Каковы предпосылки и причины образования СССР? Как известно Советский Союз или иначе СССР был образован в самом конце 1922. Что стало причиной образования СССР. Как был образован Союз Советских Социалистических Республик. В 1970-е в Советском Союзе много говорили о том, что «в нашей стране возникла новая историческая общность — советский народ».
Предпосылки и этапы объединения республик в СССР – история его создания
причины, этапы становления, состав, итоги. причины, проекты, договор. Предпосылки образования. Знать причины объединения формально независимых советских республик в единое государство. Объединение советских республик в СССР: предпосылки, проекты создания союза. Высшие органы государственной власти и управления СССР, значение союза для народов. Учебный материал содержит информацию о становлении советского государства, предпосылках образования СССР и основных проектах государственного устройства России после революции 1917 г. Образование союзного советского государства диктовалось задачами планового социалистического хозяйства.
«Оплот против мирового капитализма»: как был образован Союз Советских Социалистических Республик
Активно рассматривались способы сосуществования этих образований, предлагались различные проекты: от конфедерации до договорных взаимоотношений или, что и стало преобладающим, жесткого централизованного управления. Интересно, что понятие единства и дружбы народов у представителей различных национальностей иногда в корне отличалось. К примеру, гордые представители Закавказья вообще редко образовывали союзы. Однако в данном случае объединение в рядах Советского Союза позволяло обезопасить свои границы от посягательств «соседей».
Подводя итог, укажем, каковы причины образования СССР: - основная — это, конечно же, стремление партийных руководителей без войны получить огромную власть; - взаимопомощь в восстановлении инфраструктуры, поврежденной во время Гражданской войны ; - единые управленческий орган и экономическая система открывали новые возможности для взаимодействия республик в рамках СССР; - легкое решение вопроса защиты границ. Зная, каковы причины образования СССР, легко понять, что наиболее важные составляющие объединения в настоящий момент отсутствуют. Кроме того, часто в список причин включают особую идеологию: в то время каждый человек стремился к созданию мирового социализма.
Увы, даже здесь условие для воссоздания СССР не соблюдается.
Тогда страна торопилась жить, безоглядно перелистывая страницы истории. Началось стремительное развитие союзных республик, индустриализация, наука, образование. Многие новые республики создавались на землях Российской Федерации. Эволюцию Советского Союза легко отследить и на картах разных лет, и по тому, как менялся герб страны. Его эскиз был утвержден уже в начале 2023 года.
Снопы, обрамляющие земной шар, с годами становились гуще, а ленты наматывали вокруг них все новые обороты, чтобы на них разместились надписи на всех национальных языках СССР. В идеологии, ставшей фундаментом СССР, было немало ошибок. Вольное обращение с национальными границами привело к межэтническим конфликтам, да и в самом договоре от 2022 года содержался пункт, фактически определивший крах сверхдержавы — тот самый о самоопределении.
Ленинская концепция федерации ставила во главу угла не этническую, а политическую составляющую — социализм как идеологию и Советы как форму власти. Сталинская автономизация подразумевала единое государство, где главенствующей нацией оказался бы русский народ. В его работе приняли участие более двух тысяч делегатов. Ленин не смог присутствовать на съезде из-за болезни. Рабочим председателем съезда был назначен М. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР, одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик.
Затем со своей речью выступил М. Предложение было принято. В Декларации были прописаны три причины создания Союза ССР — экономическая, военная и идеологическая: «Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик. С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения. Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью. Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное развитие, и свободу национального развития народов». В ней говорилось, что Союз является добровольным объединением равноправных народов. Каждая республика имеет право свободного выхода из Союза.
В Союз также могут вступить все советские социалистические республики, существующие на тот момент, и которые могут возникнуть в будущем. Создание нового союзного государства должно послужить шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику. В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти: изменение внешних границ Союза; заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; объявление войны и заключение мира; заключение внешних государственных займов; ратификация международных договоров; установление систем внешней и внутренней торговли; установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик; утверждение бюджета, единой денежной системы, налогообложение; законотворческая сфера. В договоре определялась сфера полномочий Союза Советских Социалистических Республик, формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Комиссариаты, имевшие непосредственное отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов комиссариат земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции оставались республиканскими. Таким образом, учли замечания Раковского, который указал на неясности и противоречия, которые могут возникнуть во взаимоотношениях РСФСР с союзными республиками. Согласно 26 статье, каждая союзная республика имела право свободного выхода из Союза.
В Договоре не были определены сроки его существования и возможность отмены. В состав комиссии входили представители всех союзных республик. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Это связано с тем, что перечисленные вопросы решались Конституциями республик. Особое внимание в ней было уделено факту юридического закрепления образования СССР, правам Союза и входящих в него союзных республик, системе их высших государственных органов. Договор подразделялся на 11 глав, состоявших из 72 статей. Ведению СССР подлежали внешнеполитические отношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза. Руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета, установление единой денежной и кредитной системы, общих начал землеустройства и землепользования, основ судоустройства и законодательства, принятие общих мер в области здравоохранения и просвещения. Преимущественное право СССР заключалось в организации и руководстве вооруженными силами.
Верховные органы СССР решали вопросы о приеме в союз новых республик, об изменении общих границ или границ союзных республик, а также спорные вопросы, возникающие между республиками. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Конституция закрепляла право свободного выхода республик из состава Союза, но реальные условия осуществления этого плана не прописывались. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституцией устанавливалось единое союзное гражданство. Он избирался от городских Советов депутатов из расчета 1 депутат на 25 тыс. Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально численности населения каждой в количестве 414 человек ст. Совет Национальностей формировался из представителей союзных и автономных республик — по 5 от каждой и по одному — от автономных краев и областей ст. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства текущей работой избирали Президиум.
Для получения законопроекту юридической силы, требовалось его одобрение обеими палатами.
Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. Дипломатический союз. Формы объединения республик и образование Союза ССР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. Сталин возглавлял комиссариат по делам национальностей и разработал план «автономизации», по которому независимые республики должны были войти в Российскую Федерацию на правах автономий. К сталинскому проекту отрицательно отнеслись представители компартии Грузии, Украины. Ленин — председатель Совнаркома СССР — также осудил этот сталинский план и предложил, в свою очередь, план создания федеративного союза как добровольного и равноправного объединения республик. Союзные республики должны передать на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.
Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции.
Образование СССР и международное значение этого события
Образованный в 1922 году Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством партии большевиков как база "будущей мировой революции". Для привлечения в его состав как можно большего числа социалистических республик в советских. Национальная политика в 1920-е гг.».?Содержание: 0:00 Вступление 0:18 Предпосылки и значение образования СССР 3:03 2 плана объединения 6:19 Образование СССР. Предпосылки и причины образования СССР После событий октября 1917 году к власти в России пришли большевики, политическая сила, своей целью считающая мировую пролетарскую революцию и создание коммунистического общества. Рассматриваются предпосылки, причины, историческое значение образования СССР. Причины и предпосылки образования, этапы СССР. В 1970-е в Советском Союзе много говорили о том, что «в нашей стране возникла новая историческая общность — советский народ».
Причины образования СССР
причины, проекты, договор. Предпосылки образования. Хозяйственный союз советских республик привел к необходимости политического объединения. Учебный материал содержит информацию о становлении советского государства, предпосылках образования СССР и основных проектах государственного устройства России после революции 1917 г. Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утвержденная I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года и принятая II съездом Советов СССР 31 января 1924-го. Как известно Советский Союз или иначе СССР был образован в самом конце (канун Нового года) 1922. Что стало причиной образования СССР. Начало создания Союза Советских Социалистических Республик. Провозглашение создания союзного государства и особенности этого процесса.
Образование СССР. История 10 класс. Видеоурок 9.1
Иосиф Сталин, в то время нарком по делам национальностей, предлагал включить республики в состав РСФСР на правах автономий. Ленин раскритиковал эту идею. Он настаивал на заключении между республиками равноправных договоров с возможностью присоединения к Союзу в будущем некапиталистических стран Европы и Азии. Это предусматривало создание новой Конституции и образование федеративных органов власти с представительством от всех республик. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные сферы оставались в ведении союзных республик. Таким образом, число союзных республик выросло до 11.
Предпосылки и причины образования СССР После событий октября 1917 году к власти в России пришли большевики, политическая сила, своей целью считающая мировую пролетарскую революцию и создание коммунистического общества.
Однако Ленин и его партия не скрывали того, что для дальнейшего продвижения коммунистических идей нужно как можно больше сохранить территории уже бывшей Российской империи. Это сложно было сделать, учитывая то, что продолжалась Первая мировая война, кроме того в Европе по ее окончанию образовывались государства, претендовавшие на земли Российской империи: Польша и Финляндия. На территории России оставалось сильное влияние белых. Большой проблемой большевиков было национальное движение в части регионов, например Кавказе, Украине, Беларуси. Так большевики пришли к выводу, что в этих регионах нужно продвигать свои коммунистические идеи, основываясь на местном национализме. Так в 1918 году возникли идеи отдельных советских республик. Если подвести короткий вывод, то можно выделить следующие причины подготовки проекта об объединении советских республик: 1. В 1921 году были разгромлены поляки и основные силы белых, в связи, с чем руководство перешло к обсуждению идей мирного реформирования того, что создали в годы гражданской войны.
На бумаге независимость, а по факту подчиненность московским коммунистам.
Однако, В. Лениным настойчиво указывалось то, что Армения, Грузия и Азербайджан должны войти в состав союзного государства в качестве закавказской федерации. За счет создания федеративного образования можно было решить массу проблем.
Прежде всего, оно способствовало объединению ресурсов всего Закавказья транспортные, природные и прочие для их использования в интересах целого государства. Центр хотел полностью взять под контроль ситуацию в стратегически значимом регионе, однако большевицкие национальные элиты зачастую обладали общим влиянием и принимали независимые решения. Необходимо было создавать национальные структуры для того, чтобы понижать статус, а также возможности национальных большевицких лидеров. Закавказскую федерацию создали накануне возникновения СССР.
По докладу Сталина, Пленум КЦ 18 декабря 1922 года обсудил проект союзного договора, а также принял решение о его отверждении в советском порядке. Сталин с докладом об образовании союзного государства. Сталин предлагал утвердить Договор образования СССР, а также его Декларацию, тем самым открыв новую главу в истории развития человечества. Процесс создания нового союзного государства должен был ознаменовать окончательный разрыв с прошлым.
Новое образованное государство было создано не как унитарное, а как союз отдельных национальных республик, что было закреплено в новом названии государства — Союз Советских Социалистических Республик СССР. Большевики, которые были верны лозунгу «права наций на самоопределение», в основу союзного государства заложили национальный принцип. У республик были сохранены все атрибуты государственности — собственные совнаркомы, ЦИКи, наркоматы, ЦК национальных компартий и прочее. При этом, некоторая часть полномочий была передана центральным органам власти.
Характерным является то, что на русских не распространялись требования национальной программы большевиков. В процессе подготовки образования СССР, а также в процессе его становления, проводились дискуссии о государственности русских. Мнения большевицких лидеров были противоречивыми. С одной стороны, некоторые из них выступали за право наций на самостоятельное самоопределение, но с другой — они хотели образовать большие государства с сохранением интересов классовой борьбы рабочих, а также благодаря переходу к социализму.
В практической реализации это порождало определенную двойственность. Двойственность проявлялась в признании права на существование национальных республик Белорусской, Украинской и прочих с одной стороны, и создание РСФСР, Закавказской Федерации несмотря на то, что Грузия этому упорно сопротивлялась с другой. Данные противоречия, несмотря ни на что, обусловили гибкость в вопросе национальности, однако интересы русских, как отдельного народа, никогда не принимались в расчет. Несмотря на наличие дискуссий, которые продолжались до 1925 года, вопрос о наличии русской государственности так и не был решен.
Данный вопросы при всем желании не мог получить позитивного разрешения. Даже само наличие дискуссии только демонстрировало, что у большевиков не было представления о специфике России, а все вопросы, связанные с национально-государственным устройством страны они решали при заведомой ориентировке на собственные интересы, без просчета отдаленных последствий. Замечание 6 Русские на протяжении столетий расселялись по всем территориям большой страны: они жили и в Киргизии, и на Кавказе, и в Башкирии, и на территориях заполярной тундры. Делая акцент на национальной государственности, большевицкие лидеры под русскоязычное население закладывала настоящую бомбу, которая в современном обществе просто взорвалась.
Благодаря неоднородному составу населения, на российских территориях был невозможно создать национальную государственность даже в ограниченных формах автономия, федерация.
Вслед за революцией 1917 года в ходе Гражданской войны на территории исторической России постепенно появилось полтора десятка самостоятельных государств, крупнейшим из которых была Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика РСФСР. Этот документ утвердили 30 декабря 1922 года первым Всесоюзным съездом Советов, в котором приняли участие 2215 делегатов. По словам эксперта, в образовании СССР было множество как положительных моментов, так и отрицательных. СССР был одним из самых влиятельных государств в мире — стремительный индустриальный рост, научно-технический прогресс, все в нем было. Сказать, что большевики все загубили, было бы неправильно», — считает президент РГГУ. Удалось восстановить тяжелую промышленность, что позволило потом выиграть войну.
Было много строек, которые давали людям возможность работать, развивалась инфраструктура», — добавил позитивные результаты член Совета Федерации , представитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области Константин Долгов. При этом, по словам эксперта, «проблемы были огромные». К началу XX века Российская империя была лидером по росту промышленного производства. В с 1861 по 1900 год удалось построить 51,6 тыс. За последнее десятилетие XIX века производство чугуна, проката и стали утроилось, добыча нефти увеличилась в 5 раз.
Читайте также
- Описание файла
- Какие события и факторы привели к образованию СССР: основные предпосылки и их влияние
- Образование СССР кратко причины, проекты, договор 1922 года (Таблица)
- Содержание
Кратко про причины образования СССР
Прежде всего нужно сказать о том, что распалась Российская империя. Эти два события — создание СССР и распад Российской империи — между собой связаны и взаимно обусловлены. В СССР жили люди из Российской империи — это те же люди, которые ее развалили и создали Советский союз», — заявил специалист. Понимание того, что произошло, лежит в сознании людей, которые сначала развалили одну страну, а затем создали другую Григорий Герасимовисторик По словам Герасимова, критически важно понимать, что до появления СССР все стороны жизни людей на территории России определяло господствующее православное мировоззрение. Царь должен был сохранять веру православную и Отечество.
Понимание того, что произошло, лежит в сознании людей, которые сначала развалили одну страну, а затем создали другую Григорий Герасимовисторик По словам Герасимова, критически важно понимать, что до появления СССР все стороны жизни людей на территории России определяло господствующее православное мировоззрение. Царь должен был сохранять веру православную и Отечество.
Так и было, но, когда Петр I открыл окно в Европу, оттуда хлынули идеи, которые были "безбожными", секулярными. И таким образом в высших слоях общества на царя стали смотреть не как на помазанника Божьего, а как на обычного европейского монарха», — объяснил историк. К началу XX века секуляризация сознания охватила все образованное общество.
Сталин видел в этом не вину, а государственное горе, поскольку национальный вопрос по отношению к рабочему вопросу находится в подчиненном положении.
Троцкий в своих выступлениях демонстрировал еще большую откровенность говоря о том, что национальность является нелогичным явлением. На основании тексте Конституции, у всех союзных республик сохранялись атрибуты независимости в вопросах внутреннего самоуправления. В перечень компетенций федеральных органов власти было внесено только четыре области: Вооруженные силы. Пути связи.
Пути сообщения. За республиками закреплялся статус суверенных стран, которые обладали собственными территориями, были наделены собственным гражданством, собственными государственными органами, а также системой права. Конституция СССР содержала информацию о суверенных правах каждой союзной республики, а также о каждом союзном гражданстве, в ней закреплялись следующие положения: Суверенитет союзных республик ограничивается исключительно в границах, которые указаны в данной Конституции, и исключительно по предметам, которые отнесены к компетенциям Союза. За этими пределами в каждой союзной республике самостоятельно осуществляется государственная власти.
Союзом Советских Социалистических республик охраняются суверенные права каждой союзной республики. Для каждой союзной республики сохраняется право свободного выхода из Союза. Территории союзных республик не могут быть изменены без из согласия. За гражданами союзных республик закрепляется единое гражданство.
Следовательно, можно говорить о том, что Советский Союз на теоретическом уровне «превысил» уровень классического федерализма, так как ни у одной из западных федераций у них субъектов не было статуса суверенной державы. В дальнейшем, данное новшество не получило никакого развития. Скорее наоборот, начались процессы постепенного превращения федерации, наделенной невероятно большим перечнем прав в унитарную страну, с более жестким устройством, чем наблюдался в дореволюционной империи. Произошло это не от того, что Сталин являлся убежденным сторонником идей тоталитарной автономии, как переходного этапа перед унитаризмом, а от того, что в его руки попала абсолютная власть.
В ситуации разрухи, нищеты, разрыва экономических связей и сложных последствий Гражданской войны, совместно с цивилизационно-этнической неоднородностью, союз или распался бы, или превратился бы в жестко организованную страну централизованного характера с доминированием одного народа. Очевидно, произошел второй вариант. Замечание 9 Можно утверждать, что произошел исторический момент — неоднородный централизованный феномен был восстановлен в виде СССР, хоть и с рядом территориальных потерь в виде Польши, Финляндии, Западной Украины. Прибалтики, Западной Белоруссии и Бессарабии.
Советская в своей форме, но партийная в своей сути система власти большевиков средствами установления жестких вертикальных связей восстановила расколовшееся общество уже спустя пять лет после того, как развалилась империя. После восстановления, в многонациональном конгломерате также был возрожден и ряд свойственных ему проблем. За счет образования единой страны на гигантской, мозаичной в цивилизационном смысле территории Евразии условия для жизни стабилизировались, нескончаемые войны на религиозной почве, которые велись начиная с 1917 года прекратились, а многолетняя Гражданская война была завершена. Территории союзного государства снова стали пригодными для нормальной спокойной жизнедеятельности, традиционные экономические связи были восстановлены, а экономика на базе нэпа была возрождена.
Это являлось важнейшим положительным итогом. Однако, за наличие стабильности общество заплатило очень высокую цену: в стране присутствовали существенные человеческие и материальные потери, в существенной мере утрачивались механизмы саморазвития, на смену которым пришло насилие. Россия и СССР вышли из Гражданской войны и распада, отбрасывая каждый элемент европейского уклада, который формировался на протяжении двух столетий.
Внешнеполитические предпосылки: Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения. Военно-политический союз советских республик сложился летом 1919 года. Военно-политическое единство советских республик сыграло большую роль в разгроме объединенных сил интервенции.
Военно-экономический союз. В 1920-1921 гг. В 1921 г. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. Дипломатический союз. Формы объединения республик и образование Союза ССР.
Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг.
«Оплот против мирового капитализма»: как был образован Союз Советских Социалистических Республик
Причины образования СССР. Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Во-вторых, Советский Союз, как было сказано, образован в 1922 году в результате подписания договора Советов четырёх республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. СССР был образован в декабре 1922 г. Первоначально в состав Союза вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская федерация. Учебный материал содержит информацию о становлении советского государства, предпосылках образования СССР и основных проектах государственного устройства России после революции 1917 г. Союз Советских Социалистических Республик — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год.
Сто лет со дня образования СССР: хроника событий и уникальные документы
Причины образования СССР были следующие: Многовековые хозяйственные и экономические связи между бывшими частями Российской империи: Россией, Украиной, Белоруссией, Кавказом. Почему распался Советский Союз. Советский Союз пережил период бурной индустриализации и коллективизации, которые заложили основу для его победы во Второй мировой войне и послевоенного доминирования в Восточной Европе. причины, проекты, договор. Предпосылки образования. Союза Советских Социалистических республик 30 декабря 1922 г. – на I Всесоюзном съезде Советов 31 января 1924 года 2 съезд Советов принимает Конституцию СССР. Распался у нас. Причины образования СССР Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство.
Предпосылки образования СССР
Подписи под договором поставили главы делегаций. Следует знать, что было до СССР на этой территории. До 1 сентября 1917 года существовала Российская империя, хотя период монархии завершился в марте 1917 года. В сентябре-октябре 1917 года существовала Российская республика с Временным Правительством, а после революции образовалась Советская Россия и ряд правительств на ее территории: белых, эсеровских, национальных. Создание СССР 1922 год. Руководители и органы власти государства Основателем СССР формально можно считать лидера партии большевиков и руководителя Совнаркома, то есть правительства, — Владимира Ленина. К декабрю 1922 года он уже был тяжело болен и скончался в январе 1924 года. С апреля 1922 года генеральным секретарем ЦК партии стал Иосиф Сталин, который также занимал должность народного комиссара по делам национальностей. Высшим законодательным органом государства был ВЦИК, который возник 27 октября 1917 года.
Потребности развития экономики. Схожие по политическому устройству страны должны были выжить во враждебном окружении. Единые энергетический сети. Договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической области.
Политика «коренизации» - «выращивание» местных кадров, опора на коренное население республики.
В договоре определялась сфера полномочий Союза Советских Социалистических Республик, формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Комиссариаты, имевшие непосредственное отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов комиссариат земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции оставались республиканскими. Таким образом, учли замечания Раковского, который указал на неясности и противоречия, которые могут возникнуть во взаимоотношениях РСФСР с союзными республиками.
Согласно 26 статье, каждая союзная республика имела право свободного выхода из Союза. В Договоре не были определены сроки его существования и возможность отмены. В состав комиссии входили представители всех союзных республик. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Это связано с тем, что перечисленные вопросы решались Конституциями республик. Особое внимание в ней было уделено факту юридического закрепления образования СССР, правам Союза и входящих в него союзных республик, системе их высших государственных органов.
Договор подразделялся на 11 глав, состоявших из 72 статей. Ведению СССР подлежали внешнеполитические отношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза. Руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета, установление единой денежной и кредитной системы, общих начал землеустройства и землепользования, основ судоустройства и законодательства, принятие общих мер в области здравоохранения и просвещения. Преимущественное право СССР заключалось в организации и руководстве вооруженными силами. Верховные органы СССР решали вопросы о приеме в союз новых республик, об изменении общих границ или границ союзных республик, а также спорные вопросы, возникающие между республиками. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно.
Конституция закрепляла право свободного выхода республик из состава Союза, но реальные условия осуществления этого плана не прописывались. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституцией устанавливалось единое союзное гражданство. Он избирался от городских Советов депутатов из расчета 1 депутат на 25 тыс. Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально численности населения каждой в количестве 414 человек ст. Совет Национальностей формировался из представителей союзных и автономных республик — по 5 от каждой и по одному — от автономных краев и областей ст.
Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства текущей работой избирали Президиум. Для получения законопроекту юридической силы, требовалось его одобрение обеими палатами. Структура СНК состояла из председателя, его заместителей, председателя Высшего Совета народного хозяйства и народных комиссаров. Недостатком Конституции 1924 года являлось отсутствие в ней принципа разделения властей. Одна ветвь власти не могла сдерживать другую. По-прежнему ставка делалась на мировую революцию.
В целом Конституция 1924 г. Таким образом, основные положения плана «федерализации» В. Декларация и Договор об образовании СССР являются основополагающими документами, с принятия которых 30 декабря 1922 г. В дальнейшем, политические основы, прописанные в данных актах, будут закреплены в Конституции 1924 года. Их политическую базу составляют ленинские принципы устройства союзного социалистического государства. Они зафиксировали конституционные основы СССР, определили структуру органов государственной власти и управления СССР, разграничили компетенцию центральных органов и органов республик.
Договором было установлено единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик и зафиксировано право свободного выхода из Союза каждой из союзных республик. Конституция СССР стала нормативно-правовым актом, регулирующим союзные республики во всех сферах жизни. Источник В 1922 г. Это новое государство существовало вплоть до 1991 г. Образованию СССР предшествовали продолжительные дискуссию по проблеме принципов объединения республик в одно государство. Национальные окраины в Гражданскую войну Острым было противостояние на Украине.
Она запросила помощи у Германии. В Харькове утвердилось советское правительство.
Они включали в себя: — принцип равенства всех наций и народностей; — признание права наций на самоопределение вплоть до создания самостоятельного государства, которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» 2 ноября 1917 г. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И. Опыт решения национального вопроса в годы Гражданской войны. На всей остальной территории бывшей Российской империи пришедшие к власти национальные правительства в их числе Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия «Мусават» в Азербайджане, казахская «Алаш» и др. В 1917 г.
Так, в декабре 1917 г. Советская Россия признала независимость Польши и Финляндии которой отказывали в праве на суверенитет белые правительства. В 1919 г.