Новости сдос татар

28 марта в культурном центре «Сайдаш» города Казани состоялся Гала-концерт третьего Международного телевизионного конкурса художественного слова «ТАТАР СҮЗЕ».

Все новости

В чистопольском селе прошло мероприятие, посвященное 138-летию татарского поэта Габдуллы Тукая. 0. 0. Удмуртские перепечи, татарский чай, имбирные пряники. В этой связи раисом республики Рустамом Миннихановым был поддержан проект по ее модернизации системы путем внедрения МЭШ в качестве ее составного элемента в целях. - Свежие новости Казани и Татарстана. Подписаться на новости. Он убежден, что нам, молодому поколению татар, надо служить сохранению культурного наследия.

И «домашка», и оценки: как в Татарстане переходят на новое «Электронное образование»

Подпишитесь на новости газеты “Республика Татарстан” на Дзене и в Telegram. Татарстан-24. СВО. Последние новости. Татар теленең дөньякүләм дәрәҗәсен күтәрү һәм сәләтле балаларны үстерү максатыннан Татарстан Республикасы Мәгариф һәм фән министрлыгы тарафыннан 17-20 апрельдә татар. Региональное общественно-государственное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан». “Татар малае“ – Көчектән Аяз Галиуллин. Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа.

«В татарских дастанах сохраняется подлинная идентичность народа»

Конкурс состоял из нескольких этапов, в ходе которых девочки показали дефиле в татарском национальном костюме, в визитной карточке «Мин татар кызы» рассказали о себе в стихотворной форме, исполнили творческий номер. Самой маленькой участнице Алие Закировой всего 5 лет. Она из творческой семьи, родители Ленар и Гульшат Закировы часто выступают на сцене, принимают участие в музыкальных конкурсах, оба прекрасно поют, глава семьи играет на гитаре. И троих детей они стараются воспитывать по своему примеру и с любовью к родному языку, традициям. Дома стараемся разговаривать только на татарском языке, разучиваем песни и стихотворения», — поделилась Гульшат Гарихановна.

Габдуллы Тукая, принял участие заместитель председателя Госсовета РТ, председатель комиссии по вопросам сохранения и развития татарского языка Марат Ахметов. На конкурс поступило 3955 видеороликов, финалистами признаны 31 человек. Среди награжденных есть и азнакаевцы: преподаватель школы искусств Ильдар Динмухаметов удостоен первого места в номинации «Басня», журналист радио и телевидения Эльвира Камалетдинова — второго места в номинации «Поэзия».

Но мы видим, например, что с дастанепро Идегея его четко определяют как татарина. Поэтому, из-за того, что нам нужно вспомнить дастаны в сложных условиях, когда идёт давление на нашу культуру, на наш язык, то задаёшься вопросом: «Кто мы такие? Скажем, есть известный фильм «Вспомнить всё». Сейчас как раз то время, когда мы должны всё вспомнить, и начинать тут нужно с самого дна, то есть с наших дастанов. Один из наших важных элементов нашей культуры — это то, что сохранилось в наших дастанах. Так что Всемирный конгресс сформулировал эту идею, объявил год Годом татарских дастанов. Сейчас идёт процесс формирования разных аспектов конкретной деятельности. Но планы у нас уже выработаны. Отчасти у нас они уже начали реализовываться. Когда были кустовые совещания во Всемирном конгрессе татар по округам, мы уже ездили по регионам России, выступали перед татарской общественностью, рассказывали им о татарских дастанах, о необходимости проведения конкретных мероприятий. Мы также объясняли содержание дастанов. Принимая во внимание, что дастаны непонятны широкой татарской общественности. С ними обсуждался вопрос, что необходимо подготовить специальную книгу, своеобразную хрестоматию для чтения для детей. Мы без писателей не можем обойтись, потому что дастаны — сложные произведения. Для детей нужно подготовить адаптированные тексты. Только писатели могут подготовить материал для детей, отобрав ключевые моменты и предложил понятное повествование. На самом деле дастаны походи на сказки, их можно подготовить для детского чтения. Писатели сейчас хотят каким-то образом объявить какой-то конкурс совместно со Всемирным конгрессом татар, по результатом которого получилась бы книга для чтения. Можно было бы и специальные развлекательные мультфильмы сделать. Могу сказать, что содержание наших дастанов ничуть не уступает содержанию книг о Гарри Поттере. Я с интересом слежу за деятельностью одного татарского сообщества в Уфе речь идёт об интеллектуальном сообщества имени Марьям Султановой — Ред. Они вместе собираются и читают эпос об Идегее. Да, они впервые читают этот текст. Я вижу, что они начинают понимать глубину этого произведения. Мне кажется, это очень полезно. Если бы наша татарская интеллигенция ещё раз через себя пропустила бы вот эти дастаны… хотя бы ключевые дастаны. Я не говорю уж, что нужно пропустить все дастаны. Тогда бы у нашей татарской интеллигенции выстроилось бы видение нашей национальной истории. А ведь это, на самом деле, наш, собственный, этнически заложенный, взгляд на свою историю, на свою идентичность. К дастанам нужно подходить с очень широким кругозором, на самом деле. Да, ряд наших татарских дастанов имеют общетюркское значение. Например, крупнейший киргизский этнос «Манас» на первый взгляд кажется наполненным волшебным сюжетом, что Манас якобы жил в очень древние времена, в эпосе очень глубинные темы затрагиваются.

Казань, ул. Декабристов, д. Всё потому, что те, кто у плиты, разговаривают шёпотом — по привычке боятся разбудить маму Ильсины — юной помощницы Ильдара Сагдатшина, генерального директора Татарского книжного издательства. В основном яичницу. Ильсина у нас — мастер по её приготовлению. Получается быстро, сытно и вкусно.

Отчётный концерт вокального коллектива «Сударушки»

Все новости На Татарстан обрушились град, ураган и ливень: смяты кровли крыш и повреждены автомобили, В Казани около 12,5 тыс. человек посетили тематический поезд.
Единый Портал органов государственной власти и местного самоуправления "Официальный Татарстан" 28 марта в культурном центре "Сайдаш" состоялось подведение итогов международного конкурса "Татар Сүзе".
Интертат - иң популяр татар сайты Удмуртиядә балалар өчен татар-башкорт көйләрен башкару бәйгесе була.
Нурлатский муниципальный район В чистопольском селе прошло мероприятие, посвященное 138-летию татарского поэта Габдуллы Тукая.
Ютазинский муниципальный район Региональное общественно-государственное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан».

VIII съезд Всемирного конгресса татар: поддержка СВО за 11 секунд и другие новации

Татар теленең дөньякүләм дәрәҗәсен күтәрү һәм сәләтле балаларны үстерү максатыннан Татарстан Республикасы Мәгариф һәм фән министрлыгы тарафыннан 17-20 апрельдә татар. Официальная страница информационного агентства «Татар-информ».Ежедневно наша команда рассказывает о самых важных событиях Татарстана, России и мира. Бүген «Сәйдәш» мәдәният үзәгендә Татар теле һәм әдәбиятыннан халыкара олимпиаданың җиңүчеләрен бүләкләделәр. 28 марта в культурном центре "Сайдаш" состоялось подведение итогов международного конкурса "Татар Сүзе". В этой связи раисом республики Рустамом Миннихановым был поддержан проект по ее модернизации системы путем внедрения МЭШ в качестве ее составного элемента в целях. 23 апреля в Алабердинской средней общеобразовательной школе прошёл районный семинар учителей татарского языка и литературы на тему "Изучение и развитие родного языка.

Республика Татарстан

Поэтому в 1944 году и приняли специальное постановление по эпосу «Идегей». Хотя известно, что в Казахстане во время Великой Отечественной войны казахи бросались в атаку с кличем «За — Идегея! У башкир тоже запретили этот дастан, правда, он у них называется «Мурадым», то есть Нураддин, который приходится сыном Идегею. В общем, нам пришлось очень долго выжидать, прежде чем мы опубликовали эту версию дастана официально.

Если вы сегодня видите старые издания книг по татарскому фольклору, например серия из 11 томов книг вышла до 1987 году, то там эпоса «Идегей» нет. Только в 1988 году в первый раз издали дастан «Идегей». У татар есть очень много разных дастанов.

Но из-за того, что татары представляют собой общность с очень длинной историей своей литературы, то есть письменной культурой, они всегда занимались переписыванием литературных дастанов. Это какие дастаны, например? Это ведь тоже фактически дастан, то есть, эпос, но в письменной форме.

Поэтому у татар, особенно поволжских, устно произносимых дастанов очень мало сохранилось. Но это не значит, что у нас вообще не было дастанов. Например, если взять произведение «Дафтар-и Чингизнаме» написанное где-то в конце 17 века, а это произведение — сборник легенд и преданий, то там есть кыйсса про Идегея.

Если взять произведение Кадыра Алибека, который в Касимовском ханстве написал произведение «Джамиг-ут Таварих» в 1602 году, то там тоже есть специальный раздел с дастаном об Идегее. Таким образом, у татар в письменной форме дастанысуществовали, в том числе посвящённые Идегею. Но в полевых условиях, от сказителей удалось записать этот эпос только среди татар Сибири.

Я слушал от некоторых сибирскотатарских активистов, которые не очень любят понятие «татарская нация», что, мол, мы, поволжские татары, всё у них украли. И поэтому у поволжских татар ничего своего не было и поэтому мы, мол, опубликовали вариант дастана «Идегей», который существовали среди сибирских татар. Но эта ситуация не такая простая, как её хотят представить.

Во-первых, один татарский фольклорист в 1919 годузаписал у татар Сибири в районе города Тара, в деревне Елан, один из вариантов дастана об Идегее. Эта версия дошла до нас уже в литературно обработанном виде. В этой версии есть элементы сибирско-татарского диалекта.

Но по факту, это уже литературно обработанный текст. Наши специалисты утверждают, что есть ещё около 20 экземпляров эпоса об Идегее, записанных в татарском мире. Некоторые варианты дастана записал ещё краевед Радлов в Сибири.

Некоторые варианты дастана он записал в Крыму, где произведение называется «Дастан об Тохтамыше и Идегее». Надо иметь в виду, что ряд татарских дастанов на самом деле являются общетюркским достоянием. Большинство наших эпосов есть у всех кыпчакоязычных народов.

Например, эпос «Чура-Батыр» есть у казахов. У них он называется как «Шора». Также этот эпос есть у буджакскихтатар, у ногайцев, каракалпаков.

Надо понимать, что мы все в Средние века ведь были одним народом — золотоордынскими тюрками, а в некоторых случаях кипчаками.

Горького, д. У него есть личная коллекция музыкальных инструментов. Со многими молодыми музыкантами мы познакомились в Доме татарской книги, во время таких же квартирников. После этого они сами стали приходить к нам. На лекциях Айдар рассказывает на русском, Ильяс - на татарском, также они демонстрируют, как звучат инструменты. После концерта дети могут потрогать эти инструменты, поиграть на них.

Детям очень нравится. Концертмейстер Аделина Гансвинд тоже любит татарскую музыку. Сейчас к нам начал приходить Айдар Ниязов, у него свой Оркестр национальной музыки. Они находят ноты произведений 20-30 годов, переписывают, цифруют, и исполняют с оркестром. Я очень благодарен всем ребятам и девчатам, и рад, что вокруг нашего музея собираются молодые. С приглашением зрителей на концерты и лекции нам помогает Национальный музей Татарстана. В Казани есть определенный круг творческих людей, активистов среди татарской молодежи, мы знаем друг друга, поддерживаем.

После официального открытия музея сотрудников станет больше. В создании концепций, поиске экспонатов, составлении электронной базы нам помогают сотрудники Национального музея, а также мы тесно сотрудничаем с музеем Назиба Жиганова. Что с ними будет дальше? Остальные находятся в нашем музее. Эту часть еще не разбирали. Многие рукописи мы получили из библиотеки радиокомитета, спасибо им. К сожалению, в 2000 годах, с упразднением радиокомитета, многие материалы, хранившиеся там, были выброшены, по крайней мере, так говорят.

Наши сотрудники связались с работниками радиокомитета, искали в архивах, и смогли сохранить рукописи. Написаны ли эти ноты рукой самого композитора, или были переписаны кем-то - я не могу точно сказать. Потому что Салих абый не задумывался о том, останутся ли его произведения будущим поколениям, и не хранил их. Он жил сегодняшним днем. Это свойственно многим композиторам. Он записывал мелодию на каком-нибудь клочке бумаги, салфетке - и не мог вспомнить, куда записал. Он быстро пишет и тут же передает человеку, который переписывает это уже на чистовую.

Потом ноты размножают и раздают музыкантам. Большие сборники действительно не выходили. У Салиха Сайдашева нотный сборник песен для детей вышел при его жизни лишь в 50-х годах. Спасибо композитору Ренату Еникееву, в свое время он разобрал архив Салиха Сайдашева, собрал, отредактировал и выпустил 3-томный сборник из произведений великого композитора. Большинство хранящихся у нас нот записаны не рукой самого Салиха Сайдашева. И дата стоит. Но это рукопись, перенесенная без каких-либо правок.

Кстати, этой увертюры, которая хранится у нас, в трехтомнике Рената Еникеева нет. Мы пока рукописи не сдали в фонды, но это надо сделать, потому что в нашем музее на данный момент нет условий для хранения документов. Сейчас мы занимаемся оцифровкой рукописей, большая часть уже сделана. Когда закончим, то оригиналы будут переданы в архив. До этого я ходил в фонды и ознакомился с архивами Альмухаметова, Виноградова. Есть еще материалы, которые надо оцифровать. Там еще не разобранные лежат партитуры, клавиры переложения для фортепиано оркестровых и симфонических произведений, опер, балетов, оперетт - ред.

В музейной сфере работников с музыкальным образованием единицы, поэтому рук не хватает. Нет начала и конца. Даже при наличии партитуры ее надо внимательно изучить, проверить, потому что бывают случаи, когда на самом деле это другое произведение. Одна из задач работы с рукописями - это их анализ, изучение. В то же время мы создадим цифровую базу этих реликвий, при необходимости сможем получать нужную информацию, включить их в экспозицию и так далее. Через 70 лет после смерти Салиха Сайдашева в 2025 году - авт авторские права на его наследие перестанут действовать. Тогда мы можем выложить рукописи в открытый доступ.

Недавно из Турции обратились с просьбой дать им ноты Салиха Сайдашева. Считаю, у наших соплеменников есть право изучать и исполнять произведения великого композитора. Почему в музее мало личных вещей Сайдашева — А что насчет личных предметов композитора? Как они сохранились, какие особо ценные предметы можно назвать?

Система насчитывает порядка 11 тыс. В этом едином хранилище находятся более 2,2 млн. В 2008 году в Татарстане началось внедрение технологии полностью электронных документов. Сегодня в работе находятся более 150 тыс. Их юридическая значимость обеспечивается электронными цифровыми подписями всех членов Правительства Республики Татарстан, их заместителей и руководителей структурных подразделений министерств и ведомств.

В случае автоматизированной загрузки структура форматов данных должна быть предварительно согласована с техническим оператором Системы. Руководитель администратора отчета несет персональную ответственность за достоверность и своевременность заполнения отчета. Ведение перечня публикуемых отчетов и реестр показателей Системы производится в электронном виде, который в том числе отражает перечень первично публикуемых отчетов в разрезе ответственных министерств и ведомств Республики Татарстан, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, поставщиков данных в Системе, утвержденный Кабинетом Министров Республики Татарстан. Процесс подачи заявок на сбор данных в Системе инициируется исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан. При появлении новой заявки на визуализацию отчета в Системе в десятидневный срок, исчисляемый в рабочих днях, администратор отчета совместно с поставщиком данных обеспечивает заполнение паспортов отчетов и паспортов показателей и их последующее согласование посредством инструментов Системы с функциональным администратором. При заполнении паспортов отчетов и паспортов показателей администратором отчетов совместно с поставщиком данных также определяется уровень доступности информации — отнесение к открытым и общедоступным данным либо отнесение данных к информации ограниченного доступа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий