Как и в любом тайном обществе, в стане будущих декабристов существовала своя четкая иерархия и соблюдались меры конспирации. Возникновение в 1821–1822 гг. дворянских тайных обществ с программами общественного переустройства – Южного общества во главе с ем, разработавшим проект республиканской конституции для России и Северного общества во главе с евым.
Кто такие Декабристы
Ранние тайные общества были предтечами Южного и Северного обществ. 2 Тайные общества декабристов 1816–1825 гг. 3 Программы Северного и Южного обществ. Первая концепция развития тайных обществ и первая внятная попытка объяснить связь между этими организация-ми и восстанием 14 декабря принадлежала перу знаменитого декабриста, несостоявшегося диктатора восстания князя Сер-гея Трубецкого. знаменитую "Русскую Правду"[1], самый выдающийся памятник идеологии декабризма. Офицеры стали объединяться в тайные общества, деятельность которых вылилась в попытку государственного переворота — восстание декабристов.
В учебниках истории замалчивают правду о восстании декабристов
Для рядовых членов Устав предлагал в качестве основных задач тайного общества просвещение народа и улучшение государства. Преобразования предполагали практическую задачу внедрения членов общества в систему государственного управления и получения контроля над образовательными учреждениями с целью изменения общественного сознания. Тайная часть Устава предполагала отмену крепостничества и установление конституционной монархии. В 1821 году на основе «Союза благоденствия» было создано две новые крупные организации — «Южное общество» в Киеве и «Северное общество» в Петербурге. Программа «Южного общества» была выражена в «Русской правде» Павла Пестеля, которая, несмотря на название, целиком проникнута совсем не русскими радикальными республиканскими идеями в духе Робеспьера. Развитие декабристских идей демонстрирует полный отход от консервативных элементов, которые еще были в программе «Ордена русских рыцарей», и их замену принципами радикального либерализма. Пестель и ранее выдвигал идею временной диктатуры, которая получила широкое распространение во Франции в виде различных теорий «просвещенной диктатуры» и отразилась в кровавой практике диктатуры якобинцев.
Пестель считал, что Россия должна стать республикой «единой и неделимой» выражение якобинцев — то есть унитарным государством по французскому образцу. Стоит отметить, что на унитаризацию, предполагавшую ломку всей системы исторически сложившегося территориального деления, сто лет спустя не пошли даже большевики. Трудно даже представить, к каким разрушительным последствиям привела бы попытка превратить огромную Российскую империю в унитарное государство. Несомненно, однако, что Пестеля и его сторонников не пугали возможные кровавые последствия таких политических шагов, которые реально могли осуществляться только централизованной и беспощадной диктатурой. Как глава «Южного общества», Пестель вступил в переговоры с представителем польского «Патриотического общества» князем Яблоновским. Революционные преобразования Пестеля предполагали предоставление независимости Польше и передачу ей части российских территорий — Литвы, Подолии, Волыни и Малороссии.
Эта мера могла подорвать не только российскую государственность, но и европейский политический порядок, что соответствовало общим задачам международных либерально-националистических течений XIX века. Экономическая программа «Русской правды» предполагала передачу половины земель крестьянам в общинную собственность. Вторая половина, остававшаяся в собственности помещиков, должна была сдаваться в аренду фермерам-капиталистам для организации крупных хозяйств с использованием наемного труда. Политически это означало укрепление буржуазии как опоры нового политического порядка по образцу европейских преобразований. Сословия должны были быть ликвидированы, а все народы России, в духе унитарного государства, должны были стать единым народом — то есть нацией по якобинскому образцу с принудительным уничтожением этнических, религиозных и культурных различий. Более умеренные преобразования предлагал программный документ «Северного общества» под названием «Конституция», составленный Никитой Муравьёвым.
Вместо республики, предложенной Пестелем, вводилась конституционная монархия. В качестве формы территориального устройства предлагалась федерация из 13 держав и 2 областей, которая сразу же наводит на ассоциации с 13 штатами, которые послужили основой для создания США.
Дворянин не может и не должен лгать, заговорщик — делает все, что требуется для достижения его целей. Представить себе декабриста живущим на нелегальном положении по подложным документам — то есть обычной жизнью подпольщика второй половины XIX века — невозможно. Они не были революционерами в классическом смысле Все они искренне полагали главной своей целью службу на благо отечества и, сложись обстоятельства по-другому, почли бы за честь служить государю в качестве государственных сановников. Свержение государя вовсе не было главной идеей декабристов, они пришли к ней, глядя на текущее положение вещей и логически изучая опыт революций в Европе и далеко не всем им эта идея была по душе. Сколько всего было декабристов? Камера Николая Панова в тюрьме Петровского Завода.
Рисунок Николая Бестужева. Точное количество участников декабристских и преддекабристских обществ установить сложно — именно в силу того, что вся их деятельность сводилась к более или менее абстрактным разговорам в дружеском кругу молодых людей, не связанных четким планом или строгой формальной организацией. Стоит заметить, что люди, участвовавшие в декабристских тайных обществах и непосредственно в восстании, — это два не слишком пересекающихся множества. Многие из тех, кто участвовал в заседаниях ранних декабристских обществ, впоследствии полностью потеряли к ним интерес и стали, например, ревностными чиновниками-охранителями; за девять лет с 1816 по 1825 год через тайные общества прошло довольно много людей. В свою очередь, в восстании участвовали и те, кто вообще в тайные общества не входил или был принят за пару дней до мятежа. Как становились декабристами? Полное название — Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления, обладающего диктаторскими полномочиями. Ты с нами?
В известном смысле можно считать декабристские тайные общества способом социализации тогдашнего поколения молодых людей; способом уйти от пустоты и скуки офицерского общества, найти более возвышенный и осмысленный способ существования. Так, Южное общество возникло в крохотном украинском местечке Тульчине, где был расквартирован штаб Второй армии. Образованные молодые офицеры, чьи интересы не сводятся к картам и водке, собираются в своем кругу, чтобы поговорить о политике — и это единственное их развлечение; эти собрания они назовут, по тогдашней моде, тайным обществом, что, по сути, было просто свойственным эпохе способом обозначить себя и свои интересы. Сходным образом Союз спасения был просто компанией боевых товарищей лейб-гвардии Семеновского полка; многие были родственниками. Вернувшись с войны в 1816 году, они организовывают свой быт в Петербурге, где жизнь была довольно дорогая, по знакомому солдатам артельному принципу: снимают вскладчину квартиру, скидываются на пропитание и прописывают в уставе детали общего быта. На деле это совсем небольшой — пара десятков человек — дружеский кружок, участникам которого хотелось, помимо прочего, поговорить про политику и пути развития России. К 1818 году круг участников станет расширяться, и Союз спасения реформируется в Союз благоденствия, в котором было уже около 200 человек из Москвы и Санкт-Петербурга, причем все вместе они никогда не собирались и два члена союза могли быть уже и не знакомы лично. Это неконтролируемое расширение круга и побудило лидеров движения объявить о роспуске Союза благоденствия: избавиться от лишних людей, а также дать возможность тем, кто хотел всерьез продолжать дело и готовить уже настоящий заговор, делать это без лишних глаз и ушей.
Чем они отличались от других революционеров? Первая страница конституционного проекта Никиты Муравьева. Официально обществом не была принята, однако была широко известна и отражала настроения большинства его членов. Составлена в 1822—1825 годах. Картина Альбрехта Адама. Им казалось несправедливым, что Россия живет не так, как Европа, и еще более несправедливым и даже диким — что солдаты, с которыми они бок о бок выиграли эту войну, сплошь из крепостных и помещики обращаются с ними как с вещью.
Людьми, которые способны оценить историческое влияние прошлого на наше настоящее и будущее. Декабристы — кто они?
Герои, революционные романтики или изменники?
Ей подчинялись местные «управы» — в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе «Зеленой книге» говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия». Одной из главных своих целей «Союз» считал развитие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов. Судьба крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза». Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, «истреблять» продажу их поодиночке и без земли.
Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства. Большое значение «Союз благоденствия» придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены «Союза», имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза». Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности и ремесел, расширению торговли. Для достижения своих целей члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось наладить издание собственного журнала. Знакомство с «Зеленой книгой» показывает, что ее авторы были передовыми людьми — с широким кругозором и добрым сердцем.
Существовала и вторая часть «Зеленой книги», известная лишь основному ядру общества. В ней были записаны его заветные цели — введение конституции и уничтожение крепостного права. За короткое время своего существования «Союз благоденствия» успел сделать очень немногое из того, что было намечено. Его члены выступали за отмену крепостного права, некоторые из них старались облегчить положение своих крепостных. Иван Якушкин открыл школу в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, много сделал для того, чтобы облегчить жизнь солдата. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Сразу же воцарились муштра и палочная дисциплина.
В 1820 г. Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев были срочно переведены в обычные армейские корпуса и высланы из столицы. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. Так оказались на юге многие участники тайного общества.
Декабристы и власть
Но лишь единицы из участников тайных обществ были готовы в полном объёме принять положения данного «конституционного проекта». Южное общество, политическая организация в Российской империи, тайное общество декабристов, существовавшее в 1821–1825 гг. Лидер – П. И. Пестель. Южное тайное общество Декабристов участники.
Восстание декабристов: прошлое, которое до сих пор не понято
Ранние тайные общества были предтечами Южного и Северного обществ. 7 апреля 2023 года состоялась школьная конференция "Пушкин и декабристы", где старшеклассники попытались рассказать о тайных обществах, связи и дружбе поэта с декабристами. Тайное общество декабристов родилось в 1816 году в Петербурге. 2 Тайные общества декабристов 1816–1825 гг. 3 Программы Северного и Южного обществ.
Организации декабристов в 1816-1825 гг
Если с опасностью всё было изначально понятно: самодержавие — это «наше всё» не только в 1825, но и двести лет спустя попробуй замахнись — и увидишь, чем обернётся , то абсурдность потуг господ офицеров заключается в идеях о демократических свободах для общества потомственных рабов и совсем уж кощунственном для российских широт «равенстве всех перед законом». Какое равенство в стране, где на правах «незыблемого генетически-культурного кода» поныне существует категорическое бесправие для одних, тандем всевластия и вседозволенности для других? Реакция Грибоедова на декабрьские восстания глазами одного из очевидцев, Николая Викторовича Шимановского, петербургского чиновника, перешедшего на военную службу и служившего с Грибоедовым на Кавказе: «Когда Алексей Петрович окончил распоряжения, фельдъегерь Дамиш стал рассказывать о событии 14 декабря. В это время Грибоедов, то сжимая кулаки, то разводя руками, сказал с улыбкою: «Вот теперь в Петербурге идет кутерьма! Чем-то кончится! А как ещё, если не кутерьмой, мог назвать «декабрьскую заварушку» в Питере великий писатель, который весьма иронично похохатывал над декабристами: «Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный быт в России! Грибоедов подозревал, что дело не в царе, а в народе. И оказался провидцем. Его правота будет неоднократно доказана в течение последующих двух столетий. Сперва в 1917-м, когда в результате Великой Октябрьской революции будет развёрнут террор, по сравнению с которым репрессии в отношении участников декабрьского восстания со стороны монарха кажутся каким-то совершеннейшим верхом либерализма. Ну, а потом в 2000-м, когда, разочарованные двумя пятилетками «подлинной свободы», оказавшейся на поверку откровенным разбоем, общество вновь возжелает монарха во главе державы, и разделится на два лагеря.
