Муслима Магомаева в Советском Союзе любили, любили по-настоящему. Певец Муслим Магомаев. Вместо одного отделения пел два часа: публика не отпускала. Артистичный, с красивым голосом Муслим Магомаев в Советском Союзе покорял сердца слушателей и зрителей. Магомаев был одним из самых ярких артистов советской эстрады и любимцем советского правительства, но это не всегда его спасало. Певец Муслим Магомаев.
Певец в опале (Муслим Магомаев)
В Москве, старейшей библиотеке-читальне имени ева, 25 августа состоялся вечер памяти, посвященный памяти Муслима Магомаева, композитора, народного артиста СССР, легендарного певца и всенародного любимца. Популярность Муслима Магомаева в Советском Союзе была безграничной: его пластинки расходились огромными тиражами, а после концертов восторженная публика была готова нести своего кумира на руках. 17 августа исполняется 80 лет со дня рождения эстрадного и оперного певца, композитора, народного артиста СССР Муслима Магомаева. Муслим получил известность в СССР как оперный певец своим выступлением в опере Россини "Севильский цирюльник". Муслим Магомаев – прославленный эстрадный и оперный певец, обладатель непревзойденного баритона, композитор, актер.
Муслим Магометович Магомаев
Муслим Магомаев – советский, азербайджанский и российский певец, композитор и актер, народный артист Азербайджанской ССР (1971), народный артист СССР (1973). Оперную певицу, народную артистку СССР и Азербайджана Тамару Синявскую всегда называют самой главной женщиной в судьбе Муслима Магомаева. Магомаев был одним из самых ярких артистов советской эстрады и любимцем советского правительства, но это не всегда его спасало. Каким был творческий путь Муслима Магомаева стать певцом и почему у него были сложные отношения с советской властью?
В Азербайджане заложили именные звезды Муслима Магомаева и Тамары Синявской
Формула любви Феномен Магомаева не поддается разгадке. Эффектная внешность? Но разве мало было таких артистов в огромном Советском Союзе? Однако песни Магомаева отличал удивительный, проникновенный лиризм. Сам он как-то заметил: «Игра в страстность не по мне: я могу исполнять только по-настоящему».
Голосовая механика — еще не все, намного важнее движение «от сердца — к голосу». Каждый концерт Магомаева превращался в живое взаимодействие со слушателем: публика не столько наслаждалась совершенством исполнения, сколько переживала вместе с певцом все эмоции песни. Надо сказать, что Магомаев своих слушателей невероятно ценил. Даже свадьбу ради них превратил в импровизированный концерт!
На улице собралась толпа поклонников. В какой-то момент Муслим не выдержал, попросил распахнуть окна и спел для непрошенных гостей одну песню, потом другую, и так 40 минут без перерыва. Слушатели были счастливы, молодожены тоже, хотя Магомаеву потом пришлось лечить бронхит. Творчество Магомаева любили генеральные секретари, министры, и даже последний шах Ирана приглашал его выступать во дворце Тегерана.
Он стал самым молодым народным артистом Советского Союза — первым, кто получил это звание в 31 год.
Ты теперь будешь в моей семье". Это не была дежурная фраза сочувствующего человека. Он заменил Магомаеву и родного дядю, и отца. Все оставшиеся годы, подаренные им Богом, две семьи - Гейдара Алиева и Муслима Магомаева - были одной. Хрущёв запретил песню «Лучший город Земли» Никита Сергеевич вообще был человек со странным отношением к искусству.
Больше всего от руководителя советского государства доставалось тому, чего он не понимал. Вспомните из истории его поход на выставку художников-авангардистов. Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Вы что — мужики или педерасты проклятые? Есть у вас совесть?
Всё запретить! Прекратить это безобразие! В репертуаре Магомаева Хрущёву не понравилась песня «Лучший город Земли». Как только она появилась, её регулярно крутили по радио. Песня стала хитом. Но Никита Сергеевич услышал в ней западную крамолу: «Твист о Москве?
Это надо запретить!
Несмотря на то, что печаль всегда со мной, но рада от того, что память о Муслиме не уходит, а возрастает с каждым годом. Вы это сами можете заметить, вы можете это почувствовать, потому что он сделал в мире такую вещь, что объединяет до сих пор людей разных стран, разных народов, а также свой собственный народ, который он обожал", - пояснила она.
Тамара Синявская выразила благодарность пришедшим на мероприятие. Президент Международного нефтяного клуба, председатель Бакинского фонда наследия Нобелей, президент Национального фонда наследия Нобелей, старший эксперт ООН по проблемам глобальной энергетики Тогрул Багиров заявил, что творчество и личность Муслима Магомаева можно охарактеризовать словом "радость". Вы знаете, когда Хемингуэй говорил о Париже, он сказал, что Париж - это радость, а на самом деле Муслим - это радость.
С 1980 года я его видел очень часто. Мы были рядом, мы организовывали его юбилей, встречались в Швейцарии еще в те годы, в Париже в ресторане "Распутин", в Москве. Я скажу, что Муслим - разносторонний развитый человек, человек, уникально привязанный к своей земле, к своему народу, но при этом, как все сказали, это правда очень скромный и простой в общении человек.
Муслим также и особенный человек. Он очень любил технику, он прекрасно в ней разбирался. Он был одним из первых, кто освоил интернет, мобильные телефоны.
Он любил писать всякие смс еще тогда, когда никто не умел", - поделился он воспоминаниями о великом певце. Столько, сколько сделал Муслим для популяризации Азербайджана, мало кто сделал. Я очень рад тому факту, что руководители Азербайджана, в частности общенациональный лидер страны и сегодняшний президент, действительно, ценили и любили творчество Муслима", - поведал президент Международного нефтяного клуба.
Оперный певец из Ташкента Хурсанд Шеров, приехавший в Баку на велосипеде, рассказал, что сегодня сбылась его мечта о личном знакомстве с Тамарой Синявской.
Муслим Магомаев в фильме "Низами" В 1997 году в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1. В 1998 году Муслим Магомаев принял решение остановить творческую деятельность. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт. По поводу прекращения выступлений Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Много лет тесно дружил с Гейдаром Алиевым, смерть которого в 2003 году тяжело переживал, сильно замкнулся и стал ещё реже петь. Последние годы жизни страдал от болезни сердца, ещё с юности его беспокоили лёгкие, несмотря на это, по свидетельству Тамары Синявской, певец иногда выкуривал по три пачки сигарет в день.
При жизни Гейдара Алиева Магомаев говорил, что благодаря ему Алиеву искусство в Азербайджане расцветает. Однако после кончины бывшего президента отношения Магомаева с тогдашним министром культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы был на этом посту до 2006 года , с которым Магомаев некогда дружил, окончательно испортились. Магомаев стал резко критиковать проводимую министром политику в культурной сфере страны, а в 2005 году в связи с этим отказался от гражданства Азербайджана, получив гражданство России, но несмотря на это по-прежнему считал себя азербайджанцем. В 2007 году Магомаев, напомнив, что Гейдар Алиев назначил ему и его супруге Тамаре Синявской пенсию, большую чем у солистов Большого театра, заявил, что Гейдар Алиев позаботился об особо талантливых людях Азербайджана, и его сын Ильхам Алиев, президент страны, продолжает эту традицию. Муслим Магомаев входил в руководство Всероссийского Азербайджанского Конгресса. Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года. Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца, на руках у своей супруги Тамары Синявской. Прощание с певцом состоялось 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского.
Магомаева в Баку прошли церемонии прощания с певцом. Магомаев был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». Автор памятника — народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала. В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева. В августе 2017-го к 75-летию певца Первый канал показал документальный фильм «Муслим Магомаев.
Нет солнца без тебя». Муслим Магомаев документальный фильм В 2019 году на экраны вышел биографический сериал «Магомаев», рассказывающий о великом певце. Центральной темой картины стала история любви Муслима Магомаева и Тамары Синявской. Действие ленты развивается в конце 1960-х годов. Муслим Магомаев во время записи концертной программы знакомится с очаровательной оперной певицей, Тамарой Синявской. Между королём советской эстрады и восходящей звездой Большого театра с первого взгляда пробегает искра, которая становится началом большой любви. Однако Тамара замужем, да и Муслим не свободен. Но у настоящей любви нет преград, и судьба вновь сводит влюбленных - уже в Париже.
Вдова Муслима Магомаева - Тамара Синявская - при создании сериала о выступила в качестве консультанта. Личная жизнь Муслима Магомаева: Первая жена - Офелия, армянка, его однокурсница. Поженились в 1960 году. В браке родилась дочь Марина. Но семейная жизнь продолжалась всего год.
Ушел из жизни первый эстрадный кумир СССР
Это были люди умные и поразительно много читавшие. Порядки у нас в семье соблюдались строгие. Дядя был убежденным коммунистом, честным и неподкупным. В то время, когда мой воспитатель занимал высокие государственные должности, недостойного племянника в школе время от времени просили не носить пионерский галстук. Меня это не расстраивало: галстук казался мне вещью прежде всего неудобной, душил меня и все время норовил влезть концами в чернильницу. Несмотря на то, что дядя был человеком высокопоставленным, меня не баловали. У меня были игрушки, нормальные условия для учебы и занятий музыкой, но - никаких излишеств. Помню, когда начинал клянчить у тети деньги, она отказывала: "Вот вырастешь, будешь сам зарабатывать, тогда поймешь, как деньги достаются". Муслим Магомаев в детстве с мамой Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика приметил профессор консерватории виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки.
Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике». Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген, которое закончил в 1959 году. Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался и потеря голоса ему не грозит. В 1961 году Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат». Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им.
Муслим Магомаев в молодости В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде. В 1964—1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала» Италия. В 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» среди партнёров — Мария Биешу. Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей. В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах. В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов.
За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников в СССР. Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году.
Да что и говорить — сам певец с детства рос в билингвальной среде: помимо родного азербайджанского и русского, он пел на итальянском, английском и французском языках. Одним из его хобби были «перепевки» песен из мультфильмов. Певец даже выпустил пластинку с пародиями на голоса знаменитых советских исполнителей Георга Отса, Рашида Бейбутова и Полада Бюль-Бюль оглы. Ему удавалось настолько удачно менять тембр голоса, что певца пригласили для озвучивания Трубадура, Атаманши и Сыщика во второй части «Бременских музыкантов». Его голос нетрудно узнать в песне «Чертово колесо» в мультфильме «Ну, погоди!
Отказался от оперы ради эстрады Какое-то время Магомаеву пророчили славу композитора, однако он выбрал карьеру певца. После окончания консерватории он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета, стажировался в Италии и срывал овации в парижской «Олимпии». Его творчество особенно ценил Брежнев. И хотя ему сопутствовал успех, Магомаев в душе оставался народным певцом. В глубине души он осознавал, что опера — это высокое искусство, однако эстрада оказалась ему ближе. И все начали говорить, мол, Магомаев как оперный певец закончился. Я разозлился, приехал в Баку, заперся в концертном зале с концертмейстером, окружил себя записями только классической музыки, никакой эстрады и ТВ. И после этого навсегда ушел из оперы. А по мне лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе». Магомаев пел не только оперные арии, но также исполнял собственные песни и перепевал зарубежные хиты.
Муслим Магомаев — отношения с властью Однажды Муслим Магомаев оказался в весьма щекотливой ситуации. Поскольку его выступления собирали аншлаги, многие концертные директора и чиновники не упускали шанса заработать.
Муслим Магомаев родился в Баку 17 августа 1942 года в артистической семье. Его дед тоже Муслим — один из основоположников азербайджанской классической музыки, мать Айшет была драматической актрисой, а отец Магомет оформлял спектакли в качестве театрального художника.
Магомет Магомаев погиб за несколько дней до окончания Великой Отечественной войны, а гастрольный график Айшет требовал постоянных разъездов. Так что Муслим вырос в семье своего дяди Джамала — партийного и государственного деятеля Азербайджана. В своей биографии Магомаев со смехом вспоминал, как в детстве разобрал дедовскую скрипку Амати — захотел посмотреть, «что за Амати там сидит внутри и скрипит». Несмотря на детские шалости, Магомаев серьезно учился музыке в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции.
Итальянские мастера пробудили интерес к пению. Правда, петь на публику Муслим стеснялся и упражнялся в основном в пустых коридорах школы после занятий. И только когда ему исполнилось 14 лет, семья с изумлением обнаружила, что у этого худощавого подвижного подростка не просто хороший голос, а потрясающей силы бархатный баритон! Вокального отделения в школе не было, и Муслим перешел в Бакинское музыкальное училище.
А всего год спустя состоялось первое выступление — в Доме культуры бакинских моряков, куда начинающий артист отправился втайне от дяди. Магомаев-старший считал, что выступать племяннику еще рано — голос не сформировался. Но Магомаев-младший был уверен: пора выходить на большую сцену! Большому кораблю — большое плавание Карьера Магомаева развивалась стремительно: спустя всего три года после окончания училища руководство Азербайджанской республики отправило его на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки, после чего популярный журнал «Огонек» опубликовал статью «Юноша из Баку покоряет мир».
Бесконечная щедрость Как уже было сказано, Муслим Магометович не особенно заботился о деньгах. Несколько лет он жил в роскошном люксе гостиницы «Россия», пока не получил от государства квартиру в Москве. Магомаев нередко устраивал приемы в банкетном зале, куда созывал десятки друзей. Многие из них одалживали у него деньги… и, конечно, не возвращали, а там и дружба сходила на нет. Артист был щедр не только в деньгах. Зная, что на его концертах всегда аншлаги да что говорить, конферансье обычно успевал сказать только «Муслим», а фамилия «Магомаев» тонула в овациях , он несколько раз пел прямо на балконе гостиницы! Для тех, кто не смог попасть на концерт. В середине 80-х годов певец принял решение покинуть сцену. Сразу же поползли слухи: Магомаев болен, Магомаев потерял голос… Муслим смеялся и говорил, что каждый артист должен уметь вовремя уйти.
То, что с ним все в порядке, он демонстрировал на редких выступлениях в разных городах в сопровождении супруги Тамары Синявской. Внезапный брак Кстати, в личной жизни певца тоже не обошлось без драм. О его романах ходили разные слухи, но в 60-е годы проверить что-то было практически невозможно: советские журналисты не охотились за звездами, снимая их из кустов. В 1960 году в 18-летнем возрасте он женился на однокурснице по Бакинскому музыкальному училищу Офелии Валиевой, у них родилась дочь Марина, но в 1963 году молодые разошлись. Затем последовали победы на музыкальных фестивалях и стремительный взлет популярности.
Слухи и правда о жизни Муслима Магомаева
Муслим Магомаев известен не только в странах, входивших в состав СССР, но и за рубежом. гордость Советского Союза и, прежде всего, гордость Азербайджана. А Магомаев был просто Муслимом Магомаевым, песни которого украшали жизнь всей стране.
Без Муслима Магомаева уже 14 лет: жизнь и судьба великого певца СССР, России и Азербайджана
Муслима Магомаева в Советском Союзе любили, любили по-настоящему. Жизнь и карьера Муслима Магомаева во многом напоминают захватывающий киносценарий. Муслим Магомаев — прославленный голос советской оперы и эстрады, композитор, актер и кумир миллионной аудитории. В поздних интервью Магомаев признавался, что пик его славы пришелся на 60-е и 70-е годы — впрочем, подобное могли бы сказать про себя все ведущие исполнители СССР.