег и думаете о том, что спорт на улице — отличное занятие, потому что не нужно платить за спортзал, кругом отличные виды и можно бегать, сколько влезет, ведь вы так хорошо себя при этом чувствуете мысль. Тренировка закончилась, вы счастливы, что возобновили бег, чувствуете себя на все 100. Пробежали 5 километров после полугодового перерыва. Весь оставшийся день вы заряжены энергией, решили позвонить нескольким друзьям и родителям, а вечером помочь дяде с ремонтом — кажется, вам сегодня всё под силу поведение.
Все собираются во дворе, чтобы отметить успешную сдачу. Среди собравшихся — девушка, которая вам очень нравится, но вы не знаете, как к ней подступиться. Наконец, вы берёте себя в руки, вам страшно привет основным эмоциям! Подходите, заводите разговор поведение. По мере разговора вы постепенно расслабляетесь и начинаете получать огромное удовольствие от происходящего. Знаменитые «бабочки в животе» уже здесь, уголки рта приподнимаются, по спине могут периодически пробегать мурашки физические ощущения. Вы проболтали весь вечер и разошлись по домам договорившись о встрече на следующей неделе.
Весь оставшийся вечер вы абсолютно счастливы, что бы ни произошло. В то же время, ваше сознание наводняют тысячи мыслей: а вдруг ей на самом деле было неинтересно? А вдруг у неё другие планы? А куда её пригласить? А как себя повести? Какие эмоции полезны, а какие — нет? Все эмоции нужны, все эмоции важны!
Как мы знаем из психологии, человек может выбирать стратегию мышления Мартин Селигман, «Как научиться оптимизму» Переживание «отрицательных» эмоций зачастую побуждает нас усиливать их негативными реакциями. Например, сожаление. Очень полезная эмоция, помогающая извлекать уроки из поступков и лучше планировать будущее. Это положительная реакция. Но есть и отрицательная: самобичевание, бездействие, «зря я начал, больше никогда за это не возьмусь». Это более поверхностная и простая реакция, при этом глубоко деструктивная. Кроме того, эмоции как те, что считаются «положительными», так и «отрицательные» позволяют нам формировать и выражать идеи и мысли, которые не всегда являются плодом сознательного мышления.
Например, злость может побудить к написанию песни. Любовь — к сочинению стихов. Что уж говорить о живописи: художник вкладывает в работу эмоцию, которая потом передаётся посетителям галереи. Подытоживая скажем, что эмоции, с одной стороны, «сужают» мышление и поведение, что может даже спасти нам жизнь в экстремальной ситуации «я схвачусь за поручень в эту секунду, иначе погибну». С другой стороны, они же в иных обстоятельствах позволяют нам углублять и расширять мышление и опыт «не нравится, как выгляжу — начну заниматься спортом». Нет полезных и бесполезных эмоций, все они важны. Вы можете использовать какие угодно материалы — от красок, мелков, карандашей до вырезок из журналов и цветной бумаги.
Раскрасьте его. А теперь посмотрите на портрет внимательно — зачастую то, как мы рисуем, отражает наше эмоциональное состояние и мироощущение.
На мой взгляд, мы можем лишь формулировать гипотезы с помощью диагностических инструментов и коммуникации. Коммуникация — один из ключевых инструментов оценки. Мы задаем вопросы, но не просто анализируем ответы, а обращаем внимание на мимику, жесты, с какой скоростью человек говорит, насколько он уверен в своих словах, долго ли размышляет над ответом. Эти признаки позволяют предположить, насколько у человека развиты компетенции из области эмоционального интеллекта.
Есть разные диагностические инструменты, которые выглядят как шкалы оценки. С помощью них и специальных тестов мы можем предположить, насколько у человека развиты коммуникативность, сотрудничество, стрессоустойчивость. Например, в одном из диагностических инструментов есть шкала осознанности. Если у человека высокий показатель по этой шкале, значит, он умеет рефлексировать и задумываться о том, как его поведение влияет на других людей. Так мы можем сформулировать гипотезу, что у этого человека развит эмоциональный интеллект. Юля Максина: — Существует много тестов, которые помогают оценить уровень эмоционального интеллекта, но у них есть одна проблема: если во время теста человек говорит, что поступит определенным образом, это не значит, что в реальной жизни он сделает так же.
Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Поэтому мне нравится метод включенного наблюдения, который можно использовать в диагностической игре. Включенное наблюдение — это метод, при котором исследователь взаимодействует с участником, чтобы глубже понять его реакции. А диагностическая игра — это разные типы заданий, вопросников, тестов и симуляций, с помощью которых психолог и другие специалисты оценивают личностные качества или навыки человека. Если мы говорим об эмоциональном интеллекте, то можно определить, как человек реагирует на различные эмоциональные ситуации, как взаимодействует с другими во время конфликта или справляется с эмоциями в стрессе. Так оценка происходит на практике, в реальных ситуациях, а не только на основе ответов на вопросы в тестах.
Как эмоциональный интеллект помогает в работе Работа с человеком, у которого развит эмоциональный интеллект, комфортная и эффективная. Сотрудник с развитым эмоциональным интеллектом легче справляется со стрессовыми ситуациями и принимает взвешенные решения, так как он умеет распознавать свои эмоции и не идти у них на поводу.
Значение словосочетания «эмоциональный интеллект»
Еще историки и ученые средневековья упоминали о роли эмоционального интеллекта в эволюционном развитии человеческого коллектива. Предполагалось, что представители доисторического общества, обладающие способностью адаптироваться к постоянно меняющимся условиям проживания, смогли произвести на свет наиболее жизнеспособное потомство. Кто ввел понятие? Термин эмоционального интеллекта был введен в 20 веке.
В 1920 г американский психолог Торндайк упоминал о социальном интеллекте и отношениях между людьми разного пола и возраста. А чуть позже был разработан первый тест для определения его уровня. Более полная его картина была представлена в 1985 году израильским ученым Рувеном Бар-Оном.
В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ Emotional Quotient и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы. Фото Далее можно ознакомиться с фото по теме: Актуальность исследования в наши дни: зачем нужна функция и что дает? Считается, что именно эмоциональный интеллект определяет успешность человека во всех жизненных ситуациях, особенно в карьере и бизнесе.
Однако мнения психологов и ученых противоречивы. Некоторые придают значение его развитию в большей степени, чем IQ. Другие же, наоборот, утверждают, что роль EQ сильно преувеличена и нельзя назвать умным человека с хорошим эмоциональным коэффициентом, но не обладающего существенными знаниями и квалификацией.
Миф ли, что может значить больше, чем IQ и почему? Психологические исследования показали, что люди с высоким уровнем интеллектуального развития нередко не могли применить свои способности на практике из-за плохой адаптации в коллективе и слабых межличностных коммуникативных навыков. С другой стороны, более общительные и вызывающие симпатию люди добивались гораздо лучших результатов в карьере даже при сравнительно обычном умственном развитии.
Можешь рассказать немножко подробней? Сергей — Ну смотри. Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни. Те или иные компетенции, те или иные составляющие — в каких ситуациях могут проявляться, как они работают. Например, первый — «самопознание»: способность понимать свои эмоции, свою мотивацию принятия решений. У тебя бывало так, что ты с кем-то ссоришься и говоришь какие-то вещи, которые потом понимаешь, что не стоило бы говорить? Ирина — Нет, никогда, ты что! Сергей — Это потому, что у тебя замечательно развит эмоциональный интеллект.
И представляешь, у многих так бывает. Ну что ты в запале ссоры, какого-то обсуждения говоришь, говоришь, давишь-давишь-давишь, а на следующий день тебе даже стыдно. И ты думаешь: «Как же мне вырулить из этой ситуации? И в тот момент, когда эта эмоция тобой завладела — гнев праведный, или обиды, или ещё что-то — ты прям это выплёскивал изо всех сил, но ты не понимал, что сейчас говоришь не ты, а твоя эмоция. Эмоционально компетентный человек в такой ситуации способен понять, что сейчас что-то происходит, что-то идёт не так, как он хотел бы, и ему надо остыть. И он может просто сказать: «Я отойду на минуту». И отойти в ванную, умыться холодной водой, немножко прийти в себя, подышать и вернуться чуть-чуть в другом состоянии. Он способен сделать вот эту паузу, способен взять свои эмоции под контроль, а для этого нужно сначала понять, что с тобой что-то происходит.
