Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, как появился этот праздник и какие у него традиции. В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». В эпоху двоеверия на Руси, праздник Громница — Сретение, совпадал с библейским эпизодом, который напоминал верующим о встрече Иисуса Христа с праведным человеком по имени Симеон.
15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник?
15 февраля — Сретение Господне: история и значение праздника. Сретение Господне в 2024 году будет отмечаться 15 февраля, как и каждый год, так как праздник является непереходящим и отмечается на 40-й день от Рождества Христова. В давние времена люди с нетерпением ожидали праздник Сретения, но относились они к нему не столько как к светлому церковному дню, а как к моменту, когда зима с весной встречаются. Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, как появился этот праздник и какие у него традиции. История и смысл праздника Сретение Господне, что означает и когда празднуется. Сретение Господне Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Сретение Господне: традиции В день Сретения Господня верующие люди обязательно бывают в храмах, где в этот день проходят литургии.
Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля
Сретение Господне. История и значение праздника | Общество | АиФ Аргументы и факты в Беларуси | Сретение Господне Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. |
15 февраля – Сретение Господне: история, смысл, молитвы. Видео. Иконы. | Сретение Господне входит в двенадцать главных церковных праздников, приуроченных жизнеописанию Сына Божьего и Богородицы. И что примечательно, католики его отмечают 2 февраля, а в армянской православной традиции этот день чтят 14 февраля. |
Что означает праздник Сретение Господне в православии | Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. |
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать | Праздник Сретения установлен в честь дня, когда младенца Христа впервые принесли в храм. |
Сретение Господне: коротко о празднике | один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии, он является непереходящим и отмечается 15 февраля (2 февраля по ст. |
15 февраля – Сретение Господне: история, смысл, молитвы. Видео. Иконы.
В церквях происходит освящение свечей, которые прихожане потом могут унести домой, чтобы зажигать во время молитвы. Эта традиция зародилась еще в 1646 году. Существует примета: если забрать домой свечу, освященную на Сретение, то очаг будет надежно защищен от молний и пожаров. В день Принесения во Храм запрещается тяжело трудиться: прибираться в доме, затевать стирку, заниматься огородными работами, растапливать баню, начинать ремонт. А также не рекомендуется отправляться в эту дату в путешествие — лучше провести время дома в окружении близких. На Сретение не назначаются свадьбы, и не устраиваются пышные застолья. Очень важна в этот день нравственная чистота, поэтому необходимо остудить свой нрав, избегать ссор, сплетен, споров и злословия. Ни одного отзыва о празднике Вы можете оставить свой. Вам будут благодарны многие пользователи. И мы тоже.
Почему церковь выделяет именно встречу Симеона с младенцем Христом? Дело тут вот в чём. Все встречи и моменты в жизни Господа, конечно, важны, но некоторые события, вехи, знаки имеют одну ценную особенность — они указывают на спасительную миссию Иисуса Христа. Несколько примеров. Бог через Ангелов возвещает о спасительной миссии рождённого Христа: «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» — Лук.
Крещение Господне. Преображение Господне. Бог открывает ученикам Божественность и сыновство Иисуса. Через беседу Христа с явившимися Моисеем и Илией ученикам открывается путь страданий Христа как Мессии, посланного для спасения мира. Таким образом, и праздник «Сретенье Господне» — это воспоминание события, через которое Бог ясно говорит о спасительной миссии Своего Сына. Бог Отец через благочестивого Симеона, исполнив его Духом Святым, возвещает всем, что младенец Иисус — спасение всем людям.
Эта истина настолько ясна, величественна и важна, что требует её постоянного повторения, что и воплощается, в том числе и в праздновании этого события.
Посещает храм, ради принесения такой жертвы, и Богоматерь. Ею приносятся два голубиных птенца — жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. Вероятно, обычно после принесения такой жертвы священник принимал младенца из рук матери, и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним две молитвы: одну — на тему закона о принесении выкупа, другую — с благодарением за рождение первенца. Младенец Христос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцем Симеоном по Преданию Церкви — одним из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык , которому некогда было обещано Духом Божиим, что он не умрет, пока не увидит своими глазами пришедшего на Землю Спасителя мира.
Симеон был уже очень стар и превзошел все мыслимые пределы продолжительности человеческой жизни; но смерть не приходила к нему, ибо по Божественному обетованию он должен был увидеть родившегося Христа. И вот, наступил день, когда этот древний старец принял наконец в Иерусалимском храме на свои руки младенца Иисуса, произнеся те, замечательные по своей силе слова, что и сегодня звучат в христианских церквах за каждым вечерним богослужением. В переводе на русский язык они звучат так: "ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое т. Теперь, дожив до дня рождения Христа, иначе говоря, до встречи с Богом, Который соделался — по Своей любви к людям — истинным Человеком, старец Симеон мог уже спокойно умереть: "сретение", наконец, состоялось. Произносит он также и другие тоже очень важные — провидческие слова. Старец говорит здесь о том, что родившийся Христос принесет в мир разделение.
Здесь же в храме находилась и женщина, также достигшая глубокой старости, обладавшая пророческим даром, — Анна, которая вместе с праведным Симеоном стала прославлять Господа. После исполнения всех предписанных законом обрядов, Святое Семейство вернулось домой — в город Назарет см. Евангелие от Луки 2:22-39. Духовный смысл праздника Смысл праздника Сретения — в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода — лицом к лицу — с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения. Именно здесь, по убеждению христиан, и проходит граница в истории всех верующих людей: в день Сретения встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым. Как правило, проповеди христианских богословов и экзегетов, посвященные Сретению, отличаются особой восторженностью и возвышенностью, будучи буквально преисполнены радости и ликования.
Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостями работая, но духом играя... Все ныне, и всегда празднственные возопием песни...
Она заключалась в следующем: на костре сжигали ягненка — за рождение младенца и голубку для очищения матери. Для бедных семей разрешалось использовать голубя вместо ягненка. Мария могла не проходить обряд очищения, ввиду непорочного зачатия, но ее кротость помогла выполнить закон Моисея. Так как семья была не богата, в жертву было принесено два голубя. После церемоний, младенцу и его родителям предстояло встретиться с Симеоном и Анной.
Встреча новорождённого Христа и Симеона послужила причиной великому празднику Сретение Господне , как встреча человека мудрого Симеона и Бога младенца Иисуса. Важная встреча человека с Господом. Праздник Сретение Господне посвящён встрече сорокадневного Христа с верными служителями Господа. Его родители, Богородица Мария и Иосиф, приехали в Иерусалим, для исполнения закона о младенцах. По окончании церемонии состоялась знакомство со старцем и пророчицей. Присутствие Симеона в храме было необходимо для осуществления пророчества, данного ему ангелом. Как известно, Симеон входил в состав переводчиков Божьего письма на греческий язык.
Во время работы над книгой Исаия, он прочел предсказания, которое гласило «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Не поверив в возможность исполнения написанного, он решил внести изменение, заменив слово «Дева», что означало девственница, на более подходящее, слово «Жена». Но явившийся ангел не позволил это сделать. Кроме этого он дал обещание, что праведный старец будет жить долго, и сам убедится в подлинности пророчества. И вот, в день прохождения церемоний состоялась встреча, сретение с трехсотлетним старцем Симеоном. Сбылось пророчество. Когда в этом году православная Пасха Еще одно сретение предстояло великому Младенцу, с Анной — пророчицей, которая долго жила и работала в храме, прославляя слово Божье.
Увидев божье Дитя, она признала в нем Спасителя, поклонилась ему, и ушла нести благую весть о пришествии Мессии. После этих встреч семья вернулась домой, как и гласил закон. Какова идея праздника Сретения Господня Основной смысл праздника Сретение Господне состоит в спасительной встрече человечества, в виде праведника Симеона, с источником силы и добра, истины и красоты, с Богом. Эта встреча описана в Библии Евангелия от Луки глава 2 статья 22-40. В этом празднике Сретения Симеон является представителем Ветхого завета, примером пророков, которые не только понимали волю Бога, но и подчинялись ей, проповедуя о приходе Спасителя человечества. Этот период нес в себе веру в Единого Творца, основанную на страхе перед наказанием. Не имело значения понимали ли люди Божий закон, если провинились, их ждало наказание.
Это помогло бывшим рабам прийти к правильной жизни. С приходом Мессии человечество получает другую, спасительную, веру. Она несет в себе идею Любви, Прощения и Милосердия. Именно это и есть граница двух эпох в христианской религии. Основная суть жизни до прихода Спасителя, была в ожидании радостного знакомства с Богом — Сретение Господне. Ожидание Сретения Господня началось на заре человечества, когда гибельное событие разорвало связь между человечеством и Господом. Когда первая семья, Адам и Ева, пренебрегли единственным запретом Бога и вкусили плод познания, что и послужило воздвижению огромной стены отчуждения между Господом и человеком.
С тех самых пор верующие люди находились в поиске спасения, надеясь на приход Сына Божьего.
Народные приметы 15 февраля
Слово «сретение» на церковнославянском языке означает «встреча». Праздник отмечается на 40-й день после Рождества Христова. 4. Значение слова «сретение». В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». Смысл празднования Сретения. Сретение Господне: традиции В день Сретения Господня верующие люди обязательно бывают в храмах, где в этот день проходят литургии.
Праздник «Сретение Господне»
В Иерусалимском храме их встретил трехсотлетний старец Симеон, ожидавший этой встречи все долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. Согласно преданиям, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе. Когда Симеон переводил слова пророка Исаии "Се Дева во чреве приимет родит Сына…", он решил, что это какая-то ошибка, и хотел исправить слово "дева" на «молодая женщина", Но в тот же миг ему явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеон за свою ошибку был жестоко наказан: его век должен был длиться до тех пор, пока он воочию бы не утвердился в написанном пророком Исаией. И чудесная встреча произошла: Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца, и с радостью старец воскликнул: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миромъ; яко видеста очи мои спасенiе Твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всехъ людей, светъ во откровенiе языковъ, и славу людей Твоихъ Израиля! Таким образом, праздник Сретения Господня напоминает нам и о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице - времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа.
Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном. Узнала Господа и Анна пророчица, жившая при храме 84-х летняя вдова, которая служила Богу постом и молитвой день и ночь.
В 2023-м 15 февраля — это среда, но до Великого поста, поэтому дата остается неизменной.
Не секрет, что Сретение Господне является одним из древнейших праздников для христианства. Тогда он не был самостоятельным торжеством, а входил в ряд рождественских гуляний и назывался "Сороковым днем от Богоявления". Существует придание, что когда Антиохию город Византии накрыла моровая язва, император Юстиниан приказал подданным торжественно провести Сретение Господне.
Он надеялся, что тогда Бог смилуется и болезнь отступит. В итоге в этот день бедствие действительно прекратилось, и с 544-го Сретение стало отдельным праздником. Оно сохранялось вплоть до 1970-го, пока затем не стало именоваться "Праздником Жертвования Господнего".
Икона "Сретение" Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения Господне находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432—440-м. После многие иконописцы изображали на иконах это событие из жизни Христа. Первая находится в Кирилловской церкви в Киеве.
Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде. Традиционно в иконописи выделяются несколько моментов: В центральной части иконы "Сретение" помещены Дева Мария и Симеон Богоприимец. Они оба одеты в длинные одежды так, что ткань покрывает даже руки.
На иконе запечатлен момент передачи младенца Христа из рук матери. Старец держит его бережно, при этом немного склоняется перед Спасителем, признавая его роль. Богородица стоит в поклоне.
Часто ее изображают в голубых одеждах, так как этот цвет несет в себе значение чистоты и невинности. Однако на иконе ее голову покрывает красный платок, означающий жертву. Во время смешанной службы убранство храмов и одеяние священников совпадает с каноничными цветами Девы Марии.
Слева от Богородицы можно рассмотреть фигуру праведного Иосифа. В его руках находятся два голубя, принесенные им для жертвоприношения. Его одежды также голубого цвета, что подчеркивает его духовную чистоту.
Позади Симеона Богоприимца стоит Анна-пророчица.
И Симеон исповедует, что с этим Младенцем спасение пришло — к Израилю и ко всем народам. Сретение Господне: символическое значение Сретение Господне — не просто один из церковных праздников. Вспоминаемое в этот день событие важно для каждого христианина. Ведь человека, стремящегося приблизиться и познать Бога, ждет встреча со Христом. И как же эту встречу не пропустить? Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования. Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории.
Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! При этом в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии обращения к Богородице занимают центральное место. Своеобразная двойственность праздника Сретения Господня отразилась на облачение священнослужителей. Оно может быть как белым, так и голубым. Известно, что белое облачение православные священники надевают во время Господних Праздников, голубое — Богородичных.
Перевод 70-ти толковников, названный Септуагинтой был уточнен святым Иеронимом Стридонским. Поэтому и оберегаема Мария была Иосифом, который не прикасался к ней. Святой Симеон Богоприимец. Икона из собрания МДА Старца, который со смирением и послушанием воспринимал слова ангела все эти годы, стяжал открытый Богом дар пророчества. Он не только узнал принесенного в Храм Богомладенца, но и предрек Ему и Пречистой Богородице грядущие события Лк 2:30-35. Старец Симеон делает акцент на том, что спасение уготовляется не только для Израиля, но и вообще для всех людей. Это будет для них «светом в откровение», поскольку ранее они пребывали во тьме. Для него, ждавшего 300 лет совершения этих слов, это стало значительным событием. Сказав эту знаменитую фразу, которая используется в наше время на вечерней службе собственно, на Вечерне и служителями алтаря, он добавляет еще пару слов там же, стихи 34, 35 , обратившись к Богородице. Вероятно, делает он это не только от особенного избрания Богом Пречистой Девы, но еще и потому, что Иосиф был стар и уже не увидит того, что случится. Симеон говорит: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» примерный перевод. Действительно, Христос приходит в мир, став при этом спасением для одних людей и юродством для других «слово о кресте для погибающих — юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия есть», «а мы проповедуем Христа распятого — иудеям же соблазн, эллинам же безумие». Словами «И Тебе Самой оружие пройдет душу» Лк 2:35 он говорит об испытании — пережить смерть своего Сына на кресте. Мощи святого старца Симеона почитаются христианами с ранних времен.
Богослужебный аспект
- Сретение Господне: история и смысл праздника, что означает и когда празднуется дата
- 15 февраля — Сретение Господне: значение, приметы и традиции праздника | Мартыновский вестник
- История происхождения
- Что такое Сретение и как его празднуют. Простыми словами
- Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников
15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник?
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шел молча по этому храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала. И дверь приближалась.
Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось.
Этот обряд не только установил временные рамки для Сретения Господня, но и подчеркнул смиренное положение Святой Семьи, поскольку они принесли двух голубей вместо ягненка.
Это было символическим напоминанием, что Мессия пришел не как земной царь, но как служитель для всех людей. Перед Сретением Господнем произошло множество важных событий, которые сформировали контекст для этого священного момента. Изначально, народ Израиля в течение столетий жил в ожидании прихода обещанного Мессии, который, по пророчествам, должен был освободить их от угнетения и ввести в новую эпоху мира и справедливости. Это ожидание было тем более остро чувствуемым в те времена, когда Израиль находился под властью Римской империи. Это событие было воплощением Божественного обетования и представляло собой совершенно новую главу в истории спасения человечества. Величайшее чудо Воплощения сразу стало центром многочисленных историй и преданий, которые затем были переданы из поколения в поколение.
Сразу после Рождества произошло еще одно важное событие — поклонение волхвов. Эти ученые из Восточных стран пришли поклониться младенцу Иисусу, признавая Его как новорожденного царя и принеся драгоценные подарки: золото, ладан и смирну. Все эти события сформировали исторический и религиозный контекст для Сретения Господня, делая его кульминацией великих ожиданий и пророческих обещаний. Библейский рассказ о Сретении Согласно Евангелию от Луки , когда Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм для выполнения ритуала очищения и воздаяния, они встретили двух очень важных людей: Симеона и Анну. Симеон был праведным и богобоязненным человеком, на которого, как говорится в Евангелии, «было положено Пророчество Духа Святого, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Когда Симеон увидел Иисуса, то взял Его на руки и благословил Бога, сказав: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое.
Это пророческое приветствие стало основой молитвы «Ныне отпущаеши», которая теперь читается на каждом вечернем богослужении в Православной церкви. В то же время в храме была и пророчица Анна, дочь Фануилова, из колена Асирова, женщина в глубокой старости, проводившая большую часть своей жизни в посте и молитве. Когда она увидела Иисуса, она тоже благодарила Бога и начала проповедовать о нем всем, кто ожидал избавления Иерусалима. Встреча с Симеоном и Анной стала мощным свидетельством о божественной природе Иисуса, подтверждая, что этот младенец действительно был обещанным Мессией, долгожданным Избавителем. Сретение Господне является особенно важным праздником в христианском календаре не только из-за самого акта представления Иисуса в храме, но и из-за пророчеств, произнесенных в этот день. Симеон, взяв на руки младенца Иисуса, произнес пророчество, известное как «Симеоново благословение».
Это пророчество, содержащее слова «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром», стало важной частью вечерних молитв в православной традиции. Симеон также обратился к Богородице с пророческим предсказанием, сказав, что ее Сын «положен на падение и на восстание многих в Израиле и в знамение прорекаемое». Он предупредил Марию, что «и тебе самой душу пронзит меч», предсказывая будущие страдания Марии на Голгофе при распятии Иисуса.
Ирмос 9 песни, глас 3. В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Припев: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя. В тени Закона и Писаний образ видим, верные : всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу. Поэтому Перворожденное Слово безначального Отца, Сына, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста , что случается весьма редко, праздничное богослужение, по Уставу, переносится на предыдущий день — 1 февраля, Прощёное воскресенье. Согласно требнику , в праздник Сретения Господня, перед началом Божественной литургии, в конце чинопоследования шестого часа перед Царскими вратами совершается «Чин благословения свеч на Сретение Господне», на котором происходит освящение свечей, называемых «сретенскими».
Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25].
Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом».
Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве... Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов!
Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции. Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена? Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения! Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» Книга Товита 11:11! Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий.
Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года.
Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю. И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими. В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых.
Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого.
И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный.
Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения.
Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32].
Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло.
История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте.
Спор здесь попросту невозможен.
Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать
это большой двунадесятый праздник, который открывает подготовку к Великому посту перед Пасхой. День празднования Армянской апостольской церкви отличается от других. Праздник «Сретение Господне». Слово «сретение» означает «встреча». 15 февраля православная церковь вспоминает Сретение Господне. Этот праздник относится к числу двунадесятых (12 главных праздников в церковном календаре, не считая Пасхи). Сретение Господне — факты о празднике: суть и значение даты, история зарождения торжества, церковные обряды и народные традиции, приметы и поверья.
Сретение Господне. История и значение праздника
один из великих праздников, отмечаемый Церковью Христовой, названный так потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен («сретение» - по-старославянски означает «встреча») в храме святыми Симеоном и Анною пророчицею (Лк. Праздник Сретение является еще и днем православной молодежи. Впервые этот праздник отметили в 1953 году. На северо-западе праздник Сретения известен под именем громниц, от обычая в этот день освящать в церкви свечи, называемые громницами, которые, будто бы, имеют силу против грома, молнии, проливного дождя и града, низводимых чародеями или волшебницами. Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость».
Что такое Сретение и как его празднуют. Простыми словами
И действительно, все эти страшные бедствия, особенно мор, прекратились! Духовный смысл праздника Сретение — это встреча. Так и мы, каждый из нас, православных христиан нуждается во встрече с Господом. Однако, многие, помышляя и мечтая о ней, ошибочно думают, что Сам Господь, Божия Матерь, ангелы или кто-то из святых должен явиться им. На самом деле сия встреча — это дело Божие. И как Господу будет угодно, так она и состоится. Если, конечно, мы будем к ней готовы. Так и праведный Симеон сподобился сей встречи тогда, когда не ожидал; и таким образом, о коем не мог предугадать.
И мы о себе должны подобно сему думать, предоставляя сие благодатное дело Господу. В этом, думаю, и состоит основной духовный смысл сего праздника! Что нельзя делать в этот день По вышеозначенной причине основного духовного смысла праздника Сретения в этот день нельзя предаваться суетным и, тем более, греховным делам. Ибо этим мы оттолкнем от себя Спасителя, и желанная встреча с Ним не состоится. Вместо работы и суетных развлечений в сей день, лучше пойти в православный храм на литургию, и, если мы готовы, исповедаться и причаститься. Затем остальное время провести в молитве, чтении Священного Писания, творений святых отцов. Особенности богослужения Он является двунадесятым Богородичным праздником, но имеет признаки и Господского двунадесятого.
Это, в частности, само название — Сретение Господне. На литургии во время малого хода возглашается входной стих. Всенощное бдение и литургия заканчиваются особым отпустом. А до литургии, а иногда и после нее обычно совершается малое освящение воды и освящение свечей. Сретенские свечи Они освящаются особым чином и только раз в году на Сретение, отсюда и их название. Любая церковная свеча — это жертва Богу. Раньше иудеи приносили Ему во всесожжение животных, но мы, христиане, приносим не такую кровавую жертву, а бескровную.
Впрочем, также состоящую из воска — вещества животного происхождения. Символически это означает, что наша душа должна быть такой же мягкой и податливой под действием благодати Божией, как и воск под действием солнца. Преподобный Серафим Саровский говорил, что возжжение церковных свечей угодно Богу, поэтому в его келье они горели постоянно. Сретенская же отличается от других, также освящаемых церковных свечей, большей благодатной силой в силу особого чина освящения. Подобно тому, как Крещенская святая вода сильнее святой воды малого освящения. Свечи, освященные в Сретенье Господне, в народе называли «громичными». Такое название пошло от того, что их зажигали на защиту во время грозы.
Сретенские свечи помогали защитить дом от беды. Такую свечу также было принято зажигать, когда на улице буйствовала непогода. Кроме того, Сретенская свеча была незаменимой в трудных родах, при пожаре в селе, других катаклизмах. В давние времена ее ставили, когда человек умирал от «черной болезни» так называли эпилепсию. Освященная свеча помогала душе перейти в иной мир. В чем помогает молитва с возженной сретенской свечой перед иконой праздника При возжжении такой свечи в храме или дома поэтому следует помолиться Богу, в частности, можно молитвенно произнести свои прошения. Особенно хорошо, зажегши сретенскую свечу у иконы праздника, просить Господа о вышеуказанной встрече с Ним.
Дабы она действительно состоялась, принесла нам пользу и направила ко спасению. Ибо по причине атеизма и порождаемых им извращений души, мы, по нашему своеволию, можем даже отпасть от Бога в результате такой встречи. Это и есть та причина, по которой Спаситель зачастую не открывает Себя нам. Разумеется, при этом можно просить и много другое: здравие души и тела; вступление в брак с хорошим человеком.
Тогда ему было обещано, что он не умрет до тех пор, пока своими глазами не убедится, что данное пророчество исполнилось. Кстати, при первой встрече, праведный Симеон предсказал суровое будущее, которое ждет Спасителя. В свой первый визит в храм Мария, Иосиф и младенец Иисус повстречали также пожилую вдову, известную как Анна Пророчица. Она жила и трудилась при храме, посвящала много времени посту и молитве.
После того, как она увидела младенца Иисуса собственными глазами, женщина поведала жителям города о долгожданном пришествии Мессии. В духовном смысле Сретение — это встреча человека с Господом. Именно это отражено в истории праздника на примере Анны и Симеона. Их история может послужить примером того, что человек должен быть готов к встрече с Богом. Почему на Сретение освещают свечи? На Сретение в православных храмах проходит праздничная литургия. Как и многие христианские праздники, эта дата имеет свои традиции. Едва ли не главная из них — освящать на Громницы в церкви свечи, которые затем на протяжении всего года можно использовать дома, во время молитвы.
При византийском императоре Юстиниане было постановлено праздновать Сретение Господне более торжественно, традиция освящать свечи берет свои истоки в это же время. В 543 году в Константинополе и его окрестностях началась моровая язва, а в Антиохии произошло землетрясение. Одному подвижнику было откровение, что для прекращения этих напастей нужно пройти крестным ходом со свечами. Как раз бы праздник Сретения. Крестный ход прошел, моровая язва и сейсмические потрясения отступили. С этой поры и пошел церковный обычай освящения свечей в этот день. Нередко «сретенским свечам» приписываются чудесные, даже магические свойства. Наши предки считали, что с помощью громничной свечки можно отгонять злых духов или оберегать дом от попадания молнии.
В храме при встрече Симеона и Мессии присутствовала вдова Анна Пророчица. Она также подошла к Младенцу Иисусу Христу, поклонилась Ему и покинула храм. Она же рассказала о появлении Мессии всему Иерусалиму. Что делают в праздник Сретение Господне В праздник Сретение Господне обязательно нужно посетить церковь, принять участие в утренней специальной службе.
После нее дома накрывают праздничный стол, собираются за ним всей семьей. Главная традиция праздника — освящение свечей и воды. Это делают до начала службы. Свечи называют «громничными», «сретенскими».
Иосиф и Мария, повинуясь закону, пришли в Иерусалим с Младенцем Иисусом наряду с другими родителями, не богатыми, но бедными. Но не так совершилось на самом деле. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был в нем. Имя Симеон означает услышание Быт. Подобно другим ветхозаветным праведникам Евр. Духа, глубоко понимающий Св. Еврейский первосвященник, исполняя доброе желание царя, отправил ему все книги на своем родном языке, а для перевода их на греческий язык послал туда — же семьдесят два переводчика или толковника по шести человек с каждого колена. Ему пришлось, между прочим, переводить книгу Исаии. Переводя эту книгу, он обратил внимание на то место в ней, где сказано: «се Дева во чреве приимет и родит Сына» Исаии 17: 14. Обещано видеть Господа, рожденным от Девы, но не сказано—как, когда и где?
Девою во храме, то Симеон, будучи уже тогда 360 лет, как говорить предание, пришел во храм по внушению Св. Пришел Симеон по вдохновению в храм. Исчезли немощь и старость: Симеон в храме ждет Владыку... Входят Иосиф и Мария с Богомладенцем на руках. Пресвятая Дева Мария, как и раньше мы уже сказали, остановилась пред дверьми храма, считая себя по закону нечистою. На эти убеждения книжники и фарисеи отвечали громким ропотом, но Захария не изменил своего намерения. Он держит в своих старческих руках Того, Кого ожидал и желал видеть не только он, но и весь мир, все люди. Долго я ждал Тебя, как бы так говорил старец, желая зреть Твое пришествие, и вот наступил тот блаженный час, о котором Ты предсказал мне, Владыка жизни и смерти! Теперь нет уже более причин держать меня на земле; ровно как и для меня нет уже отныне более целей жизни, ибо главнейшая мною уже достигнута: я увидел Тебя, и теперь могу успокоиться! Обрадованный, иду я благовествовать радость праотцам и отцам моим, яко видесте очи мои спасение Твое!
Не блаженнее ли я всех их? А я в объятиях своих вижу не образ и не сень, а самое спасение Твое, еже еси уготовал пред лицом всех людей! О, если бы все люди познали, что это Тот, о котором Ты, Боже, говорил устами Св. Пророка Твоего: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» Исаи. О, всеблагий Отец светов! Так Владыко Господи, я вижу теперь и осязаю жизнь и свет всего мира, славу Израиля и Утеху всех верующих. Отпусти же, Владыко, раба Твоего по глаголу Твоему с миром! Он видит в Младенце Иисусе Спасение или Спасителя людей не от внешнего рабства, но от, рабства дьяволу , — от грехов их. Он видит назначение сего спасения для всего мира; оно не ограничится одними Евреями, как думали сии последние; оно уготовано для всех людей. Предвидеть он и те блага, которые Мессия дарует людям.
Он освободит их от заблуждений, суеверий и страстей, и просветит светом истинного Богопочтения. Но ни одно только радостное и утешительное из жизни Божественного Младенца возвестил праведный Симеон. Да, отвечает Св. Отец церкви, все будет в свое время. Не все воспользуются спасением, принесенным на землю Божественным Сыном Твоим: для тех, которые, уверуют и последуют за Ним, Он будет восстанием от падения; для тех же, которые, по упорству во зле, отвергнут Его, Он послужит к конечному падению и гибели их» 17. Краткими, но многознаменательными словами Симеон предвещал Богоматери всю будущую жизнь Ее Сына. Он еще Младенец, а праведный Симеон называет Его Ветхим деньми; Он еще слаб, а уже имеет власть живота и смерти! Он еще в пеленах, а Ему кланяются, яко Богу! И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» Лк. От роду Анна имела 84 года и обладала даром пророчества.
С мужем она прожила только семь лет, сохранив при этом для брака девство. Следовательно, в представлении евангелиста, образ Анны был еще возвышеннее от того, что она была чистою девою до брачного состояния. Старая, слабая, Анна с трудом могла ходить во храм и однако земным отечеством ее был дом Божий; отечество небесное, вечное, которого ожидала душа ее с святым нетерпением, было еще впереди. Теперь она ждала величайшего, мирового события — явления во плоти своего Господа, Утехи Израилевой; она знала, что когда, наконец, придет Сын Божий во плоти, тогда Его узрят и обрящут в доме Божием, во храме. Посещая храм, куда стремилось сердце ее днем и ночью, она надеялась, хотя и на закате дней своих, встретит в нем Господа славы. Надежды ее оправдались. Сердце старицы еще раз сделалось юным, ее глаза заблистали, но руки дрогнули, по чему она и не берет в свои объятия Избавителя. Постигнув духом, кого видит пред собою, она славит Бога за исполнение древних обетований в слух Св. В церковных песнопениях Св. В этом то незначительном, но живописном городке и воспитывался Иисус Христос до тридцатилетнего возраста, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков Лк.
Торжественная и чудная встреча Богомладенца Иисуса праведными Симеоном и Анною во храме Иерусалимском не могли не подействовать на помыслы, слышавших и видевших это евреев. Не могли не удивляться произошедшему также и все присутствовавшие во храме.