В 1981 году СССР получает третий «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»: на этот раз статуэткой наградили фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В категорию «Лучший документальный короткометражный фильм» попала российская лента «Выход» от Максима и Евгении Арбугаевых. Пронзительная история завоевала «Оскар» и получила Гран-при жюри на Каннском кинофестивале. Российский фильм «Собибор», который стал режиссерским дебютом Константина Хабенского, вошел в длинный список кинопремии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Карен Шахназаров раскритиковал идею выдвигать российские фильмы на "Оскар"
В 2000 получил «Оскара» за лучший короткометражный анимационный фильм. 23 февраля 1942 года фильм вышел на экраны, а год спустя картина получила «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Российская киноакадемия отказалась выдвигать отечественный фильм на кинопремию премию «Оскар» в 2022 году.
Российская киноакадемия не будет выдвигать претендента на «Оскар»
Русские, остановив немцев под Москвой, сняли об этом «замечательный по эмоциональности» документальный фильм. В категорию «Лучший документальный короткометражный фильм» попала российская лента «Выход» от Максима и Евгении Арбугаевых. Фильм получил номинации на "Золотой глобус" и "Оскар", но ни там, ни там не завоевал ни одного приза. Еще одним знаковым и ожидаемым решением на «Оскаре» стало награждение в номинации «Лучший документальный фильм» картины канадского режиссера Дэниэла Роера «Навальный», посвященной российскому оппозиционеру Алексею Навальному. По словам народного артиста РСФСР, аналогом «Оскара» будет премия Евразийской киноакадемии бриллиантовая бабочка.
Американской киноакадемии — 95 лет. Какой вклад внесла Россия в историю «Оскара»
Несмотря на критику и негативные высказывания в адрес российских кинематографистов, они всё же умеют создавать настоящие шедевры. После распада Советского Союза даже в самые сложные времена они всё же пытались снимать качественное кино. И за последние тридцать лет не раз фильмы, снятые нашими соотечественниками, становились номинантами и победителями самой престижной кинопремии «Оскар». Удивительно, но сценарий фильма, столь триумфально прошедшего по экранам страны и мира, содержал всего 12 страниц текста. А саму картину многие критики и зрители называли «искусством высшей пробы». Он является автором сценария совместно с Рустамом Ибрагимбековым и исполнителем одной из главных ролей.
Однако, и в прошлом, 2022 году комитет также не стал этого делать. Тогда мнения его членов разошлись радикально, в том числе и на семейном уровне. К примеру, Андрей Кончаловский был за выдвижение, а его брат Никита Михалков — против, утверждая, что в такой политический ситуации делать это бесполезно. Тогда же Павел Чухрай, который руководил Российским оскаровским комитетом из него вышел в знак несогласия с этим решением. Как известно, за все время участия в премии «Оскар», сперва СССР, а затем Россия завоевала эту премию четырежды: лауреатами в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» становились в 1968 году Сергей Бондарчук с «Войной и миром», в 1981 году Владимир Меньшов с фильмом «Москва слезам не верит» и в 1994 году Сергей Михалков с «Утомленными солнцем», а также в 2000 году российский художник-мультипликатор Александр Петров получил «Оскар» за короткометражную экранизацию повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Помимо этого, на счету России еще и 16 номинаций на эту премию, последние из которых выпали на сразу на два фильма Андрея Звягинцева — «Левиафан» 2014 и «Нелюбовь» 2017.
Монтировать материал приходилось днем и ночью, иногда даже во время воздушных атак. Съемочная группа трудилась в 30-градусные морозы, из-за чего видеокамеры постоянно замерзали и забивались снегом. Сложность состояла еще и в том, чтобы охватить всю линию фронта при ограниченном количестве операторов. Уже через три месяца картина была полностью готова. В 1942 году она получила Сталинскую премию первой степени, а спустя год — «Оскар» за лучший документальный фильм. Эта статуэтка стала первой для советского кино. Правда, для премьеры в Соединенных Штатах ленту переозвучили, переименовали и перемонтировали. Например, из нее были вырезаны кадры довоенной Москвы, из-за чего хронометраж сократился на 11 минут. Этот фильм стал не только лидером отечественного проката, но и самой высокобюджетной лентой в истории советского кино. Специально для картины изготовили тысячи исторических костюмов, точные копии оружия, наград, ваз и сервизов. А для съемки батальных сцен использовали 200 огнестрельных орудий, 100 тыс. Немало вложений требовали и декорации, например, дворцовый зал для первого бала Наташи Ростовой и сгоревший центр столицы, включавший одиннадцать зданий XVIII века и копию Сухаревой башни. Все это окупилось: советский кинохит получил «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. В результате работа Бондарчука-старшего стала первым художественным фильмом СССР, удостоенным самой престижной кинонаграды. Кроме того, только в отечественном прокате кассовые сборы «Войны и мира» составили почти 58 млн руб. Как и в случае с предыдущим лауреатом премии, в американском прокате фильм в четырех частях сократили — с шести часов до пяти. Когда советское посольство предложило японскому режиссеру снять фильм для отечественного кинематографа, Куросава был в подавленном состоянии и даже пытался покончить с собой. Причина — в провале его предыдущего фильма «Под стук трамвайных колес».
Режиссер — Сергей Бондарчук. Это одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа. А создание фильма заняло около шести лет. Режиссер предложение принял. Некоторые сцены снимались в Москве на территории бывшего села Волынского. На создание фильма было затрачено четыре миллиона долларов. Правда, лента вызвала негативную реакцию в КНР: критики усмотрели в сюжете попытку использовать литературу для пропаганды экспансионистской политики советских ревизионистов. Были и истории с лентами, на которые делались большие ставки.
Что за история с отменой отправки российского фильма на «Оскар»?
В основе сюжета лежит путешествие этнографа и географа Владимира Арсеньева по уссурийской тайге в 1907—1908 годы, во время которого ученый подружился с охотником Дерсу Узалой. Снять фильм по этой книге японец хотел еще в 50-е годы на острове Хоккайдо. Тогда возникли сложности с адаптацией сюжета, а спустя два десятилетия ему выпал шанс поработать на месте событий. Правда, не сразу: японцев боялись пускать в настоящую тайгу и уговаривали провести съемки под Москвой. Через два года напряженной работы «Дерсу Узала» получил много наград, в том числе, две статуэтки «Оскар».
Одну киноакадемики передали японцам, вторую — русским. Кадр из фильма «Дерсу Узала» «Москва слезам не верит» Режиссер Владимир Меньшов, 1979 год Одной из самых популярных советских мелодрам могло не быть, если бы не оригинальный сценарный прием, заинтересовавший Владимира Меньшова. Речь об эпизоде, где Катерина Тихомирова заводит будильник и засыпает, а затем просыпается через 20 лет — успешной и обеспеченной женщиной. Интересно, что сценарий к фильму был создан всего за 19 дней.
Писатель Валентин Черных торопился, чтобы успеть поучаствовать в конкурсе сценариев о Москве. Жюри присудило ему третье место. В дальнейшем над текстом работал сам Меньшов. После выхода на экраны фильм «Москва слезам не верит» побил все рекорды: в 1980-м его увидели 90 млн человек.
Более того, история «русской золушки» так понравилась зарубежным критикам, что в 1981 году советский кинематограф пополнился еще одной статуэткой «Оскар». Сам режиссер поверил в это не сразу. О том, что работу выдвинули на американскую премию, Владимир Меньшов узнал 1 апреля. Он был уверен: это чья-то шутка.
А когда все же поверил и стал собираться в Лос-Анджелес, его не выпустили из страны.
Организацию «Штабы Навального» в РФ признали иноагентом и экстремистской. Самого Алексея Навального только в 2022 включили в список террористов и экстремистов; учрежденный им ФБК Минюст включил в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, признали экстремистской организацией и запретили и ликвидировали в России.
Кроме номинации на «Оскар», фильм получил памятный приз на Венецианском кинофестивале. Дерсу Узала 1975 Премия «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» Советский фильм, снятый японским режиссером? Да, именно так.
По личному приглашению Сергея Герасимова гениальный Акира Куросава снял экранизацию романа Владимира Арсеньева об исследовании Дальнего Востока, действие которого происходит в 1900-х годах. Книга получила невероятное экранное воплощение, в котором показана роскошная таежная природа Уссурийского края. Главные роли исполнили Юрий Соломин и Максим Мунзук. Лента стала не только обладателем «Оскара», но и одной из самых заметных картин в карьере Куросавы. Белый Бим Чёрное ухо 1976 Номинация в категории «Лучший фильм на иностранном языке» Экранизация одноименной повести Гавриила Троепольского, снятая Станиславом Ростоцким, многими считается одним из самых «слезоточивых» фильмов всех времен — трогательная и пронзительная история отношений хозяина, которого сыграл Вячеслав Тихонов, и его верного пса Бима, шотландского сеттера необычного окраса. До сих пор эта картина вызывает одинаково сильную реакцию как у взрослых, так и у детей. Съемки фильма проходили в Калуге, однако памятник Биму установлен в Воронеже, родном городе автора повести.
Как и в случае с предыдущим лауреатом премии, в американском прокате фильм в четырех частях сократили — с шести часов до пяти. Когда советское посольство предложило японскому режиссеру снять фильм для отечественного кинематографа, Куросава был в подавленном состоянии и даже пытался покончить с собой. Причина — в провале его предыдущего фильма «Под стук трамвайных колес». У режиссера появились трудности с финансированием, был разорван контракт с голливудской студией 20th Century Fox. Чтобы заработать на жизнь, Куросаве приходилось снимать рекламу японского виски. Все изменилось, когда он взялся за экранизацию романа Владимира Арсеньева. Кинолента рассказывает о жизни людей в гармонии с собой и природой. В основе сюжета лежит путешествие этнографа и географа Владимира Арсеньева по уссурийской тайге в 1907—1908 годы, во время которого ученый подружился с охотником Дерсу Узалой. Снять фильм по этой книге японец хотел еще в 50-е годы на острове Хоккайдо. Тогда возникли сложности с адаптацией сюжета, а спустя два десятилетия ему выпал шанс поработать на месте событий.
Правда, не сразу: японцев боялись пускать в настоящую тайгу и уговаривали провести съемки под Москвой. Через два года напряженной работы «Дерсу Узала» получил много наград, в том числе, две статуэтки «Оскар». Одну киноакадемики передали японцам, вторую — русским. Кадр из фильма «Дерсу Узала» «Москва слезам не верит» Режиссер Владимир Меньшов, 1979 год Одной из самых популярных советских мелодрам могло не быть, если бы не оригинальный сценарный прием, заинтересовавший Владимира Меньшова. Речь об эпизоде, где Катерина Тихомирова заводит будильник и засыпает, а затем просыпается через 20 лет — успешной и обеспеченной женщиной. Интересно, что сценарий к фильму был создан всего за 19 дней. Писатель Валентин Черных торопился, чтобы успеть поучаствовать в конкурсе сценариев о Москве. Жюри присудило ему третье место.
Русские фильмы, покорившие "Оскар"
Российский оскаровский комитет, ежегодно выдвигавший отечественные кинофильмы на соискание премии американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» объявил о приостановке своей работы. Какие русские фильмы получали «Оскар»? Расскажем, картины каких российских режиссеров взяли награду или были номинированы. После Михалкова «Оскар» лично получал Александр Петров – известный автор анимационных фильмов. Российские фильмы получали «Оскар» и продолжают его получать. Надо отметить, что впервые наш фильм получил «Оскар» за документальный фильм, а не за художественный.
Российский фильм не выдвинут на «Оскар»-2023
Первый и пока что единственный "Оскар" за лучшее художественное кино получил знаменитый фильм Никиты Михалкова. После Михалкова «Оскар» лично получал Александр Петров – известный автор анимационных фильмов. Вручение «Оскара» этому фильму разозлило как российских радикалов, так и украинцев — разумеется, награда этой картине была политическим жестом, потому что априори не бывает аполитичного кино. В 1994 году фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем" был удостоен Государственной премии РФ, а в 1995 году — получил "Оскар".