Или кто-то очень убедительно тебя агитирует сделать что-нибудь: пойти в бар, вложиться в его бизнес или еще что-то сделать. И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится. И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица. Сергей — Да, они торопят, нагнетают эмоции, давят, стрессируют специально, чтобы создать какое-то особое состояние у тебя, в котором ты меньше думаешь, больше делаешь того, что им нужно. И человек, способный свои эмоции отловить, просто понимает, что его явно загоняют в угол сейчас, что он чувствует себя дискомфортно, и из этой ситуации надо выходить. Или другой пример. Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый.
Я настолько угрюмый, что это выглядит просто агрессивно, как будто я конкретно по отношению к жене своей что-то имею негативное, как будто я недоволен. И она первое время не понимала, что происходит. То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще. И это тоже касается эмоционального интеллекта. Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден. Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив. Он не понимает, что источник внутри него.
Кажется, он абсолютно в любой ситуации знает, что сказать, и говорит это так, чтобы не задеть никого из присутствующих. В стрессовых ситуациях он может с разных сторон посмотреть на проблему и трезвым взглядом оценить происходящее. Принятие решений дается ему легко — он руководствуется не только разумом, но и умеет слушать интуицию. Он хороший слушатель, но и дает дельные советы, а даже если не может помочь, после общения с ним всегда чувствуешь себя лучше.
Разумеется, идеальных людей не существует, но человек, описанный выше, — это обладатель высокого эмоционального интеллекта. Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект Emotional Quotient, EQ — это умение понимать, контролировать и использовать свои эмоции для успешной коммуникации с окружающими для этого также нужно понимать истинные причины возникновения и последствия проявления эмоций других людей. Проще говоря, это умение людей выстраивать отношения с другими людьми, коммуницировать, контактировать.
Это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций. Каждый человек да-да, без исключений, ты тоже использует эмоциональный интеллект в повседневной жизни. Мы используем его, когда говорим по душам с близкими, обсуждаем проблемы в отношениях с партнером, пытаемся найти общий язык с бабушками или младшими братьями. Эмоциональный интеллект позволяет нам наладить отношения с окружающими и с самим собой.
EQ vs IQ Неважно, какое у тебя образование, если ты не умеешь общаться с людьми. Иметь высокий IQ — просто быть умным. А иметь высокий EQ значит уметь управлять своим умом. Одним из первых исследователей, который 20 лет назад познакомил массы с понятием эмоционального интеллекта, был Дэниел Гоулман его книга «Эмоциональный интеллект» до сих пор является основной в этой области.
Периодически он проводит тренинги в крупных международных компаниях. На каждом из них он просит поднять руки тех, кто учился на «отлично» в школе или университете. И каждый раз из 200-300 человек только 2-3 человека поднимают руки. Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного.
Хорошо это иллюстрирует история двух студентов, которую он приводит в качестве примера. Один из них знал сферу своей деятельности досконально, его знания были на высшем уровне, но профессора смущал один его недостаток — «он был слишком заносчивым». Другой студент уступал ему в качестве подготовки, но все, кто был с ним знаком, подмечали, что он «чрезвычайно искусен в межличностных отношениях. Его любили все, кто с ним работал».
Достаточно посмотреть на жизнь этих людей через несколько лет. Первый, обладающий редким умом, но не умеющий справляться со своими эмоциями, часто менял место работы именно из-за того, что не мог наладить взаимоотношения с коллегами. В итоге ему пришлось работать на должности, которая была «мала» ему по его умственным способностям, но на большее он рассчитывать не мог — его вспыльчивость была «стеклянным потолком». А другой студент с более развитыми навыками общения с помощью связей и умения налаживать контакты с людьми занял должность, о которой мог только и мечтать во время учебы.
Истоки: когда и как формируется эмоциональный интеллект Первые, кто учит нас эмоциональному развитию, — родители.
Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу.
Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций. Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно. Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта. Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон.
Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору.
Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда. Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии.
Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека. Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они. Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии.
Что такое эмоциональный интеллект и как его прокачать. Главное
По их словам, эмоциональный интеллект — это набор навыков, имеющий отношение к точной оценке, а также выражению, использованию и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Что такое эмоциональный интеллект и правда ли он помогает строить карьеру и отношения. В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую. Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Уровень эмоционального интеллекта индивида часто называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ (ЭК, эмоциональный коэффициент).
Что такое эмоциональный интеллект (одной картинкой)
Практикуме» В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме. За три года Мур посетила 116 городов в 14 штатах и двух канадских провинциях, ее целью было исследовать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни пожилые люди. В этом и состоит специфика профессии дизайнера и любого другого человека, который взаимодействует с пользователями, — искать простые решения для повседневных проблем. Дизайнеры, например, проводят исследования о культурных различиях разных пользователей, потому что им важно делать свои продукты удобными для более широкого круга людей. Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Невозможно, сидя за компьютером и почитывая соцсети, представить себе истинное лицо представителя своей целевой аудитории. Метрики показывают, что происходит, но не объясняют причин, не позволяют проверить инсайты и идеи, не дают глубинного понимания мотивации.
Именно поэтому существуют такие виды исследований, как наблюдение, глубинное интервью, домашние визиты. Задавая людям вопросы, внимательно выслушивая ответы, наблюдая за их поведением, хороший маркетолог может четко представлять, как потом к ним обращаться, на каком языке с ними разговаривать. Помимо этого общения, всегда должна быть обратная связь от коллег по работе, членов своей команды. Когда работаешь в маркетинге, у тебя нет возможности забиться в нору и оттуда заниматься продвижением своего бренда. Да и в принципе любому человеку нужен оппонент, редко когда интересные или прорывные идеи создавались в одиночку.
Чтобы суметь аргументировать и отстоять свою позицию Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Когда у вас заложена определенная сумма на проект, то программист будет отстаивать свои ресурсы, менеджер — сроки, а дизайнер — пользователей. Конечно, в большинстве команд сейчас довольно высокая дизайн-культура и за пользователя так или иначе переживают все, но дизайнер — больше всех. Но только переживать мало, нужно придумать, как убедить всех остальных, а для этого нужно упорство, умение найти весомые доводы и донести их до остальных.
Они знают свои способности и могут попросить помощи при необходимости. Самоуправление дает возможность контролировать себя на всяком месте. Способность сдержать шквал эмоций, спокойно обсуждать острые моменты, не допустить действия с плохими последствиями, многого стоит. Такие люди всегда в цене, в нашей культуре самообладание ценится особенно у мужчин. Мотивированный человек также обладает высоким уровнем EQ. Когда он самостоятельно находит интерес в скучном деле, это помогает во взрослой жизни.
У дошкольников этого навыка нет. В школьном возрасте навык нужно формировать. Но проблема в том, что именно школа этому не учит. Учет эмоционального состояния собеседника позволяет правильно вести диалог, достигая необходимых результатов. Например, партнеру с длительной дороги нужно предложить душ и покушать, обязательно поинтересоваться о самочувствии, затем решать вопросы. Сформированные социальные навыки также отличают человека с развитым эмоциональным интеллектом.
Для лидера эта характеристика особенно важна. Здесь подразумевается применение эмпатии и знаний психологии человека. В результате получаем убедительного и коммуникабельного руководителя в бизнесе или другой работе, за которым хотят следовать подчиненные. Также для людей с высоким EQ свойственна ответственность, самодисциплина, умение уверенно себя вести в любой компании. Кстати, обязательно прочитайте, как развить IQ. Эмоциональная составляющая знаний всегда будет важна, так как она о жизни, она показывает жизнь.
Сухими знаниями никого не удивишь, а умение общаться позволяет знания приобрести, сохранить и применить их. Поэтому важно понимать, какие есть признаки низкого EQ, чтобы не стоять на месте, а развиваться. Легко поддаетесь стрессу — вы не можете управлять эмоциями, когда они возрастают, что ведет к большему уровню стресса. Вы либо позволяете вами пользоваться, либо агрессивно нападаете. Неоправданный поиск защиты своего мнения — когда вы высказываете мысль, сразу же пытаетесь найти аргументы, оправдания для ее защиты. Люди с высоким EQ так не делают, они признают свои ошибки, быстро переключаются.
Обидчивость — негативное восприятие других людей мешает развиваться, обида ничего хорошего не принесет. Если вы постоянно на всех обижаетесь, то нужно срочно избавляться от этой пагубной привычки. Постоянное чувство, что вас неправильно поняли — сложно подобрать слова, чтобы описать свои мысли, события. Старайтесь сразу замечать, когда вы неудачно выразили мысль, чтобы разъяснить сказанное. Вы можете изучить невербальное поведение собеседника, чтобы понять, все ли ему ясно. Вы не можете сердиться — эмоциональный интеллект не лишает вас негативных чувств, вы не можете быть постоянно хорошим.
Сердиться нужно, но такими реакциями важно научиться управлять. Навыки эмоционального интеллекта Навыкам EQ обучают даже детей. В детском возрасте прививать их лучше во время занятий для детей в садиках или школах. Во взрослой жизни такие навыки уже отрабатываются с практическими заданиями на работе или в кругу общения на тренинге. Для тех, кто очень хочет развить навыки у себя, но нет возможности ходить на тренинги, есть возможность пройти обучение онлайн или выполнять упражнения для развития самостоятельно. Итак, что развивает наш эмоциональный интеллект?
Структура таких навыков немного запутанная, поэтому ниже будем разбираться, что к чему.
Это важный навык как для взрослого человека, так и для подростка. Он помогает не только выстраивать гармоничные отношения с окружающими, но и добиваться своих целей в любых жизненных сферах. О том, как устроен эмоциональный интеллект, почему его так важно развивать в любом возрасте и как он может облегчить жизнь в условиях самоизоляции сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала член Общественного Совета при уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ, директор Иркутского центра медиации Марианна Садовникова. Расскажите, что это такое. Первая — это способность осознавать свои эмоции, понимать, что вы чувствуете здесь и сейчас. К сожалению, в современном мире у людей очень низкий уровень осознания своих эмоций. Если спросить у взрослого человека, что он чувствует в данный момент, то чаще всего он затруднится ответить.
Осознание того, что вы чувствуете, помогает, в первую очередь, избежать эмоциональной каши, которая приводит к огромному количеству проблем. Второй момент — понимание причины, почему вы чувствуете ту или иную эмоцию, умение находить причинно-следственную связь. Если мы говорим о воспитании в себе эмоционального интеллекта, то всё начинается с двух шагов: понимание эмоции и осознание причины её возникновения. Третья составляющая эмоционального интеллекта — эмпатия — способность распознавать эмоции другого человека. Часто жалость принимают за эмпатию, но это далеко не то же самое. Эмпатия — это сочувствие, умение разделить эмоцию другого человека, при этом не перенося её на себя. Есть простой способ понять, эмпатийный вы человек или нет.
Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени. И это базовое состояние — «базовое эмоциональное состояние» — оно складывается из каких-то индивидуальных предпосылок и из навыков саморегуляции.
И эти навыки саморегуляции, навыки поддерживать себя в позитивном состоянии даже сложных ситуациях — это тоже часть эмоционально интеллекта. Есть конкретные приёмы, как это делать. Для этого сначала надо отловить, что тебя бесит или что тебя раздражает. Потом докопаться до причин из-за чего это происходит, и что ты можешь с этим сделать. Или как изменить к этому отношение. И навыки эмоциональной саморегуляции дают очень большое преимущество, особенно в ситуации, которая быстро меняется. Когда в проекте у тебя то дедлайн, то клиент изменил требование, то у тебя в команде какой-то разлад... Ирина —... Важность мотивации Сергей — Ну перестань уже переживать по этому поводу.
Следующий компонент — это, как ни странно, мотивация. Ну про мотивацию, наверное, все понимают важность мотивации. Особенно для детей: мотивации к учебе. Но мотивация — это часть эмоциональной сферы. Даже так это и называется — «эмоционально-волевая сфера». Потому что, если у человека нет эмоций, нет эмоциональных стремлений, то у него как бы мотивации нет. То есть человек стремится к тому, что даёт ему положительные эмоции, то, из-за чего он их получает. Если он стремится, но не понимает, что это положительные эмоции, то его решения сомнительные. Например, ты знаешь людей, опять же, наверняка знаешь, потому что все их знают, которые, имея весьма скромные доходы, покупают каждый вновь вышедший iPhone.
Вот прям он выходит, они стоят в очереди и покупают его в кредит тут же. И начинают этот кредит платить. И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone. Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое.
Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать.