Новости когда появился термин украина

1. Как и когда появилось слово «Украина»? Термин «Украина» первоначально появился как обозначение приграничных, окраинных территорий как Руси, так и Польши. это в 20-ые-30-ые годы в УССР. Запишитесь на Бесплатный вебинар "День открытых дверей": чего всё же произошло название «УКРАИНА»?

ЧТО ТАКОЕ УКРАИНА - РАЗ И НАВСЕГДА !

К жителям Западных областей Украины, входивших в состав Австро-Венгрии, термин «украинцы» пришел позднее всего – в начале XX века. Откуда пришли на территорию современной Украины евреи Первые евреи на будущей территории Руси появились ещё в I-II веках. К жителям Западных областей Украины, входивших в состав Австро-Венгрии, термин «украинцы» пришел позднее всего – в начале XX века. Термин «Украина» первоначально появился как обозначение приграничных, окраинных территорий как Руси, так и Польши.

ЧТО ТАКОЕ УКРАИНА - РАЗ И НАВСЕГДА !

Когда появилось названия Украина ^ Термин Украина, или Креси, означающий "окраины" или "пограничные земли", впервые был использован для определения восточной границы Польши в Речи Посполитой.
Где и когда появились первые украинцы. Перед читателем ИССЛЕДОВАНИЕ происхождения слова «украина» и история становления его польским топонимом Ukraina для обозначения страны казаков.

История Украины — особенности, происхождение и интересные факты

В русско-литовских договорах XV в. В договоре двух рязанских князей 1496 г. В отношении московско-крымской границы с конца XV в. В 1571 г. Наряду с «татарскими украинами» существовали также «казанская украина» и «немецкая украина».

Документы конца XVI в. В российском законодательстве XVII в. Понятие это — крайне широкое: «…в Сибирь и в Астрахань и в иные дальние Украинные городы». Наряду с ней существовала и Слободская Украйна Московского государства.

В польских источниках королевских и гетманских универсалах упоминаются «замки и места наши Украйные», «места и местечки Украинные», «Украина Киевская». Малороссия и Слободская Украйна в российском законодательстве четко разделялись: «Малороссийских городов жители приезжают в Московское государство и в Украинные городы…» 2. Как именовали жителей пограничных украин? В Ипатьевской летописи под 6776 1268 г.

В польских документах с конца XVI в. В таком именовании не было никакого этнического оттенка. В документах также упоминаются «Украинские ратные люди» и «Украинные места» Крымского ханства. Жители Руси по-прежнему именовали себя русскими, так же их именовали и иноплеменники.

В польских и русских источниках того же времени называются «церкви Русские» в Луцке, «Духовенство Руское» и «релия [религия, вера] Руская», а также «народ наш Руский» тут же — «обыватели тутейшие Украинные» , «Русин», «Люди Рускiе», «Руские люди». В тексте Гадячского договора Выговского с Польшей говорится о населении Украины как о «народе Руском» и «россиянах». Подданные Московского государства именовались так же: «Руские люди», «твои великого государя ратные люди, Руские и Черкасы». Где и как впервые стало употребляться слово «украинцы»?

В Московском государстве «украинцами» изначально называли воинских людей пограничников , несших службу на окской Украйне — в Верхнем и Среднем Поочье — против крымцев. В марте 1648 г. Слово «украинцы» думный дьяк никак не пояснял; очевидно, в Москве оно было на слуху и в пояснении не нуждалось. Что оно означало, становится ясно из последующих документов.

Весной 1648 г. В наказе воеводам Буйносову-Ростовскому и Вельяминову от 8 мая, составленном по докладу дьяка Гавренёва, в частности, было сказано: «…в те города воеводам отписать же, чтоб воеводы детей боярских и дворян и всяких служилых людей на государеву службу выслали к ним тотчас». На службе Московского государства в 1648 г. В грамоте 1607 г.

Хорошо известен также думный дьяк Е. Украинцев правильнее: Украинцов; 1641-1708 , подписавший в 1700 г. Константинопольский мирный договор России с Османской империей. В 1694 г.

Емельян Украинцов составил для Разрядного приказа родословную рода Украинцовых, в соответствии с которой основателем фамилии был рязанский дворянин середины XVI в. Фёдор Андреев сын Лукин по прозвищу Украинец; его отец был «испомещен на Рязани», то есть несколько восточнее вышеупомянутых городов окской Украйны, в результате чего и могло возникнуть отличительное прозвище «Украинец», а затем и фамилия «Украинцовы». Скорее всего, Федор Украинец не был личностью мифологической: именно его внуки упоминались в книгах 1594-1597 гг. Сама окская Украйна формировалась еще для обороны от ордынцев и приобрела особое значение с начала XVI в.

В 1492 г. Против крымцев в 1507-1531 гг. В 1541-1542 гг. В Повести об Азовском сидении «украинцы» упоминаются в том же смысле «ево государевы люди украиньцы», «воеводы государевы люди украинцы», «ево государевы люди руские украинцы».

Жителей Малороссии «украинцами» не называли. Например, в Двинской летописи под 1679 г. По мере продвижения на юг российской границы слово «украинцы» с Поочья распространяется и на пограничных служилых людей Слободской Украйны. В 1723 г.

Петр Великий упоминает «Украинцов Азовской и Киевской губерний» — украинных служилых людей, в том числе и со Слободской Украйны. При этом он четко отличает их от «Малороссийского народа». В 1731 г. Анонимный автор «Записки о том, сколько я памятую о Крымских и Татарских походах», участник похода 1736 г.

При Елизавете Петровне из «Украинцов» формировались полки Слободской ландмилиции. В 1765 г. В 1816-1819 гг. Когда и в каком смысле слово «украинцы» впервые стало употребляться в Малороссии?

Грушевский приводит цитаты из 2 донесений коронного гетмана Н. Потоцкого от июля 1651 г.

Например — река Амур считалась «украинной рекой»; 9.

Отдельные территории Сибири, Российской Федерации, на которых ранее проживала народность дауров монголоязычный народ, который в настоящее время проживает в северной части Китая ; 10. Соловецкое сельское поселение, Приморского муниципального района, Архангельской области, Российской Федерации; 11. Территории, расположенные около современного города Смоленск, Смоленской области, Российской Федерации; 12.

Отдельные территории современной Республики Молдова. Таким образом, любому адекватному человеку умеющему критически мыслить и делать логические выводы понятен тот факт, что слово «украина» до самого начала XX века использовалось сугубо в качестве географического топонима, а не в качестве «названия» для некого «государства древних, гордых и великих украинцев». Дамы и господа!

Именно из-за наличия обильного множества «украин» всего лишь 300-400 лет назад, — поляки и литовцы всегда уточняли, какую именно «украину» они имели в виду: «Казачью», «Татарскую», «Смоленскую» или «Московскую»! Так, например, Матвей Стрыйковский в своей знаменитой «Хронике» от 1582 года оставил следующую запись: «... Поэтому король, собрав наемников из Польши, Чехии и Моравии, отправил их в Пруссию.

Помочь разобраться в этом вопросе могут другие хронологические близкие летописные упоминания Украины. Под 1189 г. Вероятно, уточнение какая именно Украина имеется в виду, сделано для того, чтобы читатель не спутал с упомянутой выше по тексту Украиной Переяславской. Обычно вину за их возникновение возлагают на диаспорную историографию, но это не вполне верно. Этот вывод подтверждается тем, что под 1213 г. Перечисление относящихся к ней червенских городов пограничных с Польшей говорит само за себя. В Псковской I летописи под 6779 1271 и 6851 1348 гг. В Польше пограничную с Тевтонским орденом Добринскую землю Добжинская земля, польск.

Аналогичное значение окраина имели словенская Крайна герцогство Крайна с 1364 г. Близким по смыслу к славянской «крайне» является каролингское слово «marchio» марка, пограничная область , от которого, в частности, произошло название «Danemark» Дания, Датская марка. Словенская Крайна, в частности, граничила с Фриульской маркой Карла Великого. Переяславский князь Владимир Глебович сражался на северной окраине Дикого поля с его хозяевами-кочевниками. Поэтому его преждевременную кончину, согласно данным летописи, оплакивали на южном пограничье. При этом и точная дата этого упоминания, и его точные территориальные рамки остаются предметом дискуссий. Что же касается оценок личности самого Владимира Глебовича Переяславского, то тесные связи князя, с которым связано первое в истории упоминание Украины с рюриковичами северо-восточной Руси, прямые потомки которых станут Великими князьями Московскими, не может не смущать националистически настроенных украинских историков. Поэтому они пытаются изобразить его как едва ли не «первого украинца» порвавшего порочные северо-восточные связи и вернувшего Переяславское княжество в орбиту Киева.

Так, согласно Федаке нападение Владимира на Северскую землю было связано не его сугубо феодальным конфликтом с Игорем Святославичем, а далеко идущими планами Всеволода Большое гнездо, который стремился «максимально ослабить Северщину, вырвать ее из сформировавшейся тогда системы украинских земель, сделать сателлитом Владимиро-Суздальщины». Однако после того, как северский князь был разбит половцами они обрушились на самого Владимира Глебовича, и тот осознал всю пагубность своих антиукраинских действий в интересах сына основателя Москвы. Якобы именно этот судьбоносный выбор был главной исторической заслугой князя, которую по достоинству оценили современники, оплакав всей Украиной. Достаточно сравнить эти выводы с приведенным летописным текстом, чтобы убедиться в их полной несостоятельности и спекулятивности. Доктор Федака совершенно произвольно употребляет искусственный термин Украина-Русь, неизвестный источникам той эпохи, пытаясь выдать его за ту самую Оукраину Ипатьевской летописи. Естественно никакой системы украинских земель и их обороны в XII веке не существовало. Противоречит историческим фактам и вывод о переориентации Переяслава с Владимира на Киев.

Он напомнил, что в ходе восстания Богдана Хмельницкого на Украине землевладельческий класс уничтожили, а когда в конце 17-го начале 18-го веков шел процесс образования новых землевладельцев, то беднейшие казаки и крестьяне попадали к ним в сильную экономическую зависимость, и «демократией», «казачьей вольницей» там и не пахло. Документы 18 и 19 веков показывают полную интеграцию малороссийской интеллигенции в ткань российской империи. А когда процент архиереев-выпускников Киево-Могилянской академии из числа малороссов оказался слишком высок, был специальный указ выпущен, чтобы выбирать священнослужителей «не только из малороссиян». Образование на медицинском факультете там шло не на польском или украинском - на русском языке. Все они указывали вероисповедание — православное, родной язык — русский, национальность - русский...

Кому и зачем понадобилось «изобретать» Украину?

Вот так весь мир впервые узнал о существовании окраины польского королевства под названием «Украина». Оригинал взят у skeptimist в Эволюция термина «Украина»: от имени нарицательного до этнонима На протяжении XII – XVI вв. термин «украина» особых изменений не претерпел. Оригинал взят у skeptimist в Эволюция термина «Украина»: от имени нарицательного до этнонима На протяжении XII – XVI вв. термин «украина» особых изменений не претерпел.

"Не было в истории человечества": Путин напомнил историю появления Украины

Польский летописец, писавший о Хмельницком восстании в 1660 году, объяснил слово «Украина» землей, находящейся на окраине Польского королевства. Он использовался для территории среднего Днепра, контролируемой казаками. Позже термин Украина использовался для обозначения Гетманщины земель по обе стороны Днепра, хотя это не стало официальным названием государства. С ростом национального самосознания значение этого термина возросло, и он стал восприниматься не только как географическое, но и как этническое название. В 1830-х гг. Их деятельность была запрещена российскими властями, а соратники, включая Тараса Шевченко , были отправлены в ссылку, но идея получила признание. Его также подхватили Владимир Антонович и Хлопоманы «крестьяне-любовники» , бывшие польские шляхтичи в Восточной Украине, а затем «украинофилы» в Галичине , в том числе Иван Франко.

С тех пор Дикое поле ассоциировалось с половцами и опасностью. После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина 1880 г. Это было интересное княжество. Многие князья пограничных древнерусских княжеств добровольно переходили на сторону Литвы. К слову, литовские князья вели себя, как бы мы сейчас сказали, толерантно, "старины не рушили" и разрешали "русинам" жить по своим законам и обычаям а законом была "Русская правда". А еще к слову, Великому княжеству Литовскому современные украинцы обязаны формированием украинского языка. Княжества эти оказались исторически отделены от Северо-Восточной Руси, их население говорило на западнорусским языке с элементами как раннеукраинской, так и раннебелорусской речи. Западнорусский язык называли руский язык или мова. И здесь юго-западные княжества являются украйной: Древнерусские земли и княжества в составе Великого княжества Литовского Древнерусские земли и княжества в составе Великого княжества Литовского И, естественно, в объединенном по Люблинской унии 1569 года польско-литовском государстве Речи Посполитой. Мало кто знает, что говорили: Рязанская Украйна; Псковская Украйна, и т. Картина 1883 г.

Это было интересное княжество. Многие князья пограничных древнерусских княжеств добровольно переходили на сторону Литвы. К слову, литовские князья вели себя, как бы мы сейчас сказали, толерантно, "старины не рушили" и разрешали "русинам" жить по своим законам и обычаям а законом была "Русская правда". А еще к слову, Великому княжеству Литовскому современные украинцы обязаны формированием украинского языка. Княжества эти оказались исторически отделены от Северо-Восточной Руси, их население говорило на западнорусским языке с элементами как раннеукраинской, так и раннебелорусской речи. Западнорусский язык называли руский язык или мова. И здесь юго-западные княжества являются украйной: Древнерусские земли и княжества в составе Великого княжества Литовского Древнерусские земли и княжества в составе Великого княжества Литовского И, естественно, в объединенном по Люблинской унии 1569 года польско-литовском государстве Речи Посполитой. Мало кто знает, что говорили: Рязанская Украйна; Псковская Украйна, и т. Картина 1883 г. А как именовали себя жители юго-западных княжеств сами? Интересно, что первоначально слово употреблялось только в форме единственного числа, а множественное число слова русин - русь или, позже, русьскыи. Форма множественного числа - русины - встречается не ранее XVI века.

В первоначальной версии на русском языке упоминались "Малороссийский народ", "Малороссияне", "Южно-Русский народ", "Украинский народ", присущий им "дух Русский", а также указывалось, что жители Украины - "Русские". Это слово также встречалось и в более ранних произведениях Кулиша. Например, в повести "Огненный змей" содержалась следующая фраза: "Народная песня для Украинца имеет особенный смысл". Повествование было связано с местечком Воронеж близ Глухова родиной самого Кулиша - на границе с Слобожанщиной и недалеко от мест, где по Марковичу селились потомки казаков. Важно отметить, что в другом труде Кулишом восхвалялись именно "козацкие песни". Представления Кулиша, таким образом, были близки взглядам Максимовича. Однако именно с 1846 г. Кулиш наполняет слово "украинцы" иным смыслом. С февраля этого года то есть одновременно или сразу после появления записки Белозерского он начал печатать в петербургском журнале "Звездочка" свою "Повесть об украинском народе". В ней фигурировали "народ Южнорусский, или Малороссийский" и "Южноруссы, или Украинцы". Автор отмечал, что этот особый славянский народ, проживающий в России и Австрии, и от "севернорусских" отличается "языком, одеждою, обычаями и нравами", а история его начиналась еще с князя Аскольда. Однако употребление слова "украинцы" в этническом смысле в середине XIX в. Оба эти понятия в равной степени не считались самоназваниями. В целом слово "украинцы" как этноним широкого хождения в это время не получило. Примечательно, что один из наиболее радикально настроенных участников "Братства" Т. Шевченко никогда словом "украинцы" не пользовался. С 1850-х гг. Кулиш употреблял его в своих исторических работах наряду с "малоруссами", "южными русичами", "польскими русичами". При этом он отказался от представления "украинцев" как этноса и писал так: "Северный и Южный Русский народ есть одно и то же племя". В частной переписке "украинцы" четко отделялись им от "галичан". Пересмотрев свои прежние взгляды, Костомаров в 1874 г. Ни в Малороссии, ни в Великороссии это слово не имело этнографического смысла, а имело только географический". Филолог М. Левченко на основании собственных этнографических изысканий и в соответствии с мнением Максимовича указывал, что "украинцы - жители Киевской губернии, которая называется Украиною". По его словам, они были частью "южноруссов" или "малоруссов", которых правильнее было бы называть "русинами". В стихотворении П. Несколько позднее в журнале "Киевская старина" было опубликовано стихотворение неизвестного автора "Ответ малороссийских козаков украинским слобожанам [Сатира на слобожан]", в котором для обозначения казаков фигурировало слово "украинцы". Текст стихотворения якобы был найден в глуховском архиве Малороссийской коллегии, он не имел датировки, но был связан с событиями 1638 г. Однако оригинал текста "Ответа" неизвестен, а его стиль позволяет судить, что на самом деле произведение было создано незадолго до публикации. Стоит отметить, что Костомаров, в частности, считал присутствие слова "украинцы" в изданных текстах старых малороссийских песен одним из признаков подложности. Историк С. Соловьев еще в 1859-1861 гг. Толстой в своей сатирической "Русской истории от Гостомысла до Тимашева" 1868 написал о Екатерине II, распространившей крепостное право на Малороссию: "... В отличие от подобного словоупотребления, радикальный публицист В. Кельсиев пользовался этим понятием для обозначения галичан-украинофилов. В географическом значении понятие "украинцы" стало активно употребляться лишь в работах общественного деятеля М. Драгоманова 1841-1895 , публиковавшихся с 1880-х гг. Сперва Драгоманов различал "украинцев" "российских украинцев", "украинцев-россиян" и "галицко-руський народ" "галичан", "русинов" , далее объединил их в "русинов-украинцев". Предками "украинцев" Драгоманов считал полян. Как бы то ни было, в границы "Украинской земли" им включались территории Малороссии, Новороссии без Крыма , Донской и Кубанской областей, Полесья, Галиции и Подкарпатья. Племянница Драгоманова поэтесса Л. Косач-Квитка 1871-1913; псевдоним: Леся Украинка также различала "украинцев" и "галичан" "галицких русинов" , но считала их одним народом. Интересно, что собственное переложение на немецкий язык гамлетовского монолога "To be or not to be?.. Ukrainska" дословно: "От малороссиянки Л. Иными словами, свой псевдоним Л. Косач-Квитка понимала не в этническом, а в географическом смысле жительница Украины. Франко, писавший о едином "украинско-руськом народе", называл себя "русином". В период Первой мировой войны российское военное начальство различало "русинов" галичан и "украинцев", понимая под последними военнослужащих Легиона украинских сечевых стрельцов УСС : "Кременецким полком в районе Макувки взяты 2 русин из батальона Долара. Они показали, что на той же высоте находятся две роты украинцов Сечевиков, у которых некоторые офицерские должности заняты женщинами". Когда началось активное употребление слова "украинцы" в современном этническом значении? Профессор Лембергского Львовского университета в 1894-1914 гг. Грушевский 1866-1934 в своей "Истории Украины-Руси" 10 томов, издавались в 1898-1937 гг. Грушевский активно вводил понятия "украинские племена" и "украинский народ" в историографию Древней Руси и догосударственного периода. Вместе с тем в его "Истории" слово "украинцы" "украинец" употребляется применительно к событиям до XVII в. При этом очень часто упоминаются термины "руський" и "русин", синонимом которых у Грушевского и выступает понятие "украинец". В своей политической деятельности Грушевский и его единомышленники начали активное использование этого слова в еженедельнике "Украинский вестник" выходил в 1906 г. Только в начале ХХ в.

Формирование нации

  • Как украинцы называли себя до того, как появилась Украина — Кириллица — энциклопедия русской жизни
  • Происхождение терминов « Украина» и украинцы.
  • Откуда пошло название УКРАИНА?
  • Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы"

Краткая история Украины: как образовалось государство

С последней трети XVII в. Наиболее ярким документом в данном отношении следует считать "Пересторогу Украины" 1669 г. В отношении всего малороссийского населения применяются понятия "народ рус с кий", "хртiяне русъкие", "русь" ср. Автор текста демонстрирует хорошее знание ситуации внутри Российского государства. Дворецкий неоднократно бывал в Москве и получил там дворянство, именно в 1669 г. Единожды слово "украинцы" в значении казаков употреблено в "Кроинике о земле Польской" 1673 г. Матвееву в 1675 г. Вполне очевидно, что архимандрит употребляет понятие, хорошо известное в Москве, и имеет в виду пограничных воинских людей казаков Украины. В стихах малороссийского поэта Климентия Зиновьева, писавшего во времена Петра и Мазепы, единственный раз были упомянут "Украинец породы Малороссийской" в собирательном смысле , то есть вводилось уточнение, о каких конкретно слободских "украинцах" шла в данном случае речь. Летопись С. Величко составлена между 1720 и 1728 гг.

В документе содержатся следующие фразы: "Не забудь к тому же и того, что мы, войско низовое запорожское, скоро поднимемся на тебя, а вместе с нами встанут и все обабочные украинцы, наша братия, и премногие другие пожелают отомстить тебе за обиды и разорения. В какой час и с какой стороны налетит на тебя вихорь и подхватит и унесет тебя из Чигирина, ты и сам не узнаешь, а поляки и татары далеко будут от твоей обороны". Население Малороссии в целом Величко именовал "народом козако-руським". В Лизогубовской летописи по В. Иконникову - 1742 г. Выходец из известного малороссийского рода Я. Маркович 1776-1804 в своих "Записках о Малороссии, ее жителях и произведениях" СПб. Маркович также называл их "степными Малороссиянами" и полагал, что они произошли от русских или половцев, которые приняли казачий образ жизни; их потомков польский король Стефан Баторий расселил против крымских татар "при обоих берегах Днепра". Он также сообщал, что эти "украинцы", хотя и стали расселяться по Екатеринославской и Новороссийской губерниям, тем не менее составляли особое сословие и не смешивались с малороссиянами. Когда "украинцами" начали называть всё население Украины-Малороссии?

Выдающийся военный инженер генерал-майор А. Ригельман 1720-1789 - обрусевший немец, служивший в 1745-1749 гг. Как уже было сказано, на Черниговщине жили казаки, в отношении которых использовалось именование "украинцев". Ригельман впервые распространил именование "украинцев" на население всей Украины-Малороссии. Понятия "украинцы" и "малороссияне", а также "Украина" и "Малороссия" использовались им как тождественные. Рукопись Ригельмана была хорошо известна историкам и привлекалась к исследованиям в частности, Д. Бантыш-Каменским в его "Истории Малой России" , однако никто из малороссийских историков - современников Ригельмана П. Симоновский, С. Лукомский и др. Польский граф-эмигрант, впоследствии российский чиновник, Ян Потоцкий 1761-1815 издал в 1795 г.

Во введении он привел список славянских народов, среди которых фигурировали "украинцы" или "малороссы" - отдельный от "русских" славянский народ, в древности разделявшийся на 4 племени: полян, древлян, тиверцев и северян. Потоцкий впервые эпизодически использовал слово "украинцы" как этноним. Интересно отметить, что оно фигурирует всего 3 раза, но сразу в двух формах написания les Uckrainiens, les Ukrainiens. По мнению польского графа, русский народ происходил от словен новгородских, а кривичи, дреговичи и бужане влились в состав украинского, русского и отчасти польского народов. Более к украинской теме автор не возвращался, а сама концепция ни в других трудах Потоцкого, ни у его современников развития не получила. Однако почины Ригельмана и Потоцкого восприняты не были. Слово "украинцы" в литературных и политических произведениях до середины XIX в. Харьковский писатель И. Квитка, одесский историк А. Скальковский, а также А.

Пушкин вероятно, вслед за Марковичем и Квиткой именовали "украинцами" малороссийских казаков. В драме " Борис Годунов " 1825 Г. Отсюда видно, что в русском варианте слово изначально имело ударение на второй слог укрАинец , в то время как в польском по правилам польского ударения - на предпоследний украИнец. Использовалось и прежнее петровское значение слова. Декабрист П. Пестель 1792-1826 в своей " Русской Правде " делил "народ русской" на пять "оттенков", различаемых, по его мнению, лишь "образом своего управления" то есть административным устройством : "россиян", "белорусцев", "русснаков", "малороссиян" и "украинцев". Харьковский драматург Г. Квитка Основьяненко 1778-1843 , племянник И. Квитки, в небольшом очерке "Украинцы" 1841 писал: "Народы, населившие нынешнюю Харьковскую губернию, большею частью были украинцы и имели с малороссиянами один язык и одни обычаи, но со времени своего здесь поселения значительно отклонились от них до заметной разности... Рылеев в набросках своей поэмы "Наливайко" 1824-1825 писал: "...

Этот отрывок "Весна" был впервые опубликован только в 1888 г. В 1834 г. Максимович издал в Москве "Украинские народные песни", в комментариях к которым писал: "Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев". Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие "украинцы": по его мнению, так именовались потомки полян - казаки и жители Среднего Поднепровья. Максимович не считал "украинцев" особым этносом.

Речь Посполитая называлась республикой «двух народов», польского и литовского, и это несмотря на то, что православное население составляло порядка половины всех жителей, проживавших в королевстве. Важно отметить, что, несмотря на постоянное изменение границ и разные с какого-то времени церковные организации, чувство единства, объединявшее восточнославянские общества, сохранялось. Новгородские или московские летописцы, когда писали о событиях в Русской земле, обязательно упоминали о территориях, которые сейчас входят в состав Белоруссии и Украины. А население на этих землях неизменно связывало себя с событиями в Московии. Для киевлянина или минчанина того времени житель Московского княжества никогда не был «московитом» — он оставался русским. Например, белорусские летописи или киевские исторические произведения с неподдельной болью описывали события Смутного времени. А в конце XVI века с просьбой о помощи львовское церковное братство обратилось к царю Федору Ивановичу как к своему «природному» монарху. Оно шло в трех измерениях: политическом, социальном и этноконфессиональном. Во-первых, как было уже сказано, население тех времен, проживающее на современных украинских и белорусских территориях, не имело прав, которыми обладали поляки и литовцы. Во-вторых, в конце XVI столетия в Речи Посполитой происходит процесс так называемого второго издания крепостничества. Поставленная в тяжелые условия, православная аристократия постепенно переходила в католицизм. Огинские, Вишневецкие или Острожские княжеские роды полонизировались: впитывали польскую моду, язык, идеологию исключительности — так называемый сарматизм, возводящий происхождение шляхты и магнатов к античным сарматам, что как бы ставило их выше других этнических групп. Оставшиеся православные, за исключением горожан, практически поголовно становились крепостными. Переломным моментом, после которого жители на этих землях окончательно потеряли остатки лояльности польским королям, стала Брестская церковная уния 1596 года. Это волюнтаристское решение короля Сигизмунда III переподчиняло Киевскую митрополию юрисдикции папы Римского и при сохранении восточных обрядов наделяло православных католической догматикой. Возникла новая церковь — Унийная, которая считалась единственно легитимной, а православная иерархия стала вне закона. Религиозный вопрос задевал глубинные чувства православного населения. И это было неслучайно. Как показывают современные исследования, в основе «русской» идентичности в Раннее Новое время лежало представление о собственной «русской вере». Иными словами, быть русским значило быть православным что, кстати, совпадает с представлением о самоидентификации в Московском государстве. Насильственный же переход в Унию воспринимался как процесс «обляшивания», польская власть как бы насильственно полонизировала по сути русские земли. Православное население Речи Посполитой оказалось в безвыходном положении: его права и духовность не могла защитить ни одна местная политически значимая сила. И тогда люди обратили взоры на Москву. Первая просьба о присоединении прозвучала задолго до восстания Богдана Хмельницкого: в 1624 году царю Михаилу Федоровичу написал киевский митрополит Иов Борецкий. В его послании значилось: «Последи же и о нас, русскому твоему племени единоутробному». Несмотря на то что православных иерархов первой половины XVII столетия можно назвать лидерами общин украинских и белорусских земель, они, имея определенный политический вес в королевстве, не обладали, однако, самым главным — военной силой. Ряды православной шляхты таяли на глазах, а магнаты, аналогичные польско-литовским и обладавшие частными армиями, практически все перешли в католицизм. Роль защитников православного населения взяли на себя казаки — специфическое сословие, возникшее на границах Дикого поля. Состоявшее в основном из бежавшего от произвола королевской власти и магнатов украинского крестьянства, казачество, однако, обладало сословной сплоченностью и даже собственной идеологией, считая себя «рыцарством». Выстраивая отношения с Речью Посполитой, казаки периодически переживали длительные периоды лояльности. Так, на исходе Смуты гетман Сагайдачный огнем и мечом прошелся по южным уездам Московского государства. Согласно легенде, сам Богдан Хмельницкий получил наградную саблю из рук короля Владислава IV за участие в Смоленской войне против России. Однако обделенные привилегиями и до определенной степени разделявшие судьбы остального украинского населения казаки постепенно втягивались в вооруженную борьбу против Речи Посполитой: в 20—30-е годы XVII века произошло несколько казацких восстаний, ставших «увертюрой» к движению Хмельницкого. Пожалуй, самое известное из них — восстание Трясило, одного из прототипов гоголевского Тараса Бульбы. Кстати, слова, которые выкрикивает на костре Тарас «Придет время, будет время, узнаете вы, что такое Православная Русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой Царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.. Они действительно соответствуют казацким лозунгам середины XVII века. Это неудивительно: Гоголь был прекрасно знаком с историей, что подтверждает его переписка с известным историком того времени Михаилом Погодиным. Любопытно, что в официальном курсе истории в белорусских учебных заведениях польский период расценивается как «иго». А в современной украинской историографии, наоборот, господствует точка зрения, показывающая положительную сторону нахождения в Польском королевстве. По мнению ряда украинских историков еще со времен Михаила Грушевского, принадлежность к Речи Посполитой позволила украинскому населению войти в европейское лоно народов, получать европейское образование, городам предоставили магдебургское право. Однако это касалось лишь узкой части привилегированного сословия и обусловливалось неприемлемым требованием отказаться от православной веры. Воссоединение с Москвой Процесс отторжения православных от Речи Посполитой привел к тому, что восстание Богдана Хмельницкого оказалось крайне популярным. В считаные месяцы Хмельницкий освободил от польской власти практически всю украинскую территорию от Чернигова до Львова. Только предательство союзника, крымскотатарского хана, создало тупиковую ситуацию, когда ни поляки, ни казаки не могли одержать окончательную победу. Существует некий стереотип распространенный даже в российских учебниках истории , согласно которому Хмельницкий обратился в Москву с просьбой о присоединении только тогда, когда его «прижали к стене», то есть во время непосредственной угрозы поражения. Это неверно: первое письмо с подобной просьбой гетман написал еще летом 1648 года, на пике побед.

Эта толпа, разросшись и увеличившись, составила целый народ, набросивший свой характер и, можно сказать, колорит на всю Украину, сделавший чудо — превративший мирные славянские поколения в воинственные, известный под именем козаков , народ, составляющий одно из замечательных явлений европейской истории, которое, может быть, одно сдержало это опустошительное разлитие двух магометанских народов, грозивших поглотить Европу. И все это до сих пор никем не представлено пред очи образованного мира, тогда как Малороссия давно имела своих и композиторов, и живописцев, и поэтов. Чем они увлеклись, забыв свое родное, не знаю; мне кажется, будь родина моя самая бедная, ничтожная на земле, и тогда бы она мне казалась краше Швейцарии и всех Италии. Те, которые видели однажды нашу краину, говорят, что желали бы жить и умереть на ее прекраснейших полях. Что же нам сказать, ее детям, должно любить и гордиться своею прекрасне[й]шею матерью. Я, как член ее великого семейства, служу ей ежели не на существенную поль[зу], то, по крайней мере, на славу имени Украины. Гессе 1 октября 1844 г. Как верный сын Украины, я решил отозваться на этот призыв и взять на себя временно всю полноту власти. Настоящей грамотой я объявляю себя Гетманом всей Украины. Без Украины нет России. Без украинского угля, железа, руды, хлеба, соли Черного моря Россия существовать не может: она задохнется, а с ней и советская власть, и мы с Вами. Троцкого к курсисткам» [2] Я, например, хотел от них узнать, идет ли этот эшелон и далее, из Белгорода. Мне пришлось подходить к целому ряду вагонов, но ни один из железнодорожников на мой вопрос ни слова не ответил. И только позже, когда я, истомлённый, проходил обратно рядом с этими вагонами, один из них подозвал меня и предупредил, чтобы я ни к кому не обращался со словами « товарищ », а говорил бы «шановний добродiю», в противном случае я ни от кого и ничего не добьюсь. Я поразился этому требованию, но делать было нечего.

В центре конфликта оказались запорожские казаки пограничное войско, действовавшее под началом польского короля. Казачество требовало от Польши привилегий и, не добившись их, начало войну за освобождение во главе с Богданом Хмельницким. Война закончилась подписанием Переяславского договора о вхождении владений гетмана Хмельницкого они тогда назывались Гетманщиной в состав России в 1654 году. Так бывшая польская Украина стала Малороссией. Впрочем, термин «украина» использовался русскими ровно в том же значении, что и поляками. И он никоим образом не подразумевало наличия какого-то особого народа украинцев или украинского языка, отдельного от русского. Польша, проиграв войну за Малороссию, стала стремительно хиреть, раздираемая на части самоуправством магнатов, вольностями шляхты и отсутствием сильной центральной власти. Уже 50 лет спустя, при Петре I, Польша, когда-то всерьез угрожавшая самому существованию России, превратилась в русский протекторат. Но поляки не забыли старых обид. Их интеллектуальный слой начал идеологическую борьбу с Россией, выбрав в качестве одного из главных орудий ни что иное как украинство. Среди поляков вдруг оказалось множество тех, кто всем сердцем болел за родную Украину. Они начали изучать малорусский диалект и писать на нем, но заодно меняли сельских говор, насыщая его иностранными, прежде всего польскими, словами. Задача у поляков была проста - из ничего создать украинский литературный язык, чтобы он мог стать основой для формирования новой нации украинцев. Уже к середине XIX века поляками были достигнуты заметные успехи. В Малороссии выросло несколько поколений людей, которые были убеждены, что относятся к иному, отличающемуся от русских, народу. И пусть их было очень мало - но они были интеллектуалами и, следовательно, формировали видение Украины так, как считали нужным. Тогда же поляками была сфабрикована историческая фальшивка «Украина-Русь», чтобы попытаться связать древнерусское государство с политической химерой украинства. В середине XIX века инициатива поляков была решительно поддержана австрийцами. Именно австрийские власти оказались создателями украинства в том виде, в каком мы его знаем. Причина их решительности была очень проста. После разделов Польши в конце XVIII века в руках Вены оказалась Галиция - те самые земли, населенные русскими, испытавшими наибольшее влияние поляков, где было распространено униатство, а русский язык и культура сохранились лишь у неграмотного крестьянства. К тому моменту австрийцы прекрасно понимали, что Российская империя является их врагом. Мы конкурировали с Австрией за влияние среди славянских народов, и Россия борьбу уверенно выигрывала. Чтобы спасти государство, Австрия сделала ставку на раскол русской нации. Против великороссов должны были выступить малороссы, которым надо было внушить мысль, что они не часть единой русской нации, а отдельный народ - украинцы. На украинский проект были брошены огромные интеллектуальные и административные ресурсы. Украинцы получили немало привилегий - вплоть до создания отдельных украинских полков в армии Австро-Венгрии. На юге австрийцы применили тот же метод, создавая в противовес сербам отдельную нацию босняков. Несмотря на все старания, и Малороссия, и Галиция в начале ХХ века оставались русскими землями. Освобождение Галиции русской армией в 1914 году не вызвало никакого противодействия, наоборот, возвращение Западной Руси под власть русского императора вызвало огромный энтузиазм среди местного населения. Все рухнуло в 1917 году. В условиях, когда русское государство под ударами революционеров погружалось в Смуту, на Украине власть смогли захватить националисты, сплоченные и получавшие щедрую помощь из-за рубежа. Началось быстрое строительство украинского государства. Идея, что Украина - не Россия, приобрела характер доктрины.

Увлекательная история слова "украинцы": поэтапно

Представители рода Homo впервые появились на территории Украины около 1 млн лет назад. Запишитесь на Бесплатный вебинар "День открытых дверей": чего всё же произошло название «УКРАИНА»? 1. Как и когда появилось слово «Украина»? «Оукраинами» («украинами», «украйнами») с XII по XVII в. именовали различные пограничные земли Руси.

Как появилась Украина?

Оригинал взят у skeptimist в Эволюция термина «Украина»: от имени нарицательного до этнонима На протяжении XII – XVI вв. термин «украина» особых изменений не претерпел. 1) Его: "Впервые термин "Украина" в летописях встречается под 1187 годом. Впервые термин "Россия" находим лишь во времена правления Ивана Грозного на 400 лет позже" -лишь отчасти правда. Территория современной Украины в середины 1790-х гг. – 1917. Прогрессивная социалистическая партия Украины (национальной ориентации). Прогрессивная социалистическая партия Украины (национальной ориентации).

Московия, Киевская Русь и пропаганда. Путеводитель по историческим терминам

Как появилась Украина? 1. Как и когда появилось слово «Украина»?
История Украины — особенности, происхождение и интересные факты Разочаруем, ничего такого никогда не происходило, и Украина появилась недавно не то что по историческим меркам, а даже по меркам продолжительности жизни одного человека.
Официальное название Украины — Дикое Поле или Бывшая УССР Украина – колоритная многонациональная страна, обладающая хорошим потенциалом для развития туристического направления.
Термин "Украина" в украино- и русскоязычной Википедиях Что касается термина Украина, впервые появившегося в Ипатьевской летописи за 1187 г., где сообщалось о предпринятом князьями Святославом Всеволодовичем, Рюриком Ростиславичем и Владимиром Глебовичем походе против половцев.
Краткая история Украины (Иван Валерьев) / Проза.ру Прогрессивная социалистическая партия Украины (национальной ориентации).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий