Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения.
Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство
На первый план выдвигалась не когнатическая связь между отцом семейства и его подвластными, а агнатическая. Родство определялось — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и не полнородными: consanguinei и uterine единоутробными. Римляне различали и свойства Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В составе агнатической семьи входили: его жена, его дети, жены сыновей, состоящие в браке и подчиненные не власти мужей, которые сами были подвластны, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей.
Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только отец семейства является вполне правоспособным лицом.
Черниловского, понимание таких понятий, как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели. На наш взгляд, об определении степени родства уместно будет рассказать в главе о браке. Поможем написать любую работу на аналогичную тему.
Копейск, Челябинская обл. Занятия очень интересные и отличаются от уроков в школе. Мы много разговаривали, разбирали сложные темы. Некоторые уроки проходили в развлекательной форме. Например, просмотр мультфильма и дальнейший разбор заданий по лексике.
Общее впечатление от АПО положительное. С собой я увезла багаж новых знаний. Обязательно запишусь на курсы снова!
Римская семья исстари носила в себе условия высшей культуры благодаря тому, что взаимное положение ее членов было основано на нравственных началах. Пока он не приобрел этого права, то есть пока не истек срок давности, женщина, так же как и при позднейших бракосочетаниях... Итак, цивильный брак, то есть брак между римскими гражданами matrimonium , был направлен на установление права собственности мужа над женой. Существовало три формы три основания возникновения такого брака: конфареация per confarreationum , коэмпцио per coemptionum и юзус per usum. Конфареация являлась патрицианской формой заключения брака; длительное время только в таком браке вырастали граждане, способные занимать высшие жреческие места.
Обряд заключения брака состоял в принесении жертвы богам перед священниками и свидетелями. Таким образом, брачная связь возникала в результате определенного ритуала; результатом возникновения связи являлось установление права собственности над женщиной. Такой же результат имел место и в случае применения светской формы заключения цивильного брака - коэмпцио. Это была самопродажа женщиной мужчине посредством обряда манципации, то есть в присутствии пяти свидетелей и весовщика и произнесением определенных выражений. Юзус - такая форма установления брачной связи, при которой использовалось правило XII таблиц о приобретательной давности, в соответствии с которым право собственности на движимую вещь возникало у добросовестного владельца по истечении одного года открытого и непрерывного владения: фактическое проживание в доме мужчины женщины, не имеющей другой брачной связи и не торгующей своим телом в течение одного года, порождало законный брак. Посредством таких обрядов, сделок и юридических фикций возникал так называемый брак с властью мужа matrimonium cum manu mariti. Действительно, если у других народов античности идея права мужа последовательно заменялась идеей опеки над женой, затем идеей главенства мужа в брачных и семейных отношениях, то Рим, перейдя эти ступени, выработал идею равенства супругов. Вырабатывается и юридически признается конструкция брака без власти мужа matrimonium sine manu mariti.
Но в браке без власти мужа появляются именно семейные отношения... Ибо здесь появляются два самостоятельных субъекта. Раньше всего отмирает юзус. С 23 года даже конфареацио по закону не порождает власть мужа над женой. Конфареацио живет до христианства до IV в. Коэпмцио сохраняется дольше других форм брака... Взаимные права и обязанности супругов при этом возникали не на основе согласия брачующихся, а как результат определенных юридических фактов религиозной церемонии, сделки купли-продажи, истечения срока приобретательной давности. Но уже в первые века по Рождеству Христову патриархальная семья уступает место семье нового типа, создаваемой браком без власти мужа matrimonium sine manu mariti.
Регулирование отношений внутри этой семьи строится не на принципе власти мужа равной власти собственника над вещью , а на принципе равенства прав мужа и жены. Выработка соответствующих данному принципу юридических конструкций и понятий - несомненная заслуга римского права, поскольку многие из них были положены в основу семейно-правовых институтов современных европейских государств. Отличие брака с властью мужа от брака без власти мужа ясно просматривается в различии регулирования личных и имущественных отношений супругов. При браке с властью мужа жена всецело подчинялась мужу: он мог продать ее, сдать в кабалу; имел право наказывать ее, мог лишить жизни; муж был вправе истребовать жену от любого третьего лица отца, других родственников даже против ее воли посредством виндикационного иска, то есть как обыкновенную вещь. То есть право закрепляла такие личные отношения, в которых жена находилась в полной зависимости от мужа. Всевластие мужа распространялось и на имущественные отношения супругов: все, что женщина имела до брака, что она приобрела в браке - все переходило в собственность мужа. Такой брак мог прекращаться только смертью одного из супругов или - в результате одностороннего волеизъявления мужа, о чем свидетельствует древнейший закон табл. Однако в тех же XII таблицах содержится указание на юридическую возможность для женщины вступить в законный брак но при этом не попасть под власть мужа; конструкция, создававшая такую возможность, получила название трехночное отсутствие.
В таблице VI, в п. Наличие этого правила свидетельствует о том, что уже в древнейшую эпоху существовали у женщин настроения сохранять свою независимость и свое имущество при вступлении в брак. Но лишь ко II в. Историки связывают это явление с началом всеобщего кризиса в государстве, когда успешное завершение пунических и македонских войн вывело Рим на роль единственной мировой державы. Именно тогда проникновение в быт восточной роскоши, увлечение идеями эллинского космополитизма, начавшееся падение нравов, обесценение хлеба и разорение крестьянства стремительно приближали Италию к запустению. В браке без власти мужа жена сохраняла свое прежнее семейное состояние: если был жив ее отец, она оставалась в его власти, если она была лицом своего права, то таковой и оставалась. Никакой дисциплинарной власти мужа над ней уже не было; естественно, что у мужа было отнято право распоряжаться женой как вещью. Правда, за мужем сохранялось решающее слово в таких вопросах, как выбор места жительства, определение способа воспитания детей.
Имущественные отношения в этом браке строились на принципе раздельности имущества супругов. Это значит, что имущество мужа и жены составляло две совершенно независимые друг от друга массы. Все, что жена имела до брака, что самостоятельно приобретала в браке, принадлежало только ей; она вправе была самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не спрашивая согласия мужа и не давая ему отчета в том. Раздельность имущества супругов допускала совершение самых разнообразных сделок между ними: купли-продажи, займа, поручения и пр. Решительно не допускалось только дарение между супругами. Мотивы установления такого запрета приводятся в Дигестах Д. В силу обычая у нас принято, что дарения между мужем и женой не имеют силы. Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви супруги не отнимали путем дарений имущества друг от друга, не соблюдая меры и действуя с легкомысленной расточительностью в отношении себя, 2.
Павел и дабы не утратилось стремление, прежде всего, воспитывать детей. Утратили юридическое значение употреблявшиеся ранее ритуалы и обряды, посредством которых заключался брак. Главное значение при совершении брака приобрело свободное изъявления согласия мужчины и женщины на создание брачного союза. Эти изменения находят отражение уже в самом определении брака, которое дает право Д. Право классической эпохи вырабатывало и формулировало те условия, которые делают такой брак юридически действительным. Прежде всего, таким условием является наличие согласия брачующихся, хотя определенное значение придавалось и воле тех, в чьей власти они состоят Д. Теренций Клеменс. Притворный брак не имеет никакой силы...
В Институциях установлено на этот счет следующее правило I.
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов. Окончательно трансформация семьи от агнатической к когнатической завершилась в эпоху Юстиниана, а агнатское родство стало пережитком цивильного права. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.
zavtrasessiya.com
Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.
В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет.
Что же это значит?
Самой древней и наиболее влиятельной считалась агнатическая форма родства. Agnatio распространялось на сыновей, детей сыновей, свою жену и жён сыновей, а также усыновлённых. Таким образом, агнатское родство распространялось по мужской линии и включало в себя как кровных родственников, так и других подвластных.
Когнатическая форма родства - это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови. В дальнейшем агнатство и когнатство стали представлять собой род и вид.
В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение.
Когнатическое родство. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка.
Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками.
Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство 24. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом.
С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домовладыка paterfamilias. Правовые черты римской семьи: 1 власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая.
В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3 термином familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба.
Именно в Древнем Риме началась мировая история становления правового регулирования семейных правоотношений. Совокупность правовых предписаний о правах и обязанностях субъектов этих правоотношений представляла собой один из разделов римского частного права [6, с. Этот раздел, называемый «семейное право» status familiae , в свою очередь, подразделялся на следующие институты: 1 брачное право, объединявшее совокупность правил, устанавливающих условия и порядок заключения брака, личные и имущественные права и обязанности супругов, статус принадлежавшего им имущества, а также основания, процедуру и последствия расторжения брака; 2 отцовское право, регулирующее отношения, возникавшие между отцом - носителем родительской власти в римском праве - и его детьми; 3 опекунское и попечительское право, регламентировавшее порядок оказания заботы и попечения о лица, не обладавших полной гражданской дееспособностью. Анализ римского семейного права необходимо начать с выявления сущности категории «семья» familia , которая являлась базисом государственной и общественной жизни. Как уже подчеркивалось, семейное положение status familiae имело чрезвычайно важное значение для определения гражданско-правового статуса лица, наряду с его status Hbertatis и status civitatis. Именно совокупность названных состояний предопределяла объем и содержание гражданской дееспособности физических лиц, проживавших в Древнем Риме, и, следовательно, их способность самостоятельно участвовать в гражданском обороте. Древнеримская семья, называемая «агнатической» от слова «агнат» , объединялась под властью главы семьи - домовладыки, называвшегося pater familias. Его власть была абсолютной и юридически распространялась как на жену и детей, так и на вещи, имущество, включая рабов.
С течением времени правовые представления о власти домовладыки расширялись и углублялись, и в содержании этой власти стали выделять власть над: 1 вещами и рабами dominica potestas; 2 над женой manus mariti ; над детьми patria potestas ; над другими лицами, не состоявшими в родстве с pater familias, но проживавшими под его кровлей, например, женами сыновей, их детьми от другого брака и др. По общему правилу, власть главы агнатической семьи pater familias прекращалась только с его смертью или по его воле. Одной из важных особенностей римского семейного права, особенно на древнем этапе его развития, было подразделение всех членов семьи на так называемых агнатов и когнатов. Различие между ними заключалось в наличии или отсутствии кровного родства между pater familias и тем или иным лицом, входящим в состав его семьи. В древнейшие времена кровные узы между жителями Рима еще не имели того правового значения, которое им стало придаваться впоследствии. Гораздо более важным в тот период являлся иной фактор - совместное проживание и совместный труд, необходимый для обеспечения потребности в питании, в крыше над головой, в отражении нападений со стороны чужаков и т. Лица, проживающие в такой общности имущества, жилого помещения и повседневных трудов, назывались агнаты, а связь, существовавшая и признававшаяся между такими лицами, стала называться агнатической связью. Агнатическая семья существовала в Риме достаточно долго - до тех пор, пока римская семья представляла собой сообщество производителей, при этом близость агнатического родства воспринималась как близость связей, которое personae alieni iuris, то есть лицо, не обладавшее полной гражданской дееспособностью, имело с представителями старшего поколения, с главой семьи.
Именно такая личная и имущественная общность стала называться familia, а возглавлявшее ее лицо - pater familias. При этом положение агнатов в рамках одной семьи не было абсолютно одинаковым, они подразделялись в зависимости от близости к главе семьи, главе консорциума. Ближайшую к нему группу составляли те агнаты, которые действительно находились и трудились как правило, относительно длительное время в одном консорциуме, непосредственно подчиняясь его главе. Такие лица стали называться personae siu iuris дословно - лица своего права или просто siu - «свои», «близкие». К остальным агнатам относились те, кто когда-то был или мог стать членом данного консорциума, возглавляемого pater familias. Приведенная градация имела правовое значение, в первую очередь, при решении вопросов наследственного права или при назначении попечителей и опекунов [1, с.
Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты
В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной 13. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati). Особенности этого вида родства. Агнатическое и когнатическое родство 2.1.
Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
- Архив блога
- Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство
- Поиск по сайту
- Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Особенности этого вида родства. Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. § 43. Агнатическое и когнатическое родство.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство
Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.
Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.
К первым относились люди, находящиеся под властью домохозяина, ко вторым — кто был когда-то у него в подчинении. Первым видом семьи считается консорциум. Он возник в результате постепенного выделения из рода тесных родственных союзов. В каждом из них был старший, все дела обсуждались домохозяевами на совместном совещании. В консорциуме еще было достаточно много пар мужей и жен со своими детьми, мужчины были примерно равноправны. Дальше со временем оформляется патриархальная семья, где был один домохозяин.
Эти виды семей были основаны на агнатическом родстве. Когнатические родственники Постепенно шел процесс ограничения власти домохозяина над его женой, детьми и их потомством. Одновременно другие члены семьи получали все больше прав, которые законодательно защищались. Таким путем разрушалась агнатическая основа, и ее место заступало получавшее все больше признания со временем когнатическое родство. Оно определялось по наличию общих предков и было основано на кровных связях. Выделялось родство по прямой восходящей и нисходящей и по боковым линиям. Обращалось внимание на брачные и внебрачные связи, происхождение детей от общего отца и матери или только от одного общего отца или только матери. Также определялось понятие свойства.
Им обозначалось родство мужа или жены с когнатическими членами семьи соответственно своей жены или своего мужа. В результате главное место заняли кровные узы. В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. Власть домохозяина была умеренной и определялась законом, который устанавливал и защищал права других членов семьи. Браки в Древнем Риме В римском праве нашли отражение разные формы брачных союзов, проработаны законные основания их заключения, способы их оформления и расторжения. Формы брака Самой ранней формой в древнем Риме считается такой союз, когда над женщиной устанавливалась власть мужа или его домохозяина. Это основа агнатического родства. Однако постепенно стала получать применение другая форма брака, при которой женщина имела право вступить в супружество без выполнения определенных формальных процедур.
При этом она не подпадала в зависимость от домохозяина. В случае ее отсутствия в доме супруга подряд в течение трех ночей за годовой период, она и на следующий год оставалась примерно равноправной с ним. Она могла делать так постоянно, чтобы не подпадать под его власть и не становиться агнаткой. При этой форме брака женщина была в целом в равных правах с мужем, она вела хозяйство по дому и воспитывала детей. Таким путем постепенно разрушалась агнатической семья. Со временем эта форма вытеснила первую. Позже стал практиковаться конкубинат. Он представлял собой сожительство без выполнения правовых процедур для законного оформления брачного союза.
Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились.
Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза — развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения тем более — утратой свободы или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права. Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.
Так, прежде всего Законом Канулия 445 г. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия 18 г. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между лицами, матери которых были сестрами consobrini , а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.
В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой. Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств.
Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны. Брак совершался в Риме тремя способами: путем совершения религиозного обряда; путем покупки женихом невесты; путем простого соглашения сторон.
Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью cum manu. Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти sine manu. Религиозный обряд confarreatio имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек хлеба , принесением съестного в пользу Юпитера.
Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей. Покупка женихом невесты coemptio осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов. Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей.
Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства. Римский брак прекращался по нескольким основаниям: 1. Смерть одного из супругов.
В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура tempus lugendi , во время которого женщина не могла выйти замуж. Утрата свободы capitus deminutio maxima одним из супругов, т. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым.
Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.
ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.
Ассоциация победителей олимпиад
Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству.