Сражения при доростоле, 971 г. ⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 40Следующая ⇒. Собрав силы, греки восстановили равновесие, и битва продолжилась до глубокой ночи.
БИТВА ПОД ДОРОСТОЛОМ В 971 г.
Чтобы не терять людей, византийцы вернулись в свой лагерь. Вечером Святослав вывел из крепости конницу, а дружина была готова принять бой, но Цимисхий не решился на сражение и русские войска возвратились назад. На следующий день войско русского князя вышло в поле. В пешем строю находились копейщики, выставившие копья и прикрывшиеся щитами. Высокие щиты полностью закрывали воинов, одетых в кольчуги и шлемы. После атаки, которую начали византийцы, завязалась тяжёлая битва. В этой битве погиб Сфенкел - воевода Святослава. Византийский летописец и историк Кедрин сообщил, что русы всю ночь не покидали поле боя, оставаясь на позиции.
Утром бой продолжился, а к полудню Цимисхий послал в тыл русам свой отряд. Чтобы не оказаться отрезанными от городских ворот, русским воинам пришлось отступить в Доростол. Следующей ночью русы вокруг города вырыли глубокий ров. Его назначение состояло в том, чтобы не допустить к воротам осаждающих, препятствовать продвижению и установке осадных машин. Ответом на действия русов было сооружение подобных рвов на всех дорогах, ведущих в крепость.
Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, — того с нас и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова из Руси, собрав множество воинов, пойдем на Царьград».
Дальнейший ход военных операций русскому летописцу неизвестен. По одной из версий, Святослав посылал на Русь за пополнением для своего войска. По мнению некоторых авторов, к Святославу прибыло из Киева небольшое пополнение, так как сам он не уходил за новой дружиной и продолжал несколько месяцев совершать небольшие набеги на византийцев во Фракии. В ноябре 970 года в Византии был подавлен мятеж Варды Фоки, и правительственные войска под командованием Варды Склира вернулись в Македонию и Фракию, где расположились на зимних квартирах. В апреле 971 года император Иоанн Цимисхий лично возглавил поход в Болгарию против не предпринявшего оборонительных мер Святослава. Одновременно с этим 300 судов византийского флота, вооружённые греческим огнем, направились в устье Дуная, чтобы отрезать русам путь к отступлению и помешать подходу подкреплений с левого берега реки. Недостаток сил у Святослава и внезапность нападения византийцев привели к тому, что он не успел принять необходимые меры предосторожности.
Он не занял балканские перевалы, оставил открытым устье Дуная, разделил своё войско, но даже таким образом не смог выделить достаточно сил для прикрытия Преслава. Так главные силы русов находились в Доростоле, а отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе там же находился и болгарский царь Борис II. На рассвете 13 апреля византийское войско построившись «густыми рядами» начало подходить к Преславу. Русы успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава.
Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами. После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от россиян и пристали к римлянам». Лев Диакон утверждает, что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек. По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов. По сообщению Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Победа под Доростолом
Виконт поклонился в знак покорности и учтиво улыбнулся. Анна Павловна сделала круг около виконта и пригласила всех слушать его рассказ. Виконт хотел уже начать свой рассказ и тонко улыбнулся. Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизною плеч, глянцем волос и брильянтов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты. Quelle belle personne!
Как будто пораженный чем то необычайным, виконт пожал плечами и о опустил глаза в то время, как она усаживалась перед ним и освещала и его всё тою же неизменною улыбкой. Княжна облокотила свою открытую полную руку на столик и не нашла нужным что либо сказать. Она улыбаясь ждала. Во все время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка то на свою полную красивую руку, которая от давления на стол изменила свою форму, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла брильянтовое ожерелье; поправляла несколько раз складки своего платья и, когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке. Вслед за Элен перешла и маленькая княгиня от чайного стола. Принесите мой ридикюль. Князь Ипполит перенес ей ридикюль, перешел за нею и, близко придвинув к ней кресло, сел подле нее.
Le charmant Hippolyte [Очаровательный Ипполит] поражал своим необыкновенным сходством с сестрою красавицей и еще более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот — все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение. Из за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал. Он был в темнозеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayee, [бедра испуганной нимфы,] как он сам говорил, в чулках и башмаках. Vicomte [Виконт] рассказал очень мило о том ходившем тогда анекдоте, что герцог Энгиенский тайно ездил в Париж для свидания с m lle George, [мадмуазель Жорж,] и что там он встретился с Бонапарте, пользовавшимся тоже милостями знаменитой актрисы, и что там, встретившись с герцогом, Наполеон случайно упал в тот обморок, которому он был подвержен, и находился во власти герцога, которой герцог не воспользовался, но что Бонапарте впоследствии за это то великодушие и отмстил смертью герцогу. Рассказ был очень мил и интересен, особенно в том месте, где соперники вдруг узнают друг друга, и дамы, казалось, были в волнении.
Виконт оценил эту молчаливую похвалу и, благодарно улыбнувшись, стал продолжать; но в это время Анна Павловна, все поглядывавшая на страшного для нее молодого человека, заметила, что он что то слишком горячо и громко говорит с аббатом, и поспешила на помощь к опасному месту. Действительно, Пьеру удалось завязать с аббатом разговор о политическом равновесии, и аббат, видимо заинтересованный простодушной горячностью молодого человека, развивал перед ним свою любимую идею. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это то не понравилось Анне Павловне. Лицо итальянца вдруг изменилось и приняло оскорбительно притворно сладкое выражение, которое, видимо, было привычно ему в разговоре с женщинами. Осада Доростола Началась осада Доростола, длившаяся 65 дней. Город был полностью блокирован. Ромеи перекопали рвами все дороги, везде была выставлена стража.
К Иоанну почти ежедневно подходили подкрепления. Русы не были готовы к длительной осаде. Запасы продовольствия в Доростоле скоро истощились, и русам приходилось устраивать вылазки, чтобы добыть себе пищу. Скилица сообщает, что одну из таких вылазок в двадцатых числах июля возглавил сам Святослав. Темной ночью, под проливным дождем, 2000 русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой. Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если ладьи русов еще раз покажутся на Дунае.
Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 м без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов. Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения - они были покрыты немалым слоем золота - и подумали, что это сам император.
Тесно окружив магистра, они зверским образом изрубили его вместе с доспехами своими мечами и секирами, насадили голову на копье и стали потешаться над ромеями, крича, что они закололи их императора, как жертвенное животное». Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их. Ободренные этой победой, русы наутро это было 20 июля, по славянскому языческому календарю - Перунов день вышли из города и построились в боевой порядок. Ромеи «также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу». В этом бою русов возглавлял некий Икмор возможно, воевода таврических русов. По словам Льва Диакона, это был «храбрый муж гигантского роста, первый после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них.
Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига [эмира] критян Анемас, воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил мечом в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали». По сведениям Скилицы, среди убитых русов было несколько женщин, переодетых в мужское платье. Ночью русы вышли из города и начали подбирать своих павших воинов. Лев Диакон довольно подробно описал жуткую картину языческих похорон: русы нагромоздили трупы перед стеной, «разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Святослав совещается с дружиной миниатюра из рукописи Иоанна Скилицы Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра [Дуная]».
На рассвете Святослав держал совет со старейшей дружиной о том, что делать дальше. Согласно Льву Диакону, мнения разделились. Одни воеводы настаивали на том, чтобы ночью погрузиться в ладьи и попробовать тайком проскользнуть мимо ромейских кораблей, «потому что невозможно сражаться с покрытыми железными доспехами всадниками, потеряв лучших бойцов». Другие опасались греческого огня и советовали предварительно помириться с ромеями, взяв с них клятву не препятствовать уходу русской флотилии. Скилица пишет, что все высказались за то, чтобы так или иначе прекратить войну. Речи сторонников мира Повесть временных лет передает так: «аще не сотворим мира со царем, а увесть [узнает] царь, яко мало нас есть, пришедшие оступят ны [блокируют нас] во граде. А Русска земля далече...
Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Очень похожую речь князя, обращенную к его воинам, читаем в Повести временных лет где она, правда, предваряет некую небывало победоносную битву Святослава с греками : «Уже нам некамо ся дети [некуда деться], волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжемы костью ту, мертвы бо сорома не имаеть; аще ли побегнем, то срам нам. Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами пойду: аще моя голова ляжеть, то промыслите собою [если меня убьют, то действуйте, как сами знаете]». Слова Святослава воодушевили русов. На другой день к заходу солнца все русское войско вышло из города; Иоанн со своей стороны вывел ромеев из лагеря. Скилица сообщает, что Цимисхий, желая кончить дело без лишнего кровопролития, предложил Святославу поединок.
По знаку своих полководцев ромеи и русы бросились друг на друга. В бою Святослав был тяжело ранен. Согласно Льву Диакону, это случилось так: «Вот уже завязалась битва, и скифы с силой напали на ромеев, пронзали их копьями, ранили стрелами коней и валили на землю всадников. Видя, с какой неистовой яростью бросался Сфендослав на ромеев и воодушевлял к бою ряды своих, Анемас, который прославился накануне убиением Икмора, вырвался на коне вперед делать это вошло у него в обычай, и таким путем он уже поразил множество скифов , опустив поводья, устремился на предводителя росов и, ударив его мечом по ключице, поверг вниз головою наземь, но не убил. Сфендослава спасла кольчужная рубаха и щит, которыми он вооружился, опасаясь ромейских копий. Анемас же был окружен рядами скифов, конь его пал, сраженный тучей копий; он перебил многих из них, но погиб и сам... Издав победный клич для ушей ромеев это были «дикие, пронзительные вопли» , они начали теснить дрогнувшую фалангу ромеев.
Тогда Цимисхий, дабы спасти положение, «созвал приближенных к себе воинов, изо всех сил сжал копье и сам помчался на врагов... Стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов». По-видимому, русы совсем уж сильно прижали ромеев, ибо им срочно понадобилась помощь свыше. По церковному календарю это был день мучеников Феодора и Георгия. И Лев Диакон повествует, как с неба внезапно спустился белый всадник, который стал направо и налево поражать русов. Не узнать святого Феодора было, конечно, невозможно. Правда, русы ничего такого не узрели, а заметили только, как «вдруг разразился ураган вперемежку с дождем; устремившись с неба, он заслонил неприятелей; к тому же поднялась пыль, которая забила им глаза».
Сказание о небесной помощи, скорее всего, свидетельствует о том, что победа далась ромеям поистине чудом. В «горячей битве», пишет Лев Диакон, «скифы не выдержали натиска конной фаланги. Окруженные магистром Вардой, по прозванию Склир, который со множеством воинов обошел их с тыла, они обратились в бегство. Ромеи преследовали их до самой стены, и они бесславно погибали. Сам Сфендослав, израненный стрелами, потерявший много крови, едва не попал в плен; его спасло лишь наступление ночи». Из книги «Иду на вы! Проклят будь, Цареград!
Мертвых застыли лица.
Танос Василикос. Телохранитель византийского императора Анема преследует русского воеводу Икмора. Однако в этот день погиб русский воевода Икмор, который был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, Лев Диакон описал его гибель это довольно красочно: «Тогда Анемас, один из телохранителей Государя, сын предводителя Критян, увидя храброго исполина Икмора, первого мужа и вождя Скифского войска после Святослава, с яростью стремящегося с отрядом отборных ратоборцев и побивающего множество Римлян, тогда, говорю, Анемас, воспаленный душевным мужеством, извлек свой меч, при бедре висевший, сделал несколько скачков на коне в разные стороны и, кольнув его, пустился на сего великана, настиг и поразил его в выю — и отрубленная вместе с правою рукою голова поверглась на землю. При сем его падении, поднимается у Скифов ужасный крик, смешанный с воплем, а Римляне быстро на них нападают. Они не выдержали сего напора и, чрезвычайно огорченные бедствием своего полководца, закинули щиты на спину и начали отступать к городу: наши, преследуя их, побивали». Ничего удивительного, что, отчаявшись вырваться из осажденного города, русские воины пришли в уныние. Но по одной из версий их сердца вновь наполнил мужеством князь Святослав своей проникновенной речью. Он сказал примерно следующее: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться.
Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Последний бой состоялся утром 22 июля, когда русы вышли из Доростола, Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Бой начался с атаки русами византийских позиций. В упорном бою к полудню византийцы начали отступать под напором русов. Тогда Цимисхий ввел в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Это позволило передохнуть уставшим византийцам. Они перешли в атаку, но были отбиты русами.
Джузеппе Рава Giuseppe Rava. Тогда Цимисхий разделил свое войско на две части. Один отряд, под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра, вступив в бой, начал отступать, заманивая дружину русов на открытую равнину в стороне от города. В это время второй отряд под командованием Варды Склира атаковал русов с тыла. Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов.
Александр Владимирович: — В принципе, да. Дружины — они тоже как отца принимали, тут я, просто чтоб путаницы в терминологии не было, роды — они родственники. Клим Александрович: — Конечно. Но, во-первых, там было очень много родственников, в любом случае. Александр Владимирович: — Ну, да.
Клим Александрович: — Это классическая совершенна манера построения. Она была, в общем, в позднее время, уже практически у нас на глазах, в 14-15 веке повторена швейцарцами, например, которые сохранили очень архаичные системы комплектации и вооружения войска до позднего средневековья. Они строились примерно также, они строились по территориальному, правда, не по родовому уже конечно, а по территориальному и профессиональному признаку в свои, эти самые, фаланги-баталии, вот. Очень похожая ситуация была и там. Впереди там, естественно, впереди выстраивались наиболее «именитые» мужи, которые были хорошо вооружены, хорошо обучены и имели опыт, то есть «обстрелянные». Сзади вставала, то что называется «детские», вот, то есть более молодые, возможно не обстрелянные или просто не имеющие такого опыта дружинники и кандидаты в члены дружины. Александр Владимирович: — Отроки, наверное. Клим Александрович: — Отроки, безусловно, конечно. И они вооружались разнообразным метательным оружием, то есть такого специального отряда, которой был бы вооружен отдельным метательным оружием в качестве самостоятельного рода войск, мы такого рода организации не знаем. Более того, возможно, скорее так оно и есть, учитывая анализ захоронений тел, материала захоронений того времени, очень многие, даже условно тяжело вооруженные воины имели метательное оружие в виде метательных копий, дротиков.
Византийцы, с другой стороны, приволокли свою военную машину, которая очень хорошо описана в многочисленных военных трактатах того времени византийских, вот. В первую очередь, основу войска ударной силы вся была конница Византии в это время. Уже, начиная с 6-го века, основной ударной силой была конница. Александр Владимирович: — Катафракты. Клим Александрович: — Ни в коем случае не только катафракты. И если бы у византийцев вся конница были катафракты, они бы становились с одной стороны — у Англии, а с другой стороны — у Японии. Их никто бы не мог остановить, если была бы такая масса конницы все были бы катафрактами. Ни в коем случае! Основная масса конницы — это была такая, скажем так не очень научный термин и не очень правильный вообще термин с точки зрения военного искусства, средняя конница. Да, там присутствовало вооружение защитное и даже иногда в изрядном количестве.
Ну, в целом, это были стрелки, которые, в прочем, были вооружены также и холодным оружием, ударным, и могли вести ближний бой, вот. Катафракты составляли не очень большой процент от всего этого, то есть, если говорить о стратегии, описанной примерно во времена Иоана Цимисхея, их было в районе 400-600 человек на все войско, которое обычно комплектовалось из неровного числа, там 10 тыс. Из них около 400-600 человек были собственно катафракты. Плюс отдельно источники византийские выносят так называемый отряд бессмертных, то есть телохранителей самого императора и о численности его не говорят вообще никак, то есть сколько их было, мы не знаем. Но в любом случае это совсем элитное войско, элита элит, то есть, возможно, те самые калибанарии — сверх тяжелая конница — довольно таинственный термин, о котором ученые до сих пор не договорились. Я лично, конечно, думаю, что калибанарии и катафрактарии — это одно и то же, просто разные термины: калибанария обозначают доспех кавалерийский и катафракта обозначает кавалерийский доспех. Но, тем не менее, это не суть важно, были ли какие-то еще тяжелые всадники, лично императорские, но в любом случае их численность не могла быть больше 500-600 тех самых человек. Довольно небольшая группа, вот. И, конечно же, пехота, которая составляла, если не ударную силу, то основу устойчивости войск, то есть пехота защищала позиции, а удар всегда у византийцев наносила конница. Пехота была организована очень умно и могла противодействовать практически любому противнику, который был в то время вообще склонен Византии угрожать.
Первую линию всегда составляла тяжелая пехота с копьями и щитами. Они назывались по-гречески «гоплиты» — очень просто, вот. И сзади обычно выстраивалась вторая часть фаланги, а именно стрелки, лучники и пращники, вот. Их было примерно половина всего состава войска. Сзади них, что очень интересно описается в Стратегиконе, всегда стояли, я их сейчас точно не помню на какое количество стрелков, стоял один подносчик, который обязательно подносил стрелы или пули для пращей, если у бойцов они начинали заканчиваться. То есть там еще за пехотой следовал большой обоз, вот. В данном случае фаланга разворачивалась именно в фалангу, то есть в длинное прямоугольное построение.
Ну, в любом случае, это, конечно, был великий человек, безусловно. Хотя, конечно, в деталях оценки данной ситуации и конкретно персоналии, я бы немножко уточнил, потому тому что не было у Святослава никаких шансов стать вторым Александром Македонским и, как-то, и еще серьезней побеспокоить Византию, чем он уже ее побеспокоил, просто потому что Вы об этом сами сказали. Это был все-таки вождь племенного союза, то есть далеко до государственной структуры. Как только Святослав умер бы, так или иначе все же умирают рано или поздно, у него вся эта территория развалилась бы, как она и развалилась, в самом деле, на отдельные племенные государства, города, полисы, если можно так выразиться, вот. Да и у него самого не было практически никаких шансов, потому что завоевание — это, конечно, в кавычках завоевание, потому что Хазарию он не завоевывал, он просто разбил вдребезги Хазарский каганат, точнее говоря, его остатки Хазарского каганата, он разбил. Таким образом, он обезопасил территорию своей страны с Востока, вот. Но с Византией, Вы тоже все правильно сказали, в основном, грабил. Единственное его именно завоевание, конечно же — это Болгария, то есть его южный поход, где он именно оставлял гарнизоны, оставался жить сам, потому что мы все знаем, что Преславец дефакто, если не деюре, был столицей долгое время его страны, вот. Ну, а если говорить о самом сражении, это действительно очень интересный факт, потому что там с 13 апреля, то есть с взятия Преславца, после чего византийцы выдвинулись к Доростолу, и по 23 июля продолжались бои, продолжалась осада. Всего там было 4 сражения под Доростолом: это бой, когда передовой отряд византийцев воевода Святослав поймал в засаде и нанес очень серьезные потери, атаковав с засады, ну, и собственно говоря, 3 сражения под стенами самого Доростола, когда русы выходили сначала в союзе, вместе со своими вынужденными союзниками болгарами, потом самостоятельно выходили в поле и бились с войсками византийцев. Причем вот очень характерные если верить, у нас нет оснований не верить показаниям источников, это что очень характерное сражение, которое полностью характеризует вообще ситуацию, как в Византии, так и на Руси своего времени. То есть это такое химически чистый, что называется, химически чистая квинтесенсия всех высших достижений военного дела обеих сторон, конечно же. Просто, мы знаем о сражении под Доростолом, всей кампании, из 4 основных источников: во-первых, Глеб Дьякон — это современник событий, возможно, даже очевидец или как минимум, человек, который лично знал участников этих событий, вот; это Иоанн Скилица — это конца 11 века — 12 века, византийский летописец; и Константин Манасия — уже совсем 12-го века, более поздней византийский летописец, с такой очень богатой иудейской фамилией даже не знаю, кто он был по национальности, если честно говоря и конечно, Повесть временных лет, которая. Александр Владимирович: — Тогда не было национальности, а только вероисповедание. Клим Александрович: — Ну, я, естественно, об этнической принадлежности скажу. Национальность — это так, современный термин, чтобы было короче. Ну и Повесть временных лет. Повесть временных лет, как это обычно бывает, сообщает о событии в виде некой героической записи, такой краткой героической сайги о Святославе, который, конечно, к моменту написания повести, а именно к концу 11 века — к началу 12 века — это был такой уже народный герой, практически былинный. Александр Владимирович: — Можно я встроюсь, да? Может быть в этом описании есть один достоверный кусок — это когда перечисляются договорные условия договора, да. Клим Александрович: — Да, безусловно. Александр Владимирович: — И, естественно, поэтому, наверное, есть непереписывание предыдущего договора. Вот этому можно доверять, все остальное выглядит, как быль. Клим Александрович: — Это ни в коем случае не бред, это именно былина, а договор, да, судя по всему он был аккуратно переписан из начального свода, который предшествовал Повести временных лет, и был утрачен по крайне мере к 17-18 веков его следов никаких не осталось. А так, да, договор был аккуратно переписан оттуда, судя по всему. Самые большие подробности, конечно же, нам сообщает Лев Дьякон, безусловно. И Иоанн Скилица, и Константин Манассия пользовались его сочинением и, возможно, какими-то еще источниками, о которых мы тоже ничего не знаем на данный момент, потому что доступа к архивам византийским у нас нет и не будет, а у них они были эти доступы, вот. Но самый достоверный, конечно, и подробное, наверное, описание — это у Льва Дьякона содержится. Так вот, если верить сообщениям византийцев, которые, собственно только они и оставили подробные описания сражений, русы бились, естественно, пешком, в основном. Это с одной стороны классическая такая вот родоплеменная общинная стена щитов, которая была … Скандинавии, которая эту манеру войны принесла в 9-10 веке на Русь. Александр Владимирович: — Щиты были другие совершенно, однозначно. Опять-таки, если верить. Клим Александрович: — Щиты были, если опять же верить сообщениям византийцев, другие, конечно же, но сама стена щитов, она и есть, естественно, стена щитов — это фаланга — очень плотное построение примерно одинаково вооруженных воинов, которые располагались в этом строю по родовому признаку, в первую очередь, то есть члены одного рода ставали некой плотной группой. Таким образом, из нескольких таких групп набиралась вся эта самая фаланга. Александр Владимирович: — Может дружинами, наверное, а не родом. Все-таки они были. Клим Александрович: — Ну, дружина — это все равно было родовое, момент родового определения в любом случае. Александр Владимирович: — В принципе, да. Дружины — они тоже как отца принимали, тут я, просто чтоб путаницы в терминологии не было, роды — они родственники. Клим Александрович: — Конечно. Но, во-первых, там было очень много родственников, в любом случае. Александр Владимирович: — Ну, да.
22 июля - знаменательный день для Руси
В 971 г. во время болгарского похода киевского князя Святослава у крепости Доростол состоялось последнее из череды минувших сражение между русской дружиной и численно. Битва за доростол. Автор: Вячеслав Самардак. Современный литературный сайт для поэтов, писателей, исполнителей музыки и песен. В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков. Первый бой под Доростолом произошел уже 23 апреля 971 года.
Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие
Малоизвестные сражения, изменившие ход истории. БИТВА ПОД ДОРОСТОЛОМ В 971 г. Доростол, Дристр (лат. Святослав, получив эти вести, решил померяться с Цимисхием силами у крепости Доростол. Битва при Доростоле (971 г.) В 968-971 годах киевский князь Святослав как союзник Византии совершил серию походов на Балканы, против Болгарии. 28 апреля с помощю подоспевшего флота армия Цимисхия блокировала 3 месяцев осажденные обороняли город,осуществляя смелые вылазки,чтобы уничтожить. кратко Стремление Святослава укрепиться на БалканахСтремление Святослава укрепиться на Балканах и перенести туда столицу было совершенно оправданным.
Битва в Доростоле
Выдержав со своим войском трехмесячную осаду после боя под Доростолом князь Святослав заключил мир с Византией. Битва при Молодях или Молодинская битва произошла между 29 июля и 2 августа 1572 года в 50 верстах южнее Москвы. Оборона Доростола Русско-византийская война 970—971 годов Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году. Картина Г. Семирадского. Дата 23 апреля 971 — 23 июля 971 Место Доростол. Битва у Доростола завершила русско-византийскую войну 970–971 гг. Последнее сражение под стенами Доростола произошло 22 июня. Святослав, получив эти вести, решил померяться с Цимисхием силами у крепости Доростол.