Новости календарь народных примет

Календарь народных примет на каждый день. В народном календаре этот день известен как "Мартын Лисогон" и окутан уникальными традициями, запретами и поверьями, сохранившимися до наших дней. Еще одна причина, которая ставит под сомнение точность народных примет, – это переход на григорианский календарь в 1918 году. 1. По народной примете, лучше 29 апреля не сквернословить и не оскорблять других. Это переходящий двунадесятый праздник, то есть его дата в церковном календаре не фиксирована — она зависит от даты Пасхи.

Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день

Парня ставили под деревом, где гнездились пчелы, и наблюдали за поведением насекомых. Если они не обращали никакого внимания на жениха, то быть свадьбе. Кроме того, пчелы - чуткие и умные насекомые. Пчеловоды давно заметили влияние погоды на поведение пчел. Чтобы всегда быть с медом, пасечники над ульями читали специальный заговор. По мнению наших предков, в Пудов день рябина и калина почки распускают.

Народный календарь 27 апреля Мартын Лисогон. В этот день чествуют святого Мартина, который жил в Константинополе и был известен как папа Римский. По приказу императора святого пытались убить, но человек, согласившийся это сделать, неожиданно ослеп, как только приблизился к Мартину. В результате его сослали в Херсонес Таврический, где он и умер. Его прозвали «Лисогоном» из-за поверия, что именно в его день лисицы покидают старые норы и роют новые.

Потом ими угощают малых деток и древних старцев. С тех пор поговорка: На второй Спас и нищий нищему яблочко даст.

В этот день не носят украшения из металла. Нельзя пить снадобья из трав. Не потирать руки — не будет денежной прибыли. Не смотреть на луну — голова болеть будет. Не сидеть рядом с инвалидами без конечностей. Успение Пресвятой Богородицы. Великие праздники почитают по три дня: один до и один после и сам праздник.

Третий Спас Нерукотворный — Хлебный, Ореховый. Кто носит в кармане орех двойчатку два орешка вместе в одной ступе или тройчатку — богат будет. Конец Успенского поста. Ни в коем случае не ходите босяком ни дома, ни на улице, ни по траве. Все болезни прилипнут. Поэтому в этот день смотрят за детьми, чтобы они не нарушали это правило. Усекновение главы Иоана Предтечи.

Не едят круглого картошка, яблоки, арбузы, яйца и т. Не берут в руки косу, лопату, топора. Не поют и не пляшут. Соблюдается строгий пост. В этот день не здороваться с первым гостем в доме — здоровье упустишь. Нельзя сушить подушки, одеяла и перину — будут плохие снится сны. Не брать в руки карты — проиграешь.

Не ставить нового забора — воры залезут. Мелкую монету не считать до 12 часов полдень , иначе останется одна мелочь. Не брать котят. Кот, взятый в этот день, приносит несчастье. Не мыть голову — облысеешь. Неопалимая Купина. Икона Божьей Матери Неопалимая Купина охраняет дом от пожара и молнии.

Должна быть в каждом доме. Захарий и Елизавета, изгнание Кумохи. День считался одним из самых удачных для предсказания и гаданий, но гадали вечером, потому что сутра Кумоху лихоманку — лихорадку, болезни, неудачи изгоняли. Дети, рожденные в этот день, отличались необычайными талантами и хорошим здоровьем. Михайлов день. Считалось, что любое дело в этот день идет вкривь и вкось. На Михайлу нельзя работать — бог накажет.

Сны перед днем Рождества Богородицы вещие. Нельзя занимать хлеб, воду, деньги. Нельзя посылать сватов к невесте. Нельзя поминать усопших по именам. Не покупать девочкам кукол — чтобы в последствии не были бесплодными. Нельзя хвастать своим здоровьем — иначе его потеряешь. Если накануне дня Рождества Богородицы последним в дом войдет мужчина — то весь год семья будет здорова.

Нужно отдать знакомым лука. Кто отдаст из своей хаты лук, того Господь избавит от мук. Крестьяне несли в церковь ведерки с луком. День Рождества Богородицы. В этот день нельзя трудиться в поле и в доме. День православия, праведных и Оакима и Анны. В этот день вспоминают всегда родителей.

Дети приходят к родителям с подарками, или молятся об ушедших родителях. Постный праздник. Праздник Воздвиженье. В этот день девушки заманивают заговорными словами женихов, чтобы их заманить до Покрова, охумутать, и под венец пойти. День Софии, Веры, Надежды, Любови. Бабьи именины. В этот день женщинам полагалось сутра поплакать о себе, родных, а потом со светлой душой приниматься за хозяйство.

Кондрат да Игнат. В этот день грех без работы прохлаждаться. Не присядешь без дела на Кондрата с Игнатом — будешь богатым. Не едят ягоды: ни моченой, ни вареной, ни в компоте. В этот день чистили, убирали, готовились к светлому празднику Покрову Богородицы. За 3 дня до Покрова сны верны и правдивы и сбываются в течении 12 дней. Под Покров в бане моются только до обеда.

Под Покров взбрызгивали всех домочадцев святой водой. Покров Пресвятой Богородицы. В Покров хозяйка, которая, увидев, что к ней в гости трое идут, не пустит в дом — плохая примета, если в дом утром трое идут. В Покров не занимают деньги. В Покров ходят сваты, и, если откажешь сватам, три года замуж не выйдешь. Поэтому на Руси, увидев сватов тех, что не милы, закрывали дверь. Девушки рано встают, в церковь идут первыми на службу, первыми ставят свечу, гарантирующую скорое замужество.

И говорят: батюшка Покров землю седу снегом , а меня молоду — платком. Святой Фома. На Фому торговые люди замки меняют, словами специальными заговаривают на хорошую торговлю. Сергиев день. Печь в доме в этот день растапливает самый младший. Чтобы в доме зимой всегда будет тепло. Женщины в этот день надевают новые платки, купленные заранее, чтобы весь год не болела голова.

Беременные женщины молили Бога, чтобы не рожать в этот день — роды бывают тяжелые. День мученика Прова. В этот день, кто громко хохочет — страшную муку себе добывает. Кто в этот день родился, горе в жизни хлебнет. Не надо никого на Прова обижать — не будет счастья. Не надо ссориться, не мстить — чтобы с вами ничего плохого не случилось. В этот день никогда не спрашивают, когда стучат в день: кто там, чтобы беда в дом не пришла.

Нельзя стирать, белить, свечи в церкви для дома покупать, пинать животных. Нельзя гадать на картах. В этот день сыплют зерна птицам, как бы поминая родителей. Ходят в гости к сватам родители к родителям мужа или жены и носят угощения. Казанская икона Пресвятой Богородицы. Главный женский праздник. Самый хороший день для замужества.

Кто на Казанскую женится — счастлив будет. В этот день «добрые люди вдаль не ездят» — в путь не отправляются. Кто в этот день в канаву упадет — долго жить будет. Кто в своем доме услышит сверчка — кто скоро из дома гроб понесет. Дмитриев день. В этот день повсеместно на Руси верующие люди справляют поминки по усопшим: ходят на кладбище, носят поминальную кутью каша рисовая с изюмом и медом и стряпню. Запрещается мыться и стирать белье.

Кто в этот день моется — тот льет грязь на мертвых. Параскева Пятница. Бабья заступница. В Параскеву нельзя беспричинно смеяться, чтобы в старости не плакать. А девушки просили Параскеву Пятницу: матушка Параскева пошли жениха поскорее. В этот день нельзя белье в воде стирать, веретеном сучить, веретено на лавке оставлять шить, вязать, шитье оставлять на видно месте , ато сорок грехов наживешь. Не полагалось женщинам стирать белье, чтобы не разгневать Параскеву Пятницу, которая помогает женщине при родах и исцеляет от женских болезней.

В этот день девицы молились о женихах. Девушки, которые хотели выйти замуж побыстрее, разбрасывали на заре этого дня мелкие монеты и предметы рукоделия спицы, иглы , чтобы привлечь женихов. На Руси архангел Михаил считался одним из самых почитаемых святых. Праздник отмечали весело и хлебосольно. В некоторых деревнях было принято в этот день есть, как можно больше щей. Чем больше щей съешь — тем зима теплее будет и дом не застудит. Иван Милостивый.

Закончились свадебные недели. Девушкам, оставшимся без женихов, приходилось ждать Масленицы , или Красной горки — новых свадебных циклов. День памяти Иона Златоуста. На Златоуста не ругаются, иначе, когда к тебе надо будет обратится к Богу, Он тебя не услышит. Начинается Великий Рождественский пост. Екатерина Санница. Екатерина покровительница брака и невест.

В ночь на Екатерину гадают. Девушки перед сном кладут под подушку кусок хлеба и заговаривают его, какой будет суженный. Начинается катание на салазках. Юрьев день. До этого дня необходимо было раздать все долги. Не вернуть долг до Юрьева дня — всю жизнь в должниках ходить. В старину в этот день старались наняться на работу — тогда хозяин не будет строг и не выгонит.

Можно в этот день просить повышение зарплаты. Парамонов день. В этот день занимают хлеб, яйца, деньги и все, что угодно. Если удастся занять — то будешь во всем везуч. День Андрея Первозданного. В день святого Андрея девушки гадали о суженных, соблюдая на кануне пост, так, чтобы никто из родных это не заметил, и молились о женихах. Чтобы приманить жениха покрасивей и побогаче, девушки бросали в полночь маленькие монеты.

Чем больше бросишь, тем больше шансов. Наум Грамотник. В этот день начинали учить детей грамоте. Придет Наум — наведет на ум. Учителям в этот день делали подарки, угощали их. Науму молились с просьбой о детях, чтобы он наставил их на учение. День святого Саввы.

Еще со старых времен известно, что на Савву беременным нельзя мыть голову, иначе у ее ребенка будет слабое здоровье. Про этот день говорят: тот, кто на Савву засватается, тот весь век неразлучен будет. У кого в этот день случится покойник, то через год повториться. Анна Зимняя. Самый короткий день в году. В этот день беременные женщины не работали, им полагалось поститься. Канун католического рождества.

Католики проводят ночь до Рождества в молитвах. Спиридон Солнцеворот. На Спиридона загадывали сны и считались они вещими. В этот день работать запрещалась. От Спиридона — Солнце на лето, зима на мороз. На Спиридона ставили веточку в воду, и если она расцветала к Рождеству, то загаданное сбудется. Последний день уходящего года простите всех своих врагов, поблагодарите Бога за то, что Он дал вам прожить этот год и за то, что поддерживал вас в этот год и за то, что ваша семья вместе с вами.

В канун нового года не задолго до наступления полуночи, вы можете попросить у 12 апостолов благословение на будущий год. Для этого потребуется икона 12 апостолов, которую ставят на стол, и зажигают 12 церковных свечей. Новый год встречают в новой одежде. Крещение ребенка. Приметы на крещение. Наиболее благоприятные дни для крещения ребенка Январь 9, 1,1, 12, 20 Февраль 7, 9 , 21, 27 Март — Апрель 4, 11, 18, 22, 28 Май 2, 6, 10, 12, 16, 24 Июнь 3, 8, 12, 18, 22, 24, 28 Июль 4, 7! Крестными ребенка не могут стать люди другой веры, муж и жена или люди состоящие в связи.

Не приглашать алкоголиков и наркоманов. Вы должны быть уверены в крестных родителях. Нередки случаи когда во время крещения на ребенка перекидывали болезни и несчастья. Лучше когда есть и крестная и крестный. Но если не получается найти двух крестных, мальчика должен крестить мужчина, а девочку женщина. Не приглашать в крестные беременную женщину.

Вечерня совершается в час смерти Иисуса Христа на кресте, в 14:00. При пении определенного тропаря священнослужители поднимают Плащаницу изображение лежащего во гробе Христа с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе-гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом. В Великую Субботу служба которой начинается вечером накануне церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. Во время вечерни, предваряющей пасхальное богослужегние, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых. Священнослужителе переоблачаются в белые пасхальные одежды. После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Традиции Вербного воскресенья

  • Курсы валюты:
  • Актуальные новости
  • Стоит только взглянуть на небо: приметы Вербного воскресенья, которые предскажут, каким будет лето
  • Народные приметы на сегодня, завтра и текущий месяц
  • Народные приметы 14 марта
  • Ярилин день: что нужно сделать 1 марта, чтобы не остаться на три года без денег, народные приметы

Календарь народных примет на каждый день

Читать онлайн книгу «Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день» полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. В народном календаре 28 апреля получило название Пудов день или Святой Пуд. Следите за народным календарем, сверяйте его сведения с днем сегодняшним! В нём всё затейливо переплетено: и православный календарь, и сочные народные названия, и мудрые высказывания, и верные приметы.

Календарь народных примет на каждый день

Календарь народных примет на каждый день, разбитый по месяцам. Вербное воскресенье — это особенный день, в 2024 году выпавший на 28 апреля, в православном календаре наступает за неделю до Пасхи. Народные приметы. Связан день и со множеством примет, по которым судили, каким будет год. Какими будут май и лето: определяем по приметам на Вербное воскресенье.

Самое читаемое

  • Судьба и случай в данный момент рекомендуют:
  • Приметы сегодня
  • Народные приметы о доходах: чего нельзя делать 29 апреля - В мире людей - Новости Живем в Нижнем
  • оБТПДОЩК ЛБМЕОДБТШ РТЙНЕФ

Сегодня Вербное воскресенье: что можно и что нельзя в этот день

Список который содерит все народные приметы, суеверия, предсказания погоды по природным явлениям, растениям, птицам и животным. Пудов день и переходящий церковный праздник Вербное воскресенье. Народные приметы на Михайлов день подскажут, как лучше провести 21 ноября. Народные приметы. В подборке мы расскажем о значимых событиях, народных приметах, поверьях и праздниках в этот день. Приметами этого времени являются увеличение суточного хода температуры (ночью морозит, днем греет) и дневные потеки талой воды, которые вечером замерзают, образуя гололедицу.

Народные приметы на 29 апреля 2024 года: что нельзя делать в этот день

После следующего допроса правитель приказал отвести Ирину в публичный дом, но там к праведнице никто не осмелился притронуться. После этого мученицу казнили. К Ирининому Арининому дню реки начинают входить в свои нормальные русла, оставляя размытые берега и овражки. В народе говорили: «Арина — урви берега! На Арину было принято заниматься рассадой. Высаживая молодую капусту, крестьянки приговаривали: «Не будь голенаста, будь пузата; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна».

Подобные заклинания существовали для каждого овоща. Считалось, что после этого дня должно следовать несколько солнечных, благодаря чему рассада быстро идет в рост. На Арину также полагалось белить стволы садовых деревьев. Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан.

Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Дни Страстной седмицы, начиная с понедельника, в народе также называют чистыми, потому что в этот период верующие начинают готовиться к Пасхе и приводят в порядок свои жилища. Кроме того, из дома полагается выбросить всё лишнее, избавиться от мусора и старых вещей, освободив место чему-то новому. Уборка перед Пасхой продлится до Великого четверга. В Великий понедельник особое внимание полагается уделить садоводству — если христианин занимается домашним хозяйством, то именно в первый день Страстной недели лучше заниматься посевом, тогда урожай в будущем будет богатым.

Дети наполняли ими корзиночки и бежали в сад к соседям искать там яйца. Побеждал тот, кто собирал больше яиц. Красная горка Красная горка Фомино воскресенье, Фомина неделя — первое воскресенье после Пасхи.

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он в нее не поверил. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему Свои раны и предложил ощупать их.

Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя. На Красную горку заканчивается Светлая седмица. В церкви последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата.

Фомино воскресенье названо Красной горкой, поскольку по народной языческой традиции так называли дни начала весны, когда народ поднимался на самое высокое место горку и зажигал костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд — «полюдье». Гулянья По аналогии с празднованием языческих праздников встречи весны, Красная горка отмечалась широко и празднично.

Народ собирался на больших улицах и площадях. По традиции, в этот праздник начинались девичьи хороводы и заканчивались первые весенние, начинавшиеся с Пасхи, ярмарки невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением — «окликанием» молодоженов. С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье — первый день после Великого поста, когда в церкви разрешены венчания.

На Красную горку, как и на Пасху, красили яйца и устраивали с ними игры. Молодежь старалась не пропускать игры и хороводы, поскольку пропуски считались плохой приметой. По народному поверью, если парень не будет участвовать в гуляньях на Красную горку, то из-за этого он женится на рябой, уродине или так и останется холостым.

А для девушек не было хуже наказания, чем выйти замуж за некудышного жениха или вообще остаться старой девой. Обряд «Кликание весны». Рано утром на Красную горку проводился языческий обряд «Кликание весны».

Девушки поднимались на вершину холма и становились в хоровод. Самая бойкая из них — запевальщица-«хороводница» — начинала просить солнце о своем девичьем счастье: «Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко!

Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, серце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла.

Я, девушка имя , путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца имя на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым.

Все девушки-хороводницы повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, запевала песню, прославляющую весну. Девушки хором подхватывали эту песню.

Завершала празднование веселая пирушка. Обряд «Опахивание села». Обряд «Опахивание села» проводился на Красную горку с целью уберечься от несчастий на весь предстоящий год.

Начинался обряд ровно в полночь. Все женщины и девушки деревни выходили за околицу с песнями. Там уже их ждали три молодые женщины с сохой и три старые женщины с иконой Казанской Божьей Матери.

Девушки расплетали косы, женщины снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины устраивали праздничную трапезу.

Позднее к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. По народному поверью, после совершения обряда опахивания все беды и несчастья оставались за бороздой и не имели силы перешагнуть через нее и навредить селу.

Радуница Радуница радоница, радавница — самый главный день поминовения умерших предков, приуроченный к Пасхе. Радуница отмечается во вторник, в десятый день после Пасхи, хотя в старину ее отмечали в Фомино воскресенье Красная горка или понедельник. По народному поверью, название праздника происходит от того, что в этот день мертвые встают из могил, слушают поминальную обедню в церкви за алтарем, разговляются после Великого поста, присутствуя во время поминальной трапезы, и радуются как Христову дню — Пасхе, так и тому, что их дети помнят о них.

В народе верили, что те родители, дети которых не приходили поминать в Радуницу на кладбище, не радовались, а плакали весь праздничный день. Несмотря на поминальный характер, Радуница считалась веселым и радостным праздником: «Веселы песни о Масленице, а веселей того — о Радунице». По языческой традиции, поминовение умерших весной, перед началом посевных работ, относится к культу предков.

Цель этого обряда — получить поддержку и покровительство предков в крестьянском труде. На Руси Радуница отмечалась с давних пор, хотя формы ее празднования осуждалось православной церковью. В то же время само поминовение считалось богоугодным делом.

По народному поверью, раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. И если бы в день Радуницы случился конец света, то вышедшие из могил «родители» вместе с поминавшими их потомками прямо предстали бы перед Господом Богом в раю. В день Радуницы в церкви после литургии совершалась вселенская панихида, после которой каждая крестьянская семья с закусками и вином отправлялась на кладбище «угощать родительские душеньки».

Угощение, устраиваемое как для живых, так и для умерших, называлось «христосованием с родными». Обязательной его частью было одаривание умершего пасхальным яичком, которое закапывали около креста, клали целиком или крошили на могилу для птиц. По народному поверью, птички, отведавшие угощения, заступятся за покойного на том свете перед Богом.

После поминовения родных обычно навещали могилы знакомых, а всех, встречавшихся по дороге, чем-нибудь угощали и говорили: «Помяните моих родителей». При этом на угощение не скупились, так как считали: «Сколь ко помянешь раздашь , столько и на том свете дадут». И «если не угостишь «родителей» честь по чести в Ра ду ницу, самого на том свете никто не помянет, не угостит и не порадует».

По народному поверью, разгневанные «родители» за неуважение к их памяти могли наслать на своих потомков различные несчастья, падеж скота, пожар и тому подобное. Поэтому не только на Радуницу, но и в течение всей Фоминой недели многие хозяйки на ночь оставляли на столе еду, чтобы «покойнички, наголодавшиеся за зиму» отобедали, если вдруг заглянут в дом своих сородичей. Неделя жен-мироносиц Третье воскресенье после Пасхи и следующая за ним неделя посвящены женам-мироносицам.

Эта неделя называется Неделей Жен-мироносиц. В этот день, согласно Евангелию, женщины, которые пришли из Галилеи в Иерусалим вместе с Христом, рано утром на третий день после погребения Иисуса пришли ко гробу Господню, чтобы омыть его тело миром — благовониями. По преданию, они стали первыми свидетельницами Воскресения Спасителя.

Подойдя к гробнице, они увидели, что вход в нее открыт, а войдя внутрь, обнаружили, что тело Христа отсутствует. Их охватило недоумение и печаль, но вдруг пред ними предстали два ангела, которые сказали: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес…» Лука.

Обрадовавшись, жены отправились назад, в Иерусалим, чтобы сообщить радостную весть ученикам, и на дороге их встретил сам Иисус. В народной традиции Неделя Жен-мироносиц праздновалась как женский праздник «Бабий праздник». Он отмечался гуляньями и трапезами и был запретным для мужчин.

В этот день проводились обряды «Кумления девушек», «Крещения и похорон кукушки». Семик зеленые святки Семик Зеленые Святки отмечается за три дня до Троицы, в седьмой четверг после Пасхи. В языческой традиции Семик завершает весенний праздничный цикл, который начинала Масленица: «Честь ей и хвала, что Масляна Семика в гости звала».

В Семик, так же, как и на Масленицу, празднуется переход от одной поры года к другой. В данном случае — от весны к лету. Главным участником праздника была молодежь, в основном девушки.

Их «переходное» положение соотносилось с состоянием природы поздней весной — цветение, но еще не плодоношение. С принятием христианства Семику, как и другим языческим празднествам, стала соответствовать одна из церковных знаменательных дат — Троица. Однако праздник смог сохранить древние языческие традиции и оказался предваряющим празднование Троицы.

В Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, тогда как сама трапеза и приготовление блюд для нее происходили в Троицу. С Семиком связывали весенний этап полевых работ — посев ячменя в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в троицкую субботу , льна, конопли, посадку овощей. Крестьяне устраивали гулянья в полях с непременной обрядовой трапезой, обращались за помощью к предкам и совершали различные обряды, такие как «Обходы полей», «Величание ржи».

Магическим ритуальным блюдом были яйца или яичницы, сделанные «на урожай». Главная часть празднования Семика — обряд «Завивание березы». В этот день девушки шли в лес выбирать березу.

Выбрав дерево, девушки его «завивали» — связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду среди нее обязательно должна была быть яичница.

При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами кольцами, платками и после этого называли друг дружку кумой. Впер вые в праздновании принимали участие девушки-подростки.

Участие их в празднике символизировало причастность молодой девушки к миру важнейших женских занятий. Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных», к которым причисляли умерших «не своей» смертью скоропостижной, насильственной. В этот день, считали местные крестьяне, «самые великие грешники отдыхают от адских мучений».

По народному поверью, у «заложных покойников» остались еще силы, которые не были израсходованы при жизни. А это значит, что они опасны для живого человека: неиспользованная жизненная сила, «действуя уже из области смерти, берет душу у живых, как сама смерть», «ведет за собой в могилу». В народных легендах «заложные» или сами обладали свойствами нечисти, или находились в услужении у разных представителей нечистой силы.

Им приписывалась возможность управлять различными природными стихиями: дождем, громом, градом: «Мало бывает тепла до Семика; когда же покойников обмоет, тогда уж не бывает холода». Поминая удавившихся и утопившихся родственников, на их могилы приносили блины, вино, красное яйцо, которое разбивали тут же за упокой души. По обычаю часть блинов оставляли русалке: «Русалочка царица, красная девица, не загуби душки, не дай удавиться!

А мы тебе кланяемся». По церковной традиции, в этот день молятся о «безродных и безыменных», о тех, за кого некому молиться и «чье христианское имя изгладилось из памяти людской». Вселенские панихиды в Семик проходят на местах массовых погребений.

При поминовении читают молитву: «Помяни, Господи, убиенных рабов своих, и от неизвестной смерти умерших, их же имена Ты Сам, Господи, веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан». Русальная неделя Русальная неделя приходится на неделю, предшествующую празднику Троицы и совпадает с так называемой Семицкой, или Троицкой, неделей. По народному поверью, в Русальную неделю, когда зацветает рожь, русалки «гуляют» на земле.

В эту пору старались всячески задобрить русалок, чтобы избежать их вредоносного воздействия. Поэтому было принято устраивать общие трапезы, гулянья с хороводами, танцами и играми. Развешивали по деревьям в лесах и по кустам, растущим около рек, холсты на рубахи, бросали в лесах при виде нагих женщин и детей платки, части одежды.

Русальная неделя связана с большим количеством запретов на каждый день: нельзя было выполнять большие полевые работы; ходить в лес и по посевам в одиночестве, водить в лес лошадей и скотину; купаться, особенно в полдень и полночь; полоскать белье, белить холсты, заниматься работами, связанными с прядением, ткачеством, шитьем. Празднование Русальной недели и соблюдение запретов должно было «задобрить» русалок, которые в знак благодарности могли даже помочь. Последний день недели назывался «Русальным воскресеньем», «Русальным заговеньем», «Крапивным заговеньем».

В этот день устраивали праздник в честь проводов русалок, с которыми расставались до следующего года. Троица Троица день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов — двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу.

Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице — одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца — безначального первоначала, Сына — логоса и Духа Святого — животворящего начала. В образе Иисуса Христа людям явился Сын Божий.

В день Пятидесятницы — второго великого праздника еврейского народа, посвященного дарованию Моисею Закона Божьего в виде 10 заповедей на горе Синай, и на 50-й день после воскресения Христова человечество в лице группы апостолов, собравшихся в иерусалимской горнице вокруг Девы Марии, впервые восприняло откровение Третьей Ипостаси Единого Бога — откровение Духа Святого см. Духов день.

Также в этот день вспоминали ворон. Говорили, что на Мартына Мартина они купают своих детей в лужах и отпускают в отдельную семейную жизнь.

Ворону считали зловещей птицей, ей приписывали магическую силу: «Ворона каркает к ненастью, а ворон — к несчастью». Были и другие приметы, но все недобрые: если кто-то в лесу запоёт и увидит ворона — тот натолкнётся на волка; если ворон каркает на церкви — к покойнику в селе, если каркает на избе — к покойнику во дворе. В южных регионах с Мартынова дня начинались пахота и сев ранних хлебов.

Лягушка с голосом — сей овес. Когда дуб развернется в заячье ухо — сей овес. Если кроты и хомяки весною начинают выбрасывать из своих норок землю, то это знак, что надо сеять овес. Овес и сквозь лапоть прорастает. Овес сей, когда береза распускается.

Как видно, существовал целый ряд природных признаков, указывающих на то, что пришло время сеять овес. По новому стилю он приходится на 5 мая, но исходя из того, что мы написали выше о датах юлианского и григорианского календаря, понятно, что 5 мая — это просто пересчет церковной юлианской даты «22 апреля» на современный календарь. Но это дохристианский праздник, который никак не связан с церковным юлианским календарем и необходимостью пересчета его дат на новый стиль. Календарь наших предков был солнечным и отталкивался от 4-х основных точек равноденствий и солнцестояний. Соответственно, применительно к дохристианским праздникам более «ранняя» дата по старому стилю когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали. По сути Лельник — это некоторый славянский аналог 8 марта, день весны, любви, пробуждения к новой жизни. Лельник отмечался по большей части лишь девушками, которые водили хороводы, закликали весну, пели песни и плели венки на холме неподалеку от деревни — называемом Красная Горка в значении самое высокое, а значит самое красивое место в окрестностях. Есть версии, что позднее именно этот светлый праздник трансформировался в страшную картинку «шабаша ведьм», так как на празднование под строгим запретом не допускались мужчины.

Запрет на присутствие мужчин на мистериях вероятнее всего был связан с некоторыми чисто женскими таинствами — например, считалось, что только в этот день бездетная женщина может обрести силу к зачатию ребенка. Александр Угланов. Девы Само же название Красная горка впоследствии было интегрировано в новую религиозную парадигму как и, например, Масленица , а ее празднование привязано к Пасхе, которая как мы знаем не фиксирована, а каждый год отмечается в совершенно разные даты и даже разные месяцы. Сегодня «Красная горка» считается народным названием первого воскресенья после Пасхи. При соединении с христианством смысл праздника несколько изменился — акцент переместился с женских гуляний на ярмарки, смотрины невест и свадьбы. Произошло это потому, что первое воскресенье после Пасхи, то есть после окончания Великого поста — это первый день, когда церковь после длительного перерыва разрешает венчаться. Соответственно, именно тогда совершались многочисленные свадьбы, о которых договорились еще зимой. С точки зрения изучения древнего смысла народных праздников особенно важна следующая деталь — Лельник или Красная горка изначально всегда предшествовала Юрьеву дню или Егорию Вешнему, который согласно сохранившимся данным отмечался 23 апреля по старому стилю или 6 мая теперь — но новому стилю.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий