Терапевт Черненко рассказала, как быстро вернуть память после COVID-19.
Все жалуются на снижение памяти и никто – на свой ум
Описаны 5 групп широко распространенных препаратов, которые приводят к снижению памяти у пациентов при длительном приеме. описания причин, процессов диагностики и лечения. Как снизить риск нарушения памяти при новой коронавирусной инфекции. После перенесённой коронавирусной инфекции нужно пройти полное обследование.
Почему люди теряют память с возрастом и как этого избежать
Нарушение, снижение и потеря памяти у пожилых людей: как лечить, что делать, как выявить причины и найти лекарство для восстановления. Буквально на глазах человек из активного и мыслящего превращается в деградирующего, неадекватного, теряющего память и самые простые практические навыки. Доклинические исследования показывают, что снижение памяти у стареющих мышей можно обратить вспять, манипулируя составом структур мозга, известных как перинейрональные сети.
Все жалуются на снижение памяти и никто – на свой ум
Но кроме спорта есть и другие приемы. Известен способ запомнить основные элементы речи, которую вам предстоит произнести, искусственно привязав каждую часть к определенному месту вдоль хорошо известного вам маршрута. Например, дерево у дома — первый эпизод, мост — второй, поворот направо — третий и так далее, — рассказывает Эдуард Коркотян. Есть версия, что улучшить память помогает изучение иностранных языков. Но это тоже не панацея. Это вообще процесс другого порядка: знание не улучшает память, но если у вас есть цель — изучить как можно больше языков, то каждый последующий будет даваться все легче и легче. Но и человеческая память не бесконечна. Потому что, если мы будем бесконечно учить стихи или какую-либо другую статичную информацию, это будет вытеснять другую информацию из нашей головы. Потому что все-таки память у нас недостаточно безгранична, — отмечает Никита Жуков. Кто-то может помнить огромное количество информации, кто-то не очень, но зато у него прекрасные логические связи между имеющейся информацией. Все крайне индивидуально.
Считается, что та же болезнь Альцгеймера профилактируется, если человек достаточно занят интеллектуальным трудом, и у людей с двумя высшими образованиями или несколькими изученными иностранными языками меньше риск того, что разовьется болезнь Альцгеймера. Тем не менее это данные не особо точные, и нельзя всем рекомендовать обязательно идти на две «вышки» или учить три языка. Можно улучшить память таблетками? И это доказано. Во всех остальных случаях их эффективность никак не доказана клиническими испытаниями. В настоящее время не существует ни одного всемирно признанного ноотропа, который бы прошел стадии клинических испытаний и был рекомендован к применению. Можно отметить ряд средств, не являющихся ноотропами, но улучшающих внимание, позволяющих лучше сосредоточиться. Одним из самых известных является метилфенидат риталин. Однако отношение к этому средству — не всегда однозначное. В частности, в России и некоторых других странах оно изъято из оборота.
Память зависит и от общего психического состояния человека. Известно, что стресс, тревога и депрессивное состояние ухудшают эффективность обучения и памяти. В этих случаях определенного улучшения памяти можно добиться при лечении основного симптома.
Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту. Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза. Нарушение памяти у детей У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации и амнезия полная потеря какого-либо участка памяти.
Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния. Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения. Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация. Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим.
Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков. Нарушение памяти в пожилом возрасте У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга.
Незабываемая пандемия: Невролог — о феномене потери памяти из-за коронавируса По словам врача, SARS-Cov-2 может напрямую поражать разные отделы головного мозга. По её словам, вирус может атаковать нервную систему на любом уровне и вызывать самые разные неврологические проблемы, в том числе проблемы со сном, тревожные расстройства и вегетативные нарушения наподобие панических атак. Вирус нейротропин, попадая в нервную систему через обонятельные рецепторы в верхней части носовых ходов, может повреждать структуры головного мозга как напрямую, так и опосредованно через сосудистую систему, поражая лимбическую систему, гипоталамус, мозжечок, дыхательный центр и другие уровни нервной системы Надежда Бояринова Невролог медицинского холдинга "СМ-Клиника" Как отметила врач, SARS-Cov-2 вызывает воспаление в нейроваскулярной единице, это совокупность взаимосвязанных друг с другом нейронов и кровеносных сосудов. Клетки внутреннего слоя эндотелия сосудов мозга имеют рецепторы АПФ2 англоязычная аббревиатура — ACE2 — так же как и все остальные сосуды организма.
Люди с этой болезнью перестают понимать смысл сложных предложений и слов, теряют способность самостоятельно одеваться, готовить себе еду и другие бытовые навыки. Патогенез нарушения памяти Память — это особое свойство организма, фиксирующее необходимую информацию. В норме память не только сохраняет её, но и воспроизводит в нужный момент. Таким образом человек учится, набирается опыта и формирует своё представление об окружающем мире. Её характерными чертами являются: объём определяет количество информации, которое способен запомнить человек, чтобы потом использовать её в своей работе; точность воспроизведения отражает способность максимально сохранять информацию во всех деталях; длительность указывает на срок, в течение которого мозг может хранить информацию в полном объёме. Механизм нарушения памяти Поскольку причин нарушения памяти очень много, описать механизм её развития довольно сложно. Поэтому рассмотрим патогенез на примере одной из частых причин нарушения памяти — болезни Альцгеймера. Этот вредоносный белок образует амилоидные, или сенильные, бляшки во внеклеточном пространстве, что запускает сложные патологические реакции, в результате которых тау-белок переходит в «больную» форму за счёт окисления фосфорилирования и накапливается внутри клеток мозга в виде клубочков. Какие виды памяти нарушаются Существуют разные виды памяти со своими целями и задачами. В зависимости от вида памяти разнятся причины её нарушения. По характеру психической активности существуют: Моторная память — это запоминание, хранение и реализация разных движений, из которых постепенно формируются разнообразные навыки, например ходьба или письмо. Конечно, тело не повторяет движения точь-в-точь, а меняет их в зависимости от обстоятельств. Но без моторной памяти человеку приходилось бы заново учить каждое движение бесчисленное количество раз. Двигательная память возникает в раннем детстве, первые её зачатки можно наблюдать уже на первом месяце жизни, когда у ребёнка появляются условные рефлексы. Потом он начинает запоминать и воспроизводить движения осознанно, подключая к этим процессам мышление, волю и другие элементы психики. Этот вид памяти нарушается при ДЦП. Она развивается либо позже, либо своеобразно. Также проблемы с двигательной памятью могут возникнуть у людей с черепно-мозговой травмой, нарушениями мозгового кровообращения и при опухолях головного мозга. Эмоциональная память — направлена на запоминание и воспроизведение чувств и эмоций. Она имеет большое значение, так как эмоции показывают, как человек справляется со своими потребностями и взаимодействует с окружающим миром. Такой вид памяти нарушается при болезни Паркинсона. Например, люди с этим заболеванием могут случайно проявлять эмоции, которые не испытывают, например смеяться или плакать, когда им не смешно или не грустно. Словесно-логическая память — отражает процессы запоминания и воспроизведения мыслей, когда человек размышляет и обрабатывает новую информацию. Проследить работу словесно-логической памяти можно на примере запоминания важных диалогов или рекомендованной литературы. Особенностью этого вида памяти является то, что мысли не существуют без языковой поддержки [1] [8] [12]. Такой вид памяти нарушается при шизофрении. Из-за этого человек не может запомнить и искажает информацию, которую только что услышал. В зависимости от целей деятельности память может быть: непроизвольной — осуществляется автоматически, без особого волевого напряжения и сознательного контроля; произвольной — требует волевых усилий и цели для запоминания информации. Также существует разделение на кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную память. Объём кратковременной памяти всегда индивидуален. Он зависит от природных характеристик человека и, как правило, остаётся неизменным в течение жизни. Для кратковременной памяти характерно механическое запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала [2] [10] [11]. В кратковременную память попадают последние 5—6 единиц информации, воспринимаемые через органы чувств. Этот вид памяти страдает при шизофрении : человек становится невнимательным и рассеянным, не может сконцентрироваться. Также проблемы с кратковременной памятью — это один из первых признаков болезни Альцгеймера и энцефалопатии Вернике : человек не помнит события, которые произошли с ним недавно, например снова идёт в магазин за хлебом, хотя только что его купил.
Эксперт: перенесшие COVID-19 сталкиваются с снижением концентрации и ухудшением памяти
Незабываемая пандемия: Невролог — о феномене потери памяти из-за коронавируса | — Проблемы с памятью связывают с болезнью Альцгеймера, потому что это одно из ведущих проявлений этой болезни. |
Выявлена связь между сменной работой и памятью: Здоровье: Наука и техника: | Этот процесс также приводит к снижению стресса, улучшению концентрации и памяти. |
От медитаций до шоколада. 30+ советов, как улучшить память | Однако регулярное снижение памяти требует внимания со стороны специалиста. В ряде случаев при некоторых нарушениях процесс обратим после грамотной терапии. |
Восстановление памяти после перенесённого коронавируса – клиника «Семейный доктор». | По сути, почти любое появляющееся постепенное снижение памяти теперь часто и безоговорочно расценивается как начальное проявление болезни Альцгеймера. |
Эксперт: перенесшие COVID-19 сталкиваются с снижением концентрации и ухудшением памяти
Обследование на предмет снижения памяти начинается с неврологического осмотра, который и дает большую часть нужной информации. Нехватка флавоноидов может привести к возрастному снижению памяти, установили ученые из США, проводившие на протяжении 3 лет обследование группы из 3500 пожилых людей. Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. Однако, прежде чем назначить лечение и решить, как восстановить нарушения внимания и резкое снижение, потерю кратковременной или долговременной памяти, необходимо. Как известно, сегодня у людей пожилого возраста широко распространены когнитивные нарушения – снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций. Часто снижение памяти память.
Нарушение памяти
При сбое в обмене веществ ткани мозга страдают от дефицита питательных веществ. Ресурсы распределяются по жизненно важным областям, а центр памяти в этом списке не приоритетен. Ангиопатия — патология развивается на фоне сахарного диабета. Сосудистые стенки утолщаются, мелкие сосуды перекрываются и прекращают работать. Кровообращение нарушается во всех органах, страдает и головной мозг. Гипотиреоз — недостаток гормона щитовидной железы приводит к развитию йододефицита. Психические расстройства — шизофрения, эпилепсия, депрессия.
Шейный остеохондроз. Деформированные позвонки пережимают кровеносные сосуды, мозг страдает от дефицита кислорода и питательных веществ. При болезнях почек ухудшается вербальная память. Когнитивные функции снижаются при увеличении уровня креатинина, снижения скорости клубочковой фильтрации. Исследование проводили на протяжении 5 лет ученые из США. Нужна консультация специалиста?
Неблагоприятное воздействие внешних факторов, образ жизни Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Но эти причины, в отличие от болезней, устранить проще. При изменении образа жизни забывчивость постепенно исчезнет. Причины ухудшения памяти: Информационные перегрузки. Человеческий мозг зависает, если не в состоянии переработать весь полученный объем информации. Принцип многозадачности уже признан неэффективным, поскольку приводит к ухудшению возможностей памяти, внимательности, нервным расстройствам.
Для нормальной работы мозга необходимо постоянно пополнять запасы витаминов группы B. Эти вещества защищают клетки от старения и перегрузок, участвуют в кислородном обмене и синтезе некоторых нейромедиаторов, обеспечивают нормальную работу центральной нервной системы. Стрессы, нервное и эмоциональное переутомление.
Амнезии различны в своих проявлениях. В одних случаях человек помнит исключительно то, что было до заболевания, в других не помнит ничего или частично помнит то, что предшествовало болезни, например травме. Последний вид амнезии называется ретроградной и является одним из частых признаков, определяющих тяжесть сотрясения мозга, например при автомобильной катастрофе. В других случаях в памяти искажаются хорошо знакомые факты и сведения. Есть и ещё один тяжелейший вид амнезии, при которой больной внезапно забывает всю свою прошлую жизнь и кто он есть, включая паспортные данные. Такие состояния могут возникать после тяжёлых физических или психических травм, интоксикаций и даже без видимой причины, когда тщательнейшее обследование мозга не выявляет никаких отклонений.
Механизм такой патологии неизвестен до сих пор. Лечение в этих случаях редко даёт благоприятные результаты. Но иногда внезапно наступает как бы самопроизвольное «просветление» и больной вспоминает практически всё. Существуют заболевания иного рода, при которых потеря памяти и интеллекта обусловлена особыми, специфическими процессами вследствие системных поражений головного мозга. Для них характерно состояние, обозначаемое обобщённым понятием «прогрессирующая деменция» от лат. В нынешний, восьмой год XXI века нелишне оглянуться назад, особенно в середину XIX, начало ХХ века, на переломный период творческого существования человечества. Именно в это время, когда земной шар усердно опутывали сетями железных дорог и телефонных линий, изобретали радио и самолёты, танки и скорострельное оружие, люди узнали о существовании бактерий, вирусов и многого другого. Тогда же происходило стремительное развитие медицины, и в частности невропатологии, которая совершенствовала методы исследований. За последние полтора века значительно увеличилась средняя продолжительность жизни человека.
Пожалуй, на этом стоит остановиться чуть подробнее. Продолжительность жизни пещерного человека не превышала 20 лет. В Древнем Риме люди жили в среднем чуть дольше 25 лет. С тех пор до нашего времени, всего за полтора века, она увеличилась в развитых странах до 70 лет, то есть почти удвоилась. И именно поэтому до второй половины XIX века многие болезни, развивающиеся после 45—50 лет, практически не наблюдались. Их описаний не найти не только у великого греческого врача Гиппократа, жившего за 400 лет до нашей эры, но и у не менее великого Авиценны, жившего около 1000 лет назад, равно как и у европейца Парацельса, жившего в XVI веке. Только со второй половины XIX века врачи стали выявлять заболевания, появляющиеся преимущественно в старшем и пожилом возрасте. Тогда ко множеству уже известных поражений нервной системы исследователи добавили целый ряд новых, встречавшихся весьма редко, при которых по неизвестным до сих пор причинам определённые отделы нервной системы вдруг начинают спонтанно дегенерировать, то есть разрушаться. На границе XIX—ХХ веков описываются многие сходные клинически, но различные морфологически, то есть по своей структуре, заболевания нервной системы с неизбежным трагическим исходом.
Встречаются же они весьма редко, примерно 1—10 больных на миллион жителей. Наиболее известна болезнь Альцгеймера см. Именно она сейчас больше всего «на слуху». Вспомним историю её первого описания. Почти сто лет назад, в 1906 году, Алоиз Альцгеймер впервые описал результаты исследования головного мозга 55-летней женщины, умершей после пяти лет страдания тяжёлым нарастающим слабоумием. Долгое время эта болезнь тихо сосуществовала со множеством других прогрессирующих поражений нервной системы. Количественно болезнь Альцгеймера составляет лишь незначительный процент среди подобных заболеваний. Качественно же — все они являются одним из основных источников нарастающих медицинских и социальных проблем. Эти больные без перспективы выздоровления образуют всё увеличивающуюся прослойку людей, угнетённых своим состоянием и угнетающих окружающих обречённостью и бессилием современной медицины.
Надо посмотреть правде в глаза, как в глаза больных, выражающих постоянную боль и надежду, и, не обманывая самих себя, уже сейчас искать новые подходы к профилактике и лечению этого заболевания. Болезнь Альцгеймера — тяжёлая. Начинающаяся незаметно, чаще после 55—60 лет, она нередко впервые, как бы исподволь, проявляется в элементарном несоблюдении гигиены: человек перестаёт мыться, стричь ногти, менять бельё. Отдых заменяется удлиняющимися периодами бездеятельности. Память постепенно становится хуже. Вскоре появляется так называемая афазия — больной перестаёт понимать обращённую к нему речь, отвечает невпопад или вообще на другую тему. Он как бы не слышит вопроса. Постепенно всё более нарушаются чтение и речь, меняется почерк. Возникают многократные ритмичные повторы последнего слова фразы.
Несколько позже пациент перестаёт узнавать окружающих, движения становятся неточными. Могут наблюдаться галлюцинации, разного рода судороги, вплоть до эпилептических припадков, и даже нестойкие параличи. Болезнь прогрессирует обычно в течение двух—четырёх лет, редко больше. Но надо сказать, что появление первых внешних признаков заболевания — это уже далеко не начало, а продолжение процесса, который незаметно длился до этого по крайней мере несколько лет. И уловить его начало никакими самыми современными методами просто невозможно.
Снижение памяти обычно происходит постепенно, начинается с малозаметных случаев забывчивости. Но со временем проблема усугубляется, симптомы прогрессируют, вплоть до того, что человек лишается способности самообслуживания. Чтобы точно определить причину возникновения данного симптома и разработать тактику лечения, рекомендуется пройти базовый CHEK-АP организма и записаться на консультацию к терапевту. Диагностика В рамках первичного приема терапевт беседует с пациентом, выясняет характер проблемы, ее проявления, степень выраженности, наличие сопутствующих заболеваний. Чтобы поставить точный диагноз, дополнительно проводятся: неврологические, психиатрические и психологические тесты; лабораторные анализы крови для выявления гормонального статуса, исключения витаминодефицитных состояний; энцефалография для оценки мозговой активности; магнитно-резонансная томография, ангиография головы и шеи, а также сопутствующие диагностические процедуры по показаниям.
После этого из его памяти исчезли воспоминания о 12-дневном отпуске в Париже, в который Майкл ездил за несколько недель до болезни. Эрика Тейлор начала замечать за собой спутанность мыслей и забывчивость через несколько недель после того, как оправилась от симптомов COVID-19. Она даже не узнала собственную машину, единственную Toyota Prius на стоянке жилого комплекса. Лиза Мизель, 53-летняя практикующая медсестра в клинике неотложной помощи, переболела коронавирусом в июле, а теперь замечает, что может забыть на работе о назначениях и анализах. Лиза просит коллег подсказывать ей значение терминов, которые до этого знала наизусть. И добавляет, что жалеет о невозможности продлить больничный. Такое впечатление, что у меня развивается деменция. Все чаще переболевшие ковидом жалуются, что эти проявления болезни отрицательно влияют на их работоспособность.