Новости колядовать когда ходят

— Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря".Это имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца.

В атмосфере праздника

  • Как правильно колядовать и как правильно встречать колядующих? ::
  • Можно ли детям колядовать и когда лучше это делать?
  • Когда можно колядовать девочкам?
  • Традиции празднования Коляды
  • Коляда — Википедия

Святочное колядование

Колядовать принято на Святки, Рождество и Новый год. Колядующие ходят по домам, распевая различные песни с пожеланиями, за что получают деньги от хозяев или угощения: печенье, пирожки, баранки и так далее. с 6 января по 19 января (с рождественского Сочельника и до Крещения). Колядовать ходят в Рождество, с 6 на 7 января. В гуляньях или колядках в ночь перед Рождеством участвуют чаще всего молодые люди, которые надевают нарядные красочные костюмы и ходят по домам. Колядующие поют веселые песни под окнами соседей и просят вкусное угощение или пару монеток. В старину жители сел ходили по дворам и исполняли под окнами своих соседей песни, которые называли «колядками», используя в качестве музыкальных инструментов трещотки, свистульки, бубны. Например, в некоторых белорусских деревнях ходят колядовать 6 января, а в других – только с началом темноты 7 января.

«А по целому давай»! Почему в городах и станицах колядуют по-разному

Артисты ансамбля «Терем» многие годы ходили колядовать в своих этнографических нарядах к родственникам, соседям, знакомым. Колядовать принято на Святки, Рождество и Новый год. Колядующие ходят по домам, распевая различные песни с пожеланиями, за что получают деньги от хозяев или угощения: печенье, пирожки, баранки и так далее. По канонам колядовать начинают не раньше восхода первой звезды — символа рождения Иисуса, то есть колядовать можно идти как только за окном стемнеет. Коляда, коляда, Накануне Рождества!

Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать

«А по целому давай»! Почему в городах и станицах колядуют по-разному | АиФ Краснодар это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предешствует Коляде событие - Карачун (Корочун) - день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды.
Что такое колядки: кратко о святках, истории праздника, обрядах, когда Святки в 2024 Мы идем колядовать, Будем дружно поздравлять!
Колядование на Рождество начнется традиционно вечером 6 января 2024 года Коляда – славянский праздник, который сегодня начинается с Рождества и продолжается до Крещения, то есть проходит c 7 до 19 января.

Когда колядуют, щедруют и посевают в 2022 году, и как это нужно делать

Накануне с наступлением темноты молодёжь ходит из дома в дом колядовать с пением колядок и различными магическими действиями, призванными обеспечить благополучие, урожай и здоровье в наступающем году. В гуляньях или колядках в ночь перед Рождеством участвуют чаще всего молодые люди, которые надевают нарядные красочные костюмы и ходят по домам. Колядующие поют веселые песни под окнами соседей и просят вкусное угощение или пару монеток. Считается сто колядуют 6 на 7 число, а щедруют с 13 на 14 вплоть до раннего утра 14, дальше не нужно, святые вечер в и светлые силы помогают людям в это время, в другие дни не нужно в дом не проникли темные силы, мороки,потому что зимнее время. Вооружась Вифлеемской звездой и умилительными Христославными колядками, вкупе с праздничными тропарями, они ходят по Валааму, поздравляют и радуют жителей острова, за что часто собирают заслуженный оброк в виде подарков и конфет.

Традиции празднования Коляды

Когда ходят колядовать. Многие называют колядки «магическими формулами». Считается сто колядуют 6 на 7 число, а щедруют с 13 на 14 вплоть до раннего утра 14, дальше не нужно, святые вечер в и светлые силы помогают людям в это время, в другие дни не нужно в дом не проникли темные силы, мороки,потому что зимнее время. Самая главная цель колядующих – прославить Рождество, поздравить хозяев дома и пожелать доброго урожая и благополучия в семье. — Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря".Это имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца.

Когда колядуют в России в 2024 году

Весь этот цикл праздников символизировал плодородие, надежды на жатву и веселье. Во время январских календ, — особенно в ночь на новый год, — целые толпы мимов, аргиров и т. Церковь христианская, не одобряя языческого празднования календ и нового года, в противовес им установила торжественное празднование Рождества и Крещения, и новый год был перенесен на 1-е марта; в церковных песнях и выражались христианские идеи. Но народ, приняв христианские песнопения и праздники, не оставил прежних, языческих. Отсюда началось смешение языческих и христианских понятий, сказавшееся и в колядских песнях того времени IV-ХII вв. Так песни колядские стали обозначать не только новогодние, но и рождественские песни, песни святочные. От греков и римлян колядские песни были занесены странствующими мимами в другие страны Европы.

Под влиянием их всюду образовались свои собственные колядские песни на местном языке с тем же почти содержанием — у французов noels , немцев Weihnachtslieder , англичан carols , испанцев villancicos , в Италии они назывались pasturelles и т. По большей части колядские песни распевались пастухами, прославлявшими Христа пением своих любимых песен, затем за сочинение колядок стали браться поэты; в Италии в XIV-XV вв. В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература. История коляды в России подобна истории ее в Европе. Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы.

С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день. Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам. В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху — коляду.

В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» — девицу, приносящую счастье от празднования в этот день церковью св. В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. Все эти слова происходят от одного — усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz — рассветать, auzra, — утренняя заря, по-славянски утро из «устро».

Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года Даль.

Эти традиции полностью укладываются в логику жизненного цикла Солнца и приходятся ровно на то время когда Солнце находится в самой «старой» своей ипостаси. Андрей Клименко. Предпраздничная ночь накануне Коляды была одной из самых мистических и страшных в году. Аналогично тому, как перед Купальской ночью согласно преданиям пробуждается Скипер-Зверь и злые духи с нечистью попадают в мир Яви, так и перед празднованием Коляды навьи объявляются, чтобы помешать рождению Бога Молодого Солнца. Светило «умирает» в ночь зимнего солнцестояния, чтобы с рассветом родиться вновь.

Вот почему многие представления ряженых на Коляду содержали мотив смерти и возрождения. Также в ночь перед праздником разжигали огромные кострища, которые должны были гореть на протяжении двенадцати дней. Вокруг костров водили хороводы, пели, танцевали и прыгали через пламя, как по одному, так и парами. Такие прыжки носили названия «огненных чистилищ». Коляда костры - фантазия нейросети Kandinsky Колядам предшествовал длинный шестинедельный пост со строгими ограничениями в еде и поведении. Поэтому праздник ожидали с большим нетерпением.

В Сочельник не ели до позднего вечера, пока на небе не загоралась первая звездочка. Уже после этого на стол выставляли разные кушанья, среди которых обязательным блюдом была кутья, сваренная из зерен пшеницы с медом, маком, орехами и сухофруктами. Праздничное угощение символизировало плодородие и изобилие. Также готовили много мясных блюд, в особенности из свинины. Из напитков подавали узвар, овсяный кисель, пиво. Каждый член семьи должен был преломить круглый хлеб.

Во время январских календ, — особенно в ночь на новый год, — целые толпы мимов, аргиров и т. Церковь христианская, не одобряя языческого празднования календ и нового года, в противовес им установила торжественное празднование Рождества и Крещения, и новый год был перенесен на 1-е марта; в церковных песнях и выражались христианские идеи. Но народ, приняв христианские песнопения и праздники, не оставил прежних, языческих. Отсюда началось смешение языческих и христианских понятий, сказавшееся и в колядских песнях того времени IV-ХII вв.

