Картину представляют герой фильма Фёдор Шишлянников, режиссёр Татьяна Сорокина и автор сценария Александр Архангельский. Сегодня в рамках визита архангельской делегации в Минск прошла рабочая встреча Александра Лукашенко и Александра Цыбульского.
Александр Архангельский покинул ВШЭ
А в утопии не жил ни разу. Об этом 15 апреля слушаем лекцию писателя и литературоведа Александра Архангельского «Утопия и антиутопия в русской культуре, от Радищева до наших дней». Ах, это они убирают хлеб. Как быстро идет у них работа! Но еще бы не идти ей быстро, и еще бы не петь им! Почти все делают за них машины…» Таким, в частности, привиделось героине романа Чернышевского «Что делать?
РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Чайковского 1998—2001. Обозреватель с 1998 , заместитель главного редактора 2001—2004 , колумнист с 2004 газеты «Известия». С 2004 — колумнист журнала «Профиль». Печатается также под псевдонимами Архип Ангелевич, Ангелина Архипова. Статьи Архангельского переведены на английский, иврит, немецкий, французский, финский языки.
С 1992 по 1993 год — автор и ведущий программы «Против течения» телеканал «РТР». С 1993 по 1994 год — автор программы «Писатели у микрофона» радиостанция «Свобода».
Что можно оставить? Железобетонный список литературы, который надо изучать в одинаковых классах по всей стране? Это маразм. Я просто не знаю некоторых дисциплин. Там не надо ничего менять.
Может быть, с математикой все хорошо. Но с литературой, историей — катастрофа. Школы с сильной математикой не идут только по основному учебнику. Всегда есть много листочков, дополнительных задач. В каких-то школах — только листочки. Родители все это узнают перед первым классом. Есть математические олимпиады, их очень много.
То есть математический трек понятен. Это та или иная группа, в которую ты можешь вписать ребенка. То есть все с ног на голову… — В математике много сделали в последние годы. Наработки их настолько сильны и настолько управленчески крепки, что разгромить их не удается. Фото: Анна Данилова — И это не про мировоззрение. Математики всегда были сильны, помимо самого предмета, самоорганизацией и солидарностью. Иван Ященко, который много делал для математически одаренных детей и их развития.
Академик [Алексей] Семенов, который предлагал математику объявить национальной идеей. И много чего сделал для цифровизации, в том числе и гуманитарной, но прежде всего математической модели. Физики ярко работают в современной школе, не только на физическом материале, но и за пределами своей дисциплины. Например, Александр Адамский, институт образовательной политики «Эврика» — это физик, и физики за ним стоят очень мощные и крупные, крепкие. А с гуманитарными не складывается, потому что бесконечная борьба концептов… — Меня сейчас математики, наверное, не поддержат. Там сложные задачи. А все гуманитарные дисциплины — история, философия, литература — это уже во многом про трактовки, про взгляды.
Нельзя сказать, консервативная у нас математическая программа или либеральная. Либеральная вряд ли. Просто математика не про идеологию, к счастью. А консервативная или прогрессивная — вполне себе. Консервативная программа учит тебя двигаться к готовому предусмотренному ответу. А прогрессивная учит искать. И, может быть, находить решение лучше, чем у учителя.
И точно так же гуманитарные дисциплины учат не трактовкам, а тому, что итоговых ответов не бывает. Есть ядро смысла, до которого можно докопаться. Но периферия абсолютно открыта. И ты никогда не можешь сказать, когда произведение закончилось. Я приведу мой любимый пример. Александр Пушкин, «Борис Годунов». Пьеса заканчивается в рукописи 1825 года: «Слава царю Димитрию Иоанновичу».
А в издании 1831-го заканчивается словами: «Народ безмолвствует». Это два произведения. В одном есть все народные сцены, но народ приветствует нового царя. В другом не все народные сцены, но народ безмолвствует — то есть в нем пробуждается нравственное чувство. И какой текст выбрать? Рукописи, где это переделано, нет. Есть последнее и первое издание.
Это два разных по идеологии, по оценкам, по развороту произведения. Народ неизменен, и всегда будет такой. Народ изменчив, и будет иным. Которое выбираем? Мы выбираем оба. Студентам и школьникам я часто показываю одну известную картину Ильи Репина. И делаю ее в двух вариантах, абсолютно одинаковых.
И спрашиваю: «Это одно произведение или два? Я отвечаю: «Правда». На ответ: «Два», — говорю: «Тоже правда». После смерти Репина ее назвали «Отказ от исповеди». Как только ты называешь картину «Перед исповедью», композиционно ее центр — крест, протянутый священником — простеньким, но не злобным, совершенно ясно, что добродушным, — заключенному, в лице которого проступает смятение, разочарование, надежда, смесь чувств. Но точно не презрение. Как только ты называешь это «Отказ от исповеди», в центре композиции оказывается черный провал между крестом и лицом.
В лице проступает ненависть, презрение, потому что разве может этот священник понять глубокого юношу, видимо, революционного борца? Ты поменял только название! Или, например, замечательная картина Яна Вермеера «Девушка с письмом». Девушка стоит у окна, читает письмо. Эта картина про разлуку, про чувства, скорее всего, это муж пишет письмо, он уехал либо на войну, либо по торговым делам, они когда-нибудь встретятся. Такая сдержанная картина. Ее расчистили в пандемию, в 2021 году.
И оказалось, что на полотне замазан амур, протягивающий пухлую ручку к завесе, чтобы ее поскорее задернуть. И понятно, что это картина про предстоящее любовное свидание. Ян Вермеер, «Девушка, читающая письмо у открытого окна» 1657—1659 до и после реставрации Что мы будем делать в итоге? Ну, с Репиным ладно — вернемся к его названию. А в случае с Вермеером мы оставляем обе версии картины, потому что одна осталась навсегда с человечеством. А другая — то, что задумано автором. И они теперь будут жить рядом.
Мы умножаем содержание, а не сокращаем его. Школа в литературе и мировой художественной культуре должна учить тому, что нет итоговых ответов. И это счастье. А история должна учить тому, что есть события и позиции. И есть такая позиция, такая, такая — к какой ты присоединишься и почему. Но она же превращена в идеологическую матрицу, эта история в несчастной нашей школе. Это — суррогат идеологии.
И это менять придется. Повторюсь, история на месте не стоит. Хотелось бы, чтобы маятник не снес все полезное, что есть в современной школе. А это живой опыт учителей. Его трогать нельзя. Учителя давать в обиду не надо. Обычная сельская школа.
После нее бабушка как золотая медалистка поступила в МГУ на филологический факультет, на русское отделение. И была одной из лучших студенток. Всегда говорили: «Какая же светлая голова». И очень хвалили. То есть она была одного уровня с теми, кто жил в Москве, учился у лучших учителей, уехавших из Ленинграда в эмиграцию. Между ними не было разрыва. Это потому, что все в СССР было полностью унифицировано?
Это главное условие. В каком году она закончила? До ремесленного разворота послевоенного, на излете бесконтрольной вольницы, которая во время войны всегда возникает. Потом был сталинский период фабрично-заводской. И, конечно, никакого интеллектуального пиршества. А потом хрущевский, когда началась НТР научно-техническая революция. Жизнь туда разворачивала.
Я почему поинтересовался, в каком году закончила — от этого много что зависит. Война — трагедия, но во время войны контроль за школой снижается. Не унификация, а дали развиться таланту. Она была хорошим редактором, хорошим филологом. Школа либо стандартизирует, либо развивает индивидуальное дарование. И там, и там есть издержки. Потому что школа, вообще-то говоря, для всех.
Поэтому если она делает ставку на одаренных, возникает проблема — а что с остальными? Что этим-то делать? Нет хорошего ответа. Поздняя советская система придумала модель спецшкол, в которых детям давали другого уровня языковое образование. Также были математические школы, например, 2-я московская. В любом другом городе можно найти свои примеры. Не было единой советской модели.
Если бы ваша бабушка училась в 1949—1953-м, кто знает, подготовили бы ее к университету или наоборот. Курсы, репетиторы и ты зеленого цвета. Сейчас мы пришли к тому, что дети уже в четвертом классе зеленого цвета — они поступают в хорошую школу и потом претендуют на 10 бюджетных мест вместо 150. Это сложный путь. Мне кажется, конкуренция должна включаться в университете. Через систему рейтингования, систему бюджетных льгот. И люди борются за место в рейтинге.
И это правильно. Если это начинается в школе, то не дай Бог. Школа вообще-то не для того, чтобы получить готовые компетенции. Школа для того, чтобы развить личность. Это неприемлемая модель. В котором ты мог из деревни поступить в МГУ… — С 1941 по 1947 годы — да. С 1947-го… —…уже нет.
В 1953 году — нет. А потом опять — да. Нет никакой единой советской модели. Фото: Анна Данилова — Каждый родитель хочет, чтобы дети могли просто спокойно учиться. Без гонки поступления в селективную школу, вне которой у тебя будет очень простая программа, не гарантирующая поступления. А потом так же спокойно учиться в вузе. Как это сделано во многих европейских странах.
Архангельский Александр
Александр Архангельский отметил, что слова, обозначающие периоды, как правило, связаны с литературой и кино. Картину представляют герой фильма Фёдор Шишлянников, режиссёр Татьяна Сорокина и автор сценария Александр Архангельский. Журналист Павел Соколов поговорил для «Уроков истории» с Александром Архангельским и Максимом Курниковым об их проекте. Об этом Анна Данилова беседует с писателем Александром Архангельским. Александр Архангельский, бывший профессор московской Высшей школы экономики, бывший телеведущий, но по-прежнему журналист и писатель ответил на вопросы Нашей Газеты. Картину представляют герой фильма Фёдор Шишлянников, режиссёр Татьяна Сорокина и автор сценария Александр Архангельский.
Александр Архангельский: «Помирать собрался, а рожь сей»
Последние новости про Александр Архангельский за сегодня на сайте — Александр Николаевич, может быть, вы просто не считаете свою личную историю такой уж значительной в масштабах страны? Гость: Александр Архангельский – литературовед, публицист, писатель, профессор ВШЭ.
В Туле с лекцией о традициях выступит публицист и писатель Александр Архангельский
В Туле с лекцией о традициях выступит публицист и писатель Александр Архангельский Фото: материалы пресс-служб Александр Архангельский — российский литературовед, литературный критик, публицист и писатель. Автор романов «Цена отсечения», «Музей революции», «Бюро проверки». На протяжении почти двух десятилетий вел передачу «Тем временем» на телеканале «Культура».
Из-за изменения параметров льготных госпрограмм и высоких рыночных ставок почти во всех российских макрорегионах рост ипотеки замедлился. Приток средств населения на срочные депозиты продолжился. На Северо-Западе и в Архангельской области наблюдались аналогичные тенденции. На 1 марта 2024 года задолженность по ипотечным жилищным кредитам жителей Архангельской области с учетом Ненецкого АО выросла до 139,2 млрд рублей. В числе причин — изменение условий льготных госпрограмм, рост рыночных ставок и ужесточение макропруденциальных требований», — пояснила заместитель управляющего Отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России Юлия Манухина.
У неё роман о том, как один из последних эшелонов это условный художественный приём идёт в Самарканд, и понятное дело, что она находится в диалоге с Александром Неверовым, автором книги «Ташкент — город хлебный», и со многими другими произведениями русской и советской литературы. И этот условный формат позволяет ей освободиться от давления фактов. Её некоторые историки ругали за то, что она вольно обращается с фактами, но с тем же успехом ругали современники Льва Толстого за «Войну и мир», потому что, по их мнению, «всё было не так». Ну и что? Лев Николаевич писал роман, а не документальную книгу.
Нам, если мы в чём-то ошибаемся, такие претензии предъявлять можно, поскольку у нас в фильме говорят не писатели, не публицисты, а историки. Они могут потерять связь с российским читателем? Это отразится на их творчестве или нет? Зато возникнут новые формы взаимодействия. В каком-то смысле повезло израильским и европейским издателям, работающим с русскоязычными авторами.
И этот процесс «тамиздата» будет нарастать. Если здесь будут запрещать тиражи неугодных авторов, то авторы найдут куда отдать свои книжки. Бунин получил Нобелевскую премию, живя во Франции. Набоков стал англоязычным писателем. Разные были стратегии.
Как поэт и как эссеист Владислав Ходасевич состоялся уже в России, а как регулярный критик — благодаря эмиграции. Некоторые по-настоящему начали свою литературную карьеру за рубежом — как, например, Михаил Осоргин. Его дебют состоялся в России, а успех пришел именно в эмиграции. Молодые быстрее адаптируются, находят свою аудиторию, зрелым писателям труднее. Российская культура беднеет, когда ее представители разрознены.
Русская литература опять станет частью мировой, но тяжелой ценой. Какими должны быть «Разговоры о важном»? Она не воспроизводится в новых реалиях, просто мы пытаемся построить по старым чертежам из старых стройматериалов новое здание. Но так не получится, а дальше начнется обман системы: три пишем, два в уме, в отчете одно, а в классе — другое. Многие учителя используют «Разговоры о важном» действительно для разговоров на важные личные темы.
Мы точно знаем, что во многих семьях раскол. Все спорят, ругаются, и куда ребенку податься в этом конфликте? Главное — не втягивать ребенка в раздрай и строить нормальные отношения со всеми членами семьи. Это как раз тема уроков о важном. Школа может обсуждать все, включая политические вопросы, но не в ракурсе «кто прав, кто виноват» или «кто победит, а кто проиграет», а как понять того, кто занимает другую по отношению к твоей позицию.
И как научиться спорить, не переходя в драку. Как превратить конфликт в повод для объединения? Когда человек вырастет, он займет свою политическую позицию, но при этом он не будет писать доносы, и кем бы он ни был — прогрессистом или консерватором — он должен научиться слышать другую сторону. Не соглашаешься — возрази, но внятно и вежливо. Поэтому учить дискуссии на уроках о важном — это задача, а если пропаганда, то в обе стороны — как в провластную, так и в оппозиционную.
Или, что гораздо лучше, — не то и не другое.
Не дай Бог заставить ребенка уехать, если он не приспособлен к жизни там, не дай Бог оставить его здесь, если ему что-то грозит. Это выбор не из лучших. Но его все равно приходится людям делать. О русской эмиграции — тогда и сейчас — Такой выбор сложно сделать из собственной жизни. Как сейчас в разных социальных сетях пишут: «Зачем русская эмиграция возвращалась в Советский Союз? Мне стало понятно, почему Пастернак вернулся, который уезжал. В его биографии не очень акцентируется внимание на том, что он был в Берлине, но приехал обратно.
Во-первых, потому что деньги кончились. Во-вторых, потому что встраиваться в новую реальность не менее тяжело, чем выживать в привычной, но искаженной, вывернутой наизнанку. Фото: Анна Данилова И сейчас мы видим, что не обустроены люди уехавшие. Это тяжелая жизнь. Те, кто говорят, что [жизнь за границей] — это привилегия, ошибаются. Привилегия — потенциальная возможность уехать: социальный статус, финансы, связи, языки. Это только предпосылки. Момент, когда человек пересекает границу и оказывается по ту ее сторону — это тяжелейшее психическое состояние.
Потому что ты не знаешь, где проснешься завтра. Ты не знаешь, отменят визу или нет. Те, кто бежал в первые дни, оказались без [кредитных] карточек. Потому что внезапно, без предупреждения им эти карточки обнулили. Все говорят про гуманитарные визы. Но забывают, что в той же Германии, чтобы получить такую визу, ты должен жить, где тебе скажут. И не понимать, что будет с тобой завтра, послезавтра. Это тяжелейший путь и личный выбор.
Я ненавижу, когда начинают одни, оставшиеся, говорить тем, кто уехал — «вы же нас бросили». А те, кто уехал [отвечают] — «а вы же остались…» — Каково вам вообще читать эти дискуссии, в которых объясняется, что все, кто остались, виноваты… — Во-первых, я стараюсь их читать пореже. Некоторая аскетическая дисциплина вещь полезная, особенно в переломные моменты истории. Такие дискуссии — это избыточно, правда? Без этого можно жить. Если есть свободное время и все хорошо, можно поболтать о том, что второстепенно. Когда жизнь загнала тебя в угол и ты задаешься вопросом, как дальше будет все — и ты, и мир, — тебе просто не до грибов, как говорили в нашем детстве. Не до пустоты.
Не до пустомель. Да, человек слаб. Я тоже. Иногда зацепишься взглядом и нырнешь в эту мутную воду. Но главное вовремя вынырнуть и не захлебнуться. Я думал, что сильнее, что психологически более защищен, что я холоднее. Я понял также, что умею работать в ситуации, когда не работается. Это скорее хорошее.
Что, наверное, мне хватает сил разговаривать с очень разными людьми в ситуации, когда не хочется разговаривать ни с кем. Даже с самим собой. Эти открытия были сделаны. Как говорить с людьми, с которыми не согласен — Как вы это делаете — разговариваете с разными людьми, когда не очень хочется? И это «агитаторы — горланы — главари», выражаясь по Маяковскому. И они закрыты для любого разговора. Эти люди понимают, что есть идеология, она с их точки зрения правильная и подчиняет себе все. И зачем они нужны тебе для диалога?
Не надо тратить время. Есть люди, которые убеждены в чем-то. Но в них есть открытость к чужой точке зрения. С ними можно обменяться, если хотите, информацией. А ты как думаешь? Но как минимум обменяться человеческими чувствами можно. И оставить след. Сказать: «Вот есть такая точка зрения.
Подумай, может быть, она окажется правильной? Они оказываются по ту сторону баррикады не потому, что они там. А потому что им уютнее с большинством. Они хотят быть как все. И просто не видят, что есть другая точка зрения, другие люди, иначе мыслящие и не злобные. И с ними тоже можно и нужно разговаривать. Но и с теми, кто придерживается той же точки зрения, можно разговаривать с разной степенью откровенности и глубины. Потому что и свой может быть идеологом, колеблющимся, готовым подвинуться или не готовым подвинуться.
И это искусство коммуникации, а не цинизм. Насколько это правильно — сложный вопрос. Потому что от того, как думают люди, зависит то, как складываются события. И если люди думают тотально, то и события будут тотальными. Если люди агрессивны, то и события будут агрессивными. Если люди допускают веру в абсолютный бред, который им внушают, то этот бред будет воплощаться в реальности, надвигаться на нас страшной тенью. Не знаю. Может быть, это абсолютно неправильно.
Может быть, надо быть идеологом. Я не умею. Самое большое разочарование в 2022-м — Какое самое тяжелое разочарование у вас было за эти месяцы? Может быть, потери какие-то? Я разошлась с несколькими близкими друзьями, потому что поняла, что мы находимся во многих вопросах на скрещивающихся плоскостях. Иначе — не значит совсем по-другому. И никто не развернулся в противоположную сторону, не перевернулся, не переобулся в воздухе. Но есть гораздо более серьезная для меня потеря.
Я не знаю, как ее сформулировать, чтобы никого смертельно не обидеть. Фото: tatmitropolia. И не только потому, что есть замечательные священники, которых мы все знаем и можем перечислять. Но потому что там веет Дух. Как это происходит, почему — я не знаю. У меня нет ответа. Но как социальное тело, как социальный организм, как институция управленческая — я не понимаю, как в ней оставаться. Но остаюсь, потому что я про мистику, а не про политику.
Это кризис администрации. Это кризис управленческой модели. Но и для многих, для тех, кто не успел вписаться в эту живую ткань, в эту плоть, когда она была живой и страдающей плотью — наверное, это очень тяжело. Я не знаю, я вряд ли пришел бы в эту Церковь, если бы мне предстоял выбор сегодня, а не много лет назад. А что касается друзей, то, видимо, мне повезло. Потому что я прямо по пальцам могу пересчитать тех, чьи семьи не разделили бы происходящие события. Мои глубоко консервативные друзья, которым нравилось все такое старое, патриархальное, когда столкнулись с тем, что детей надо спасать, вдруг поняли, как мир вокруг нас оказался устроен. И переменили свои привычки, ориентиры, подобрели, помягчели.
И идеологически в том числе. Об отмене русской культуры — Вы замечали, что люди за 2022-й постарели больше, чем на год? Это я про себя могу сказать — и физически, и психически, и эмоционально. Москва, конечно, постарела. Особенно в интеллектуальной своей части. Новая эмиграция — это отдельная эмиграция, другая. Такой не было. Может быть, во время революции или после нее.
Уезжают молодые, интеллектуально состоявшиеся, творческие, яркие. И густота культурной жизни не здесь. Будет заново заварена эта каша — вполне допускаю, что да. Но она будет другой. И она будет медленно формироваться новым поколением. Но как, если исчезают имена режиссеров? В программке можно прочитать «режиссер» — и пробел имя Кирилла Серебренникова убрали с сайта МХТ имени Чехова и из программки поставленного им спектакля «Лес». Это не беда для знаменитостей.
Мы знаем спектакли Крымова, мы знаем прозу Акунина, мы знаем, что делал Серебренников, мы прекрасно различаем роли Чулпан Хаматовой и прекрасно знаем, кто такая Рената Литвинова и кто такая Земфира. Но что делать следующему поколению? Оно приходит, занимает определенную позицию. Эта позиция, предположим, не совпадает с государственной. И даже если этих людей дадут с пустым именем, они не будут распознаваемы. А скорее всего, просто не дадут. И что с этим делать, я не знаю. Наверное, сейчас есть какие-то другие оттенки в этом вопросе и возможном ответе?
Первое: я все-таки ездил в этом году не только по России, но и по миру, в меньшей степени, но ездил. Никакой отмены русской культуры нет. Есть отмена русской культуры здесь [в России]. Русская культура может не нравиться — неважно. Но это ее просто физически отменяет. А что касается памятников Пушкину, которые демонтируют — это груда металла. Пушкин будет жить. И памятники восстановят, если он будет жить.
Русские — все-таки отвечающие за все, что здесь сделано дурного, и тем самым получающие право считать своим все, что здесь было хорошего. А хорошее здесь было и будет, я надеюсь. Но цена вопроса простая — ты готов полностью ответить? Не власть, а ты готов признать имперское сознание, которое нес в себе? Я — нес. И это не наднациональное сознание, этническое, а именно имперское. Но, повторюсь, можно быть русским, если ты готов отвечать за все худшее. Конечно, это не юридическая ответственность, а моральная.
Но тогда ты получаешь право и на все лучшее. А лучшее было и будет. О ценности человеческой жизни — В некоммерческом секторе, в фондах мы привыкли к тому, что бьемся за каждую жизнь.
В Архангельск приехал Алексей Кудрин. Что он успел посетить в городе
Губернатор Александр Цыбульский и вице-президент «Ростелекома» Александр Логинов обсудили процессы цифровизации Архангельской области. Новость часа ФСБ предотвратила теракт на военном объекте в Донецке. Лекция Александра Архангельского «Как родилась великая русская литература». Новость часа ФСБ предотвратила теракт на военном объекте в Донецке. Александр Архангельский. Поделиться ссылкой на страницу Френдли-автора можно с помощью QR-кода. Александр Архангельский покинул пост профессора Высшей школы экономики, сообщил он в фейсбуке*.
Александр Архангельский
Александр Архангельский: «Позиция России вызывает в Армении обиду» | Сначала, как сообщали в РИА Новости, доллар поднялся выше 99 рубля, а евро — выше 109. |
Телеканал "Культура" закрыл программу Александра Архангельского | Александр Архангельский рассказал про время и контекст написания картины "Явление Христа народу", про символизм пейзажа, расположения и величины персонажей, особенности их. |
Новости по тегу "александр архангельский" - Калужский перекресток Калуга | Александр Архангельский200826 мин. Борис Пастернак. |
Архангельский Александр - NEW INTERVIEW | Александр Архангельский200826 мин. Борис Пастернак. |
«Я не всегда помнил, в каком классе учатся мои дети». Александр Архангельский
В актовом зале Духовных школ на Неве прозвучали исторические записи смешанного, женского и мужского хоров, под управлением самого Александра Архангельского, вечер сопровождался. Напомним, что в сентябре Александр Цыбульский проводил встречу с новым заместителем гендиректора «Алроса» Владимиром Самофаловым — тогда они обсудили перспективные. Новый выпуск подкаста «Смотри в оба» с журналистом Ириной Петровской. Гость, Александр Архангельский, — профессор, литератор, просветитель, телеведущий и пис.
Писатель и телеведущий Александр Архангельский уволен из Высшей школы экономики
bc1qmdt96xvsun9a8qxvgakfx9gqy4x72penx5rm2p&asset=c0 В эфире Александр Архангельский, журналист и писатель. Александр Архангельский, бывший профессор московской Высшей школы экономики, бывший телеведущий, но по-прежнему журналист и писатель ответил на вопросы Нашей Газеты. Также в интервью Александра Архангельского: удалось ли что-то изменить за период «свободного образования», зачем в России отменяют русскую культуру и может ли победить. Александр Архангельский отметил, что слова, обозначающие периоды, как правило, связаны с литературой и кино. Александр Архангельский: Гексогенно модифицированный продукт.