14 октября в правительстве региона состоялось расширенное совещание по ситуации в моногороде Бакал, которое прошло под руководством вице-губернатора о. типичный моногород: население без малого 21,3 тысяч, из них порядка 1,7 тысяч - работники рудоуправления и его дочерних структур.
Власти ищут пути спасения Бакала
Мост — это первое важное, знаковое событие для жизни Бакала. Сегодня будем встречаться и с руководством рудоуправления. Ставлю задачу восстановить работу предприятия. Есть и другие планы и инфраструктурные задачи, которые необходимо решать. Уверен, вместе мы с вами справимся". Напомним, с 2017 года Бакал носит статус территории опережающего социально-экономического развития. Развитие транспортной инфраструктуры для региональных властей - приоритет в развитии муниципалитета.
Заместитель губернатора Челябинской области на общественных началах Егор Ковальчук отмечал, что Бакальское городское поселение относится к первой категории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, но имеющее потенциальные точки роста. Завершение строительства моста в муниципалитете станет драйвером дальнейших позитивных сдвигов в жизни Бакала.
Практически все российские моногорода страдают от недостатка ресурсов для развития, но их отсутствие слабо связано с работой градообразующих предприятий.
У нас на Урале это заметно даже визуально. Уральские города-труженики через 30 лет после окончания советской эпохи выглядят как глубокие старики. В таких городах как Краснотуринск, Кировград, Красноуральск, Усть-Катав, Карабаш и Верхний Уфалей градообразующие предприятия на момент моего приезда работали.
В Карпинске, Волчанске и Дегтярске — нет. При этом принципиальной разницы между названными городками я не уловил. Можно сказать, что поселения из первой группы напоминали стариков, которые смогли вставить себе искусственную челюсть, а вторые — на стариков совсем без зубов.
Там, где есть работающие гиганты советской промышленности, их руководство не только платит зарплату нескольким сотням тысячам работников, но и может кинуть пару «костей» местным жителям и профинансировать сооружение восстановление местной церкви или спортивного зала которые сразу бросаются в глаза любому приезжему на фоне всеобщего увядания. Но местное предприятие не будет чинить городские дороги или менять водопроводные трубы, если их руководство не «изнасилуют» местные власти как произошло с РМК, которую губернатор Челябинской области в 2020 году заставил приводить в порядок территорию Карабаша, прилегающую к «Карабашмеди». В общем и целом советская эпоха безвозвратно ушла.
При «совке» проблемы города практически по умолчанию были проблемами руководства градообразующего предприятия, которое строило жилье, дома культуры, магазины, больницы, школы, детские сады, дороги, содержало ЖКХ и т. Именно поэтому такое предприятие и называли градообразующим. Сейчас эти проблемы должны решать исключительно городские власти, которые при всем желании не могут этого сделать.
У них элементарно нет для этого денег! Многие москвичи публично радуются, как похорошела Москва при Собянине. А почему бы ей не похорошеть, если Москва высасывает ресурсы со всей страны?
Только городской бюджет у этого города-государства под триллион рублей! В результате создания подобной «пылесосной» системы без помощи «из центра» провинция не в состоянии даже поддерживать собственную инфраструктуру в удовлетворительном состоянии. Города и поселки не способны своими силами осуществлять систематическую замену стареющей канализации, водопроводов, мостов и прочих весьма дорогостоящих объектов.
О каком-либо развитии в таких условиях и говорить не стоит. Для примера, возьму небольшой город Сухой Лог Свердловской области. Это не моногород.
В нем два цементных завода и еще несколько работающих предприятий. Город вполне успешен, если сравнивать его с Бакалом и похожими на него Дегтярском или Волчанском. Несмотря на это, несколько лет назад внезапно выяснилось, что в Сухом Логу сгнил водопровод, по которому подавалась вода в город.
Проблему пришлось решать в авральном порядке областному правительству, поскольку сухоложцы не могли сами устранить аварию на своем водопроводе. И эта не частная проблема Сухого Лога с обновлением инфраструктуры. Она носит глобальный характер.
Эта проблема возникла в 21 веке в силу объективных причин. В СССР большая часть населения до войны переместилась в города, где десятки миллионов людей жили в коммуналках и бараках без водопровода и «с удобствами во дворе». В 50-е годы Советская власть взяла курс на радикальное решение жилищной проблемы горожан.
За следующие лет 30 лет была обновлена городская инфраструктура практически по всей стране, включая строительство с нуля комфортабельных районов и микрорайонов не только в городах и поселках, но даже некоторых селах. С тех пор прошло более полувека — срок немалый. По естественным причинам большая часть городских коммунальных сетей и дорожной инфраструктуры нуждается в замене.
И замене не по частям, а полностью! После развала СССР в Москве и крупных городах активно строились жилые здания, офисные и торговые центры, появлялись новые микрорайоны и даже районы, но обновление старой инфраструктуры происходило крайне медленно даже в крупных городах. И понятно, почему.
Дело в том, что новое жилое строительство финансировало разбогатевшее население, набравшее ипотечных кредитов, а инфраструктурой должны заниматься местные власти и разного рода «водоканалы», которые в этом не заинтересованы. В провинциальных городах и поселках ситуация оказалась еще хуже. Даже там, где градообразующие предприятия сохранились и были прибыльны, не было достаточного количества платежеспособного населения, чтобы строить много нового жилья в самом городе обычно работники с деньгами возводили коттеджи в близлежащих деревнях или на окраинах города — подальше от своего любимого завода, загадившего всю округу.
А там, где основное предприятие загнулось, дело и вовсе ограничилось сменой некоторых крыш на домах и покраской стен по федеральной программе капитального ремонта жилых домов. О замене городской инфраструктуры в моногородах никто и не заикался. Замена крыш в Волчанске Подобную ситуацию можно наблюдать и в Бакале.
Там заменили крыши и фасады на ряде зданий. Совсем недавно подновили единственную оставшуюся больницу. И о чудо — строят новый мост!
Но когда лет через 30 в Бакале соберутся построить нечто столь же грандиозное, то надо понимать, что города уже не будет. Сегодняшние пенсионеры столько не проживут, а без них и уехавшего из города трудоспособного населения, сколько жителей здесь останется к тому времени? Тысяч пять, а может и меньше.
Как раз хватит на поселок. Возможно, к тому времени в Бакале еще останется несколько функционирующих многоэтажек, но не факт, поскольку менять местный водопровод и канализацию некому.
В 2008 году в конструкции были обнаружены дефекты, поэтому движение по мосту закрыли. В 2020 году жители города попросили губернатора построить новый мост, строительство продолжалось с 2021 по 2023 год.
В пресс-службе добавили, что губернатор на открытии движения по мосту поставил задачу наладить также работу градообразующего предприятия - Бакальского рудоуправления. Ставлю задачу восстановить работу предприятия, как это было раньше, как это должно быть.
Железную руду добывали на бакальских месторождениях до революции, но поскольку для этого использовали в основном ручной труд, все это была лишь прелюдия к преобразованию местного рельефа.
По серьезному за местные горы взялись лишь при Советской власти, когда для работы на карьерах стали внедряться экскаваторы и грузовики. В результате за несколько десятков лет работ у Бакала, Иркускана и Рудничного срыли минимум две горы! Все, кто побывал на бакальских карьерах, наверняка был поражен объемом произведенных там работ.
Но проще всего оценить титанический масштаб сотворенного людьми, посмотрев на бакальские месторождения со спутника. Между Бакалом, Рудничным и Иркусканом почти сплошные карьеры и отвалы. Столь активная разработка бакальских руд была вызвана тем, что местные руды являются уникальными по проценту содержания в них железа.
Поскольку исторически местные рабочие поселки возникли рядом с рудниками, при расширении объема работ карьеры и отвалы стали захватывать территории этих поселений. С юга в 500 метрах от ближайших домов поселка разрабатывался Гаевский карьер, а с севера отвалы Восточно-Буландихинского карьера подошли вплотную к домам, остановившись в 100-150 метрах от них. Восточно - Буландихинский карьер озеро Восточно-Буландихинский карьер законсервирован в 1996-м году.
Получившееся на его месте озеро считается самым красивым в окрестностях Бакала. Длина карьера около 1,5 километра, а максимальная ширина 700 метров. На протяжении 20 века местные геологи открывали все новые и новые месторождения, одно из которых оказалось прямо под городом Бакал.
Ново-Бакальский карьер Его назвали Ново-Бакальским и начали разрабатывать карьерным способом в 1961-м году. До 2007 года на карьере было добыто около 60 млн тонн железной руды и более 100 млн кубометров пустой породы было перевезено в отвалы. Оставшиеся запасы сырья превышают эту цифру, но их значительная часть находится под жилым сектором южной части Бакала.
Здесь был вход в какое-то здание или больничный городок? Не открою тайны, если скажу, что работающий карьер под боком — это постоянные взрывы, шум, пыль и грязь. И когда люди десятками лет жили рядом с карьерами, вряд ли такое проживание можно назвать комфортным.
С другой стороны, снующие туда-сюда грузовики с рудой — это признаки жизни и надежда на лучшее будущее. Все, кто застал поздний СССР, должны помнить, что простые рабочие на тяжелых работах в шахтах или на карьерах получали весьма приличную зарплату, заметно превышающую среднестатистическую. В Бакале такого рода работ было немало.
Но не только зарплата могла вдохновлять местных жителей в советские годы. Сам город в послевоенное время быстро рос и развивался. Население Бакала во второй половине 60-х годов превысило 30 тысяч человек.
Рост населения сопровождался активным строительством нового жилья и объектов социальной инфраструктуры. Нижний Бакал Современный Бакал, по сути, «двухэтажный» город. На «втором этаже» расположена та часть Бакала, которая построена после войны — там здания 50 — 60-х годов.
Новый микрорайон города, застроенный панельными многоэтажками, расположен за железной дорогой на более низком уровне, рядом с большим частным сектором. Этот микрорайон расположен довольно далеко от карьеров, и в советское время был более «элитным». Бакал сегодня С конца 1980-х спрос на продукцию Бакальского рудоуправления стал быстро падать.
Плановая экономика разрушилась вместе с Советским Союзом, а в новой рыночной экономике бакальская руда в прежнем количестве стала не нужна. В 1987 году на местных месторождениях было добыто 5,2 млн тонн сырой руды, а в 2002 году только 0,5 млн. Проблема в том, что большую часть оставшихся бакальских запасов составляют сидериты.
Металл из них по существующим технологиям получается дорогой, поэтому металлурги предпочитают иное железорудное сырье. В 1996 году в Бакале была закрыта фабрика обжига и обогащения сидеритов, а до конца века один за другим были законсервированы четыре карьера. К 2002 году работа продолжалась на 3-х карьерах, но вскоре были закрыты и они.
В последние годы в Бакальском рудоуправлении оставалась на плаву лишь шахта "Сидеритовая", а в 2021 году возобновилась разработка Ново-Бакальского карьера. Сегодня, когда приезжаешь в Бакал, то видишь типичную картину умирающего города. Такое ощущение, что жизнь в нем в последние лет 30 просто остановилась.
Город остался практически таким же, как в конце 80-х, но он одряхлел и утратил то, что у него было в те далекие годы. Человек к старости теряет зубы, волосы и способности сгибать конечности… Бакал потерял не только значительную часть населения сейчас там около 16 тыс. Городские объекты инфраструктуры, которые позволяли обеспечивать минимальные человеческие потребности, сегодня постепенно выходят из строя.
В городе большие проблемы с водой горячей нет месяцами; холодная мало похожа на питьевую, а в некоторых местах города ее нет неделями. В начале 2023 года выяснилось, что местная система водоотведения не функционирует, и часть города затопили канализационные воды об этом узнал вездесущий глава СК РФ Бастрыкин, который поручил возбудить уголовное дело. Спортивные объекты города за прошедшие 30 лет пришли в негодность, а новые строить некому.
Когда-то в Бакале был целый больничный городок, но во вставшей с колен России он скукожился до отделения районной больницы города Сатка. В 2008 году мост признали аварийным, закрыли и частично разобрали. Для автомобилистов остался один путь из верхней части города в нижнюю — по узкой дороге под железнодорожными мостами, где может проехать только одна машина.
Еще один вариант — выехать из города по одной дороге и заехать в другую часть Бакала по другой трассе… Но не все так плохо! Кажется, дела в Бакале начинают налаживаться!
Верхний Уфалей и Бакал попали в список самых проблемных моногородов РФ
Как сообщили в региональном минпроме, последние несколько месяцев Бакальское рудоуправление работало себе в убыток. На исполнение предписаний Ростехнадзора по промышленной безопасности не было денег. В итоге уже сейчас остановлена деятельность трех площадок, отключена электроэнергия, приостановлен договор на горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов. По данным главного управления по труду и занятости населения, уровень безработицы в Саткинском районе с начала года снизился с 1,53 до 1,45 процента, на рынке более тысячи вакансий.
Пермские бизнесмены планируют создать на его территории предприятие по производству детских игровых площадок и вложить в его развитие не менее 25 миллионов рублей в ближайшие 5 лет. Бакал — город в Саткинском районе Челябинской области. Является административным центром Бакальского городского поселения.
Пермские бизнесмены — управляющий группой компаний «Авира» Алексей Загумённов и генеральный директор компании «Цари Спарты» Алексей Зыков — заключили с администрацией Саткинского муниципального района Челябинской области соглашение о совместном развитии территории.
Если соискателю невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации, он может бесплатно пройти профобучение по направлению службы занятости населения, — прокомментировал Владислав Смирнов. В целом, по словам начальника областной службы занятости, в Челябинской области сейчас наблюдается дефицит кадров рабочих профессий, где средняя зарплата составляет от 50 до 100 тыс. Об этом же на прошлой неделе шла речь на совещании вице-премьера Дениса Мантурова, полпреда президента Владимира Якушева и губернатора Алексея Текслера в Челябинске. Локальные предприятия оборонного сектора сейчас активно набирают персонал: так, « ЧТЗ-Уралтрак » намерен закрыть 700 вакансий за год , а НПО « Электромашина » — 200 до конца месяца.
Вместе с тем власти региона рассчитывают сохранить железорудное производство в Бакале — старейшее на Южном Урале. Минпром области находится в постоянном контакте с руководством предприятия, чтобы совместно сделать всё возможное для сохранения производства и коллектива.
Но о быстрой окупаемости проекта речи пока не идет.
Но аналитики прогнозируют, что на создание объекта будет потрачено не менее миллиарда рублей. Источник: информационный портал "В Сатке.
Жители Бакала получили разъяснения по поводу нового завода
Среди критериев проблемности: темпы роста экономики, показатели занятости, розничной торговли, оборота малых и средних предприятий, оценка жителями положения в городе на основании опросов ФСО. Муниципальным, региональным и федеральным властям предстоит решать непростую головоломку. Других жителей для властей нет, других инвесторов для жителей — тоже, - комментирует ситуацию политолог Александр Мельников. Оставить свои мнения, пожелания, комментарии к нашим текстам вы можете на страничках агентства Полит74 в социальных сетях «Вконтакте» и Facebook. Самое популярное.
Региональные власти совместно с надзорными органами требуют урегулировать ситуацию и выполнить расчет уже в ближайшее время. Выплата заработной платы работникам предприятия находится на контроле Правительства. Руководством принято решение уйти от производства нерентабельной продукции и увеличить объемы выпуска руды железной сидеритовой РЖС , спрос на которую стабильно высокий за пределами региона: - Программа по выходу из кризисной ситуации, находится на рассмотрении регионального АИР. Для поиска источников внешнего финансирования, мы переформатируем её в формат бизнес-плана, который будет соответствовать международным стандартам. В целом проект рассчитан на развитие производственной базы по добыче железной руды, модернизации оборудования и увеличения выпуска товарной продукции.
Планируется, привлечённые средства будут как от собственника предприятия, так и заемные. На первом этапе проекта в планах увеличить объемы производства РЖС с 57 тысяч тонн до 123. Бизнес-план по развитию БРУ будет доработан до конца ноября этого года, чтобы с 2017 года можно было приступить к его реализации.
Администрацией Саткинского муниципального района завершается межевание земельного участка площадью более 150 гектара, на котором и планируется открытие технопарка. Фонд развития моногородов не исключает возможности государственной поддержки. Но о быстрой окупаемости проекта речи пока не идет. Но аналитики прогнозируют, что на создание объекта будет потрачено не менее миллиарда рублей.
Ставлю задачу восстановить работу предприятия. Есть и другие планы и инфраструктурные задачи, которые необходимо решать. Уверен, вместе мы с вами справимся". Напомним, с 2017 года Бакал носит статус территории опережающего социально-экономического развития. Развитие транспортной инфраструктуры для региональных властей - приоритет в развитии муниципалитета. Заместитель губернатора Челябинской области на общественных началах Егор Ковальчук отмечал, что Бакальское городское поселение относится к первой категории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, но имеющее потенциальные точки роста. Завершение строительства моста в муниципалитете станет драйвером дальнейших позитивных сдвигов в жизни Бакала. Напомним, строительство моста шло с 2021 по 2023 год на средства областного бюджета по решению губернатора, так как первый мост здесь был возведен в 60-ые прошлого века. Сооружение настолько обветшало, что в 2008 году обнаруженные дефекты привели к закрытию движения.
ТОСЭР Бакал привлёк резидентов из Перми
Главная» Новости» Новости бакала челябинской. Страна и мир - 7 марта 2023 - Новости Челябинска - Моногород Сатку на форуме представляет глава Саткинского района Александр Глазков, моногород Бакал – глава Бакальского поселения Андрей Зарочинцев. моногород с населением порядка 19 тыс. Определены границы ТОР «Бакал», виды экономической деятельности, которые допускаются при реализации инвестиционных проектов на этой территории.
Куда пойдет тысяча горняков?
В итоге уже сейчас остановлена деятельность трех площадок, отключена электроэнергия, приостановлен договор на горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов. По данным главного управления по труду и занятости населения, уровень безработицы в Саткинском районе с начала года снизился с 1,53 до 1,45 процента, на рынке более тысячи вакансий. Однако в самом Бакале - только 184. На предприятиях добывающей промышленности в ближайших муниципалитетах, Верхнем Уфалее и Карабаше, возможно трудоустроить еще 270 специалистов.
В 2020 году жители города попросили губернатора построить новый мост, строительство продолжалось с 2021 по 2023 год.
В пресс-службе добавили, что губернатор на открытии движения по мосту поставил задачу наладить также работу градообразующего предприятия - Бакальского рудоуправления. Ставлю задачу восстановить работу предприятия, как это было раньше, как это должно быть. Есть и другие планы и инфраструктурные задачи, которые необходимо решать", - процитировала пресс-служба губернатора.
Также учитывается и наличие в городах предприятий, на которых происходят или в скором времени произойдёт массовые сокращения, а также серьезные проблемы с экологией. Фото: РБК.
Мы выдали Елене Михайловне Мочаловой документы, на основе которых она смогла бы проконтролировать уборку. Первые отклики о качестве уборки были очень положительными… Однако, позже выяснилось, что тех документов, которыми мы обеспечили участника нашей миссии, недостаточно. Тогда мы попросили мастера участка дать объяснения жителям на личной встрече.
В Челябинской области построили мост между двумя частями моногорода Бакала
Новости Бакала ©. В Бакале Челябинской области в июле этого года начнется восстановление спирального моста. Моногород Бакал имеет богатейшие месторождения полезных ископаемых, используемых в металлургии и строительстве. Неизвестные в ночь на 11 октября бросили два коктейля Молотова в здание администрации города Бакала Челябинской области, сообщает РИА Новости. Моногород Сатку на форуме представляет глава Саткинского района Александр Глазков, моногород Бакал – глава Бакальского поселения Андрей Зарочинцев. Теперь ему грозит крупный штраф, принудительные работы и даже лишение свободы. О других криминальных новостях читайте в газете «Горняк Бакала» от 20 апреля. Сейчас на сотрудничество с Фондом поддержки моногородов претендуют два муниципалитета Челябинской области — Бакал и Аша.
Жители Бакала получили разъяснения по поводу нового завода
Предприятие «Бакальское рудоуправление» фигурировало в делах по неоплате счетов за электроэнергию. Власти рассчитывают, что за счет налоговых льгот и уже готовой промышленной инфраструктуры удастся поднять экономику Верхнего Уфалея и Бакала. Вам может быть интересно:.
А еще в Бакале удивительно много белого снега Источник: Артем Краснов «Зарплаты 27 тысяч, и то не платят» Настроение у бакальцев особенно мрачное, потому что причины остановки предприятия слишком разнообразны: тут и проблемы с надзорными органами, и долги партнерам, и снизившийся спрос на руду. Хотя сидерит, который добывают в Бакале, считается сырьем чистым и удобным для переработки, экономика предприятия такова, что очень зависит от оборота. И едва он падает, как весь процесс складывается, словно карточный дом. Зарплаты здесь по городским меркам смехотворные: начинаются от 20 тысяч рублей, но встреченные мной рабочие в основном называют цифры в районе 25 тысяч. Средняя заявлена на уровне 27 тысяч, но сами рабочие фыркают: мол, это, наверное, в сумме с директорскими. В конце января предприятие рассчиталось с сотрудниками по ноябрьским долгам, выплатив 13,6 млн на 902 человек , то есть в среднем по 15 тысяч.
По данным ГУ по труду и занятости населения, на 27 февраля 2023 года 142 сотрудника БРУ работают неполную неделю, 263 человека находятся в простое. Среднесписочная численность работников: 871 человек. Спроси любого встречного, и с большой вероятностью он работает в БРУ. Азамат имя изменено по его просьбе чистит снег возле своего дома. На дворе уже весна, а рассчитаться обещают после 10 марта. Причины Азамат видит не только в событиях 2022 года, но и в запущенности предприятия, которое, по его словам, деградировало все последние годы: — Раньше тут было три рудника, и все имели свою технику, по двадцать самосвалов на карьере работало, — говорит он. Из чего зарплату-то платить? Они подрядчиков привлекают для добычи, а подрядчики это так, ерунда. Карьерный самосвал вблизи Ново-Бакальского теперь увидишь только в мини-музее под открытым небом.
На фоне видны бурые железняки и сидериты, которые добыли здесь в разные годы Источник: Артем Краснов Экскаваторщик Сергей мой проводник по Бакалу работу подрядчиков охарактеризовал так: — У них, знаешь, любимое слово «как-нибудь». О безопасности вообще не слышали: говорят, ну, сделай там как-нибудь. Я что, самоубийца? Нет, я сказал им: нафиг надо, я лучше в самом БРУ буду работать, чем на вас. Что касается Азамата, то он невесел и ждет, когда коммунальщики принесут пачку счетов за февраль, показывая пальцами ее размер примерно с томик «Гроздья гнева». Он говорит: — Вот они мне принесут эти счета и скажут: плати. И я должен платить. Вот как интересно получается: наши директора, значит, миллионами гребут и ничего нам не должны, и никто не может заставить их платить. А мы с нашими зарплатами по 20—30 тысяч почему-то всем кругом должны.
Ко мне приставы придут и выбьют всё до копейки. А почему к этим нельзя приставов послать: вот пусть и взыскивают, — напирает он. Легко сказать: попробуй выбить долги с предприятия, которое находится в собственности у офшорной компании. Но это об этом — ниже. На фоне снежной белизны бакальские фасады выглядят особенно... Челябинск в те годы был еще крепостью, едва разменявшей 20-летний юбилей. Но интереснее другое: наш главный металлургический завод а заодно и главный загрязнитель воздуха ЧМК строился под переработку именно бакальской руды и первоначально в документах назывался Бакальский завод, а уже позже был переименован в Челябинский металлургический. Раллийный Mitsubishi Lancer Evo на дне Восточно-Буландихинского карьера, который в 1996 году был поставлен на мокрую консервацию Источник: Артем Краснов Земля вокруг Бакала испещрена живописными карьерами, многие из которых уже выработаны, но настолько эпичны, что в них проводили этапы Чемпионата России по авторалли. В XX веке помимо открытого способа добычи стал использоваться шахтный, и сегодня три основных кормильца Бакала — это Ново-Бакальский и Сосновский карьеры и шахта «Сидеритовая».
Но сейчас добыча там прекращена, а временно или надолго, вопрос неясный.
Чтобы дать территории развитие, было принято решение создать индустриальный парк. В рамках этого парка будут налажены высокотехнологичные производства, основной отраслью станет строительная индустрия. Предварительное согласие на вступление в проект дали уже 9 резидентов.
Администрацией Саткинского муниципального района завершается межевание земельного участка площадью более 150 гектара, на котором и планируется открытие технопарка.
Значительная часть работоспособного населения, которому еще далеко до пенсии, мигрирует в те уральские города, где есть работа или подастся «на севера». В результате и так небольшая популяция Бакала еще больше сократится, но сам город никуда не денется. Без градообразующего предприятия Бакал быстро превратится в поселение пенсионеров и бюджетников. Несколько тысяч пенсионеров и бюджетников будут поддерживать местный мелкий бизнес и филиалы торговых сетей.
И если вы приедете в Бакал лет через 20 посмотреть на его горные озера, то, скорее всего, увидите много заброшенных зданий, мало людей значительная часть пенсионеров попросту вымрет , а вместо города вас встретит поселок. К сожалению, это общая судьба всех уральских моногородов Урала — даже тех, кто пока не похож на Бакал, и где главное предприятие успешно работает. Ведь у них есть одна глобальная проблема, которую никто даже не попытался решить со времен развала СССР. Главная проблема реликтов советской эпохи центр Верхнего Уфалея Считается, что социально-экономические проблемы уральских моногородов вызваны тем, что их градообразующие предприятия не вписались после развала Союза в новую жизнь, что привело к их закрытию или резкому сокращению объемов выпуска продукции. На самом деле это представление не соответствует реальности.
Причины проблем промышленных городков глубже. Практически все российские моногорода страдают от недостатка ресурсов для развития, но их отсутствие слабо связано с работой градообразующих предприятий. У нас на Урале это заметно даже визуально. Уральские города-труженики через 30 лет после окончания советской эпохи выглядят как глубокие старики. В таких городах как Краснотуринск, Кировград, Красноуральск, Усть-Катав, Карабаш и Верхний Уфалей градообразующие предприятия на момент моего приезда работали.
В Карпинске, Волчанске и Дегтярске — нет. При этом принципиальной разницы между названными городками я не уловил. Можно сказать, что поселения из первой группы напоминали стариков, которые смогли вставить себе искусственную челюсть, а вторые — на стариков совсем без зубов. Там, где есть работающие гиганты советской промышленности, их руководство не только платит зарплату нескольким сотням тысячам работников, но и может кинуть пару «костей» местным жителям и профинансировать сооружение восстановление местной церкви или спортивного зала которые сразу бросаются в глаза любому приезжему на фоне всеобщего увядания. Но местное предприятие не будет чинить городские дороги или менять водопроводные трубы, если их руководство не «изнасилуют» местные власти как произошло с РМК, которую губернатор Челябинской области в 2020 году заставил приводить в порядок территорию Карабаша, прилегающую к «Карабашмеди».
В общем и целом советская эпоха безвозвратно ушла. При «совке» проблемы города практически по умолчанию были проблемами руководства градообразующего предприятия, которое строило жилье, дома культуры, магазины, больницы, школы, детские сады, дороги, содержало ЖКХ и т. Именно поэтому такое предприятие и называли градообразующим. Сейчас эти проблемы должны решать исключительно городские власти, которые при всем желании не могут этого сделать. У них элементарно нет для этого денег!
Многие москвичи публично радуются, как похорошела Москва при Собянине. А почему бы ей не похорошеть, если Москва высасывает ресурсы со всей страны? Только городской бюджет у этого города-государства под триллион рублей! В результате создания подобной «пылесосной» системы без помощи «из центра» провинция не в состоянии даже поддерживать собственную инфраструктуру в удовлетворительном состоянии. Города и поселки не способны своими силами осуществлять систематическую замену стареющей канализации, водопроводов, мостов и прочих весьма дорогостоящих объектов.
О каком-либо развитии в таких условиях и говорить не стоит. Для примера, возьму небольшой город Сухой Лог Свердловской области. Это не моногород. В нем два цементных завода и еще несколько работающих предприятий. Город вполне успешен, если сравнивать его с Бакалом и похожими на него Дегтярском или Волчанском.
Несмотря на это, несколько лет назад внезапно выяснилось, что в Сухом Логу сгнил водопровод, по которому подавалась вода в город. Проблему пришлось решать в авральном порядке областному правительству, поскольку сухоложцы не могли сами устранить аварию на своем водопроводе. И эта не частная проблема Сухого Лога с обновлением инфраструктуры. Она носит глобальный характер. Эта проблема возникла в 21 веке в силу объективных причин.
В СССР большая часть населения до войны переместилась в города, где десятки миллионов людей жили в коммуналках и бараках без водопровода и «с удобствами во дворе». В 50-е годы Советская власть взяла курс на радикальное решение жилищной проблемы горожан. За следующие лет 30 лет была обновлена городская инфраструктура практически по всей стране, включая строительство с нуля комфортабельных районов и микрорайонов не только в городах и поселках, но даже некоторых селах. С тех пор прошло более полувека — срок немалый. По естественным причинам большая часть городских коммунальных сетей и дорожной инфраструктуры нуждается в замене.
И замене не по частям, а полностью! После развала СССР в Москве и крупных городах активно строились жилые здания, офисные и торговые центры, появлялись новые микрорайоны и даже районы, но обновление старой инфраструктуры происходило крайне медленно даже в крупных городах. И понятно, почему. Дело в том, что новое жилое строительство финансировало разбогатевшее население, набравшее ипотечных кредитов, а инфраструктурой должны заниматься местные власти и разного рода «водоканалы», которые в этом не заинтересованы. В провинциальных городах и поселках ситуация оказалась еще хуже.
Даже там, где градообразующие предприятия сохранились и были прибыльны, не было достаточного количества платежеспособного населения, чтобы строить много нового жилья в самом городе обычно работники с деньгами возводили коттеджи в близлежащих деревнях или на окраинах города — подальше от своего любимого завода, загадившего всю округу. А там, где основное предприятие загнулось, дело и вовсе ограничилось сменой некоторых крыш на домах и покраской стен по федеральной программе капитального ремонта жилых домов.
Новые шансы для Бакала. В городе могут запустить уникальное производство
Бакал вошёл в число самых проблемных моногородов России. Главная Главные новости В Бакале горело здание местной администрации. Моноспециализация поселения является эффективной в среднесрочной перспективе формой организации производства, поэтому моногорода получили распространение по всему миру.
ТОСЭР Бакал привлёк резидентов из Перми
Моногород Бакал получил статус территории социально-экономического развития (ТОСЭР) 6 марта 2017 года. Жители Бакала, которые выступили против строительства нового завода, получили разъяснения по поводу экологической безопасности предлагаемого к реализации проекта. Минэкономразвития России провело анализ ситуации в моногородах страны. Самыми кризисными признаны 99, из них два в Челябинской области — Верхний Уфалей и Бакал. моногород с населением порядка 19 тыс. Статистика ВК сообщества "Новости Бакала ©". Для моногорода, которым является Бакал, это хороший шанс сделать его экономику более устойчивой.