Так песни колядские стали обозначать не только новогодние, но и рождественские песни, песни святочные. От греков и римлян колядские песни были занесены странствующими мимами в другие страны Европы. Под влиянием их всюду образовались свои собственные колядские песни на местном языке с тем же почти содержанием — у французов noels , немцев Weihnachtslieder , англичан carols , испанцев villancicos , в Италии они назывались pasturelles и т. По большей части колядские песни распевались пастухами, прославлявшими Христа пением своих любимых песен, затем за сочинение колядок стали браться поэты; в Италии в XIV-XV вв.

В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература. История коляды в России подобна истории ее в Европе. Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы.

С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день. Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам.

В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху — коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» — девицу, приносящую счастье от празднования в этот день церковью св.

В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. Все эти слова происходят от одного — усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz — рассветать, auzra, — утренняя заря, по-славянски утро из «устро».

Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года Даль. Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца.

Как только на небе появляется первая звезда, следует посмотреть на неё и подумать о самом сокровенном — считается, что оно обязательно осуществится. Когда нужно колядовать в 2020 году У традиции колядовать на Рождество и Святки глубокие корни: изначально обычай Коляды был связан с языческими верованиями славян. Торжество было посвящено Даждьбогу, и обрядовые песни прославляли бога Солнца. С приходом на Русь христианства традиция колядовать осталась, но видоизменилась — в обрядовых песнях начали славить Христа. Празднование Коляды у древних славян было чем-то схоже с тем, как уже позже отмечали Рождество. Накрывали пышный стол, а перед этим — убирались в доме и вымывались в бане. Праздник было принято встречать во всём новом и чистом.

Отдельно готовились наряды для колядования. Традиция колядовать сохранилась и сегодня — в основном, практикуют обычай в сельской местности. Колядовать ходили в ночь с 6 на 7 января, и в течение всего периода Святок. Издавна считалось, что отказывать колядующим и не пускать их на порог — плохая примета.

Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать

Где коза ходит — там жито родит, Где коза хвостом — там жито кустом, Где коза ногою — там жито копною, Где коза рогом — там жито стогом. Колядовщики могли собрать столько угощений, что их приходилось возить на телеге, — так сильно каждый хозяин хотел улучшить свой достаток в наступившем году. Посевание Как уже говорили раньше, обряд посевания проводили по утрам дети, которые обсыпали дома и их хозяев зерном и желали благополучия, а хозяева угощали посевальников. Молодое поколение интересуется аутентичной культурой.

Например, в нашем фолк-проекте «Гать» трое из пяти участников моложе 25 лет. Много молодёжи в московских ансамблях, в Санкт-Петербурге есть молодёжный центр «Палата ремёсел» — он открыт для всех петербуржцев в возрасте от 14 до 35 лет, желающих заниматься традиционной культурой. В других городах-миллионниках — Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре — тоже немало фольклорных коллективов, средний возраст участников которых меньше 25 лет.

Впрочем, интерес к традиционной культуре проявляют не только члены фольклорных ансамблей и их близкие: на этномероприятия приходят люди всех возрастов и с разным культурным багажом.

Колядующие вместе с песнями приносили в дома особую атмосферу праздничного веселья. Многие из древних колядок гармонично вписываются в светлые Рождественские дни, в которые мы славим родившегося Спасителя Мира, а некоторые сохраняют откровенно языческий смысл, поэтому христианам, собирающимся идти колядовать, нужно быть внимательными. Жители Валаама тоже не чужды этой старинной доброй традиции. Братский хор обычно разучивает разные Рождественские колядки, чтобы спеть их на праздничной трапезе — всем во утешение. А местные жители, сестры и дети бывает колядуют и в более классических вариантах. Вооружась Вифлеемской звездой и умилительными Христославными колядками, вкупе с праздничными тропарями, они ходят по Валааму, поздравляют и радуют жителей острова, за что часто собирают заслуженный оброк в виде подарков и конфет. На Руси Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. В допетровские времена существовал обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого Крещения.

У колядок есть одна важная особенность.

Виноградова Людмила Николаевна. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2009. Опубликовано 5 сентября 2023 г. Последнее обновление 5 сентября 2023 г.

Связаться с редакцией.

Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина. С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи т. Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках. Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Святки на Руси. О традиции празднования святок Хулиганство, освященное традицией Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью ячменную кашу с медом и изюмом , вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами. Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила.

Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами ». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог. Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл.

Рождество Христово и Святки в 2025 году

Положительным ответом хозяева зазывают в дом все хорошее. Для колядок нужна компания из минимум трёх человек, один из которых будет «звездарём», который несет звезду, второй же назначается на роль «мехоноши», он будет носить мешок для угощений. Кстати: Если православные христиане приходят в дома, чтобы спеть традиционные славящие Христа колядки, в этом нет ничего плохого: в некоторых храмах для прихожан в честь праздника также иногда поют рождественские колядки учащиеся воскресной школы или церковный хор, а иногда и духовенство. Если же колядующие выбирают демонические костюмы или исполняют песни, далекие от славления Рождества Христова, то от подобного рода времяпрепровождения стоит держаться как можно дальше.

Отвечает Маргарита Ковынева , автор портала «Культура. РФ» Колядки были важной частью древнего фольклора.

В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету. Колядованием называют старинный обряд: на Святки , Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги. Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора.

Еда на Коляду Колядам предшествовал строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении.

Поэтому праздник ждали с большим нетерпением. Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина-кутьи с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную постную кутью, затем богатую щедрую , третья кутья снова была постной водяной. На столе также были блины, квас с грибами, рыба, овсяный кисель и каша. С наступлением темноты молодые люди переодевались в костюмы и с песнями-поздравлениями обходили по порядку все дома.

Эту традицию чтут и сегодня. Заходя в дом, колядующие поют: Коляда, коляда.

Ответ священника: протоиерей Здравствуйте! Колядки - это народная традиция, а в традициях искать какую-то единую норму всегда сложно. Тем более, что и о происхождении колядок ученые до сих пор спорят. Об этом как раз рассказывает мой собрат протоиерей Игорь Фомин. Есть традиция колядовать с вечера 6 до утра 7 января, но проблема в том, что с этим сложно совместить ночное богослужение в честь Праздника Рождества Христова. Рождественский Сочельник, 6 января, — это последний день Рождественского поста, в который мы и не едим до появления первой звезды, это время концентрированной молитвы и ожидания Праздника Рождества Христова.

Традиции празднования Коляды

Коло — это у нас уже зрелое, спелое солнце в полной своей силе и мощи, а вот коляда — это маленькое, новое солнышко, как новорождённый ребёнок. Именно этим словом и обозначали древние славяне приход нового солнечного цикла, ведь светило в их понимании росло, от чего росла и продолжительность самого дня. Поэтому ничего христианского в этом празднике изначально не было. Просто с приходом христианства, церковь всячески пыталась искоренить старые, языческие верования. Для этого самым удачным оказалось не утверждение новых, совершенно чуждых славянскому народу праздников, а переделка привычных уже языческих ритуалов, под христианские реалии. Таким образом, симбиозные праздники не вызывали в людях отторжения и подсознательно воспринимались очень спокойно. Со временем, если выражаться современным языком славяне «втянулись» и стали забывать о своих прежних верованиях и традициях.

Вот так Коляда и колядование вдруг стало Рождеством и христианским песнопением. Все упростилось ещё и тем, что празднование Коляды у древних славян совпадало с рождением Иисуса Христа. Именно поэтому если сегодня у кого-нибудь спросить, что такое колядки, то вам непременно ответят, что это рождественский ритуал. Память с поколениями угасала, вот и результат. Насколько это плохо, или хорошо решать конечно нужно каждому для себя самому, автор в этом видит просто закономерность — старое всегда сменяется новым. Наши предки представляли Коляду ребёнком.

Пол особенно не выделяли, так, как в целом для новорожденного ребёнка половая принадлежность особо не играет никакой роли. Это просто первозданная стихия жизни. Уже после, набирая силы и взрослея, определяется направление внутренней энергии. У древних славян солнечная энергия всё же трактовалась, как мужская энергия. Кстати, есть один очень немаловажный и интересный факт: на старых новогодних открытках, очень часто художники изображали маленького мальчика, который летел куда-то ввысь. Вот здесь можно проследить дожившее до нас представление о рождении солнца мальчика, который поднимается в небо.

Это символ нового года. На самом деле, таких подсказок очень много, просто нужно уметь их видеть и читать. В старину бытовало верование, двадцать пятого декабря в старину этот месяц называли Студень , рождался Коляда, красивый, солнечный мальчик, которого захватывала ведунья зима, и обращала его в волка. Отсюда следует и название холоднейшего из зимних месяцев, февраля — Лютый. Наши предки верили, что лишь после того, как Коляде удастся снять с себя волчью шкуру, и после того как она сгорит в огне, явится Колядушка людям в полном блеске своём и силе. Так же верили, что во время Святок, солнце, одетое в пёстрый сарафан, да с кокошником на голове, в разрисованной вознице с вороным скакуном, уезжало навстречу весне и лету.

Конечно, это немного странно, если учесть, что солнце представляли в виде мальчика, а тут вам и кокошник, и сарафан. Возможно допускалась двойственная природа солнечной энергии: женская и мужская. Такое убеждение выглядит весьма правдоподобным, хотя автор не может и это утверждать, так, как опять отсутствуют всякого рода исторические аргументы. Во время празднования Коляды, было принято приносить в жертву козу. Вообще с этим животным у древних славян отдельное, особое отношение. Колядующих сопровождала коза, но это было не животное, а его тотемное изображение, в виде переодетого в козью шкуру юноши.

Этот юноша должен был быть настоящим заводилой, петь песни, больше всех веселиться и танцевать. Считалось, что именно присутствие козы на дворе могло отпугнуть злые силы, и души умерших. Согласитесь, весьма странно и необычно, ведь в целом мире именно коза и козёл считались животными самого дьявола. Их приносили в жертву, совершая тёмно магические ритуалы. Изображения этих животных и вовсе нагоняли на всех страх. А у нас козы наоборот, имели самое позитивное значение, и могли принести в дом урожайность и достаток.

Сам обряд колядования проходил с большим шумом, все веселились и радовались. Было принято петь, танцевать, одним словом, делать всё, чтобы достойнее отметить столь яркий день. Дарили подарки, не скупясь и не зажимаясь. Всё самое лучшее было принято отдавать колядникам, а уж они после всё собранное съестное добро отправляли на общий стол. А там уже и водочка шла в обиход, чарки наполнялись до краёв, но это не значило, что празднование перетекало в безумную вакханалию. Нет, пили ровно столько, сколько было нужно чтобы как следует согреться в эту холодную, зимнюю ночь.

Затем начинали играть на разных музыкальных инструментах. Любили участники пиршества так же играть в разные игры. Наиболее любимой игрой, которая сумела сохраниться до нашего времени является так называемая «Женитьба Терёшки». Главным условие этой игры было то, что в неё нужно было играть только ночью. Всё действо происходило в самом большом и самом богато убранном доме.

Обычно праздник Коляды знаменовал собой процесс зимнего солнцестояния, которое происходило 22 декабря.

Но в народе, обычно праздник отмечали на несколько дней позднее, на ночь с 24 декабря по 25. Дни, предшествующие этому празднику, считались очень опасными, так, как по верованию древних славян именно в эти дни, колесо года размыкалось, и перед рождением и восходом нового солнца, образовывалась трещина и проход между всеми мирами. Этим могли воспользоваться души умерших, бесы и прочие злые создания. Они могли устремиться на землю. В это время было необходимо совершать всякие специальные обряды, гадания и ворожбу, дабы защитить себя и свои семьи, а также домашний скот, так, как злые духи не найдя брешь в человеческой душе могли войти и в тело животного, и наворотить множество бед. Особенно большая опасность грозила беременным женщинам, так, как проникнуть в тело ещё не рождённого ребёнка для духов было проще всего.

Обычно перед Колядой праздновали и другой, не менее важный праздник — Карачун. Это был день, который символизировала окончание предыдущего года, после чего следовал новый цикл солнца, то есть новый год. День перед празднованием Коляды, называли первым Святочным вечером. Вообще Святочные вечера были отведены специально для гаданий и ворожбы. После первого вечера, люди праздновали Коляду, которая не относилась к Святкам. После праздника, следовало ещё пять вечером, когда гадания продолжались.

В итоге, всего Святочных вечеров было ровно шесть, и они символизировали тёмную половину года, когда солнце теряет свою былую силу. Вслед за такими вечерами, приходили святые дни, которые знаменовали светлую половину года, те шесть месяцев, когда силы и энергия солнца были в самом зените. Самым важным ритуалом во время празднования Коляды — это было зажигание нового огня. Древние славяне гасили в поселении все существующие очаги огня. Это символизировало смерть старого солнца, и его цикла. В этот самый миг, землю окутывал мрак и злые силы как никогда становились сильнее.

Необходимо было зажечь новый огонь, для того чтобы изгнать порождения Навьего мира обратно в их измерение. Новый огонь символизировал рождение нового, весеннего солнца, которое начинало набирать силы. В старину и вовсе на вершинах холмов, вокруг поселения разжигали огромные костры, которые должны были кольцом окружить деревню и не позволить тёмным силам проникнуть в неё извне. Существовал также обычай зажигать огромное колесо и поднимать его ввысь. Это было своего рода ритуалом рождения нового солнца. Древние славяне верили, что таким образом они помогают новому светилу подняться на небо.

Так для наших предков начинался цикл нового года. Неотъемлемой частью празднования Коляды являлось ритуальное песнопение — Колядование. Оно сопутствовало всем Святочным вечерам, но наиважнейшую роль играло колядование накануне самого празднования Коляды. Сам обряд проходил следующим образом: люди, которые называли себя колядовщиками, выворачивали свою одежду и шубы наизнанку, таким образом они словно принимали образ выходцев из Навьего мира. Это считалось весьма страшным явлением, так, как духи умерших и прочие существа сумеречного мира являлись для живых людей непонятными, а всё что непонятно, то и страшно. Только вдумайтесь насколько большой смысл вкладывался в выворачивании одежды.

В этом, казалось бы, совершенно простом ритуале скрывалось всё таинство жизни и смерти. Одежда выступала в роли человеческой души, которая за порогом смерти, лишаясь телесной оболочки приобретала другую, вывернутую форму. Можно только поражаться, как древние славяне улавливали такие тонкие понятия и передавали их, даже в самых простых вещах. Автор ещё раз поражается и восхищается духовной просвещённостью наших предков. Колядовщики ходили группой по всему селению и заходили в каждый двор. Они должны были спеть особые, ритуальные песни.

В начале они пели о том, словно строили новый мир для человека. Это совершенно неудивительно, так, как с наступлением нового года необходимо было построить мир заново. Колядовщики пели о Древе жизни. На его верхушке гордо восседал орёл и он являлся олицетворением мира богов. В самом низу древа, у самых коней была щука, и она выступала в роли символа Навьего, то есть загробного мира. Для того, чтобы привлечь в свой дом благодать и процветание, хозяин в чьём дворе и пели колядовщики, должен был одарить их дарами.

Обычно в роли таких даров выступали разные блюда. Чем богаче были дары, тем больше удачи сулил новый год и «новый мир». После того, как колядовщики получали дары, они пели уже для защиты хозяина дома и его домочадцев, от всяких хворей и злых сил. Если кто-то скупился на дары, то колядовщики могли спеть и песни, которыми они могли привлечь множество бед на голову жадных хозяев. Иные и вовсе боялись, что их двор обойдут стороной, поэтому людей, занимающихся колядованием пытались всячески задобрить и очень уважали.

Об этом как раз рассказывает мой собрат протоиерей Игорь Фомин. Есть традиция колядовать с вечера 6 до утра 7 января, но проблема в том, что с этим сложно совместить ночное богослужение в честь Праздника Рождества Христова. Рождественский Сочельник, 6 января, — это последний день Рождественского поста, в который мы и не едим до появления первой звезды, это время концентрированной молитвы и ожидания Праздника Рождества Христова. И, на мой взгляд, это совершенного не совместимо с посещением домов и пением песен, иногда сомнительного содержания. Чисто практически ради того, чтобы спокойно помолиться на ночном богослужении, днем и вечером намного полезнее отдохнуть, да и просто выспаться, чтобы были силы. Лично для меня обряд колядования вызывает серьезное неприятие и я не поддерживаю его совершение, тем более, 6 января.

В этот день, когда светило поворачивалось от зимы к лету, и световой день начинал увеличиваться, наши предки восхваляли Коляду — молодого сына Даждьбога в образе младенца или крепкого юноши со светлыми волосами и мечом в руках. Этот божественный ребенок олицетворял молодое Солнце и символизировал начало нового годового цикла жизни. Таким образом этот праздник знаменует собой поворот, уход от всего старого, отжившего, и приход всего сильного, молодого и нового. Коляда — это очередное и вечное возвращение света, возрождение и торжество Солнца над Тьмою. После солнцеворота начинался длительный период празднеств и гуляний, продолжавшийся порядка 2 недель. Вероятно, в древности каждый день был наполнен собственной обрядовой частью и смыслом, но сейчас эти знания утеряны и сохранилась лишь информация о достаточно продолжительном сроке гуляний колядкИ, святкИ, святочные гадания и проч. Поэтические воззрения славян на природу, Том 3. Максим Кулешов. Коляда Напрашивается вывод, что христианское Рождество не случайно день в день совпало с этой датой. По факту и там и там — это Рождение нового Бога, только раньше им считалось Солнце, а в христианстве образ стал персонифицированным, связанным с конкретным человеком. Именно поэтому католическое Рождество приходится в точности на эту дату, в то время как православное — в силу особенностей юлианского календаря, который в меньшей степени привязан к астрономическим явлениям, сместилось вперед на 7 января. Однако, по так называемому «старому стилю» православное Рождество по-прежнему отмечается 25 декабря. То есть 7 января общегражданского григорианского календаря в церковной системе юлианский календарь «называется» « 25-м Кстати, в настоящее время 25 декабря православная церковь отмечает день Спиридона Тримифунтского, который в народе именовался Спиридон-солнцеворот. Как встречали канун праздника В преддверии празднования Коляды, славяне погружались в период подготовки, который не сопровождался громкими торжествами. Это было время для завершения всех начатых дел, погашения задолженностей и разрешения конфликтов. В более поздние времена эта идея завершения нашла отражение в дне Николая Чудотворца по народному — Никола зимний, приходившийся на 19 декабря , когда распродавались остатки лишнего хлеба, а старшие представители семей собирались на «никольщину» — своеобразные стариковские пиры-братчины. Эти традиции полностью укладываются в логику жизненного цикла Солнца и приходятся ровно на то время когда Солнце находится в самой «старой» своей ипостаси.

Можно ли детям колядовать и когда лучше это делать?

И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Колядовать в России принято в канун Рождества Христова и в этом году колядников стоит ждать вечером в пятницу 6 января 2023 года. Колядовать ходят в Рождество, с 6 на 7 января. Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать. – В старину во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые песни, которые называли «колядками». Представление о том, как правильно на Рождество колядовать (щедровать) и что нужно говорить хозяевам, может сильно отличаться в зависимости от конкретного региона и местных обычаев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий