4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых.
Романов Пётр I Алексеевич
Первым русским правителем, венчанным на царство, был Иван Четвертый (Грозный), хотя его дед Иван Третий тоже периодически называл себя царем. Михаил Романов – первый царь из династии Романовых. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III.
Святой Владимир – первый русский царь?
Царской династией Романовы стали в 1613 году, когда Михаила Федоровича избрал на царство Земский Собор. С тех пор Романовы правили Россией — вплоть до 1917 года. Все самое интересное о семье Романовых читайте в подборке материалов портала «Культура. РФ» по ссылке.
Решения Думы и Собора считались принятыми, если их одобрял царь. В 1619 году вернувшийся из плена Филарет, властный и умелый правитель, взял бразды правления в свои руки. Он получил сан патриарха, а затем титул Великого Государя и соправителя. Филарет возвысил православную церковь и укрепил государственность, усмирив Боярскую думу и отодвинув от власти Марфу Ивановну и братьев Салтыковых. Отношения отца и сына были тёплыми и доверительными. Государю надлежало иметь супругу; Михаил пытался самостоятельно решить вопрос о своей избраннице. Так, вопреки воле матери, в невесты он выбрал Марию Анастасию Хлопову, девицу из незнатного дворянского рода.
Браку не суждено было осуществиться — против Марии было всё окружение царя. Невесту объявили больной и отправили «на лечение» в Тобольск. В 1624 году по настоянию матери Михаил женился на Марии Долгоруковой, но через год Мария умерла от болезни. Год спустя были устроены царские «смотрины невест»; на этот раз царь сам выбрал себе в жёны Евдокию Стрешневу, дочь небогатого дворянского рода. Брак оказался счастливым; у супругов родилось 10 детей. До взрослого возраста дожили четверо, в том числе, будущий царь Алексей Михайлович. Преобразования в период царствования Михаила Романова Огромный круг вопросов правления страной Михаил и Филарет начали с поддержки своих сторонников. Дворяне и богатые казаки получили земли вместе с крестьянами, которые там проживали. Беглых крестьян разыскивали и возвращали хозяевам. Система крепостничества укрепилась.
Финансовые средства для пополнения пустой казны предполагалось изыскать путём совершенствования налоговой системы. Для установления числа налогоплательщиков была проведена перепись населения. Налоги были повышены; был введён подворный налог. Государственная монополия на водку позволила собирать налоги с кабацких доходов. Был введён чрезвычайный ежегодный налог «пятина», составлявший пятую часть всего дохода с хозяйства — сначала он распространялся на торгово-промышленную верхушку, а потом практически на всё население. С неплательщиками поступали сурово: их били палками по ногам перед приказной избой; ежедневная экзекуция повторялась до тех пор, пока деньги не вносились. Некоторые суммы были получены за счёт сбора добровольных пожертвований от купцов и предпринимателей. Немаловажной статьёй доходов были поступления от торговли. Правительство обращалось также с просьбой о помощи к иностранным государствам: небольшую сумму выделила Англия, 7000 рублей поступили от персидского шаха. Казна начала наполняться.
Средства для проведения военной реформы также поступали за счёт налогов: налог на военные нужды назывался «стрелецкие деньги». Армию решено было модернизировать, взяв за образец западную армию: на командные должности стали приглашаться иностранцы; в Европе закупалось огнестрельное оружие.
В январе 1547 года состоялась торжественная церемония возведения князя Ивана на царство. Митрополит Макарий торжественно возложил на голову молодого царя шапку Мономаха, которая олицетворяла высшую власть. С этого времени политический вес правителя внутри страны и на международной арене значительно возрос. Деятельность Ивана Грозного Резкое и коренное изменение статуса высшего лица в государстве свидетельствовало об амбициозности Ивана и масштабности его государственных замыслов. Враждующие между собой боярские группировки получили четкий сигнал о том, что государь собирается превратить слабое и децентрализованное государство в могущественную державу. Царский титул давал Ивану Грозному возможность претендовать на роль преемника древних традиций Римской империи. На первых порах Иван Васильевич был настроен на поэтапное проведение либеральных реформ.
В это время заключаются мирный договор со Швецией и перемирие с Польшей, Русь отстояла свою независимость. Избрание Михаила Романова на царство. От молодого Михаила Фёдоровича срочно требовалось наплодить детей и создать династию, чтобы не повторилось состояние безвластия. В 1616 году, когда царю исполнилось 20 лет, был объявлен смотр невест. Мать Михаила, инокиня Марфа, выбрала для сына невесту, но тут царь вдруг спутал её планы, указав на дочь коломенского дворянина Ивана Хлопова Марию. Царское слово — закон, и Марию стали готовить к свадьбе. Но внезапно девушка заболела, у неё открылась рвота. Инокиня Марфа заявила, что Мария Хлопова серьёзно больна и на роль царицы не подходит. Полагают, что болезнь у Марии произошла не без участия матери царя. Дело дошло до Земского собора , на котором было решено невесту со всей роднёй отправить в ссылку в Тобольск. В это же время, в 1619 году, из плена возвращается Филарет. Он обвиняет сына в малодушии, нежелании бороться за своё счастье. Хлоповым смягчили условия ссылки, но о браке речь уже не шла.
Первый Русский Царь
Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе). Роман Юрьевич Захарьин, царский окольничий, стал основателем династии Романовых-Захарьиных; дочь Романа Юрьевича Анастасия стала первой женой Ивана Грозного. Михаи́л Фёдорович — первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта). В 1561 году царский титул Ивана Васильевича был признан Константинопольским патриархом. Портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного. Он стал 14-м ребенком царя Алексея Михайловича и первым из троих детей его второй супруги, крымско-татарской княжны Натальи Кирилловны Нарышкиной. Достаточно сказать, что сам Пожарский пытался стать царем и активно пытался купить себе сторонников.
Кто на самом деле был первым русским царём
Но московским царём стал совсем другой человек. По слухам, назваться царем Ивана Васильевича надоумили родственники матери — князья Глинские. С избранием царя Михаила Романова в России закончился династический кризис. Московское государство становится в 1721 году Российской империей, во главе с императором Всероссийским. В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало". Кто первый царь. Культура уже давно стала главным полем боя не только за развитие экономики, но и за выживание России в мировой геополитической конкуренции.
Новости и события Российского исторического общества
Легко удалось договориться только по одному вопросу: иностранцев на царство не избирать и «Маринки с сыном не хотеть». Решение предыдущего собора об избрании на царство польского королевича Владислава было аннулировано. По другим кандидатурам разгорелись жаркие споры — каждая партия желала избрания своего кандидата. Одна партия, состоявшая из бояр, составила список из восьми претендентов и предложила решить вопрос жребием Михаила Романова в списке не было. Другая представительная группа отправилась в Троицкий монастырь за советом к старцу Авраамию Палицыну — получив совет, они решили провозгласить царём Михаила Романова, который не запятнал себя «изменами» и имел родственные связи с Рюриковичами. Преодолеть распри помогли казачьи атаманы, которые явились к боярам и потребовали исполнить волю Божию и вручить царский посох сыну пленённого Фёдора Никитича Романова «Михайло Фёдоровичу». Бояре, «страхом одержими и трепетни трясущеси», не посмели возразить. Восстановленная Боярская Дума 2 марта 1613 года отправила посольство к новоизбранному царю в Кострому, в Ипатьевский монастырь. Посольству предстояло уговорить Михаила принять царство. Уговаривать пришлось долго: понимая всю тяжесть правления в разорённой стране, воцарению на трон противился сам Михаил и его мать старица Марфа Ивановна. Наконец, получив благословение от матери иконой Фёдоровской Божьей Матери, Михаил дал согласие.
В Успенском соборе Романову вручили шапку Мономаха, державу и скипетр. Начался новый этап в истории России. Первые изменения в государстве при царе Михаиле Романове Ещё до приезда в Москву были оглашены первые приказы: царь назначил воевод в крупные города и поручил провести ревизию фонда дворцовых земель, намереваясь взять земельный вопрос в свои руки. Во время двухмесячного похода в Москву образовался круг верных царю людей: в него входили братья Салтыковы, получившие первые ответственные должности, князь А. Лобанов-Ростовский и родственник старицы Марфы К. Михалков, а также члены посольства, с которыми Михаил советовался по многим вопросам. Так новый царь обрёл единомышленников и начал процесс сосредоточения власти в своих руках. Начинать правление приходилось в нелёгких условиях: страна была разорена, деревни опустели, пашни не были вспаханы. В Москве Кремль был разрушен, полностью разграблено его внутренне убранство, казна была пуста. Смута ещё не была окончательно подавлена, неспокойными были отношения со Швецией и Польшей: в Новгороде находились шведы, а польский королевич Владислав готовил новый поход на Москву.
Южные города грабили крымские татары. Многие опасались, что неопытность и мягкий характер Михаила станут препятствиями на пути наведения порядка в стране, но у царя была сильная опора: его мать инокиня Марфа и бояре, входившие в ближний круг. Постоянно собирался Земский Собор, фактически ставший совещательным и исполнительным органом. Важные государственные дела решались в Боярской Думе — связь царя с обществом через государственные и представительные органы была прочной. Решения Думы и Собора считались принятыми, если их одобрял царь. В 1619 году вернувшийся из плена Филарет, властный и умелый правитель, взял бразды правления в свои руки. Он получил сан патриарха, а затем титул Великого Государя и соправителя. Филарет возвысил православную церковь и укрепил государственность, усмирив Боярскую думу и отодвинув от власти Марфу Ивановну и братьев Салтыковых.
Ее в свое время выявил и ввел в научный оборот замечательный историк Александр Лазаревич Станиславский, к сожалению, рано ушедший из жизни. Согласно тексту этого документа, главными сторонниками избрания на царство Михаила Федоровича Романова были казаки, которые во время проведения Земского собора составляли львиную долю всех вооруженных людей в Москве. В этой ситуации казачья верхушка имела реальную возможность диктовать свою волю делегатам, наверное, надеясь впоследствии стать новым сословием в России В «Повести» рассказывается, как казаки вели переговоры с боярином Иваном Никитичем Романовым , дядей Михаила Федоровича. Большинство современных исследователей сходятся с ее основным посылом. Судя по всему, это было именно так, и участникам Земского собора при принятии решения приходилось учитывать настроения казаков. О каких казаках тут идет речь? Запорожских или донских? Ни тех, ни других — это были разные казаки. Донские казаки во время тех событий в основном оставались у себя на Дону , а отряды запорожцев были в армии «тушинского вора» — Лжедмитрия II. Но те казаки, что находились в Москве в 1613 году, представляли собой совершенно разношерстную публику. Дело в том, что в годы Смуты произошло крушение многих внутренних структур русского общества. До этого оно строилось строго по служебному принципу, когда всякий человек был приписан к какому-либо сословию: крестьянству, посадским людям, стрельцам, детям боярским или духовенству. Когда произошел слом всей прежней системы общественных отношений, казачество активно пополнялось за счет маргиналов — «охочих людей», поневоле выпавших из своей социальной страты. Почему именно царь-подросток в 1613 году стал консолидирующей фигурой для всех? Потому что он объективно оказался наиболее приемлемым кандидатом. Еще Сергей Федорович Платонов заметил, что Михаил Романов стал компромиссной фигурой по целому ряду независящих от него причин. Он был представителем одного из самых влиятельных боярских родов, связанного кровными узами с предыдущей правящей династией и пострадавшего при Борисе Годунове.
Он объявил об этом вместе с решением жениться: «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть» Цитируется по: Соловьев С. История России с древнейших времен. Том 6, глава 2. Помазание на царство проходило в Успенском соборе Московского Кремля. Кстати, Макарий, как и большинство участников рады, умерли, сгинули, были казнены в годы Опричнины. Весь обряд венчания был построен на основе византийских обычаев. В этом и была преемственность. Царь теперь считался не иначе как помазанником божьим на земле, и это был еще один шаг на пути к империи. Выше царя только Господь Бог. Кстати, стоит помнить, что Иван Грозный стал царем по своему желанию, остальных царей, кроме его сына Федора Иоанновича в ближайшие несколько десятилетий будет выбирать Земский собор демократическим путем! Земский собор тоже учредил новый царь, а также провел и другие реформы. Например, был принят новый Судебник.
Сообщение про Ивана IV Грозного первый русский царь. Первый русский царь в истории России. Первый царь. Кто был первым царем в России. Первый царь в истории России. Первый правитель избранный земским собором. Первым русским царём был. Цари вместе. Брат Петра 1 правил месте с братом. Король Руси. Кто стал первым царем в России. Кто 1 царь.
"С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
В конце 1612 — начале 1613 гг. В это время как один из ближайших претендентов на русский престол Михаил Фёдорович был двоюродным племянником Фёдора Ивановича , последнего царя из династии московских Рюриковичей разыскивался польско-литовским отрядом или, возможно, отрядом черкас т. Был спасён крестьянином Иваном Сусаниным , не выдавшим его местопребывание. Избран на царство на Земском соборе 21 февраля 3 марта 1613 г. Авраамий Палицын зачитывает в Богоявленском монастыре грамоту об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова. Миниатюра из «Книги об избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея великия России самодержца». В костромском Ипатьевском во имя Святой Троицы мужском монастыре 14 24 марта 1613 г. На царском престоле Вступив на престол во время глубоких социальных потрясений, экономического и политического кризиса в Русском государстве, сумел их в целом преодолеть лишь к концу царствования. Первоначально испытывал влияние матери, инокини Марфы, и её троюродных племянников — бояр Б.
Салтыковых из рода Салтыковых в 1616 воспрепятствовали браку царя с его избранницей М. Хлоповой, за что в 1623 отправлены в ссылку, прощены Михаилом Фёдоровичем в 1633 , затем — отца, патриарха Филарета. На протяжении всего царствования опирался на поддержку других родственников и лиц из близкого круга Романовых, в первую очередь — князя И. Шереметева, князей А. Львова , Н. Одоевского , Б. Репнина , А. Сицких из рода Сицких.
Начало правления: борьба за сохранение престола В условиях угрозы со стороны других претендентов сумел сохранить за собой русский престол: в 1613—1614 гг. Заруцкий и «царевич» Иван — сын М.
Расцвет Кремля.
Заморские путешественники свидетельствовали, что в Москве наблюдается изобилие всех мыслимых вещей для комфортной и богатой жизни, да ещё и продаются они по умеренным ценам. Речь шла о «русском чуде». Несмотря на открытую ситуацию с двоевластием двух государей, царя и патриарха, роль Михаила Фёдоровича и членов Боярской думы оставалась определяющей в делах.
Урожденный мудрым Михаил Романов учитывал мнение отца, идя на компромиссы. Но с каждым днем и новым опытом его решениями управляли не страх и безволие, а объективная оценка политической ситуации. К слову, из сохранившейся переписки отца и сына можно сделать вывод, что в их взаимоотношениях не было место диктату.
Строки пронизаны взаимным уважением и доброжелательностью. С кончиной Филарета царь и вовсе 12 лет управлял Россией самостоятельно. В истории он остался праведным и честным государем.
Михаил Фёдорович не отличался суровым нравом и жесткими правилами. В руководство городами он поставил институт воевод. Одного только прошения горожан было достаточно, чтоб царь заменить их на выборных представителей из земской знати.
Умеренный правитель справедливо регламентировал и взимание налогов. Самоуправство сборщиков податей регулировали внедренные в процесс писцовые книги. В правление Михаила Фёдоровича стартовали работы по поискам природных богатств, построились оружейные, чугуноплавильные и кирпичные заводы.
Именно Михаил Романов стал основателем в Москве Немецкой слободы, где поселились заграничные инженеры и военные. Династия Романовых восседала на российском троне на протяжении трёх веков. Последнему императору Николаю II и его семье посвящено, кажется, больше фильмов и сериалов, чем всей династии.
Частная торговля была запрещена и торговля могла осуществляться только в специально учрежденных для этого «царевых кабаках». Прочитать все указы царя, которые он принял за время царствования, можно в залах исторических выставок "Россия-Моя история". Неурожай привёл к страшному голоду. Голод в Москве при Борисе Годунове. Художник Борис Чориков. Начались голодные бунты по всей стране — от голода погибли десятки тысяч людей. В связи с голодом и мором, Годунов распорядился выдавать хлеб из казённых житниц. Также по его указу в Москве умерших стали хоронить за счёт казны. За время страшного трёхлетнего голода только на московских кладбищах было похоронено 127 тысяч человек. Борис Годунов хотя и раздавал голодающим казённое зерно и деньги, но в основном они оседали в карманах спекулянтов.
Немало хлеба, проданного по твёрдым ценам, всё-таки попало в руки хлебных скупщиков. Новый царь, пытавшийся бороться с хлебной спекуляцией, даже велел казнить нескольких столичных пекарей, мошенничавших на выпечке хлеба. Но всё это не очень помогло. По разным сведениям, цены на хлеб за это время увеличились в 10—25 раз. Голод и обнищание провоцировали частые вспышки холеры, а в 1603 году началась эпидемия холеры. Болезнь быстро распространялась по уездам. В разных местах вспыхивали стихийные восстания крестьян. Восставшие громили усадьбы бояр и помещиков.
В декабре 1546 года 16-летний Иоанн объявил митрополиту Московскому Макарию о своем намерении жениться. По одной из версий, митрополит призвал юношу прежде венчаться на царство, по другой — будущий Иван IV сам заявил о своем намерении «поискати чинов предков». От Великого княжества Московского к Российской империи До этого царями на Руси называли только ханов Золотой орды и византийских императоров. Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования. Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры.
Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси?
Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика. В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах. Каким остался в истории первый русский царь В историю первый русский царь, прозванный «Грозным», вошел как противоречивая личность. С одной стороны он способствовал развитию государства: провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления.
При нем был составлен Судебник — свод русских законов. При Иване Грозном были покорены Казанское, Астраханское и Сибирское княжества, присоединены другие земли. В то же время Иван IV ввел опричнину, которая привела к разорению земель и террору, да и властитель не отличался покладистым нравом.
Митрополит Макарий торжественно возложил на голову молодого царя шапку Мономаха, которая олицетворяла высшую власть. С этого времени политический вес правителя внутри страны и на международной арене значительно возрос. Деятельность Ивана Грозного Резкое и коренное изменение статуса высшего лица в государстве свидетельствовало об амбициозности Ивана и масштабности его государственных замыслов. Враждующие между собой боярские группировки получили четкий сигнал о том, что государь собирается превратить слабое и децентрализованное государство в могущественную державу. Царский титул давал Ивану Грозному возможность претендовать на роль преемника древних традиций Римской империи. На первых порах Иван Васильевич был настроен на поэтапное проведение либеральных реформ.
Поддержанный ближайшим кругом соратников, царь провел ряд мероприятий, которые должны были обновить и укрепить власть в стране.
Впрочем, списков Рады никогда не существовало. Именно этот период можно назвать самым продуктивным в царствование Ивана IV. В 1549 году был созван Земский собор.
В 1550 году принят новый судебник, то есть свод законов, по которому фактически Россия жила до времен Николая Первого. Проведены земская и губная реформы местное управление , сформировано регулярное стрелецкое войско, перестроена система приказов министерств. Стоглавый собор привел в порядок церковные уложения. В 1552 году по итогам третьего казанского похода Казанское царство вошло в состав России.
В 1556 году в состав России вошло Астраханское царство. В 1558 году началась Ливонская война она продолжалась до 1583 года , которая на первом этапе была успешной для России. Был уничтожен Ливонский орден, построен Иван-город напротив Нарвы. Номинально Иван стал правителем в 3 года Подробнее Репрессии.
Террор В 1560 сослан в Белозерский монастырь Сильвестр, отправлен в «почетную ссылку» Адашев. В 1563 году умирает Макарий. В 1564 бежал в Литву Андрей Курбский. Избранная рада перестала пользоваться доверием царя после кризиса 1553 года, когда во время тяжелой болезни царя при дворе появилась партия, которая поддержала в качестве наследника престола не сына Ивана Грозного, а его двоюродного брата Владимира Старицкого.
В 1565 году царь объявляет о введении опричнины. Избранное войско вне закона страны помогло царю сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Была уничтожена родовая аристократия. Произошло перераспределение состояний и владений.
Иван Васильевич Всея Руси, царь и великий князь, как именовали его при жизни правил Россией больше 50 лет. Фото: globallookpress. После челобитной из Москвы согласился править, но на своих условиях. Прошло несколько волн репрессий среди высших чинов государства.
За попытку приостановить казни был сослан, а потом убит митрополит Филипп Колычев , ставший позже одним из самых почитаемых русских святых. В 1569 году был убит двоюродный брат царя Владимир Старицкий с женой с старшей дочерью. В 1570 году после разорения Твери, Клина, Торжка и других городов царь совершил поход на Новгород - «для искоренения измены». По разным данным, было уничтожено от 3 до 10 тысяч человек.
Количество погибших от голода после уничтожения запасов и хозяйств не поддается подсчету. Город был ограблен дочиста, включая Храм Святой Софии и архиепископский двор. С этого времени Новгород так и не смог оправиться. В 1861 году, когда в городе открыли Памятник Тысячелетию Руси, на нем, среди десятков фигур людей, оказавших влияние на развитие страны, места Ивану Грозному не нашлось.
По легенде соседний Псков от разорения спасло вмешательство юродивого Ивана Салоса, протянувшего царю кусок сырого мяса со словами: «На, ты же ешь тело человеческое»... Возвратившись в Москву, царь устроил массовые казни. Среди погибших оказался и фактический «премьер-министр» - дьяк Иван Висковатый, убитый вместе с семьей с особой жестокостью. В 1571 году крымский хан Девлет Гирей совершил неожиданный поход на Русь, легко дошел до Москвы, поджег окраины, в результате чего город выгорел дотла.
Царь, узнав о приближении татар, сбежал из столицы. Девлет Гирей повторил поход на разоренную Русь в 1572 году, но был разгромлен в битве при Молодях земским войском. Это интересно Правда о Борисе Годунове «Комсомолка» покопалась в исторических книгах, чтобы рассказать вам самое важное о человеке, который сменил Рюриковичей после их 700-летнего пребывания во главе страны, и рассказать об истории его правления Подробнее Последние годы. Присоединение Сибири В 1572 году опричнина была распущена.
Основной причиной стала малая эффективность опричного войска и растущее влияние видных опричников в стране. В 1575 Иван Грозный вновь отрекается от престола. На этот раз царем объявили Симеона Бекбулатовича, касимовского хана, чингизида потомка Чингисхана. Симеон Бекбулатович понимал номинальный характер своего правления, а Ивану IV это позволило отменить все дарственные церквям и монастырям.
После возвращения на трон царь был уже не так щедр, как раньше. В 1577 году с новой силой продолжилась Ливонская война, которая к этому моменту уже стала войной русско-польской. Король Речи Посполитой Стефан Баторий провел успешную кампанию, осадил Псков, но город героически оборонялся, и полякам пришлось отступить. Тем не менее, по перемирию на 10 лет 1582 Россия фактически вернулась к своим границам, существовавшим к началу Ливонской войны.
Сергей П. Правильный ответ Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Венчание на царство происходило в Успенском соборе Московского Кремля.
Первый русский царь в истории России
– Первым из русских царей, побывал в заграничном путешествии (1697–1698 годы). Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало". Царь Иван Грозный 16 февраля 1571 года утвердил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который стал первым в России воинским Уставом. Первым титул царя официально принял, как известно, внук Ивана III, Иван IV (Грозный) в 1547 году. Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем.
«Петр коснулся всего». Кем на самом деле был первый российский император
Кто стал первым царем в России, каковы были причины для смены титула и что давал новый вариант. Первым русским правителем, венчанным на царство, был Иван Четвертый (Грозный), хотя его дед Иван Третий тоже периодически называл себя царем. Михаил Федорович — первый российский самодержец из рода Романовых. Четыреста девять лет назад произошло самое знаменательное событие в его жизни: Земский собор посадил Михаила на трон России, сделав основателем новой династии. Иван стал первым русским царём.
Первый русский царь
Опричники стали его верной гвардией. Они выбирались из лучших людей царства, царь лично отбирал кандидатов и, зачастую, они были из простого люда. Царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие и смуту под контроль. И простой народ любил за это царя. Опричник олицетворял в себе небесного воина-монаха и земного воина-князя. Над каждым опричником совершалось церковное пострижение в монахи и обряд пострижения во князи. Царь был игуменом для опричников, и выполнял монашеские обязанности. Так в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра - к заутрене, в восемь начиналась обедня. Причем царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное писание. Царь старался воспитать из опричников элиту Руси, он отправлял их получать образование, как в пределах страны, так и за рубеж.
Опричники выполняли самые разные задачи: были людьми двора - прислугой, исполнителями, несли охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. Они были также военными, благодаря которым был достигнут ряд значительных побед над врагами. Опричнина стала средством борьбы с боярским произволом и своеволием. Если говорить современными терминами, то правильнее было бы сказать, что она была предназначена для борьбы с коррупцией и сепаратизмом. Выдуманы сведения о том, что опричные войска были неэффективны в военном отношении. Напротив, войска под командованием опричного воеводы Дмитрия Хворостина показали высокую боевую эффективность не только в битвах с татарами, но и в сражениях с европейцами. Известно, что в 1564 году воевода-опричник Хворостин одержал победу над крымцами, возвращавшимися с добычей из-под Калуги и освободил всех ими плененных. В 1566 году войско крымского хана прорвалось к Болхову. Направленные против крымцев земские воеводы Щенятев и Шереметев с поставленной задачей не справились.
Лишь приход рати, возглавляемой опричными воеводами Телятевским, Дмитрием и Андреем Хворостиниными, позволил одолеть неприятеля. В 1570 году при очередном походе крымского хана на Московское княжество крымские «загоны» проникли в Каширский уезд. Но в 1571 году во время очередного набега крымцы сожгли Москву. А в 1572 году, благодаря воинскому таланту Д. Хворостинина, была одержана блестящая победа в битве при Молодях. Об этой знаменитой битве мы расскажем в отдельной главе. Вспомним подвиг другого знаменитого опричника Малюты Скуратова, лично возглавившего штурм крепости Вайсенштайн, первым взобравшегося на стену и при этом погибшего! Так что утверждения о том, что якобы опричники были трусами и неумелыми воинами, это ложь и заблуждение. Неизбежность введения опричнины, её объективная необходимость диктовались тем, что в борьбе против централизованного государства князья и бояре не останавливались ни перед какими средствами, вплоть до попытки выдачи Ивана Грозного польскому королю, как это установлено после раскрытия в 1567 году грандиозного боярского заговора во главе с князем Владимиром Старицким.
Войско опричников сыграло большую роль в ликвидации экономического и политического диктата боярства, искоренении пережитков раздроблённости и укреплении Русского государства. Карамзин, а за ним и некоторые другие историки распространяли миф о якобы многочисленных казнях, совершенных в годы правления Ивана Грозного. Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к цифрам. В синодике времени правления Ивана Грозного - книге поминовения казненных людей, которая затем рассылалась по монастырям для поминовения за упокой души - были 2800 имен! И это за 30 лет правления! Кстати, списки эти являются единственным достоверным документом, позволяющим судить о "размахе репрессий" при царе Иоанне. Даже, исходя из всех остальных источников, было этих казней не более 5000. Для сравнения - в цивилизованной Европе, во Франции, только за одну Варфоломеевскую ночь в 1572 году было убито 30000 гугенотов, а в соседних 2 городах - по 20000 на протяжении недели! Карл V, император священной римской империи германской нации 1520- 1558 казнил десятки тысяч подданных.
Филипп II Испанский 1556-1598 в ходе подавления восстания в Нидерландах лишь за 2 года казнил более 100 тысяч, а 16 февраля 1568 года испанская инквизиция приговорила к смертной казни вообще всех жителей Нидерландов. Елизавета I 1558-1603 - десятки тысяч казненных; вообще кровавое законодательство Тюдоров против бродяг и нищих унесло жизни более ста пятидесяти тысяч казненных бродяг просто вешали. И таких примеров действительных зверств европейских правителей можно привести очень много.. Но все это забывается и отодвигается в сторону как нашими, так и иностранными историками и из работы в работу повторяется избитый и лживый миф о "зверствах" Ивана IV. Ключевским: "Зимой 3 декабря 1556 года несколько саней подъехало к крыльцу царских палат. Имущество и иконы царя складывали на сани. По Москве прокатилось: "Царь нас покидает. Кто же будет править, кто нас защитит? А потом столица буквально взорвалась народными сходками: "Пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его; но царство да не останется без главы!
Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем. А купцы и мещане прибавляли: "пусть царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их!
Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования. Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру.
Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий».
Как на завершающем этапе длительной и ожесточенной Смуты представителям всех сословий Российского царства, особенно правящему классу, хватило мудрости примириться и предать забвению взаимные былые прегрешения? Ведь до этого все они вели себя, мягко говоря, небезупречно. Подлинное величие человека в том и состоит, что во имя благородных целей он готов через многое переступить. Смута — это многолетняя гражданская война в России, отягощенная иностранным вторжением. Ее катастрофические последствия выражались не только в тотальном разорении и опустошении целых городов и уездов, когда вся Россия лежала в руинах. Смута оставила свой след даже в психологии русских людей, в чьих головах поколебались прежние представления о сакральном характере верховной власти Всем стало отчетливо ясно, что пора прекратить взаимное истребление, поэтому очевидное понимание общегосударственных задач по восстановлению страны из пепелища явным образом превалировало над личными обидами.
Могу привести такой пример. Годунов был злейшим врагом семейства Романовых, он едва не истребил их во время своего правления. Казалось бы, после своего избрания на царство Михаилу Федоровичу, в раннем детстве разлученному с опальными родителями, было бы логичным проклясть и забыть своего предшественника. Но «Утверженная грамота» Земского собора 1613 года в значительной степени ориентировалась на аналогичный документ собора 1598 года, избравшего царем Бориса Годунова. Как все эти болезненные процессы проходили в действительности, сказать трудно, поскольку очень много письменных источников того времени до нас не дошли. Мы не знаем достоверно, как именно после Смуты ее бывшие участники искали компромиссы и примирялись между собой. Судя по всему, не все прежние обиды сразу мгновенно забывались. Образно говоря, пожар Смуты, которая после избрания Михаила Романова на царство продолжалась еще пять лет, затухал медленно и постепенно.
Властный патриархат Почему после 1619 года, когда из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, Земские соборы перестали регулярно собираться? Нет, на самом деле Земские соборы с 1613-го по 1622 год собирались ежегодно, практически превратившись в постоянно действующий орган власти наподобие парламента. Выход из Смуты оказался долгим и болезненным процессом Казна была пуста, и для восстановления разоренной страны приходилось вводить новые чрезвычайные налоги — пятинные и запросные деньги.
Петр был его кумиром. И он писал примерно так: вот мы встаем утром, какое сегодня число? Этот календарь нам дал Петр. Нам приносят утреннюю газету. Это Петр придумал газету в России. Мы садимся, нам подают вот такие-то блюда. И это Петр их ввел.
Мы одеваемся в платья, которые он велел носить. Мы выходим на улицы города, которые он построил. Мы идем на службу в учреждение, которое он основал. Все, чего, чего мы с вами коснулись, так или иначе, сознательно, походя, целенаправленно или иногда даже случайно — Петр коснулся всего. Но невозможно оценивать результаты правления Петра однозначно. Такие категории вообще неприменимы к историческим явлениям. Итоги петровских реформ были противоречивым. Какой из вышеупомянутых сфер мы бы с вами ни коснулись, мы увидим вот это противоречие. Например, говоря о культуре, мы скажем, что великая русская культура XIX века не была бы возможна без петровских преобразований. Понятно, что она создавалась, формировалась на протяжении предшествующих десятилетий в XVIII веке по европейским лекалам.
Но она была национальной культурой, потому что любое заимствование при пересадке на национальную почву видоизменяется. Без петровских реформ она не появилась бы. Одновременно с этим ориентация в сторону культурных европейских образцов породила культурный раскол в русском обществе между образованной элитой и необразованной массой, которая составляла большую часть населения страны. Он ощущался очень долго. Некоторые историки говорят об этом культурном расколе как об одном из факторов, — я подчеркну, именно об одном из факторов, — которые привели в конечном счете к событиям 1917-го года. Петр — самодур, алкоголик, который носил с собой щипцы для выдирания зубов у придворных Слово самодур, я думаю, к Петру совсем не подходит. Он, во-первых, был человеком своего времени, и это надо понимать. Во-вторых, Петр был человеком порывистым, с довольно резкими сменами настроения. Он не был алкоголиком. Он пил, да, пил много и заставлял пить других.
Судя по всему, он делал это, чтобы послушать, что они будут говорить, когда напьются. Конечно, Петр не носил с собой постоянно щипцы, чтобы вырывать зубы. Это относится к сфере исторических анекдотов, однако зафиксировано, что пару раз у кого-то он зубы действительно выдрал. Но за этим стоит совершенно другое, большой интерес Петра к достижениям естественных наук. Появилась идея о силе человеческого разума, с помощью которого человек в состоянии менять окружающий мир, в том числе мир социальный, то есть строить его на рациональных основах. Это центральная идея эпохи, которой проникся Петр I. Поэтому, вырывая зубы, он демонстрировал ее воплощение. Ты страдаешь, у тебя зуб болит. А я своими руками его вырвал, и ты здоров. Вот практическое, прикладное воплощение этой идеи.
Именно с этим связана любовь Петра к работе на станке.