В одном будут носиться с иконой Николая II и хоругвями, а в другой с портретами Сталина и красными флагами. Те же, кто не примкнёт ни к тем, ни к другим, будет проклят и заклеймён в качестве презренного либерала. К слову во времена господина Грибоедова слово либерал не выглядело оскорбительным и не восходило к уничижительному «либераст». Но вернёмся к Грибоедову и декабристам. Вполне возможно, что участники восстания посматривали на его творение, как коммунисты на «Капитал» Карла Маркса. Конечно же, со многими из декабристов классик состоял в дружеских отношениях и переписке, но всё тот же сослуживец Александра Сергеевича Грибоедова Николай Шимановский характеризовал классика так: «Его товарищи не любили; у него был характер непостоянный и самолюбие неограниченное». Вполне возможно, что окажись декабристы в порядке совершеннейшего бреда победителями, Грибоедов оказался бы не русским посланником в Тегеране, где принял страшную смерть, а занял бы один из ключевых постов во временном революционном правительстве, анонсированном повстанцами. Но случилось иначе. И Грибоедовское «А я говорил им, что все они дураки» — ироничная эпитафия побеждённым. Арест застал Грибоедова на Кавказе, в крепости «Грозная», где классик прекрасно проводил время, играл в вист, дискутировал с сослуживцами, выпивал.
Но самая тактика военной революции "на подобие испанской" не ставилась под вопрос правой политической группировкой южан, - эта тактика казалась незыблемо правильной. Сергей Муравьев-Апостол, всячески защищаясь от показаний, уличавших его в согласии на убийство всего царствующего дома, сообщил несколько деталей спора: "На означенных совещаниях в Каменке было действительно говорено об Испании, но не в поддержание необходимости истребления всей царской фамилии, а в доказательство необходимости введения конституционного порядка в России посредством временного правления, ибо рассуждаемо было, что испанцы не в том сделали ошибку, что сохранили жизнь королю и всей королевской фамилии, а в том лишь, что они королю вверили введение опровергнутой им однажды конституции"4. Это утверждение, что из испанских событий якобы не делалось вывода о необходи- 3 О том, кто присутствовал на этом совещании, упоминает Сергей Муравьев-Апостол: "В Каменке... Муравьева вскрывается очень ясно.
Волконский показывал, что С. Муравьев первый поднял вопрос об уничтожении всего царствующего дома, и Пестель склонялся к правильности этого показания. Именно в Каменке, по показанию Пестеля, "объявил Сергей Муравьев и Бестужев-Рюмин, что они мнения свои переменили и ныне совершенно так же судят, как и мы прочие судили на контрактах 1823 г. О сем начали говорить они, и кажется, что именно Сергей Муравьев, а потом участвовали и мы все остальные в сем разговоре, продолжая держаться прежних наших суждений контрактов 1823 г.
Пестель, как и другие члены собрания, считал, что уроки испанских событий еще раз подтверждают необходимость полного уничтожения царствующего дома. Пестель показывал, что в связи с этим в Каменке еще раз обсуждался вопрос о создании отряда цареубийц - "cohorte perdue", - и он вновь приводил все доводы о необходимости разделить действие революции на "заговор" и "переворот". Но собрание в Каменке не ограничилось вопросом о причинах неудачи испанской революции. Пестель был слишком проницателен и умен для того, чтобы не заметить еще одной важнейшей стороны вопроса - массового движения.
Этот вопрос, повидимому, был поднят самим Пестелем и неразрывно был связан с вопросом о цареубийстве, который по-разному разрешался Пестелем и правой частью общества. В то время как правая группировка С. Муравьев - Апостол, Волконский, Давыдов, Бестужев ставила вопрос об охранении конституции от посягательств оставшегося в живых короля, Пестель думал об овладении массовым движением, о том, что крепостническая контрреволюция попытается, пользуясь именем оставшегося в живых члена царствующего дома, как знаменем, поднять часть народных масс на борьбу с революцией. Ясно одно: самый замысел военной революции революции без участия масс, стал у Пестеля под знак вопроса.
Он не отказывался от всей тактики в целом и защищал ее на собрании в Каменке, но разгром испанской революции уже наложил тень сомнения на принятую и обдуманную тактику. Корни внутреннего разлада Пестеля и корни происшедшего в нем перелома нужно искать именно тут. Рост массового движения внутри страны, поражение испанской революции и отсюда сомнение в правильности избранной тактики действия без масс - вот глубочайшая причина внутренней трагедии Пестеля. В первую очередь она важна для нас по своему значению в жизни тайного общества.
Классовый смысл этой трагедии вождя Южного, общества ясен: под напором возраставшего массового движения, лозунги которого не совпадали с лозунгами Южного общества, рушился задуманный утопический "блок" среднего дворянина и крепостного мужика. Ставилась проблема: или против этого мужика в тесном союзе с Никитой Муравьевым во имя сохранения за помещиком и земель, и поли- 5 Дело Пестеля, "В. Против последнего плана восставало все дворянское существо, столь живое в Пестеле, ибо этот план означал кровавое восстание масс, "пугачевщину", гражданскую войну, все, против чего так протестовал Пестель. Оставался лишь первый план.
Но испанская революция своим исходом показала его гибельность. Военная революция была разгромлена потому, что она не овладела массовым движением. Третьего выхода не было. Во всей этой "душевной драме" чрезвычайно мало личного, она насквозь социальна.
Дело тут, конечно, не в "теоретичности", "сухости" или "бюрократизме" Пестеля, разочаровавшегося в своих мечтах. Классовая действительность доказывала утописту нереальность его замысла совершить революцию без масс, а решиться на революцию с участием масс он также не мог и не хотел. Либеральная часть южан сделала свои выводы из нового поворота событий. Сергей Муравьев еще раз решительно говорил о необходимости немедленного выступления: нужно было предупредить массовое движение, взять инициативу в свои руки.
Выводы из испанских событий стали общим достоянием всех членов Тульчинской управы, вероятно не раз обсуждавших эти вопросы в своей среде, начиная с лагерей и кончая царскими маневрами 1823 г. Центральным событием 1824 г. Это была последняя попытка Пестеля выступить в качестве руководителя всего заговора в целом. Он еще не пришел в тот момент к отказу от действий по обществу, наоборот, развивал лихорадочную деятельность по объединению обществ.
Но центром внимания Пестеля становится Петербург; Северное общество тревожит его больше, чем Южное, хотя и в Южном, как увидим ниже, далеко не все обстояло благополучно. Кажется совершенно ясным, что одним из значительных оснований поездки должна была быть необходимость обсудить всем Обществом причины поражения испанской революции. Тактика военной революции была общей тактикой всего заговора декабристов: Общество соединенных славян, единственная организация не согласная с этой тактикой, влилось в Южное общество лишь осенью 1825 г. Перед отъездом в Петербург в феврале 1824 г.
Пестель повидался с Сергеем Муравьевым-Апостолом и подробно изложил ему платформу объединения обществ. Свидание произошло в Киеве и длилось "целые сутки"; в нем участвовал и Бестужев-Рюмин. Муравьев-Апостол уже слегка обрисовался как лицо, тяготеющее к Северу. Основными пунктами платформы были: создание общей директории с диктаторской властью над обоими обществами; разумеется, тут предполагалось основное руководство Пестеля и принятие "Русской правды" всем обществом декабристов в целом.
За Пестеля тогда было поражение испанской революции, показавшее, что политика руководителей испанского переворота не была достаточно правильной. Муравьевым, и что сопротивление сие тем более ему неприятно будет, что он не может отступиться от Русской правды, признанной всем Южным обществом, но что во всяком случае употребит он возможное старание для совершенного соединения и введения единодушия между обоими обществами"8. Муравьев-Апостол в тот момент пошел видимо на уступки и, вероятно больше из стратегических соображений, не возражал против плана Пестеля. К тому же он был уверен в силе общества на Севере и в прочности платформы Никиты Муравьева.
Но в том, что этот разговор Пестеля с С. Муравьевым перед отъездом в Петербург уже был первым этапом создания единого фронта, убеждает нас и показание А. Поджио, заявившего, что в 1824 г. Пестель подозревал обоих братьев Муравьевых - Сергея и Матвея последний был, так сказать, южным агентом на Севере - в том, что они хотят отделиться.
Приезд Пестеля в Петербург в начале марта 1824 г. Созывались заседания, происходили отдельные встречи и велись длительные споры. Но все это захватывало лишь руководящую верхушку северян. Он упрекал Северное общество в бездеятельности и, по словам Трубецкого, "выхвалял"10 Южное.
Лорер в "Записках" передает слова Пестеля, позже обошедшие чуть не всю литературу о нем: "Chez nous au midi les affaires vont mieux"11. Между тем именно в этот момент "южные дела" особенно тревожили Пестеля. Эти слова Пестеля были обращены к Лореру, будущему секретарю Пестеля, с которым он впервые тогда познакомился. Лорер пишет в своих "Записках", что виделся с Пестелем в Петербурге сейчас же после того, как Пестель туда приехал.
Я получил записку от Е. Обол[енского], - пишет Лорер, - в которой он меня уведомлял, что П. Пестель в Петербурге, и советовал мне к нему представиться, вызываясь сам это сделать на другой день. Я согласился и утром отправился в кавалергардские казармы, где Пестель остановился у своего брата, тогда ротмистра этого полка, ныне [он] сенатором в Москве.
Оболенский, тут же находившийся, прямо назвав меня, прибавил: из наших. И вот где я в первый раз увидел человека умного, оригинального, игравшего тогда и впоследствии большую роль в нашем тайном обществе и бывшего одним из главных деятелей его. Пестель был небольшого роста, брюнет с чёрными беглыми, но приятными глазами. Он и тогда, и теперь, при воспоминании о нем, очень много напоминает мне Наполеона I.
На нем был длинный, широкий армейский сюртук с красным воротником, штаб-офицерскими почерневшими эполетами, лежавшими на плечах более назад, нежели наперед. Сначала он принял меня холодно, но при известии, что я член общества, Пестель улыбнулся и подал мне руку, и тут же, как бы кстати, сказал Оболенскому: - У вас, в Петербурге, ничего не делается, сидят, сложа руки, chez nous au midi les affaires vont mieux". А об вас я уже давно слышал и много хорошего, а вы теперь только приняты... Это непростительно Северному обществу.
Трубецкого, "В. Мы расстались с тем, чтоб свидеться уже в полку как сослуживцам"12. Свидание Пестеля с Лорером дает нам любопытный штрих: сейчас же по приезде в Петербург глава Южного общества наладил связь с ячейкой последнего на Севере, организованной Барятинским. Пестель с величайшим вниманием относился к деятельности этой ячейки, виделся с Оболенским, узнал о вновь принятых членах и выразил желание лично познакомиться с только что принятым в Общество Н.
В этой обстановке понятна и знаменитая фраза Пестеля о делах на юге. Конечно дела там шли лучше, чем на севере, но подчеркнуть это обстоятельство перед только что принятом новичком было совершенно необходимо: Лорер отправлялся на юг в Вятский полк - его надо было соответствующим образом настроить. Корни "бездействия" северян уходили в аграрный кризис 20-х годов, который на время отодвинул вопрос о переходе помещичьего хозяйства на капиталистические рельсы, в обостренное кризисом массовое движение эпохи; в результате этих факторов либеральный помещик терял свою "революционность". Всякая попытка даже самого либерального "переворота" грозила серьезнейшими осложнениями, грозила началом массовой революции, которая могла бы попросту смести все либеральные планы.
Поэтому "бездействие" тайной организации, работавшей под лозунгами буржуазной перестройки России, хотя бы и по "прусскому" образцу, возрастало, и личный состав организации пополнялся чрезвычайно туго. Революционные перспективы обращались против "революционной" организации. План Пестеля потерпел почти полный провал. Решительно было отвергнуто принятие южно программы.
Много споров вызвал проект "разделения земель". Идеологи дворянства не видели необходимости в малейших "уступках мужику". Рылеев не был согласен с проектом Пестеля. Никита Муравьев спорил "особенно против избирательной системы и разделения земель"14 , указывает также Пестель.
По вопросу о республике также не было единодушия. Из трех директоров, с которыми главным образом и виделся Пестель, - Никиты Муравьева, С. Трубецкого и Е. Оболенского, больше других был согласен на республику последний.
Никита Муравьев, правда, еще уверял Пестеля, что остается республиканцем в душе и лишь для виду сочиняет конституцию в монархическом духе, но Пестель ясно видел, что если даже поверить Никите на слово, то его республика и республика Пестеля - две совершенно различные вещи: Никита Муравьев особенно спорил против избирательной системы Пестеля. При существовавшем положении в Северном обществе, при отчетливо намечающейся линии на умеренную программу, при еще раз подтвержденном отказе от революции и боязни решительных действий Пестель правильно понял, за кем из директоров Северного общества остается основное руководство. Видя в Никите Муравьеве прежде всего теоретика, а не практика, не рассчитывая также и на первенствующую роль Оболенского, Пестель хотел договориться с Трубецким, значение которого в Северном обществе было для него бесспорным. Лорера", М.
Соцэкгиз, 1931, с. О своем знакомстве с объединительным планом Пестеля С. Трубецкой говорит, что, "выслушав такой вздор, я уведомил наших членов, что Пестель бредит"15. Пестель был слишком умен и проницателен, чтобы не догадаться о таком отношении к нему, и все же окончательный план его отлился в чрезвычайно отчетливую форму: составить директорию над обоими обществами из трех лиц - Пестеля, Трубецкого и Юшневского.
Доводом "за" Юшневского являлась его бездеятельность: "Юшневский только одно имя носит члена их правления, но что он просил оставить его в покое и от дел общества удалился, почему было бы нас действующих только двое". Себе же Пестель освобождал поле действия довольно иезуитским способом: он в Тульчине, Трубецкой в Петербурге, расстояние громадное, сноситься по каждому вопросу невозможно, остается одно - заранее согласиться на любые обоюдные действия, выдать, так сказать, друг другу carte blanche. Каждый из нас, - показывает С. Трубецкой об этом проекте, - даст другому клятву, что он будет согласен на все, что товарищ его будет делать, следовательно, ни один связан другим не будет.
Я ему ответил, что на это никак согласиться не могу"16.
Вокруг масонских лож группировалась местная «интеллектуальная элита», они становились центрами благотворительности, могли использоваться и для вербовки членов в политические тайные общества как это происходило в Полтаве, где подобную деятельность вёл М. Новиков ». Полтавская ложа нам интересна тем, что в неё входило несколько представителей «Союза благоденствия» - организации, из которой и выросли Северное и Южное общества.
Во главе ложи сначала стоял Михаил Новиков, а затем Василий Лукашевич. Это не единственное свидетельство. Декабрист Кондратий Рылеев на следствии заявил, что «южными директорами положено признать независимость Польши» цит. Ульянову и передать ей Литву, Подолию и Волынь.
Рыба гниёт с головы Историк Ульянов считает, что именно двор генерал-губернатора Малороссии Николая Репнина-Волконского и был одним из центров пропольского сепаратизма. И здесь вновь обнаруживаются декабристы. Кстати, другой видный деятель «Южного общества» Сергей Волконский приходился генерал-губернатору родным братом. Вообще же в среде декабристов бытовало убеждение, что якобы Малороссия - жертва царской тирании.
А их либерализм шёл рука об руку с сепаратизмом. К чести южнорусских дворян, в подавляющем своём большинстве они отвергли отделение Малороссии от России, и лишь очень небольшая их группа присоединилась к движению декабристов-сепаратистов. Из искры возгорелось пламя сепаратизма Неслучайно бунт «Южного общества» не встретил широкой поддержки.
Пожаловаться Павел Пестель — декабрист, лидер Южного тайного общества. Блестящий военный, участник войны 1812 года.
За мужество в Бородинском сражении получил золотую шпагу из рук Михаила Кутузова.
СОЮЗ СПАСЕНИЯ И СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ
- Правила комментирования
- Северное тайное общество
- Между царствием и свободой. Переломившееся время декабристов
- Северное общество
- Южные декабристы хотели возродить Польшу. За счёт России
Южное общество декабристов. Люди и события. Очерки истории тайных обществ 1820-х годов
Российская империя, по их мнению, была готова к таким реформам, и они осуществлялись бы на благо государства и его подданных. Декабристы полагали, что Александр I согласится провести реформы в обмен на отказ декабристов от военного переворота. Но продолжавшееся самодержавие и отсутствие реформ всё больше склоняли декабристов к мысли о необходимости военного переворота. Но в ноябре 1825 года Александра I внезапно умирает. В России начинается период междуцарствия. У Александра I не было детей — власть должна была перейти к его брату Константину Павловичу. Но тот отрёкся от престола, поэтому следующим по старшинству был Николай Павлович Николай I. Декабристы же собирались вывести войска на Сенатскую площадь, предотвратив присягу.
Они хотели, чтобы сенат под воздействием революционеров подписал документ, который содержал основные их требования. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года декабристы вышли с войском на Сенатскую площадь, но слишком поздно. Сенат уже принял присягу и разошёлся. По сути, переворот вылился в стояние на площади и непонимание того, что делать дальше.
Однако Александр 1 оставил завещание, в котором свои наследником объявлял другого брата, Николая Павловича. Сложность была в том, что завещание сохранялось в тайне, как и то что Константин отказался. От своих прав на престол еще три года назад, женившись на женщине не из правящей династии. Формально в России появился новый император, было даже отчеканено несколько монет с его изображением. Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия.
Николай решился объявить себя императором. На 14 декабря 1825 года была назначена вторая присяга — «переприсяга». Наступил момент, которого ждали декабристы — смена власти. Члены тайного общества решили выступать. Восстание Декабристов По плану восстание должно было начаться в Петербурге и быть поддержано выступление 2-й армии в Малороссии. Диктатором восстания в столице был назначен полковник гвардии С. Декабристы собрались не допустить присяги солдат Николаю. Они планировали вывести полки на Сенатскую площадь под предлогом требования воцарение Константина. В сенате в это время должна было проходить присяга членов Гос. Совета и сенаторов.
С помощью оружия восставшие хотели принудить Сенат и Госсовет обнародовать написанный ими Манифест, объявить об отмене крепостного права и изменит систему управления страной. Одновременно предполагалось арестовать и заключить членов императорской семьи в Петропавловскую крепость. Однако все получилось не так, как планировалось. Предупрежденный Николай провел присягу Сената, Cинода и Госсовета еще ночью. Вечером 13 декабря 1825 года Рылеев просил Петра Каховского ранним утром следующего дня проникнуть в Зимний дворец и убить Николая. Каховский сначала согласился, но около 6 утра отказался. Вскоре после этого Александр Якубович отказался вести матросов Гвардейского экипажа и Измайловский полк на Зимний дворец. Диктатор Трубецкой не прибыл к войскам, и они оказались без руководства. К 11 часам утра 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь офицеры-декабристы штабс-капитаны гвардии Александр Бестужев , Михаил Бестужев , Дмитрий Щепин-Ростовский вывели около 800 солдат Московского лейб-гвардии полка. Несколько позже к ним присоединились рота лейб-гвардии Гренадерского полка поручика Александра Сутгофа.
Солдаты не подозревали об истинных целях восставших. Им было сказано, что Николай 1 хочет завладеть престолом незаконно. Солдаты в это случае выступали не за отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные войска в столице присягнули Николаю. Николая предпринял свернуть восстание мирным путем и убедить восставших покинуть Сенатскую площадь. К ним прибыл М. Милорадович - генерал губернатор Петербурга. Милорадович попытался доказать рядовым, что их обманывают.
Из числа «государственных преступников» нашлись преподаватели высшей математики, философии, словесности, астрономии, нескольких языков и многих других наук. Декабристки Из-за того что участники восстания в основном были довольно молодыми, женатыми среди них оказалось лишь около 20 человек. На каторгу приехали 18 женщин — жены, невесты, матери и сестры. В то время считалось обычным делом, когда семьи следовали за уголовными преступниками к месту отбывания наказания: их жены и дети могли свободно перемещаться по стране. Но высокородные супруги политических преступников могли вернуться в центральную Россию лишь по особому разрешению, которое выдавалось далеко не всегда. Брать в ссылку детей декабристкам запрещалось, а дети, рожденные уже там, приравнивались к государственным крестьянам. В Сибири женщины устраивали быт каторжан, вели от их имени переписку заключенные не имели на это права , выписывали книги и журналы, лекарства и хирургические инструменты. Во многом при их помощи декабрист Фердинанд Вольф организовал в Чите медицинскую практику. Именно дамы добились разрешения проделать в сырых темных камерах Петровского Завода окна. Интересно: В 1832 году в декабристской общине случилась первая потеря среди взрослых. В возрасте 28 лет скончалась Александра Муравьева, урожденная графиня Чернышева — красавица со знаменитого портрета кисти Петра Соколова. Дмитрий Завалишин после каторги вернулся в Читу.
При этом современники отмечали, что, в отличие от других литераторов, писавших о кавказских горцах, Бестужев никогда не употреблял по отношению к ним эпитеты «хищники», «варвары», «злодеи». Он пытался понять душу «восточного человека», что привело к целому ряду наблюдений, размышлений, философских выводов. А в письме братьям от 24 декабря 1832 года он писал: «Я топтал снега Кавказа, я дрался с сынами его - достойные враги. Как искусно они умеют сражаться, как геройски решаются умирать». На Кавказе Бестужев выучил татарский и несколько кавказских горских языков. Но в 1832 году Александра обвинили в смерти по причине ревности его возлюбленной Ольги Нестеровой, странным образом умершей в его квартире. Искал смерти В последние четыре года жизни Александр Бестужев потерял интерес к литературе и окружающему миру. Его командир генерал Вальховский старался уберечь офицера от опасностей, но при штурме мыса Адлер 7 июля 1837 года Бестужев в очередной раз проявил горячность и излишнюю храбрость и во время атаки горцев был убит и порублен на куски. Спустя 74 года после гибели Бестужева-Марлинского, в 1911 году, в Имеретинской бухте Адлера староверы основали поселок Марлинский. Он просуществовал ровно сто лет - в 2011 году дома и земельные участки поселка были изъяты под олимпийские нужды; теперь на его месте стоит стадион «Фишт». А вот старообрядческое кладбище поселка Марлинского сохранилось - не все гуляющие по Олимпийскому парку замечали его, так как оно спрятано от глаз плотным рядом хвойных деревьев.
Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов
Восстание декабристов на Сенатской площади: история событий 1825 года, предпосылки, причины поражения и последствия для участников заговора. 2 Тайные общества декабристов 1816–1825 гг. 3 Программы Северного и Южного обществ. Как и в любом тайном обществе, в стане будущих декабристов существовала своя четкая иерархия и соблюдались меры конспирации. Политические программы декабристов. 2 Тайные общества декабристов 1816–1825 гг. 3 Программы Северного и Южного обществ. Тема первого выпуска — роль декабристов в почти вековой истории российского революционного движения.
Восстание декабристов: прошлое, которое до сих пор не понято
Первая концепция развития тайных обществ и первая внятная попытка объяснить связь между этими организация-ми и восстанием 14 декабря принадлежала перу знаменитого декабриста, несостоявшегося диктатора восстания князя Сер-гея Трубецкого. Тайные общества декабристов (Северное и Южное): кратко о задачах обществ, их программе, лидерах и взглядах на развитие российского государства. Программа "Южного общества" декабристов предусматривала также.
Идеалисты или авантюристы: какую роль в истории России сыграло восстание декабристов
Киянская впервые в историографии показала, как готовился этот проект, каковы были источники его финансирования, и даже реконструировала возможный маршрут движения войсковых соединений. В этот заговор были втянуты десятки, а то и сотни различных чинов 2-й армии. Многие их них, особенно высший генералитет, даже не подозревали, какими сетями опутал их командир Вятского полка Пестель, через руки которого шли огромные денежные суммы, так и не доходившие до места своего официального предназначения. Пестель, как подчеркивает Киянская, увлекательно распутывая сложный клубок финансовых потоков, не был банальным казнокрадом. В отличие от большинства своих коллег — полковых командиров, командир Вятского полка не обогатился за счет «казенных сумм». Его личное бескорыстие в денежных делах не может быть поставлено под сомнение. Он обогащал других, в частности командира своей дивизии генерала А.
Подкуп начальства предоставлял Пестелю широкую арену деятельности, позволял вести пропаганду, вербовать новых сторонников и постепенно готовить армию к восстанию. Знало ли щедро подкармливаемое начальство, чтo стоит за всеми этими махинациями командира Вятского полка? Состояние источников не позволяет делать на этот счет каких-либо определенных умозаключений. Но даже если и закрадывались в их головы какие-то подозрения, то они явно предпочитали отмалчиваться, боясь быть в случае чего выведенными на чистую воду. На это-то был весь расчет Пестеля. Но какие бы большие суммы ни шли через его руки, их все-таки было недостаточно для того, чтобы обеспечить материальную сторону движения армии на Петербург.
Для этого требовалась казна всей армии, что могло быть обеспечено лишь вовлечением в заговор интендантской службы. Таким образом в исследовательское поле Киянской попал генерал-интендант 2-й армии А. Нельзя сказать, что он принадлежит к числу «забытых», «неизвестных» или даже «известных узкому кругу» декабристов. Его имя часто мелькает на страницах источников, без его упоминания не обходится ни одно более-менее масштабное исследование по истории движения декабристов. И между тем — не только ни одного монографического исследования, но даже ни одной развернутой характеристики, ни одного четкого суждения о его роли и месте в декабристском движении в литературе не обретается. Этот пример как нельзя лучше показывает ограниченность возможностей традиционного идеологизированного декабристоведения.
Юшневский не идеолог, не пропагандист и историкам оказался неинтересен, но тогда почему столько внимания уделял ему Пестель и многие другие члены тайного общества? Киянской первой пришел в голову, казалось бы, совершенно очевидный ответ. Он интендант, и этим все сказано. В его руках были сосредоточены финансы, материальная часть всей армии с ее запасами продовольствия, обмундирования и т. Архивные находки лишь подтвердили первоначальную мысль автора рецензируемой книги, и роль в структуре тайного общества скромного с идеологической точки зрения интенданта стала совершенно понятной. Сразу оговоримся, что собранные по крупицам архивные материалы дают лишь косвенные указания на тот план восстания, который обдумывали Пестель с Юшневским.
Да и было бы наивно рассчитывать, что они оставили бы после себя какие-то письменные следы. Киянская опиралась исключительно на деловую документацию, позволяющую проследить характер размещения продовольственных магазинов. Все это позволило автору предположительно указать возможный маршрут движения мятежной армии на Петербург. Примечательно, что при этом «оголялось» южное направление тогда как ожидалась война с Турцией. Конечно, это гипотеза, полученная методом научной реконструкции, и читатель вправе высказывать скепсис по этому поводу. Но нельзя не отметить умение внимательно вчитываться в, казалось бы, «молчащие» архивные документы и ставить правильные вопросы.
Примером другой не менее яркой гипотезы может служить очерк, посвященный А. Анализ архивных материалов позволил Киянской пересмотреть традиционное представление о том, что Пестель по ошибке принял Майбороду в тайное общество, не подозревая, что тот окажется предателем.
Как работает сервис Организации декабристов в 1816-1825 гг Содержание: Преподаватель истории Создание первых декабристских организаций Первое декабристское общество возникло в Петербурге в 1816 году. Оно получило название «Союз спасения». Учредили его А. Муравьев, Н. М, Муравьев, С. Трубецкой, С.
Муравьевы-Апостолы, И. Якушкин и П. Пестель, который присоединился к ним позже. Еще эту организацию называли «Общество истинных и верных сынов Отечества». Она насчитывала до 30 участников, среди которых были только офицеры Генерального штаба и гвардейских полков. В соответствии со «Статутом» уставом , члены общества были поделены на «бояр», «мужей» и «братьев» последние под влиянием масонства. При вступлении они должны были давать клятву на Евангелии и на кресте. Главными задачами «Союза спасения» были отменить крепостное право и ввести конституцию.
Однако члены этого общества долго сомневались по части того, какими методами они планируют достигать данных целей. Поначалу они надеялись на либеральную политику Александра I и готовились быть верными помощниками монарха-реформатора. В крайнем случае, они решили, что не будут присягать новому правителю в момент междуцарствия, до тех пор, пока их требования не будут удовлетворены. Тем не менее, в 1817 году до них дошли слухи о том, что император собирается дать Польше независимость и присоединить к ней некоторые территории Беларуси и Украины. Тогда впервые декабристы задумались о цареубийстве. Проект покушения предложили М. Лунин и И. С технической точки зрения убийство царя для гвардейских офицеров не было таким уж сложным, однако они знали, что для того, чтобы провести успешный переворот, им была нужна широкая поддержка общества, которой у декабристов не было.
Из-за того, что им было необходимо действовать, а методы достижения целей были ограничены, дворянские революционеры двинулись за помощью к французским просветителям. Замечание 1 В основе философии Просвещения была мысль о том, что мнение правит миром. Другими словами, строй жизни и образ правления в каком-либо государстве зависят от общественного мнения, которое в нем господствует. Следовательно, это в корне меняло задачу для декабристов — вместо того, чтобы готовить революционный переворот, необходимо было воспитывать определенное общественное мнение. По той причине, что «Союз спасения» не был способен решать эту задачу, в январе 1818 года вместо него в Москве создали «Союз благоденствия». Для того, чтобы расширить число участников организации, в ее уставе, который назвался «Зеленая книга», записали явную и тайные цели нового общества. Явная цель общества — это распространение просвещения и занятие членами «Союза» гражданских должностей. Тайной же целью, как и прежде, было ввести конституцию и уничтожить рабство.
Однако ни одна из них не была создана. Часть будущих декабристов, во главе которых стоял Пестель, не признала решения Московского съезда и вошла в Южное тайное общество март 1821. В Петербурге же появилось Северное общество, а его организационная структура сформировалась в 1822 году [1]. Члены общества делились на «убежденных» полноправных и «согласных» неполноправных. Руководящим органом являлась «Верховная дума» из трёх человек первоначально Н. Муравьёв, Н.
Тургенев и Е. Оболенский , позже — С. Трубецкой , К. Рылеев , А. Одоевский и А.
Дальнейшее образование Павел Пестель получил в Пажеском корпусе, а по его окончании молодого человека определили в Литовский полк. Военная карьера будущего заговорщика сложилась более чем удачно. В частности, Пестель проявил чудеса храбрости во время битвы при Бородино и в других сражения Отечественной войны 1812 года, был награжден множеством российских и союзнических наград. Политическая деятельность Павла Пестеля После победы над Наполеоном в среде русского офицерства возникли политические организации, ставившие перед собой цель улучшить положение крестьян и ограничить или вообще уничтожить самодержавие. Одним из таких военных был и Павел Пестель, который стал членом "Союза спасения", позже "Союза благоденствия" и, наконец, в 1821 году возглавил "Южное тайное общество".
Главным просчетом, который допустил Пестель Павел Иванович, было его предложение о том, чтобы в случае победы восстания страной неограниченное время правило Временное правительство. Эта идея вызвала озабоченность у членов "Северного общества", так как среди мятежников было много тех, кто видел в его действиях и стремление стать диктатором, и наполеоновские амбиции. Именно поэтому "северяне" не спешили объединиться с "южанами", что в конечном итоге ослабляло их общий потенциал. Судя по сохранившимся документам, в течение 1824 года Пестель, считая себя непонятым со стороны соратников, переживал тяжелую депрессию и даже на некоторое время потерял интерес к деятельности "Южного общества". Пестеля, членами тайного общества, организованного среди офицеров воинских частей, дислоцированных на территории современной Украины, были несколько десятков известных военных того времени. В частности, среди руководителей "южан" особым авторитетом пользовались С. Муравьев-Апостол, М.