– Основные ошибки при составлении бизнес-плана предпринимателем самостоятельно – технические. Составление бизнес-плана предполагает тщательную подготовку — сбор необходимой информации, а она, в свою очередь, включает.
Вебинар «Разработка бизнес плана»
Альтернативное мясо Попробовать искусственное мясо можно уже сейчас — по вкусу и текстуре оно не отличается от обычного. Возьмите на заметку эти правила! Стиль Несмотря на то, что проект пишется простым и понятным языком, с минимумом канцеляризмов, необходимо придерживаться официально-делового стиля. Формулировки используются уместно, кратко и четко. Объем Рекомендуемый объем — до 25 страниц. Очень краткий план не внушит инвестору или кредитору доверия, слишком большой — утомит при чтении. Всесторонность и достоверность План освещает всевозможные аспекты деятельности предприятия.
Баланс объем финансирования деятельности. План расходов и доходов. Точка безубыточности и начало получения чистого дохода. Квартальные расходы указываются в том месяце, когда они предстоят. План продаж доходов прописывается ежемесячно. Расчет налоговых расходов производится также за каждый месяц. Ежемесячные расходы, продажи доходы и налоговые расчеты удобно представлять в одной таблице. Анализ возможных рисков и их управление Все возможные риски нужно указать в данном разделе. При рассмотрении рисков необходимо учесть все факторы: финансовые повышенные издержки, уменьшение дохода ; рыночные конкуренция, нестабильность цен ; производственные снижение объемов производства и предоставления услуг ; социальные. По каждому фактору стоит прописать действия, чтобы данный риск максимально уменьшить или совсем не допустить. Приложения к бизнес-плану Завершающей и необязательной частью плана являются приложения. Однако и данный раздел может стать полезным, поскольку зачастую включает таблицы с расчетами и сравнениями. Защита бизнес-плана по социальному контракту Рассматривает и оценивает бизнес-план специально созданная комиссия. Задача получателя субсидии по соцконтракту убедить членов комиссии в жизнеспособности и реальности своего проекта. План будущего бизнеса оценивается с учетом нескольких критериев: Выбранное предпринимательство является значимым и актуальным для социально-экономического развития своей местности. Получатель государственной поддержки имеет соответствующее образование, квалификацию и опыт в выбранной сфере.
Из-за большого документооборота многие нанимают бухгалтера. А это дополнительные расходы для бизнеса. Предприниматель обязан выплачивать только подоходный налог. Оформление бизнеса в равных долях Не делите уставный капитал на равные доли. Если части равны, то в случае спора соучредители не смогут прийти к решению с перевесом голосов.
Рассмотрите возможные препятствия и риски, которые могут возникнуть в процессе реализации вашего плана. Предложите стратегии и меры по снижению этих рисков. Кроме того, не забудьте описать команду профессионалов, которая будет работать над реализацией вашего бизнес-плана. Укажите их опыт и квалификацию, которые помогут вам достичь поставленных целей. Для грантов от государства Получение грантов от государства является одним из наиболее эффективных способов финансирования для различных организаций и предприятий. Государственные гранты предоставляют возможность получить значительные финансовые ресурсы для реализации проектов, развития бизнеса и достижения поставленных целей. Однако, чтобы успешно претендовать на государственные гранты, необходимо составить специальный бизнес-план, который будет убедительным и конкурентоспособным. Целью специального бизнес-плана для получения грантов от государства является представление проекта или идеи таким образом, чтобы привлечь внимание и интерес государственных органов и комиссий, ответственных за выдачу грантов. Бизнес-план должен демонстрировать потенциал проекта, его социальную значимость, экономическую эффективность и возможности для развития. Специальный бизнес-план для получения грантов от государства должен быть структурированным и логичным. При составлении специального бизнес-плана для получения грантов от государства следует учитывать следующие ключевые моменты: четкость и логичность изложения - бизнес-план должен быть структурированным и легко читаемым, чтобы его можно было быстро оценить и понять; реалистичность - все представленные в бизнес-плане данные и расчеты должны быть основаны на реальных фактах и аргументах; конкурентоспособность - бизнес-план должен демонстрировать конкурентные преимущества проекта и его потенциал для развития на рынке; социальная значимость - проект должен иметь явную социальную значимость и быть полезным для общества или определенной группы людей; профессионализм - бизнес-план должен быть составлен профессионально, с учетом всех требований и стандартов. На что стоит ориентироваться при написании бизнес-плана? Планирование и написание бизнес-плана является одним из важнейших этапов в создании успешного бизнеса. Однако, чтобы он был максимально эффективным, необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, при написании бизнес-плана необходимо определить цель и задачи проекта. Это поможет понять, какие ресурсы необходимы для его реализации, какие препятствия могут возникнуть и какие меры необходимо принять для их преодоления. Во-вторых, следует провести анализ рынка и конкурентов. Это поможет определить потенциальную аудиторию, выявить особенности рынка и конкурентную среду, а также понять, какие преимущества у вашего проекта перед конкурентами. В-третьих, необходимо определить финансовую модель проекта. Это включает в себя оценку затрат на запуск проекта, прогнозирование доходов и расходов, а также определение источников финансирования. В-четвертых, необходимо определить команду проекта. Это включает в себя определение ролей и ответственности каждого члена команды, а также оценку их навыков и опыта. Наконец, при написании бизнес-плана необходимо учитывать потенциальные риски и способы их минимизации. Это поможет снизить вероятность неудачного запуска проекта и повысить его эффективность. В целом, написание бизнес-плана - это сложный процесс, который требует серьезного подхода и внимания к деталям. Однако, если учитывать все вышеуказанные факторы, можно создать эффективный бизнес-план, который поможет достичь поставленных целей и обеспечить успех проекта. С чего начать подготовку? Начать подготовку к написанию бизнес-плана необходимо с определения целей и задач, которые вы хотите достичь. Также желательно достичь понимания своих конкурентных преимуществ для создания уникальных предложений, с которыми вы сможете выйти на рынок. Кроме того, нужно определиться с правовым статусом вашего бизнеса, чтобы впоследствии оформить все необходимые документы. Все эти шаги помогут вам создать качественный план, который станет основой для успешного развития вашего бизнеса. Как составить бизнес-план? Далее рассмотрим, как правильно составить бизнес-план с нуля, руководствуясь пошаговой инструкцией. Резюме Определите сферу деятельности вашего предприятия. Выберите сегмент рынка, который оно будет занимать. Продумайте форму организации, схему налогообложения и т. Анализ существующего рынка Первый шаг при составлении бизнес-плана — проведение анализа рынка. Вам потребуется выяснить текущую ситуацию, определив объем рынка, конкурентную среду и потенциальные возможности. Кроме того, следует провести анализ целевой аудитории и ее потребностей. На основании полученных данных вы сможете установить свою конкурентоспособность и разработать стратегию маркетинга.
Как правильно составить бизнес-план
Есть четыре причины, почему нужен бизнес — план по Лазарю Циферблату : 1. Обнаружение проблемы на бумаге до того, как она возникла. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций. Бизнес-план — это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны инвестиционного рынка. Бизнес-план — это вопрос контроля и управления.
Написать бизнес-план — одно из распространенных заданий для студентов экономико-управленческих специальностей. Часто курсовая или дипломная работа должна в обязательном порядке включать бизнес-план, причем написанный согласно всем требованиям реальной экономической ситуации.
Такой интеллектуальный продукт, как бизнес-план, отличается трудоемкостью, временными затратами, а главное — абсолютной уникальностью. Именно поэтому заказать разработку бизнес-плана, а не самому тратить время, силы и нервы — хорошее решение даже для студентов-отличников.
Не требуется большое помещение, достаточно 30—40 кв. Слабые места. Давление конкуренции.
Цены могут не понравиться покупателям. Ежемесячный оборот в 1 500 000 рублей будет достигнут через 7 месяцев. Размещение торговой точки в оживленном месте рядом с больницей привлечет много людей. Угрозы и риски. Спад продаж под давлением кризиса.
Затягивание сроков из-за проблем с подготовкой документов. Можно не угадать с желанием клиентов. Из-за этого невостребованный товар будет лежать на полках, а прибыль сократится. Когда закончите со SWOT-анализом, можно переходить к составлению бизнес-плана. Как составить план: структура с примерами Одного универсального шаблона под все виды бизнес-проектов нет.
Но есть структура и образцы, от которых можно отталкиваться. Я дам пример реального бизнес-плана, чтобы вы поняли, как это работает. Он подойдет для индивидуальных предпринимателей, акционерных обществ, кооперативов, холдингов. Рекомендации Чтобы бизнес-план работал, нужно придерживаться следующих требований: объем — 20—30 страниц; использовать информацию из достоверных источников; все разделы должны быть взаимосвязаны друг с другом; цены должны быть реалистичными и рассчитаны на основе себестоимости и конкурентного анализа; условия возврата денег банкам, инвесторам нужно четко прописать. Титульная страница Титульный лист — это то, с чего стоит начать.
От его оформления и содержания зависит, захотят ли люди сотрудничать, давать деньги. Что должно быть: название компании с контактами, адресом; Ф. Меморандум конфиденциальности Документ, запрещающий копировать, использовать, давать другим бизнес-план без разрешения автора. Он защищает вашу идею от кражи, поэтому обязательно добавьте его. Резюме Краткое описание проекта.
По этим первым двум страницам инвесторы решают, вкладывать средства или нет. Что писать: Цель проекта. Что и где вы собираетесь открывать. Какие задачи будет решать проект. Сколько денег нужно, чтобы открыть свое дело.
Когда проект окупится. Возможные риски. Можно не писать или набросать в общих чертах.
Деньги — да. Но за воздух их же не получишь. В описании не забудьте про следующие детали: Технологические процессы. Схема производства. Достаточно разбить все по пунктам, состоящим из 3—5 предложений. Можно добавить инфографику.
Детальное описание оставьте для специального буклета. Выгоды потребителей, подкрепленные доказательствами. Особенность, за которой к вам придут покупатели. Новая технология, низкие цены, ускоренная доставка и т. Перспективы развития. Каким вы видите предприятие через год после открытия, через 5 лет. Что вы намерены сделать для этого. Патенты, авторские права. Они убедят банки, инвесторов в уникальности стартапа.
Построим 2 теплицы общей площадью 50 кв. Рассаду будем закупать у оптовиков с 15-процентной скидкой. Для полива установим оросительное оборудование. Высадка рассады, прищипывание, удобрение, сбор урожая делаем вручную. Урожай получим через 40—50 дней после посадки. Почему потребители пойдут к нам. Зелень из первой теплицы мы будем отправлять в магазины. А вот во вторую покупатели будут сами приходить и брать. Люди хотят видеть, в каких условиях растут овощи, которые они покупают.
Мы дадим им эту возможность. Горожанам мы также разрешим поухаживать за растениями под присмотром наших сотрудников. Мы начнем с 2 теплиц 50 кв. Будем получать до 4 кг урожая с каждого квадратного метра. Через год, когда дело окупится, мы планируем поставить еще 3 теплицы, нанять 10 сотрудников и открыть 3 торговые точки. Мы вывели новый сорт лука, который дольше остается свежим и не желтеет.
Как составить бизнес-план для социального контракта в 2023-2024 годах
Постарайтесь при составлении бизнес-плана продемонстрировать состоятельность своей идеи в рамках маркетингового исследования ситуации на рынке. Как правило, студенты экономических специальностей (экономисты, финансисты, маркетологи) сталкиваются с задачей написания бизнес-плана. Ошибки при составлении бизнес-плана. 2. Описание заявителя проекта Контрольный список вопросов для составления данной части бизнес-плана. Как написать бизнес-план, чтобы запустить успешный бизнес и получать хорошую прибыль. Основные ошибки при составлении бизнес-плана.
Инструкция по созданию бизнес-плана
Чтобы написать бизнес-план для малого, среднего или крупного бизнеса, вы можете обратиться за помощью в специальную компанию, которая подготовит детальный план с ретроспективными показателями по рынку и прогнозом на 3−5 лет. Готовый пример шаблона для заполнения и написания своего бизнес-плана, информация и советы по составленю, структура по разным методикам. Основная цель создания бизнес-плана — оценить перспективы проекта и уже на первоначальном этапе обнаружить подводные камни, с которыми предстоит столкнуться и которые могут помешать реализации задуманного. Инструкция (и образцы), пример написанного бизнес плана с нуля для чайников, скачать примеры бесплатно.
К вопросу о стоимости, или Сколько стоит бизнес-план
Рекомендуется провести более глубокий анализ и подробные расчеты для каждого раздела, чтобы обеспечить точность и надежность плана. Нейросеть ответила верно? Нет Комментарий эксперта Нейросеть сформулировала бизнес-план в общих чертах, определив основные элементы в структуре бизнес-плана. Полученный результат не является полным, отсутствует конкретика, подробное изложение разделов бизнес-плана. Результат работы нейросети можно использовать в качестве шаблона для написания полного бизнес-плана. Не выполнен запрос по приведению примеров финансовых расчетов.
Указаны только формулы для определения продаж и прибыли, что является недостаточным для бизнес-плана. К положительным моментам стоит отнести, что выделены основные статьи расходов ресторана. Используй максимально много подробных расчетов, которые нужно совершить, чтобы быть уверенным в успехе кофейни. Ответ нейросети Хорошо, давайте составим бизнес-план для кофейни в Екатеринбурге.
Анализ привычек и истинных мотивов покупки, прописанный в бизнес-плане, позволит определить каналы привлечения и сформировать правильное предложение, на которое отреагирует клиент. Совет Если вы понимаете, что ваш товар могут купить люди, непохожие друг на друга, разделите их на разные сегменты по социальным и демографическим признакам. Например, студентки 18-24 лет, домохозяйки 30-35 лет и так далее.
По каждому сегменту создайте список привычек этих людей, магазинов, которые они посещают, их увлечений и проблем, которые их беспокоят в жизни. С помощью этой информации вы сможете легко представить, какая именно характеристика вашего продукта важна для каждого сегмента покупателей. Затем в рекламе сделайте акцент на характеристиках товара или услуги, которые соответствуют требованиям клиентов. Организационный план Для полноценного функционирования компании в бизнес-плане нужно расписать: из каких отделов и специалистов состоит компания; каковы задачи отделов и специалистов; что сотрудники будут делать каждый день; как они это будут делать; и другие операции. Например, если у компании есть склад, нужно подробно описать: как будут храниться ваши товары; как и через какие программы и сервисы вы будете вести учет остатков; как будет организован процесс маркировки; и т. Маркетинговый план После того, как вы провели анализ отрасли, ваших конкурентов и рынка, можно переходить к разработке своего маркетингового плана.
Он разделен на два блока. Стратегия отдела продаж Тут пишут, будут ли у вас «продажники» в отдельном подразделении или торговля станет побочной деятельностью других специалистов. Напишите, сколько сотрудников займутся непосредственно продажами. Как вы будете подбирать специалистов? Обязательно ответьте на этот вопрос. Торговая деятельность Ваши специалисты должны знать, как продавать. Дайте им реальные инструменты, укажите алгоритмы общения с клиентами. Также под рукой у них должна быть база для совершения звонков или отправки электронных писем. Рассчитайте норму ежедневных звонков, которые «продажники» должны совершать, и сумму средней сделки. От этого зависит зарплата сотрудника и ваш доход. Финансирование Этот раздел обязателен к заполнению, когда предприятие нуждается в финансировании. Если бизнес-план заполняете не для внутреннего пользования, то скорее всего проекту требуются дополнительные вливания.
Подсчитать примерные потребности в сырье для производства или в товарах для перепродажи, узнать, сколько это стоит, и прикинуть, какие объемы запасов нужно будет поддерживать для бесперебойной работы. Исходя из этого можно будет составить график закупок. Рассчитать объемы выпуска и реализации продукции и расценки на нее. Определить, является ли бизнес сезонным. Например, если планируете продавать новогодние украшения, продажи будут ожидаемо расти с ноября по декабрь и падать в январе. В этом случае нужно продумать, какое направление продаж стоит развивать дополнительно для получения регулярной прибыли вне сезона. Это минимальный объем сведений, без которых нельзя составить план. В зависимости от особенностей проекта может понадобиться дополнительная информация. К примеру, если бизнес будет связан с экспортом или импортом, нужно изучить санкционные ограничения, другие условия работы с иностранными партнерами и ставки таможенных пошлин.
Бизнес-идея: написание бизнес-планов на заказ
Что такое бизнес-план и как его написать? Чтобы написать правильный бизнес-план, вы должны добавить следующие 5 ключевых элементов бережливого и традиционного формата бизнес-плана. Документ содержит 40 страниц подробных инструкций по составлению каждого пункта бизнес-плана с рекомендациями и примерами, что может быть полезно не только начинающим бизнесменам, но и всем, кто только проходит обучение и задумывается о собственном бизнесе. Когда закончите со SWOT-анализом, можно переходить к составлению бизнес-плана. Примеры успешных бизнес-планов для малого бизнеса, для самозанятых. Составляя бизнес-план, предприниматель детально обдумывает проект и даёт ответы на основные вопросы.
Бизнес с нуля: как открыть и с чего начать свое дело
Если делаете бизнес-план об услугах, важны локационные составляющие, особенности например, будете работать офлайн или пользоваться маркетплейсом. Резюме проекта пишут в конце работы, это своего рода выжимка из бизнес-плана, которую размещают в первой главе документа. Оно состоит из 7—10 пунктов возможно, с указанием элементов маркетинговой стратегии или коротких финансовых показателей. Целесообразность и условия проекта для банка или инвестора также описывают в резюме. Укажите, что они получат: процент от прибыли, процент от бизнеса. Определите, хотите ли вы отдать часть от бизнеса вашему инвестору. Ключевые факторы успеха и риски. Например, выход на онлайн-платформу, создание маркетплейсов на растущем рынке — это факторы успеха. А что вас ждет и почему это может не получиться — факторы риска. Весь бизнес-план обычно содержит 7—10 глав. В описании проекта в первой главе разъясните суть проекта, целесообразность его реализации и пользу для инвестора.
Покажите инвестору, почему ему может быть интересно участие в привлекательном проекте — не только из-за прибыли, но и потому, что по сравнению с другими отраслями он даст большую прибыль или хороший прирост в новой отрасли. Обзор компании Во второй главе бизнес-плана сделайте обзор компании. Неважно, готовите ли вы его для новой компании или проекта, или составляете обзор работающего бизнеса, обязательно укажите миссию. Это нужно сделать, чтобы продемонстрировать, что вы соответствуете интересам и ценностям инвестора. Также укажите общие задачи, направление движения, способы достижения целей, корпоративные ценности и видение. Опишите основные продукты, структуру ассортимента если позиций много, разделите их на категории и поместите подробности в приложениях к бизнес-плану. Также в обзор компании внесите экономические показатели на текущий момент. Они должны быть указаны в общем виде: прибыль, расходы, рентабельность, ликвидность. Для новой компании дайте краткую справку — каких показателей вы хотите добиться в ближайшие пять лет. Остальные данные отчет о движении денежных средств или финансовых результатах, бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках перенесите в приложения.
Анализ бизнес-среды В этой главе описываются тенденции: растет рынок или падает, какой сегмент рынка вы хотите занять, какой потенциал у него есть. Проанализируйте конкурентов, причем обязательно давайте реальную картину, потому что информацию проверят.
Это нужно сделать, чтобы продемонстрировать, что вы соответствуете интересам и ценностям инвестора. Также укажите общие задачи, направление движения, способы достижения целей, корпоративные ценности и видение. Опишите основные продукты, структуру ассортимента если позиций много, разделите их на категории и поместите подробности в приложениях к бизнес-плану. Также в обзор компании внесите экономические показатели на текущий момент.
Они должны быть указаны в общем виде: прибыль, расходы, рентабельность, ликвидность. Для новой компании дайте краткую справку — каких показателей вы хотите добиться в ближайшие пять лет. Остальные данные отчет о движении денежных средств или финансовых результатах, бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках перенесите в приложения. Анализ бизнес-среды В этой главе описываются тенденции: растет рынок или падает, какой сегмент рынка вы хотите занять, какой потенциал у него есть. Проанализируйте конкурентов, причем обязательно давайте реальную картину, потому что информацию проверят. Опишите потребительское поведение: в каком объеме, ассортименте, каким образом люди покупают такие продукты, для чего они это делают, как используют.
Общее описание продукта Каким образом он применяется, сравнительные характеристики и достоинства. Здесь можно показать технологический и жизненный цикл продукта. Например, в продаже одежды жизненный цикл будет таким: путь от производства до потребления занимает 1 месяц и это хороший показатель, чтобы инвесторы увидели, что происходит с вашим продуктом. Если вы предоставляете бухгалтерские или коучинговые услуги, можно написать: первая часть продукта — это одна платная консультация, мы двигаемся по воронке. Вторая часть — двухмесячный коучинг, который мы ведем платно с нашими клиентами. Общая информация о рынке и характеристика потенциальных направлений сбыта.
Укажите общую стоимость рынка а аналитики посмотрят, как вы ее посчитали. В бизнес-плане можно написать: «Мы думаем, что рынок такой-то» — это тоже допустимо, но сильно увеличивает риски инвестора. Или можно указать: «Мы заказали исследовательской компании анализ рынка, она предоставила информацию о его емкости, деньгах, которые на нем есть». Или: «Мы смогли оценить рынок самостоятельно, используя открытые источники». Вторая часть этого пункта — описание характеристики потенциальных направлений сбыта. Инвесторы должны понимать, какие каналы продвижения вы будете использовать и каким образом станете взаимодействовать со своими потребителями.
Организационный план Он покажет, кто будет реализовывать проект.
Исходя из своего опыта работы могу сказать, что данная цифра вполне адекватна. Однако, как показывает личный опыт, несложные проекты могут быть сделаны гораздо быстрее, но… при наличии всей необходимой информации! Почему я акцентирую внимание на этих вопросах? Лишь потому, что при разработке бизнес-планов, всплывает достаточно много нюансов. Нюансов, о наличии которых заказчик может даже и не подозревать, но мне как разработчику их надо учитывать.
Учитывать и согласовывать с заказчиком, разумеется. Подведем итог Из всех вышеперечисленных факторов и будет складываться стоимость бизнес-плана инвестиционного проекта и сроки его составления. Все это я написал совсем не для того, чтобы вам вспомнился старый «прорабский анекдот» о стоимости ремонта… В нем, прораб был достаточно конкретен и спрашивал у заказчиков: «Вам как отремонтировать квартиру: быстро, дешево или качественно? Выбирайте одно из трех…». Я не строитель, поэтому стараюсь совместить три показателя таким образом, чтобы заказчику этот анекдот даже и не вспомнился! Исходя из выше написанного, стоимость бизнес-плана инвестиционного проекта может быть ориентировочно следующей: Несложные бизнес-планы — от 10 000 до 25 000 руб.
Бизнес-планы средней сложности от 25 000 до 60 000 руб. Сложные бизнес-планы от 60 000 руб. Дорого это или нет? Судите сами, стоимость 1 часа работы эксперта-оценщика рекомендуемый тариф составляет 750 руб.
Получаю отрицательные ответы. Михаил уже сам осознал, что эти 20К он не потерял, а заплатил за новый опыт.
Михаил сам посмеялся с того, что такой опыт стоит довольно дорого, зато объясняет доходчиво. К сожалению, в случае с Михаилом, документ нужно писать с самого начала. Получившийся документ я не читал, его читал Михаил и, не смог ответить не на один из вопросов, которые я ему задавал. То есть, те вопросы, которые обычно интересуют инвесторов… И вот мы подошли к важному вопросу: Кто виноват в том, что Михаил потерял свои деньги? Михаил сам или он стал жертвой обмана недобросовестного специалиста? На мой взгляд, ответ очевиден и прост: Михаил сам виноват и дело тут не в специалистах, а в формальном подходе к документу с его стороны и желании сэкономить.
Ведь бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Допускаю, что многие начнут со мной спорить на этот счёт. Приложу максимум усилий, чтобы ответить на Ваши комментарии и сообщения. Если конечно они будут предполагать мой ответ. Я, как и любой человек цифр, поясню всё на двух примерах калькуляции. Вы покупаете время этих специалистов и покрываете их расходы.
И никак не меньше. Сразу оговорюсь, что считать буду затратным методом по минимуму: 1. Небольшая компания по написанию бизнес-планов в СПб. Компания находится недалеко от центра в обычном бизнес-центре. В ней работают три инвестиционных аналитика, бухгалтер-делопроизводитель и сам генеральный директор. Есть сайт у компании, который продвигается не очень активно.
Своей программы по моделированию у них нет и они вынужденно покупают каждый год лицензию, чтобы была возможность делать серьёзные финансовые модели под желания клиента. Да и зачем «изобретать велосипед», когда уже есть готовые и рабочие решения?!