Новости восстание в твери против щелкана

Восстание в Твери стало закономерностью негодования произволом поработителей правящих кругов и простых людей. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды.

Накануне Куликовской битвы - русские против русских, Тверь и Москва (кое-что о прошлом)

Восстание против монголо-татар в Твери 1327 г. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества. Смотреть что такое Тверское восстание в других словарях: Восстание в Твери 1327 года. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка».

За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому

Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. Почему Иван Калита участвовал в подавлении восстания в Твери, Последствия восстания в Твери в 1327 г. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. Восстание в Твери против Щелкана. В Твери вспыхнуло восстание против насилий чинимых Чолханом (на Руси его называли Щелканом). В) сопротивление реформам Петра I — восстание под руководством К. Булавина; Г) ордынское владычество над Русью — восстание в Твери против Щелкана.

Антиордынское восстание в Твери

Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным.

Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских. Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича.

История государства Российского. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели.

Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах. Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар. Соловьев С. История России с древнейших времен: В 15 кн. Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника.

Смотреть лучше, чем читать? Видео на нашем канале в Youtube! Бунт Твери против Орды Спустя почти 100 лет с момента покорения Руси монголами, на осколках раздавленного ханским сапогом царства,стали возникать новые очаги роста. Тверь и Москва стали соперничать между собой за титул "столицы" бывшей Киевской Руси, ставшей частью Улуча Джучи и перевес сначала был у Твери. В 1313 году хан Узбек стал главенствовать в Орде, а тверской князь Михаил получил ярлык на княжение из рук предыдущего хана. Что по меркам монголов отныне не значило ничего. Пришлось князю вновь ехать в Орду и терпя унижения, интригуя и заискивая, выпрашивать ярлык снова. Пока князя тверского не было, московский князь Юрий Данилович атакует Новгород - союзный Твери. Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве. В этом был смысл: такой акт - прямой вызов не только Твери, но и всему ордынскому порядку.

Монголы сами накажут смутьянов. Хан подтвердил законность правления именно Твери и с татарским воинством, Михаил устремляется на Москву. Под Торжком состоялась битва войска Твери и Москвы, при широком участии татар и новгородцев.

Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам. Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде. В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось.

Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам. Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры. Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам. Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам.

Одним из этих отступников от православия и был Федорчук. Возможно, что в целях Чолхана и значилось утвердить ислам на Руси.

Митрополит Феогност принял решение об отлучении от церкви Александра Михайловича и всех псковичей. Последствия Политическими и экономическими последствиями подавления восстания в Твери стало: княжество было почти полностью разорено; жители города были уничтожены, выживших забрали в другие города;Москва возвысилась над Тверью, по прошествии времени город так и не смог вернуть себе своего величия; начало возвышения московского княжества.

Москва становится самым главным городом древней Руси; Великий князь московский получил в свое управление ярлык для правления городами: В. Новогородом и Костромой. Суздальский князь стал править Владимиром, Городцом и Н. Новгородом; междоусобная война между князьями была ослаблена.

Причины поражения Рассмотрим причины поражения восстания в Твери. Город столкнулся с сильным и грозным московским соперником. В сложившейся ситуации соседи тверского княжества отказались участвовать в битве и поддержать власть тверского князя. Все привело к неравенству сил, что привело к глобальному поражению.

Таким было первое восстание русского народа против татаро-монгольского ига. Восстание потерпело поражение, княжество было разорено и никогда уже не смогло занять достойное место на политической арене. Однако, несмотря на падение княжества и отлучение Великого князя от церкви, в умах русского народа впервые появилась мысль о возможном восстании против иноземцев, с целью свержения установленного режима татар. Монголо-татары, в свою очередь, памятуя о жестокой расправе над их Ханом Чолханом не позволяли такого жестокого отношения к русскому народу.

Рейтинг Понравилась статья?

Что, если бы не было Тверского восстания

Тверская летопись. Карамзин Н. Там же. С 308. Троицкая летопись. То, что эту тему не затронули ни режиссеры, ни литераторы, легко объяснимо — уж больно невыигрышно выглядят в ней московские князья. Никоновская летопись. Нам неизвестно гневался ли Узбек на тверских князей о чем повествует легшая в основу официальной имперской историографии Никоновская летопись1 или нет, а также о силе его гнева, зато известно, что после казни Дмитрия хан оставил ярлык на великое княжение в Твери, выдав его другому сыну Михаила — Александру2. Что же касается брата Юрия Ивана, вошедшего в историю под прозвищем Калита3, то пока он был вынужден довольствоваться расширившим свои границы Московским уделом.

Впрочем, шанс удовлетворить свои великокняжеские амбиции представился Ивану очень скоро. Продолжая разговор о Его Величестве Случае, надо признать, что в целом Госпожа Удача благоволила московским князьям и, вероятно, сыграла решающую роль в их превращении во всероссийских самодержцев. Автор говорит об этом, отнюдь не отказываясь от своего позитивистского взгляда на историю — когда силы сторон примерно равны решающую роль может сыграть «даже отсутствие в кузнице гвоздя». Что уж говорить о «молодой и очень тучной кобылице», принадлежавшей тверскому дьякону Дудко, попытка увести которую стоила «конокрадам» из ордынского посольства, да и всему посольству во главе с двоюродным братом Узбека Щелканом Шевкалом, Чолханом , жизни. Впрочем, очень быстро и тверичане, и их князь пожалели об этой стихийной вспышке «народного гнева»4. Тверская летопись говорит о том, что бунт был стихийным, а согласно Новгородской первой инициатором избиения татар был Александр5, но в глазах монголов, применявших в подобных случаях принцип коллективной ответственности, — это не имело никакого значения. Посольство Щелкана было уничтожено 15 августа, а уже осенью к Твери направилось большое ордынское войско, в составе которого были московские и суздальские дружины — для удержания контроля над русскими землями мятежное княжество необходимо было образцово-показательно наказать. Роль Калиты в последующих событиях неясна.

По одним сведениям он сам отправился в Орду и возглавил монгольское войско, по другим — был вызван ханом, который приказал ему присоединиться к карательному походу. Однако в любом случае его поведение выглядят весьма неприглядно, правда, лишь в глазах современных читателей. Что же касается «правил игры» того времени, то Иван, равно как и другие князья, принявшие участие в походе на Тверь, ни на йоту не отступил от них, присоединившись к своему сюзерену. Подобную историческую коллизию мы уже рассматривали в первой книге нашего исследования, рассказывая о Неврюевой рати6 и сделанные выводы вполне применимы для событий случившихся ровно 75 лет спустя7. И Александр Невский, и его внук не командовали монгольскими войсками. Равно, как не были они предателями, а действовали лишь в рамках феодальной парадигмы своего времени. Любопытно, что Тверская летопись вообще умалчивает о каком-либо участии Калиты и других русских князей в карательном походе: «... Беззаконный царь зимой послал войско на Русскую землю, воеводу Федорчука и пять темников.

И множество людей погубили, иных в плен повели, а Тверь и все города огнем пожгли»8, но куда большее недоумение вызывает фраза «Бог Своею милостью защитил благоверного великого князя Ивана Даниловича, его город Москву и всю его отчину от иноплеменников, поганых татар»9. В отличие от событий десятилетней давности теперь на Тверь шло походом не сравнительно небольшое московско-суздальское войско, в составе которого находилось не более тысячи всадников Кавдыгая, а главные силы Золотой Орды, усиленные все теми же московско-суздальскими дружинами. Шансов устоять против такой армии не было, поэтому Александр благоразумно бежал вместе с женой в Псков. Разорив мятежное княжество, Узбек, вероятно, усомнившись в лояльности как московских, так и тверских Рюриковичей, предпочел разделить Великое Владимирское княжество между участниками карательного похода. Александр Суздальский10 получил Владимир возможно, вместе с номинальным великим княжением, хотя все летописи именуют великим князем Ивана11 и Поволжье, а Калита — Новгород Великий и Кострому. Тверь же в полном соответствии с правилом «разделяй и властвуй» была оставлена за старой династией — ярлык на княжение получил младший брат Александра Михайловича Константин. Переформатировав «Залесскую Орду», Узбек отдал приказ найти и доставить к нему бывшего тверского князя. Далее «показания» летописей разнятся, но в общем виде картина выглядит следующей.

Во исполнении ханского «циркуляра» Иван Калита, созвал всех князей, в том числе и младших братьев беглеца Константина и Василия! Из Новгорода в Псков было отправлено посольство с требованием выдать Александра, однако псковичи наотрез отказываются выдать изгнанника. Весьма красочно этот момент описан у М. Карамзина: «Так народ действует иногда по внушению чувствительности, забывая свою пользу, и стремится на опасность, плененный славой великодушия. Чем реже бывают сии случаи, тем они достопамятнее в летописях»13. Впрочем, если псковичами и в самом деле была проявлена «чувствительность» и «великодушие», то хватило этого душевного порыва ненадолго. Неизвестно, что образумило горожан, проклятие митрополита Феогноста или угрожавшее городу войско Калиты, но они предпочли «выпроводить князя Александра от себя, а к князю Ивану и новгородцев прислать послов с поклоном...

Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь.

Падение Руси Русские князья так и не смогли консолидироваться, чтобы дать отпор врагу. Более того, многие хотели воспользоваться бедствием соседа, чтобы укрепить власть в регионе. В итоге княжества оставались один на один с во много раз превосходившим противником. В первые годы практически полностью была разорена южная Русь. А в течение следующих пяти пали все крупные города. Ополчение и подготовленные дружины давали жестокий бой в каждой крепости, но в итоге все были разбиты. Русь попала в зависимость от Золотой Орды. С этих пор каждый князь обязан был получать ярлык на княжение от Орды. При этом монголы участвовали практически во всех междоусобицах и важных политических событиях. Русские города обязаны были выплачивать дань. При этом всё же княжества сохранили некоторую независимость. И даже в этих условиях продолжалось жёсткое соперничество. Основными культурными и политическими центрами являлись Москва и Тверь. Тверское восстание сыграло решающую роль во взаимоотношениях между этими княжествами. Новый князь Тверское восстание часто связывают с князем Александром Михайловичем. В 1236 году он получает ярлык на княжение от монголов. Александр жил в Твери, в своём дворце. Однако уже следующей осенью в город прибыл Чол-хан, который решил тут и основаться. Он выгнал великого князя из дворца и сам в нём поселился. Татары, которые были далеки от цивилизации, тут же вызвали волну негодования у местных жителей. Татарские офицеры пользовались привилегиями и вели себя надменно. Они без спроса присваивали себе чужое имущество и творили другие бесчинства. При этом возник конфликт на религиозной почве. Летописи донесли до наших дней рассказы о притеснениях христиан и зверствах. Местное население любило князя Александра Михайловича и нередко обращалось к нему за помощью. Люди предлагали поднять мятеж против татар и изгнать их из княжества. Однако сам князь понимал бесперспективность такого решения. На помощь ордынцам неминуемо пришло бы огромное войско, и тверское восстание было бы жестоко подавлено. Народное недовольство Летом начали распространятся слухи о планах Чол-хана узурпировать власть в княжестве, а всех русских обратить в ислам. Более того, люди говорили, будто произойти это всё должно на великий праздник Успения, что добавляло драматичности. Эти слухи, возможно, были и неправдивыми, но являлись естественной реакцией на притеснение христиан. Именно они катализировали ненависть в народе, благодаря чему произошло Тверское восстание 1327 года. Князь изначально уговаривал народ подождать. Историки и сейчас спорят о его роли в этих событиях.

Поводом послужило то, что баскак сборщик налогов Чолхан отобрал у местного дьякона лошадь, и тот призвал на помощь земляков. Быстрее всех отреагировала Москва: она оперативно выступила своей дружиной и примерным образом расправилась с Тверью. Город был сожжён, а население перебито или уведено в рабство.

«Щелканова рать»

Ярлык на Костромское княжение и титул князя Новгородского стали наградой от хана Узбека для Ивана I Даниловича за то, что он помог ордынцам подавить восстание против татар в Твери. В) сопротивление реформам Петра I — восстание под руководством К. Булавина; Г) ордынское владычество над Русью — восстание в Твери против Щелкана. В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка».

685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар

Чаша народного терпения переполнилась, и тверичи восстали. Волнения в городе начались ранним утром по ничтожному, казалось бы, поводу. Татары отняли лошадь у одного дьякона. Дьякон собрал вече, призвавшее тверичан к восстанию.

О предстоящей казни Александру сообщили за три дня. В день своей смерти князь помолился, исповедался, причастился, сделал распоряжение насчёт своей вотчины. По-видимому, он ещё рассчитывал на помилование. Разъезжал на коне, «собирал вести о своей участи», даже посылал к ханше, полагаясь на мягкость женского сердца. Ничего не помогло. Александр и Феодор были убиты, а их тела бояре и слуги привезли в Тверь и «положиша» в соборе Святого Спаса. Великое княжение осталось за московскими князьями, а Тверью по смерти Александра вновь стал править Константин. Для тверитян это должно было стать сильным ударом... Вскоре Иван Данилович умирает, и великим князем становится его сын Симеон. Вместе с ним и другими князьями Константин ездил в Орду, но на великокняжеский стол не претендовал: своё бы княжество удержать.

Как уже было сказано, в Твери Константин княжил тихо и мирно, однако последний год его жизни 1345 г. Видимо, Константин, подобно другим князьям, хотел усилиться и обогатиться за счёт родственников и соседей и начал притеснять вдовствующую княгиню и Всеволода. В чём выражалось это притеснение? Скорее всего, в том, что Константин стал отбирать волости Всеволода, грабить его бояр. Между тем сын Александра не захотел терпеть дядиного произвола и уехал в Москву, к Симеону. Константин же отправился в Орду, где в то время правил сменивший Узбека Джанибек. Но хан не успел рассудить повздоривших родственников-князей: Константин Михайлович умер в Орде. Его княжение, безусловно, благотворно сказалось на положении Твери, успевшей восстановить силы после ордынских ударов.

Причины антиордынского восстания в Твери Страница летописи, повествующая о восстании в Твери Ордынский произвол. Через год после того, как тверской князь Александр Михайлович получил в Золотой Орде ярлык на княжение, в Тверь с большой свитой прибыл Щелкан, двоюродный брат верховного хана Узбека. Он выгнал князя из дворца, а его люди занялись грабежами, мародёрством и насилием в городе. Летописи утверждают, что по Твери ходили слухи о том, будто Щелкан намеревается перебить всех князей и сам воцариться в городе, а жителей обратить в ислам. Судя по всему, никакого реального основания у этих слухов не было, но их хватило, чтобы люди заволновались.

Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских. Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий