[38] Бомбардировка Дрездена была западным планом, но Советы были заранее проинформированы об операции. Бомбардировка Дрездена, предпринятая англо-американской авиацией 13-15 февраля 1945 года. Последствия этих ковровых бомбардировок были ужасающими — бомбы уничтожили 100% исторического центра Дрездена и около 75% зданий других районов.
Огненный смерч в Дрездене. Тотальная бомбардировка союзников жемчужины Европы
6. Разрушение Дрездена было местью за бомбардировку Ковентри В Ковентри погибли 568 человек. Для них бомбардировка Дрездена была лишь наиболее вопиющим примером в этой военной кампании и является военным преступлением. Бомбардировка Дрездена остается одним из самых кровопролитных и наиболее проблематичных с точки зрения морали авианалетов Второй мировой войны.
Рукотворный ад на земле: 75 лет со дня бомбежки Дрездена
Черчилль, ранее поддержавший проведение бомбардировок, дистанцировался от них [60] [61]. В противном случае мы получим под свой контроль полностью разорённое государство. Разрушение Дрездена остаётся серьёзным предлогом против проведения бомбардировок союзниками. Я придерживаюсь мнения, что впредь военные цели должны определяться более строго в наших собственных интересах, нежели в интересах противника. Министр иностранных дел сообщил мне об этой проблеме и я считаю, что необходимо более тщательно сосредоточиться над такими военными целями как нефть и коммуникации непосредственно за зоной боевых действий, нежели над явными актами террора и бессмысленных, хотя и впечатляющих, разрушений» [62] [63]. Ознакомившись с содержанием телеграммы Черчилля, 29 марта Артур Харрис направил ответ в министерство авиации, где заявил, что бомбардировки были стратегически оправданы и «все оставшиеся немецкие города не стоят жизни одного британского гренадера» [64].
После протестов со стороны военных Черчилль 1 апреля написал новый текст в смягчённой форме. Вопрос об отнесении к военным преступлениям[ править править код ] Площадь Altmarkt до разрушения. Фотография сделана в 1881 году. Город являлся седьмым по численности населения и третьим по величине транспортным центром Германии и к февралю 1945 не подвергся сколь-нибудь существенным бомбёжкам союзной авиации. На 110 промышленных предприятиях города, занятых производством военной продукции, трудилось около 50 тысяч человек.
Также город находился в зоне ожидаемого соединения советских и американских войск. Кроме того, потери среди гражданского населения при бомбёжках Дрездена примерно соответствовали потерям при налётах на другие немецкие города [4]. Немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс и бывший редактор The Times Саймон Дженкинс [en] считают, что бомбардировки были военным преступлением. Дженкинс также относит бомбардировки к преступлениям против человечности [65]. Президент организации Genocide Watch Грегори Стэнтон пишет, что наряду с Холокостом бомбардировки Дрездена и ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки также были военными преступлениями и актами геноцида [66].
Американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс выразил мнение, что бомбардировки многих немецких жилых кварталов, служивших в качестве живых мишеней, проводились исключительно для того, чтобы новые экипажи самолётов могли отработать практику бомбометания. По его мнению, союзники сжигали немецкие города в 1944—1945 годах только потому, что в состоянии были это сделать [67]. В своей книге немецкий историк Йорг Фридрих [en] отметил, что, по его мнению, бомбардировки городов были военным преступлением, так как в последние месяцы войны они не были продиктованы военной необходимостью. В 2005 году Фридрих отметил, что «это была абсолютно излишняя в военном смысле бомбардировка», «акт ничем не оправданного террора, массового уничтожения людей и терроризирования беженцев» [68]. Немецкий историк Иоахим Фест также считает, что бомбардировки Дрездена не были необходимы с военной точки зрения [69].
Политики-националисты в Германии используют выражение Bombenholocaust «бомбовый холокост» применительно к бомбардировкам немецких городов союзниками. Деятель Национал-демократической партии Германии Хольгер Апфель назвал бомбардировки «хладнокровно спланированным индустриально-массовым уничтожением немцев» [70]. Британская газета « The Daily Telegraph » в 2005 году привела мнение пастора церкви Фрауэнкирхе Штефана Фрица о сравнении бомбардировки с холокостом : «простые жители Дрездена ставят знак равенства между бомбёжками немецких городов и уничтожением евреев». Фриц добавил, что его сограждане вместе с тем считают бомбардировки «одним из эпизодов освобождения Германии от нацизма». Вопрос отнесения бомбардировки Дрездена к военным преступлениям не имеет смысла без рассмотрения вместе с фактами бомбардировок таких городов, как Вюрцбург , Хильдесхайм , Падерборн , Пфорцгейм , не имевших никакого военного значения [72] , совершённых по идентичной схеме, и также практически полностью уничтоженных.
Бомбардировки этих и многих других городов были совершены после бомбардировки Дрездена. Отражение в культуре[ править править код ] Памятник « Фрауэнкирхе ». Автор Рольф ван Мелис, июнь 1970 Бомбардировка Дрездена лежит в центре сюжета антивоенного романа « Бойня номер пять, или Крестовый поход детей » 1969 Курта Воннегута. По мнению писателя, бомбардировки не были вызваны военной необходимостью. Роман подвергся цензуре в США.
Бомбардировка Дрездена проходит через все творчество Воннегута « Сирены Титана », « Колыбель для кошки ». Курт, будучи военнопленным, участвовал в разборе завалов Дрездена после бомбардировки, это произвело на него неизгладимое впечатление [73] [74]. После войны многие памятники культуры были восстановлены. Одним из символов города стала восстановленная после объединения Германии церковь « Фрауэнкирхе ». В польском фильме 1961 года « Сегодня ночью погибнет город » режиссёр Ян Рыбковский глазами находящихся в центре города героев продемонстрировано несколько бомбардировок Дрездена и их последствия, заключающиеся в почти полном уничтожении города и превращении его в руины.
В 2005 году в российском издательстве АСТ вышел роман Олега Курылёва «Руна смерти», где бомбардировка Дрездена занимает большое место и показана как бы изнутри — глазами главного героя, находившегося в тот момент в самом центре Дрездена. В 2006 году на ZDF 2-й канал немецкого телевидения был показан фильм «Dresden — The Inferno» режиссёр Роланд Зузо Рихтер [en] , события в котором разворачиваются на фоне бомбардировки города. Фильм описывает историю любви пилота британских ВВС, сбитого над городом, и немецкой медсестры [75]. Начало романа « Бикини » писателя Януша Вишневского происходит в Дрездене в момент бомбардировок.
Кроме того, из-за бомбы в Дрездене был отменен фестиваль паровозов. Во время операции по обезвреживанию было задержано несколько железнодорожных и автобусных рейсов.
Спустя три часа состоялась вторая атака, и 600 «Ланкастеров» сбросили 1800 тонн бомб. Далее настала очередь американских бомбардировщиков Boeing B-17 Flying Fortress, сбросивших 771 тонну бомб.
Бомбардировки осуществлялись по принятым в то время методам: сначала сбрасывались фугасные бомбы, чтобы разрушить крыши и обнажить деревянные конструкции зданий, затем — зажигательные бомбы, и снова — фугасные для затруднения работы противопожарных служб. Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному вскоре после налётов, в городе сгорело 12 тысяч зданий. В отчёте сообщалось, что было разрушено «24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 больниц включая вспомогательные и частные клиники , 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо». Погибли практически все исторические здания Дрездена. Сегодняшний "исторический центр" Дрездена построен уже после войны — по чудом сохранившимся фотографиям. Жительница Дрездена Маргарет Фрейер вспоминала: «В огненном шквале раздавались стоны и крики о помощи. Всё вокруг превратилось в сплошной ад. Я вижуженщину — она до сих пор у меня перед глазами.
В её руках свёрток. Это ребёнок.
Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх. Британский историк Дэвид Ирвинг так описывает огненный смерч, созданный в Дрездене лётчиками британских Королевских ВВС: «…образовавшийся огненный смерч, судя по обследованию, поглотил более 75 процентов территории разрушений… Гигантские деревья были вырваны с корнем или наполовину сломлены. Толпы спасавшихся бегством людей были неожиданно подхвачены торнадо, их протащило по улицам и швырнуло прямо в огонь; сорванные крыши и мебель… были выброшены в центр полыхающей старой части города. Огненный смерч достиг пика в трёхчасовом промежутке между налётами, именно в тот период, когда укрывшимся в подземных коридорах жителям города следовало бежать на его окраины.
Железнодорожник, укрывавшийся возле Почтовой площади, наблюдал, как женщину с детской коляской потащило по улицам и швырнуло в пламя. Другие люди, спасавшиеся бегством вдоль железнодорожной насыпи, которая казалась единственным путём спасения, не заваленным обломками, рассказывали, как железнодорожные вагоны на открытых участках пути сдуло бурей". На улицах плавился асфальт, и люди, падая в него, сливались с дорожным покрытием. Телефонистка Центрального телеграфа оставила такие воспоминания о бомбардировке города: «Некоторые девушки предложили выйти на улицу и бежать домой. Лестница вела из подвала здания телефонного узла в четырёхугольный двор под стеклянной крышей. Они хотели выбраться через главные ворота двора на Почтовую площадь.
Мне не нравилась эта идея; неожиданно, как раз когда 12 или 13 девушек перебегали двор и возились с воротами, стараясь их открыть, раскалённая докрасна крыша обрушилась, похоронив их всех под собой». В гинекологической клинике, после попадания бомбы, погибли 45 беременных женщин. На площади Альтмаркт несколько сотен человек, искавших спасения в старинных колодцах, сварились заживо, а вода из колодцев испарилась наполовину. В подвальных помещениях Центрального вокзала во время бомбардировок находились приблизительно 2000 беженцев из Силезии и Восточной Пруссии. Подземные проходы для их временного проживания власти оборудовали задолго до бомбардировки города. О беженцах заботились представители Красного Креста, отряды женской службы в рамках государственной трудовой повинности и сотрудники национал-социалистической службы социального обеспечения.
В другом городе Германии скопления такого количества людей в помещениях, отделанных легковоспламеняющимися материалами, не допустили бы. Но власти Дрездена были уверены, что город бомбить не будут. Беженцы находились и на лестницах, ведущих на платформы и на самих платформах. Незадолго до налёта на город британских бомбардировщиков на вокзал прибыли два поезда с детьми из Кенигсбрюка, к которому подступала Красная армия. Беженка из Силезии вспоминала: «На площади плечом к плечу толпились тысячи людей… Над ними бушевал огонь. У входов в вокзал лежали трупы погибших детей, их уже складывали друг на друга и вывозили с вокзала».
Согласно данным начальника ПВО Центрального вокзала, из 2000 беженцев, находившихся в туннеле, 100 сгорели заживо, ещё 500 человек задохнулись в дыму. Спустя три часа 529 «Ланкастеров» сбросили 1800 тонн бомб.
Дрезден в огне: одна из страшнейших бомбардировок в истории Европы
13 февраля исполняется 70 лет со времени бомбардировки Дрездена, необходимость которой до сих пор вызывает споры. Власти немецкого Дрездена объяснили, что надпись в память о жертвах англо-американских бомбардировок города в феврале 1945 года исчезли в рамках переп. К бомбардировке Дрездена и ситуации вокруг неё очень много вопросов с не очевидными ответами. Английский маршал авиации Роберт Сондби был не столь категоричен: «Никто не станет отрицать, что бомбардировка Дрездена была большой трагедией. Для бомбардировки Дрездена у союзников был и ещё серьёзный аргумент.
Бомбардировки Дрездена
[38] Бомбардировка Дрездена была западным планом, но Советы были заранее проинформированы об операции. In the raid, major industrial areas in the suburbs, which stretched for miles, were not targeted.[10] According to historian Donald Miller, "the economic disruption would have been far greater had. В начале войны в Дрездене установили много тяжелых зенитных батарей, но так как город не подвергался бомбардировкам. Для них бомбардировка Дрездена была лишь наиболее вопиющим примером в этой военной кампании и является военным преступлением. Если судить по сухим цифрам, бомбардировка Дрездена была не самой тяжелой за годы войны. 13 февраля 1945 года с налета 772 самолетов британских королевских ВВС началась бомбардировка Дрездена, которая продолжилась налетом 316 самолетов ВВС США.
Бомбардировка Дрездена спустя 75 лет расколола общество Германии
Семье пришлось навсегда покинуть квартиру на четвертом этаже. На лестничной площадке Эрика увидела пожилую соседку, безучастно сидевшую на ступенях. Она будто окаменела от шока. Когда Эрика с родителями вышли на улицу, то увидели, что асфальт на проезжей части улиц расплавился и запузырился от жара, идти можно было только по булыжникам.
Многие очевидцы точно описали места, где пережили катастрофу в ту ночь. Поэтому имеет смысл читать книгу Маккея, имея перед собой план старого Дрездена. Такие планы сегодня несложно найти в интернете.
В отличие от авторов полусерьезных или совсем несерьёзных книг о гибели Дрездена в 1945 году, Маккей критически относится к описаниям очевидцев. Более того, он подвергает их объективной классификации. Так, он установил, что не было никакого «огненного фосфорного огня», хотя выжившие часто о нем упоминают.
Так же критически автор отнесся и к сообщениям о штурмовиках на бреющем полете: их в Дрездене не было ни 13, ни 14 февраля 1945 года. Но Маккей не ограничивается непосредственной предысторией или событиями, последовавшими сразу за налетами 13-14 февраля. Треть книги посвящена предыстории, а последняя часть — восстановлению разрушенного города.
Автор убедительно доказывает, почему именно Дрезден стал олицетворением воздушной войны против немецких городов — как минимум сомнительной с моральной точки зрения. Бомбардировка Дрездена активно использовался пропагандой ГДР в холодной войне.
Вы представляете?
Это то же самое, если немцы возведут памятник Герингу», — вспоминает он. Улица Ангеликаштрассе для Дрездена место знаковое. В 1945-м году, считай, окраина города — самолеты противника подлетая сюда были уже почти пустыми.
Бомбы, конечно, падали, но не так плотно, как в центре, здесь оставались островки спасения. Одним из таких был замок Альбрехтсберг, и по этой улице жители бежали к нему, это около километра. В подвалах замка было бомбоубежище.
Специально в Дрездене их не строили, в городе не было военных заводов и стратегических объектов, никто и подумать не мог, что Британия и США решат стереть его с лица земли вместе с мирными жителями. По дороге только трупы. Ящики, коробки, но самое страшное — коляски.
Младенцы в колясках не шевелились. Все были мертвы», — говорит Урсула Эльснер. Урсула Эльзнер жила возле Фрауенкирхе, все жители района сразу бросились к церкви, в надежде, что по святым местам бить не будут.
Но божьего гнева союзники не боялись — наоборот использовали купола и шпили как ориентиры. Не щадили и своих военнопленных. В Дрездене в феврале 1945 года их было несколько тысяч.
Резкий подъем температуры в центре и холодный ветер с Эльбы и окраин породили огненный смерч — редчайшее явление — историки так и не могут точно подсчитать сколько же людей сгинуло в огне, говорят до 250 тысяч. В Хиросиме и Нагасаки, где спустя полгода американцы устроили новый огненный смерч — погибло меньше. Естественно, в Штатах и Британии цифры убитых в Дрездене сегодня принято занижать.
Почти 200000 это всем известные данные беженцев прибыло туда в годы войны. Территория сплошного разрушения в четыре раза превысила зону сплошного разрушением в Нагасаки», — рассказывает профессор, ведущий программы «Неизвестная История» Борис Рыжов. С землей сравняли 80 процентов зданий, рассказывает режиссер-документалист Эрнст Хирш.
Поэтому Дрезден разрушили. И еще: Дрезден был бы первым городом, куда бы попала атомная бомба, но она еще не была готова», — говорит режиссер-документалист Эрнст Хирш. В его архиве — километры пленок, запечатлевших город довоенный и послевоенный.
Но его личный тотем — эта. Маленький Эрнст шагает вместе с родителями.
И вместо крестика на шее он носил вот этот жетон, как и другие дети Дрездена. На нем имя фамилия дата рождения. Но отец снял нам жилье в деревне.
Оттуда мы видели, как горел Дрезден. Город, где были женщины и дети, ставшие целью», — рассказывает Бьорн Хирштайн. Тридцать километров от города, но Бьорн вспоминает, зарево пожара было видно как будто полыхало на соседней улице. Бомбы сыпались на столицу Саксонии без перерыва — причем сперва фугасные, чтобы пробить крыши зданий и обнажить деревянные перекрытия, а уже потом зажигательные с экспериментальным, недавно разработанным американскими учеными веществом — напалмом… А спустя время снова фугасные. Это была британская идея разрушить город как таковой, не только культурные объекты.
Специально разрушить город, жителей, чтобы достичь максимальной деморализации», — рассказывает экскурсовод дрезденского панометра Джон Хиннерк Паль. Весной 1945-го военного значения Дрезден не представлял, здесь для фронта делали разве что сигареты. Железнодорожные узлы британцев и американцев, как окажется позже, тоже не интересовали. Бомбардировщики долетали до хорошо видного стадиона в центре города и уже оттуда веером расходились во все стороны и открывали бомболюки. Мгновение 13 февраля 1945 года запечатлела гигантская панорама.
Наверху масштаб примерно один к одному. Но ни одна современная панорама, ну одна виртуальная реальность не могут передать масштаб преступления против Дрездена, которое здесь не поняли и не простили по сей день. Историки отмечают, 75 лет назад именно здесь запад впервые применил тактику, которую потом будет использовать снова и снова… внезапно, без разбора и с максимальным ущербом. Корея, Вьетнам, Югославия, Ирак. Чем больше людей погибнет, тем лучше.
Чтобы помнили! Бьорн Хирштайн, мальчишка из 1945-го, помнит. Англичане возвели его, спустя 50 лет после войны. Вы представляете? Это то же самое, если немцы возведут памятник Герингу», — вспоминает он.
Улица Ангеликаштрассе для Дрездена место знаковое. В 1945-м году, считай, окраина города — самолеты противника подлетая сюда были уже почти пустыми. Бомбы, конечно, падали, но не так плотно, как в центре, здесь оставались островки спасения. Одним из таких был замок Альбрехтсберг, и по этой улице жители бежали к нему, это около километра.
Дрезден навсегда утратил свой исторический облик. Погибло около 30 тысяч человек. Но это явно заниженные цифры так как многие тела от огромной температуры просто исчезли. В течение так называемой Большой недели Лейпциг был одной из первых целей, подвергшихся атаке британских и американских бомбардировщиков. Город был, практически, полностью разрушен.
Пострадали более 15 000 зданий. Из них более 4000 были полностью разрушены, более 1000 - очень сильно. Берлин, Дрезден и Лейпциг. Интересно, что разрушения в Дрездене и Лейпциге были в основном в центре города. Окраины, практически, совсем не пострадали.
«Огненный смерч»: со дня бомбардировки Дрездена прошло 75 лет
Вопрос о том, была ли бомбардировка Дрездена вызвана военной необходимостью, до сих пор вызывает споры. В немецком Дрездене обнаружили неразорвавшуюся авиабомбу времён Второй мировой войны, власти объявили об эвакуации из зоны риска около 15 тысяч человек. Бомбардировка Дрездена остается одним из самых кровопролитных и наиболее проблематичных с точки зрения морали авианалетов Второй мировой войны. Таким образом, число жертв бомбардировки Дрездена не может превосходит цифру в 25 тысяч.
Черновик:Бомбардировка Дрездена 13-14 февраля 1945 года
Бомбардировка Дрездена была использована министром пропаганды Третьего Рейха Йозефом Геббельсом для последней масштабной акции. В городе Дрездене на востоке Германии нашли неразорвавшуюся бомбу времен Второй мировой войны во время строительных работ. По итогам бомбежек город был полностью разрушен, число жертв составило не менее 30 тысяч человек. По мнению американской стороны, бомбардировка Берлина, Лейпцига и Дрездена имела важное значение и способствовала выводу этих транспортных узлов из строя.