Новости отметьте имя митрополита погибшего во время опричнины

Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Имя митрополита Макария в ней вовсе не фигурирует. Автограф святителя Филиппа на приговоре Освященного собора об избрании его митрополитом и о его невмешательстве в дела опричнины. Филипп поставил ультиматум: он станет митрополитом только в случае отмены опричнины. В 1568 году во время служения в кремлёвском храме была объявлена новость о лишении митрополита сана.

Так виновен ли Грозный в гибели митрополита Филиппа или нет?

Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди. Однажды, 22 марта 1568 года, Филипп и вовсе отказался признать Ивана Грозного, который пришел в храм в одежде простого опричника. Благословение от митрополита царь в тот день получил лишь после просьбы бояр. Неудивительно, что вскоре Филипп подвергся опале и был сослан в тверской Отроч Успенский монастырь. В качестве предлога для примирения накануне новгородского похода царя в 1569 году к святителю Филиппу за благословением выехал Малюта Скуратов. Незадолго до этого Григорий Лукьянович был назначен головой опричного сыскного ведомства по делам государственной измены и стремился доказать царю свою преданность. Сторонники гибели митрополита Филиппа от руки опричника утверждают, что Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года вошел в келью к опальному священнослужителю, где с наигранным смирением попросил благословить Ивана Грозного на поход для искоренения измены в Новгороде и Пскове.

С одной стороны, низложенный митрополит Филипп понимал, что отказ от благословения означает его немедленную смерть, а с другой - не мог не догадываться, сколько смертей принесет этим городам поход опричного войска. По легенде, святитель произнес: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел». Малюта Скуратов, очевидно, ожидал подобного ответа, поскольку тут же бросился на Филиппа и задушил его подушкой. Затем высокопоставленный опричник прошел в покои настоятеля монастыря, где заявил, что бывший митрополит скончался от угара, поскольку в его келье было слишком жарко. Эта версия событий хотя и не подкреплена неопровержимыми фактами, но считается общепризнанной. Ее сторонниками являлись такие выдающиеся историки, как Н.

Карамзин, С. Соловьев и Н.

Начав церковное служение послушником Островной обители, Филипп постепенно стал одним из самых авторитетных соловецких монахов, в связи с чем был избран новым настоятелем монастыря. В 1566 г. Филипп поставил ультиматум: он станет митрополитом только в случае отмены опричнины. Иван не пошел на уступки; впрочем, посланные им церковные иерархи все же уговорили Филиппа принять назначение. В первое время управления церковью новым митрополитом царь несколько снизил уровень террора и жесткости по отношению к населению; впрочем, их отношения с Филиппом все равно стали довольно быстро портиться, а вскоре царь вновь начал волну репрессий. Поначалу Филипп, резко выступавший против опричнины, пытался увещевать царя.

Затем, когда уговоры не помогли, митрополит пошел на открытый конфликт: он несколько раз игнорировал публичные просьбы Ивана Грозного о благословении, а после вообще стал прилюдно обличать его и опричников в совершенных ими преступлениях.

Бывал он и за ее пределами. Так, в период пребывания на новгородской кафедре, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового митрополита Иоасафа. Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. По благословению святителя Макария в Великом Новгороде был составлен новый летописный свод, написаны жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков , работал над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. На Соборах 1547 и 1549 гг. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», — так называли тогда всех новоканонизованных русских святых.

Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Историк Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше». Известно, что митрополит Макарий ослеп на один глаз, вероятно, это могло с ним случиться во время великого пожара в Москве в 1547 году. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, митрополиту удалось вынести из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Люди, которые сопровождали митрополита, погибли от ожогов и удушья.

Митрополит Макарий чудом спасся, но при пожаре, как записал современник, «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть. В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамоты, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, поскольку его материалы изложены в ста главах. В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна IV идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление [1]. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство.

В 1537 году в Русском государстве случилась очередная смута: старицкий князь Андрей поднял в Новгороде бунт против Елены Глинской — матери Ивана IV, великой княгини московской, занявшей престол после смерти мужа, Василия III. Бояре Колычевы встали на сторону старицкого князя. Елена Глинская смогла бунт подавить, а род Колычевых попал в опалу — многих его представителей казнили или посадили в тюрьму. Для Фёдора Колычева это стало поводом реализовать свою давнюю мечту — уйти в монастырь. Тем более что незадолго до этого, как повествует в Четьях-Минеях святитель Димитрий Ростовский, «…случилось ему, по особому Божиему промышлению, призревшему на него, войти в церковь во время совершения Божественной Литургии. Здесь он услышал слова Евангелия: «Никто не может служить двум господам» Евангелие от Матфея, 6:24. Поражённый этими словами, он размышлял в себе, что эти слова относятся и к нему, и решился оставить мирскую жизнь». Фёдор не взял из дома ни денег, ни ценностей; будучи боярского рода, оделся как простолюдин. И — отправился на север, подальше от московской суеты. Год он прожил у крестьянина по прозвищу Суббота в деревне Хижи возле Онежского озера. Затем перебрался на Соловки, в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Через полтора года игумен монастыря Алексий Юренев постриг Фёдора в монахи с именем Филипп. А в 1548 году постаревший игумен Алексий предложил Филиппа в качестве своего преемника — он видел ум, рассудительность и духовное стремление монаха. На монастырском соборе монахи единогласно проголосовали за своего брата; новгородский архиепископ Феодосий возвёл Филиппа в сан игумена Соловецкого монастыря. Игумен Филипп и сам неустанно трудился над собой, и братии помогал, как мудрый и терпеливый учитель. Он глубоко чтил память основателей монастыря — преподобных Зосимы и Савватия, очень много сделал для увековечивания их памяти, постоянно приводил в пример монахам слова и поступки из жизни великих подвижников. Русский престол к тому времени занял Иван IV, по прозвищу Грозный. Великий князь чтил Соловецкий монастырь, регулярно присылая туда богатые дары, и оказывал другие знаки монаршего расположения — освободил монастырь от налогов, отдал ему волость Колежму со всеми оброками, несколько островов. Игумен же стал всё больше времени проводить в уединении, в своей пустыни в двух верстах от монастыря — позже эту пустынь стали называть Филипповой. В 1551 году игумен Филипп принял участие в Стоглавом соборе. Именно на нём он во второй раз познакомился с князем Иваном Васильевичем, принявшим к тому моменту титул царя когда Филипп,вернее, тогда ещё Фёдор, ушёл из Москвы, будущему царю было всего восемь лет. Царь Иван запомнил мудрого игумена. В 1566 году возникла необходимость выбрать нового митрополита Московского и всея Руси. Митрополита, а не Патриарха — потому что Русская Церковь в те времена была митрополией Византийской Церкви. Главным кандидатом был казанский архиепископ Герман — самый известный и авторитетный на тот момент из иерархов Церкви. Он был не согласен с политикой Ивана Грозного и впал в немилость царя. Дело в том что в эти годы начинался один из самых мрачных и кровавых периодов в истории России — опричнина. Порядочные люди того времени просто не могли согласиться с беззакониями, творимыми опричниками во всех уголках Руси. Тогда Иван Грозный вызвал в Москву Филиппа и предложил ему принять сан митрополита. Соловецкий игумен, видя, что в государстве начинается что-то неладное, согласился, но поставил царю условие — опричнина должна быть уничтожена. Да будет только единая Россия! Ибо всякое разделённое Царство, по глаголу Всевышнего, запустеет.

Судьба Малюты Скуратова

Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Однако охраняющий низвергнутого митрополита пристав Стефан Кобылин сообщил, что Филипп умер в результате несчастного случая (угорел). Дополнение к вопросу посетителя. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Святого Филиппа уговорили не вступаться в дела двора и опричнины и не удаляться с митрополии за то, что царь не уничтожил опричнины, но советоваться с царем, как советовались прежние митрополиты.

Жизнь и смерть митрополита-4

Тогда же митрополит Филипп в последний раз всенародно, во время службы в Успенском соборе, потребовал отмены опричнины: „С тех пор как солнце светит в небесах, не было слышно, чтобы благочестивые цари возмущали свою державу“. Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа. Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Несмотря на гнев царя, вызванный критикой со стороны митрополита, Филипп продолжил обличения опричнины. 3. Итогом опричнины для экономики России стало: а) некоторое снижение темпов экономического развития б) значительное ускорение темпов экономического развития в) начало острого экономического кризиса +. Колычев изъявил согласие занять митрополичий престол, но при этом КАТЕГОРИЧЕСКИ ПОТРЕБОВАЛ РАСПУСТИТЬ ОПРИЧНИНУ.

Митрополит Филипп Московский погиб, защищая русский народ. Какова была в этом роль Ивана Грозного?

И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание [м] почитает, и тот во веки не согрешит». В сентябре 1563 года митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться. Преставился митрополит Макарий 12 января 30 декабря ст. Был же тогда на погребении Никандр, архиепископ Ростовский и Ярославский; Афанасий, епископ Суздальский и Тарусский; Филофей, епископ Рязанский и Муромский; Варлаам, епископ Коломенский и Каширский; Матфей, епископ Сарский и Подонский; архимандриты и игумены с освященным собором» [2]. Почитание святителя Макария, митрополита Московского Почитание святителя Макария, митрополита Московского, началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

Имя святителя начиная с XVII века встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа». В 2002 году Митрополит Макарий Московский был канонизирован Русской Православной старообрядческой Церковью в лике святителей. Труды святителя Макария, митрополита Московского Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия. И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи.

Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая в 1550-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. В этой книге, название которой переводится как Большие Месячные Чтения, Макарий постарался собрать весь корпус благословленных Православной Церковью книг для чтения, бытовавший в Древней Руси. По его инициативе создан первый систематический труд по русской истории — Книга степенная царского родословия. По благословению митрополита Московского Макария начинается русское книгопечатание диаконом Иоанном Федоровым. При митрополите Макарие были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских».

Святитель Макарий, митрополит Московский. Иконы Самое раннее изображение святителя Макария, митрополита Московского, находится на четырехчастной иконе 1547 года в Благовещенском соборе Московского Кремля. В ее левой нижней части среди других известных лиц написаны царь и митрополит Макарий.

Потому-то и уехал Фёдор в Соловецкий монастырь, укрылся от опасности.

Он стал простым послушником и занимался строительными работами, колол дрова, копал землю — в общем, делал всё то, что едва ли входило в привычный распорядок дня боярского сына. Спустя полтора года Фёдор Колычёв постригся в монахи и принял имя Филипп. Наступает грозное время Монах Филипп смиренно переносил все тяготы жизни в обители и заслужил репутацию аскетичного и трудолюбивого человека. Монастырский собор выбрал его соловецким игуменом.

При нём в Соловках появилось многое, что и теперь видят гости монастырских земель. Филипп построил сеть водных каналов и дорог, осушил болота, обустроил лазарет, мельницы и солеварни. Успенский и Преображенский соборы тоже возводили в его время. Так, Соловки стали крупным хозяйственным и культурным центром.

Пока Филипп заботился о монастыре, над Первопрестольной сгущались тучи. В 1565 году Иван Грозный разделил все земли царства на две части — опричнина и земщина, а его личные «гвардейцы»-опричники выгрызали и выметали метлой измену, которую подозревал в своих подданных царь. Пойти против царя московский митрополит Афанасий не смог, но не мог и одобрить происходившее. Он оставил древний город и уехал в Чудов монастырь.

Заменили его архиепископом Казанским Германом, однако и он оказался недостаточно сговорчивым. Церковью вновь некому стало управлять, и Иван Грозный решил призвать в Москву Филиппа. Соловецкому игумену царь предложил митрополичий сан. Тот долго отказывался — слишком уж незавидна была судьба Афанасия и Германа, да и мириться с опричниной Филипп не желал.

Лишь уговоры монарха, бояр и других священнослужителей заставили его стать митрополитом Московским и всея Руси. Он дал слово не мешать политике Ивана и принял сан.

Благословение от митрополита царь в тот день получил лишь после просьбы бояр.

Неудивительно, что вскоре Филипп подвергся опале и был сослан в тверской Отроч Успенский монастырь. В качестве предлога для примирения накануне новгородского похода царя в 1569 году к святителю Филиппу за благословением выехал Малюта Скуратов. Незадолго до этого Григорий Лукьянович был назначен головой опричного сыскного ведомства по делам государственной измены и стремился доказать царю свою преданность.

Сторонники гибели митрополита Филиппа от руки опричника утверждают, что Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года вошел в келью к опальному священнослужителю, где с наигранным смирением попросил благословить Ивана Грозного на поход для искоренения измены в Новгороде и Пскове. С одной стороны, низложенный митрополит Филипп понимал, что отказ от благословения означает его немедленную смерть, а с другой - не мог не догадываться, сколько смертей принесет этим городам поход опричного войска. По легенде, святитель произнес: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел».

Малюта Скуратов, очевидно, ожидал подобного ответа, поскольку тут же бросился на Филиппа и задушил его подушкой. Затем высокопоставленный опричник прошел в покои настоятеля монастыря, где заявил, что бывший митрополит скончался от угара, поскольку в его келье было слишком жарко. Эта версия событий хотя и не подкреплена неопровержимыми фактами, но считается общепризнанной.

Ее сторонниками являлись такие выдающиеся историки, как Н. Карамзин, С. Соловьев и Н.

Тем не менее подробное изучение косвенных фактов говорит о том, что Иван Грозный не имел никакого отношения к смерти святителя Филиппа. Каждое значительное событие в жизни государства всегда находит свое отражение в летописях и иных письменных документах.

Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На «братию», не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству православия. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его «Синодике»: незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души.

Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча. Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу. Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567—1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных.

Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине». Обличение владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твердость твою!

11. Смерть митрополита

везде называются через запятую, иногда к их именам прибавляется "и др. князья церкви". Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа. Московский митрополит Филипп осуждал Опричнину и не хотел ее принимать.

Содержание

  • 1 января 1573 года убит самый знаменитый и самый малоизвестный опричник Малюта Скуратов
  • Афанасий (митрополит Московский и всея Руси). Большая российская энциклопедия
  • Библиотека
  • Виновен ли царь Иван IV в смерти митрополита Филиппа Колычева?: sergeyurich — LiveJournal

Афанасий (митрополит Московский и всея Руси)

Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. По словам президента России, соратник Ивана Грозного и один из руководителей опричнины Малюта Скуратов мог просто «проезжать мимо» монастыря, где умер митрополит Филипп. Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины, который задушил митрополита Филиппа.

Гибель Малюты Скуратова

Ничего против опричнины митрополит в это время не говорил, больше занимался церковными делами. Митрополит против опричнины фото. Слово митрополита. Митрополит беседовал с царём — взывал к его благочестивым устремлениям. Но известно, что особенно яростно «обличал» святого архиепископ Пимен, надеявшийся стать митрополитом. Имя митрополита Макария в ней вовсе не фигурирует.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий