Новости что такое святки

Что такое Святки. Святки, или Святочная неделя — это период между Рождеством и Крещением. Если поискать в словарях значение слова «святки», то можно найти такое определение: они означают праздничные январские дни и происходят от слов «святой» и «святить». Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды». Тем, кому интересно подробно узнать «что такое святки?» будет любопытно ознакомиться с нашей статьей.

Народные приметы

  • Кто придумал Рождественские святки?
  • Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января
  • Содержание
  • Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
  • Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать

Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно

Даже если название праздника Семик уже и не упоминается, некоторые основные традиции его в народе продолжают жить. Традиции праздника Семик На картинах, изображающих проводы весны и Зеленые святки, чаще всего присутствуют молодые девушки. На Семик среди подросших девочек проводили обряд кумления. Юные барышни выбирали себе задушевных подруг, учились гадать на суженого. Символ Семика — береза как олицетворение жизненной энергии. Вокруг нее водили хороводы во имя предстоящего хорошего урожая. На дерево повязывали ленты, платки, бусы. Больше праздников Троица: что мы отмечаем на 50-й день после Пасхи Березовыми ветками украшали на кладбище могилы умерших родственников. В некоторых областях в этот день приоритет отдавали поминовению «заложенных» покойников. Сначала поминали их души, а только после этого души своих родственников.

Семик — единственный день в году, когда можно заказывать панихиду по покойнику, которого церковь отказалась отпевать при погребении. При изучении традиции праздника Семик можно вновь обратиться к опыту регионов, накопленному в течение столетий.

Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам».

Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше. Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох. Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение.

Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого. В Нижнеудинском у. Тулуновская вол. Однако нарядиться нечистью с надеванием на лицо «чертовой рожи» считалось здесь, как и во многих районах России, тяжелым грехом, от которого надо было очиститься омовением в «Иордани» — проруби, где на Крещение совершалось водосвятие. Успенский, писавший «О обычаях Россиян в частной жизни», отмечал: «По прошествии Святок, в день Богоявления Господня, простолюдины, а наипаче те, кои в продолжение Святок надевали на себя хари, несмотря на суровость зимы и лютость морозов, купаются...

Такое же отношение к ношению масок, как делу греховному, описано в ряде ответов на программы научных обществ в самом конце XIX в. Местами оно распространялось и на ряженье как таковое. Так, информатор из Костромской губернии, сообщавший, что на Святки рядятся во всевозможные костюмы, подчеркивал, что на Крещение купаются в освященной реке, «чтобы очиститься от греха ряженья». Купанье в «Иордани» считалось здесь необходимым для всех, кто рядился. Маска не была обязательным атрибутом ряженого, как полагали некоторые авторы. Более того, в некоторых местах крестьянская этика запрещала употребление масок при сохранении традиции ряженья. Об этом свидетельствует, например, описание, относящееся к Зарайскому у.

Рязанской губ. Это наблюдения крестьянина с. Верхний Белоомут В. Материал он собрал в 1880—90-х в бывших дворцовых с. Дединово, Любичи, Ловцы, Белоомут и др. Во время Святок девушки наряжались здесь старухами, стариками, солдатами, но маски не надевали, так как это считалось грехом. Таким образом, для части крестьянской молодежи с ряженьем была связана определенная религиозно-нравственная проблема: ношение масок нечисти в первую очередь, а также масок вообще и, наконец, любое переодевание — принятие несоответствующего своей сути образа — воспринималось как грех, требующий очищения в освященной воде.

Молодежь из семей со строгим религиозным воспитанием совсем не принимала участия в карнавальной части развлечений. Ряженые обычно ходили не по дворам, как славильщики, а по домам. Праздничные песнопения и колядки ряжеными, как правило, не исполнялись. Зато ими давалось театральное представление, развернутое в большей или меньшей степени. Обойти стремились дома побогаче; «за потеху» выпрашивали угощенье. Тогда допускались но тоже в определенных рамках озорство, напористость, даже развязность. Человек под маской, да и просто в карнавальном костюме, на время праздничных обходов дворов как бы выводился за рамки обычных норм поведения не только в силу исполняемой им роли, но и на основе традиционного отношения к ряженым, как лицам, исполнявшим некогда особую функцию.

Ритуальный характер этой функции исчез, но обособленность, право на исключительные этические мерки сохраняется за ряжеными и при выполнении чисто развлекательной задачи. Вдруг святочные посиделки в какой-нибудь избе прерывались внезапным появлением ряженых. В этих случаях ряженье могло носить особенно озорной и «отчаянный» характер: вбегали персонажи с рогами, хвостом, помелом. Или вот в Тюменском у. Усть-Ницынского нарядчики ряженые часто причиняли «много хлопот и девицам, и хозяйке вечерки. Например, толпа нарядчиков, почему-либо не благоволящая к известной вечерке, вздумает погалиться поиздеваться над нею: наберет в мешки снегу и придет на вечерку «мукой торговать» , среди комнаты высыплет мешков пять снегу и уйдет, а вслед за этой толпой прибежит другая «с рыбой», то есть со всякой дрянью в мешках, и, подобно первой, оставит ее на полу». В Пошехонском у.

Ярославской губ. Хождение с «конем» означало в этой местности представление по избам сцен с многочисленными действующими лицами. Спектакль имел постоянный традиционный сюжет, но разнообразился импровизацией. В условленный момент в избу входили «полицейские чины», «десятский». Эта новая партия ряженых обвиняла первых в том, что конь уведен цыганами. Теперь наступало время для исполнителя роли цыгана показать свои актерские возможности. В Шуйском у.

Владимирская губ. В таком варианте тоже подбирались постоянные персонажи, что позволяло разыгрывать сцены. Например, «барыня», «горничная» и «цыганка». Участницы обхода пели и плясали. Хождение молодежи на Святки по избам ряжеными отмечено также в Калужской Тарусский у. Широко бытовало на Святки представление молодежью «Царя Максимильяна».

Период святочных дней на Руси назвали «днями без креста», ведь Господь родился, но до 19 января еще не был крещен. Эти дни были наполнены светом и радостью. Бытовало поверье, как Святки проведешь, так и весь год сложится. Из развлечений основными традициями были, и сегодня существуют, ряженье, колядование, щедрование, посевание, гадание, ворожба, песнопения, семейные вечера.

В Святки ходили в гости, собираясь за богатым столом, делились историями и даже читали сказки. Безусловно, в эти дни важно делать добрые дела: приходить к больным, вспоминать своих дальних родственников, помогать пожилым людям, сиротам, подавать милостыню заботиться о тех, кто находится в заключении. Какие слова говорят на Святки друг другу? При встрече с кем-то, кто первый увидел произносил: «Христос родился! Самые важные дни для гадания и загадывания желания на Святки с 6 по 18 января? Волшебными днями Святок считался вечер с 6 на 7 января, 13 января — Васильев вечер, 14 января — Старый новый год, 18 января — Крещенский сочельник. Именно в эти вечера и ночи божественные силы помогают людям. Самыми популярными были гадания на суженного, будущее, желание. Гадать можно в любой вечер Святок, но эти дни особо подходят для осуществления ваших мечтаний. Обряд на 13 января Васильев вечер или Щедровку В целом, колядование связывали с будущим урожаем.

Как всевозможные святочные обряды на урожай. И чем больше денег и сладостей наколядовать, тем больше собрать зерна и плодов. Дети и подростки начинали колядки со своих домов, потом шли к родственникам, а далее обходили все село, за исключением домов, где недавно кого-либо похоронили.

В этот период существует традиция помогать бедным и немощным людям, дарить подарки. Хозяйки накрывают столы, готовят вкусную пищу. Ребята ходят колядовать по домам. Они распевают церковные песнопения тропарь и кондак праздника, а также колядки духовные песенки, посвящённые Рождеству.

Праздник зимние Святки: что это такое, когда начинается и что значит название

Запрещалось на святки что-либо скручивать и связывать, так можно притянуть беды. По примете не стоит в праздники выбрасывать из дома мусор, чтобы не вынести свою удачу. Лучше не убирать со стола на ночь остатки ужина, иначе потом будешь голодать. Не поднимали с пола упавшую ложку. Считалось, что вещи с земли могут налечь порчу. Нельзя мыть посуду сразу после праздничного ужина, потому что в доме начнутся ссоры и скандалы. Нельзя плакать и печалится, иначе весь год таким будет. Запрещалось играть свадьбы, так как счастья в семье не будет.

Старики говорили, что на святки только волки женятся. Не охотились в это время на зверей и птиц. Считалось, что с охотником несчастье случится. Не давали на святки деньги в долг и сами не брали, чтобы не быть должником весь год. Не стоит в праздничные дни надевать старые и грязные вещи — к нищете.

Традиция колядовать и щедровать на Святки тоже сохранилась. Колядуют обычно на Рождество, славя младенца Иисуса, а щедруют на Старый Новый год, то есть 13 января, с пожеланиями благополучия и радости.

Если к вам пришли колядовать или щедровать, обязательно пустите ряженых на порог, угостите чем-то вкусным можно конфетами и мандаринами и если есть возможность, дайте немного денег. Гадания на святки Еще один сохранившийся со времен дохристианской Руси обычай - это гадать на святки. Святочные дни считались наиболее благоприятным для гадания временем, поскольку стиралась граница между миром реальным и потусторонним, то есть можно было просить помощь у духов, чтобы узнать свою судьбу. В основном гадали на то, будет ли хорошим будущий урожай, ожидает ли человека долгая жизнь или смерть, а также на суженого - будущего мужа. Церковь считает гадания грехом.

Высший свет развлекался немного иначе. Одним из ярких событий празднования Рождества традиционно был Святочный бал. На этих балах часто впервые «выходили в свет» юные красавицы. Танцевали мазурку, вальс, польку, полонез; играли в настольные игры, шарады; смотрели представления кукольного театра. Если в период новогодних празднеств император находился в Москве, то главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце. И среди знати, и среди простого народа, как в деревнях, так и в городах, было принято в период Святок собираться вечерами всей семьей, звать родных и друзей на так называемые «святые вечера». Император Александр III заложил традицию посещения рождественских «елок» для офицеров и солдат членами императорской семьи. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался на второй день Рождества в Арсенальном зале Гатчинского дворца, где ставили елку и стол с подарками, а после их раздачи было чаепитие. Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах. В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк. В наши дни многие из этих традиций возрождаются. Рождественские балы проходят во многих городах России и пользуются большой популярностью. Многие музыкальные коллективы и просто группы энтузиастов уже много лет устраивают праздничные колядования, славления Христа и в парках, и на улицах, и в больницах, и в торговых центрах… К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр — святочный, или рождественский, рассказ. В нем непременно есть место чуду — сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств.

Цитаты о святках «Дух Христов, — по замечанию святителя Филарета Дроздова , — не враг благозаконных радостей»; в невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная: шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, как учит св. Иоанн Златоуст , где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно. Слушайте это вы, которые любите смотреть на пляшущих и тем растлеваете свое сердце». В «святые дни» должно усиленнее стараться не отвлекать ума и сердца своего от святых помыслов, чувствований и деяний; а это обязывает каждого устранять себя от всякого шума буйного веселия. Не разгул и шумное мирское веселие делает праздник Христов радостным и приятным для нас, а утешающая душу, услаждающая и веселящая сердце благодать Божья, даруемая свыше лишь тем, которые удаляют себя от всего того, чем оскорбляется любовь Божья, что отвращает от нас благоволительный взор Отца Небесного, чем бесчестится святое и достопоклоняемое имя Христово, чем нарушается святость праздника». Настольная книга священнослужителя.

Что такое Святки?

  • Что еще почитать
  • Праздник зимние Святки: что это такое, когда начинается и что значит название
  • СВЯТКИ | это... Что такое СВЯТКИ?
  • Публикация «Святки на Руси, История и традиции,» размещена в разделах
  • Что такое Святки? Видео - Симбирская митрополия
  • Как можно гадать на Святки?

Святки. Записки этнографа

Если поискать в словарях значение слова «святки», то можно найти такое определение: они означают праздничные январские дни и происходят от слов «святой» и «святить». Обряды на Святки, народные приметы, что можно и нельзя делать в дни Святок, подробнее об этом читайте в материале РЕН ТВ. Что такое Святки и когда их празднуют у православных христиан в 2024 году.

Какого числа начинаются и заканчиваются Святки в 2024 году

Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы». Тем, кому интересно подробно узнать «что такое святки?» будет любопытно ознакомиться с нашей статьей. Святки – это период от Рождества Христова до Крещения Господня. Не напрасно, наши благочестивые предки дали такое название этим дням — Святки; это действительно дни святые, дни святых воспоминаний двух важнейших радостных событий из земной жизни нашего Спасителя — Его Рождества и Крещения.

Святки. Записки этнографа

Когда Русь крестили, то зимние гулянья были приурочены к Рождеству Сына Божьего. Но отказываться от своих привычных традиций славяне не стали. Поэтому в Святках тесно переплелись языческие обычаи и церковные уставы. Народные приметы праздника Хозяйки на Святки накрывали более богатый стол, чем обычно. За ним собиралась вся семья, иногда приглашали друзей. Но за столом вели себя сдержанно.

Считалось, что излишний шум отпугнет удачу и достаток. На Крещение также следили за погодой. Приметы говорят, что теплый день предвещает плохой урожай. Если же в крещенскую ночь будет много звезд, то в следующем году можно ожидать хорошего приплода скота. Какие запреты на Святки нельзя нарушать Славянские праздничные дни были временем для отдыха и развлечений.

Всю работу откладывали.

Время исполнения — первые три дня Рождества включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество , а также в канун и первый день старого Нового года ночь с 13 на 14 января ; канун Крещения. Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок, славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив — требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.

Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое». Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.

Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей. Ольга Кваша. В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом.

Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, которые сочетают в себе как православные, так и языческие традиции. В дни Святок люди обычно колядуют, украшают дом свечками, гадают, заходят в гости, а в школах проводятся воскресные мероприятия. С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Подробнее о истории и значении Святок, традиции и обычаях в эти дни, а также интересных фактах в нашем материале.

Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, которые сочетают в себе как православные, так и языческие традиции. В дни Святок люди обычно колядуют, украшают дом свечками, гадают, заходят в гости, а в школах проводятся воскресные мероприятия. С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение.

Подробнее о истории и значении Святок, традиции и обычаях в эти дни, а также интересных фактах в нашем материале.

Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции

Что такое колядки: кратко о святках, истории праздника, обрядах, когда Святки в 2024 Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными святыми.
Святки: история и христианские традиции - Рождество Что такое Святки. Святки, или Святочная неделя — это период между Рождеством и Крещением.

Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать?

Что делать на Святки Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения — ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам. К Святкам, 6 января, заканчивается Рождественский пост. В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику Рождества Христова , который отмечают 7 января. Как отмечают Святки православные Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода.

Время исполнения — первые три дня Рождества включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество , а также в канун и первый день старого Нового года ночь с 13 на 14 января ; канун Крещения. Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок, славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив — требовали угощений.

Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.

Православие впитало традиционное действо еще до того, как полностью адаптировало праздник под собственные цели. Исторически об этом свидетельствуют двенадцать по некоторым источникам — тринадцать бесед с богословом четвертого века Ефремом Сириным. Каждый раздел своего произведения он приурочил к дням от двадцать пятого декабря до шестого седьмого января. Двенадцать дней торжеств подтверждается проповедями Саввы Освященного и Григория Нисского.

Даже древний кодекс Юстиниана свод римского гражданского права шестнадцатого века имеет указания на выходные дни в этот период. Приметы, сопровождающие эти недели В народе Святки на Руси были исконно народным праздником. Массовые гуляния, символические сожжения чучел, гадания с применением магических амулетов — все это было явно греховным, по мнению церкви. Потому в правилах Шестого Вселенского собора «съезде» высшего духовенства появилось несколько запретов. Вплоть до семнадцатого года двадцатого века в России действовал закон, запрещающий «распевать соблазнительные песни», наряжаться в костюмы, плясать и выкрикивать на улицах в навечерье Рождества».

Но искоренить народные поверья и приметы у церковников не получилось. В самом начале Святок накануне Рождества во время вечерней трапезы следовало как можно меньше говорить, так как бесполезные разговоры якобы сулили пустые амбары в будущем году. Незамужних девок и неженатых парней никогда не садили на угол стола, чтобы они могли найти пару. В святочный период нельзя ничего одалживать. Это касается еды, одежды, инструмента или посуды.

Все, что люди давали тогда друг другу, автоматически считалось подарком, иначе можно было привлечь несчастья. Все двенадцать дней нельзя было охотиться, потому следовало позаботиться о добыче заранее. С самого Рождества и до дня Маланки четырнадцатого января хозяйкам запрещено было мести дом и вообще браться за веник. Только после этого следовало собрать сор и сжечь его на подворье или в месте проводившихся гуляний. Это сулило благополучие и богатство.

Обрядовые элементы 12 дней: символизм праздника По христианской традиции Святки — это время, когда людям следует отправляться в гости к родным и близким, угощать гостей и самим принимать подарки. По сути, это повторение действий волхвов, которые первыми пришли в Назарет, чтобы поздравить Марию с рождением маленького Мессии. В течение двенадцати дней раздавалась милостыня. Даже цари отправлялись в приюты и тюрьмы, чтобы собственноручно помочь нуждающимся и больным. Основные символы Святок Символизмом наполнен каждый день, любой обряд и предмет, используемый для ритуальных действий.

Давайте разберемся, что же означают некоторые из них. Сноп Дид, Коляда, Дидух — главный символ Рождества. Существует легенда, будто в стене конюшни, где рожала Дева Мария, была огромная щель. Ее-то и заткнул Иосиф пшеницей, чтобы младенец не замерз. С тех пор сноп считается священным: он защищает дом от голода, а урожай от заморозков и непогоды.

Более древние верования славян наделяли сноп магической силой. В сплетенные колосья могли вселиться на время праздников умершие предки и провести благодатное время с семьей. Двенадцать блюд — изобилие и достаток в доме. В канун Рождества на стол ставятся постные блюда. Позже и на следующий день угощение становится «скоромным», жирным.

Кутья коливо, канун сочевник — основное блюдо любого святочного стола. Это зерновая каша из лущёной пшеницы, обильно приправленная медом, орехами, маком и ягодами.

Крестьянки д. Братская Орловского у. Останавливаются под окном крайнего дома и спрашивают хозяина: «Кликать ли Таусеньку? Корреспондент Тенишевского бюро, записавший рассказ крестьянок, привел и текст песни — величального характера. После исполнения хозяин выносил хлеб и мясо. Компания молодежи двигалась к следующему дому и так проходила всю деревню.

После обхода дворов участники собирались в одном доме, высыпали из мешков еду и закусывали. Затем начиналось гаданье под подблюдные песни. Здесь мы видим смешанный состав участников, посещение всех дворов подряд и завершение развлечения посиделками с гаданьем. Эти черты не были обязательны для всех колядований. Участники могли разделиться по полу или возрасту. Посещение дворов или домов могло быть выборочным. В селе Шиморском Владимирская губ. Готовиться к таусникам начинали за 2 — 3 дня, а иногда и за неделю.

Девушки готовили затейливые костюмы, а некоторые и маски. Готовились и в тех домах, где были женихи: там хозяйки 31 декабря с раннего утра до позднего обеда пекли лепешки у зажиточных — пшеничные, у бедных — ржаные — собенники. Вечером ряженые девушки толпами появлялись на улицах и пели под окнами каждого дома, где был жених. В песне называли имя той невесты, которая предназначалась ему по мнению, сложившемуся среди молодежи. Постоянные, устойчивые пары в хороводе и особенно на посиделках были явлением распространенным. Выражению коллективного мнения на «таусниках», надо полагать, предшествовал период открытого ухаживания парня. В любом случае эта форма новогоднего обхода дворов давала возможность девушкам выразить свое отношение к предполагаемым брачным парам и оказать определенное давление на позицию старших — родителей. Разумеется, сочетание имен женихов и невест, прозвучавшее во время колядования, становилось потом предметом обсуждения в деревне.

Когда песня заканчивалась, хозяйка дома спешила к девушкам на улицу с решетом, доверху наполненным собенниками. Она одаривала их «за то, что назначали сыну ее невесту по сердцу». Девичий хор переходил к другому дому под громкие удары в железное ведро или «замирающие звуки гармони, или пронзительный писк трехструнной балалайки». К полуночи песни затихали. В Пронском у. Рязанская губ. Фольклорист В. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в 1830—40-х, писал: они «рисуют его как обряд, для проведения которого жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу группы иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и парней.

Колядующие определяли, кому быть мехоношей, то есть носить мешок с полученными подношениями. В отдельных случаях среди колядующих выделялся главарь, руководящий обходом домов». Мехоношей и вожаком могло быть и одно и то же лицо. Деление для колядования на возрастные или половозрастные группы отмечалось и во многих описаниях 2-й пол. XIX в. Особенно многообразные группы славильщиков описаны Г. Куликовским по Обонежью. В первый день Рождества, до обедни, там «ходили славить Христа» только нищие.

Им подавали «коровашки» — хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Следующая группа — «бабы и мужики»: семейные взрослые люди здесь тоже ходили по дворам славить. И только вечером, когда кончался зимний хоровод на улице, шла славить молодежь, парни и девушки раздельно. Они собирались двумя большими толпами, пели праздничные стихири, переходя от дома к дому. Получали за это калачи и крендели. Наконец, девушки ходили еще сверх того петь так называемое «виноградье» от слов припева песни: «Виноградье — красно-зелено» к домам богатых крестьян или служащих: к учительнице, волостному писарю, старшине, фельдшеру, телеграфисту, начальнику военной команды — к тем, кто мог вынести исполнительницам деньги. Все «наславленное», как и деньги, полученные за исполнение «виноградья», передавалось хозяину избы, в которой в эту зиму проводились беседы молодежи. Это была плата за наем помещения.

Такое многообразие групп славильщиков встречалось, по-видимому, сравнительно редко. В большинстве описаний речь идет о молодежи и детях. Иногда упоминается рождественский или новогодний обход дворов или домов только детскими группами. Пожилая крестьянка Е. Виноградова из Иркутской губ. Нижнеудинский у. А в более ранние времена, по ее словам, «старики-бродяги в основном ходили, дети не умели петь. Подавали все больше хлебом, деньгами редко».

На Новый год дети «подпевали» по избам. Им давали по 1 —2 копейке или блин. На Новый год ходили меньше, чем на Рождество. Духовный и величальный характер репертуара колядовщиков славильщики, славцы, окликальщики, окликалы отмечается специалистами на основе обширного материала. Авторы полагают, что «обходный комплекс состоял из хождения с пением христианских гимнов тропарей, кондаков , колядок, духовных стихов — рацей, виноградий». В ряде мест девушки «после пения религиозных песен по просьбе хозяев или по собственному желанию исполняли виноградья, чаще всего в домах, где были жених, невеста или молодые».

В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу. Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер Как украшают дома В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи — их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.

В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток. Константин Маковский. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой В пору Святок было принято гадать о будущем. То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении — приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску.

И пусть такая игра не открывала завесы будущего — в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье. Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду — для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках — как вольных, так и невольных. В ожидании Крестного хода на Богоявление. Автор неизвестен Как отмечают праздник католики Католической церковью этот период именуется Рождественским временем.

Что такое Святки и когда они начинаются? Традиции, гадания на суженого на Святки

Семик (Зеленые святки) 2024: какого числа, история и традиции праздника С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение.
Что это такое – зимние Святки: когда начинаются и что означают, какого числа отмечают праздник В 2023 г. начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января.

«От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси

Заканчивались Рождественские Святки в день Крещения Господня – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). 5 января - 43112967184 - Медиаплатформа МирТесен. Мы поговорим о Святках или Святых Днях — какой смысл несет этот праздник, когда будут Святки в 2022 году, что обычно делают на Святки и какова история происхождения. Что такое Святки, и как это время появилось в нашем календаре? Обычаи и история Откуда к нам пришли Святки Святочный календарь Сегодня 8-е января. Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий