Михаил Жванецкий, удостоенный звания народного артиста РФ.
Умер сатирик Михаил Жванецкий
Михаил Жванецкий родился 6 марта 1934 года, место рождения — город Одесса, Украина. Михаил Жванецкий родился в Одессе, в еврейской семье. Родился сатирик в 1934 году в Одессе в семье врачей Мане Моисеевича и Раисы Яковлевны Жванецких.
Михаил Жванецкий: малоизвестные факты из жизни легендарного мэтра сатиры
Михаил Жванецкий, удостоенный звания народного артиста РФ. Михаил Михайлович Жванецкий (наст. имя Михаил Маньевич Жванецкий; род. 1934) – русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литературных. Интерфакс: Писатель-сатирик Михаил Жванецкий умер в возрасте 86 лет.
Ровно год без Жванецкого. Вспоминаем творческий путь и лучшие цитаты писателя-сатирика
Такого сервиса не было больше ни в одной гостинице Советского Союза. А потом только я узнал, что это было собрано со столов и пережарено. Но чёрт с ними. Эта еда благоухала, и мы сидели в ресторане под звуки оркестра до утра — беседовали», — вспоминал сатирик. Одессит считал Ростов городом номер один в России по юмору, а публику ценил за интеллигентность.
В своих выступлениях он регулярно об этом говорил: «Одесса для меня город номер один, но в плане гастролей фаворит — город Ростов. Одесса-мама, Ростов-папа. Здесь я первый раз выступал самостоятельно, здесь я впервые влюбился». Последний раз в Ростове писатель выступал 31 января 2019 года.
В 2020 году выступление Жванецкого было запланировано на 3 ноября, однако оно не состоялось. Артист умер 6 ноября.
А он ощущал себя писателем, и я всякий раз ему подтверждал, что так оно и есть, что не просто писатель, а один из самых остроумных писателей. Cмерть Жванецкого — это примерно как сказать, что умер Фонвизин. Это полный переворот, это выбоина, которую ничем не заделать. Потеряла русская литература. Это не просто эссе, это не просто скетчи, это что-то гораздо-гораздо большее, то, что будет входить в учебники, то, что будет входить в хрестоматии, и то, что переживет не только его, но и нас».
Вениамин Смехов актер «Он действительно посланник. Как мы отмечаем Высоцкого, Бродского, Гоголя — это вровень. Жванецкий абсолютно сопоставим с Николаем Васильевичем Гоголем, ему не нравилось, когда это ему говорилось. Но все-таки это отдельная большая и красивая жизнь. Я представляю себе том «Жизнь замечательных людей», где культурным людям будет представлена эта необычайность. Его не должно было быть в Советском Союзе при такой цензуре, но, в конце концов, на эту тему, если забираться совсем высоко, это чудо черноземного происхождения российской культуры, когда все, что делается сверху, — выдавливается все культурное, интеллигентное, дворянское, аристократическое, и об этом есть у Жванецкого тоже. Ощущение, что он включил незаконный свет над нашей жизнью и над нашей обыденностью с каких-нибудь 1960-х годов и до сегодняшнего дня. И никакого промедления, никакого изменения, то, что я могу услышать, как и вы, о том, что тогда он был популярный, плевать ему на эту популярность, потому что он гениальный писатель и поэт».
Вот как о Михаиле Жванецком вспоминает актер театра «Квартет И» Леонид Барац: Леонид Барац актер театра «Квартет И» «Жванецкий был человеком, которому я очень благодарен за его подсказки, за его проницательность, за остроумие, за жизнелюбие, да и просто за то, что, сидя с ним за столом, получаешь удовольствие от полета ума, эмоции, таланта. Он был большой писатель, начинавший сатириком, а выросший в большого писателя, явление, человека, на которого равнялись. Мне никогда не казалось, что он, как произносили, мудрец. Мудрец — человек успокоившийся, все понимающий о жизни, знающий, как нужно, и подсказывающий рецепты. Михаил Михайлович был как раз весь в жизни, с постоянными сомнениями, с постоянными парадоксальными выводами из происходящего вокруг. Мне очень жаль, что этим летом мы не посидим за столом и не послушаем Михаила Михайловича в очередной раз. Просто по-человечески его жалко, он прожил большую, очень яркую, очень интересную, очень мощную жизнь. Отсутствие такого человека в твоей жизни, человека, который формировал твою жизнь, сделал твою жизнь, потому что вокруг него жизнь семьи вращалась, — это действительно потеря».
Лион Измайлов сатирик «Умер писатель, равного которому не было. Особый писатель, не похожий ни на кого, просто гениальный юморист. Все равнялись на него. Я с 1972 года был с ним знаком, ездили мы вместе с клубом «Двенадцать стульев», выступали вместе. Эпоха ушла. Для меня он на одном уровне с Аверченко, с Зощенко. Считаю, что это Салтыков-Щедрин нашего времени». Вот что Михаил Михайлович говорил о смерти в монологе «А смерти нет».
Великие все умерли — и ничего, благодаря им и жизнь есть, и лекарства, и мосты, и книги. Ну, если, наконец, подумать, они ж все умерли, вот это все написали, изобрели, построили и ушли, их уже нет, и ничего, никто не горюет. Чего же переживать, когда такие люди, в сто раз умнее, в тысячи раз талантливее, красивее, трудолюбивее, интеллигентнее, ушли и ничуть об этом не жалеют. Разве они стремятся сюда, вот в это, извините, время, к этим, извините, людям? И все, и как легко, читаешь их с восторгом, уже вся ночь, еще чуть-чуть, еще чуть-чуть, и вдруг, господи, так он же умер, тот, кто это написал! А спасти? Теперь, может быть, спасли бы благодаря тем, кто умер раньше. Вопрос, а надо ли, чтобы он еще что-то сказал?
Он бы не захотел.
Сегодня вспоминаем творческий путь Михаила Жванецкого и его высказывания о людях, любви и жизни. Михаил Жванецкий родился 6 марта 1934 года в Одессе. Его родители были врачами: отец — хирургом, а мать — стоматологом. В войну отец оперировал на фронте, а сам Жванецкий с матерью были эвакуированы в Казахстан. В родной город они вернулись в 1944 году. Будущий сатирик окончил Одесский институт инженеров морского флота, но уже со студенчества начал участвовать в самодеятельности, а также писал миниатюры и монологи для студенческого театра «Парнас-2».
После института работал в одесском порту, потом инженером по подъемно-транспортным механизмам на заводе «Продмаш», затем в конструкторском бюро. В 1963 году во время одесских гастролей Ленинградского театра миниатюр он познакомится с руководителем театра Аркадием Райкиным. А тот возьмет и включит произведения Жванецкого в репертуар театра. С Райкиным они вместе поставили программу «Светофор» с популярной миниатюрой «Авас», «Век техники» и «Дефицит». Их автором был Жванецкий. С 1980-х Жванецкий переехал в Москву и к концу 80-х стал худруком Московского театра миниатюры.
Я, например, вагоны разгружал!.. Словом, опыт, который я за все эти годы получил, трудно переоценить. Это был опыт не театральный, не сценический, не литературный. Это было гораздо важнее - это был жизненный опыт. Мне кажется, что то, что так много моих высказываний ушло в народ и потеряло всякую связующую нить со своим автором - это и есть признание и отголосок тех лет", - говорил он. В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным, который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью. Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники». В период работы в театре А. Райкина , творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов. Затем самостоятельно выступал в Одесской филармонии, потом в Московском театре «Эрмитаж», где приобрел популярность. С 1988 года художественный руководитель созданного им Московского театра миниатюр. Миниатюры Жванецкого - «Авас», «В греческом зале», «Подруги», «Города», «Только приятное», «Как лечат стариков», «На складе», «О воспитании», «Ночью», «У кассы» и многие другие - исполнялись многими известными артистами. Свой стиль называет верлибром: "Я действительно поэт, я согласен. Понимаете, я уже в том возрасте, когда могу говорить о себе правду без присущей мне застенчивости. И - да, в моих текстах есть поэзия. Есть внутренняя музыка, есть ритм, который запоминается. То, что я пишу, называется верлибр, верно? Свободный стих, как говорят французы". В 1991 году снялся камео в эпизоде фильма «Гений». По его произведениям поставлено множество знаменитых спектаклей, среди них: «Птичий полет», «Избранное», «Моя Одесса», «Искренне Ваш», «Бенефис», «Политическое кабаре», «Престарелый сорванец». В 1988 году в саду скульптур Литературного музея Одессы по адресу ул. Ланжероновская, 2 открыт памятник Михаилу Жванецкому. С 2002 года стал ведущим ежемесячной телепередаче «Дежурный по стране» на канале Россия 1. А я по-настоящему свободен только, когда я пишу", - говорит Жванецкий.
Михаил Жванецкий: Каким был и что оставил после смерти великий сатирик
В начале 1980-х годов Михаил Жванецкий переехал в Москву. В 1981-1983 годы работал литературным сотрудником журнала "Студенческий меридиан". В 1980-е годы писал для Московского театра миниатюр с 1987 года - Московский театр "Эрмитаж" , в который перешли Виктор Ильченко и Роман Карцев. Артисты участвовали в спектаклях "Браво, сатира" и "Когда мы отдыхали" по произведениям Жванецкого.
В 1988 году Михаил Жванецкий создал и возглавил в качестве художественного руководителя Московский театр миниатюр коллектив работает в системе Москонцерта. По его произведениям были созданы спектакли: "Птичий полет", "Политическое кабаре", "Искренне ваш", "Моя Одесса", "Престарелый сорванец" и др. Их исполняли Роман Карцев, Виктор Ильченко и другие артисты.
Михаил Жванецкий был одним из наиболее популярных отечественных писателей-сатириков. Он выступал с сольными спектаклями и концертными программами по собственным произведениям. Его творчество включает в себя фельетоны, репризы, миниатюры, монологи и др.
Его тексты со сцены также читали Сергей Юрский, Любовь Полищук и другие артисты. В 1984-1987 годы режиссер Ефим Гамбург выпустил четыре серии рисованного мультипликационного фильма "Контакты… конфликты…" по произведениям Михаила Жванецкого он озвучил все выпуски. В 1990-е годы выходил иронический журнал "Магазин Жванецкого", в котором публиковались произведения сатирика, а также Аркадия Арканова, Юрия Роста, Юнны Мориц и других авторов.
Сейчас бесцветность и есть цвет этого парламента. Вот он бесцветен. Правительство как всегда более цветное — там есть характеры. А в парламенте — нет.
Ну, разве что Жириновский там чего-то. Говоря о патриотизме, он с неудовольствием отмечал «трескучие шумные фразы» «профессиональных патриотов»: «Они почему-то получаются без юмора — я имею в виду профессиональных патриотов, которые работают патриотами, — они получаются без юмора и, извини меня, без секса. Они не сексуальные и без юмора. Весной его концерты отменили из-за коронавируса, а летом он признавался, что чувствует себя плохо и никуда не выходит.
В октябре он объявил об окончании концертной деятельности, спустя месяц, 6 ноября, умер. Цитаты из его произведений превратились в фольклор и перестали восприниматься как авторские. Гораздо хуже, когда над тобой плачут», «Никогда не преувеличивайте глупость врагов и верность друзей», «Одно неверное движение — и ты уже отец», — эти фразы из произведений Жванецкого знакомы многим. Может быть, это и есть высшее признание таланта — не зря ведь в русском языке само понятие фольклора так тесно связано с народной мудростью.
Он часто сам выступал со своими монологами, но никогда не был юмористом в том смысле, которое создало российское телевидение. Его произведения — это не шутки о сиюминутном, которые перестают быть понятными уже через месяц, и не пародии, которые возбуждают смех похожестью на жизнь. Сегодня некоторые говорят, что по произведениям Жванецкого в будущем можно будет изучать Россию его времени.
Раннее детство провел в поселке Томашполь Винницкая область, Украина , где его отец - Мане Эммануил Моисеевич - работал главным врачом местной больницы, а мать - Раиса Яковлевна - стоматологом. В годы Великой Отечественной войны отец служил фронтовым хирургом, был удостоен ордена Красной Звезды 1942.
Михаил Жванецкий вместе с матерью находился в эвакуации в Узбекистане. В 1944 году семья Жванецких вернулась в освобожденную Одессу. В 1956 году Михаил Жванецкий окончил Одесский институт инженеров морского флота ныне - Одесский национальный морской университет по специальности "инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов". В институтские годы начал участвовать в самодеятельности. Писал миниатюры и монологи для студенческого театра "Парнас-2", многие из них исполнял сам.
Окончив институт, Михаил Жванецкий работал механиком в Одесском морском порту, затем - инженером по подъемно-транспортным механизмам на городском заводе "Продмаш". В 1963 году во время одесских гастролей Ленинградского театра миниатюр ЛТМ познакомился с его руководителем Аркадием Райкиным 1911-1987 , который включил произведения Жванецкого в репертуар театра. В 1969 году они совместно поставили программу "Светофор", в которой в исполнении Райкина впервые прозвучали популярные миниатюры "Авас", "Век техники" и "Дефицит" авторства Жванецкого. В том же году широкую известность получил монолог "В Греческом зале", включенный в спектакль Райкина "Плюс-минус". В программах ЛТМ произведения Жванецкого также исполняли артисты разговорного жанра Виктор Ильченко 1937-1992 и Роман Карцев 1939-2018 , сотрудничество с которыми началось еще в театре "Парнас-2".
В 1970 году вместе с Карцевым и Ильченко Михаил Жванецкий вернулся в Одессу, где организовал театр миниатюр при местной филармонии.
Для троих! Музыканты ждали, когда закончатся наши выступления... Также Жванецкий вспоминал ещё один анекдотичный случай, который произошёл с ним после первого выступления в Ростове. Они вместе с Карцевым и Ильченко вернулись в гостиницу «Ростов» и зашли поужинать в ресторан. Принесли огромную сковороду. И в ней было все: мясо, люля-кебабы, бифштексы, нарезанные кусочками. Такого сервиса не было больше ни в одной гостинице Советского Союза. А потом только я узнал, что это было собрано со столов и пережарено. Но чёрт с ними.
Эта еда благоухала, и мы сидели в ресторане под звуки оркестра до утра — беседовали», — вспоминал сатирик. Одессит считал Ростов городом номер один в России по юмору, а публику ценил за интеллигентность. В своих выступлениях он регулярно об этом говорил: «Одесса для меня город номер один, но в плане гастролей фаворит — город Ростов.
Михаил Жванецкий умер в возрасте 86 лет
Михаил Михайлович Жванецкий (настоящее отчество — Маньевич), родился в Одессе в семье врачей в 1934 году. Михаи́л Миха́йлович Жване́цкий — русский советский и российский писатель-сатирик, исполнитель собственных литературных произведений, киносценарист, телеведущий, актёр. Михаил Жванецкий – советский и российский писатель-сатирик, актер, ведущий. Михаил Михайлович (Маньевич) Жванецкий родился в Одессе. Михаил Михайлович Жванецкий (Михаил Маньевич Жванецкий; род. 6 марта 1934, Одесса, Украинская ССР, СССР) – русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литературных произведений, киносценарист, телеведущий, актёр. В пятницу 6 ноября стало известно о кончине в возрасте 86 лет сатирика Михаила Жванецкого.
5 интересных фактов о Михаиле Жванецком
В 1963 году во время одесских гастролей Ленинградского театра миниатюр он познакомится с руководителем театра Аркадием Райкиным. А тот возьмет и включит произведения Жванецкого в репертуар театра. С Райкиным они вместе поставили программу «Светофор» с популярной миниатюрой «Авас», «Век техники» и «Дефицит». Их автором был Жванецкий. С 1980-х Жванецкий переехал в Москву и к концу 80-х стал худруком Московского театра миниатюры. По его произведениям были созданы спектакли «Птичий полет», «Политическое кабаре», «Искренне ваш», «Моя Одесса», «Престарелый сорванец» и др. Их исполняли Роман Карцев, Виктор Ильченко и др. Лучшие цитаты Михаила Жванецкого О жизни «Наша свобода — это то, что мы делаем, когда никто не видит. Стены лифтов, туалеты вокзалов, колеса чужих машин... Пессимист боится, что так оно и есть».
Самое приятное аморально. Самое острое незаконно.
И теперь скульптура "Портфель Жванецкого" украшает Ялту. Другое известное прозвище МихМиха - "Дежурный по стране". Так называлась ежемесячная телевизионная программа, выходившая в 2002-2019 годах на канале "Россия-1". В свойственной ему манере Жванецкий рассказывал об актуальных событиях. Жванецкий оставался популярным, в то время как многие его коллеги не смогли выйти из советской эпохи. Она помогла интегрироваться советскому сатирику в новую российскую действительность.
Жванецкий оставался популярным, в то время как многие его коллеги по юморному цеху не смогли выйти из советской эпохи и опускались в забвение. Обеспокоенные поклонники узнали, что это было связано с болезнью писателя. Михаил Жванецкий ушел из жизни 6 ноября 2020 года в московском госпитале. Юмористу было 86 лет. Слова соболезнования выразил президент России Владимир Путин, назвавший афоризмы Жванецкого символом эпохи. Вечный покой артист обрел на Новодевичьем кладбище. Цитаты Михаила Жванецкого: Из двух зол я выбираю то, какое раньше не пробовал… Мыслить так трудно, поэтому большинство людей судит... Обидно, когда твои мечты сбываются у других!
Бывают женщины прелесть какие глупенькие, и ужас какие дуры! В историю трудно войти, но легко вляпаться.
В 2012 году Жванецкому был удостоен звания народного артиста России.
В начале октября 2020 года стало известно, что сатирик больше не будет заниматься концертной деятельностью в связи с преклонным возрастом и потерей работоспособности. Дата смерти.
В 1984—1987 годы режиссёр Ефим Гамбург выпустил четыре серии рисованного мультипликационного фильма « Контакты… конфликты… » по произведениям Михаила Жванецкого он озвучил все выпуски. В 1990-е годы выходил иронический журнал «Магазин Жванецкого», в котором публиковались произведения сатирика, а также Аркадия Арканова , Юрия Роста , Юнны Мориц и других авторов. С апреля 2002 по декабрь 2019 года являлся постоянным ведущим ежемесячной телепередачи « Дежурный по стране », оригинального формата на канале « Россия-1 » производство телекомпании АТВ [33] [34] , где его соведущим стал Андрей Максимов.
В 2018 году у звезды юмористической передачи появился новый соведущий. В паре со Жванецким стал работать Алексей Бегак. Но год спустя телепередачу пришлось закрыть из-за состояния здоровья сатирика. В 2001 году в издательстве «Время» вышло собрание произведений Жванецкого в четырёх томах. Через пять лет был выпущен пятый том под названием «XXI век».
Также книги автора печатались в «Махаоне» и «Эксмо». Неотъемлемым атрибутом образа артиста был старый потертый портфель, в котором когда-то носил истории болезней пациентов его отец. Этому портфелю даже установили памятник в Ялте, он отлит из бронзы и украшен афоризмами Михаила Жванецкого. Болезнь и смерть[ править править код ] Могила Михаила Жванецкого 2020 год 2 декабря 2019 года закрыл передачу « Дежурный по стране »; как позже оказалось, это было связано с болезнью [35] [36]. В октябре 2020 года его директор Олег Сташкевич сообщил, что Жванецкий принял решение закончить концертную деятельность по состоянию здоровья [37] [38].