Страстная седмица — это последняя неделя поста. Что происходило по дням в этот период и какие евангельские события вспоминаются в каждый Великий день этого периода перед Пасхой? Но в названии Страстной недели слово "страсть" означает только "страдание", ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни Которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе.
Страстная неделя: что можно и нельзя делать, обычаи и приметы
Каждый день на Страстной неделе называется великим и посвящён событиям из жития Спасителя. В этот период в храмах проходят особые службы. Страстные понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с учениками. В эти дни верующие стараются непременно прийти на исповедь и причаститься. В Великий четверг верующие вспоминают Тайную вечерю, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения Евхаристии и совершил омовение ног учеников. Великий четверг называют ещё Чистым четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения через Таинства Покаяния исповеди и Причащения, с другой — речь о бытовой части жизни.
Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК. Персональные данные ФЗ 152.
В это время вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его страданиях, распятии на кресте, смерти и последующем воскрешении. Церковь особо чтит эти дни, а верующие стремятся провести их в духовных размышлениях и молитвах, без ссор, обид и дурных поступков. Почему неделя называется «Страстная» Страстная неделя в Церкви говорят «седмица» — это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем страсти Господни: предательство Христа Иудой, одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду, арест, несправедливое осуждение Христа на крестную смерть, нестойкость и даже отречение от него самых близких учеников, его крестный путь — то есть, буквально, дорогу с крестом на спине на Голгофу, распятие, смерть на кресте, погребение и трехдневное сошествие Христа в ад. Страстная неделя 2021, характеристика каждого дня Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В храмах проходят особые службы — наиболее величественные и торжественные во всем церковном году. При этом в Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения — все обряды посвящены подготовке к Христову Воскресению, Пасхе. Великий понедельник, 26 апреля: посвящен патриарху Иосифу. Также в этот день в церкви совершают чин мироварения, совершаемый один раз в год. При этом изготовляется масло «мира», которое позже применяется при крещении. Обычным людям в этот день нужно украшать своё жилище. Великий вторник, 27 апреля: в этот день в церкви в виде молитвы рассказывают прихожанам о проповеди Иисуса в Иерусалимском храме. По традиции женщины в этот день стирали и подготавливали наряды на праздник.
Женщины на огороде вешали на колки забора перевернутые горшки, с тем чтобы коршуны и ястребы не таскали цыплят. Считалось также, что все, совершенное в Страстной четверг, в итоге обернется удачей и прибылью. Так, соседка стучала в окно своей приятельницы и спрашивала у нее: «Дома ли овечки? Такой диалог продолжается до тех пор, пока они не переберут по очереди весь скот, все огородные и зерновые культуры и весь хозяйственный инвентарь - в надежде на их сохранность и умножение в будущем году. В Страстной четверг также трясли деньгами, будучи уверены в том, что они не будут переводиться в карманах весь год. День скорби Страстная пятница повсеместно считалась днем скорби по поводу смерти Иисуса Христа, что отразилось прежде всего в многочисленных запретах, накладываемых на человека и его бытовое и хозяйственное поведение. Даже в быту в этот день люди говорили меньше обычного, чтобы не проронить пустого слова. Как и в течение всего поста, люди избегали громкого уличного пения; петь можно было только в доме: здесь в семейном кругу люди пели «божественное»: духовные стихи, псалмы, читали псалтырь и пр. Подобные формы досуга заменяли обычные бытовые разговоры. Были запрещены уличные игры и хороводы. В Страстную пятницу, по поверьям, вся природа скорбит вместе с людьми и затихают птицы. Со скота в этот день снимали колокольчики, хозяйки запирали в темных сараях домашнюю птицу, чтобы она не шумела и хоть немного попостилась по словенским поверьям, это воздержание летом защитит птицу от нападения хищников. Запрещалось свистеть: словенцы считали, что в момент смерти Христа от радости свистели черти. Верили, что человек, засвистевший в пятницу, будет унесен чертом, а тот, кто на минуту забудется и закричит, уже никогда в жизни не сможет закричать. Матери запрещали детям играть на улице и шуметь, а также просили не топать ногами по земле, чтобы не ранить ее гвоздями от каблуков, ведь в землю уже положен Христос.
Страстная неделя 2023: что означает каждый день
Страстная неделя пасха Что делать, если все время отвлекаешься? Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение» Прот. Андрей Ткачёв Начало Страстной Недели.
Вольфганг Мыслитель 7150 8 лет назад Но в названии Страстной недели слово "страсть" означает только "страдание", ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни Которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе. Поэтому Страстная неделя православные говорят "седмица" - это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем Страсти Господни: предательство Христа Иудой, одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду, арест, несправедливое осуждение Христа на Крестную смерть, нестойкость и даже отречение от Него самых близких учеников Похожие вопросы.
Слово "страсть" в названии этого периода означает "страдание". Страстная неделя по дням Каждый день на Страстной неделе называется великим и посвящен событиям из жития Спасителя. В этот период в храмах проходят особые службы — наиболее величественные и торжественные во всем церковном году.
Согласно Евангелию, в этот день Иисус явил людям чудо, одним своим словом иссушив дерево инжира, которое не принесло плодов. Это деяние несет в себе символическое значение: дерево символизирует нераскаявшуюся душу. Кроме того, в этот день на церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого Завета о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство. Также в этот день начинается процесс мироварения — этот ритуал длится несколько дней, а завершается в Великий четверг. Миро — освященное ароматическое масло — варят только раз в году и используют для помазания после совершения крещения. Великий вторник В Великий вторник православные вспоминают о последней проповеди Христа в Иерусалимском храме. Он поведывал о талантах, о том, как воскрешал мертвых, и о Страшном суде, который ждет.
Как и в течение всего поста, люди избегали громкого уличного пения; петь можно было только в доме: здесь в семейном кругу люди пели «божественное»: духовные стихи, псалмы, читали псалтырь и пр. Подобные формы досуга заменяли обычные бытовые разговоры. Были запрещены уличные игры и хороводы. В Страстную пятницу, по поверьям, вся природа скорбит вместе с людьми и затихают птицы. Со скота в этот день снимали колокольчики, хозяйки запирали в темных сараях домашнюю птицу, чтобы она не шумела и хоть немного попостилась по словенским поверьям, это воздержание летом защитит птицу от нападения хищников. Запрещалось свистеть: словенцы считали, что в момент смерти Христа от радости свистели черти. Верили, что человек, засвистевший в пятницу, будет унесен чертом, а тот, кто на минуту забудется и закричит, уже никогда в жизни не сможет закричать. Матери запрещали детям играть на улице и шуметь, а также просили не топать ногами по земле, чтобы не ранить ее гвоздями от каблуков, ведь в землю уже положен Христос. Украинцы не шумели, не разговаривали дома в полный голос и не ссорились. В Страстную пятницу принято было плакать; а если дети не плакали, то их били ветками, вынуждая тем самым проронить несколько слезинок. Страстная неделя и события христианской истории Значительная часть ритуалов и обычаев Страстной недели - своеобразное обыгрывание событий христианской истории, связанных прежде всего с бичеванием Христа, а также землетрясением, последовавшим за Его смертью. В момент смерти Христа словенцы со страшным треском валили на землю несколько предварительно подпиленных деревьев, а в течение всех трех дней - со среды до пятницы - с грохотом разбивали и топтали собранные со всего села старые доски, посуду, бочки и другие деревянные предметы, называя это «пугать Бога». В пятницу - в ознаменование смерти Христа и землетрясения, а в ночь с субботы на воскресенье - в знак Его Воскресения - у церквей и костелов принято было стрелять. Поляки Поморья в память об этом землетрясении били в барабан в пасхальную ночь, и при звуках этих ударов люди спешили на службу в костел. К этому добавлялись обряды, посвященные «изгнанию Иуды» или «Великого поста».
Страстная седмица: гид по неделе
Страстная неделя (в этом году с 10 апреля и закончится 14 апреля), предшествует празднику Пасхи. Несмотря на отсутствие государственных праздников на Страстной неделе, верующие находят способы для участия в богослужениях, и работодатели внимательно относятся к этому. Страстная Неделя также последняя и самая строгая неделя Великого поста и подразумевает духовную и телесную чистоту, поэтому ее еще называют Белой или Чистой неделей. Красная неделя, Червоная, Страстная седмица, Святая неделя, Страшная неделя[5]; укр. Білий тиждень, Чистий тиждень; полес. У славян-католиков (хорватов, словенцев, чехов и словаков) Страстная суббота также называется bijela subota, biela sobota.
Что происходило в дни Страстной седмицы
Широкую известность получил обычай, называемый «выливания, или пускания воды мертвым» и состоящий в пускании переливании проточной воды, предназначаемой поименно каждому из умерших. Кое-где в Страстной четверг обустраивали и убирали могилы. Специфической чертой поминовений в Страстной четверг является обычай разводить поминальные семейные костры: их жгли на кладбище, вблизи «своих» могил, а также во дворах и на других традиционно принадлежавших данной семье участках земли. У сербов такой костер разводили утром на пороге дома и предназначали его всем умершим этой семьи, а затем жгли костры на кладбище, в изголовье каждой могилы. Считалось, что таким образом «греют» покойников. Очистительные обычаи. Страстной четверг Страстной четверг повсеместно назывался в народе «Чистым», так как у православных славян на него приходились основные очистительные ритуалы Страстной недели в католическом мире они могли совершаться утром в Страстную пятницу. Люди мылись в бане, иногда обливались водой у проруби или даже купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников - для того, чтобы, омывшись ею, избавиться от болезней главным образом - кожных и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней ; мыли и высушивали на солнца предметы домашней утвари например квашню ; приносили домой ветки можжевельника и жгли их дома на листе железа, а затем перешагивали через огонь в апотропеических целях; окружали дом магическим кругом объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др , оберегая дом и домочадцев от всякого зла, от проникновения в дом змей, лягушек и др.
Другие обычаи Страстного четверга Страстной четверг был единственным днем в году, когда, как считалось, можно было увидеть домового: для этого брали свечу, принесенную домой с вечерней службы в церкви, и пасхальное яйцо и шли на чердак, где оставляли домовому яйцо, чтобы и он мог «разговеться» на Пасху. Если человеку показывался мохнатый, в шерсти, домовой, то ожидали богатства и удачи, если голый, без шерсти, - нищенства. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот: для этого под угол дома выкладывали для него еду. Ночью ходили в лес, где сняв с себя крест, призывали лешего и расспрашивали его о судьбе. Известен обычай изготавливать в Страстной четверг вещи, имеющие особую магическую силу. Так, на восходе солнца, сидя на пороге дома, хозяйка выпрядала особую нить, крутя веретено и суча нить в обратную сторону, не так, как обычно.
Страстной понедельник, утро: «Бесплодная смоковница — это я, да вы» Проклятие смоковницы.
Миниатюра из Евангелия 1306 года, Армения. Изображение с сайта cercoiltuovolto. Чуду о бесплодной смоковнице посвящено богослужение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. И не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое. Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично. По одному из толкований, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти.
Но в более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает? Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова. Иоанн Кронштадтский говорит об этом чтении: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями — это я, и вы. К нам с вами рано или поздно приходит Господь Иисус Христос, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет».
Пестрая риза Иосифа, которую отняли у него его братья, — ризы Господни, о которых писано: разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребия Пс. Иосиф был ввержен в темницу с двумя царедворцами, один из которых был казнен, а другой отпущен на свободу. Господь также распят был посреди двух разбойников: один из них получил спасение, другой отошел к вечной погибели. Темница Иосифа — Гроб Господень. Царская колесница — Воскресение Христово и слава вечного Царства Небесного. И как узнан был Иосиф своими братьями, так и Господь, явившись во славе, познается всему роду человеческому и тем, кто распял Его. Братья сажают Иосифа Прекрасного в ров. Братья вкушают хлеб и встречают караван Измаильтян из Галаада. Задолго до Своих Крестных страданий Господь предупреждал учеников о том, что неминуемо должно будет совершиться — о Кресте и Воскресении, но они не понимали Его и боялись спрашивать подробно. Говорил со скорбью и о Своем предателе: Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол Ин. Последоваше бо Учителю, и Нань поучашеся на предание, глаголаше в себе, предам Сего и приобрящу имения. Искаше же и миру продану быти, и Исуса лестию яти, отдаст целование и предаст Христа. По церковному преданию, подробно изложенному в книге «Страсти Христовы», вся жизнь Иуды складывалась весьма необычным образом и была преисполнена нечистотой и противоестественными пороками. Происходил он из колена Данова, причем еще до рождения младенца матери его было открыто во сне, что она родит сына, который впоследствии истребит весь их род. Весьма убоявшись, родители не решились, однако, убить своего младенца, но оставили его подкидышем. По случаю он был усыновлен бездетной царицей острова Искариота. Когда же родился законный наследник, Иуда из зависти убил его и, скрываясь от царского гнева, бежал во Иеросалим, где поступил на службу к игемону Пилату. Быстро продвинувшись, Иуда вскоре стал начальником над всем его домом и был весьма здесь угоден по лукавому и изворотливому своему нраву. Однажды, когда Пилат прельстился душою на прекрасные яблоки в чужом саду, Иуда без раздумья, воровски направился туда и стал обрывать их для своего господина. Хозяин возмутился, но вор, чувствуя свою силу и безнаказанность, смело продолжал свое дело. В завязавшейся потасовке он убил хозяина сада и насильно женился на его вдове, чтобы овладеть оставшимся богатым имением. Однако после откровенных разговоров с женой он понял, что погубил отца своего и стал мужем собственной матери. Ужаснувшись, он покинул этот дом и, услышав о Христе Спасителе, прилепился к Нему сначала как бы по желанию покаяния, но потом, попавши в сети сребролюбия, сделался коварным Его предателем. Тогда Июда беззаконный приходит в среду во Иеросалим, в нюже жидове на сонмищи своем совет сотвориша, якоже преди рекохом» «Страсти Христовы». Воистину, «горе тому человеку, имже сын Человеческий предан будет; лучше бо ему от матери своея не родитися» Мф. Предавши на смерть Божественного Учителя, Иуда пришел к безысходному отчаянию и кончил жизнь самоубийством, удавив себя на дереве. Место это еще долгие годы было исполнено такого зловонного смрада, что невозможно было миновать его, не закрывши рукою ноздрей. По словам Святого Евангелия, земная жизнь воплотившегося Господа Исуса Христа с самого начала была преисполнена всяческих скорбей и лишений. Гордость, зависть и злобное лицемерие, с которым встречали Его церковные старейшины за нелицеприятное обличение сребролюбия и прочих тайных их пороков, переросли в самую лютую, поистине демоническую ненависть. Составив совет об убийстве Христа Спасителя, они имели еще цель как можно больше уничижить и обесчестить Его, чтобы погубить в народе добрую Его память. Крестная казнь в то время считалась величайшим позором, так казнили римляне только беглых рабов и особо опасных преступников. После чудесного Лазарева воскресения книжники и фарисеи, видя, что народ все более возрастает в любви и почтении к своему Небесному Учителю, окончательно утвердились в преступной решимости предать Его скорейшей и мучительной смерти. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы. И положили в совете взять Исуса хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе Мф. Итак, к архиерею того года приходят на совет те, которые должны были наказывать убийц. Архиереями же называет евангелист тех, которые уже окончили свою годичную службу. Намереваясь совершить преступное убийство, они не Бога боятся, а народа. Боялись же того, чтобы народ, в случае убиения ими Христа в праздничное время, не восстал бы к отмщению за то, или вместе и того боялись, чтоб убийством своим не отвлечь народ от узаконенных жертвоприношений, а самим не лишиться бы прибыли от жертв. Равным образом опасались и того, чтобы смерть Христа не сделалась общеизвестною и славною, если бы Он был убит в праздник; им хотелось истребить и память о Нем. Таким образом, сделавши совет пред праздником, они положили убить Его после праздника. Но Он, показывая, что страждет не тогда, когда они хотели бы, но когда Сам Он восхотел, попустил им взять Себя накануне самого праздника Пасхи, дабы в то же самое время, в которое обыкновенно бывала Пасха прообразовательная, совершилась и Пасха истинная. Следует обратить внимание и на то, как они осквернили себя убийством. В самом деле, не желая убивать Его в праздник, они убивают, однако ж, как только нашли предателя, убивают, чтоб только выполнить волю свою, а на народ уже не обратили внимания» Толкование блаженного Феофилакта Болгарского. Тридцать серебряных монет, которые были обещаны Иуде-предателю, равнялись цене беглого раба: так архиереи лишний раз подчеркнули свое высокомерное презрение к личности Христа Спасителя, Которого называли они «древоделом и сыном плотника». Начинался крестный путь к восхождению на Голгофу. Идущим же им путем, и рече к воинам Июда: се даю вам знамение, Его же аще аз лобжу, Того возмите вы, и возложите на Него тяжкия и великия железа, и держите Его крепко, дабы Он от вас не ушел. И начаша бити Его немилостиво мечными плазы и дреколием, и иными всякими оружии, кто что в руках имяше. И влечаху Его по земли цепию за шею, и велми сурово биша Его на месте том, и пречистыя руце и нозе Ему отбиша. Потом же возставиша Его на нозе, и поведоша чрез поток Кедрский. Сами убо они окаяннии жидове идяху по суху, Исуса же пхаху в блато. Толико же биша Его, яко с великаго их биения не можаше из грязи выбрести, они же влечаху Его цепию за шию, чрез поток Кедрский» «Страсти Христовы». Страсти Господни. Собрание А. Дадиани, Россия По преданию, ночь та была необычайно холодной, что было несвойственно для весеннего южного климата Палестинской страны. Но и Петр трижды отрекся от Своего Учителя, когда отвечал на вопросы простой архиерейской прислужницы. Так в его лице показал Господь слабость и малодушное непостоянство нашей духовной природы, а также три последовательные степени всеобщего грехопадения человечества. Первое, еже преступи заповедь Адам. Второе же, писаннаго Закона преступление. Третие, самого Слова воплощение» «Синоксарь». Старейшины непременно желали именно распять Спасителя, чтобы предать Его конечному поруганию и проклятию, по слову Писания «проклят всякий висящий на древе» Второз. Но поскольку Иудея находилась тогда под властью римлян, синедрион был вынужден обратиться к прокуратору — Понтийскому Пилату. Пилат долго колебался, так как по характеру был человеком боязливым и двоедушным. Он боялся предать смерти всем известного Пророка, о святости Которого свидетельствовали многочисленные Его чудеса. Видя перед собою обезумевшую толпу, он в глубине души глубоко презирал и гнушался этих людей. Однако вопрос был окончательно решен с помощью шантажа и реальной угрозы нечистому на руку правителю, за которым можно было обнаружить много своекорыстных и подложных дел и тем самым отстранить его от правления и самого предать суду по всей строгости римского закона.
Великий понедельник В начале Страстной недели важно посвятить себя домашним делам и провести тщательную уборку. Например, запасти дрова и корм для животных, сделать необходимое в огороде, если вы живете в доме. Примета гласит, что посаженные в Великий понедельник растения дадут богатый урожай. В квартире необходимо убраться, починить все, что сломалось и выбросить лишнее. Таким образом, вы расчищаете пространство для чего-то нового и не отвлекаетесь на быт непосредственно во время праздника. Не менее важно помыть окна, чтобы встречать Пасху в полной чистоте. Кстати, избегание помывки окон грозит несчастьями, так как является плохой приметой. Великий вторник Второй день недели традиционно посвящают одежде: стирке, штопанью, шитью. Самое время разобрать шкаф и избавиться от вещей, которые больше не планируете носить. Сейчас самое время, чтобы заняться благотворительностью. В этот день уже можно начать планировать пасхальное застолье и закупать все продукты для него. Делать это раньше вторника — плохая примета. Важно приобрести белоснежную скатерть к воскресному застолью. Если встречать Пасху с грязной скатертью, то весь год семью будут преследовать невзгоды. В этот день готовили четверговое мыло, его нужно вынести за порог дома и оставить, а утром забрать. Тогда мыло убережет от сглаза.
Страстная неделя (страстная седмица)
Страстная Неделя также последняя и самая строгая неделя Великого поста и подразумевает духовную и телесную чистоту, поэтому ее еще называют Белой или Чистой неделей. Путь, по которому шел Спаситель из судилища к Голгофе, и сегодня называется Страстным Путем. Страстной неделю перед Пасхой называют из-за того, что в это время вспоминают Страсти (страдания) Господни и последние дни его земной жизни. Последние новости» Эксклюзив» Почему неделя называется Страстной?
Значение дней недели на Страстной седмице
- Энциклопедический словарь
- Святые дни
- На какие даты приходится Страстная неделя в 2024 году
- Большой энциклопедический словарь
- Почему последнюю неделю Великого поста назвали Страстной?
Что значит страстная неделя
Таким образом, название "Страстная неделя" объясняется тем, что этот период посвящен страданиям Иисуса, которые были перенесены им ради спасения человечества. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Страстная седмица Первым и древнейшим свидетельством выделения Страстной недели как особого времени литургического года являются дошедшие до нас «Воспоминания» Сильвии Аквитанской (Этерии), которая около 385 г. Почему Великий четверг называют чистым, а служба в этот день с чтением 12 Страстных Евангелий называется Пасхой Креста? Страстная неделя для нас, христиан современности стала актуальным переживанием подвига Христа, необходимым, чтобы достойно встретить Пасху торжественную, Пасху Воскресения. это последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения.
Страстная неделя 2024 по дням: как называется каждый день
оперативная сводка. С понедельника, 10 апреля, у православных идет Страстная неделя, которую также называют Страстной седмицей Великого поста. Вот почему дни Страстной недели названы великими и вот какие чрезвычайные, благодетельные события произошли в течение их!