В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства – Акулина Лыкова, она умерла в 1961 году.
Первые старообрядцы в верховьях Абакана (Лыковы)
- Навигация по записям
- Новости, события, экспедиции
- Часть ракетоносителя нашли на заимке Агафьи Лыковой
- Предыстория семьи Лыковых: sbitnevsv — LiveJournal
«Таежный тупик»: как семья Лыковых смогла так долго прожить в изоляции
Когда Агафья впервые попала в "мир" в конце 1980-х, больше всего ее поразили не многоэтажные дома, машины или полет на вертолете, а конь, поезд и... Еще в лагере геологов младшая Лыкова с отцом Карпом смотрела телевизор, непременно отмаливая "грех" после каждого просмотра, часто видела прилетавшие вертолеты, да и рассказывал глава семьи своим детям о разном, что бывает на свете. Но впервые увидев лошадь, знакомую лишь по описанию от родителей, Агафья воскликнула: "Конь! Тятенька, конь! Никогда такого не видела". А сегодня в географическом смысле тяжело подобрать слово, более подходящее для Карповны, чем "местная". При этом у отшельницы нет и никогда не было паспорта или других документов. А вот деньги водились. В свое время ей даже пришлось вести товарно-денежные отношения, хоть и совершенно не так, как это делаем мы в привычной жизни. За деньги у нее покупал картошку бурильщик Ерофей Седов, бывший одним из первых пришлых и долго живший по соседству с заимкой Лыковых.
Без оплаты Седов принимать еду отказывался. Так и появились в хозяйстве старообрядчицы деньги, которые за ненадобностью со временем затерялись. Огонь добывался исключительно с помощью трутовика и кремния. Но чтобы древние приспособления по разведению огня работали исправно, их необходимо правильно подготовить. Во-первых, кремня в Сибири намного больше в характере людей, чем в виде минерала, потому найти его непросто. В семействе отшельников, например, большой кусок кремния лежал на видном месте как запас жизненно важного сырья. Во-вторых, трутовик в сыром виде для розжига непригоден. Так что если вам доведется затеряться в лесу и возникнет необходимость развести огонь, лучше иметь при себе непромокаемые охотничьи "серянки", а не пытаться высечь искру на сырой трутовик. Как раз тот случай, где надеяться на Бога можно, но главное самому не плошать.
В дороге по горам геологи за ним едва поспевали. Здоровьем Агафья вся в него. Лечится молитвой, но врачи регулярно бабушку навещают. В этом году медосмотр провела московский врач Наталья Джунковская, которая заверила, что все у Лыковой для такого возраста отлично. Если спросить отшельницу о секрете долголетия и здоровья, то ответ ее будет такой же, как у самой современной медицины: аскеза и молитва. То есть здоровая жизнь без излишеств, а вовсе не голодание, и душевное спокойствие. Ведь современная мантра "все болезни от нервов" говорит о том же. Агафья еще добавит, что как Бог решит, а медицина сошлется на генетику, но источник как здоровья, так и большинства недугов - в нас самих.
Там он надеялся на спокойную жизнь вдали от суеты больших городов и преследователей за веру. К сожалению, и на новом месте семье не удалось избежать трагедии. В 30-х годах на глазах у всей семьи охрана заповедника убила одного из братьев Карпа Лыкова. Это стало сильнейшим потрясением, побудившим семью переселиться глубоко в тайгу и вести отшельнический образ жизни. В семье на тот момент воспитывались трое детей — Савин, Наталия и Дмитрий. Агафья родилась уже после того, как Лыковы разорвали любые связи с внешним миром. Трагедия цивилизации Вплоть до конца 70-х годов семья Лыковых жила в отшельничестве на берегу притока Абакана реки Еринат. Они сами ткали и шили себе одежду, питались в основном ягодами и корнеплодами, выращивали зерно. В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства Акулина Лыкова — она умерла в 1961 году. Однако это не пошатнуло веру семьи Лыковых, они продолжали соблюдать старообрядческие традиции и не стремились вернуться в город, даже когда преследования староверов прекратились.
Отшельница и гости с большой земли. Из благих побуждений они стали периодически навещать отшельников, приносили им еду и предлагали помощь, но в конечном итоге это обернулось трагедией. Из-за долгой жизни в замкнутой среде, не имея никаких контактов с другими людьми, Лыковы стали более уязвимы к бактериям и вирусам из внешнего мира. Любая простуда могла оказаться для них смертельной. Первым от болезни скончался брат Агафьи Дмитрий, через три месяца — Савин, а всего через 10 дней сестра Наталия. Из всех детей выжить удалось только Агафье. Следующие семь лет она прожила в хижине вместе со своим отцом, которого горячо любила и ласково называла тятей.
После разорения обители выжившие старцы монастыря растеклись по всей православной Руси, неся весть о необоримых его исповедниках, заповедавших держаться Старой Веры. По мере создания и распространения произведений старообрядческой литературы всё большее значение приобретают апологеты старообрядчества и их сочинения, защищающие древлецерковые обычаи и предания. В начале XVIII века знаковым символом старообрядчества становится имя протопопа Аввакума и его сочинения — «Житие», послания христианам, письма царю и другие сочинения, переписанные в десятках тысяч экземпляров. Уже позже, когда во времена императрицы Екатерины Второй путы государственного насилия несколько ослабли, на Руси появляются новые образы и символы Старой Веры. Одно лишь упоминание Рогожского, Преображенского, Громовского кладбищ, Иргизских монастырей и Керженских скитов вызывали в русском сердце отзвук милой старины, древлецерковного предания и истинной веры. Когда в 30-е годы XIX века гонения на старообрядчество возобновились, идеологи гонений хотели уничтожить или поколебать символы русского древлеправославия. Были разорены Иргизские и Керженские монастыри, запечатаны алтари Рогожских храмов, закрыты страноприимные дома Преображенского кладбища и других центров старообрядчества. Спустя сто лет, уже в годы советской власти, новый режим идеологическим катком прошелся по оставшемуся культурному и духовному наследию старообрядчества. Безбожники стремились не только физически устрашить христиан, но стереть саму память, что и было фактически сделано к 70-м — 80-м годам XX века. Кто-то совсем забыл о вере своих предков. Другие, памятуя о своих корнях, не могли найти дороги к храмам. Третьи вообще полагали, что старообрядчество давно исчезло. Но неожиданно в 1982 году вся страна заговорила о старообрядцах. В чём же было дело? Семья Лыковых. Таежный тупик? Впервые о семье Лыковых поведала газета «Комсомольская правда» в 1982 году. Её специальный корреспондент, ведущий авторской рубрики «Окно в природу» Василий Михайлович Песков опубликовал серию очерков под общим названием «Таежный тупик», посвященных семье старообрядцев часовенного согласия Лыковых, проживавших у реки Еринат в горах Абаканского хребта Западного Саяна Хакасия. История о семье отшельников, не выходивших на контакт с цивилизацией более 40 лет, вызвала сильнейший резонанс в советское прессе. Читателям всё было интересно — и местная природа, кормившая «таежных робинзонов», и сама по себе история семьи Лыковых, и способы выживания, выработанные за годы уединённого проживания в тайге, и, конечно, бытовые, культурные и религиозные традиции, служившие опорой таинственным отшельникам. Сам Песков впоследствии говорил, что сама публикация материалов о Лыковых далась ему непросто. Он долго не мог подступить к теме, сложно было рассказать в молодежной газете об отшельниках-староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения». Тогда Песков решил, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия. И действительно, в книге главным образом было рассказано о судьбе семьи, характерах её членов и особенностях быта. Религиозным убеждениям Лыковых уделено совсем не много места. Журналист не скрывал факт своих атеистических воззрений и с предубеждением относился к любой религии. По мнению писателя, именно религия завела семью Лыковых в «таёжный тупик». В его публикациях легко было заметить иронические интонации по поводу «темноты», «обрядоверия» и «фанатизма» Лыковых. Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых, он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность. В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением — прим. Тем не менее очерки Пескова, впоследствии ставшие книгой, открыли миру историю жизни семьи старообрядцев Лыковых. Публикации Пескова не только помогли узнать обществу о жизни одной старообрядческой семьи, но и разбудили интерес в целом к старообрядческой теме. После книги Пескова Академия Наук и другие исследовательские институты организовали ряд экспедиций в Сибирь и на Алтай. Итогом их стали многочисленные научные и публицистические работы, посвященные истории и культуре старообрядчества восточной части России. О заимке Лыковых и других сибирских скитах, которые, как позже выяснилось, еще сохраняются в достаточном количестве в лесах Урала, Сибири и Алтая, был снят ряд фильмов, которые помогли создать положительный образ старообрядцев в СМИ. Безусловно, семья Лыковых и особенно Агафья Лыкова сегодня являются важным информационным феноменом. Феноменом, который сыграл и продолжает играть важнейшую роль в российском информационном пространстве. Журналисты и съемочные группы продолжают посещать некогда тайное убежище Лыковых, а кадры, снятые там, распространяются на множестве телевизионных каналов. Поисковые системы рунета устойчиво показывают высокий интерес к личности Агафьи Лыковой, а количество запросов на её имя превышает рейтинги любого старообрядческого деятеля современности. Непростой жизненный путь Лыковых Семья Лыковых, как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого. Христиане, отказавшиеся принять церковные реформы патриарха Никона и культурные реформы Петра Первого, оказались в ситуации крайней религиозной нетерпимости. Они подвергались жесточайшим казням, поражению в гражданских правах, фискальному гнёту. За внешнее проявление веры, так называемое «оказательство раскола», их ссылали и бросали в тюрьмы. Гонения то затихали, то возобновлялись с новой силой, но никогда полностью не прекращались. Сотни тысяч старообрядцев бежали за пределы российского государства. Сегодня их потомки составляют русские общины на всех континентах мира. Другие пытались спастись во внутренней эмиграции — селились в малодоступных и отдаленных местах Урала, Сибири и Алтая.
Сверху кусок земли напоминал огород с продольными грядками. Возникло предположение, что тут живут люди. Позже к этому месту была направлена группа пеших геологов, которые обнаружили 3—х людей: мужчину и 2—х женщин, живших в абсолютном уединении. Позже, только во время 5—ой встречи выяснилось, что людей всего пятеро. Это была семья староверов Лыковых. За 17 лет до прибытия геологов семья была полной. Еще была жива жена и мать Акулина Карповна, которая не смогла пережить неурожай и голод, случившейся в 1961 году. В результате церковной реформы 17 века, в Русской Православной Церкви случился религиозный раскол, получивший название «Никоновский раскол» по имени патриарха Никона, инициировавшего реформу вместе с русским царем Алексеем Михайловичем Романовым. В результате гонений на христиан, не принявших церковных перемен, многие бежали подальше от властей и организовывали отдаленные поселения, где сохраняли старые обряды, быт и верования. В одном из таких поселений в глухой тайге на реке Абакан, где проживало несколько семей староверов и жила семья Лыковых. Однако в конце 20—х годов прошлого века, туда добралась советская власть и Карл Осипович принял решение уйти еще дальше в леса. Вместе с женой Акулиной и двумя детьми: старшему Савину на тот момент едва исполнилось 11 лет, а его сестре Наталии было всего 4 года. Лыковы предпринимают попытку уйти по Еринату, притоку Абакана на лодке. Лодку, груженную скарбом тащили по воде бичевой, как бурлаки. Двое других детей: Дмитрий и Агафья родились уже на месте их отшельничества, где спустя еще 40 лет их обнаружили советские геологи. Через три года после встречи с людьми в семье Лыковых начинается мор. В 1981 году умирает сразу три человека, оба брата и старшая сестра, которая, как утверждается, не перенесла горя утраты. Спустя еще 7 лет умирает отец Карл Осипович. Доктор Игорь Павлович Назаров, наблюдавший за семьей почти с самого момента их повторной встречи с цивилизацией утверждает, что Лыковы не имели необходимого иммунитета, ввиду отсутствия контактов с внешним миром и оказались неспособны противостоять обычным заболеваниям. Сначала Лыковы наотрез отказываются от плодов цивилизации, соглашаясь принять только соль. Они так же категорически отказываются фотографироваться, что объясняет практически полное отсутствие качественных фотографий членов их семьи. Все фото делаются украдкой. Отказываются они и от возвращения в цивилизацию, объясняя это запретом веры: «в миру нам не можно». С 1988 года, самая младшая из семейства Лыковых Агафья остается одна. К тому моменту, вопреки воле отца, она все же решится на путешествие в цивилизацию и увидит как живут современные люди. Это приведет к их размолвке с уже больным отцом и ускорит его кончину. Особое впечатление на Агафью произведет поезд — «дом на колесах». После смерти отца и используя кое—какой инструментарий, привезенный людьми она собственными силами строит новое жилище. В 1990 году, узнав о существовании Русской Православной старообрядческой Церкви РПсЦ Агафья предпримет попытку примкнуть к женскому монастырю и даже проходит обряд пострижения в иноки. Так эта история была представлена в советской прессе. Однако в постперестроечное время, выяснились новые подробности. Оказывается местным егерям и охотникам «заимка Лыковых» — была известна с 30—х годов. Кроме того, в семье лыковых было три брата, одного из которых убили сотрудники бывшего Алтайского заповедника, приняв его за беглого заключенного. Оказывается, в военные и послевоенные годы, в обязанности егерей входил и поиск дезертиров, уклонистов от воинской службы, беглых бандитов и даже диверсантов. Агафья, младшая и последняя из выживших Лыковых в мельчайших деталях пересказывала отцовские рассказы о зверствах красноармейцев, которые они устраивали в деревнях и селениях, в том числе и среди староверов. О том, как вешали людей. Как разоряли и грабили хутора и силой сгоняли в колхозы. Так что у семьи Лыковых были все основания бежать и скрываться от советских властей. В настоящий момент Агафья по прежнему живет в уединении, на расстоянии 300 км от ближайшего населенного пункта, все там же, в тайге, где с помощью властей республики Хакасия и Кемеровской области обзавелась небольшой фермой. Теперь у нее есть козы, куры и собака. В доме вместе с ней живет 9 кошек. Время от времени ее навещают люди из цивилизации, привозя с собой вещи первой необходимости. Через этих людей она поддерживает связь с многочисленными знакомыми по всему миру, которые за это время успели у нее побывать и знают ее лично, в числе которых патриарх Русской Православной старообрядческой Церкви РПсЦ Корнилий.
Щенок для отшельницы. Зачем губернатор Кузбасса посещал Агафью Лыкову
Лечиться — таёжной аптечкой. Для отваров — сушёный брусничник, подорожник, рябина. Чага — древесный гриб — его отшельница считает лекарством от всех болезней. На сотни километров нет ни души — почти.
Бывает, всю зиму ходит», — говорит Агафья. В конце 70-х фотоловушек не было — леса на юге Хакасии исследовали группы учёных. Настоящей сенсацией тогда стала найденная семья отшельников-старообрядцев Лыковых, которые, скрываясь от религиозных гонений, полвека жили в полной изоляции от внешнего мира.
Ели рыбу, орехи, выращивали картофель и с ним даже хлеб пекли. Заметки, написанные по рассказам, воспоминаниям и наблюдениям за жизнью Агафьи легли в основу книги Пескова "Таежный тупик", 1983 «Ячменную солому толкли, березовую кору. Всё там.
Репа, редька, мякина да картофельные листы, вот эта ботва. Полный голод», — рассказывает отшельница. В итоге не голод, а болезни, занесённые с Большой земли, убили почти всю семью.
При входе в избушку к отшельнице висит предупреждение: «В этот дом без моего разрешения не входить и переписи никакой не делать». У Агафьи неоднократно была возможность вернуться жить к людям — у неё и родственники дальние нашлись, и в старообрядческий монастырь звали, но она всё равно каждый раз выбирала одиночество. Фото: Николай Щербаков KP.
RU «Да там дышать нечем. Машины — вообще страшно. Они врачи».
В новом доме разложены камни с узорами — главные игрушки детства отшельницы, которыми она делится на прощание. Главное, что Агафья выносит из таких встреч — это простое человеческое общение, которого ей всё-таки не хватает. И пусть внешний мир чужой неизведанный, она продолжает за него молиться каждый день.
Контакты с цивилизацией[ править править код ] Известность семье принесли статьи в газете « Комсомольская правда », написанные журналистом Василием Песковым , который с 1982 года часто приезжал к Лыковым. По результатам этих визитов им написана книга « Таёжный тупик », неоднократно переиздававшаяся и вышедшая на нескольких иностранных языках. Наблюдения за семьёй с медицинской точки зрения проводил врач Игорь Павлович Назаров. В своей статье в газете « Труд » он высказал мнение, что причиной смерти Дмитрия, Савина и Наталии явилась слабость иммунитета Лыковых из-за отсутствия контактов с внешним миром, что привело к пневмонии при заражении от посетителей. Анализ крови Агафьи и Карпа Осиповича показал отсутствие антител к большинству болезнетворных вирусов. Впечатления о своих поездках в саянскую тайгу к отшельникам и о наблюдениях за их здоровьем Игорь Назаров изложил в написанной им книге « Таёжные отшельники » книга издана в 2010 году по решению Президиума ООО «Российская академия естественных наук».
Всколыхнула эта новость таёжников. Заволновались: — Неужели и до нас доберутся? Труженица Услышав такое, вспомнили поселяне дедовское «бегати и таитись». Вспомнить-то вспомнили, но только по прошествии тридцати лет трудной, но вольной и спокойной жизни, а именно столько прожили Лыковы в Тишах. Ох, как тяжело расставаться с нажитым и оставлять место, где думали дожить до конца своих дней. Однако именно Лыковы были инициаторами уходить дальше. Степан, не раз бывавший в вершине Абакана говорил, что есть хорошее место верстах в восьмидесяти повыше Тишей, где в Абакан впадает речка Каирсу. Горы там, конечно, повыше и склоны покруче и нет таких покосов, как окрест заимки, но для нескольких семей места хватит. Решили снарядить мужиков и хорошенько обследовать ту местность, а по возвращении уже думать, как поступать дальше. Так как Степан уже не раз бывал в тех местах — решили послать его. В компаньоны он взял брата Карпа и Исая Назаровича. Об этом новом в повествовании персонаже хочется рассказать подробнее. Когда в 1978 году геологи обнаружили в тайге семью Лыковых, то об этом, вскоре, благодаря публикациям в центральной прессе, узнали в Таштыпе и Абазе. Некоторые, не совсем сведущие в этой истории люди, взялись уверять местное руководство и спецкоров всевозможных изданий, что Карп Осипович Лыков — бывший офицер царской, а затем и колчаковской армий. И нечего, мол, о нём писать, а надо его, подлеца, погубившего не один десяток борцов за светлое будущее всего человечества и Таштыпского района в частности, предать суду и посадить в тюрьму, а лучше сразу расстрелять. Так вот, заверяю вас, мои читатели — не был Карп офицером. Офицером, точнее, прапорщиком был Исай Назарович. Он действительно воевал сначала в германскую, а затем и в гражданскую в рядах армии адмирала Колчака. Уроженец города Томска, коренной сибиряк, из челдонов. Закончил перед Первой мировой школу прапорщиков. После поражения Колчака успел забрать отца и скрыться в Саянских горах. Был схвачен отрядом красных, ранен, бежал. И уже после этого появился в Тишах. Конечно, об этом тогда никто не знал. Всё вскрылось значительно позже. В биографии этого человека были и сталинские лагеря, и штрафной батальон во время Великой Отечественной, немецкий плен и концлагерь, затем опять лагерь, но уже советский. Последние лет тридцать Исай Назарович жил в глухой тайге на Енисее. Эта заимка была скрыта от случайных людей и властей даже тогда, когда «Таёжным тупиком» зачитывалась вся страна. Четыре года не дожил до своего столетия этот, воистину, уникальный человек. Посчастливилось читать его дневники, в которых он описывал не столько свою жизнь, сколько пытался проникнуть в исторический смысл и трагедию раскола и излагал свои взгляды на современную историю. Обладавший энциклопедическими знаниями и совершенной памятью, он цитировал целые абзацы не только из древних церковных, но и светских книг по истории и философии. За сеном А пока отряд из трёх человек и двух вьючных лошадей на четвёртые сутки добрался до устья речки Каирсу. Два дня ушло на поиски подходящего места для будущего посёлка. Из опасения быть вскоре обнаруженными в пойме Абакана смотреть не стали. Решили исследовать отлогий юго-западный склон горы. Преобладание в первой трети осинника указывало на плодородные земли. И темнеющий кедровый ложок, пересекающий узкой лентой склон, явно указывал на наличие в этом месте ручья. Вскоре нашли подходящую поляну и единогласно признали — лучшего места для заимки не найти: земли хорошие, вода рядом. Лес под пашни, конечно, придётся корчевать, а для скотины сено можно накосить в пойме. Уже перед сном Исай засомневался: не слишком ли близко от Тишей? Если там начнут организовывать артель, то могут и сюда добраться. И предложил поискать ещё где-нибудь выше по Абакану, на что Степан ответил: — По Абакану вряд ли найдём, а вот если перевалить Сельгинские гольцы и по Чульче — точно можно спрятаться. Вот только времени это займёт немало — туда неделя и обратно. Полмесяца получается. Посадку сделали, а к покосу в самый раз управимся, — включился в разговор Карп. Когда с Софоном отряд проводили, я присмотрел там одно местечко. Река Еринат На том и порешили. С первыми лучами солнца завьючили лошадей и двинулись дальше. Ближе к вечеру вышли на слияние Сектыозека, Ерината и Абакана. На следующий день Степан с Исаем занялись рыбалкой, а Карп пошёл осмотреть окрестности. Перед уходом старшой посоветовал: — Карпа, видишь на солнцепёчном склоне за Еринатом прилавочек? Сходи туда, глянь. Сразу понравилась ему эта, хоть и небольшая, но уютная терраса. Поднялся на склон, поковырял посохом землю — чёрная. От холодных северных ветров надёжно закрывает вставший стеной Ярышкольский голец. И вода рядом. А с реки не сразу бросается в глаза несведущему человеку этот прилавок. Что-то подсказывало ему: ещё не раз вернётся гонимый на слияние трёх речек. И не знал, конечно, что именно здесь, много лет спустя, догорит лучина его жизни и предстанет на высший суд душа раба Божия Карпа. А мужики, тем временем, наловили на ямках рыбы и, соорудив из таловых прутьев коптильню, развели дымный костёр. Когда вернулся Карп, разложенные на сетке харюза начали аппетитно румяниться. Рассказал за обедом Карп про полочку над Еринатом, и что места там только на две семьи с хозяйством. Может по малой воде в конце августа и можно, но шибко наломаешься и измокнешь, а с конями точно не пройти, — объяснил старший брат. Утром следующего дня собрали явно потерявшую за ночь в весе подсушенную и подвяленную рыбу, упаковали в походные берестяные чуманы и завьючили коней. Подъём в горы и, правда, оказался легче, чем предполагал Исай. По самой гривке шла зверовая тропа, проложенная маралами и медведями не за один век, так что к обеду выбились в гольцы. Дальше путь пролегал строго на юг, через водораздельный и пограничный с Алтаем хребет Тудой, потом — верховья речки Кыги и далее оставалась последняя, и самая сложная преграда — Сельгинские пики. За неделю мужики одолели этот непростой маршрут. Благо, всё это время стояла хорошая погода. Уже на спуске в Чульчу, на уровне альпийских лугов путники встретили троих конных алтайцев. Положили руки на карабины, но увидев дружелюбно улыбающегося старика, немного успокоились. Конечно, бороды и домотканая одежда за версту указывали кто перед тобой. Вот с сыновьями за мясом поехали, — объявил старший. Поди, про лыковскую заимку слыхали? Далеко вас, однако, занесло. Видать неспроста тайгу столько дней топчите? У ближайшего ключика развьючили коней, давая отдохнуть и попастись на сочных гольцевых травах. Развели два костра и ужинали отдельно. Алтайцы по этому поводу вопросов не задавали — знали обычаи староверов. После ужина и вечерней молитвы подтянулись мужики к костру чулышманцев для общения. Познакомились: отца звали Ена, а сыновей он представил на русский манер — Петряй и Санька. Парни по-русски говорили плохо, потому больше молчали и только в непонятных местах просили отца перевести. А разговорчивый дед был не прочь на сон грядущий язык почесать, да и новости с Абакана узнать, чтобы рассказать потом землякам. Поведал Степан, по какой такой нужде перевалили через две гряды. И про артели рассказал, и про то, как: община послала их поискать подходящее место для скрытного житья. Вот и решили поискать оное в чулышманских покотях. Задумался Ена над Степановыми словами. Пристально посмотрел на рыжебородого и спросил: — Однако, у тебя что — горло крепкий? Не поняли вопроса мужики, переглянулись. А старик, тем временем, продолжил: — Спать рано ещё, поэтому скажу вам, что было по Чулышману три зимы тому. Когда с Саян пришли белые большой силой, многие наши подумали, что за ними власть. Кормили их: лепёшки давали, и мясо с рыбой давали. Потом пришли красные и прогнали белых. А за то, что мы кормили их, красные не один аил по Чулышману вырезали. Как барашков резали: старенький или маленький — шибко не разбирали. Я своих в горы успел увезти, на верхнее стойбище, а после зимовки, как всё поутихло, спустились в Балыкчу. Опустела деревня. Те, кто остались, рассказали, что тут было. Так что, если узнает Политбюро, что вы тут, в Сильге спрятались, будет искать, а найдёт — худо будет, однако. Озадачил и напугал старик своим рассказом староверов. Шатуна встретишь зимой в тайге, и тот ласковей будет этого Политбюро, — так Ена персонифицировал коллективный орган новой власти. О многом ещё переговорили путники. Долго горел в эту звёздную ночь, среди редкого кедрача, костёр. А когда чулышманский татарин, так алтайцев раньше называли кержаки, сказал, что «товарищи» стали пограну строить и патруль будет ходить по Чульче, аж до верховий Малого Абакана, поняли мужики — на Алтай дорога заказана. Когда укладывались спать, Степан подытожил события этого вечера: — Это Никола-угодник свёл нас тут, предостерёг, чтоб на Алтай не ходили. Телецкое озеро Утром распрощались с новыми знакомыми и тронулись в обратный путь. Дорога домой была легче и быстрее по уже знакомой тропе, и всё больше под горку. За неделю дошли до Тишей. В пути все думали — куда переселяться? Кроме Каира на ум ничего не приходило. Исай, как: человек военный понял — окружают. А братья лесовики-охотники нашли своё подходящее слово — обложили. И сколько ещё продлится их затворничество незамеченным, вот вопрос вопросов. Когда путешественники вернулись в Тиши, оказалось, что на заимке в их отсутствие уже побывали представители Советской власти с охраной. Агитировали вступать в артель. Говорили, что военный коммунизм сменился новой экономической политикой и теперь их никто не тронет, а будут жить, как и жили до этого: рыбу ловить и охотиться, но только под контролем властей и сдавать добытое государству. За это обещали платить и помогать с продуктами. Перспектива будущих взаимоотношений, при условии согласия общины организовать артель, вырисовывалась безоблачная. В случае же отказа — пеняйте на себя. Советская власть не потерпит на своей территории неучтённых и не вовлечённых в общее дело людей. Дали время подумать и уехали. Таёжникам предстоял выбор между кнутом и пряником. Вот тут и стали ломаться копья в жарких спорах о будущем заимки и её обитателей. Кто-то призывал уходить дальше, кто-то предлагал остаться и создать артель, помня об обещанной агитаторами продуктовой помощи. Для большинства это было едва ли не самым важным. Ведь после гражданской войны крупу и муку достать было очень сложно. Думали так: «Рыбы в Абакане ловить, не переловить. Какая разница? Вот, если в молении начнут ущемлять, тогда и подумаем». Самыми активными противниками ухода были Золотаевы, Самойловы и Чепкасовы. Как-то в запале Осип Лыков высказал Софону: — Ну, куда тебе уходить от своих курочек? И перчик красный оставлять жалко — посохнет. Это правда, только Софон Чепкасов держал на заимке кур, а в окошке его избы красовался горшочек с красным перцем. Но и намёк был в словах Осипа. Вся заимка знала, какая у Натальи Никитичны «головная боль» от мужа. Несмотря ни на возраст, ни на горб на спине не угомонился мужик — так и остался большим охотником до молодух. А те нередко отвечали ему взаимностью. И отец Ефросин напрасно цитировал из Писания, увещевая безобразника. Поняв тщетность своих попыток — махнул рукой, руководствуясь евангельским наставлением не бросать жемчуга перед свиньями. Об отце Ефросине известно немного. До накрытия в Ашпанакском монастыре величался Епифанием Ефимовичем. Родом был, как и Лыковы, из Тобольского уезда. Семейная жизнь не задалась: первая жена Лукерья рано умерла, а вторая сбежала. После этого Епифаний принял монашеский чин от игуменьи Елизаветы, настоятельницы Ашпанакского женского монастыря, что на Алтае. Итак, отринувших лукавые агитаторские посылы и готовых уходить дальше, оказалось всего три семьи: Лыковы, Саночкины и Русаковы, а также отец Ефросин и дедушка Назарий с сыном. Долго обдумывали главы семейств маршрут предстоящей экспедиции. То, что с пересёлкой тянуть нельзя — всем было ясно. И надо постараться уже в этом году, ещё до наступления холодов построить, хотя бы, пару изб и подготовить пашни под посадку. А на следующий год, как только сойдёт большая вода, можно заводить скотину на новое жильё. Поэтому молодёжь уходила строить и готовить место для переезда, а старшей пока оставались в Тишах. Недолго побыли Степан, Карп и Исай на заимке, опять приходилось идти на Каир. Степан взял с собой жену Зиновию. Успел истосковаться по супруге, а тут опять уходить. Да и готовить для работников нужно было кому-то. Группу ещё усилили двумя старшими, мастеровыми и крепкими мужиками. Сват Галактион и отец Ефросин возглавили отряд. В середине июля отправились добровольные затворники осваивать устье реки Каирсу. На этот раз пришлось завьючивать пилы, топоры, тесла и прочий плотницкий инструмент. Когда прибыли на место и старшие одобрили выбор, сделанный первой экспедицией, сразу же, без раскачки приступили к строительству. Времени до белых мух оставалось всего полтора-два месяца, а успеть надо было много. Помимо строительства двух изб и корчёвки леса под пашни, предстояло ещё чистить поляны под покосы в пойме Абакана и наловить на зиму рыбы. В Тишах тоже не бездельничали. Привычный объём работы — покос и уборка — остались, а рабочих рук убыло. Старики Лыковы остались с младшим Евдокимом. У Саночкиных — супруга Галактиона Анна с дочерью Анастасией. Русаковы на Каир не пошли, отложили до весны. Тем более, у Петра и Меланьи был всего один сын-подросток Устин. И старикам надо было помочь. В моральном плане оставшимся стало тоже непросто. Раскол, произошедший в общине после прихода агитаторов, ещё больше обозначился… Вот так и получилось: вроде бы заимка ещё лыковская и сам дед Осип живёт в Тишах, не переехал пока на Каир, но его уже никто не слушает. Власть перешла в руки триумвирата Золотаевых, Самойловых и Чепкасовых. И ещё она проблема возникла в семье Лыковых — Евдоким без удержу стал наседать на родителей: «Поехали свататься к Казаниным в Ашпанак». Где он виделся с Аксиньей: то ли когда Казанины приезжали с дочерью в Тиши, или на Лебяде у Ивана Новикова пути молодых пересеклись — неизвестно. Одно заладил: «После Успеньего поста надо ехать на Алтай, пока другие не просватали». Пытались вразумить младшего родители — нельзя, мол, вперёд Карпа, не по правилам. На что Евдоким отвечал: — Он может до старости за Пелагеей сохнуть будет, мне что, совсем тогда не светит? А на Каир уйдём — ещё тяжельше будет. Давай, тятенька нынче это порешаем. Станут на своём — ничем не вразумишь! А Евдоким одним своим видом внушал непоколебимость в принятом им решении. К двадцати годам окреп и возмужал паря. Не было равных ему на заимке ни в силе, ни в решительности. Не робел Евдоким ни перед человеком, ни перед зверем. Был такой случай, уже после гражданской, когда в тайге ещё прятались разрозненные отряды не то соловьёвцев, не то простых бандитов. На заимку пожаловали несколько истощённых, явно нездешних людей. В главарях у них был черкес. Заспорили пришлые с Осипом Лыковым. Слово за слово — бандит начал дерзить старику. Тот его пытался осадить, на что горячий кавказец разразился площадной бранью и выхватил кинжал. Тут встал скалой Евдоким на защиту отца. Защёлкали затворы. Но, увидев спешащих на выручку мужиков с винтовками наперевес, пришельцы быстро успокоились и запросили продуктов. Выпроводили непрошеных гостей, не стали грех на душу брать. После этого случая Осип Ефимович по-особому стал относиться к меньшому. Их пятеро вооружённых, а он один с голыми руками встал и только твердит, набычась: «А ну, не тронь тятеньку! И вот теперь Евдоким запросил родителей о скорой свадьбе. Если Карп после истории с Пелагеей о девках и слышать не хочет, так хоть младший, может быть, внуками порадует. У Дарьи пусто, и вообще непонятно, что сейчас там происходит. Степан вот уже пять лет живёт с Зиновией и никого. Пообещали родители перед уборкой выкроить дней десять и съездить в Ашпанак. К этому времени сват Галактион с Карпом должны с Каира приехать за продуктами. Вот и побудет недельку на хозяйстве, если сам к супружеской жизни не стремится. А на Каире строительные работы близились к завершению. К концу августа одна изба была полностью готова, а на вторую возводили стропила под кровлю. Договорённость о том, что к новолетию Галактион с Карпом вернутся в Тиши за продуктами, была изначально. А оставшиеся должны были заниматься подготовкой пашни и рыбалкой. В Тишах их возвращения ждали с нетерпением, и когда в первых числах сентября они прибыли на заимку, Осип Ефимович, не дожидаясь утра, под вечер пошёл к Саночкиным. Галактион после баньки, за накрытым столом принял гостя. Ангела за трапезой! Милости просим отужинать с нами, — пригласила хозяйка. После ужина разговорились о предстоящей пересёлке. Как тебе место? По всему видно, что посуше и потеплее будет, чем в Тишах. Я так думаю: рожь можно весной посеять, должна успеть вызреть. Я как: увидел ключик — сразу смекнул, что под водопадом струя сильная, можно водяную мельницу тут построить. На следующий год, Бог даст, соорудим подобную той, что была у меня в Шадрино. Ты должон помнить. Это хорошо, если своя мука будет. А про мои новости, небось, уже слыхал? Настёнка первым делом сообщила, что Евдоким на Аксинью Казанину глаз положил. Ему что, местных мало? Любая за такого героя пойдёт!
Этому рукоделию ее обучила мать. Женщина обеспечивает себя необходимой одеждой и текстилем. Агафья Лыкова с семьей Несмотря на то, что отшельница ведет очень уединенную жизнь, она не прочь принять подарки от охотников и рыбаков, которых иногда встречает в лесу. Хоть Агафья Карповна и является ярой противницей современных вещей, но в ее доме есть «диковинные» вещицы — термометр и часы, которые ей подарили. Печальный факт, но именно контакт с современными людьми и погубил семью Агафьи. После встречи с геологами, семья подхватила какой—то вирус и начала болеть. У современных врачей отшельница вызывает интерес, поэтому медики по первой же просьбе женщины, готовы ее лечить. Последние годы Лыкова не раз выбиралась из своей заимке. Она ездила к источнику Горячий ключ, посещала несколько раз городскую больницу и ездила в гости к родственникам на поезде. Но, она категорически отказывается оставить свою тихую жизнь отшельницы. В 1997 году бывший губернатор кемеровской области Аман Тулеев посетил заимку Лыковых. Тулеев регулярно переписывается с женщиной и приказал оказывать ей любую необходимую помощь. Так как причиной смерти родственников Лыковой стал внешний мир и его люди, то чиновник запретил посещать заимку без специального разрешения и пропуска, чтобы не навредить отшельнице. Некоторые старообрядцы постоянно помогают Агафье Карповне с домашними делами и ведением хозяйства. Они отмечают, что у нее сложный характер и не покладистый нрав. Жить с ней очень трудно. В конце 2018 года Агафья Карповна вышла на связь с нынешним губернатором Кемеровской области по ранее подаренному ей спутниковому телефону и попросила оказать гуманитарную помощь. Сам чиновник лично посетил заимку и привез, как продовольственные товары, так и сено, корма для коз и кур. Женщина пожаловалась губернатору на больную руку и врач, прилетевший вместе с Цивелевым, осмотрел больную и выписал ей специальные мази. Он отметил, что здоровье у Лыковой крепкое и на данный момент никакая медицинская помощь ей больше не требуется. Личная жизнь Вначале 60 — х умерла Акулина Карповна, а вначале 80 — х умерли оба брата Агафьи и сестра. Семь лет женщина жила вдвоем с отцом, который скончался в 1988 году. Оставшись одна, Лыкова списалась с родственниками и попробовала наладить с ними отношения, но ничего не вышло.
Таежный тупик: жизнь вдалеке от людей
- Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году | Золотая Орда — интернет-журнал
- Знаменитая отшельница Лыкова на курорте "Усолье"
- Агафья Лыкова - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- Как семья отшельников жила в хакасской тайге
- Счастливая жизнь Агафьи Лыковой
- Счастливая жизнь Агафьи Лыковой: miha56 — LiveJournal
Таежная отшельница Агафья Лыкова
Биография отшельницы Агафьи Карповны Лыковой: личная жизнь сейчас, строительство нового дома в тайге, съемки документального фильма. В семье сохранялось главенство отца, тогда как домашнее хозяйство вела мать — Акулина Карповна. Старообрядцы Лыков Карл Осипович и его жена Акулина Карповна вместе с двумя детьми бежали в труднодоступную тайгу в Сибирь из-за гонений за свою веру. Новости последних лет о жизни отшельницы Агафья лыкова, Тайга, Видео, Длиннопост, Отшельники. Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке в лесном массиве Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия). Акулина Карповна, жена старшего Лыкова умерла от голода зимой 1961 года.
Знаменитая отшельница Лыкова на курорте "Усолье"
Молодому Карпу Лыкову они не понравились, и он с женой Акулиной и маленьким сыном Савином подался вверх по Абакану. Акулина Карповна, жена старшего Лыкова умерла от голода зимой 1961 года. В 1978 году заимку нашли геологи, мать Акулина Карповна к этому времени скончалась. Молодому Карпу Лыкову они не понравились, и он с женой Акулиной и маленьким сыном Савином подался вверх по Абакану.
…А еще Агафья Карповна серчает на медведя
У староверов в России долгое время не складывались отношения с властями. Власти причем царские не менее рьяно, чем советские пытались вернуть этих людей «в систему», а староверы демонстративно не подчинялись и не скрывали, что государство им не особо и указ. Аргументировалось такое поведение требованиями религии. Тем не менее, до 1929 года Карп Лыков с семейством благополучно проживал с родных местах. А вот далее начались его скитания по разным отдаленным землям. Сперва Лыковы вместе с еще несколькими старообрядческими семьями ушли в верховья Абакана, потом переселились было на Алтай, а затем вновь вернулись на Абакан и в конце концов устроились на Еринате. Сперва скитались не одни, а с единоверцами. В основном семьями братьев Карпа. И с 1937 года Карп и Акулина с детьми устраивались сами.
Какова причина такого странного поведения, желания уйти от людей? Причиной было категорическое нежелание подчиняться требованиям властей. Началась кампания по коллективизации, и советское руководство старалось объединять небольшие «заимки» сибиряков в более-менее крупные поселения, создавать там колхозы. А Лыковы, как старообрядцы, не желали подчиняться власти в принципе, и тем более власти атеистической, не испытывавшей благоговейного трепета перед «дедовскими традициями». Несомненно, Карп и Акулина при этом принимали решение сознательно. Но их дети до ухода на Еринат их было двое были еще очень малы, выбирать не могли, и просто подчинились воле родителей. Уже на тайной заимке родилось еще двое детей — в семье было 2 сына и 2 дочери. У них не было не только выбора, но даже и представления о существовании другой жизни.
Но сами они объясняли возникновение болей исключительно тяжелым физическим трудом. В остальном же, по мнению Назарова, его «пациенты» были практически здоровы. Между тем в 1981 году скончались сразу трое Лыковых: 55-летний Саввин, 45-летняя Наталья и 41-летний Димитрий. Как поведал Карп Осипович Игорю Назарову, все они, и в том числе он сам и его младшая дочь Агафья, в один момент заболели «простудой». Геологи предлагали Лыковым лекарства, но глава семьи отказался принять препараты, сказав, что каждому срок отмерян свыше. Первым отправился на тот свет Димитрий, который промучился всего неделю. Он кашлял и тяжело дышал. Саввин страдал около двух месяцев: у него страшно болела спина, а дыхание было затруднено. Наталья перед смертью также испытывала удушье.
Благодаря рассказам Лыкова-старшего и перечисленным им симптомам, Игорь Назаров сделал вывод о том, что дети Карпа Осиповича умерли от пневмонии. Взяв за основу такие своеобразные «устные истории болезни» и собственные исследования, профессор Назаров предположил, что смерть Лыковых наступила по причине их изолированного образа жизни. Дело в том, что в крови отшельников, которые долгие годы не общались с другими людьми, не сформировались антитела, способные противостоять инфекционным заболеваниям, коим является и пневмония. Именно поэтому упомянутый недуг и закончился для «нецивилизованных» старообрядцев летальным исходом.
Оставался один выход — перебраться в собственный дом, который Макар начал рубить ещё в прошлом году.
Вот с таким настроением приехала она к родным. Уход за братом немного отвлёк её от невесёлых дум. Табличка перед входом к Агафье Лыковой Видя, что дочь чем-то озабочена, родители принялись уговаривать Дарью остаться в Тишах. Не согласилась она на уговоры. Наоборот, стала младшую сестричку подбивать уехать с ней в Турочак.
Анютке — главной радости родительской, исполнилось семнадцать: и послушная, и смышлёная и статью удалась. Росла девочка в других условиях, нежели Даша. Если у старшей, кроме Ермилы да Кирила с Ефимом, больше и сверстников-то не было, то Анютке было из кого выбирать среди многочисленной детворы. Десятка три дворов к тому времени было уже в Тишах. Как исполнилось Аннушке пятнадцать — отбоя от женихов не было.
Многие к ней сватались. Но главным ухажёром и женихом считался Федька Самойлов, друг Карпа. Да и ей он нравился. Поэтому предложение сестры отвергла. А после Ильина дня за Дарьей приехал Макар и забрал её… В начале двадцатых годов прошлого века через заимку прошло много народа.
Были и колчаковцы, и соловьёвцы и просто «ребята-ёжики — в голенищах ножики». Приходили и останавливались в Тишах и единоверцы и люди других вероисповеданий. Жил одно время у Софона Марковича латыш. Каким ветром занесло его в такую глушь? Да, наверное, тем же, что и остальных.
Недолго пожил, болезный оказался, вскоре помер. Веротерпимее стал народ, когда все поняли, с кем столкнулись. Конечно, в обрядах и быту не смешивались. Но такого резкого отторжения «других» на заимке у многих не стало. Советская власть одинаково плохо относилась ко всем, без различия вер.
Любая религия была чужда и ненавистна большевикам. На заимке знали о генеральной линии партии, но большинство поселян надеялось, что до них не доберутся. И только после прихода Ивана Новикова летом 1924 г. Собрались на сход, стали спрашивать Ивана — что да как. А дело было в следующем.
Новая власть принялась переписывать и ставить на учёт всех староверов, объединяя их в артели. Всколыхнула эта новость таёжников. Заволновались: — Неужели и до нас доберутся? Труженица Услышав такое, вспомнили поселяне дедовское «бегати и таитись». Вспомнить-то вспомнили, но только по прошествии тридцати лет трудной, но вольной и спокойной жизни, а именно столько прожили Лыковы в Тишах.
Ох, как тяжело расставаться с нажитым и оставлять место, где думали дожить до конца своих дней. Однако именно Лыковы были инициаторами уходить дальше. Степан, не раз бывавший в вершине Абакана говорил, что есть хорошее место верстах в восьмидесяти повыше Тишей, где в Абакан впадает речка Каирсу. Горы там, конечно, повыше и склоны покруче и нет таких покосов, как окрест заимки, но для нескольких семей места хватит. Решили снарядить мужиков и хорошенько обследовать ту местность, а по возвращении уже думать, как поступать дальше.
Так как Степан уже не раз бывал в тех местах — решили послать его. В компаньоны он взял брата Карпа и Исая Назаровича. Об этом новом в повествовании персонаже хочется рассказать подробнее. Когда в 1978 году геологи обнаружили в тайге семью Лыковых, то об этом, вскоре, благодаря публикациям в центральной прессе, узнали в Таштыпе и Абазе. Некоторые, не совсем сведущие в этой истории люди, взялись уверять местное руководство и спецкоров всевозможных изданий, что Карп Осипович Лыков — бывший офицер царской, а затем и колчаковской армий.
И нечего, мол, о нём писать, а надо его, подлеца, погубившего не один десяток борцов за светлое будущее всего человечества и Таштыпского района в частности, предать суду и посадить в тюрьму, а лучше сразу расстрелять. Так вот, заверяю вас, мои читатели — не был Карп офицером. Офицером, точнее, прапорщиком был Исай Назарович. Он действительно воевал сначала в германскую, а затем и в гражданскую в рядах армии адмирала Колчака. Уроженец города Томска, коренной сибиряк, из челдонов.
Закончил перед Первой мировой школу прапорщиков. После поражения Колчака успел забрать отца и скрыться в Саянских горах. Был схвачен отрядом красных, ранен, бежал. И уже после этого появился в Тишах. Конечно, об этом тогда никто не знал.
Всё вскрылось значительно позже. В биографии этого человека были и сталинские лагеря, и штрафной батальон во время Великой Отечественной, немецкий плен и концлагерь, затем опять лагерь, но уже советский. Последние лет тридцать Исай Назарович жил в глухой тайге на Енисее. Эта заимка была скрыта от случайных людей и властей даже тогда, когда «Таёжным тупиком» зачитывалась вся страна. Четыре года не дожил до своего столетия этот, воистину, уникальный человек.
Посчастливилось читать его дневники, в которых он описывал не столько свою жизнь, сколько пытался проникнуть в исторический смысл и трагедию раскола и излагал свои взгляды на современную историю. Обладавший энциклопедическими знаниями и совершенной памятью, он цитировал целые абзацы не только из древних церковных, но и светских книг по истории и философии. За сеном А пока отряд из трёх человек и двух вьючных лошадей на четвёртые сутки добрался до устья речки Каирсу. Два дня ушло на поиски подходящего места для будущего посёлка. Из опасения быть вскоре обнаруженными в пойме Абакана смотреть не стали.
Решили исследовать отлогий юго-западный склон горы. Преобладание в первой трети осинника указывало на плодородные земли. И темнеющий кедровый ложок, пересекающий узкой лентой склон, явно указывал на наличие в этом месте ручья. Вскоре нашли подходящую поляну и единогласно признали — лучшего места для заимки не найти: земли хорошие, вода рядом. Лес под пашни, конечно, придётся корчевать, а для скотины сено можно накосить в пойме.
Уже перед сном Исай засомневался: не слишком ли близко от Тишей? Если там начнут организовывать артель, то могут и сюда добраться. И предложил поискать ещё где-нибудь выше по Абакану, на что Степан ответил: — По Абакану вряд ли найдём, а вот если перевалить Сельгинские гольцы и по Чульче — точно можно спрятаться. Вот только времени это займёт немало — туда неделя и обратно. Полмесяца получается.
Посадку сделали, а к покосу в самый раз управимся, — включился в разговор Карп. Когда с Софоном отряд проводили, я присмотрел там одно местечко. Река Еринат На том и порешили. С первыми лучами солнца завьючили лошадей и двинулись дальше. Ближе к вечеру вышли на слияние Сектыозека, Ерината и Абакана.
На следующий день Степан с Исаем занялись рыбалкой, а Карп пошёл осмотреть окрестности. Перед уходом старшой посоветовал: — Карпа, видишь на солнцепёчном склоне за Еринатом прилавочек? Сходи туда, глянь. Сразу понравилась ему эта, хоть и небольшая, но уютная терраса. Поднялся на склон, поковырял посохом землю — чёрная.
От холодных северных ветров надёжно закрывает вставший стеной Ярышкольский голец. И вода рядом. А с реки не сразу бросается в глаза несведущему человеку этот прилавок. Что-то подсказывало ему: ещё не раз вернётся гонимый на слияние трёх речек. И не знал, конечно, что именно здесь, много лет спустя, догорит лучина его жизни и предстанет на высший суд душа раба Божия Карпа.
А мужики, тем временем, наловили на ямках рыбы и, соорудив из таловых прутьев коптильню, развели дымный костёр. Когда вернулся Карп, разложенные на сетке харюза начали аппетитно румяниться. Рассказал за обедом Карп про полочку над Еринатом, и что места там только на две семьи с хозяйством. Может по малой воде в конце августа и можно, но шибко наломаешься и измокнешь, а с конями точно не пройти, — объяснил старший брат. Утром следующего дня собрали явно потерявшую за ночь в весе подсушенную и подвяленную рыбу, упаковали в походные берестяные чуманы и завьючили коней.
Подъём в горы и, правда, оказался легче, чем предполагал Исай. По самой гривке шла зверовая тропа, проложенная маралами и медведями не за один век, так что к обеду выбились в гольцы. Дальше путь пролегал строго на юг, через водораздельный и пограничный с Алтаем хребет Тудой, потом — верховья речки Кыги и далее оставалась последняя, и самая сложная преграда — Сельгинские пики. За неделю мужики одолели этот непростой маршрут. Благо, всё это время стояла хорошая погода.
Уже на спуске в Чульчу, на уровне альпийских лугов путники встретили троих конных алтайцев. Положили руки на карабины, но увидев дружелюбно улыбающегося старика, немного успокоились. Конечно, бороды и домотканая одежда за версту указывали кто перед тобой. Вот с сыновьями за мясом поехали, — объявил старший. Поди, про лыковскую заимку слыхали?
Далеко вас, однако, занесло. Видать неспроста тайгу столько дней топчите? У ближайшего ключика развьючили коней, давая отдохнуть и попастись на сочных гольцевых травах. Развели два костра и ужинали отдельно. Алтайцы по этому поводу вопросов не задавали — знали обычаи староверов.
После ужина и вечерней молитвы подтянулись мужики к костру чулышманцев для общения. Познакомились: отца звали Ена, а сыновей он представил на русский манер — Петряй и Санька. Парни по-русски говорили плохо, потому больше молчали и только в непонятных местах просили отца перевести. А разговорчивый дед был не прочь на сон грядущий язык почесать, да и новости с Абакана узнать, чтобы рассказать потом землякам. Поведал Степан, по какой такой нужде перевалили через две гряды.
И про артели рассказал, и про то, как: община послала их поискать подходящее место для скрытного житья. Вот и решили поискать оное в чулышманских покотях. Задумался Ена над Степановыми словами. Пристально посмотрел на рыжебородого и спросил: — Однако, у тебя что — горло крепкий? Не поняли вопроса мужики, переглянулись.
А старик, тем временем, продолжил: — Спать рано ещё, поэтому скажу вам, что было по Чулышману три зимы тому. Когда с Саян пришли белые большой силой, многие наши подумали, что за ними власть. Кормили их: лепёшки давали, и мясо с рыбой давали. Потом пришли красные и прогнали белых. А за то, что мы кормили их, красные не один аил по Чулышману вырезали.
Как барашков резали: старенький или маленький — шибко не разбирали. Я своих в горы успел увезти, на верхнее стойбище, а после зимовки, как всё поутихло, спустились в Балыкчу. Опустела деревня. Те, кто остались, рассказали, что тут было. Так что, если узнает Политбюро, что вы тут, в Сильге спрятались, будет искать, а найдёт — худо будет, однако.
Озадачил и напугал старик своим рассказом староверов. Шатуна встретишь зимой в тайге, и тот ласковей будет этого Политбюро, — так Ена персонифицировал коллективный орган новой власти. О многом ещё переговорили путники. Долго горел в эту звёздную ночь, среди редкого кедрача, костёр. А когда чулышманский татарин, так алтайцев раньше называли кержаки, сказал, что «товарищи» стали пограну строить и патруль будет ходить по Чульче, аж до верховий Малого Абакана, поняли мужики — на Алтай дорога заказана.
Когда укладывались спать, Степан подытожил события этого вечера: — Это Никола-угодник свёл нас тут, предостерёг, чтоб на Алтай не ходили. Телецкое озеро Утром распрощались с новыми знакомыми и тронулись в обратный путь. Дорога домой была легче и быстрее по уже знакомой тропе, и всё больше под горку. За неделю дошли до Тишей. В пути все думали — куда переселяться?
Кроме Каира на ум ничего не приходило. Исай, как: человек военный понял — окружают. А братья лесовики-охотники нашли своё подходящее слово — обложили. И сколько ещё продлится их затворничество незамеченным, вот вопрос вопросов. Когда путешественники вернулись в Тиши, оказалось, что на заимке в их отсутствие уже побывали представители Советской власти с охраной.
Агитировали вступать в артель. Говорили, что военный коммунизм сменился новой экономической политикой и теперь их никто не тронет, а будут жить, как и жили до этого: рыбу ловить и охотиться, но только под контролем властей и сдавать добытое государству. За это обещали платить и помогать с продуктами. Перспектива будущих взаимоотношений, при условии согласия общины организовать артель, вырисовывалась безоблачная. В случае же отказа — пеняйте на себя.
Советская власть не потерпит на своей территории неучтённых и не вовлечённых в общее дело людей. Дали время подумать и уехали. Таёжникам предстоял выбор между кнутом и пряником. Вот тут и стали ломаться копья в жарких спорах о будущем заимки и её обитателей. Кто-то призывал уходить дальше, кто-то предлагал остаться и создать артель, помня об обещанной агитаторами продуктовой помощи.
Для большинства это было едва ли не самым важным. Ведь после гражданской войны крупу и муку достать было очень сложно. Думали так: «Рыбы в Абакане ловить, не переловить. Какая разница? Вот, если в молении начнут ущемлять, тогда и подумаем».
Самыми активными противниками ухода были Золотаевы, Самойловы и Чепкасовы. Как-то в запале Осип Лыков высказал Софону: — Ну, куда тебе уходить от своих курочек? И перчик красный оставлять жалко — посохнет. Это правда, только Софон Чепкасов держал на заимке кур, а в окошке его избы красовался горшочек с красным перцем. Но и намёк был в словах Осипа.
Вся заимка знала, какая у Натальи Никитичны «головная боль» от мужа. Несмотря ни на возраст, ни на горб на спине не угомонился мужик — так и остался большим охотником до молодух. А те нередко отвечали ему взаимностью. И отец Ефросин напрасно цитировал из Писания, увещевая безобразника. Поняв тщетность своих попыток — махнул рукой, руководствуясь евангельским наставлением не бросать жемчуга перед свиньями.
Об отце Ефросине известно немного. До накрытия в Ашпанакском монастыре величался Епифанием Ефимовичем. Родом был, как и Лыковы, из Тобольского уезда. Семейная жизнь не задалась: первая жена Лукерья рано умерла, а вторая сбежала. После этого Епифаний принял монашеский чин от игуменьи Елизаветы, настоятельницы Ашпанакского женского монастыря, что на Алтае.
Итак, отринувших лукавые агитаторские посылы и готовых уходить дальше, оказалось всего три семьи: Лыковы, Саночкины и Русаковы, а также отец Ефросин и дедушка Назарий с сыном. Долго обдумывали главы семейств маршрут предстоящей экспедиции. То, что с пересёлкой тянуть нельзя — всем было ясно. И надо постараться уже в этом году, ещё до наступления холодов построить, хотя бы, пару изб и подготовить пашни под посадку. А на следующий год, как только сойдёт большая вода, можно заводить скотину на новое жильё.
Поэтому молодёжь уходила строить и готовить место для переезда, а старшей пока оставались в Тишах. Недолго побыли Степан, Карп и Исай на заимке, опять приходилось идти на Каир. Степан взял с собой жену Зиновию. Успел истосковаться по супруге, а тут опять уходить. Да и готовить для работников нужно было кому-то.
Группу ещё усилили двумя старшими, мастеровыми и крепкими мужиками. Сват Галактион и отец Ефросин возглавили отряд. В середине июля отправились добровольные затворники осваивать устье реки Каирсу. На этот раз пришлось завьючивать пилы, топоры, тесла и прочий плотницкий инструмент. Когда прибыли на место и старшие одобрили выбор, сделанный первой экспедицией, сразу же, без раскачки приступили к строительству.
Времени до белых мух оставалось всего полтора-два месяца, а успеть надо было много. Помимо строительства двух изб и корчёвки леса под пашни, предстояло ещё чистить поляны под покосы в пойме Абакана и наловить на зиму рыбы. В Тишах тоже не бездельничали. Привычный объём работы — покос и уборка — остались, а рабочих рук убыло. Старики Лыковы остались с младшим Евдокимом.
У Саночкиных — супруга Галактиона Анна с дочерью Анастасией. Русаковы на Каир не пошли, отложили до весны. Тем более, у Петра и Меланьи был всего один сын-подросток Устин. И старикам надо было помочь. В моральном плане оставшимся стало тоже непросто.
Раскол, произошедший в общине после прихода агитаторов, ещё больше обозначился… Вот так и получилось: вроде бы заимка ещё лыковская и сам дед Осип живёт в Тишах, не переехал пока на Каир, но его уже никто не слушает. Власть перешла в руки триумвирата Золотаевых, Самойловых и Чепкасовых. И ещё она проблема возникла в семье Лыковых — Евдоким без удержу стал наседать на родителей: «Поехали свататься к Казаниным в Ашпанак». Где он виделся с Аксиньей: то ли когда Казанины приезжали с дочерью в Тиши, или на Лебяде у Ивана Новикова пути молодых пересеклись — неизвестно. Одно заладил: «После Успеньего поста надо ехать на Алтай, пока другие не просватали».
Пытались вразумить младшего родители — нельзя, мол, вперёд Карпа, не по правилам. На что Евдоким отвечал: — Он может до старости за Пелагеей сохнуть будет, мне что, совсем тогда не светит? А на Каир уйдём — ещё тяжельше будет. Давай, тятенька нынче это порешаем. Станут на своём — ничем не вразумишь!
А Евдоким одним своим видом внушал непоколебимость в принятом им решении. К двадцати годам окреп и возмужал паря. Не было равных ему на заимке ни в силе, ни в решительности. Не робел Евдоким ни перед человеком, ни перед зверем. Был такой случай, уже после гражданской, когда в тайге ещё прятались разрозненные отряды не то соловьёвцев, не то простых бандитов.
На заимку пожаловали несколько истощённых, явно нездешних людей. В главарях у них был черкес. Заспорили пришлые с Осипом Лыковым. Слово за слово — бандит начал дерзить старику. Тот его пытался осадить, на что горячий кавказец разразился площадной бранью и выхватил кинжал.
Тут встал скалой Евдоким на защиту отца.
В семье были и книги, и иконы. В 1988 году умер Карп Лыков. Таким образом Агафья Лыкова осталась единственной из семьи саянских отшельников.
В 2013 году она воссоединилась с Русской православной старообрядческой Церковью. Несмотря на то что Агафья родилась уже после ухода родителей от мира, она была наиболее грамотным членом семьи, и поэтому именно ей поручали проводить домашнюю церковную службу. После кончины отца ей удалось связаться со своими родственниками, но отношения с ними не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова приняла постриг в старообрядческом женском монастыре, но несколько месяцев спустя вернулась обратно на заимку, сославшись на нездоровье и «идейные расхождения» с монахинями обители.
Последнюю отшельницу из рода Лыковых стали часто навещали самые разные люди — путешественники, журналисты, писатели, представители различных религиозных конфессий. Жили у нее монастырские послушницы, а также добровольные помощники по хозяйству. Однако никто из них долго не задерживался - уж слишком тяжелые на заимке бытовые условия, да и характер у младшей Лыковой не сахар, ужиться с ней непросто. Покровительство Лыковой оказывал губернатор соседней Кемеровской Области Аман Тулеев, неоднократно распоряжавшийся доставлять ей необходимые вещи и продукты, а также предоставлять медицинскую помощь.
Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году
Мама Агафьи Лыковой Акулина - YouTube | Умерла Акулина Карповна двадцать один год назад, от «надсады» (тяжело подняла) и от голода, доконавшего слабое тело. |
Агафья Лыкова - последние новости на сегодня, 27.04.2024 | Там Карп Лыков познакомился со своей будущей супругой Акулиной. |
Агафья Лыкова отшельница семья староверов видео биография история
Также он приставил к ней помощника, который будет заботиться о бабушке зимой. Почему Агафью Лыкову не любят местные власти Отшельнице уже не впервой обращаться к влиятельным людям с просьбами. Местные власти всегда поддерживали Агафью Лыкову, доставляя ей бесплатно продукты питания, медикаменты и теплые вещи. Но в 2017 году такую помощь раскритиковал занимавший тогда пост главы Хакасии Виктор Зимин. Он сказал, что каждый житель его края был бы рад, если бы его снабжали всем тем, что есть у бабушки Агафьи: бесплатное питание, транспорт, мобильная связь. При этом хозяйка лесной заимки на все предложения поселиться в деревне или городе отвечала категорическим отказом.
Ей обеспечили связь с внешним миром, медицинскую помощь при необходимости, подарили щенка, периодически помогали с продуктами. Согласно обследованиям, ее здоровье не вызывает опасений.
Невзирая на преклонный возраст, Агафья — энергичная женщина, у нее отличная память. Из современных изделий в доме отшельницы до сих пор есть только термометр и часы. Агафья отказывается покидать свое жилище, по-прежнему читает молитвы, сама ведет хозяйство и остается в здравом рассудке. У Лыковой есть дальние родственники, она ведет с ними общение по переписке. Передает письма вместе с вертолетом, на котором ей привозят помощь: продукты и медикаменты. Все попытки Агафьи покинуть заимку оканчивались возвращением назад. После смерти отца, которого дети называли «тятя», Агафья Лыкова пыталась жить у родственников, также некоторое время после пострига, она провела в старообрядческом монастыре.
Жизнь в цивилизации тяготила женщину, и она вернулась в привычное жилище. Вместо семьи и детей — выбрала монашество, в свое время не стала искать контактов с внешним миром. Родственники Агафьи в интервью для СМИ вспоминали, что отшельница очень полюбила детей, когда вышла в цивилизацию на время, спрашивала «что это за маленький человек? Сама Агафья была в семье младшей и других детей, кроме старших братьев и сестры, не видела. Навещать отшельницу без повода нельзя. Врачи запретили посещать Агафью Лыкову без специального разрешения, с возрастом ее здоровье слабеет, а угроза бактерий и вирусов из внешнего мира по-прежнему остается актуальной. В 2019-ом году Агафье Карповне пытались найти помощницу , но сделать это не удалось.
Срубили пятистенные избы, надеясь в глуши пережить сатанинские времена. Их поселок звался в документах «Верхняя кержакская заимка». Восстановил те драматические события автор книги «Лыковы» Тигрий Дулькейт. Его отец, биолог Георгий Дулькейт, руководил научным отделом Алтайского заповедника.
Заимка оказалась на его территории. Начальство объявило староверам, что жить им здесь нельзя — в заповеднике запрещена охота и рыбная ловля. Кержаки разбрелись кто куда. Лишь Евдокиму Лыкову разрешили остаться: жена Аксинья ждала ребенка.
К тому же он согласился работать в охране заповедника. Но был анонимный донос, дескать, Лыков — браконьер, всех зверей перебьет. Братья копали картошку Карп приехал помочь Евдокиму и не сразу заметили вооруженных людей: черные галифе и гимнастерки, на головах черные же остроконечные шлемы. Такую форму ввели в заповеднике недавно, Лыковы про нее не знали.
Братья бросились к избе. Русаков вскинул винтовку. Но тот выстрелил в спину Евдокиму. Рана оказалась смертельной.
Чтобы выгородить себя, охранники составили протокол, обвинив Лыковых в вооруженном сопротивлении. Карп отказался подписать «ложную бумагу». Об убийстве сообщили в район. Расследование провели поверхностно, никого не судили.
Жуткие тридцатые годы. Застрелили — значит, виноват. Подробно расспрашивали про убийство Евдокима. Мол, решено вновь разобраться в этой истории.
Карп насторожился. Убийцы брата могут на следствии оговорить его. Им веры больше. Потому и увел семью в «пустынь» — верховья Большого Абакана.
Горы, тайга, сотни километров без жилья — и никаких дорог.
Долгое время супруги и их дети никак не контактировали с внешним миром. Младшие дети Лыковых до 1978 года, когда семью случайно обнаружили геологи, даже не видели других людей, кроме родственников. Завидное здоровье и 3 смерти К приходу геологов из всех членов семьи Лыковых умерла только жена Карпа Осиповича Акулина. Она скончалась в 1961-ом, самом неурожайном году, от голода. Все остальные были живы и казались здоровыми. Как признавались сами старообрядцы, они почти не болели, разве что иногда страдали от легких травм да «простуд».
Мало того, по словам профессора Игоря Назарова, который не раз приезжал к отшельникам, они выглядели моложе своих «цивилизованных» сверстников на 10, а то и на все 15 лет. Однако через 3 года после того, как мир узнал о существовании Лыковых, а именно в конце 1981 года один за другим скончались сразу 3-ое детей Карпа и Акулины: Дмитрий, Саввин и Наталья. Геологи предлагали лекарства для больных, но их отец отказался от помощи, сказав, что каждому человеку определенный срок отмерен свыше. Тогда в живых остались только сам Карп Осипович и его младшая дочь Агафья. Хотя, если исходить из результатов исследований ученых, они тоже рисковали умереть.
Агафья Лыкова: почему дочь известных отшельников осталась одна
Щенок для отшельницы. Зачем губернатор Кузбасса посещал Агафью Лыкову | АиФ Кузбасс | Карп Лыков перебрался на Алтай и там познакомился с будущей матерью Агафьи, Акулиной. |
Агафья Карповна Лыкова | Рассказ о семействе Лыковых, проживших в тайге в изоляции, о предках Агафьи Лыковой, об их противостоянии с различными угрозами для семьи по воспоминаниям отшельницы Агафьи Карповны. |
Часть ракетоносителя нашли на заимке Агафьи Лыковой | Лыковы — семья старообрядцев, прожившая свыше 40 лет отшельниками в горах Абаканского хребта Западного Саяна. |
Хозяйство Агафьи Лыковой и ракеты с «Байконура» | единственная осталась в живых из большой семьи отшельников-староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. |
Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика | единственная осталась в живых из большой семьи отшельников-староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. |
Как живет сейчас единственная из семьи староверов отшельница Агафья Лыкова
Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. Вначале 60 – х умерла Акулина Карповна, а вначале 80 – х умерли оба брата Агафьи и сестра. В семье сохранялось главенство отца, тогда как домашнее хозяйство вела мать — Акулина Карповна. Главная» Новости» Лыкова агафья последние новости на сегодня как поживает.