В Гималаях, на границе между Индией и Китаем, произошла приграничная перестрелка между военными. Информационное агентство Reuters со ссылкой на источники в индийской армии сообщило, что между Китаем и Индией снова начались вооруженные столкновения в приграничном районе Ладакх. ; Китай и Индия договорились поддерживать мир и спокойствие на земле в приграничных районах в районе Ладакха, расположенного между горными системами Куньлунь и Гималаи; Значит ли это, что один из крупнейших конфликтов в мире, между Пекином и Нью-Дели, может.
Между Индией и Китаем снова начались вооруженные столкновения
Если какая-то страна хочет нанести ущерб Китаю, Россия чувствует себя обязанной порвать с ней отношения. Хотя столкновения в приграничных районах между Китаем и Индией не являются новыми из-за неопределенных границ, частота вторжении дают повод задуматься над дальнейшими отношениями между двумя растущими гигантами. Между Китаем и Индией нарастает напряженность по поводу цели расширения БРИКС – "быть ли ей клубом, защищающим экономические интересы развивающихся стран, или политической силой, открыто бросающей вызов Западу". Командование Китая и Индии по итогам 19-го раунда переговоров, прошедших 14 и 15 августа, пообещали сохранять мир и спокойствие на Линии фактического контроля (ЛАК) между странами. Индия в союзе с США стремится делегитимизировать движение «Талибан», препятствуя Китаю укрепить свое влияние в регионе.
На границе Индии и Китая произошёл вооружённый конфликт
НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития. Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников.
Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан».
Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта. Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22.
Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год. Вследствие негативных экономических последствий от пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах объемы инвестиций упали еще больше - до 200 млн долларов, что стало самым низким уровнем за последние несколько лет23. Усиление контроля за китайским капиталом в Индии продолжилось и в 2022 году, когда правительство страны инициировало дисциплинарные разбирательства против более чем 400 руководителей финансово-бухгалтерских и правовых подразделений фирм за их предполагаемую роль в регистрации подставных китайских компаний в обход существующих норм. Тогда же многие китайские компании в сферах телекоммуникации, финансовых технологий и производства, работающие в Индии, подверглись проверкам налоговых органов по обвинениям в уклонении от уплаты налогов. Кроме того, китайские компании, якобы находящиеся в Индии для уклонения от уплаты налогов, обвинялись в сборе личных данных индийских пользователей для последующей передачи их властям КНР.
Начиная с 2020 года Индия также продолжает расширять «черный список» китайских приложений, которые попадают под блокировку на территории страны: с первоначальных 59 из них, включая «TikTok» от компании «ByteDance» и некоторые программы «Tencent», ограничения коснулись более чем 300 подобных приложений в 2022 году25, а в 2023 году к ним было добавлено еще 232 программы и веб-сайта26. Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г. Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний.
Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом. Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества.
Начиная с создания в 2003 году JSG обе страны двигались в сторону большей экономической открытости. В 2005 году JSG подготовила отчет о китайско-индийском торгово-экономическом сотрудничестве29, в котором содержались рекомендации о целесообразности заключения торгового соглашения между Китаем и Индией, охватывающего инвестиционное сотрудничество и торговлю товарами и услугами30. Однако, как отмечают некоторые исследователи, продолжающаяся в течение длительного времени публичная дискуссия о растущем дефиците торгового баланса Индии с Китаем замедлила продвижение двустороннего соглашения о свободной торговле31. Как раз в период активной фазы переговоров о заключении регионального торгового соглашения 2005-2007 гг. В случае заключения торгового соглашения Индия могла бы значительно нарастить объемы экспорта в Китай.
Для этого есть определенная экономически обусловленная целесообразность. Стороны пытались подойти к проблеме несбалансированной структуры торговли за счет возможности увеличения импорта со стороны Китая индийских товаров и услуг в фармацевтической и ИТ-отраслях. Что касается фармацевтического сектора, то длительный и сложный процесс лицензирования в Китае не позволяет индийским компаниям в полной мере закрепиться на его рынке. Однако в зависимости от изменения вектора двустороннего сотрудничества в сторону большей кооперации данная тенденция может измениться в будущем33. Так, в 2018 году после успешных встреч лидеров двух государств - Си Цзиньпина и Нарендры Моди - для преодоления взаимной враждебности, усиленной пограничным конфликтом на плато Доклам летом 2017 года, начались переговоры об освобождении от тарифного регулирования 28 видов индийских медицинских препаратов34.
На 11-м заседании Совместной индийско-китайской группы по экономическим отношениям, торговле, науке и технологиям 26 марта 2018 года в Нью-Дели обе стороны подтвердили позитивные результаты предыдущих переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли35.
В чем причина войны между Индией и Пакистаном узнайте из видео, представленном ниже. Территория Кашмира поделена на индийскую и пакистанскую, но это не подтверждено документально и сегодня решить вопрос стороны не могут. В Кашмире находится река, расположенная в Индии и Пакистане. Легендарная долина затеряна в горах, где живёт самое большое количество долгожителей. Какие правила въезда в Индию узнайте а нашем сайте. Первая Кашмирская война Первое выяснение отношений между Индией и Пакистаном возникло в момент обретения независимости 1947 г. На тот момент большая часть Кашмира была заселена мусульманами, и по соглашению земли должны были отойти туда.
Проблема возникла из-за того, что в руководстве землями находились индийцы, отказавшиеся присоединяться к иному государству. Правительство Пакистана ввело войска в надежде выбить ополченцев силой. В ответ получили аналогичные действия со стороны индийских военных. Открытые боевые столкновения продолжались больше года. Завершились они подписанием мирного соглашения, заключённого 1 января 1949 г. Началом конфликта послужили столкновения на религиозной почве В ходе первой Кашмирской войны со стороны Индии погибло 1104, с пакистанской — 4133 военнослужащих. Вторая Кашмирская война Причиной возникновения второго обострения отношений между Индией и Пакистаном стали провокационные действия одной из сторон, произошедшие весной 1965 г. Точные подробности начала этого конфликта до сих пор остаются неизвестными.
Несколько столкновений в приграничных территориях стали причиной того, что армии обеих сторон были приведены в полную боевую готовность. Убедившись в своей силе, пакистанцы уже через несколько месяцев, не решаясь открыто нарушить условия мирного договора, подготовили отряд диверсантов. Целью были провокации и вынуждение индийцев к началу боевых действий. Однако подготовительная база была уничтожена индийской авиацией под видом ликвидации лагеря террористов. Хотя диверсанты и не успели выполнить своё задание, идея увенчалась успехом: Индия нарушила соглашение о прекращении огня и вторглась на пакистанскую территорию. С августа по сентябрь армии двух стран вели ожесточённые и кровопролитные бои с переменным успехом. Лишь после вмешательства конгрессменов ООН конфликт был приостановлен. В результате столкновений погибло 3000 индийских и 3800 пакистанских военных.
С этого момента НАТО вводит эмбарго на продажу оружия в эти государства. Однако страны находят выход из положения.
Именно поэтому Индия может кардинально сменить курс и присоединиться к идеологии коллективного Запада. Источник фото: Фото редакции Отмечается, что за минувший 2022 год Индия стала одной из трех стран, которые активнее всех вели взаимоотношения с Россией и приобретали газ с нефтью по приемлемым ценам.
Индия не хочет отдавать Китаю свой литий 25 апреля 2024, 14:43 Производство лития в Австралии Индия ищет иностранных партнеров, чтобы перерабатывать литий на своей территории Индия ищет партнеров для переработки лития, чтобы получать его внутри страны, а не отправлять литиевую руду на обогащение в Китай Сюжет Китай Индия привлекает иностранцев для получения технической помощи в переработке лития, чтобы поддержать зарождающуюся промышленность по добыче лития. Министерство горнодобывающей промышленности Индии начало переговоры с Австралией и Соединенными Штатами в прошлом году. Правительство и некоторые частные компании также обратились за помощью к Боливии, Великобритании, Японии и Южной Корее. Руководители российской компании TENEX, входящей в «Росатом», обратились к правительству Индии и провели по меньшей мере две встречи с индийскими официальными лицами в этом году, предлагая технологию переработки лития и другие возможности сотрудничества с индийскими компаниями.
Индо-Тихоокеанские Бермуды. Москва и Вашингтон проверяют крепость Пекина верностью Нью-Дели
Одна из них — Аксайчин — находится в западной части этого горного региона. Там и произошел последний конфликт. Индия считает Аксайчин частью княжества Ладакх, которое вошло в ее состав после получения независимости от Великобритании. Китай же считает, что это исторически была часть области Синьцзян. Истоки конфликта восходят к концу XIX — началу XX веков, когда британские колониальные власти установили границы своих владений в Гималаях. На тот момент имперский Китай не контролировал эти территории, что послужило поводом для претензий, когда Пекин присоединил их.
Вести дела там непросто, особенно с 2020 года, когда Индия ужесточила инвестиционные нормы и запретила более 300 китайских приложений. Китайский производитель смартфонов Xiaomi был последним крупным игроком, закрывшим свой бизнес в Индии.
Судно несколько дней дрейфует вблизи индийских берегов в ожидании итогового решения от правительства Моди», — рассказали авторы китайского издания. Авторы Tencent отметили, что поведение Индии вызывает вопросы.
Дело в том, что американские власти далеко не вчера ввели ограничения против России, их санкции действуют порядка двух лет. И до сих пор Нью-Дели это совершенно не смущало, он с радостью выкупал огромные партии российских энергоносителей, да еще и требовал хорошую скидку. Однако теперь индийское правительство вдруг вспомнило про ограничения и, боясь испортить свои отношения с США, отказывается принять судно. Истинные причины ее демарша связаны с тем, что Россия хочет продавать свою нефть за китайские юани. Нью-Дели такой вариант не устраивает, и он пытается шантажом заставить ее отказаться от своих требований.
Результатом стали захват ряда островов архипелага Спратли Китаем в 1978 году, война с Китаем 1979 года, пограничный конфликт 1984 года и бои за ряд островов архипелага Спратли в 1988 году. До этого, ещё в пору существования южновьетнамского режима в 1974 году, Китай отбил несколько островов и у него.
Сегодня китайские и вьетнамские позиции в Южно-Китайском море похожи на слоёный пирог из взаимопроникающих в боевые порядки друг друга опорных пунктов на воде. На кону противостояния — нефть и газ Южно-Китайского моря, они крайне нужны и Вьетнаму, и Китаю. Обстановка очень напряжённая. Под давлением Китая Вьетнам потихоньку прогибается, время от времени прекращая геологоразведку и бурение в том или ином районе. За этой уступчивостью стоит, однако, далеко не только сила Китая. Дело в том, что внутри Вьетнама имеет место скрытый раскол по поводу взаимоотношений с Китаем. С одной стороны, вьетнамцы категорически не хотят подчиняться диктату Китая — если дело дойдёт до войны, готовятся воевать, хотя силы уж очень неравны.
Но, с другой стороны, у Китая высочайшая степень проникновения во вьетнамскую экономику, а часть вьетнамских элит может быть просто им подкуплена по крайней мере, если верить вьетнамской патриотической общественности. Это порождает двойственную политику — пока власти Вьетнама, под напором китайской экспансии и, возможно, с подачи китайских агентов влияния внутри страны, потихоньку прогибаются под Китай в политике и экономике, военные готовятся воевать с Китаем с максимальным напряжением всех сил, а народ зачастую относится к политическому руководству как к предателям, сдающим страну китайцам. В целом политику Вьетнама по отношению к Китаю можно охарактеризовать так: избегать прямого конфликта даже ценой уступок, но быть готовым взять с китайцев несоразмерно высокую цену за силовые действия. Вьетнамцы понимают, что в войне Китай их сомнёт, и готовятся к тому, чтобы любые его приобретения по итогам конфликта были несоразмерны понесённым потерям. Неустойчивое положение Вьетнама вынуждает его идти на сближение с врагами Китая, в том числе и США, которым вьетнамцы ничего не забыли и ничего не простили, но вынуждены поддерживать связи на случай удара со стороны китайцев. Это очень сложная и тонкая политика — политика «на грани». Ситуацию осложняет то, что и с другими соседями у Вьетнама отношения не особо дружеские.
Вьетнам предельно агрессивно ведёт себя в территориальных спорах с другими игроками, кроме Китая. Вьетнам — это страна-хищник, и только китайский колосс сдерживает их от силовой экспансии во все стороны. Поэтому другие страны опасаются и чрезмерного усиления Вьетнама, понимая, что это в будущем будет чревато массой рисков. Интересным примером местной политики является история с попыткой Индии продать Вьетнаму противокорабельные ракеты «Брамос». Как только о потенциальной сделке стало известно, Китай немедленно выступил с гневным заявлением, сделанным через газету Народно-освободительной армии, что поставка этих ракет увеличит напряжённость в регионе. Занятно, что адресатом предупреждения была Индия, а не Вьетнам. В итоге сделка не состоялась.
Для России это противоречие тоже чревато потерями.
Индо-Тихоокеанские Бермуды. Москва и Вашингтон проверяют крепость Пекина верностью Нью-Дели
ВЗГЛЯД / Индия – третий полюс будущего трехполярного мира :: Автор Владимир Можегов | транспорт, бизнес, новости, китай, коридор индия-европа. |
Впервые за 45 лет бой на индийско-китайской границе закончился жертвами | Министерство иностранных дел Индии обвинило Китай в попытке в одностороннем порядке нарушить статус-кво в районе границы двух стран, что привело к жертвам. |
СМИ: Россия сделала выбор между Китаем и Индией | Индия не поддержит принятие новых стран в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), поскольку считает, что Китай станет использовать расширение организации в своих целях. |
Вооруженный конфликт на границе Индии и Китая: возможна ли полномасштабная война - МК | В сентябре Индия и Россия должны встретиться для того, чтобы проработать детали запуска морского маршрута между Владивостоком и Ченнаи. |
Российская дипломатия пока не готова быть дипломатией сверхдержавы
- В Гималаях произошло военное столкновение между Китаем и Индией | Азия | ФедералПресс
- Конфликт Индии и Китая: чем это может грозить России
- Индолог Лунев: Индия опасается, что расширение БРИКС свяжет ей руки и усилит Китай
- Курсы валюты:
- Главные новости
Вооруженный конфликт на границе Индии и Китая: возможна ли полномасштабная война
Мощный поток уничтожил часть шоссе Роинг-Анини, соединяющее две страны, а также район долины Дибханг с остальной частью Индии. Главная причина напряженных отношений между Индией и Китаем — спорные территории в Гималаях. Отсутствие демаркированной границы между Китаем и Индией в Гималаях на протяжении десятилетий остается источником напряженности.
Смогут ли подружиться китайский дракон и индийский слон?
Между Китаем и Индией нарастает напряженность по поводу цели расширения БРИКС – "быть ли ей клубом, защищающим экономические интересы развивающихся стран, или политической силой, открыто бросающей вызов Западу". Интерфакс: Командование Китая и Индии по итогам 19-го раунда переговоров, прошедших 14 и 15 августа, пообещали сохранять мир и спокойствие на Линии фактического контроля (ЛАК) между странами, сообщает сайт Минобороны КНР. Отсутствие демаркированной границы между Индией и Китаем в Гималаях (две страны разделяет Линия фактического контроля) остается на протяжении десятилетий источником напряженности. В сентябре Индия и Россия должны встретиться для того, чтобы проработать детали запуска морского маршрута между Владивостоком и Ченнаи. Отношения между соседними государствами. История длительного противостояния тянется с 1947 г., когда в результате распада Британской Индии образовалось два суверенных государства: Индийский Союз (Индия) и Доминион Пакистан (Пакистан и Бангладеш).
Содержание
- Между Индией и Китаем может образоваться конфликт из-за корабля-шпиона | ОТР
- ВЗГЛЯД / Индия – третий полюс будущего трехполярного мира :: Автор Владимир Можегов
- Индийско-китайские отношения — Википедия
- Tencent: Путин не стерпел демарша Индии, Моди поплатился за шантаж России - АБН 24
Китай заявляет о победе над Индией на границе с Гималаями
По данным портала, 27 апреля в Нью-Дели состоялась встреча министров обороны Китая и Индии, главной темой обсуждения стала обстановка в северо-восточном штате Аруначал-Прадеш, а также на участке горной территории на севере Кашмира. На встрече со своим индийским коллегой Раджнатхом Сингхом министр обороны КНР Ли Шанфу заявил, что Китай намерен нормализовать обстановку на линии фактического контроля. В свою очередь министр обороны Индии заявил, что все пограничные вопросы между Индией и Китаем должны быть решены в соответствии с существующими двусторонними соглашениями и обязательствами на фоне нарастающей напряженности из-за пограничного спора в Гималаях.
К тому же сотрудничество Индии с Россией в военно-технической сфере не безоблачно: индийские СМИ наряду с хвалебными материалами в адрес российских вооружений нередко помещают негативные статьи. В частности, некоторые индийские эксперты возмущались закупками у России танков Т-90, но их поставки в конце концов продолжились. Но несколько масштабных контрактов Индия сорвала: так, индийцы отказывались от закупок истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-17 и Ка-31, вышли из проекта создания истребителя 5-го поколения. При этом Индия продолжает закупать российское вооружение, причем в больших количествах. Но приведенные примеры показывают, что Индия вышла из ситуации 1970—1980-х гг.
Нью-Дели приходится считаться с несопоставимостью экономического, технологического и военного потенциала двух стран. Формально азиатские гиганты примерно равны: население Китая и Индии — по 1,4 млрд, армия Китая — 2,7 млн против 3,5 млн у Индии. Но соотношение по военной технике совсем другое. У Китая 1232 боевых самолета, у Индии — всего 538. Танков у Китая меньше 3500 против 4292 единиц зато бронетехники у Китая больше в 3,5 раза. Вдвое больше у Китая и артиллерии, такое же соотношение по боевым кораблям. Эксперты утверждают, что ядерных боеголовок у Китая 320, у Индии — 150.
Если Китай полностью обеспечивает себя отечественной техникой и вооружением закупая у России технологии , то Индия надеется выйти на самообеспечение только в отдаленной перспективе. Со сложной техникой у Индии дела обстоят еще хуже. Китай производит авианосцы, Индия — нет. Китай производит стратегические бомбардировщики Xian H-6K , Индия — нет. В Китае выпускаются военно-транспортные самолеты, в Индии — нет. В 1972 г. Организация оборонных исследований и разработок Индии заказала разработку танка, выпуск которого начался только в 2006 г.
Первенец индийского танкостроения, Arjun, похожий на германский Leopard 2, должен заменить российские машины, но за 14 лет производства в войска поступило только 122 единицы — такова мощность индийского танкостроения. Не говоря уже о том, что индийские танкисты жалуются на его «болезни» слабый и ненадежный двигатель , которые, в силу его возраста, уже трудно назвать детскими.
Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний. Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом.
Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества. Начиная с создания в 2003 году JSG обе страны двигались в сторону большей экономической открытости. В 2005 году JSG подготовила отчет о китайско-индийском торгово-экономическом сотрудничестве29, в котором содержались рекомендации о целесообразности заключения торгового соглашения между Китаем и Индией, охватывающего инвестиционное сотрудничество и торговлю товарами и услугами30.
Однако, как отмечают некоторые исследователи, продолжающаяся в течение длительного времени публичная дискуссия о растущем дефиците торгового баланса Индии с Китаем замедлила продвижение двустороннего соглашения о свободной торговле31. Как раз в период активной фазы переговоров о заключении регионального торгового соглашения 2005-2007 гг. В случае заключения торгового соглашения Индия могла бы значительно нарастить объемы экспорта в Китай. Для этого есть определенная экономически обусловленная целесообразность. Стороны пытались подойти к проблеме несбалансированной структуры торговли за счет возможности увеличения импорта со стороны Китая индийских товаров и услуг в фармацевтической и ИТ-отраслях.
Что касается фармацевтического сектора, то длительный и сложный процесс лицензирования в Китае не позволяет индийским компаниям в полной мере закрепиться на его рынке. Однако в зависимости от изменения вектора двустороннего сотрудничества в сторону большей кооперации данная тенденция может измениться в будущем33. Так, в 2018 году после успешных встреч лидеров двух государств - Си Цзиньпина и Нарендры Моди - для преодоления взаимной враждебности, усиленной пограничным конфликтом на плато Доклам летом 2017 года, начались переговоры об освобождении от тарифного регулирования 28 видов индийских медицинских препаратов34. На 11-м заседании Совместной индийско-китайской группы по экономическим отношениям, торговле, науке и технологиям 26 марта 2018 года в Нью-Дели обе стороны подтвердили позитивные результаты предыдущих переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли35. Однако в 2020 году произошло резкое изменение вектора переговоров, и в ответ на события в Ладакхе Индия стала заявлять о планах серьезно ужесточить регулирование импорта некоторых товарных позиций, включая активные медицинские компоненты, необходимые в том числе и для производства дженериков.
Кроме того, в том же году премьер-министр страны Н. Моди заявил о планах сделать индийскую экономику полностью самодостаточной «Atmanirbhar Bharat Abhiyan» self-reliant India campaign , не только в производственном плане, но и «громко заявлять о местной продукции» «local mein vocal» vocal about local для стимулирования потребительского спроса. Премьер-министр Индии также запустил совместную с Японией и Австралией Инициативу по обеспечению надежности цепочки поставок Supply Chain Reliance Initiative , с тем чтобы увеличить экспорт Индии в эти страны. Это фактически является отражением более глобальных попыток Индии переориентировать свой экспорт в долгосрочной перспективе для снижения чрезмерной зависимости от Китая36. Сохранение политического недоверия между Китаем и Индией Очевидно, что внушительный торговый оборот и экономическая целесообразность должны подталкивать Пекин и Нью-Дели к сохранению стабильности их отношений, несмотря на периодическую эскалацию пограничных споров.
Одно из наиболее интенсивных начиная с войны 1962 года вооруженных столкновений между двумя странами произошло в июне 2020 года в районе Ладакха северная часть Гималаев. Кризис на линии фактического контроля ЛФК , которая заменяет отсутствие юридической демаркации и делимитации границы, привел к гибели 20 индийских солдат и не менее четырех китайских военнослужащих. С тех пор отношения остаются напряженными, несмотря на попытки политического и военного руководства нивелировать последствия обострения. Инцидент удалось быстро урегулировать благодаря оперативному задействованию механизмов экстренного взаимодействия по дипломатическим и военным каналам. Еще большему недоверию в китайско-индийских отношениях добавляют взаимные претензии двух стран к их региональной политике.
Индия, в частности, опасается экспоненциального роста китайской военной и экономической мощи и постоянного расширения его влияния в Индийском океане и странах Южной Азии37 за счет углубления всесторонних партнерских отношений в том числе с Пакистаном и Шри-Ланкой. Нью-Дели также обращает внимание и на растущее военно-стратегическое присутствие Пекина в зоне ее интересов: Китай строил и впоследствии получил в аренду глубоководный порт Гвадар в Пакистане, расположение которого позволяет Пекину отслеживать военно-морскую деятельность Индии в Аравийском море, а также наблюдать за американо-индийскими маневрами в Индийском океане38. С настороженностью Индия подходит и к концепции «нить жемчуга» по цепи военно-морских объектов КНР по ее периметру. В этой связи введение в эксплуатацию в 2017 году и последующее расширение в 2020 г. Китай воспринимает оборонное и стратегическое партнерство Индии с США особенно в рамках Четырехсторонней группы по безопасности с участием Австралии и Японии QUAD как военный союз, направленный на сдерживание его интересов в регионе и за его пределами, а также как явную угрозу китайским геополитическим интересам в Южной и Юго-Восточной Азии, а также акватории Южно-Китайского моря.
Активизация китайско-индийской конкуренции в ИТР заставляет Китай и Индию усиливать международные и региональные позиции, в связи с чем обе стороны стали еще более активно продвигать свои экономические интересы и модернизировать вооруженные силы, что вызывает рост взаимного недоверия40. В 2022 году Индия поддержала Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру ИТЭС под эгидой США, которая, согласно своим официальным целям, призвана содействовать многостороннему экономическому сотрудничеству в регионе. Индия, опасаясь дальнейшего ухудшения отношений с Китаем, начала усиливать процесс секьюритизации своих торговых связей с ним. Это вылилось как в ужесточении контроля за внешними инвестициями и увеличении количества импортных барьеров, так и негативно сказалось на желании страны участвовать в региональных интеграционных объединениях. И хотя мотивы в основном сводились к опасениям увеличения конкуренции для индийских производителей со стороны потенциальных партнеров по ВРЭП, одной из наиболее весомых причин был ожидаемый рост уязвимости индийского рынка перед наплывом более дешевых китайских товаров.
Таким образом, представляется, что Индия планомерно идет на усиление контроля за китайскими инвестициями в качестве меры по снижению зависимости своего рынка от экономики КНР. Хотя при этом экономический разворот Индии от Китая к Западу сталкивается с различными препятствиями. В настоящее время Китай занимает центральное место в азиатских цепочках поставок, а расширение ограничений на импорт из Китая и отказ от участия во ВРЭП делают экономику Индии менее привлекательной для встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости. Процесс секьюритизации экономических отношений с Китаем со стороны Индии еще раз свидетельствуют о том, что сохраняющаяся политическая напряженность препятствует раскрытию всего потенциала китайско-индийской торговли.
На Ближнем Востоке есть богачи, но эти богачи умеют просчитывать риски. Европа и США и вовсе не обладают финансовой мощью", — отметил он. Эксперт также считает, что некоторые страны, которые изначально являлись транспортными узлами на пути из Европы в Азию, такие как Турция, вряд ли захотят видеть появление новых конкурентных маршрутов.
По его словам, китайская инициатива "Один пояс, один путь" направлена на создание взаимовыгодной ситуации, на получение пользы всеми.
Конфликт Индии и Китая: чем это может грозить России
Пограничный штат Индии Аруначал-Прадеш в Китае считают своей территорией. В ближайшее время состоятся 19-й раунд переговоров между Китаем и Индией на уровне командиров корпусов и 28-е заседание WMCC. Индийские СМИ сообщают о китайском отряде численностью до 300 человек, который получил «решительный и твёрдый ответ». Индия и Китай, два мировых гиганта, оказывающих всё более растущее влияние на трансформацию геополитической ситуации, вновь продемонстрировали, что между ними сохраняются напряжённые отношения.
Страны обсудят запуск прямого торгового маршрута между Приморьем и Индией
В начале ХХ века единственной азиатской страной, способной бросить вызов мировому господству англосаксов, была Япония. Свою борьбу за доминирование в Тихоокеанском регионе Япония и начинала под паназиатскими лозунгами: англосаксы, вон из Азии! Азия — азиатам! И если Китаю не повезло стать жертвой японской агрессии, то в Индии, находящейся под англосаксонским игом, антиколониальный поход Японии вызвал огромное сочувствие. Отсюда и почитание, которым окружено здесь имя Субхаса Чандра Боса, выбравшего, в отличие от Махатмы Ганди, вооруженный путь борьбы. После войны к власти в Китае пришли коммунисты. Националистический Гоминьдан, принявший на себя основную тяжесть борьбы с Японией, оказался вытеснен на Тайвань. Индия обрела независимость, а ее внешнеполитический курс определил магистральный вектор движения неприсоединившихся. Так Индия стала своего рода третьим полюсом между англосаксонским Западом, с одной стороны, и коммунистическими Китаем и СССР, с другой.
При этом, хотя внешне политика Индии всегда оперировала риторикой миролюбия и ненасилия, в глубине души индийцы считают, что Субхас Чандра Бос, погибший на исходе Второй мировой, сделал для независимости Индии гораздо больше. По понятным причинам, после войны имя Боса в Индии произносилось гораздо более приглушенно, чем имя Ганди. Однако разницу между двумя лидерами индийцы всегда сознавали: Ганди — путь компромисса, Бос — путь борьбы.
Однако благодаря объективной взаимной заинтересованности в укреплении торгового сотрудничества, совпадению интересов по вопросам реформирования международных финансовых институтов и усиления голоса «глобального Юга» в мировой экономике Китай и Индия скорее склоны к снижению уровня взаимной конфликтности, несмотря на сохранение некоторых негативных тенденций. К ним относятся региональная военно-политическая и экономическая конкуренция в Индо-Тихоокеанском регионе ИТР 1, а также периодические всплески военной активности на определенных участках спорной границы: Аксайчин Индия относит его к части Ладакха штата Джамму и Кашмир и Аруначал-Прадеш. Цель исследования состоит в том, чтобы выделить особенные черты китайско-индийских экономических взаимоотношений, которые позволили бы говорить об их положительном влиянии на снижение уровня взаимной напряженности. Для этого будут рассмотрены ключевые элементы китайско-индийского сотрудничества в области торговли, на международных многосторонних площадках и в рамках продвижения интересов развивающихся стран. Одновременно предлагается анализ проблем, связанных с торговым дисбалансом и инвестиционной деятельностью, а также затрагивающих вопросы взаимного недоверия, экономической и политической конкуренции за региональное лидерство в ИТР. Сотрудничество Китая и Индии в сфере торговли Раджесвари Пиллай Раджагопалан из влиятельного исследовательского центра Observer Research Foundation ORF, Индия отмечает, что, хотя существует ряд факторов, которые негативно влияют на двусторонние отношения Китая и Индии, одним из основных положительных драйверов остается заметное укрепление торговых связей. В частности, Индия представляет для Китая значительные экономические и инвестиционные возможности.
После мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, когда сильно пострадавшие рынки западных стран стали менее привлекательны для Китая, он начал проявлять все больший интерес к азиатским экономикам, в том числе и Индии. В этой связи ежегодно увеличивающиеся показатели двустороннего товарооборота между Индией и Китаем являются свидетельством их более активного сотрудничества2. Индия занимает восьмое место среди крупнейших торговых партнеров Китая4, в то время как Китай начиная с 2008 года и вплоть до прошлого года оставался ведущим торговым партнером Индии. Однако в 2022 году незначительно уступил США, оборот торговли которых с Индией, вследствие стремительного восстановления после пандемии Covid-19 и медленного выхода из «ковидных» ограничений Китая, достиг рекорда в 157 млрд долларов5. Об особой значимости торгового сотрудничества для двусторонних отношений Китая и Индии говорит тот факт, что даже на уровне политической риторики Пекин уделяет особое внимание этому вопросу. Особенность структуры торговли двух стран состоит в том, что Индия в основном поставляет в Китай сырье и продукцию с относительно невысокой добавленной стоимостью, включая товары нефтяной, химической и сталелитейной промышленности, а также сельского хозяйства и рыбоперерабатывающей отрасли. Основными товарами, которые традиционно являлись ведущими в экспорте Индии в Китай, были хлопок, алмазы, а также медь, железная руда и органические химикаты. Индия много лет была вторым по величине экспортером алмазов в Китай8. Китай, напротив, экспортирует в Индию более высокотехнологичную номенклатуру товаров, например электрические машины, компьютеры, оборудование и его компоненты, энергетическое оборудование ядерные реакторы, котлы и др. Вместе с тем данная непропорциональность обусловлена объективными причинами и совпадает с общим трендом в развитии экономик Китая и Индии.
Индийские исследователи также выделяют проблему неравномерного развития экономик Китая и Индии как одну из причин низкой конкурентоспособности индийского производственного сектора. Например, развитие экономики Китая начиналось с сельского хозяйства, затем перешло к промышленности, а позже затронуло и сферу услуг. Однако в Индии развитие экономики фактически происходило сразу от сельского хозяйства к сфере услуг, практически минуя сектор промышленности. Иными словами, для увеличения экспорта и снижения торгового дефицита, по мнению индийских исследователей, целесообразнее направлять больше инвестиций в наиболее слабые секторы экономики Индии - обрабатывающую промышленность и инфраструктуру. Это будет способствовать привлечению большего объема ПИИ и, как следствие, приведет к расширению экспорта. В 2018-2019 годах в Индию ввозилось 375 категорий товаров, из которых больше половины приходилось на Китай, включая 70-процентную долю электронной продукции10. Если изобразить китайско-индийскую торговлю в стоимостном выражении в долларах США в долях от их общей внешней торговли, то получится наглядная картина большей зависимости экономики Индии от Китая. Китайские эксперты подчеркивают серьезную зависимость индийского рынка смартфонов от импорта из КНР. Сильная зависимость индийского рынка от КНР наблюдается и в автомобилестроении. В этой связи закономерно, что Индия испытывает хронический дефицит торгового баланса с Китаем, который также является и самым большим из всех торговых партнеров Нью-Дели.
Посольство Индии в КНР отмечает, что увеличение дефицита торгового баланса с Китаем объясняется двумя основными факторами: «узкой товарной корзиной» и серьезными препятствиями для большей части индийской продукции сельского хозяйства и секторов, в которых Нью-Дели обладает высокой конкурентоспособностью, включая фармацевтику и сферу услуг, чтобы попасть на китайский рынок13. Говоря о последней, стоит отметить, что она же является одной из ключевых статей индийского экспорта в целом, и проблемы в поставке услуг в Китай негативно сказываются на отрицательном для Индии сальдо торгового баланса. Ряд исследователей отмечает, что важнее даже не сами тарифные ограничения, которые регулируются нормами Всемирной торговой организации ВТО , а нетарифные ограничения, к числу которых можно отнести сложные таможенные процедуры, требования соответствия стандартам, длительные и непростые процедуры сертификации. Именно их часто называют индийские производители в числе самых серьезных препятствий для доступа к китайскому рынку. Это стало прямым результатом усилий премьер-министра Индии Нарендры Моди по поддержке отечественных и иностранных компаний15. Реализации этих задач призвана способствовать объявленная в 2014 году Н. Моди программа «Делай в Индии» Make in India. Кроме того, развитие торговли между Индией и Китаем сталкивается со многими другими преградами, включая языковой барьер, ограничения на перемещение рабочей силы и повышенные визовые требования. К коренным проблемам повышения качества двусторонних экономических отношений китайские эксперты относят так называемых трех «внутренних демонов» индийской политической элиты иньду чжэнцэ цзинин дэ «синь мо» : внешнеполитическое позиционирование Китая в качестве стратегического конкурента чжаньлюэ цзинчжэнчжэ ; неверная оценка и преувеличение роли торгового дефицита в качестве неизбежного «проигрыша» индийской стороны; неверное предположение, что в укреплении торгово-экономического и стратегического сотрудничества с США для подавления Китая Индия сможет заменить Пекин в качестве главной «фабрики мира» шицзе гунчан. Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производства международных предприятий из Китая в Индию, обусловленная длительными ограничениями вследствие локдауна и усиливающимися трениями в американо-китайской «торговой войне», хотя и носит пока ограниченный характер, в перспективе может способствовать развитию внутреннего индийского производства и сказаться на снижении торгового дефицита с Китаем.
Так или иначе, Р. Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли. Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура. Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику. Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР.
Главы оборонных ведомств смогли еще раз обсудить самые важные вопросы. Глава МО РФ ответил, что с удовольствием приедет. Отдельно у Сергея Шойгу состоялись переговоры с министром обороны Индии. Как и на встрече с китайским министром в Москве, Сергей Шойгу обратился к коллеге с традиционным национальным приветствием. В этот раз на санскрите. Искренне рад встрече с Вами. Я всегда с удовольствием приезжаю в гости к своим индийским друзьям», - приветствовал Шойгу министра Раджнатха Сингха. По словам Шойгу, отношения стратегического партнерства между Россией и Индией вносят большой вклад в укрепление безопасности в Азии и в мире в целом. Интенсивность и глубина двусторонних контактов свидетельствует о беспрецедентном уровне доверия. Несмотря на все сложности текущей международной политической ситуации, ни один из совместных проектов в этой сфере свернут не был. Как бы не менялась международная обстановка курс на углубление российско-индийского сотрудничества остается неизменным, нацеленным на продолжение плодотворной совместной работы», - заявил он. Встреча в Индии в столь непростое для всего мира время - это очевидный сигнал Западу. Количество стран, готовых открыто противостоять однополярной модели Вашингтона лишь растет.
Этот вопрос они планируют обсудить на предстоящем саммите организации, который пройдет с 22 по 24 августа в Йоханнесбурге. Некоторые из них подали официальные заявки, в том числе Алжир, Бангладеш, Египет и Эфиопия. Постоянный адрес новости: eadaily.
Премьер Индии предложил Китаю срочно урегулировать пограничные вопросы
В целом в последние годы наблюдается жесткая конкуренция между Китаем и Индией в вопросе экономического влияния в странах Персидского залива, в особенности в Саудовской Аравии. "Россию, Индию и Китай объединяет то, что это древние цивилизации, каждая из которых самодостаточна и не собирается вмешиваться в отношения друг друга. Плюс Нью-Дели опасается усиления Китая в силу ряда исторически мотивированных и до сих пор нерешённых проблем между двумя странами. китай, индия, территориальный конфликт, гималаи, история Неоднократно встречаясь, лидеры Индии и Китая Нарендра Моди и Си Цзиньпин говорили о желании установить добрососедские отношения. Сотрудничество между странами БРИКС включает различные сферы, в том числе туризм и культурный обмен. Китай и Индия, два важных члена блока, активно развивают туристические отношения и культурные связи, что способствует углублению взаимопонимания и укреплению.