подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича. Музыку финальной сцены оперы написал наш современник, композитор Владимир Кобекин. Одну из версий финала написал Стравинский совместно с Морисом Равелем. Мировая премьера оперы "Хованщина" состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге.
Хованщина: стрельцы против Софьи
Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. Хованщина. Спектакль Мариинского театра с участием хора и оркестра, а также солистов оперы (в отдельные дни) Большого театра. «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы.
Хованщина (опера)
Легкомысленный, опьяненный властью и жестокий, не считающийся ни с чьим мнением; князь Голицын — непоследовательный, взрывной человек, вспыльчивый и многоликий. Но при этом — поэтичный, не лишенный своеобразного очарования и тонкости. Чрезвычайно сложный образ, противоречивый и двойственный; Подъячий — выдуманная составная личность, не имеющая имени и конкретного исторического прототипа. Представитель приказного сословия, так нелюбимого народом.
Двуличный, суетливый и скользкий тип, заискивающий только перед силой, приспособленный к любым условиям существования; князь Андрей, сын Хованского — персонаж, который должен был показать сложные взаимоотношения отца и сына. Из-за нехватки времени автор не стал отводить ему важной роли в опере; Шакловитый — композитор смело записал ближайшего помощника царевны Софьи как единственного составителя доноса на Хованских. В трактовке автора этот персонаж не имеет конкретного отображения.
Скорее его можно представить как воплощение слепой исторической силы; Досифей — подоплекой для создания образа раскольника послужила книга «Житие протопопа Аввакума». Она явилась своего рода музой, но композитор не стал слепо копировать образ, показанный в «Житие». В опере Досифей значительно мягче своего предшественника Аввакума, более близок к народу, более благороден и возвышен; Марфа — светлый лирический образ, пронизанный чертами суровой народности.
Одухотворенная и уверенная в себе, Марфа является полностью вымышленным персонажем. Придерживаясь исторических событий, Мусоргский добавил в оперу достаточно заметные искажения исторических фактов, но лишь для того, чтобы помочь лучше понять драматические коллизии, происходящие в то время. Так, вдобавок к главным действующим лицам, были добавлены вымышленные второстепенные персонажи, которые помогают лучше понять замысел композитора и многократно усиливают эффект воздействия на зрителя.
Ключевой фигурой в развитии сюжета является народ — как движущая сила, которая все сметает на своем пути, неостановимая и сокрушающая все преграды, но при этом подневольная власти. Кроме того, композитор достаточно вольно обошелся с временными рамками и добавил в происходящее на сцене те действия, которые произойдут лишь много позже — в 1689 году. Чтобы подчеркнуть ужас беззакония и показать невозможность повлиять на происходящее лишь одному человеку, такое слияние временных событий вполне оправдано и лишь доказывает мастерство Мусоргского, сумевшего гармонично совместить разные периоды истории с жизнью главных действующих лиц.
Такая вот краткая история этого сложного и противоречивого произведения. Как видите, тернист и нелегок был его путь, сложна судьба. Но благодаря силе «народной» музыки, благодаря стараниям друзей и сподвижников Мусоргского , «Хованщина» до сих пор остается на сцене, открывая зрителю все новые грани своего сложного внутреннего мира.
К сожалению, многими театральными режиссерами до сих пор не понят тот факт, что трактовка массовых сцен обязательно должна быть в динамическом ключе! Статика, которая все нивелирует, превращает оперу в вялотекущее музыкальное представление. Раскрыть оперу в плане движения, «народных волнений» — вот главная задача режиссера.
Так что на сегодняшний момент «Хованщина» остается одной из сложнейших опер, как в плане музыки, так и плане театрального действа.
Под аплодисменты на авансцену выходят музыканты Симфонического оркестра. Первые движения рук маэстро Валерия Гергиева, и начинается настоящее волшебство.
Россия XVII века. Красная площадь. Крики стрельцов и князь Иван Хованский, отправляющийся в дозор.
Он непростой, но насколько непростой, настолько интересный, гениальный и глубокий», - Михаил Петренко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Хованского. Последняя опера Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях. Стрелецкие бунты, приход Петра Первого к власти.
Тихой душераздирающей кульминацией была выстроена последняя сцена третьего действия. Во всяком случае субъективно, она воспринималась кульминацией всего исполнения оперы. Сцена самосожжения раскольников в финале оперы не произвела уже такого глубокого впечатления. Красочный по оркестровке, по словам Гергиева "здесь должен гореть оркестр", симфонический завершающий эпизод уступил по глубине воздействия хору a capella в сцене Князя Ивана Хованского с обреченными стрельцами. Фото: thesarafan.
Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Первая редакция произведения принадлежит Римскому-Корсакову. Дмитрий Шостакович в 1959 году создал версию оркестровки, наиболее приближенной к замыслу Мусоргского.
Через несколько дней он над этими словами написал: «Посвящаю Владимиру Васильевичу Стасову мой посильный труд, его любовью навеянный. Действительно, именно В. Стасов прозорливо подсказал композитору мысль сочинить обширную оперу-эпопею на исторический сюжет, связанный с трагическими событиями, сотрясавшими Московское государство в последние десятилетия XVII века. Он правильно полагал, что борьба уходящей боярской Руси с нарождавшейся петровской Россией—«богатая почва для драмы и оперы».
В предложенном сюжете Мусоргский нашел новую возможность провести параллель между стариной и тяжелой переломной эпохой 1860-х годов. Стасов составил и план оперы. Текст либретто написал сам композитор, изучив труды И. Голикова, С.
7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского
Опера Мусоргского «Хованщина» | События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть. |
Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1 | Снимок в открытие статьи: сцена из оперы композитора Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке режиссера Александра Лазарева на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко/ Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ. |
Опера Мусоргского «Хованщина» (Khovanshchina) | | Опера «Хованщина» — одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. |
Саид Гафуров о премьере новой постановки знаменитой оперы Модеста Мусоргского
- Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
- Опера "Хованщина". Академия духовного и телесного развития
- «Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
- Хованщина (опера) — Википедия
- Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина»
Наши партнеры
- Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
- Из истории оперы «Хованщина»
- Хованщина (опера)
- Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
- 7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского
- Хованщина (опера)
«Хованщина»
Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Хованщина Опера. Не далее, как сегодня, мне пришлось прочитать статью, написанную в газете «Новости» и проникнутую необычайно сильной злобой и ненавистью.
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
«Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена.
Фоторепортаж оперы "Хованщина"
- Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
- «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
- Это может вас заинтересовать:
- Опера "Хованщина": прикосновение к профессиональному мастерству
- Мусоргский. Опера «Хованщина»
- «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание | «Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского. |
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина» | Опера «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. |
Премьера оперы "Хованщина" | опера (с субтитрами «национальная музыкальная драма») в пяти действиях Модеста Мусоргского. |
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского. Билеты в Большой театр» Репертуар» ХОВАНЩИНА» Публикации» Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1. то я бы назвал "Севильского цирюльника", "Кармен" и "Хованщину". Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел: после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура.
Как отдать «Жизнь за царя»
Именно на стриме последнего Хованский исполнил ту самую композицию. Ещё в 2014 году блогер давал пояснения центру "Э" и СК по этому поводу, высказав извинения, добавил парламентарий. Читайте также: Юрий Хованский частично признал вину по делу об оправдании терроризма Спустя продолжительное время отрывок трансляции, где прозвучала композиция, выложил неизвестный пользователь, которого сейчас разыскивает полиция. По данным СК , согласно проведённой экспертизе, исполненная песня содержит "признаки публичных призывов к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма и его пропаганду, признаки угроз, унижения и применения насилия по отношению к группе лиц по признаку национальности, а также призывы и оправдание необходимости осуществления агрессивных, насильственных, жестоких действий террористических актов , создающих опасность гибели людей". Сейчас в отношении Хованского возбуждено уголовное дело по ч. Несмотря на то, что блогер признал свою вину, его отправили в СИЗО на время следствия. В начале июня по статье о пропаганде наркотиков был оштрафован Моргенштерн , сейчас аналогичное разбирательство ведётся в отношении Юрия Дудя. Однако в отличие от того же Дудя, Хованский не высказывался против власти, скорее наоборот запомнился ироничным отношением к оппозиционеру Алексею Навальному, в частности высмеивая версию о причастности спецслужб к его отравлению. Одной из первых на задержание Хованского отреагировала партия ЛДПР , которая поспешила откреститься от него.
Там заявили, что блогер не является помощником Власова уже несколько месяцев, и связали ситуацию с предстоящими выборами.
Солисты, хор и балетная группа не переживают исторические характеры, а рефлексируют в их отношении. Главное театральное да и музыкальное достоинство постановки — несомненно, чувство драматургического ритма.
Первый акт а ведь опера сама по себе длинная смотрится просто на одном дыхании — зрителям интересно, что будет дальше — Мусоргский был помимо всего прочего и первоклассным драматургом, во втором отделении ритм актеры так не держат, но это компенсируется тем, что там много хитов. Но все-таки — какова главная идея постановки, в чем «мессидж» создателей спектакля? Мы вполне вправе задаться вопросом о социальном заказе, который исполняет постановка, об общественных воззрениях этих социальных заказчиков, об их политических суждениях, симпатиях и антипатиях, о социальной критике и социальном идеале.
И вот тут-то и скрыта основная проблема. В чем сверхидея Тителя? Как он воспринимает сверхидею Мусоргского?
Политика, — рассказывают нам в МАМТе, — грязное дело. Все — и западники Голицын и квасные патриоты Хованские, и даже настоящие патриоты Шакловитый суть негодяи, озабоченные лишь борьбой за власть. Это не наигранный цинизм, это имеющее под собой основания мироощущение спектакля — в конце концов, настоящий Фёдор Шакловитый сразу после убийства Хованских стал начальником стрелецкого приказа а после стрелецкого бунта 1689 года был казнен победившим царем Петром.
Даже вера не дает в этой постановке отдушины — Досифей заставляет вспомнить бессмертную фразу великого бородача про дух бездушных порядков, а сверхчувственная Марфа-раскольница — про сердце бессердечного мира. Так, открыто лесбийское решение сцены между Марфой-раскольницей и раскольницей Сусанной пуританизм вашего автора слегка шокировало, хотя замысел Тителя в отношении Марфы, главная черта ее характера — это сверхчувственность, и странность сцены которую ваш автор раньше относил на сумасшествие Сусанны становится понятной и достаточно убедительной. Однако дело в том, что тот факт, что добро и зло относительны, вовсе не означает отсутствие разницы между добром и злом.
И личные недостатки обуреваемых честолюбием политиков не отменяют правоту или кривду отстаиваемой ими линии.
Первое исполнение оперы было осуществлено в 1886 году скромными силами петербургского музыкально-драматического кружка в концертном зале Кононова. С тех пор опера не только обошла лучшие театры России, но завоевала также признание за границей: Нью-Йорк, Лондон, Будапешт, Прага, София — вот далеко не полный перечень городов, в которых была поставлена «Хованщина» и где она, так же как и на родине композитора, пользовалась заслуженным успехом. Если обратиться к истории постановки «Хованщины» на русской сцене, то окажется, что на протяжении полувека в этом спектакле участвовали лучшие исполнительские силы страны. Так, например, незабываемый по убедительности воплощения образ Досифея, главы раскольников, создал Шаляпин, в 1911 году осуществивший и всю постановку оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге. В роли раскольницы Марфы тогда выступали такие замечательные артистки, как Е. Збруева и Е. После Шаляпина партия Досифея переходит к басу В.
Россия XVII века. Красная площадь. Крики стрельцов и князь Иван Хованский, отправляющийся в дозор.
Он непростой, но насколько непростой, настолько интересный, гениальный и глубокий», - Михаил Петренко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Хованского. Последняя опера Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях. Стрелецкие бунты, приход Петра Первого к власти.
И вся самобытность народной культуры и жизни, так вдохновлявшей композитора на родной Псковской земле. Он долгие годы искал самые совпадающие с декламационной, с речевой стилистикой вокальные линии.
Хованщина: стрельцы против Софьи
Мировая премьера оперы «Хованщина» состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге. В исполнении «Хованщины» принимают участие хор и оркестр Большого театра. Опера «Хованщина» — одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. «Опера «Хованщина» впервые прозвучала целиком на родине великого композитора, – сказал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев на экскурсии в Псковском Кремле. В исполнении «Хованщины» принимают участие хор и оркестр Большого театра.