Интересные факты о п Бажове.
145 лет Бажову. Почему автор "Малахитовой шкатулки" стал одним из символов своей родины
Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист и революционер, автор легендарного сборника «Малахитовая шкатулка». Бажов снова был брошен в тюрьму, но казнить арестованных банда не успела — их вышибли из города. Павел Бажов родился 27 января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра.
3 интересных факта о бажове
Начало творческого пути Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста. Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, имели фольклорную основу. Главное произведение писателя Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка» 1939 г. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.
Мать была круглой сиротой, в детстве ее взяли в «барскую рукодельню», где она выучилась плести кружева и вязать; ее кружева и узорчатые чулки пользовались спросом у местных дам, а заработки помогали семье выживать, когда Петр Васильевич сидел без работы. В автобиографической повести «Зеленая кобылка» Бажов описал свое детство в маленьком городке: мальчишки воюют улица на улицу, торчат целыми днями на рыбалке, а возвращаясь домой, получают нагоняй от матери и кусок хлеба от доброй бабушки. Он с ранних лет заслушивался сказками сысертских стариков - в особенности бывшего горного мастера Василия Хмелинина, или дедушки Слышко, о котором Бажов рассказывает в «Уральских сказах». Дедушка работал сторожем дровяного склада при заводе, и он с приятелями бегал в хмелининскую сторожку-караулку на Думной горе слушать истории о старом времени.
Павел Бажов в детстве с родителями Учился в Сысертском земском мужском училище «заводской школе» с 1886 по 1889 год, был замечен и поддержан директором Александром Осиповичем Машуковым. У него была великолепная память: как-то библиотекарь в шутку сказал ему, что второй том Пушкина выдают тем, кто выучил первый наизусть - и Бажов выучил наизусть весь первый том Пушкина. О мальчике услышал ветеринарный врач Смородинцев, который посоветовал родителям отдать сына в Екатеринбургское духовное училище: плата за обучение там была гораздо ниже, чем в гимназии. На первых порах мальчик жил дома у Смородинцева в поселке Верх-Исетского завода, затем перебрался в ученическую квартиру.
В 1890 году семья писателя переехала в поселок Полевской завод в связи с переходом отца на другое предприятие. В духовном училище Павел проучился с 10 до 14 лет, а в 1893 году поступил в Пермскую духовную семинарию. Бажова за красноречие прозвали Ритором. В 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию, но по финансовым обстоятельствам его отец к тому времени умер не смог поступить в университет, а продолжать духовное образование и стать священником не захотел, поступил на работу учителем сельской школы в селе Шайдуриха.
Через несколько месяцев по протекции перешел преподавателем в Екатеринбургское духовное училище, в котором учился сам. Во время революции 1905 года участвовал в маевках и даже был ненадолго арестован. Павел Бажов в молодости В 1907-1913 годах преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище. В 1914 году с началом Первой мировой войны семья Бажовых перебралась на родину жены, город Камышлов.
Там Бажов устроился преподавателем в местное духовное училище. Во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. Собранные материалы пропали во время Гражданской войны. До 1917 года был членом партии эсеров.
Начиная с февральской революции помогал партии большевиков. Был видным деятелем Советской власти в Камышлове и даже городским главой. В Гражданскую войну, стал политработником и редактором газеты формировавшейся в Камышлове 29-ой дивизии. В армии официально вступил в РКП б.
Отступая вместе с дивизией под ударами колчаковских войск на запад, в конце 1918 года оказался в Перми. После разгрома дивизии был арестован колчаковцами, но смог сбежать из тюрьмы, пробрался в Камышлов. Узнав, что его семья под наблюдением контрреволюционеры его не забыли , в начале 1919 года отправился в Омск, где выданная ему подпольем явка оказалась пустой. После некоторых скитаний с поддельными документами на фамилию Кирибаев он подслушал в Каинске разговор о нехватке учителей в школах уезда и к февралю смог устроиться земским учителем в глухой томской деревне Бергуль.
Там он организовал из недовольных колчаковщиной партизанский отряд. В июле под фамилией Бахеев перебрался в Семипалатинскую губернию, в город Усть-Каменогорск. Участвовал в подполье, сотрудничал с партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной повстанческой армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. После проведения схода командиров краснопартизанских отрядов в ноябре 1919 года в селе Васильевка объединил их в одну силу.
После установления советской власти в Усть-Каменогорске 15 декабря 1919 года и вступления в город повстанческой крестьянской армии М. Козыря и рот из объединенного отряда «Красных горных орлов», Бажов, выйдя из подполья, стал организовывать новый Совдеп. Какое-то время сохранялось двоевластие: в Народном доме заседал новый Усть-Каменогорский совдеп, а в бывшем управлении 3-го отдела Сибирского казачьего войска был штаб армии Козыря. Бажов передал информацию в Семипалатинск.
Во второй половине января 1920 года в Усть-Каменогорск прислали три полка регулярных сил Красной Армии. Козыревская армия рассеялась фактически без боя, сам он бежал. Именно Бажов, действовавший тогда под псевдонимом Бахеев Бахметьев , организовал подавление подготовки восстания во главе с Козырем. Во вновь образованном Ревкоме занял пост заведующего управлением народного образования, заведовал также профсоюзным бюро.
Попутно стал редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем местной газеты «За власть советов». Вместе с ним работали будущие известные писатели Волков и Анов. Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника.
В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. Калашникова в городе прошел Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразверстке. Осенью 1921 года перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов.
В конце 1921 года вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака , где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. В 1923-1931 годах работал в областной «Крестьянской газете». В 1924 году вышла первая книга очерков «Уральские были». Создание сказов т.
В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий на тему: «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно-пролетарского фольклора». Вскоре было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале»: сбор материала поручили В.
Изображение из книги М. Батина «Павел Бажов» Под впечатлением от крестьянских рассказов Бажов начал заниматься литературой. Свои повести он отсылал в журнал «Товарищ Терентий», названный так в честь рабочего, изображение которого печатали на обложке. В «Товарище Терентии» иногда публиковался даже Маяковский, но главным образом другие свердловские литераторы. Обложка советского литературно-художественного журнала «Товарищ Терентий» В мае 1924 года в журнале появилось девять бажовских очерков «Из недавних уральских былей». Это были первые фрагменты будущего сборника «Уральские были», который стал предвестником «Малахитовой шкатулки». Там Бажов как бы делился на два персонажа: Бажова-писателя и Бажова-мальчика, который сам появлялся в некоторых рассказах как действующее лицо. Сборник реалистических рассказов о дореволюционной жизни рабочих тепло приняли на Урале, но знаменитым писателем Бажов тогда не стал.
В 1929 году Павел Петрович отправил в журнал «Наши достижения» очерк «Потерянная полоса», в котором рассказывалась история выжившего из ума старика-кулака Михайлы, чья жена и невестка ушли в колхоз. Втайне от автора очерк отправили Максиму Горькому в Сорренто. Тот вернул текст обратно, добавив со свойственным ему энтузиазмом несколько десятков правок карандашами разных цветов. Бажов был несколько огорчен, но не удивлен. В середине 30-х отдел Бажова в газете распустили, а сам он вернулся к партийной работе. В 1930 году Павел Петрович опубликовал свою первую и последнюю книгу о современных ему событиях — «Пять ступеней коллективизации». Тогда же была создана книга о крестьянском коммунистическом полке «Красные орлы», названная «Бойцы первого призыва». В 1934 году, когда создавался Союз советских писателей, Павел Петрович в него не вступил: ему казалось, что писателем себя он называть не может, потому что не умеет писать стихи. Считая себя бесталанным поэтом, он любил Маяковского, знал Блока и других поэтов Серебряного века. Начитанность и хорошее чувство слова позволяли Бажову писать отличные рецензии.
Под разгромными статьями он подписывался как Чипонев — «читатель поневоле» Но вообще задачу литературной критики Бажов видел не в том, «чтобы бить и добивать, а в том, чтобы поправлять и исправлять». В 1936 году Бажов поступил в Литературный институт на заочное отделение. В письме приемной комиссии он назвал себя автором «продукции летописного порядка», которой он сам был свидетелем, и пояснил: «Настолько я все-таки грамотен, чтобы сознавать свою литературную беспомощность… поэтому хотел бы систематизировать обрывки своих литзнаний по отделению прозы». Это писал человек, к тому моменту уже выпустивший несколько десятков книг разной тематики. Индустриализация и «Девка Азовка» «Собирайте ваш фольклор, изучайте его» — с таким призывом Максим Горький выступил на Первом съезде советских писателей в 1934 году. В это же время в газетах стали появляться высказывания Маркса и Энгельса о сказках — оказалось, создатели марксизма читали братьев Гримм, изучали героические саги и вообще не осуждали мифотворчество. До этого же, замечал Бажов, «всякая сказка была в загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к поповщине». В 1930-х годах советской власти сказки стали необходимы: миф имперской России был разрушен, а на его месте за двадцать лет еще не появилось ничего нового. К тому же в стране шла индустриализация, которая лишала исконно заводской Урал его идентичности. Бажову нужно было создать новую версию истории, привлекательную и поддерживающую, но такую, которую можно было легко масштабировать на всю страну.
Произошло идеальное совпадение автора и темы: Бажов считал, что историю Урала раньше рассказывали неправильно Потом, в сказе «Шелковая горка», он подчеркивал: «Всякий, кому понадобится о заводской старине рассказать, непременно с нашего завода начинает. Случалось мне, читывал. Не одна книжка про это составлена. Одно плохо, — все больше про хозяев заводских Демидовых пишут. А ведь тут много зорких глаз да умелых рук требовалось. Немало и смекалки и выдумки приложено, чтоб демидовское железо на славу вышло и за границу поехало. Знаменитые, надо думать, мастера были, да в запись не попали». Первый сказ Бажова «Девка Азовка» был опубликован в 1936 году. Времени заниматься целым сборником у Бажова не было — но уже через год ему помогло несчастье: 25 января он был исключен из партии по доносу в цитировании врагов народа и уволен из редакции. Выживать Бажовым приходилось за счет огорода и небольшой зарплаты свояченицы.
Тогда Павел Петрович начал писать первые сказы, восстанавливая по памяти истории деда Слышко. Уже через год, 27 января 1938 года, Бажова восстановили в партии — его доносчик сам попал под репрессии.
Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог.
Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат. Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф.
От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил.
Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации.
Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд.
Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова.
Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был.
Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка.
Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое.
Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману.
Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит.
Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников».
Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован.
Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток.
Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди.
В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена.
Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М.
Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца.
Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват.
Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка».
Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова.
Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом.
Сам М. Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум. Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора?
Владимир Павлович [Бирюков, ураловед, фольклорист, исследователь] ответил, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так, рабочего фольклора нет? Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им «Дорогое имячко».
Сказ не вошел в сборник, поскольку Блинова посчитала его уж слишком авторским, а вскоре Блинова и Бирюков рассорились окончательно — Елизавета Максимовна уволилась из издательства, и второй предполагавшийся том так и не вышел. Но начало сказам было положено, а вскоре «Дорогое имячко» и ряд других появились в печати — в журнале «Красная новь». Художник Детгиза Вл. Лебедев, прочитавший их в рукописи, был буквально очарован — и увез их в Москву.
Бажов был в литературе все еще персоной нон грата, так что сказы были опубликованы под псевдонимом П. Вокруг сказов разгорелся литературный скандал: что это — «фэйк-лор» или попытка «зачерпнуть из народного источника» и получить гонорар? И вот во время своего вынужденного затворничества Бажов, без оглядки на кого бы то ни было, писал свои сказы так, как душа велела. Первое чтение «Хозяйки Медной горы» прошло дома, под зацветшей липой, 16 июля.
Это была серебряная свадьба Бажовых — и вечером, за скромным праздничным столом, чуть конфузясь, Павел Петрович принес тетрадку и прочитал своим домашним сказ, посвятив его жене. Всего в этом своем «великом сидении» Бажов написал 14 сказов. Это был совершенно другой, ни на что не похожий Урал. Здесь рядом с людьми постоянно присутствовали добрые или неблагие хранители мест, горные хозяева, сторожи кладов и вся та порою кромешная жуть, порою — покровители и защитники, превращающие Урал в место силы.
Здесь тяжелейший барский гнет ничего не мог поделать с изначальной внутренней свободой гения, а веселые мастера ни в чем не уступали бессмертным духам Урала. В легендах оживала и другая, альтернативная история этих мест, «стары люди», разбрасывающие золотые слитки, казацкий атаман Ермак и его лебедушка-невеста, запертая в горе красавица, вечно оплакивающая своего мертвого жениха, в ожидании, пока родится поколение, свободное от жажды наживы… «Малахитовая шкатулка» открывала для людей такую родину, за которую не жаль было и умереть.
Вселенная Павла Бажова. Как уральский писатель создал самоцветный мир сказов
На том же месте. Сказ напечатан в сокращённом варианте в сборнике «Уральские были», Свердлгиз, 1951 год, под заголовком «Сложный химический процесс» Надпись на камне. Впервые опубликован в свердловской газете «Всходы коммуны», 1940 год Орлиное перо. Опубликован 21 апреля 1945 года в газетах «Уральский рабочий» и «Красный боец». Входит в группу сказов о Ленине Приказчиковы подошвы. Первоначальное название — «Рудяные вихорьки». Впервые опубликован в сокращённом варианте в газете «Красная звезда» 19 октября 1947 года Серебряное копытце.
Первая публикация — альманах «Уральский современник», кн. Впервые опубликован в «Московском альманахе», 1939 год Солнечный камень. Задуман в 1941 году. Опубликован в сборнике «Ключ-камень» Свердлгиз, 1942 Сочневы камешки. Впервые опубликован в газете «Литературный Урал» 22 февраля 1943 года. Герой сказа — русский мастер Иван Бушуев Тараканье мыло.
Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий» 1941 год, март Травяная западёнка. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий», 1940 год Хрустальный лак. Впервые опубликован 12 июля 1943 года в газете «Литературный Урал». Принадлежит к группе «озорных» сатирических сказов, высмеювающих заграничных проходимцев, стремящихся поживиться за счёт русских богатств Чугунная бабушка. Опубликован впервые 8 февраля 1943 года в газете «В бой за Родину! Шёлковая горка.
Напечатан впервые 7 ноября 1947 года в газете «Уральский рабочий». Посвящён русским мастерам-новаторам Широкое плечо. Советский исследователь Р. Гельгардт установил, что П. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель «отвергал все, что было не в пользу России, Урала, не в интересах простого народа» [21] [21]. Примеры таких трактовок [21] : Ерофей Марков — житель уральского села Шарташ сказ «Золотые дайки» ; Ермак — выходец с Урала сказ «Ермаковы лебеди» ; Получение асбестовой пряжи и месторождение асбеста около Невьянска открыла крепостная девушка сказ «Шёлковая горка».
Влияние сказов на уральскую фольклористику[ править править код ] Сами сказы не являются фольклорным материалом. Исследователь В.
Никита Бажов: Он, мне кажется, не любил об этом говорить. Не бывает ничего на пустом месте. Почему память о Павле Петровиче хранится так долго? Очевидно, потому, что не только его родственники были, так скажем, о нем хорошего мнения. Он был мудрым человеком. И есть же огромная переписка, когда ему пишут молодые писатели, а он пытается им помочь, причем без всякого назидания... Никита Бажов: Несомненное счастье Павла Петровича Бажова в том, что он "где родился, там и пригодился".
И не просто пригодился, а стал одним из символов своей родины. Бажов - один из тех немногих писателей ХХ века, удостоенных собственной энциклопедии. Бажовская энциклопедия Екатеринбург: Издательский дом "Сократ", 2007 - "РГ" помимо алфавитной словарной части, содержит летопись жизни и творчества Бажова, его родословие, словарь устаревшей и диалектной лексики сказов, огромный изобразительный материал. Бажов стал центральной фигурой для литературы Урала на многие годы вперед. Какого бы уральского писателя или поэта мы ни взяли, в каждом без труда можно найти что-то такое, что мы можем называть "бажовским". Самый яркий недавний пример: пермяк Алексей Иванов, возродивший горнозаводскую мифологию, сумевший сделать ее актуальной и интересной для современного читателя.
Означает ли это, что новому поколению Бажов уже «не по зубам»?
Многие реалии, которыми так насыщена «Малахитовая шкатулка», из нынешней жизни ушли. Вместе с ними ушли и обозначавшие их слова. Да, чтение сказов сегодня требует филологического и культурологического комментария, но оно того стоит. И, к счастью, для этого есть «Бажовская энциклопедия». Мы ведь не стесняемся заглянуть в словарь, если не понимаем какое-то иностранное слово, которое пришло к нам вместе с новыми реалиями с Запада. Точно так же полезно заглянуть в диалектные словари, узнать, как раньше говорили люди на той земле, где ты живешь. А слова-то у Бажова какие вкусные, образные!
Современная лексика точная, логичная, но часто скучная, обезжиренная. Павел Петрович и есть тот самый народ, который не только сочинил, но и записал свои сказы, памятуя о легендах и преданиях, услышанных в детстве и юности от жителей Полевского, Сысерти, других горнозаводских поселков. Фольклорный в истоках материал Бажов в лучших своих сказах поднял на уровень художественного совершенства, подобно тому, как Данила-мастер превращал самоцветные камни в произведения искусства. И теперь мы имеем возможность убедиться, что искусство возникает из недр самой жизни — в прямом и переносном смысле. После того, как с самой высокой трибуны прозвучали директивные слова о Маяковском, что он «был и остается крупнейшим поэтом советской эпохи», его наследие, по выражению Пастернака, стали вводить насильно, как картофель при Екатерине II. И тем самым отвадили от Маяковского читающую публику, хотя это идеальный поэт для юношества. Наряду со своими сказами автор «Малахитовой шкатулки» интересен и своей судьбой, своей личностью.
Для меня важна такая категория как творческое поведение, когда мы соотносим жизнь писателя с его творчеством: как он выглядит, как себя ведет за пределами письменного стола. В этом смысле и внешний облик, и биография Павла Петровича абсолютно совпадают с содержанием его литературных трудов. Согласитесь, Бажову очень идет его борода, как шла она другому нашему мудрецу — Льву Толстому. Чтобы написать сказы, для этого самому надо было быть средоточием векового опыта, мудрости. Писателем Бажов стал в 60 лет, первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в свет в 1939 году. А до этого он окончил духовное училище и семинарию, учительствовал, воевал в гражданскую, работал газетчиком, пережил партийную опалу. А после того, как благодаря своим сказам стал орденоносцем, лауреатом Сталинской премии, депутатом Верховного Совета СССР, он продолжал жить жизнью обычного человека, в чем свердловчане могли убедиться, заглянув на улицу Чапаева, в дом семьи Бажовых.
Памятник окружён цветником. Авторы: проект художника-архитектора К. Топуридзе, скульптор П. На пьедестале памятника символическое изображение каменного цветка.
Монументы Бажову П. В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвящённый писателю. В честь П. Образы из сказов П.
Бажова — Каменный цветок и Хозяйка медной горы в виде коронованной ящерицы — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы. К 120-летию писателя, в 1999 году учреждена Премия имени П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге.
Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя
Этот неопровержимый факт, как считал Бажов, говорил лишь об одном – нет и никогда не было никакого «уральского языка», а существует смесь различных говоров единого русского языка, горячо писателем любимого. Главная» Новости» Бажов юбилей 2024 для детей. Жизнь Павла Бажова трудно разделить по простейшему черно-белому принципу: после радости – неприятности, негатив обязательно сменяет позитив и т.п. Биография знаменитого писателя состоит из малоизученных периодов, или полос, по выражению самого Бажова. русский советский писатель, журналист, краевед, живший в Екатеринбурге.
Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество
Воспоминания о Павле Бажове» «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов начал печатать сказы в журналах в середине 1930-х. В 1939 году вышел сборник «Малахитовая шкатулка», в нем были опубликованы авторские произведения по мотивам рабочего фольклора. Изначально книга состояла из 14 сказов. Затем Бажов дополнил его произведениями из циклов «Сказы об оружейниках» и «Сказы о немцах». В некоторых из сказов повествование ведет вымышленный рассказчик, дедушка Слышко. Его прототипом стал сторож заводского склада Василий Хмелинин, который рассказывал Бажову много историй.
В речи дедушки Слышко автор использовал много диалектизмов и профессиональной лексики горных рабочих. Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница. В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западенка», «Малахитовая шкатулка». Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь.
Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Волосы ее Бажов описывает так: «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые.
Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь». Малахитница в сказах могла показаться в виде ящерицы с короной, а иногда герои слышали только ее голос. Однако Хозяйка горы не сводится на роль только пособницы, соучастницы, хранительницы собранного кладов. Нет, она распоряжается не кладами, а «земельными богатствами», и распоряжается самостоятельно.
Редактор отказался их печатать, называя «фальсификацией фольклора». От разгромной статьи первые сказы Бажова спас Демьян Бедный. В 1933 году по ложному доносу Бажов исключен из партии. Семья Бажовых живёт очень бедно, спасаясь натуральным хозяйством. В самые трудные дни жена Бажова вынуждена обменять на муку обручальные кольца.
Родившийся на Урале, Бажов черпал вдохновение в богатых устных традициях и фольклоре региона, создав серию очаровательных и волшебных сказов, в которых реальность сочетается с элементами фэнтези. Творчество Павла Петровича получило широкое признание во всем мире, а его произведения по-прежнему продолжают очаровывать читателей своим образным повествованием и глубокой связью с культурными корнями России. Предлагаем прочитать 50 занимательных, удивительных, необычных и интересных фактов о Павле Бажове. Интересные факты про Бажова Павла Петровича 1. Павел Петрович Бажов родился 27 января или 15 января по юлианскому календарю 1879 года в поселке Сысертский завод ныне город Сысерть , Российская империя. Мать Павла, Августа Стефановна Осинцева, была домохозяйкой, а также занималась шитьем и плетение кружев на заказ. Все свое детство Павел Бажов провел в Сысерти. В период 1886—1889 годы Бажов учился в Сысертском мужском земском училище, которое окончил одним из лучших учеников. У Павла Петровича была отличная память.
Ходит легенда, что однажды Бажов пришел получить книгу Пушкина в библиотеке, а библиотекарь в шутку сказал, что выдаст ее только если Павел выучит наизусть целую книгу. Он решил принять вызов и выучил книгу Пушкина наизусть. Из-за смены работы отца в 1890 году Павлу Бажову из Сысерти пришлось переехать в поселок Полевской завод. Первый учитель Павла Петровича Бажова, Александр Осипович Машуков, восхищался знаниями ученика и всячески его поддерживал, а после окончания трех классов земского училища содействовал поступлению мальчика в Екатеринбургское духовное училище. После окончания Екатеринбургского духовного училища Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию. У Павла Петровича в то время было большое желание поступить в университет, но по финансовым обстоятельствам он не смог этого сделать. После окончания духовной семинарии Бажов работал школьным учителем в селе Шайдуриха, а спустя несколько месяцев перешел преподавать в Екатеринбургское духовное училище. У Павла Петровича Бажова были революционные взгляды.
Бажов презентация 5 класс. Павел Петрович Бажов о нем. Особые черты личности Бажов Павел Петрович. Сказы п п Бажова. Рассказ про Бажова 4. Рассказы п. Краткая биография Бажова. Факты о Бажове. Факты о Павле Бажове. Цитаты Бажова. П П Бажов автобиография. План по литературе 5 Бажов Павел Петрович. Творчество п п Бажова. Презентации о п. Бажов биография презентация. Павел Бажов презентация. Павел Петрович Бажов биография для 5 класса. Павел Бажов биография 4 класс. Родители Бажова Павла Петровича. Творчество Павла Петровича Бажова детство. Семья п. Биография Павла Петровича Бажова. Бажов Павел Петрович 3 класс. Бажов Павел Петрович годы жизни. Писатель сказочник Бажов. Павел Бажов писатель. Доклад про Павла Петровича Бажова. Доклад про Бажова для 5 класса. Доклад п п Бажов. Сообщение о творчестве п Бажова. Павел Петрович Бажов план для 5 класса. Проект Бажов Павел Петрович 3 класс. Бажов творчество. Интересные факты о жизни и творчестве Бажова. Сообщение о жизни и творчестве п п Бажова. Биография Павла Петровича Бажова 4 класс. Павел Петрович Бажов презентация. Творчество Бажова Павла Петровича. Бажов Павел братья-сёстры. Павел Бажов отец.
Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя
Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове | Интересные факты про П. П. Бажова. Существует множество интересных фактов о жизни этого незаурядного человека. |
Бажов интересно | Самый знаменитый уральский писатель — Павел Петрович Бажов (1879-1950), автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка»! |
Интересные факты о Павле Петровиче Бажове | — Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя. |
Топ-10 интересных фактов о Павле Бажове | Двойственная позиция Бажова объяснялась тем, что в советской фольклористике на какое-то время были утрачены критерии, позволяющие четко отличать произведения фольклора от литературы. |
Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел?
В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие. В 1943 году благодаря этой книге Бажов получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество. Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы. Смерть и наследие Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище. В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей. Имя писателя носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах.
В самые трудные дни жена Бажова вынуждена обменять на муку обручальные кольца. Супруги Бажовы прожили вместе душа в душу 40 лет. Валентина Александровна в свою очередь говорила что любила мужа в последний день его жизни так же сильно, как в день свадьбы. Она пережила супруга на 20 лет, посвятив это время упорядочиванию архивов писателя. В последние годы жизни Валентина Александровна покинула родной дом, чтобы подарить его государству в статусе музея Бажова.
В училище была традиция: на литературных вечерах девушки дарили педагогам цветные бантики. У Павла Петровича таких бантиков всегда оказывалось куда больше, чем у других... Он был красивым, умным, с необычным увлечением — на каникулах ездил по уральским заводам, собирал фольклор. Все эти словечки и истории из его записных книжек самоцветами лягут потом в его «Малахитовой шкатулке»... И к Вале Иваницкой, тихой девушке с длинными косами, был внешне равнодушен. Но, как только Валя получила аттестат, сделал ей предложение. Девушка с восторгом согласилась, и вот: «Преподаватель екатеринбургского епархиального училища П. Бажов, православный, 32 лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой, 19 лет». Первая потеря Кроме фольклора у Бажова еще одно, опасное увлечение. Еще во время учебы в Духовной семинарии он заинтересовался политикой. Примыкал к группировкам анархистов, к эсерам, потом — к большевикам, помогал организовывать забастовки на уральских заводах, состоял в революционном учительском кружке. В 1917 году бросил преподавание и с головой ушел в общественную работу. В это время Бажовы с двумя дочерьми, Ольгой и Еленой, жили в городе Камышлове, с родителями Валентины. Бажов был известным человеком в городе, входил в уездный Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, был комиссаром просвещения. Потом ушел добровольцем в Красную армию, попал в плен, бежал. В маленьком городке все знали, что Бажов — большевик. Белые арестовали всех его родственников, шашками зарубили племянника. Жену и новорожденного сына Бажова положили в нетопленный барак, к больным скарлатиной.
В 1914-1917 гг. В 1917 г. Павел Бажов был избран членом Камышловского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. В том же году вышли его брошюра "Программа трудового крестьянства" и ряд статей в газете "Заря народоправства" под псевдонимом Деревенский. В конце 1917 г. Был участником боев на Урале в ходе Гражданской войны. Зимой 1919-1920 гг. С октября 1920 г. В 1920 г. Усть-Каменогорске ныне - на территории Казахстана , где редактировал газету и заведовал отделом народного образования использовал псевдоним Бахеев. В 1921 г. С 1923 г. В 1924 г.
Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел?
Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. в ней прекрасно передана психологическая атмосфера каждого этапа жизни ее героя). Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью. К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом. Интересные факты из биографии Павла Бажова. Главная» Новости» Интересные факты из жизни бажова.
7 интересных фактов о личной жизни и потомках Павла Бажова
5. В 1930-х годах Бажова дважды исключали из ВКП(б), но потом вновь восстанавливали. Факт 2. В биографии Павла Бажова отмечается, что он проучился в духовной семинарии целых шесть лет. Па́вел Петро́вич Бажо́в — русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. О сказах Бажова критики сразу начали спорить: это он сам придумал или русский народ? Человек позднего цветения, Павел Бажов, стал писателем в 60, а через 10 лет умер.
Бажов интересно
Муравьева «Азов-гора». На гербе города Полевской Свердловской области на фоне зеленого малахитового цветка изображена ящерица в короне — Хозяйка Медной Горы. Ребята путешествовали по сказам П. Бажова и отгадывали достопримечательности города Полевской.
В процессе викторины ребята узнавали что-то новое, поэтому им было интересно и увлекательно. По сказам ребята показали очень хорошие знания.
Труды Павла Петровича Бажова сыграли важную роль в популяризации истории и культуры Урала. Одним из псевдонимов Бажова был Колдунков. Это связано с тем, что с одного из уральских наречий слово «бажить» переводится как колдовать, ворожить, предвещать. Кроме сказов, Павел Бажов также написал несколько серьезных трудов, которые посвящены истории Урала.
В некоторых произведениях Павла Петровича есть упоминания реальных людей, к примеру Ленина. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова входит в список ста книг, которые рекомендованы для самостоятельного чтения школьникам Министерством образования и науки России. Всего Бажов за свою жизнь написал примерно полсотни сказов. У Павла Бажова после войны стало сильно ухудшаться зрение, но несмотря на это, он продолжал свою редакторскую работу и написание сказов. В 1940-годах Павел Петрович находился во главе Свердловской писательской организации. Город Полевской считается родиной сказов Бажова, а на гербе Полевского городского округа изображены цветок и ящерица, которые символизирует образы из нескольких произведений писателя.
Павел Петрович Бажов умер 3 декабря 1950 года в Москве в возрасте 71 года. Причиной смерти стал рак легких. Павел Бажов похоронен 10 декабря 1950 года на Ивановском кладбище Свердловска. Дом семьи Бажовых в Сысерти теперь является музеем, посвященным жизни и творчеству писателя. В 2021 года в городе Камышлов Свердловской области был установлен самый большой памятник Павлу Петровичу Бажову высотой более трех метров. Он сделан из гранита, мрамора и бронзы, а вес составляет больше пяти тонн.
Автор J. На чтение 2 мин Обновлено 11 ноября, 2020 Павел Бажов интересные факты из жизни русского и советского революционера, писателя, фольклориста, публициста и журналиста изложены в этой статье. Бажов интересные факты из жизни Павел Бажов родился на Урале в рабочем посёлке уральских мастеровых. Несмотря на бедность родительской семьи, сумел получить в Екатеринбурге духовное образование.
Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. Женился Павел на своей ученице, в семье родилось четверо детей.
Хмелинина, которые П. Бажов слышал в 1892—1895 годах [19]. Хмелинин Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей» происходил с Полевского завода и выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
Архетипичность образов[ править править код ] Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил: Хозяйка медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от « духа местности ». Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры , знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Великий Полоз — ответственен за золото «он тут всему золоту полный хозяин». Его фигура создавалась Бажовым на основе поверий древних хантов , манси и башкир , уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев.
Фигурируют также многочисленные дочери Полоза — Змеёвки или Медяницы. Одна из них — Золотой Волос — выведена в одноимённом сказе. Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге , персонификация болотного газа , который на Урале и называли «синюшкой». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой её видит Илья — герой сказа « Синюшкин колодец ». Огневушка-поскакушка, «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота связь между огнём и золотом. Серебряное копытце — волшебный «козёл», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет — появится драгоценный камень.
Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла». Земляная кошка — персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа : по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он… имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко». Список сказов в алфавитном порядке [ править править код ] Алмазная спичка. Единственный сказ Бажова, в котором писатель обращается к колхозной жизни.
Посвящён Ленину. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий» 24 января 1944 года. Затем входил во все последующие издания «Малахитовой шкатулки» Васина гора. Опубликован впервые в издании книжки-малышки в 1945 году Свердлгизом Горный мастер. Впервые опубликован в газете «На смену!