Общее Этикет в исламе Туалетный этикет в исламе Традиции брака и семьи в исламе Образование в исламе Этикет приема пищи в исламе Исламские праздники Похороны у мусульман. Муфтий Гайнутдин: День Ашура подчеркивает общность традиции Божьих пророков.
Традиции и обычаи мусульман
«» рассказывает о традициях Ураза-байрама, называет дату праздника в 2024 году, а также вспоминает историю появления этого торжества. "НацАкцент" рассказывает о традициях и обычаях одного из самых важных праздников Ислама. В Исламе существует множество традиций и обычаев, которые тесно переплетены с семейно-бытовой сферой. Считается, что традицию праздновать Ураза-байрам в 624 году ввел лично пророк Мухаммад.
Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты
В разные месяцы, даты и дни недели официально начинается короткий отпуск. Но если вы правильно посчитаете, праздник начнется с заходом солнца 21 апреля 2023 года. В российских традиционно мусульманских регионах, таких как Дагестан, Татарстан и Чечня, это выходной день. Как отмечается Ураза-байрам Каждое утро на восходе солнца произносятся праздничные молитвы.
Вы можете начать роскошную трапезу только после того, как помолитесь. Одним из приятных обычаев является дарение подарков. Люди обмениваются милыми подарками с членами семьи.
Существует также традиции и обычаи, связанные с похоронами и джаназа-намазом. Своими корнями погребальный исламский обряд уходит еще в доисламские времена, когда умерших было принято хоронить в течение суток после их смерти. Мусульманский обряд над телом умершего предполагает омовение, обмывание, при котором используют камфару и благовония. Погребальная молитва называется Джаназа-намаз. Его читает несколько человек. Свадебные мусульманские традиции предполагают несколько общих для всех народов элементов, но для каждой страны есть и свои особенные элементы. Поскольку культуры разных мусульманских народов постоянно проходят процесс смешивания, не все мусульманские народы строго соблюдают законы шариата — некоторые из классических законов религии Ислама претерпели сильные изменения с течением времени.
Но именно свадебные обычаи мусульман сохранили максимальное количество основных законов шариата. Это во многом связано с тем, что мусульмане считают, что от того, насколько традиции и обычаи Ислама будут соблюдены при проведении свадебного обряда, зависит, насколько молодожены будут счастливы в будущем как семейная пара. Красивый традиционный исламский обряд связан с ночью накануне свадьбы.
Празднование начинается с восходом солнца. Мусульмане совершают полное омовение, надевают новую одежду и направляются в мечеть к утренней молитве. По окончании утреннего намаза верующие возвращаются домой, а потом снова собираются во дворах или на улице, чтобы спеть хором славословие Аллаху по-арабски "такбир" — прим. Затем мулла произносит праздничные проповеди по-арабски "хутба" — прим. ТАСС , по окончании которых мусульмане посещают кладбища, чтобы у могил помолиться за умерших. Затем наступает время жертвенного обряда. По решению Духовных управлений мусульман в городах России для забоя жертвенных животных отведены специальные места. На этих площадках должны соблюдаться правила, согласованные с ветеринарными службами. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки.
Рождение ребенка в семье, независимо от вероисповедания родителей, самое значительное и радостное событие в жизни. Счастливые родители-мусульмане принимают поздравления от всех родственников и близких и проводят соответствующие религиозные обряды. Приобщение к умме Первое слово, услышанное мусульманским новорожденным от отца — Бог. Склоняясь над малышом, папа произносит два слова, восхваляющие Аллаха. В правое ухо проговаривается — азан, в левое — икамат. Призыв и повеление встать на молитву знакомят младенца с Господом и защищают от происков Сатаны. Наречение младенца В религиозных писаниях не указывается точный день первый или седьмой , когда родители должны дать имя ребенку. Главное — сделать правильный выбор. Имя человека сопровождает его на протяжении всей жизни, поэтому его значение должно нести в себе только положительные характеристики. Приверженцы ислама довольно часто называю детей в честь ангелов или пророков. Одно из распространенных мужских имен — Мухаммад. Пользуются популярностью и имена, в которых корень «абд» сочетается с одним из 99 звучных имен Аллаха. Для девочек выбирают имена женщин из семьи Пророка — Зайнаб, Фатима, Хадиджа. Тахник Ритуал упоминается в древних сказаниях: Пророк Муххамад проделал его над новорожденным сыном одного из своих приверженцев. Произнося молитвы за здравие и желая малышу счастливой, сладкой жизни, мать должна обмазать губы и ротовую полость новорожденного финиковой массой, медом или сладким соком из другого фрукта. Мусульмане верят, что этот обряд укрепляет мышцы младенца и подготавливает к грудному вскармливанию. Акика Семидневного новорожденного обязательно обривают. Этот обычай связывают с очищением и началом выполнения Сунны. Волосы ни в коем случае не выбрасывают. Они хранятся на протяжении всей жизни человека. После процедуры родители раздают милостыню нуждающимся людям. По правилам, количество монет для нищих должно соответствовать весу сбритых волос. Если малыш рождается лысым, мать и отец все равно раздают подаяние. Ритуал Благодарения В тот же день, что и проводилась акика, отец обязан принести в жертву барана. Это своеобразное благодарение Богу за появление на свет ребенка. Если в семье родился будущий воин, необходимо заколоть 2 баранов, а если красавица-дочь — одного. Провести такой ритуал городским жителям не позволяют условия. Но, многие родители находят выход из ситуации и отправляются за город. Проведя обряд жертвоприношения в лесополосе, мясо животного привозят домой и раздают бедным. Усечение крайней плоти у мальчиков Древний и очень важный обычай мусульман — хитан. Младенцам мужского пола делают обрезание после обряда акика. Единственной отсрочкой данной процедуры может быть плохое самочувствие младенца или слабое здоровье. В Турции и некоторых других мусульманских странах усечение крайней плоти проводится уже повзрослевшим мальчикам, в возрасте от 7 до 10 лет. Операцию доверяют глубоковерующему мужчине, имеющему медицинское образование. Если родители затягивают с процедурой и не обрезают плоть до совершеннолетия, это считается позором. Отца и мать обвиняют в небрежности и жестокости. Ведь обряд несет в себе особое значение —покорившиеся воле Аллаха родители предают Ему и своего сына. Свадебные традиции и обычаи мусульман Приверженцы Ислама трепетно и с уважением относятся к семье.
Что нужно знать об арабо-мусульманской свадьбе: главные традиции и обычаи
Испугавшись, Мухаммед спросил, что именно он должен читать, — и тогда прозвучали первые слова Корана: «Читай во имя Господа твоего». Таинственного незнакомца, явившегося Мухаммеду, обычно отождествляют с архангелом Гавриилом. Коран делится на главы — суры, а те, в свою очередь, на стихи — аяты. Последовательность сур в Коране, за некоторым исключением, определена их размером — длинные в начале, более короткие — в конце. При этом длинные суры считаются более поздними, полученными Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину. Кто такой Мухаммед Пророк Мухаммед на горе Хира. Миниатюра из манускрипта Сиер-и Неби. Существует несколько авторитетных собраний хадисов VIII—XI веков , составители которых тщательно изучали историю устной передачи всех хадисов: цепочка передатчиков от того или иного сподвижника Мухаммеда и далее должна была быть непрерывной, а их биография безупречной. Что же мы знаем о Мухаммеде? Помимо главной местной святыни — черного камня Согласно мусульманскому преданию, Адам получил этот камень от Бога, покидая рай. Мухаммед рано осиротел, и его воспитанием занялся дядя — Абу Талиб.
Первой женой Мухаммеда стала богатая вдова Хадиджа. Именно она и двоюродный брат Мухаммеда Али первыми признали его пророком и приняли ислам. Около 610 года Мухаммед начал свою проповедь, призывая арабов отвергнуть ложных богов и поклоняться единому Богу. Однако проповедь не пользовалась успехом, и спустя 12 лет пророку вместе с немногочисленными сторонниками пришлось покинуть Мекку. Тогда он поселился в городе Ясриб, где у него уже было больше последователей. Переселение араб. Языческое святилище Кааба, очищенное от идолов, стало главной святыней ислама — и остается ей до сих пор. Этим занялись его последователи. Чем шииты отличаются от суннитов Ислам не однороден, в нем существует несколько течений. Самые известные и многочисленные ветви ислама — сунниты что значит «приверженцы Сунны» — хотя своя Сунна есть и у шиитов и шииты от араб.
Инвеститура Али в Гадир-Хум. Но в 661 году Али был убит, и община раскололась окончательно.
Также милостыню можно подавать разными продуктами. Некоторые верующие совершают перед днем разговения итикаф.
Они уединяются в мечети на 10 дней, покидая ее только на время еды и гигиенических процедур. Находясь в мечети, верующий молится, а также читает священные писания — считается, что так мусульмане еще больше укрепляют свою веру. Считается, что пророк Мухаммед советовал провести ночь на Ураза-байрам за молитвами. Это не считается обязательным, но многие мусульмане следуют его наставлению.
До рассвета мусульмане совершают омовение, после чего надевают чистую нарядную одежду. Этот ритуал принято называть «гусль». А утром все совершают уже обязательную праздничную молитву Ид-намаз. Эта коллективная молитва проходит как в мечетях, так и во дворах перед ними и на главных городских площадях.
В конце молитвы имам, который ее проводил, обращается к Аллаху и просит у него простить верующим их грехи. После мусульмане посещают кладбище, чтобы навести порядок на могилах близких и помолиться за них. В мечетях в честь торжества проводят праздничные богослужения в течение дня. Гости и подарки Мусульмане ходят в гости к родным и друзьям, где все вместе собираются за праздничным столом.
При встрече люди говорят друг другу «Ид мубарак», что на арабском языке означает «благословенного праздника». В этот день принято совершать добрые дела: например, давать милостыню, заниматься благотворительностью и помогать малоимущим.
Twitter Фотограф Алексей Наместников. Пресс-служба Совета муфтиев России 21 апреля 2023 года мусульмане России отмечают праздник Ураза-байрам - день разговения после священного месяца Рамадан. Ураза-байрам - древний праздник. Считается, что отмечать его начали еще при жизни пророка Мухаммеда. Вместе с распространением по миру Ислама разошелся по свету и Ураза-байрам, древнее название которого - Ид аль-Фитр. С арабского языка это переводится как "праздник прекращения поста".
Привычное нашему уху наименование имеет тюркское происхождение: "руза" - "пост" на персидском языке, "байрам" - праздник на турецком. Ежегодно дата Ураза-байрама меняется, в зависимости от лунных циклов. Во многих странах, где преобладает ислам, Ураза-байрам объявлен выходным днем.
Наступает Ураза-байрам после окончания поста в Рамадан — священный месяц молитв, когда мусульманам предписано не есть и не пить от восхода до заката солнца. Рамадан 2023: традиции, когда начинается и заканчивается, что можно есть и что нельзя делать Ураза-байрам и Рамадан каждый год выпадают на разные даты, так как тесно связаны с лунным мусульманским календарем. Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней. Поэтому дни религиозных праздников у мусульман каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Фиксированных дат праздников нет. В 2023 году священный месяц начался с заходом солнца 22 марта и завершится 21 апреля праздником Ураза-байрам — начинается праздник разговения на закате в ночь на 21-е число.
Праздник Ураза-байрам называют также Ид ал-Фитр как день благодарения Аллаху за то, что он дал мусульманам возможность испытать благословение месяца Рамадан. Мусульмане верят, что если соблюдать пост в течение всего священного Рамадана, то Аллах дарует милость на небесах. Отмечать Ураза-байрам стали вместе с продвижением Ислама, со времен Арабского халифата.
Мечеть брали с боем: власти Израиля устроили мусульманам «сюрприз» в Рамадан
Обычаи и традиции в исламе тесно переплетены с предписаниями Корана и Сунной (высказываниями и действиями пророка Мухаммада). Решение ограничить вход мусульман на Храмовую гору власти объясняли тем, что в дни Песаха сотни израильтян по традиции посещают Храмовую гору. Поэтому разница в устоях общества и обычаях народа всегда сильно влияло на решения мусульманских богословов насчет дозволенности чего-либо или запретности. Рождество, Пасха, Ханука и другие немусульманские праздники не отмечаются мусульманами, так как они не являются частью исламской традиции (Сунна). Традиции и обычаи праздника. По традиции к празднику Разговения начинают готовиться за несколько дней до наступления Ураза-Байрам – убирают в доме, во дворе и в хлеве, а также чистят и моют домашнюю скотину.
Ураза-байрам в 2024 году: история, традиции и суть праздника
Плюс к этому, как Исаак, будучи уже обречен на заклание, получил чудесное избавление от смерти, также и Христос Своей властью восстал от смерти. В результате Исаак явился прообразом не только смерти Христовой, но и Его воскресения. Однако, усвоив себе смысл этого события применительно к той ветхозаветной исторической ситуации, принятие глубинного преобразовательного значения жертвы Авраама исламу было не под силу, по причине его несовместимости с учением ислама и той роли, которую Мухаммед выделил Иисусу Христу. Стремление жертвовать своей жизнью ради высших целей государство, семья, друзья, свобода свойственно любому человеку и относится к общечеловеческим добродетелям, или по святителю Игнатию к «добру падшего естества». Единственная польза и значение, которое может иметь этот обряд, потерявший свой преобразовательный смысл после событий на Голгофе, это благотворительная акция для неимущих представителей ислама. Именно на этом, по преимуществу, и акцентируется внимание «правоверных» во дни праздничной церемонии. Но для спасения недостаточно быть просто хорошим человеком и щедрым благотворителем. Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» свт. Игнатий Брянчанинов 200. Вторым общемусульманским праздником является — ид аль — фитра праздник разговения. В отличие от ид аль — адха, который называется большим праздником, ид аль — фитра, или ураза — байрам, именуется малым праздником.
Его отмечают в первые три дня месяца шавваль после окончания поста рамадан. Мусульмане одеваются в нарядную одежду, дарят друг другу подарки, готовят вкусную и обильную трапезу, на которую стараются пригласить ближайших соседей и всем своим видом демонстрируют радость и ликование. В эти дни принято ходить в гости друг к другу, родственники при этом стараются собраться вместе, веря в то, что и души умерших родных приходят к ним в эти праздничные дни. При этом считается, что радость, которую испытывают «правоверные» в эти дни, должна быть не той радостью, какая бывает после окончания физических и духовных испытаний, а благодарностью Аллаху: «И пусть ликование не отвлекает тебя от благодарности Аллаху. Аллах не любит ликующих, обольщенных и непризнателъных! То есть понятие праздника можно определить следующим образом: это момент радости, связанной с благодарностью Всевышнему за то поклонение, которое уже совершено. В дни этого праздника мусульмане должны отчитаться за прохождение поста рамадан, начать отбывать наказание за нарушенные дни, а также выплатить обязательную милостыню за каждого члена семьи, так называемое «очищение праздника перерыва». Также считается обязательным посещение мечети в эти дни для общественной молитвы. Иногда же молитвы проходят на специальных площадках — намазгах. Мулла читает проповедь хутбу , в которой объявляет о действительности прохождения поста и дает другие наставления.
После этого люди посещают кладбища и поминают усопших родственников. Мужчины же, собравшись группами, навещают дома недавно умерших и выражают их родным свои соболезнования. А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Традиционное приветствие звучит так: «Таккабаль Алла мина ва минкум» Да одобрит Господь старания наши во имя Его. В дни разговения устраиваются ярмарки и гулянья, на которых народные певцы, кукольники, танцоры, жонглеры и др. На базарах ведется оживленная торговля, устраивают игры для детей, разжигают костры и прыгают через них. Несмотря на то, что праздник ид аль — фитра именуется «малым», реально отмечается он массово, радостно и оживленно, с болышим энтузиазмом. Существует несколько хадисов, в которых рассказывается о том, как относился основатель ислама к праздничным торжествам. Посланник Аллаха спросил меня: «Хочешь посмотреть? Передают также со слов Айши да будет доволен ею Аллах , что однажды во время праздника у нее находились две девушки, певшие песню и игравшие на бубне, а также пророк СААС , прикрывшийся своей одеждой.
Поскольку сунна, то есть личный пример Мухаммеда для любого мусульманина является образцом и критерием истины, то и отношение к праздникам в исламе должно быть таким, какое оно было у «пророка». Допускается привлечение к этим торжествам и немусульман, то есть распространение и на них гастрономической составляющей праздника. Однако, как и закят милостыня , который, кроме реальных мусульман, можно давать только потенциальным мусульманам, этот благотворительный жест имеет скрытый от невооруженного глаза подтекст и представляет собой своеобразную форму миссионерства джихад , по принципу — путь к сердцу «неверного» лежит через желудок. Угощайте их, зовите в гости, расскажите о том, что мы празднуем! Подлежит сомнению также классификация этого события как «праздника», поскольку праздновать, собственно, нечего. Если в христианской практике торжество после поста это и есть тот праздник, к которому готовится христианин в течение и с помощью поста Пасха, Рождество Христово, Успение, первоверховных апостолов Петра и Павла , то в исламе после поста рамадан не установлено никакого специального праздника, к которому мусульмане готовили бы себя в течение и с помощью поста. То есть пост установлен ради самого разговения. Также если в христианской традиции, то есть применительно к христианскому посту, корректно употреблять термин «разговение», то в контексте мусульманского «поста» это представляется совершенно неуместным. Непонятно, о каком «разговении» идет речь, когда каждую ночь рамадана у мусульман совершается обильное «разговение» — в начале ночи, вечером «постного» дня, и «заговение» — в конце ночи, перед наступлением «постного» дня. Единственным по — настоящему значимым для мусульман аспектом этого повода, называемого в исламе «праздником разговения», является его гастрономическая сторона.
Более того, не имея никакого религиозного содержания и духовного стимула, который привлекал бы к себе внимание и располагал к воспоминаниям и желанию этого праздника, мусульмане компенсируют эту духовную пустоту вкусными ароматизированными блюдами. Это делается для того, чтобы создать прочную ассоциативную связь между запахом блюда и празднуемым событием. То, что само по себе обладает изумительным ароматом во время Ид — это завтрак Ид. Тем не менее, устраивая запоминающееся событие, необходимо создавать ощущение аромата, стойко ассоциирующегося с данным событием. Поэтому во время празднеств Ид следует постараться подготовить аппетитные, приятно благоухающие блюда, используя такие ароматические пряности, как корица, гвоздика, кардамон или тмин... Бергамот и щепотка лимона, мандарина идеально подходят для создания праздничного настроения... То есть праздничное настроение возникает не в результате запоминающегося религиозного события, повлиявшего и изменившего судьбу всего человечества и твою собственную судьбу, а при помощи запахов бергамота и мандарина. Именно поэтому такое большое внимание на праздничных трапезах уделяется сервировке стола, так как это единственный реальный стимул способный вызвать у «правоверного» в течение года ностальгические воспоминания об этом событии. Таким образом, в традиции празднования мусульманами этих двух самых значимых для ислама праздников, в очередной раз становится очевидным не только стремление Мухаммеда воздвигнуть свои обряды на уже существующем фундаменте Православного Предания, но и исказить это Предание, трансформировав его в адаптированное «мусульманское». Попытка слепого копирования чужих религиозных практик, естественно, выливается в отсутствие духовного наполнения событий особенно ид аль — фитра , из которых мусульмане сделали праздники.
Ущербность и крайняя бедность исламской эортологии — науки о праздниках по существу она в исламе вообще отсутствует , открывается даже в ее количественной составляющей. Мусульмане, празднующие всего два общепринятых праздника в году, не хотят понять, что та строгость в вопросе контингентирования их праздничных традиций, это не повод для похвальбы, но показатель духовной бедности и безрадостности религии ислам. Христианская же практика ежедневного 365 дней в году празднования памяти того или иного святого или религиозного события, которая мусульманским не понимающим сути дела сознанием трактуется как «баловство», это не только следование двухтысячелетним традициям Церкви, но и отголосок, земной прообраз вечной радости и торжества, которые наступят в день оный для всех возлюбивших явление Сына Божия 2Тим. Эти два праздника идайн — два праздника жертвоприношения и разговения считаются каноническими и общеупотребительными в исламе. Причем характерной их особенностью является то, что они представляют собой неотъемлемую часть паломничества хадж и поста саум и независимо от них не существуют. Поэтому представление об исламских праздниках, как отдельно существующих и независимых образованиях, с мусульманской точки зрения, является ошибочным. Ввиду этого такие праздники, как мирадж, мавлюд, той и др. Праздник мирадж вознесение тюрк, раджаб — байрам установлен в память «вознесения» Мухаммеда на небо. Исламское предание гласит, что однажды Мухаммед верхом на некоем бесоподобном существе аль — бурак , обладающим человеческой речью, с хвостом как у кометы, орлиными крыльями и звездами вместо глаз, был чудесным образом перенесен аль — исра из Мекки в Иерусалим, а оттуда вознесен мирадж на небо. При этом аль — бурак не сразу позволил Мухаммеду сесть на себя, но только с условием, что ему будет обеспечено место в раю.
То есть получается, что это существо было не из рая. Возникает уместный вопрос, тогда откуда же? Догадаться несложно. Во время этого путешествия его сопровождал ангел Джабриил. Предание передает, что сначала Мухаммед побывал на Сионе Сина , затем в Вифлееме Бейт — Лахм , а после этого оказался у мечети Аль — Акса в Иерусалиме которой на самом деле тогда еще не было. Зайдя в несуществующую мечеть, Мухаммед сотворил в ней два раката молитвы. При этом оказалось, что это была коллективная молитва, так как за спиной Мухаммеда и вместе с ним совершали намаз Ибрагим, Муса, Дауд, Иса и другие пророки, о чем Мухаммед узнал потом от Джабриила. Мухаммед же был для них имамом. После этого Джабриил преподнес Мухаммеду два по другому источнику три бокала — с молоком, вином и водой. Мухаммед выбрал бокал с молоком.
Так в исламе появился запрет на алкогольные напитки, хотя термин аль — кохоль спирт — является арабским. При этом непонятно, почему на том же основании в исламе не существует запрета на воду. Один из хадисов передает, что по пути в Иерусалим Мухаммед почувствовал приятный запах. Джабриил объяснил ему, что это запах духов жены и дочери фараона. Считается, что «кентавр», на котором путешествовал Мухаммед, во время приземления в Иерусалиме копытом оставил на камне вмятину. Мусульмане, посещающие Иерусалим, обязательно проходят мимо этого «священного» места. То, что существо, на котором якобы катался Мухаммед, имеет копыта, определенно свидетельствующие о его бесоподобном облике природе , мусульман совершенно не смущает. Египетский богослов Мухаммед Раджа Ханаби, опираясь на некоторые хадисы, открывает любопытные детали мираджа. Джабраил крикнул хранителю ворот: «Открой! Да, со мной посланник Бога Мухаммед.
Его пригласили? Когда раскрылись небесные ворота, Пророка встретил Адам. Справа и слева от Адама стояло по одному человеку. Стоящий справа смеялся, слева — плакал. Джабраил объяснил, что правая сторона — место обитателей рая, левая — обитателей ада. Наконец, Мухаммед и Джабраил поднялись на Седьмое небо, где восседал праотец — патриарх всех пророков Ибрахим Авраам. Здесь предание достигает своей кульминационной точки, ибо Седьмое небо — «потолок небес"» 206. На третьем небе они также встретили одного ангела, у которого расстояние между глазами равняется семидесяти тысячам дней пути. Расстояние между каждым из небес было так велико, что потребовалось бы пять столетий, чтобы пройти его обычным шагом. После этого Мухаммед восшел на восьмое небо, где у него состоялся разговор с Аллахом, здесь же он получил свое легендарное «молитвенное правило» в количестве пяти ежедневных намазов.
Разговаривая с Мухаммедом, Аллах положил одну свою руку ему на плечо, а другую на грудь. При этом Мухаммед почувствовал ледяной холод, проникающий до мозга костей позвоночника. Передается также, что во время этого разговора Мухаммед произнес 99 тысяч слов.
В настоящее время конституции многих исламских стран признают главным источником законодательства основополагающие нормы фикха. Поэтому при подготовке соответствующего законодательства широко используются классические труды по фикху. С середины XX века получили широкое распространение труды юристов современного профиля по отдельным отраслям и институтам фикха-права. В современной литературе важное место занимают исследования, посвящённые сравнительному изучению фикха в целом и его отдельных отраслей и современного законодательства и других правовых систем [28]. Акида появилась в период активного сложения исламской догматико-правовой системы VIII век , непосредственным предшественником которой явились написанные в жанре «опровержения» радд сочинения. В отличие от опровержений, носивших откровенно полемический характер, акида представляла собой сжатый, чёткий текст прокламативного характера, в котором изложены позиции догматической школы или отдельного автора в основных вопросах исламской догматики и права. Текст одной из первых акиды восходит к группе сирийских богословов Умайя ибн Усман, Ахмад ибн Халид ибн Муслим, Мухаммад ибн Абдуллах , которые в начале VIII века выступили от имени суннитов с кратким изложением концепции веры.
В середине IX века с серией акид выступили багдадские традиционалисты, наиболее известными из которых являются шесть акид Ахмада ибн Ханбала. С IX века в акиды начали вводиться системы доказательств основных положений, которые включали особые «доксографические» части. Эти своды включали изложение и обоснование главных догматических представлений, правовых, этических, ритуальных норм и правил. Несмотря на появление развёрнутых сводов, простая и доступная краткая акида по-прежнему оставалась одной из главных форм публичного «провозглашения» основ веры. В XI веке она избирается для объявления «правоверия» от имени верховной власти «Кадиритский символ веры» [30]. Согласно исламской доктрине, наилучшим знанием Корана обладал пророк Мухаммед, который разъяснял смыслы Писания своим сподвижникам. Сподвижники Пророка хранили в памяти обстоятельства произнесения многих аятов, причины полемики Пророка со своими оппонентами. Это наиболее древний пласт, который в той или иной форме вошёл в большую часть тафсира, отразившую действительную историю возникновения Корана [31]. После смерти пророка Мухаммеда задачу толкования Корана решали его сподвижники. Часть сподвижников толковала Коран только на основании слов Пророка.
Первоначально тафсир в основном бытовал в устной форме [31]. Имамы мечетей часто комментировали отдельные аяты и суры после пятничной проповеди. Странствующие сказители и проповедники куссас обогащали толкования параллельным материалом, восходящим к иудео-христианской культурной среде исраилият [33]. Развитие тафсира связано со сложением сунны пророка Мухаммеда. Позднее появились специальные разделы в общих сборниках хадисов например, в Сахихе аль-Бухари. Начиная с X века, толкование Корана стало самостоятельной наукой и уже не рассматривалась в качестве части хадисоведения [32]. В условиях запрета перевода Корана на другие языки комментарии, сопровождающие текст Священного писания, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном мусульман, незнакомых с арабским языком [34]. Помимо представителей этих школ, в других областях Халифата также были известные толкователи Корана например, Даххак аль-Хорасани ум.
Бросание новорожденных с храма с огромной высоты более 15 метров и ловля их в плотную ткань. Ритуал проводится с жестким соблюдением всех необходимых мер безопасности. Мусульмане верят, что таким способом ребенок получает благословение Аллаха и проживет счастливую и радостную жизнь. Траур Мухаррама. Жители Ирана, Ливана и других восточных стран ежегодно истязают себя специальными цепями, к которым крепятся острые предметы. Это мероприятие посвящено памяти имама Хусейн ибн Али. Многократный ежедневный намаз. Мусульмане обязаны пять раз в день молиться.
Мухлинский — видный тюрколог-османист, на тот момент ординарный профессор на кафедре турецко-татарской словесности историко-филологического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета, впоследствии 1859 г. Фаизханова, получившего тогда, наконец, официальное трудоустройство в штате Университета. Одной из самых распространенных форм салавата являются слова: 28 июля 14:12 Опубликованная Р. Мардановым «Краткая история татар», представляющая своего рода конспект, была в некотором смысле «пробой пера».
Мусульманский праздник Ураза-байрам: история и традиции
- Распространенные обычаи мусульман
- Какие разрешения и запреты существуют у мусульман: обычаи и традиции
- Традиции – все новости и статьи по теме
- Как шариат соотносится с исламским правом
- 11 вопросов про ислам • Arzamas
Ураза-байрам в 2024 году: история, традиции и суть праздника
В этот день утром нужно совершить полное омовение, надеть парадную и праздничную одежду, использовать самые лучшие ароматы и направиться в мечеть на праздничную молитву. Она наступает примерно через полчаса после того, как взойдет солнце. Перед молитвой нужно съесть что-то сладкое, например, нечетное число фиников. В праздник жертвоприношения Курбан-байрам перед посещением мечети желательно ничего не есть. После завершения богослужения мусульмане могут пойти домой и принять у себя гостей, либо сами пойти в гости к родным и близким с подарками и поздравлениями. Часто половина семьи встречает гостей дома, а остальные идут поздравлять старших и уважаемых родственников. Что с женщинами? Женщины могут посетить мечеть в Ураза-байрам, если в ней есть подготовленное для них пространство для молитв, отделенное от мужского зала. Те члены семьи, что остались дома, на Ураза-байрам тоже должны полностью обмыться надеть праздничную одежду и помолиться. Перед праздников нужно провести дома полную уборку и подготовить место для приема гостей.
В сам праздничный день нужно накрыть торжественный стол и приготовить праздничные блюда, чтобы разделить радость со своей семьей и гостями. Если верующий одинок или находится вдали от семьи — он может в Ураза-байрам встретиться с друзьями и отпраздновать вместе с ними. За время Рамадана и до праздничной молитвы в Ураза-байрам все члены семьи должны разово выплатить закятуль-фитр. В 2024 году размер составляет 150 рублей для каждого человека, 800 рублей —для людей из семей со средним достатком, от 1200 рублей — сумма для состоятельных людей.
Начало праздника Ураза-байрам приходится на первый день следующего за Рамаданом месяца. Празднование длится в течении трех дней.
Праздник мусульман Ураза-байрам: как к нему готовятся? Вечером каждая хозяйка начинает приготовления блюд восточной кухни. Потом детки разносят эти угощения своим родственникам и получают взамен другие вкусности. Такая традиция носит название «чтобы в доме пахло едой». Перед началом праздника Ураза-байрам каждая семья старается закупить продукты, подарки для родственников и украсить дом. Кроме подготовки непосредственно к празднованию, в каждой семье принято заблаговременно откладывать деньги для милостыни.
Эти средства необходимы для пожертвований, чтобы бедные тоже могли подготовиться к празднику. Празднование исламского праздника Ураза-байрам Есть несколько ритуалов, которые должен соблюдать каждый мусульманин. К примеру, ранним утром необходимо встать и совершить омовение. Затем надевают чистую праздничную одежду и пользуются благовониями. Очень важно проявлять уважение и быть приветливым со всеми в этот день. Каждый при встрече произносит слова пожеланий : «Да примет Аллах от нас и от вас!
Социальная доктрина Социальная доктрина ислама пронизана эгалитаризмом, солидаризмом, активизмом и антиаскетизмом. Пророк Мухаммед говорил: «Лучший из вас, не тот, который ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берёт от обоих». Следуя этой установке, мусульманская этика благословляет труд и богатство, отвергает безбрачие. В классическом исламе активистская ориентация нередко уживалась с догматом о Божественном предопределении.
Большинство мусульманских богословов призывало прилагать все усилия для реализации своих намерений, для изменения существующего положения вещей, уповая на содействие Бога, а что окажется неподвластным человеку, то и следует стоически принимать как предопределённое. Со временем божественный детерминизм, в религиозном сознании мусульман, воспринимался преимущественно в духе бездеятельного фатализма и квиетизма [6]. Политика См. Политический идеал халифата не является безусловно теократическим, из-за чего некоторые исследователи если и допускают использование эпитета «теократия», то обязательно с уточнениями типа «исполнительная», «охранительная» и даже «светская» теократия.
Многие современные мусульманские реформаторы полагают, что власть в исламе может быть только светской, так как ислам не знает «духовной», священнической власти. В строгом смысле теократическая а точнее, иерократическая идея свойственна шиитам [6]. Направления и ветви Основная статья: Исламские течения Первый религиозно-политический раскол в исламе возник во второй половине VII века. Расхождения по вопросу о характере и преемственности власти в халифате привели к разделению мусульман на суннитов , шиитов араб.
Сунниты признавали законность власти первых четырёх Праведных халифов , а шииты считали единственным законным главой мусульманской общины четвёртого Праведного халифа и первого шиитского имама Али ум. Следствием этого раскола была гражданская война в Арабском халифате [8]. Начиная с VII века в исламском богословии возникает интерес к таким теоретическим проблемам, как: проблема веры , статуса человека, совершившего тяжкий грех , предопределения , соотношении божественной сущности и атрибутов , «сотворённости» Корана и т. Расхождения по этим вопросам привели к возникновению ряда направлений, среди которых выделяются сунниты, шииты, хариджиты, мурджииты и мутазилиты.
В результате в исламе не было выработано официальной ортодоксии, а богословская полемика оставалась на протяжении многих веков неотъемлемой частью исламской религиозной жизни. Сформировавшийся более или менее стихийным образом некий баланс взглядов и интересов, одной из характерных черт которого является существование множества локальных региональных и этнических интерпретаций ислама при сохранении общего духовного и цивилизационного единства мусульман [8]. Он выступает как «мажоритарный» ислам, выражая мнение и обычаи, теорию и практику большинства членов общины. Для суннизма характерна ориентация на «правильную» доктрину, являющуюся срединной между крайностями, а также конформизм или прагматизм , установка на легитимизацию статус-кво, на узаконивание утвердившихся обрядов, верований и институтов.
Суннитская теология, разработанная двумя школами калама — ашаритской и матуридитской , также развивалась как «срединная». В VIII—XI веках в суннизме возникли юридические школы мазхабы : ханафитский , маликитский , шафиитский и ханбалитский мазхаб. Несмотря на то, что по некоторым вопросам среди мазхабов есть разночтения, все суннитские мазхабы считаются легитимными и равнозначными. Самым распространённым из мазхабов которого придерживаются около трети всех мусульман мира является ханафитский мазхаб , официально принятый в начале XVI века в Османской империи и ныне преобладающий среди мусульман бывшего СССР.
Ханбализм представляет собой одновременно и богословскую школу, а его приверженцы, особенно салафиты ваххабиты , отличается неприятием инакомыслия, буквализмом в понимании священных текстов, нетерпимостью ко всякого рода новшествам , крайней строгостью в соблюдении религиозных обрядов и норм [8]. Шииты Основная статья: Шииты Шииты- имамиты двунадесятники признают 12 имамов из числа прямых потомков Али ибн Абу Талиба , последний из которых Мухаммад аль-Махди таинственно исчез в конце IX века.
Принято считать, что в Рамадан пророку Мухаммеду был ниспослан Коран. Где праздник будет нерабочим днём? В зависимости от страны, Ураза-байрам отмечается в течение одного или трёх дней.
Несмотря на то, что праздник мусульманский, выходной день распространяется и на остальное население. Подготовка к Ураза-байрам Накануне необходимо убраться в доме, а перед началом торжества — совершить омовение и облачиться в чистую и праздничную одежду. Ещё один важный ритуал — раздача милостыни нуждающимся братьям по вере «закят аль-фитр». По традиции милостыню лучше всего выплачивать в продуктовом эквиваленте. В зависимости от региона это могут быть финики Ближний Восток , рис Индонезия и другие мусульманские страны Юго-Восточной Азии , пшеница Европа и так далее.
Традиция угощать нуждающихся — неотъемлемая часть Ураза-байрам.
Что нужно знать об арабо-мусульманской свадьбе: главные традиции и обычаи
Поэтому разница в устоях общества и обычаях народа всегда сильно влияло на решения мусульманских богословов насчет дозволенности чего-либо или запретности. Традиции мусульман в семье и браке, как и других сферах жизни, обусловлены требованиями Корана и законов шариата. Рождество, Пасха, Ханука и другие немусульманские праздники не отмечаются мусульманами, так как они не являются частью исламской традиции (Сунна). Муфтий Гайнутдин: День Ашура подчеркивает общность традиции Божьих пророков. Свадебные традиции и обычаи мусульман. Приверженцы Ислама трепетно и с уважением относятся к семье. Женщина в исламе может выходить замуж только за мусульманина, в то время как мужчина может жениться на иудейке и христианке.
Женщины и правила поведения...
в списке культурного наследия ЮНЕСКО. С этим событием и связана одна из самых главных мусульманских традиций – жертвоприношение. Обычаи и традиции в исламе тесно переплетены с предписаниями Корана и Сунной (высказываниями и действиями пророка Мухаммада).
Ураза-байрам: почему праздник важен для мусульман России и как его отмечают
В каждой мусульманской стране есть свои особенные элементы свадебных обрядов, считается, что от того, насколько точно эти обряды будут соблюдены, зависит счастье будущей семейной пары. В мусульманстве есть необычный и красивый обряд под названием «ночь хны»: накануне свадьбы на стопы и ладони невесты краской из высушенных листьев лавсонии хны наносится специальный узор «мехенди». Ислам не предписывает определенного стандарта в свадебных нарядах, единственным условием служит закрытое до кистей рук и ступней ног платье невесты. Действительным брак считается только после проведения религиозного свадебного обряда венчания никаха , который проводится в мечети в присутствии свидетелей. Молодым зачитывают права, которыми, согласно Исламу, обладают супруги, и составляется брачный контракт.
В заключение имам читает молитвы о благополучии в семье и аяты Корана.
Традиционно считается, что данный обряд характеризует национальную и религиозную принадлежность мусульманского мужчины. Тело подвергается обмыванию с благовониями и камфарой и над умершим читают молитвы несколько человек. Совершить его необходимо только в 12 месяц мусульманского календаря в специальной белой одежде.
В Мекке 7 раз нужно обойти вокруг Каабы, мусульманской святыни в виде кубка, и поцеловать черный камень в этом кубке. Источники: Мусульманские обычаи, обряды и традиции Мусульманские обычаи и правила.
Использование во время трапезы правой руки. Бритье лица, подмышек и лобка. Такая традиция есть и у иудеев, но мини-операцию обрезания иудейским мальчикам делают на восьмой день после рождения. Обязательное подмывание после дефекации в мусульманских странах для этого во всех туалетах есть биде. Семейные традиции Традиции мусульман в семье и браке, как и других сферах жизни, обусловлены требованиями Корана и законов шариата.
Свадьба валима В каждой мусульманской стране есть свои особенные элементы свадебных обрядов, считается, что от того, насколько точно эти обряды будут соблюдены, зависит счастье будущей семейной пары. В мусульманстве есть необычный и красивый обряд под названием «ночь хны»: накануне свадьбы на стопы и ладони невесты краской из высушенных листьев лавсонии хны наносится специальный узор «мехенди». Ислам не предписывает определенного стандарта в свадебных нарядах, единственным условием служит закрытое до кистей рук и ступней ног платье невесты. Действительным брак считается только после проведения религиозного свадебного обряда венчания никаха , который проводится в мечети в присутствии свидетелей. Молодым зачитывают права, которыми, согласно Исламу, обладают супруги, и составляется брачный контракт. В заключение имам читает молитвы о благополучии в семье и аяты Корана. Первую брачную ночь молодые должны начинать с молитв, в которых просят Аллаха уберечь семью от бед и зла. Затем молодой муж подносит жене стакан молока с медом как символ будущей здоровой и сладкой жизни.
Традиция у мусульман демонстрировать после брачной ночи простыню как свидетельство непорочности невесты, давно не соблюдается. Семейная жизнь Семью в мусульманстве рассматривают как ячейку общества, которая включает в себя всех родственников мужа и жены. Каждый член семьи знает свои права и обязанности, пожилые члены семьи имеют преимущество перед молодыми. Мужчины и женщины равны в материальных и духовных правах. Жизненным предназначением мусульманской женщины является быть верной женой и заботливой матерью, вести домашнее хозяйство, растить и воспитывать детей. В большинстве мусульманских стран женщины имеют право обладать собственностью и наследовать ее, могут получать высшее образование и заниматься трудовой деятельностью. Рождение и воспитание детей Рождение ребенка считается одним из значимых событий в мусульманской семье. На седьмой день ребенку следует побрить голову, и раздать серебро или золото, вес которого равен весу волос.
Очень важно, чтобы гости были одеты консервативно. Как у мужчин, так и у женщин должны быть прикрыты руки и ноги, а вторые еще обязаны носить платок на голове. Махр преподносится во время катб аль-китаба. Он символизирует любовь, уважение и учтивость по отношению к женщине. Как правило, это что-то ценное, что она может оставить себе в случае развода: золото, имущество, автомобиль и прочее. Все начинается с того, что отец невесты провожает свою дочь к жениху.
За ними следует труппа барабанщиков, которые играют традиционную жизнерадостную арабскую музыку. Во время этого ритуала влюбленные переодевают кольца с правой руки на левую. В это время присутствующие женщины издают пронзительное улюлюканье при помощи своего языка, которое называется загрута. Такие звуки означают радость и веселье.