Надо сказать, что пост монахов действительно существенно отличается от поста мирян. В этой статье мы рассмотрим, что делать, если вы нарушили пост в православии, и как восстановить духовное равновесие. Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Основная причина нарушения поста, независимо от мотивов, выставляемых в свое оправдание нарушителями, — маловерие во Христа Спасителя и Бога нашего. Другие же сказали, что пост не нарушается, так как основа – это сохранение намерения (поститься), пока человек твердо не вознамерится нарушить его.
Пост. Ответы священников на вопросы
Вопрос читателя: Соблюдаю пост. Съела кусок халвы, оказалось, сделали с добавлением масла и молока. С понедельника, 15 марта, у православных христиан начался Великий пост. Каяться в таком случае нужно обязательно, только не в том, что случайно нарушил, а в том, что серьёзно к посту не относится.
60 дней за преднамеренное нарушение поста?
Вопрос священнику | сильное орудие, и когда его начинают держать из тщеславия, пост делается орудием самоубийства, предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов). |
Священник объяснил, что делать, если пришлось нарушить пост | Что делать, если по какой-то причине пришлось нарушить пост? |
Нервный пост - Пост - Новый Завет - Статьи - Школа радости | Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. |
Великий пост — как правильно поститься?
Дело даже не в том, о какой степени поста речь идет в правилах. Дело в том, что это правило ставит, на мой взгляд, под вопрос принцип говения вообще. Ибо говение полагает некую преграду перед причащением Святых Христовых Таин, а 64 апостольское правило, наоборот, эту преграду воспрещает если речь идет о дне Господнем. Считаю, что, как минимум, необходимо выразить отношение в общецерковном документе «О подготовке ко Святому Причащению» к 64 апостольскому правилу. Полагаю, что так же необходимо дать в документе справку о практике других Православных Поместных Церквей в отношении подготовки ко Святому Причащению, обратив особое внимание на связи в этих Церквах причащения и исповеди или отсутствия такой связи. Считаю, что утверждать письменным документом важнейшую общецерковную практику Поместной Церкви можно только в соотнесении с практикой других Православных Поместных Церквей.
Ибо внутри Русской Православной Церкви, на самом деле, за последние 20 лет сложилось несколько зачастую противоречащих друг другу практик такой подготовки ко Святому Причащению. Одни священнослужители настаивают на частом причащении, другие, как например, насколько мне известно, протоиерей Владимир Правдолюбов из Касимовской епархии, развивают целую теорию «входа в причащение» и «выхода из причащения» кстати, как ни странно, вполне соотносимую, на мой взгляд, с изложенной в разбираемом проекте практикой «говения». Лично я, будучи настоятелем Николо-Ямского храма в Рязани, затем Покровского храма Рязанского государственного университета, придерживался такой практики: максимально частое причащение членов приходской общины при условии обязательной исповеди, обязательного соблюдения всех положенных постов среда, пятница, многодневные посты , чтения накануне Последования ко Святому Причащению остальное — по мере желания и сил. При этом я не требовал обязательного поста в субботу, а предлагал вечером воздерживаться от скоромного.
Теперь я жалею. Не знаю, о чем я думала. Зачем я была с другим? Я думала только о себе, и хотелось, чтобы рядом был мужчина, которому я нужна. Думала, я молодая, и теряю время с человеком, который не хочет уже быть со мной.
Когда я рассказала о другом, он очень переживал, побил меня заслуженно и рассказал, что хотел все начать заново со мной, и семью, просто смотрел на мое поведение. Я раскаиваюсь, понимаю, что меня он не простит. Молюсь, пытаюсь как-то жить, знаю - не встречу лучше, и никто другой не нужен. Прошло уже 4 месяца с этого момента, и я не могу себя простить. Как простить себя? С ней и надо идти в храм. Просите помощи и прощения у Бога. Всегда есть надежда, если есть вера. Я живу в общежитии с двумя девочками, одна из них не верит в Бога.
Мне не удается скрыть всю свою духовную жизнь, и она видит, что хожу в церковь часто, читаю молитвы, Псалтырь, хотя стараюсь, чтобы ее это не задевало. Относилась к ней приветливо, считаю, что она хороший человек. Во мне нет смирения. Раньше, когда она высказывала свои недовольства, я делала в обратную, и у нас доходило до скандала. Сейчас же пытаюсь себя сдерживать и смиряться, и не оправдываться, потому что не хочу быть злой, тем более, понимаю, что у нее нет духовной защиты. Но в последнее время она часто на меня стала ругаться, я молчу, потом стараюсь забыть и опять с ней дружу, но в последний раз у меня отпало все желание с ней общаться, а лицемерить не могу. И она мне сказала: "Ты зря ходишь в церковь, ты такая же жестокая", и она ведь права, но ничего не могу поделать, совесть моя молчит. Теперь к причастию не могу идти, ведь не общаюсь с ней, злости во мне нет, но и желания тоже. Батюшка, подскажите, пожалуйста.
Анастасия Дружба не бывает без единодушия, хотя бы без уважения чужих убеждений. Лучше тихо отойти от нее. У нас с мужем пока не получается забеременеть, а очень хотим. Анализируя, вспомнила, что когда то говорила что детей не будет, быть может, я сама отказалась от своего счастья? Что мне делать? Пользуйтесь этим - идите в храм на исповедь. И врачей не забывайте. Молитесь Деве Марии. Со своим теперешним мужем меня познакомили 2 года назад, сказали, что одинокий.
Мы сперва жили не в браке. Своими поступками доказал, что хороший человек. Но год тому назад началась вся история - он мне признался, что у него родилась дочь были отношения буквально до нашего знакомства. Теперь я жутко ревную - сначала были звонки этой женщины, вплоть до того, куда они пошли с дочкой гулять, что она ела и т. Мне, естественно, это не понравилось, я высказалась, чтобы выяснил с обоими женщинами отношения. Теперь еще хуже. Мы женаты. Звонит втихаря все равно этой женщине. Мне врет, что не звонит.
Помогите, как быть. Я в положении, ребенок желанный, мужа люблю. Но очень боюсь всей сложившейся ситуации. Ревность тяжкий грех - гоню ее от себя. Но иногда ничего не получается. Анна Ребенка он не бросит. Так нельзя. Но и общаться конспиративно - грех. Но Вы сами создали скандалами такую ситуацию.
Лучше, чтобы все было честно и открыто, без тайн. А Вам стоит проявить мудрость и терпение.
Чревоугодники и сектанты всех толков обыкновенно, в оправдание своего отказа от поста, ссылаются на слова Христовы сказанные в ответ фарисеям, обвинявшим Его учеников в том, что они не умывают рук своих, когда едят хлеб : Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Мф.
Чревоугодие в этих словах старается найти предлог к уничтожению постов: все можно есть во всякое время, только бы душа была чиста! Да, пища сама по себе, будучи внешней для человека, не может привносить в него при потреблении внутренней, нравственной нечистоты. Но это совсем не значит, что человеку дозволяется вкушение всякого рода пищи и во всякое время.
Ведь сам Господь узаконивает посты в Евангелии: Когда поститесь, не будьте унылы… Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим. Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно Мф. Апостол Павел пишет: Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою 1 Тим.
И потому, конечно, не скоромная пища сама по себе оскверняет нарушителя поста, а исходящее при ее вкушении от грешного сердца желание невоздержно раскармливать плоть и потакать ее вожделениям, вопреки правилам о посте, имеющимся в Церкви, глава которой — Христос. Пост — подвиг, вполне разумный и необходимый всякому человеку, желающему жить именно по-человечески, то есть направлять себя на путь гармонического под главенством духовного начала возрастания в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова Еф. Феофан Затворник 97, 310.
Великий пост всем прижмет хвост. Соблазняют многих на несоблюдение поста, к сожалению, и дурные примеры самих священнослужителей, явно его нарушающих. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит Мф.
Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому,- говорит апостол Павел,- если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего 1 Кор.
Бог посмотрел на такого жадину и решил, что не стоит сил тратить на его сыновей. Пусть уж лучше растут простецами. Вреда меньше.
А родители бьются: наши дети ничем не хотят заниматься! Не хотят быть такими же, как мы, расчетливыми, жадными и самолюбивыми. И никак не договорятся. Первый плод поста — МИР! В первую очередь в семье.
Мир с детьми. Мир с выжившими из ума стариками. Мир на работе. Мир везде. Это не значит, что надо замолчать и унижаться перед всеми.
Мир, Христа ради, приносит на сердце вместо дыма войны со всеми — благоухание. Попробуйте это блаженство мира от Бога. Не унижаться, а врачевать вражду в своем сердце и в сердце ближних. И, конечно, мир с Богом. Никакого греха.
Позволим душе отдохнуть от зла, неправды и боли. Второй плод — радость. Пост — это время, когда мы можем кого-то порадовать своей заботой, деньгами, молчанием, любезностью, молитвой и помощью. За жертву помощи и радости Бог отблагодарит нас благодатью. Нет ничего в мире дороже для сердца этой благодати.
В ней сладость сердца. В ней покой. В ней полное забвение горя и боли. Третий плод — видение Бога. Нужно постом тренироваться видеть Бога рядом.
Все наши грехи — от потери этого зрения. Забыл, что Бог рядом и что Он всё видит, взял в ослеплении и напакостил. Принес горе себе и ближнему. Принес себе и ближнему страдание. А зачем?
Нет, это совсем не нужно — принимать лишнее горе и зло. Этих плодов — мир, радость и видение Бога — немного, и они просты, зато вес их в глазах Бога велик. Пост дает нам возможность пожить другой жизнью, узнать сладость мирной праведной жизни, найти блаженство не в борьбе и капитале, а в любви к ближним и Богу. Прекрасное время — пост. Это время свободы от страданий, от тьмы, от власти зла.
Это время мира и прохлады сердца, которую мы себе можем позволить.
Нервный пост
Но если это было сделано умышленно, пост нарушится при рвоте полным ртом. Новости. 18 марта у православных начался Великий пост. Последние новости — Аргументы» Новости» Эксклюзив» Правила православия: что делать если сорвался и нарушил Великий пост. С понедельника, 15 марта, у православных христиан начался Великий пост.
Возмещение поста и выплата штрафа
Фото со страницы Новосибирской митрополии ВКонтакте В пост, который длится в течение семи недель, верующим нельзя употреблять продукты животного происхождения, молочные продукты и алкоголь. Однако, в жизни всякое случается, и даже самый сильный духом христианин может сорваться. Что делать в случае, если нарушил пост, рассказал в беседе с «КП» настоятель храма Всемилостивого Спаса в московском Митино, священник Григорий Геронимус. По словам священника, нужно помнить о правильной мотивации. Может ему тоже не хочется поднимать гири, но еще больше не хочется быть слабым.
Откажись от малого: какого-то продукта питания, каких-то развлечений! Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. Пост, добровольный отказ от того, что для нас значимо, - это наша жертва, добровольная жертва Богу. Причем жертву эту надо приносить из любви. И если последняя фраза кажется кому-то пафосной, давайте вспомним, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Бог в нашем куске хлеба и уж тем более колбасы не нуждается. Но Он нуждается в нашей любви. Блаженный Августин вложил в Уста Бога такое обращение Господа к человеку: "Я, Который создал тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя". То есть Бог человека любит и желает его спасения, а вот сам человек... Нам начинает казаться, что мы сами творцы всего, цари природы. Пост без молитвы и дел милосердия - обычная диета Пост - это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя. Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - уж тут каждый мигом вспоминает, Кто на самом деле держит все в Своей Руке. Пост - это своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет сам, добровольно, отказываясь от того, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть - от потребностей тела. Как шутят семинаристы, лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут скорби, болезни, горе.
Даже если он поест или попьет досыта, то и в этом случае пост нарушен не будет. Если он по забывчивости поест или попьет несколько раз за день, его пост все равно не нарушится. Если человек видит, что постящийся ест или пьет, то: — если этот постящийся достаточно силен, и пост не оказывает на него сильного влияния, необходимо ваджиб напомнить ему, что он постится; — если же это слабый человек, на которого пост повлиял значительно, то не следует ему напоминать, что тот постится, следует позволить ему продолжить есть. Если во время дневного сна у человека произошло семяизвержение т. В течение дня разрешается наносить сурьму, масло, вдыхать ароматы. Этими действиями пост не нарушается, независимо от того, когда они были совершены. Даже если цвет сурьмы стал проявляться в слюне или слизи из носа, пост все равно не будет нарушен и не будет считаться несовершенным макрух. Разрешается спать рядом с женой, целовать и дотрагиваться до нее. Однако, если из-за страстных влечений молодости, есть опасение, что эти действия приведут к половому акту, от них следует воздержаться, такие действия станут порицаемыми макрух. Если насекомое проникло вглубь горла, или же дым или пыль непроизвольно попали туда, пост не будет нарушен. Но если это сделано умышленно, пост нарушится. Если были зажжены ароматические палочки или свечи, и человек сел рядом и вдохнул дым от них, его пост нарушится. Пост нарушается также от курения сигарет, сигар и т. Но разрешается вдыхать ароматы духов, душистых веществ, которые не имеют никакого дыма. Если мясная прожилка или части листа арековой пальмы и т. Если же прожилка больше него, то пост нарушится. Но если человек вынул эту прожилку изо рта и затем проглотил ее, пост нарушится независимо от ее размера. Проглатывание слюны не нарушает пост независимо от ее количества. Если после поедания листьев арековой пальмы до рассвета человек тщательно вымыл и прополоскал рот, но, несмотря на это, краснота из слюны не исчезла, вреда от этого не будет, пост будет действителен. Если ночью гусль стал обязательным для человека, но он искупался только днем, его пост будет действителен.
Выкинуть её я не могу, а так она пропадёт... И мы с ним вот сварили этой ухи... Митрофаний, - такой ухи и я с вами поем". Сел и поел. Не потому что хотелось, а потому что по сравнению с этой дружбой и любовью запрет на рыбу постом был просто ничто... Но нам с вами нарушать пост пищевой не надо. Что мы тогда соблюдаем, если его нарушаем? Договорились - договорились. Надо выполнять. Это вопрос верности. А веры без верности практически не бывает. Или вот такая ещё постовая история. У одной моей знакомой были проблемы, и она ездила к духовному человеку. Проблемы были настоящие, очень серьёзные. Она ему говорит: "Я сама взяла на себя такое послушание, читать за эту беду по 2 кафизмы в день. Это нормально? У тебя же это всё горит и гибнет. Так ты вот возьми и сразу всю Псалтирь прочти! И ещё прочти, и ещё. Что ты мямлишь... И жизнь ее изменилась, правда. Если тебе что-то очень нужно, то пожертвуй чем-нибудь серьезным! Или ты хочешь всё время по 5 копеек платить? Значит тебе ничего просто не надо - ни жениха хорошего, ни детям здоровья, ни жилья достойного. Любая жертва, всё, что человек делает, действительно с кровью от себя отрывая, мгновенно отзывается. Никто не хочет, чтобы ты мучился. А если ты каждый раз по 5 копеек платишь, тебе и будут отдавать на 5 копеек. Ничего в жизни не изменится. Если ты романы читаешь - тебя за уши не оттянешь, а Псалтирь - 15 минут, да и то не каждый день, то, может статься, ты просто библиофил, а не православный христианин... А пост, всё-таки, такое время, когда в себе самом что-то можно поменять по-настоящему. Это время, когда просьбы слышатся, когда слезы особенно учитываются. Господь Сам нам такое время определил. И если б оно было неважным, что, в конце него разве Благодатный огонь сходил бы? Пост не может быть обыкновенной жизнью, это какое-то движение, рывок. И ещё - это такое время, когда плод духовной жизни очевиден. Протоиерей Александр Волохов Здравствуйте! Скажите пожалуйста, почему именно в пост так обостряются отношения - и на работе, и личные. Происходят ссоры, из которых потом трудно выйти. Как избежать таких ситуаций или не допустить их? Основная причина этому в том, что часто мы заботимся лишь о посте телесном, очень внимательно подчас вычитывая ингредиенты на упаковках чтобы не нарушить пост , но забываем о том, что пост духовный намного важнее. Старцы говорили: "Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте". То есть при всей важности телесного поста намного важнее так проводить пост, чтобы не изнемогать от голода и усталости а при этом обычно появляется раздражительность и из-за этого не "обострять отношения" с ближними. Нужно очень внимательно относиться к своему внутреннему настрою, стараться быть спокойной и доброжелательной со всеми, регулярно молиться. Скажем, каждый час посвящать 1-2 минутки чтению Иисусовой молитвы "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную! Согрешили раздражительностью - тут же горячо кайтесь перед Господом, просите прощения у того, кого обидели. Просите у Господа даровать Вам смирение, терпение и кротость. С уважением, священник Александр Ильяшенко Скажите пожалуйста, можно ли в пост пить чай с шоколадкой, если она без молока? Какао - продукт растительного происхождения, поэтому шоколад без молока - это постная пища, которую можно вкушать постом. С уважением, священник Александр Ильяшенко Батюшка, благословите. Храма здесь нет, поэтому прошу подскажите, как мне правильно поступить. В коллективе отказала готовить праздничную программу, тем самым обидела некоторых людей. Пост ведь, мы с мужем стараемся соблюдать. Но людям не объяснила, что пост, побоялась, грешная - меня не поймут. Теперь все-таки помогаю готовить программу, но проводить ее сказала - не буду. Очень переживаю, что меня и мужа будут вызывать поучаствовать в конкурсах, плясках. Как найти середину - и не веселиться, и не сидеть как забитая. Понимаю, что грех обижать людей, но не думала, что отказом могу кого-то обидеть. Как примириться с людьми? Грех ли помогать готовить праздничную программу к корпоративному празднику? Спаси вас Господи. Светлана Здравствуйте, Светлана! Мне кажется, что помогать готовить программу - не грех, если в самой программе нет каких-то непристойных шуток и т. На самом празднике можно и нужно от души поздравить коллег, сказать им добрые слова, пожелания. Танцевать, наверное, не стоит, а вот участие в конкурсах опять-таки, не выходящих за рамки приличия вполне возможно. Можете сами придумать и провести какой-либо конкурс. Что касается поста, то постарайтесь поучаствовать в приготовлении постных блюд. Рецепты постных блюд регулярно публикуются на нашем сайте. С уважением, священник Александр Ильяшенко Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь... Пост - особое время познания собственной немощи и преодоления собственного "я". Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас, мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями - эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё.
Нарушение Успенского поста - что делать, если согрешил с 14 по 27 августа?
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту? | При этом Островский приводит историю, когда пострадавшая в теракте девушка, придя в православный храм за помощью священника, получила вместо утешения, осуждение: «Повеселилась? |
Ответы : нарушил пост... всё, не исправить? или дальше продолжать? | Накажет ли Бог тех, кто нарушил пост, рассказал отец Григорий Геронимус. |
Великий пост — как правильно поститься? | Первое событие: Адам «нарушил пост» в раю, он съел запрещенный плод — так открывается нам первородный грех. |
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту?
Великий пост позволяет не терять это ощущение. Как правильно поститься? Разъяснения о том, как правильно поститься, содержатся в богослужебной книге Типикон. Воздержание в гастрономическом плане предполагает полное отречение от мясных и молочных продуктов, от яиц, рыбы и по будням — от растительного масла. В первый день Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи.
Устав, который дается в Типиконе — это срединная модель нашего поста. Вместе с духовником а не самостоятельно человек определяет, как ему поститься — более или менее строго. Послабление поста разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим и так далее — Церковь находит для человека много оправдательных моментов. Однако важно помнить, что определять и соблюдать меру поста мы с вами должны по совести.
Главный смысл поста не в голодании, а в труде души. А еда должна быть простой, но достаточной для сохранения сил и на молитву, и на повседневные дела. Важно также не осуждать тех, кто поститься менее строго. А гордость за свои «постные подвиги» так и вовсе сводит все старания к нулю.
Нужно стараться не обижать окружающих, внимательно следить за своей жизнью и стараться избавиться от грехов и вредных привычек. Господь слышит тех, кто кается, искренне хочет измениться и обращается к Нему за помощью в этом. Поэтому по возможности следует чаще исповедоваться и причащаться хотя бы в дни Великого поста. На нужный лад настраивают и особенные богослужения этого периода.
Поэтому важно не только внимательно отнестись к гастрономическому посту, но и распределить свои силы и время так, чтобы чаще бывать в храме на неповторимых великопостных службах и молиться дома. Великий пост: что запрещается делать? Так как пост совершается, в первую очередь, не ради воздержания от пищи, а ради возрастания в духовном делании, мы стараемся поститься постом благоприятным, угодным Богу. А это значит, что мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены.
В пост нужно максимально отстраниться от гнева, обид, осуждения и попытаться делать еще больше добра, чем в другое время — таким образом мы подготовим себя к встрече Светлого Христова Воскресения. Легко было бы сказать: в Великий пост запрещается грешить! Но ведь бежать от греха, который разрушает наши души и наши жизни, нужно всегда, а не только в определенные для этого календарные периоды. Было бы здорово, если бы можно было выкинуть грех из нашей жизни, как ненужный мусор, одним волевым усилием.
Но он коварен, и борьбу с ним человек вынужден вести каждый день. В дни поста Церковь призывает верующих уделять этому труду больше внимания, больше сил. Слово «запрещается», пожалуй, не совсем верно характеризует правила Великого поста. И, наверное, применимо оно может быть вот в каком контексте: запрещается не обращать внимания на пост, не замечать его.
В остальном, ответственность за то, в какой мере и в каком качестве будет проявляться его соблюдение, лежит в первую очередь на самом верующем. Христианство — это религия любви, а не запретов. Оступившийся, ошибающийся, не справившийся, но кающийся человек получает не наказание, а прощение. Но только в том случае, когда он сам имеет стремление быть ближе к Богу.
Великий пост: кто может не соблюдать? Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее — Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником. Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост — это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания.
В этом отношении пост должен соблюдать каждый. Бывает довольно много ситуаций и обстоятельств, в которых человек вынужден съесть что-то непостное. Но часто ли бывают ситуации, когда мы обидели кого-то и у нас были веские причины не извиняться? Посещение богослужения в храме может быть доступно не каждому, но возможность келейной домашней, индивидуальной молитвы есть у всех.
Таким образом, в той или иной мере соблюдать пост может любой. Надо лишь внимательнее относиться к своей жизни и глубже вникать в смысл поста, не ограничивая его понимание лишь соблюдением гастрономических правил. Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение.
Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется. Почему Великий пост начинается в разное время? Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником.
Праздником — потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом! Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя — то в марте.
То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта. Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля.
Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха — воскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника в Католической — со среды , а заканчивается — в воскресенье.
Позволим душе отдохнуть от зла, неправды и боли. Второй плод — радость. Пост — это время, когда мы можем кого-то порадовать своей заботой, деньгами, молчанием, любезностью, молитвой и помощью. За жертву помощи и радости Бог отблагодарит нас благодатью. Нет ничего в мире дороже для сердца этой благодати.
В ней сладость сердца. В ней покой. В ней полное забвение горя и боли. Третий плод — видение Бога. Нужно постом тренироваться видеть Бога рядом. Все наши грехи — от потери этого зрения. Забыл, что Бог рядом и что Он всё видит, взял в ослеплении и напакостил. Принес горе себе и ближнему.
Принес себе и ближнему страдание. А зачем? Нет, это совсем не нужно — принимать лишнее горе и зло. Этих плодов — мир, радость и видение Бога — немного, и они просты, зато вес их в глазах Бога велик. Пост дает нам возможность пожить другой жизнью, узнать сладость мирной праведной жизни, найти блаженство не в борьбе и капитале, а в любви к ближним и Богу. Прекрасное время — пост. Это время свободы от страданий, от тьмы, от власти зла. Это время мира и прохлады сердца, которую мы себе можем позволить.
Пост — это предложение от Бога позволить себе быть счастливым и светлым. А почему нет? Богу нас жалко, и Он учит нас посту и жизни рядом с Собой в сиянии божественного блаженства. А не тому, что мы приносим Ему какую-то там жертву. Наоборот, это Бог постом усиливается быть ближе к нам. Он помогает нам отделить от души коросту греха. Он помогает душе быть мужественной в том, что требует усилий в ее очищении, подвиге миролюбия и счастливой жертвенности. Он учит, что нам сказать для мира.
Он учит, что нам сделать ради радости и любви. От нас требуется только воля и больше ничего. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». И эти слова имеют продолжение в Евангелии: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть?
Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».
На первой и последней неделе пост самый строгий. Но некоторые уставы допускают употребление пищи ежедневно, ведь и молимся мы: «хлеб наш насущнныи даждь нам днесь». Я знал таких ревностных людей, особенно в молодом возрасте, которые рьяно брались за неядение, а наутро не могли встать, не имели никаких сил к молитве. И когда начинаешь поститься, то твой ум пробуждается и ищет беседы с Богом.
Именно молитва должна быть критерием строгости поста. Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью. Сухоядение — это невареная пища без растительного масла. Оно положено по уставу в понедельник, среду и пятницу. Но большинство работающих христиан едят в течение недели просто пищу без масла. По совету духовного отца может быть дано послабление на масло и в другие дни, помимо субботы и воскресенья.
Кстати, немногие почему-то знают о существовании оливкового, льняного, горчичного и других полезных растительных масел. И очень часто берут благословение на послабление поста, тогда как на усиление поста тоже надо брать благословение. Не надо бояться поститься, не надо бояться вообще всякого труда во спасение. Иногда приходят на исповедь и так говорят: «Только один грех — не могу поститься». Нужно отнестись к своему спасению более внимательно, читать духовную литературу, молиться усердно Богу, чтобы глубже узреть в себе грех и раскаяться в нем. Понять, что невозможность поститься — это следствие поражения души грехами более тяжкими.
Например, человек годами вел неправильный образ жизни, губил свое тело. И теперь ему тем более надо поститься и каяться в том, что он себя губил. Будем же поститься нелицемерно, не напоказ людям, но смиряться духом перед братией, если не можем поститься в полной мере. Но и не превозноситься над ближним, когда все исполняем. Исполнение — хорошо. Но если мы это используем как оружие для душевной победы над ближним, считаем себя выше его, то это обращается уже во зло.
Бог отвергнет нас, как кичливого фарисея, осудившего мытаря в тот момент, когда его Бог оправдал. А когда почувствуем, что у нас мало сил и терпения, будем просить Бога помочь нам в подвиге поста. Если по какой-то немощи случится нарушить пост, «оскоромиться», то не следует падать духом и вообще оставлять пост. Если человек на пути поскользнулся, то он не лежит, а встаёт и идет дальше. И делает так, сколько бы раз ни упал. Авва Моисей сказал: В чем сила тех, кто хочет стяжать добродетели?
В том, что они, если и падут, не унывают, но вновь берутся за труд. Приложим и мы все усилия к деланию добродетелей! И Он непременно сотворит с нами Свою милость и подаст нам в изобилии Свою благодать. Иерей Иоанн Севастьянов: Устав Великого поста нужно соблюдать на максимуме своих физических и духовных сил. Писанный Устав дает нам некие ориентиры. Но мы понимаем, что для опытного христианина это может даваться легче, а начинающему может быть невыносимо блюсти такие рекомендации.
Первую неделю действительно лучше не есть первые четыре дня. И не пить воду. Я знаю, что некоторым пожилым людям это дается. А некоторым молодым христианам — никак. Тут требуется внутренне понимание своего максимума и настроенности.
В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется. Каффаратом искуплением за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем. Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала. За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления. Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост. Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах: первый — это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление; второй — это действия, за совершение которых требуется только возмещение. Действия, требующие «када» возмещения и «каффарат» искупления : Сообщается, что Посланник Аллаха саллаллаху алейхи ва саллям сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» Абу Дауд, Сыям, 38. Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы: а Вступление в интимную связь Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления.
60 дней за преднамеренное нарушение поста?
Если человек съел гальку, стальной или иной предмет, который обычно не едят и не употребляют даже в медицинских целях, то его пост нарушится, но искупления каффара не требуется. Если же он съест или выпьет то, что обычно едят, или что обычно не едят, но используют в медицинских целях, то его пост нарушится, и необходимыми ваджиб станут как восполнение каза , так и искупление каффара. Совершение полового акта нарушает пост, необходимыми ваджиб становятся как восполнение каза , так и искупление каффара. Как только головка полового члена входит во влагалище, пост нарушается восполнение с искуплением становятся необходимыми. Это не зависит от того, произошло ли семяизвержение или нет. Если мужчина введет головку полового члена в задний проход женщины, даже тогда пост и мужчины, и женщины нарушится.
Восполнение с искуплением станут для них необходимыми. Если пост нарушен, то искупление становится необходимым только в том случае, если это был пост рамадана. Искупление не становится необходимым, если нарушен любой иной пост, независимо от того, каким образом он был прерван. Это относится даже к тем дням поста, которые человек держат в качестве восполнения каза поста рамадана. Впрочем, если намерение не было сделано ночью т.
Если во время поста человек понюхал табак, закапал масло в уши или же принял клизму, не принимая лекарство через рот, то пост от этого аннулируется. Однако необходимо будет только восполнить каза данный день. Искупления не требуется. Если человек закапает воду в уши, пост не будет нарушен. Во время поста женщине не разрешается закапывать лекарства, масло и т.
Если лекарство будет туда закапано, ее пост нарушится, восполнение но не искупление станет необходимым. Если по какой-то причине женщина или ее врач вставит палец во влагалище, затем вынет часть пальца или весь палец, а затем снова засунет, то пост будет нарушен, но искупления за это не требуется. Если палец не был повторно засунут, пост не нарушится. Но если перед тем, как палец вошел во влагалище, он был влажным или мокрым, пост нарушится и при первом вложении.
Да, не для этого. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к людям проделал путь нам навстречу. Сегодня наш черед начать путь навстречу Христу. Никто не требует жертвовать жизнью, здоровьем.
Откажись от малого: какого-то продукта питания, каких-то развлечений! Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. Пост, добровольный отказ от того, что для нас значимо, - это наша жертва, добровольная жертва Богу. Причем жертву эту надо приносить из любви. И если последняя фраза кажется кому-то пафосной, давайте вспомним, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Бог в нашем куске хлеба и уж тем более колбасы не нуждается. Но Он нуждается в нашей любви. Блаженный Августин вложил в Уста Бога такое обращение Господа к человеку: "Я, Который создал тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя".
То есть Бог человека любит и желает его спасения, а вот сам человек... Нам начинает казаться, что мы сами творцы всего, цари природы.
Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» возмещение и «каффарат» искупление , или же только возмещение.
Лексическое значение арабского слова «када» — выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время». Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание». В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.
Каффарат искупление за пост в Рамадан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется. Каффаратом искуплением за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость.
Лишь себя сознательно чего-то, мы приобретаем нечто важное. Так, житейские удобства заменяются духовными ценностями. Первые 40 дней поста посвящены памяти о жизни Иисуса Христа в пустыне. На Страстной седмице вспоминаются Его последние дни перед распятием, страданиями и смертью. Верующие люди, постясь и молясь, соприкасаются с событиями, произошедшими более 2000 лет назад.
Ежедневная суета не отвлекает от важных размышлений. Если неправильно расставил акценты в Великий пост, человек срывается. Тогда Бог оставляет его, и он начинает грубо нарушать правила постных дней. К примеру, человек может держать строгий пост 2 недели, а потом поссориться с супругой, накричать на близкого человека. Это значит, что произошло падение человека, предваренное гордыней.
Он не смог совладать со своим внутренним состоянием.
Батюшка разъяснил, что делать и куда идти верующему, если вдруг нарушил пост
Также учтите, что пост возможно нарушить, а можно ослабить. Беседы о борьбе со страстями - Можно ли причащаться, если нарушил пост. Если человек случайно нарушил в один из дней пост, он все равно может его продолжить. Новости. Cостоялось великое освящение храма-колокольни «Большой Златоуст». Если вдруг, несмотря на твердую решимость стойко держать весь Великий пост, вы его нарушили, не отчаивайтесь и не сдавайтесь. Но если это было сделано умышленно, пост нарушится при рвоте полным ртом.
Может ли православный не соблюдать пост
В России будут штрафовать граждан, нарушающих православный пост | Пикабу | Все это в вопрос нарушения (соблюдения) поста вносит элемент относительности. |
Можно ли продолжать Успенский пост, если были нарушены его правила | Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. |