Алексей Рогозин перечислил созданные при реализации программы «Энергия-Буран» технологии. Едва ли не главным требованием к программе «Энергия – Буран» была максимальная многоразовость. Программа создания орбитального корабля "Буран" была разработана в ответ на американскую программу "Спейс шаттл". Главное отличие «Бурана» от своего американского собрата Space Shuttle состоит в том, что отечественная разработка была способна совершать полета в беспилотном режиме.
Алексей Рогозин рассказал об утраченных технологиях программы «Энергия-Буран»
«Энергия» — «Буран» — космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). По мнению Василия Петрова, Москва решила прекратить инвестиции программы «Энергия» — «Буран» потому, что этот грандиозный проект был изначально экономически нецелесообразен. В столице РТ до 22 января включительно продлили план «Буран». Алексей Рогозин перечислил созданные при реализации программы «Энергия-Буран» технологии.
В Нижнекамске объявлен план «Буран»
Очевидно, что в сложившейся ситуации строительство собственного орбитального комплекса становится неизбежным. Тем более, что в России уже назревали планы создать «национальную орбитальную станцию» на основе будущих модулей МКС, в частности «Наука». Стоит отметить, что строительство орбитального комплекса на сегодняшний день является не единственным перспективным проектом «Роскосмоса». В рамках того же интервью Дмитрий Рогозин поведал о том, что корпорация приступила к работам по созданию наследника советского «Бурана». Роскосмос приступает к работам над космическим кораблем — наследником «Бурана» — заявил Рогозин. В связи с этим, в течение 3-х лет на космодроме Восточный планируется возвести аэродром.
Я только год отлетал. Мне еще работать и работать. Это 1978 год, декабрь месяц был». Однако мечта всей жизни для Бородая и остальных претендентов так и осталась неисполненной.
Хотя в руководстве страны уже тогда знали, что программа запуска челноков Советскому Союзу не по карману. Но во время того исторического полета об этом мало кто мог подумать. Созданный как ответ американскому Shuttle, «Буран» обошел своего конкурента. Советский корабль и обходился дешевле, и груза поднимал больше.
Американский Х-37, построенный компанией Boeing, запускали в космос шесть раз, а суммарно корабль провёл на орбите 780 дней. При этом цели и задачи машины, способной самостоятельно возвращаться на Землю после миссии на орбите, по-прежнему не раскрываются. До конца года должен полететь и другой американский корабль — Dream Chaser. Известно, что две первые миссии на орбите корабль проведёт в беспилотном режиме, а затем для полётов на нём могут направить экипаж. Кандидат технических наук Валентин Степанков, один из руководителей испытательной лаборатории, проводившей исследования крыла советских пилотируемых орбитальных кораблей, пояснил, что в США орбитальные самолёты создаются пропорционально росту спутниковой группировки. Реальный конкурент Boeing и Airbus. МС-21 почти готов к покорению неба Я больше чем уверен, что это связано с наращиванием спутниковой группировки. Космические аппараты становятся с каждым годом крупнее и дороже.
К тому же главный принцип надёжной сети — стабильная работа. Поэтому Х-37 и Dream Chaser создавались и создаются для инспекции своей орбитальной группировки и наблюдения за спутниками вероятного противника. В этом смысле американцы развили историю со своим "Шаттлом" и довели её до приемлемого уровня Валентин Степанков Кандидат технических наук, руководитель этапа испытаний корабля "Буран" Зачем нам в космос?
В опубликованной части пояснительной записки к техническому проекту представлены наименования разделов и подразделов, в числе которых, состав и общие характеристики многоразовой космической системы, возможность создания тяжелых ракет-носителей на базе МТКС и сравнение космической системы "Буран" с американской системой Shuttle. В части рассекреченных данных представлена информация о многоразовой транспортной космической системе МТКС-О, грузовых транспортных аппаратах и системы "Буран-Т", с помощью которой планировалось выводить полезную нагрузку на орбиту. Также гриф секретности снят с фотографий комплекса сборки первого летного корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия". Кроме того, среди документов продемонстрирована схема орбитальной станции "Мир" с пристыкованным к ней многоразовым кораблем и представлены характеристики авиационных средств транспортировки комплекса на базе самолетов ЗМ-Т ВМ-Т "Атлант" и Ан-225 "Мрия".
Роскосмос обнародовал программу полета корабля "Буран" к его 35-летию
В связи с неблагоприятными погодными условиями и дальнейшим ухудшением погоды в ближайшие дни на территории Альметьевского района объявлен план «Буран». Приняты меры, направленные на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на дорогах города и района, а также по оказанию помощи в зоне экстремальной ситуации. Все службы города работают в круглосуточном режиме, чтобы обеспечить безопасность жителей района.
Уникальный аппарат выводился на орбиту ракетой, а садился в автоматическом режиме. Этот проект стал ответом Советского Союза на программу NASA Space Shuttle и, по оценкам экспертов, даже превзошел американский аналог, но, несмотря на успех, продолжения не получил. Для Алексея Бородая полетов «Бурана» могло и вовсе не быть. В 70-х мало кто вообще верил, что советские корабли могут не только бороздить просторы Вселенной, но и спокойно возвращаться на Землю. Слишком смело.
Настолько, что новую космическую эру доверили открывать летчику, не имевшему для такой работы ни опыта, ни класса подготовки. Алексей Бородай, летчик-испытатель : «С одной стороны, мне лестно, что предложили такую сложную работу. А с другой стороны — сомнения: сумею ли я?
Всего в реализации этой программы приняли участие более 1200 предприятий и организаций страны. Более подробно об этом уникальном проекте С. Петренко расскажет в документальном фильме, который готовится в музее авиации и космонавтики. Еще один участник встречи д.
Главное — обеспечить проезд спецтранспорта как на городских дорогах, так и на территории дворов», — обратился к участникам заседания глава района.
Только за последние сутки высота выпавшего снежного покрова превысила 20 см. Городская подрядная организация продолжает работать в усиленном режиме. Основной упор делается на расчистку главных дорог, остановочных карманов и тротуаров. Сегодня ночью будет усилена работа по расширению проезжей части. Фото: пресс-служба Бугульминского района РТ.
Конец «Бурана». Как погиб великий советский проект
«Энергия» — «Буран» — космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). В Казани с 15 января в связи с обильными снегопадами объявлен оперативный план «Буран». Из-за сложных погодных условий в Бугульминском районе введен в действие оперативный план «Буран». Поделиться новостью. Планы полетов модулей 37КБ были тесно связаны с программой испытаний "Бурана" и неоднократно менялись. На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей.
«Роскосмос» рассекретил документы о единственном полёте «Бурана»
Вот у меня личный есть «Буран», стоит на аэродроме имени Громова. Я его спрятал в лесу участка ФСБ России. Зачем нам оттуда [из Казахстана — прим. Я там был на «Байконуре» и летал, посмотрел, обнял, поплакал, что дальше? Десять лет я сидел с «Бураном» на «Байконуре». У нас есть свой корабль. Мой корабль отдали в Мюнхен в политех [музей — ГМ], на котором я летал.
Летавший в космос аппарат повредился, его продали на металлолом.
Второй образец «Бурана» находится в собственности частной компании АО «Ракетно-космическая компания «Байконур». Дмитрий Рогозин в сентябре 2021 года, будучи гендиректором «Роскосмоса», призвал компанию передать аппарат городу Байконур, чтобы можно было обеспечить его сохранность и дать возможность жителям видеть творение советских инженеров.
О главных слагаемых успеха любой хоккейной команды и о принципах работы тренера Альберт Логинов рассказал в интервью РИА «Воронеж». Читайте также.
В 1972 году, сразу после принятия решения президента США о начале широкомасштабных работ по программе «Спейс шаттл», в СССР была проведена серия закрытых совещаний по этой проблеме. Многие специалисты указывали, что такая система существенно проигрывает по экономичности выведения полезных грузов на орбиту обычным одноразовым ракетам-носителям и не даёт особых преимуществ в военном отношении; отсутствуют также серьёзные задачи, требующие возврата с орбиты космических аппаратов. Высказывались даже мнения о том, что это масштабная дезинформация или очередной блеф с целью втягивания СССР в новый виток космического противостояния и гонки вооружений. Именно неизвестность будущих задач программы «Спейс шаттл» обусловила в дальнейшем стратегию его копирования для обеспечения аналогичных возможностей для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника [13]. Советское руководство внимательно наблюдало за развитием программы «Спейс шаттл», но, предполагая худшее, искало «скрытую военную угрозу», что сформировало два основных предположения: Возможно использование космических челноков в качестве носителей ядерного оружия. Для защиты, на первом этапе, советские ОПС оснащались модифицированной автоматической пушкой НР-23 конструкции Нудельмана — Рихтера система «Щит-1» , которую позднее должна была сменить система «Щит-2», состоящая из двух ракет класса «космос-космос». Предположение о «похищениях» основывалось исключительно на габаритах грузового отсека и возвращаемой полезной нагрузке, открыто объявленным американскими разработчиками шаттлов, близким к габаритам и массе «Алмазов». О габаритах и весе разрабатывавшегося в то же время американского спутника оптической разведки KH-11 KENNAN советское руководство информировано не было. В результате, советская космическая отрасль получила задание создать многоразовую космическую систему многоцелевого военно-гражданского назначения с характеристиками, аналогичными системе «Спейс шаттл» [14]. Разработка многоразовой транспортной космической системы «Энергия» — «Буран» началась в 1974 году , её главным конструктором был Борис Иванович Губанов [1] :2,3. Первая версия советской транспортной космической системы ОС-120 , предложенная в 1975 году , по сути отличалась от системы «Спейс шаттл» только наличием 4 жидкотопливных ускорителей первой ступени вместо 2 твердотопливных у американской системы. В 1976 году была предложена существенно изменённая версия ОК-92 — двигатели второй ступени были перемещены с орбитального корабля-космоплана на бывший отделяемый топливный бак второй ступени, что позволило совместить разработку многоразового корабля с созданием универсальной сверхтяжёлой ракеты « Энергия ». В 1978 году проект «Бурана» приобрёл свой окончательный вид [12]. В 1976 году была официально утверждена строго засекреченная программа «Энергия»-«Буран». Для сравнения, полные расходы на программу «Шаттл» за всё время её существования должны превысить 160 млрд долларов США.
Непростая судьба «Буранов»
- Сильнейшая метель в Казани: объявлен план "Буран"
- Вице-премьер Рогозин поручил возобновить программу космических кораблей «Буран»
- «Роскосмос» рассекретил документы о единственном полёте «Бурана»
- «Роскосмос» опубликовал рассекреченные документы о полёте космического корабля «Буран» / Хабр
- 205 минут триумфа
- Сильнейшая метель в Казани: объявлен план "Буран"
В Татарстане скорректируют план «Буран»
В программу включены схема выведения «Бурана» на орбиту и его возвращения на Землю, траектория полёта корабля и вероятные районы падения при аварии. Среди других рассекреченных документов опубликованы часть пояснительной записки к техническому проекту миссии, схема катапультирования экипажа, состав и общие характеристики многоразовой космической системы.
МС-21 почти готов к покорению неба Я больше чем уверен, что это связано с наращиванием спутниковой группировки.
Космические аппараты становятся с каждым годом крупнее и дороже. К тому же главный принцип надёжной сети — стабильная работа. Поэтому Х-37 и Dream Chaser создавались и создаются для инспекции своей орбитальной группировки и наблюдения за спутниками вероятного противника.
В этом смысле американцы развили историю со своим "Шаттлом" и довели её до приемлемого уровня Валентин Степанков Кандидат технических наук, руководитель этапа испытаний корабля "Буран" Зачем нам в космос? Попытку "Роскосмоса" создать или, точнее, воссоздать орбитальный самолёт воспринимают по-разному. С одной стороны, высказываются предположения, что для вывода многоразовых орбитальных кораблей сначала нужно построить многоразовые, дешёвые и надёжные ракеты, и уже потом можно заниматься всем остальным.
Здравое зерно в таких рассуждениях есть. Пока ни одной многоразовой ракеты в России нет, и срок их появления остаётся неясным. Сражение за космос.
Тут стоит немного окунуться в историю и вспомнить, что одна ракета "Энергия", для производства которой привлекали три тысячи человек, обходилась советскому бюджету примерно в 160—170 млн советских рублей.
На сегодняшний день нет двигателей, которые могли бы доставить человека к Марсу в срок не более 2-3 месяцев. Проект космического корабля с ядерной энергоустановкой мощностью более 1 МВт могут разработать Роскосмос совместно с «Росатомом». Создание космолета запланировано на 2018 год. Сейчас наука позволяет только имитировать полет на Марс. Один из таких экспериментов месяц назад стартовал в Институте Медико-биологических проблем.
Второй экземпляр должен был совершить беспилотную миссию продолжительностью в семь суток, включая стыковку с орбитальной станцией «Мир».
Третий экземпляр, который планировали запустить уже с экипажем, остался недостроенным. Программу «Буран» приостановили из-за недостатка финансирования, а после распада Советского Союза, в 1993 году, закрыли. Иллюстрация: Роскосмос.
О чем рассказывают рассекреченные документы о полете космического корабля "Буран"
Роскосмос не собирается реанимировать проект запусков космических кораблей типа «Буран» из-за его недостатков. Программу «Энергия» — «Буран», ориентированную на долгосрочную и весьма перспективную конкуренцию с США в освоении космоса, постигла та же участь. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены. Интерфакс: "Роскосмос" к 35-летию полета многоразового космического корабля "Буран" опубликовал рассекреченные документы о программе этого полета.
Воронежский «Буран» опубликовал план подготовки к следующему сезону
Едва ли не главным требованием к программе «Энергия – Буран» была максимальная многоразовость. Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» приземлился в автоматическом режиме на Байконуре. Большой комплексной программой, неразрывно связанной с разработкой «Энергии», стало создание орбитального космического корабля «Буран».
«Буран» определился с планом предсезонной подготовки
Об этом сегодня заявил директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в рамках интервью радиостанции «Комсомольская правда». По мнению функционера, учитывая «усталость конструкции» и заданный ресурс модулей, МКС сможет функционировать еще 7-10 лет. Поэтому России уже сейчас необходимо задуматься об альтернативе существующему комплексу. При этом, со слов Рогозина, уже в ближайшее время начнется проработка некоторых аспектов. В частности, будет приниматься решение о статусе перспективной станции: национальная или международная. Изначально данный проект мог стать совместным для США и России.
Параллельно с гравимолом разрабатывалось принципиально новое оборудование, например электронная вакуумная печь ЭВП3500, создавались технологии текстильного производства. Процесс получения готовых изделий был крайне трудоёмким: впервые отрабатывались разные режимы пропитки, термообработки. Кибернетический компонент традиционно принято считать «слабым звеном» в советской промышленности. Но при работе над проектом «Энергия» — «Буран» было создано ни много ни мало новое программное обеспечение! Оно разрабатывалось в Научно-производственном центре автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина и в Институте прикладной математики имени Келдыша. Более того — для космической программы была создана целая серия управляющих компьютеров. Объём программного обеспечения составил фантастические для того времени 100 мегабайт. Стоит подчеркнуть, что советские инженеры-конструкторы не ставили перед собой принципиальной задачи линейного технического копирования американского шаттла, как это, например, имело место при проектировании советского стратегического бомбардировщика Ту-4, воспроизведённого по методу «обратной разработки» на основе американской машины В-29. Речь шла о создании именно отечественного аналога, притом обладающего превосходящими тактико-техническими характеристиками по отношению к американской разработке. Кроме того, повторить конструкцию «Спейс шаттла» в условиях наклонения «Байконура» было технически невозможно, равно как и твердотопливные ускорители, которые в советской космонавтике не применялись.
Первая ступень советской ракеты-носителя была керосин-кислородной. Советские водородные двигатели РД-0120 также больше и мощнее двигателей американского челнока RS-25, что объясняет их отсутствие на самом «Буране» и наличие на второй ступени ракеты-носителя. И хотя в итоге они оказались одноразовыми, в условиях задач миссии «Бурана» это не было критично. Зато в Советском Союзе удалось разработать ракету-носитель «Энергия», способную выводить на орбиту до 100 тонн полезной нагрузки! Непосредственное конструирование «Бурана» осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе. Размеры корабля составляли: длина — 36 м, высота — 16 м, размах крыла — 24 м. Это был орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний. Аббревиатура расшифровывалась как «большой транспортный самолёт-второй». Из-за режима секретности он также обозначался как изделие 11Ф35. Это был полноразмерный самолёт-аналог космического корабля «Буран».
На нём отрабатывались в атмосфере схема захода на посадку и сама посадка, включая автоматический режим. Внешне он ничем не отличался от «Бурана», размеры были аутентичны, аэродинамика — тоже. Отличие заключалось лишь в том, что на нём были установлены двигатели АЛ-31 от Су-27, которые позволяли самолёту-аналогу взлетать. Пилотировал этот аппарат, являвшийся, по сути, воздушной лабораторией, М. Толбоев, заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, генерал-майор, доктор технических наук, Герой Российской Федерации. Как свидетельствует М. Толбоев, «всего было выполнено 24 испытательных полёта. При этом у каждого была ещё и своя программа испытательных работ». Для посадки корабля «Буран» была специально оборудована усиленная взлётно-посадочная полоса на аэродроме «Юбилейный» космодрома «Байконур». Помимо этого, были оборудованы и резервные посадочные полосы, причём не только в СССР, но и на территориях дружественных стран.
На случай вынужденной посадки были также усилены ВПП ещё на четырнадцати аэродромах, в том числе на Кубе, в Анголе и Ливии. На все эти аэродромы по трассе мы летали на самолёте Ту-154, который был оборудован под летающую лабораторию и имитировал «Буран». На нём мы отрабатывали систему автоматического управления и посадки челнока. Все служащие аэродромов выходили смотреть на посадку, которая точно повторяла траекторию снижения «Бурана».
Второй аналог БТС-02 использовался для отработки посадки "Бурана" и подготовки экипажей космонавтов. Это была аэродинамически максимально точная копия космического корабля с установленными на неё четырьмя двигателями АЛ-31. БТС-02 выполнил 24 испытательных полёта с общим налётом 8 часов. Посадки выполнялись в том числе в полностью автоматическом режиме.
В настоящее время находится в Музее техники города Шпайер в Германии в качестве выставочного экспоната. Ракета-носитель "Энергия" стартовала с Байконура и вывела космический корабль на орбиту без экипажа. Полёт проходил полностью в автоматическом режиме. За 205 минут "Буран" сделал два витка вокруг Земли и выполнил посадку на аэродроме Байконура "Юбилейный". Американские "Спейс Шаттлы" все свои полёты выполняли только с экипажами. Полностью автоматическая посадка "Бурана" заслуженно считается выдающимся достижением советской науки. При посадке возникла нештатная ситуация, которая продемонстрировала успех замысла создателей. На высоте 11 км "Буран" в автоматическом режиме получил информацию об изменении погодных условий на аэродроме.
И совершенно неожиданно для всех он совершил манёвр с разворотом на 180 градусов. На земле это стало неожиданностью. Рассматривался даже подрыв корабля. Однако было принято решение посмотреть на его действия. И "Буран" не разочаровал создателей. Посадка была выполнена с выдающейся точностью. Это не была точная копия американского компьютера. Использовалось значительно переработанное программное обеспечение.
На борту находилось два комплекта БЦВМ, каждый из которых состоял из четырёх компьютеров. Система допускала одновременный выход из строя двух компьютеров. Американские "Спейс Шаттлы" не имели такого запаса по резервированию. При входе "Бурана" в атмосферу температура отдельных участков корабля достигала 1600 градусов. От уничтожения корабль защищали 37 500 специальных керамических плиток общей массой 9 тонн. Американские корабли теряли по несколько десятков. Элементы теплозащиты Транспортировка третьего лётного экземпляра 2. Помимо слетавшего в космос изделия 1.
В 1992 году "Буря" должна была полететь к станции "Мир" в беспилотном режиме. Планировалась автоматическая стыковка, посещение экипажем "Мира" и беспилотная посадка на Байконуре. Однако полёт так и не состоялся. Из-за ошибок при строительстве комплекса рухнула крыша. При этом погибли восемь рабочих, которые занимались ремонтом крыши.
Программа была технически очень сложная и амбициозная. Однако, в 1972 году Ричард Никсон объявил о начале работ над "Спейс Шаттлом". И СССР не смог устоять перед соблазном скопировать американские идеи. Создание "советского Шаттла" оказалось задачей более простой технически, чем "Спираль", но более дорогой из-за масштабов. Но партия сказало "надо! Так должен был выглядеть воздушный старт с гиперзвукового самолета-разгонщика авиационно-космической системы "Спираль" Фото: buran. В ходе программы "Буран" эволюционировал и менялся. Изначальный проект ОС-120 был практически идентичен "Спейс Шаттлу". На орбитальном самолёте так же, как и у американцев, были размещены три маршевых двигателя и два двигателя для орбитального маневрирования. При этом советский корабль получался тяжелее американского и весил 120 тонн. ОС-120 Вторым этапом развития стал орбитальный самолёт ОК-92. Он лишался маршевых двигателей, зато получал воздушно-реактивные двигатели. Воздушно-реактивные двигатели должны были дать более высокую гибкость применения в военных целях. С ними космический корабль меньше зависел от взлётно-посадочной полосы и мог приземляться на многих аэродромах СССР. И только в марте 1978 года проектирование остановилось на привычном нам "Буране". При использовании корабля в качестве "орбитального бомбардировщика" у него были более широкие возможности чем у "Спейс Шаттла". Вообще, версия, что американцы делают орбитальный самолёт для того, чтобы иметь возможность наносить быстрые ядерные удары из космоса, была очень популярна среди руководства СССР. Другой популярной версией было предположение, что "Спейс Шаттлы" с их возможностью возвращать с орбиты грузы весом до 15 тонн будут воровать советские спутники. Все выводы советских экспертов сводились к военной составляющей американской программы. На тот момент заканчивалась американская лунная программа, и руководство NASA не хотело остаться без работы. NASA, цепляясь за места и бюджеты, изо всех сил проталкивало программу "Шаттлов", обосновывая её рентабельность при большом количестве запусков. По расчётам выходило, что если делать больше 30 пусков в год, это будет выгоднее, чем столько же раз запускать одноразовые носители. И вообще никогда не планировалось использовать "Спейс Шаттлы" в качестве космических бомбардировщиков. Ещё в 60-х во время работы над X-20 Dyna Soar американцы поняли, что "орбитальный бомбардировщик" — это дорогая и медлительная платформа. На подготовку старта уходили сутки. Оперативное применение было исключено. Все усилия были направлены на создание межконтинентальных ядерных ракет и подводных ракетоносцев с принципиально другой степенью готовности к пуску. Сборка "Бурана" на Тушинском машиностроительном заводе Фото: buran. На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. В пересчёте на курс 2016 года затраты на программу оценивались в 2 трлн российских рублей. Основным отличием "Бурана" от "Спейс Шаттлов" является способ выведения на орбиту. На "Шаттлах" установлены маршевые ракетные двигатели, которые получают топливо из гигантского оранжевого топливного бака. На высоте около 45 километров ускорители отстреливаются и на парашютах спускаются в океан.