Раньше Масленица отмечалась семь дней, каждый из которых включал в себя определённые традиции и даже имел собственное название. день молодоженов. Масленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. Существует большое количество традиций и обычаев, возникших с празднованием Масленицы. Масленица в 2024 году: народные традиции и обычаи.
Как отметить Масленицу? Самые интересные традиции в старину и сегодня
Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы.
Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси.
Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется.
Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится.
И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам.
Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы.
Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства.
Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством.
Хозяйки обязательно накрывали богатый стол. Помимо блинов и пирогов на него ставили самовар с чаем, а также пиво, сбитень, медовые пряники и каленые орехи. Еще одной традицией среды на Масленой был визит к теще.
Она угощала зятя блинами, стараясь ему угодить и задобрить. Этот день в старину считался одним из наилучших в году для налаживания отношений в семье. Солнцев, «Кулачный бой», 1836 г. Фото: общественное достояние Четверг — Разгуляй Четверг наши предки называли Разгулом, Переломом, ведь это был самый разгар масленичных гуляний.
Одним из основных его развлечений были «Кулачки». Речь идет о народной забаве — кулачных боях. Парни охотно принимали в них участие, чтобы продемонстрировать окружающим свою молодецкую удаль. Такие бои чаще всего происходили на льду.
Участники шли стенка на стенку со свистом и криками. Били друг дружку в живот, лицо, грудь. После такой жестокой забавы многие оставались калеками. Церковь неодобрительно относилась к этому масленичному развлечению, карала его участников отлучением.
В старину Масленую считали праздником молодоженов, поэтому многие ее обряды и традиции были связаны с молодой семьей. Одним из обрядов, проводимых в этот день, были «Столбы». Пары молодоженов выстраивались на городской площади рядами. Новобрачные всенародно целовали друг друга, показывая люду, что между ними царят любовь и согласие.
Согласно верованиям предков, поцелуи молодых должны были разбудить природу, поспособствовать ее расцвету и плодоношению. В этот день также «выборанивали» незамужних девок, чтобы они поскорее нашли себе супруга и создали семью.
Об этом сообщает Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь». Жертвами, как правило, становились люди второго сорта — деревенские дурачки, пьяницы, преступники, изгои или же пришлые чужаки. Некоторые соглашались на участь жертвы добровольно, из фанатизма. Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям — чтобы привлечь урожай. Отсюда и термин — «Кровавая Масленица». Битвы с медведями В старину традиционной масленичной забавой был бой с медведями. Причем участвовали в противоборстве с косолапыми обычно не по доброй воле. Так, при Иване Грозном неугодных царю людей бросали в клетку или яму с медведем.
Понятно, что в конце концов зверь терзал человека до смерти. По мнению исследователя Б. Рыбакова «Язычество древних славян», 1981 , в древности празднование Масленицы могло являться составной частью мистерий, посвящённых весеннему равноденствию, которое для народов, живущих по солнечному календарю, являлось ещё и началом нового года. Это как раз совпадало по срокам с пробуждением после зимы медведя, который был для язычников тотемным зверем.
Каждый год он бывает в разные сроки — со второй половины февраля до первых дней марта. Начало масленичной недели зависит от Пасхи — большого весеннего праздника. А время Пасхи меняется от года в год. Чтобы узнать, когда наступит Масленица.
Надо от даты Пасхи в текущем году отсчитать назад семь недель. Восьмая неделя — Масленица. В 2020 году масленичная неделя будет с 24 февраля до 1 марта. В 2021 году масленичная неделя будет с 8 по 14 марта. В 2022 году масленичная неделя начнется 28 февраля и продлится до 6 марта. История праздника Масленицы Масленица — древний праздник. Он пришел к нам от славянских племен задолго до появления и принятия на Руси христианства, во времена повсеместного распространения язычества. Празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия.
Это время проводов зимы и ожидание теплых весенних дней. Главное праздничное лакомство на Масленицу — блины. Они символ солнца.
Масленица в православии
- Масленица в православии
- Масленица: история, традиции и обычаи - Статьи
- Когда Масленицу празднуют в 2024 году
- Масленица: истоки и символика праздника — Жизнь на DTF
- Поговорим о масленице /
Масленица: языческий или православный праздник?
Традиции масленичных гуляний, в древности имевшие сакральный смысл, изменились, приобрели территориальные особенности, но в целом сохранились по сей день. Масленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. Традиции и обычаи Масленицы. Масленица — важный народный праздник, он знаменует переход от зимы к весне, победу над холодом. По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела.
Современные традиции празднования Масленицы
Масленица – это многодневный народный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины. Традиция праздновать Масленицу пришла к нам еще с языческих времен. Традиции проведения праздника масленица. На протяжении масленичной недели (Сырной седмицы) весь народ с радостью и разгульным весельем прощается с холодной зимой и призывает ей на смену весну. РИА Новости, 1920, 28.02.2022. О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов. Большинство масленичных традиций связаны с языческими культами, но сейчас праздник у многих людей ассоциируется с началом православного Великого поста.
Русский праздник Масленица
Тем не менее каждый день недели несет в себе особый смысл. Подробнее о названиях дней и их традициях можно узнать в материале «Известий». Традиции Масленицы-2024 Ритуалы Масленицы уходят корнями в язычество. Так, славяне пекли блины в честь бога солнца Ярило, сам блин при этом считался маленьким символом светила. Традиция угощаться блинами и звать гостей сохранилась и до наших дней. Не все блины одинаково полезны От славян-язычников перешел к нам и обычай сжигать чучело в воскресенье, последний день Масленицы.
Она символизирует переход от зимы к весне. Сожжение чучела всегда становится объектом внимания публики, жители сел и городов приветствуют новый сезон и устраивают массовые гулянья.
По старинной традиции в этот день зятья приглашают в дом тёщ и угощают блинчиками.
Что интересно, пекут угощения не мужчины, а их жёны. Неженатым парням в масленичную пятницу можно заняться поиском любимой девушки, чтобы обзавестись потенциальной тёщей. Что делают на шестой день Масленицы?
В масленичную субботу, которую называют Золовкиными посиделками, невестка приглашает к себе сестёр и других родственниц мужа, поит чаем и угощает блинами. В первый выходной Масленицы гостям принято дарить небольшие подарки. Что делают в воскресенье Масленицы?
В воскресенье Масленицы во время народных гуляний сжигают чучело, а ещё просят прощения у родных, потому что в православной традиции этот день, предваряющий начало Великого поста, называют Прощёным. На седьмой день блинной недели нужно обязательно сжечь чучело, а ещё попросить прощения у родных и близких людей за размолвки, которые случались у вас за прошедший год. Верующие называют это воскресенье Прощёным.
Приметы и суеверия на Масленицу с 11 по 17 марта 2024 года Пожалуй, ни один праздник не обходится без примет и суеверий, и блинная неделя не исключение. Ниже собрали главные приметы Масленицы. Погодные приметы в блинную неделю Приметы о погоде считают самыми верными, ведь наблюдения велись годами и передавались буквально из уст в уста.
Погодные приметы на Масленицу были такие: Если в канун Масленицы ударил мороз, жди тёплого лета, но не жаркого. Если воскресенье перед Масленой неделей пасмурное и дождливое, весной обязательно идите по грибы — вас ждёт большой урожай. Плохая погода в Прощёное воскресенье сулила ясную и тёплую весну.
Сосульки на крышах в Масленицу обещали год урожайный, успешный для новых начинаний. Приметы на замужество на Масленицу На Масленицу девушки гадали на блинах. Например, угощали испечённым блинчиком первого встречного и верили, что суженого будут звать так, как и этого мужчину.
Мужчины на Комоедицу прославляли Ярилу. В его честь они скатывали с горки огненные колеса. Если колесо скатывалось донизу и ни разу не падало, то это в новом году сулило им успех во всех начинаниях.
Холостых же парней и девушек ловили веревками, освободиться от которой можно было только дав некий выкуп, или же быстро выбрав себе пару. В этот праздник люди проводили ритуал, с помощью которого предсказывали погоду на предстоящую весну. Жрица Марены богини смерти и зимы брала бокал с сурьей заговоренное молоко с добавленными в него колдовскими травами и несла его к сооруженному алтарю.
Там ее ждала жрица Живы богини молодости, жизни и весны и старалась выбить тот бокал с напитком из рук. Если хоть одна капля содержимого попадала на алтарь, то это было признаком холодной весны. Сжигание чучела Марены В самом начале праздничной масленичной недели древние славяне сооружали чучело Марены, наряженное в женские одежды.
Чучело устанавливали на центральной площади деревни, а в день весеннего равноденствия преподносили ему различные дары — пироги, зерно и прочее. После чучело «сажали» на сани и провозили по всей деревне, чтобы люди смогли поклониться ему и призвать богиню Марену. В огонь также шли сани, на которых катали чучело.
Если что-то не прогорало, то остатки топили в реке. Это делали для того, чтобы обеспечить себе богатый урожай на весь год. Пеплом от сожженного чучела обсыпали землю, чтобы «зарядить» ее на плодородие.
А в XVI веке и пришло нынешнее название праздника, именно тогда она стала православной, хотя и сохранила некоторые черты прошлого. Мясо есть было нельзя, но вот маслить блины и потреблять молочные продукты можно, поскольку Великий пост еще не наступил. Именно тогда праздник приобрел более современный облик и стал пользоваться большой популярностью и у простого народа, и у знати.
Когда начинается и сколько длится? У Масленицы нет фиксированной даты, и празднуется она строго за 8 недель до Пасхи. За семь «седмиц» начнется Великий пост, а за несколько дней до него можно шумно повеселиться и вкусить земные блага, отдавая дань бренным интересам и маленьким человеческим слабостям перед предстоящим душевным и физическим очищением.
По нынешним канонам длится она 7 дней, с понедельника по воскресенье. Теперь это не двухнедельные торжества до и после весеннего равноденствия, как это было у древних славян. Почему сжигают чучело на Масленицу?
Сжигание чучела на Масленицу Изначально сжигание чучела у язычников означало обновление, своеобразное очищение и гибель всего нехорошего, а затем и возрождение чего-то нового. Поскольку это был приход нового года, то это символический жест, когда все плохое оставалось в старом временном отрезке, а хорошее, вместе с весенним Солнцем, оставалось с празднующими. Можно сравнить такое чучело со сказочной птицей Феникс, которая проходила очищение огнем, чтобы возродиться заново и стать еще более сильной и привлекательной.
И урожай после сожжения должен был стать хорошим, только пепел требовалось развеять по полям. Почему на Масленицу пекут блины? В древних традициях блин является поминальным блюдом, и именно так славяне почитали память усопших.
Поэтому до сих пор является дискуссионным вопрос — кому отдавать первый из них? Интересно, что символом самой Масленицы блин стал только в 19 веке, причем он обозначает Солнце. Светило и раньше присутствовало в языческих праздниках, ведь именно оно растапливало снега и пробуждало богиню Лелю.
А внешне румяный и масленый блин, конечно, похож на жаркое весеннее Солнце. Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин. Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля.
Масленица: история праздника, традиции и обычаи
О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов. По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. Масленица является одним из самых ярких и весёлых народных праздников и отмечается в неделю перед началом Великого поста.
Смысл и традиции Масленицы
В последний день праздника, Прощеное воскресенье, Масленицу провожали: хоронили, разрывали на части или сжигали. Возможности массового масленичного празднования по дням недели и правда нет. С использованием элементов традиции Масленицы были разработаны типовые сценарии этого праздника, включавшие, например, сожжение чучела, состязания, угощение блинами. Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Расскажем историю происхождения Масленицы и узнаем традиции празднования ее в России. Один из древнейших славянских праздников – Масленица – в 2023 году будет отмечаться в России с 20 по 26 февраля. О сути праздника, его традициях и обычаях – в справке РИА Томск.