Гагарин в тот день выполнял учебный полет под руководством Серегина на высоте 4000 метров. 327км, американца Алана Шепарда - 186км. Время полета Гагарина - 108 минут, Шепарда - 15 минут. Гагарин пролетел более 40.000км, Шепард - 486км. Но поскольку орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 километров, изменились дальность и время полета. 327км, американца Алана Шепарда - полета Гагарина - 108 минут, Шепарда - 15 н пролетел более 40.000км, Шепард - 486км.
Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели
Его любили, им восхищались. Титулованных спортсменов в мире знают куда больше. Материалы по теме «Трясёт час, как в лихорадке». Суровые тренировки Юрия Гагарина перед полётом в космос Чтобы совершить первый полёт в космос, человек должен был иметь идеальную физическую подготовку и соответствовать всем необходимым «космическим» требованиям. Современный мировой спорт к звёздам не менее требователен — им тоже нужно быть идеально готовыми. И выяснить кто круче — Гагарин или современные чемпионы? Забег Болта на полтора месяца Длительность полёта Юрия Гагарина в космос составила 1 час 48 минут. Старт корабля состоялся с космодрома Байконур в 9 часов и 7 минут по московскому времени.
Корабль совершил один оборот вокруг Земли и сделал посадку в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловка в Саратовской области. Это запредельная скорость. Для сравнения возьмём самого быстрого человека планеты Усэйна Болта. Ему принадлежит рекорд в беге на 100 метров, где он выбегал из 10 секунд. Но давайте ради более простого подсчёта округлим — 10 секунд на 100 метров. Если представить, что он бежал бы по такому графику все 40 с лишним тысяч километров, то для преодоления дистанции полёта Гагарина ему потребовалось бы примерно 1130 часов или 47 дней. Полтора месяца!
Если взять её за ориентир, то легко посчитать, что у машины королевских автогонок на преодоление «космической дистанции» ушло бы примерно 124 часа или около пяти дней. Перегрузки сумасшедшие. Но у Алонсо было и больше!
Он оказывает стимулирующее действие на центральную нервную систему, мышцы, обостряет реакцию, в целом — усиливает возможности человека в критических ситуациях. Низкий уровень адреналина в крови пилотов говорит о том, что вплоть до последнего момента ситуация не воспринималась ими как критическая. Катастрофа была скоротечной, пилоты даже не успели испугаться.
Версии Официальная Напомним, что официальное заключение комиссии о расследовании так и не было опубликовано. Официальной обычно считается версия, которую сформулировали профессор С. Белоцерковский и космонавт А. Леонов, суть которой сводится к следующему — в короткий срок после завершения выполнения задания перед самолетом Гагарина и Серегина возникло некое препятствие — метеорологический шар-зонд, другой самолет, птица и т. Уклоняясь от столкновения, пилоты совершили резкий маневр, который привел к сваливанию МиГа в штопор. Летчикам удалось справиться с ситуацией и перевести машину в пикирование, но для выхода в горизонтальный полет не хватило буквально 200 — 300 метров высоты.
Возможно, к сваливанию в штопор привело попадание МиГа в вихревой след другого самолета. У этой версии есть ряд существенных недостатков. Во-первых, нет никаких доказательств существования того самого "внезапно появившегося объекта", который заставил Гагарина и Серегина выполнить "резкий маневр уклонения", приведший к срыву МиГа в штопор. Во-вторых, непонятно, почему, попав в опасную ситуацию, пилоты не сообщили об этом на землю. Ведь времени на это у них было достаточно? В-третьих, против официальной версии говорит и низкий уровень адреналина в крови у летчиков.
Внезапная опасность, резкий маневр и штопор - это стрессовые ситуации, которые неминуемо должны были вызвать реакцию организма. Потеря сознания Молчание экипажа и низкий уровень адреналина в крови позволили некоторым исследователям выдвинуть версию о потере сознания обоими пилотами злосчастного МиГа. Первым ее выдвинул начальник центра подготовки космонавтов генерал Кузнецов. Он предположил, что у полковника Серегина непосредственно в полете случился сердечный приступ, после которого он, расстегнул привязные ремни, навалился на управление и заблокировал его. По другой версии, выдвинутой одним из пилотов, присутствовавших в то утро на аэродроме, сознание потерял Гагарин - сказались последствия травмы головы, полученной в 1961 году. Однако, маловероятно, чтобы недуги настигли обоих пилотов одновременно.
Если же сознание потерял только один из них, то непонятно, что помешало второму пилоту привести самолет на аэродром или хотя бы сообщить о проблемах? Один из участников расследования катастрофы инженер Игорь Кузнецов выдвинул версию, которая позволяла объяснить одновременную потерю сознания экипажем. Он обратил внимание на положение крана вентиляции кабины пилотов. По его мнению, в силу оплошности технического персонала, кабина МиГа не была загерметизирована. На высоте 4000 метров пилоты почувствовали недостаток кислорода и предприняли быстрое снижение, в ходе которого внезапный скачок давления в кабине привел к потере сознания и катастрофе. Однако, другие специалисты подвергли эту версию сомнению.
Высота 4000 метров не является критической с точки зрения кислородного голодания. Тем более, что находились на ней пилоты относительно недолго. Надо также учитывать, что и Гагарин как космонавт и Серегин как летчик-испытатель были тренированы для работы в разреженной атмосфере. Если бы досрочное завершение полета было бы связано с разгерметизацией кабины, то Гагарин должен был упомянуть об этом в своем докладе на землю, но он этого не сделал. К тому же недостаток кислорода — гипоксия — действует на организмы по-разному. Гагарин и Серегин были людьми разного возраста, комплекции и веса, поэтому одновременно потерять сознание от недостатка кислорода они опять же не могли.
Воздушное хулиганство Одной из наиболее популярных версий не только в массовом сознании, но и среди профессионального сообщества является предположение о том, что, досрочно завершив упражнение, Гагарин и Серегин не взяли курс на аэродром, а занялись выполнением фигур высшего пилотажа в стороне от предписанной зоны и выходя за рамки имеющегося задания. Такой рискованный пилотаж на малой высоте и привел самолет к катастрофе. По мнению сторонников этой версии, официальная комиссия сразу же установила эту причину, но, не желая бросить тень на Гагарина и Серегина, предпочла «замять дело», подвергнув сомнению часть полученной информации и сочинив полную нестыковок официальную версию. Наиболее подробно версия о воздушном хулиганстве Гагарина рассматривается в книге участника расследования катастрофы полковника Эдуарда Шершера. Сторонники этой версии указывают, что пилотам вообще, а истребителям в особенности свойственно стремление к нарушению летной дисциплины, в доказательство чего приводят многочисленные случаи воздушного хулиганства среди советских летчиков в 50-е — 60-е годы. Список действительно впечатляет и своим размером, и характером происшествий.
Чего стоит один пролет реактивного истребителя МиГ-17 под мостом через реку Обь в Новосибирске! Другим аргументом в пользу этой версии является запутанность вопроса о расположении пилотажных зон. Согласно официальной версии, катастрофа произошла в пределах пилотажной зоны 20, где и должен был находиться самолет. Однако, некоторые участники расследования, в частности генералы Каманин и Береговой, указывают, что место катастрофы находится приблизительно в 30 километрах к северу от пилотажной зоны. Зачем они это сделали? Главным аргументом против этой версии является отсутствие каких-либо доказательств несанкционированного пилотажа Гагарина и Серегина.
Напротив, сослуживцы характеризуют обоих пилотов как ответственных и дисциплинированных. К тому же, с чисто психологической точки зрения, сложно увидеть мотивацию к воздушным вольностям. Ведь полет на спарке был для Гагарина проверочным и по его итогам должен был состояться самостоятельный вылет. Стоило ли подвергать риску эту возможность? Против этой версии также говорит и низкий уровень адреналина в крови пилотов — сложно себе представить, чтобы энергичный пилотаж на малой высоте не привел к выбросу адреналина. Что удалось установить при расследовании?
Как уже говорилось выше, расследование гибели Гагарина и Серегина было проведено на очень высоком уровне, с привлечением лучших специалистов.
Обе кабины оснащались катапультными креслами, но из-за особенностей конструкции в аварийной ситуации первым покидать самолет должен был сидящий в задней кабине инструктор, и лишь потом — сидящий в передней кабине ученик. Малую дальность полета учебного самолета увеличивали за счет использования подвесных топливных баков. Они были и на самолете Гагарина и Серегина, что заметно усложняло пилотирование. Но 27 марта 1968 года погода была значительно хуже. Северо-восток Московской области закрывала густая многослойная облачность. Согласно данным, которые сообщили экипажу, ее нижняя граница находилась на высоте 900 метров, в реальности же она была на полкилометра ниже. Заданная "спарке" рабочая высота в зоне - 4200 метров - оказалась между двумя слоями облаков - под нижней кромкой верхнего яруса и над верхней кромкой нижнего. В таких условиях летчик лишен важнейших для сохранения пространственной ориентировки опорных элементов - естественного горизонта, Солнца и наземных ориентиров. Для летчиков, не имеющих постоянной практики пилотирования, полеты в таких условиях ограничены или вообще запрещены.
Командир 70-го особого авиаполка полковник В. Серегин начал летать в годы Великой Отечественной войны. Совершил более 200 боевых вылетов на самолете Ил-2, за которые был удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны Владимир Серегин проходит подготовку как летчик-испытатель. В 1953 году оканчивает академию им. Проводит ряд сложных и ответственных испытаний. В мае 1958 года ему была присвоена квалификация летчика-испытателя 2-го класса, в 1967 году - 1-го класса, с 1964 года он военный летчик 1-го класса, причем эту квалификацию подтверждал дважды - в 1966 и 1967 годах. Имел почти пятилетний опыт инструкторской работы, общий налет - более 4 тысяч часов. Одним словом, на инструкторском месте сидел настоящий ас. Сам Юрий Гагарин только восстанавливал свою летную квалификацию после большого перерыва в полетах.
Однако, нельзя забывать, что он был профессиональным летчиком-истребителем, и программу по восстановлению летных навыков практически закончил — полет 27 марта был контрольным перед самостоятельным вылетом. Оба пилота регулярно проходили положенные медосмотры и не имели медицинских противопоказаний к полетам. Как удалось установить в ходе расследования, в момент катастрофы самолет был полностью управляем, летчики находились в рабочих позах. В их крови не обнаружено следов алкоголя или наркотиков. Медики также отметили низкий уровень адреналина. Это важный факт, на котором стоит остановиться подробнее. Адреналин — гормон, вырабатываемый человеческим организмом в стрессовой ситуации. Он оказывает стимулирующее действие на центральную нервную систему, мышцы, обостряет реакцию, в целом — усиливает возможности человека в критических ситуациях. Низкий уровень адреналина в крови пилотов говорит о том, что вплоть до последнего момента ситуация не воспринималась ими как критическая. Катастрофа была скоротечной, пилоты даже не успели испугаться.
Версии Официальная Напомним, что официальное заключение комиссии о расследовании так и не было опубликовано. Официальной обычно считается версия, которую сформулировали профессор С. Белоцерковский и космонавт А. Леонов, суть которой сводится к следующему — в короткий срок после завершения выполнения задания перед самолетом Гагарина и Серегина возникло некое препятствие — метеорологический шар-зонд, другой самолет, птица и т. Уклоняясь от столкновения, пилоты совершили резкий маневр, который привел к сваливанию МиГа в штопор. Летчикам удалось справиться с ситуацией и перевести машину в пикирование, но для выхода в горизонтальный полет не хватило буквально 200 — 300 метров высоты. Возможно, к сваливанию в штопор привело попадание МиГа в вихревой след другого самолета. У этой версии есть ряд существенных недостатков. Во-первых, нет никаких доказательств существования того самого "внезапно появившегося объекта", который заставил Гагарина и Серегина выполнить "резкий маневр уклонения", приведший к срыву МиГа в штопор. Во-вторых, непонятно, почему, попав в опасную ситуацию, пилоты не сообщили об этом на землю.
Ведь времени на это у них было достаточно? В-третьих, против официальной версии говорит и низкий уровень адреналина в крови у летчиков. Внезапная опасность, резкий маневр и штопор - это стрессовые ситуации, которые неминуемо должны были вызвать реакцию организма. Потеря сознания Молчание экипажа и низкий уровень адреналина в крови позволили некоторым исследователям выдвинуть версию о потере сознания обоими пилотами злосчастного МиГа. Первым ее выдвинул начальник центра подготовки космонавтов генерал Кузнецов. Он предположил, что у полковника Серегина непосредственно в полете случился сердечный приступ, после которого он, расстегнул привязные ремни, навалился на управление и заблокировал его. По другой версии, выдвинутой одним из пилотов, присутствовавших в то утро на аэродроме, сознание потерял Гагарин - сказались последствия травмы головы, полученной в 1961 году. Однако, маловероятно, чтобы недуги настигли обоих пилотов одновременно. Если же сознание потерял только один из них, то непонятно, что помешало второму пилоту привести самолет на аэродром или хотя бы сообщить о проблемах? Один из участников расследования катастрофы инженер Игорь Кузнецов выдвинул версию, которая позволяла объяснить одновременную потерю сознания экипажем.
Он обратил внимание на положение крана вентиляции кабины пилотов. По его мнению, в силу оплошности технического персонала, кабина МиГа не была загерметизирована. На высоте 4000 метров пилоты почувствовали недостаток кислорода и предприняли быстрое снижение, в ходе которого внезапный скачок давления в кабине привел к потере сознания и катастрофе.
Norwegian 1 год назад Смешно читать такое. После 1961 года у американцев, помимо пристрелочных программ "Меркурий" и "Джемини" были величайшие достижения с шестью успешными высадками на Луну, 133 успешные миссии "шаттлов", с помощью которых NASA построило МКС, были выдающиеся миссии по исследованию дальнего космоса — все эти "Вояджеры", космические телескопы Хаббл и Уэбб, аппараты для изучения Солнца и астероидов, несколько марсоходов; частная компания SpaceX, которая теперь лидер по коммерческим запускам, возит астронавтов и грузы на МКС, развивает глобальную интернет-сеть; сейчас в деле новая лунная программа Artemis.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Всё нормально. Заря-1: Понял вас, хорошо [28]. Гагарин: «Заря», я «Кедр». Самочувствие отличное. Продолжаю полёт. Несколько растёт перегрузка. Всё переношу нормально. Настроение бодрое. В иллюминатор «Взор» наблюдаю Землю.
Различаю складки местности, лес. Как у вас дела? Заря-1: «Кедр», «Кедр», я «Заря». Молодец, отлично всё идёт, хорошо! Я «Заря», приём. Наблюдаю облака над землёй, мелкие, кучевые. И тени от них. Красиво, красота!
Как слышите, приём? Заря-1: «Кедр», я «Заря», «Кедр», я «Заря». Слышим вас отлично. Продолжайте полёт [28]. Продолжаю полёт на орбите. Как поняли, приём [28]. Гагарин: Объект несколько вращается вправо. Самочувствие хорошее.
Всё отлично проходит [29]. Гагарин: Землю не слышу. Нахожусь в тени [29]. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо. Заря-3: «Кедр», я «Заря-3». Слышим вас хорошо, приборы работают нормально. Самочувствие нормальное.
Что можете мне сообщить по полёту?
Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР, в Саратовской области. Как и планировалось, на высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Приземлился Юрий Гагарин в 10 час. Приказом Министра обороны СССР за успешное выполнение правительственного задания первому космонавту Земли старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание «майор».
Первый полёт человека в космос имел важнейшее значение для дальнейшего развития космонавтики и всего человечества. Следом за Гагариным, 6—7 августа 1961 года, первый суточный космический полёт на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11—15 августа 1962 года состоялся первый групповой полёт двух кораблей — «Восток-3» космонавт Андриян Григорьевич Николаев и «Восток-4» космонавт Павел Романович Попович. В ноябре 1968 года на конгрессе Международной федерации авиационного спорта было принято решение отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики, а 7 апреля 2011 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята предложенная Россией резолюция, согласно которой 12 апреля объявлено Международным днём полёта человека в космос.
А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» старшего лейтенанта.
Вероятность успеха запуска не была стопроцентной Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.
Гагарин с женой и одной из дочек А ТАСС главное информационное агентство Советского Союза заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.
Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 время московское. Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки. Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали! В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени.
Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты. Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты.
Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба. Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом.
За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли. Полёт «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости.
На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП. При проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время.
Новости и события Российского исторического общества
«Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Рекордная высота полета (327,7 км). Сейчас известно: за 108 минут полета Гагарин рисковал 12 раз! Руководитель полета, который по экрану локатора смотрел как летит самолет с момента взлета до той зоны, где он должен пилотировать, нам доложил, что УТИ МиГ-15 Гагарина и Серегина начал отклоняться влево, приближаясь к зоне, где был самолет Андреева. Этапы развития Центра Полет Ю. А. Гагарина Этапы развития системы отбора и подготовки космонавтов Хронология событий Центра.
Возвращение из космоса
В основном, это организационные бумаги, чертежи, рисунки, расшифровки переговоров космонавта. Однако, как утверждают эксперты, еще много материалов разбросано по архивам различных ведомств. Они пока не открыты. А потому остаются мифы, связанные с полетом и дальнейшей судьбой первого космонавта. Герой Советского Союза, летчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» сообщил, что надпись СССР на скафандре появилась в самый последний момент. Буквы рисовали, не снимая шлем с головы Гагарина.
Юрий Гагарин произнес свое знаменитое Поехали и оказался на космической орбите вокруг Земли, о чем даже родители узнали по радио. Олег Ивановский, ведущий конструктор космических кораблей "Восток", был последним, кто закрыл за Юрием Гагариным люк. Вот что он рассказал: - До люка Гагарина провожали я и ведущий конструктор скафандров Федор Анатольевич Востоков. Помогли первому космонавту лечь в кресло. Устроившись, Юрий начал проверку радиосвязи.
Я протиснулся в кабину. Обнял его, пожал руку и, похлопав по шлему, отошел в сторону. Мгновение - и крышку люка накинули на замки. И вдруг слышу по связи Королева: "Правильно ли установлена крышка? Нет ли перекосов?
Нет КП-3! КП-3 - это контакт-датчик, сигнализирующий о прижиме крышки к шпангоуту люка. Успеете снять и снова установить крышку? Я посмотрел на монтажников Морозова и Селезнева. Они, спокойно, - на меня.
Без слов поняли друг друга: "Успеем, Сергей Палыч. Только передайте Юрию, что откроем люк". Сняли 32 гайки с замков, сняли крышку. Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: "Родина слышит, Родина знает". Посмотрел на кронштейн, на котором стоял КП-3.
Все было на месте. Прощаться с Юрой еще раз было некогда, успел поймать только в зеркальце его хитрющий взгляд. Крышка опять на замках. Снова гайки: Первая... Есть тридцать вторая!
В своей родословной никаких князей и знатного рода никакого не знаю и никогда не слышал. Родители мои до революции — крестьяне, бедняки. Старшее поколение — дедушка и бабушка — также были крестьянами, бедняками". Юрий Гагарин Очевидно, что знатный род Юрий Алексеевич упомянул неслучайно. Гагарины — одна из самых известных княжеских фамилий дореволюционной России. И после полета в космос пошли разговоры о том, что Гагарин — "из дворян". Более того, потомки князей Гагариных, жившие в эмиграции, намекали журналистам на родство с первым космонавтом планеты. Действительно, никаких родственников голубых кровей у Гагарина не было. По всем признакам его детство должно было сложиться самым обычным образом — если бы не война. А уже в октябре в Клушино вошли немцы.
Учеба остановилась, началось выживание в условиях оккупации. Гагариным пришлось покинуть свой дом и вырыть землянку размером четыре на четыре метра. Отапливалась она печкой-буржуйкой, освещалась — лучиной. Немцы заставили отца, Алексея Ивановича, работать на мельнице он был хромым из-за младенческой травмы, поэтому на фронт его не призвали. Иногда ему удавалось проносить домой горсть муки. Сначала оккупанты забрали у местных жителей овес и ячмень для лошадей, потом стали отбирать и резать скот. Люди ели мясо лошадей, убитых снарядами. У младших Юры и Бори была работа — они обрывали по канавам крапиву, из которой варили щи. Подкармливались щавелем и кореньями лопуха. Освобождение от немцев В январе 1942 года Красная армия подошла к Смоленщине.
Понадобилось еще более года, прежде чем был освобожден райцентр Гжатск. В январе 1943-го немцы стали забирать на принудительные работы клушинскую молодежь. У Гагариных угнали 17-летнего Валентина и 15-летнюю Зою. Учеба в школе и интерес Юрия Гагарина к самолетам После освобождения Алексея Ивановича все-таки призвали в армию — его отправили на восстановление Гжатска. На два года Юра стал старшим мужчиной в семье. Некоторые биографы связывают этот факт с рано проявившимися у него лидерскими качествами. Из-за войны он был "переростком" и учился с детьми на два года его младше. Валентин и Зоя, оказавшиеся в немецком трудовом лагере, вернулись домой лишь после войны. Ярким воспоминанием детства для Гагарина остался эпизод еще до оккупации , когда он впервые увидел самолеты. Это были "Як" и "Лагг" с красными звездами на крыльях.
Один из них подбили в воздушном бою. Летчику удалось катапультироваться. Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом. Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда. Каждый ждал, что летчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолета, а утром улетели, "оставив о себе светлые воспоминания". Мечты об авиации Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика. Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955 году Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге.
Думаю, что-то знакомое. Катапультирование произошло, по моим расчетам, над берегом. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придется приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило все это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил. Кресло также незаметно ушло от меня вниз. Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что, наверное, Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Я уселся поплотнее и стал ждать отделения НАЗа. Слышал, как дернул прибор шпильки. Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан. Тут слой облачков был. В облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах. Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют, и возле него лежит черный, обгорелый шар. Это видел я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4 от моего места приземления. Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу виден полевой стан. На нем много народу — машины. Рядом дорога проходит. Шоссе идет на Энгельс. Дальше вижу, идет речушка-овраг. Слева за оврагом домик. Вижу, какая-то женщина теленка пасет, думаю, сейчас я, наверное, угожу в тот самый овраг, но ничего не сделаешь. Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола. Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню. Думаю, ну сейчас приземлюсь. Как раз спиной меня несет. Пробовал развернуться: в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернешься. Перед землей, примерно метров за 30, меня плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5—7. Только успел я это подумать, смотрю земля. Ногами «тук». Приземление было очень мягкое. Пашня оказалась хорошо вспахана, очень мягкая, она еще не высохла. Я даже не почувствовал приземления. Сам не понял, как уже стою на ногах. Задний парашют упал на меня, передний парашют пошел вперед. Погасил его, снял подвесную систему. Посмотрел — все цело. Значит, жив, здоров. Да, в воздухе я отсоединил колодку ОРКа, открыл шлем уже на земле. Приземлился с закрытой шторкой. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально. Дальше принимал меры к тому, чтобы сообщить, что приземление прошло нормально. Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идет ко мне. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но все-таки я иду.
Американцы поднимались на Х-15 выше линии Кармана, но не всё, что имеет крылья, можно назвать самолётом. Тогда и «Буран», и «Шаттл» — тоже самолёты. Двойное назначение Х-15 сбрасывали на высоте около 15 км с бомбардировщика В-52, затем он разгонялся при помощи двух ракетных двигателей с набором высоты, а после отключения двигателей летел по баллистической траектории, а затем приземлялся как обычный самолёт на высохшее солёное озеро. Ещё в 1954 году была поставлена задача создать носители ядерного оружия, способные достигать стран соцлагеря и при этом неуязвимые для любых систем ПВО. Способов это сделать виделось два — создание баллистических межконтинентальных ракет и гиперзвуковых ракетопланов, способных сбросить бомбу с недосягаемых для ПВО высот. Х-15 был удобной моделью для отработки технологий для Х-20 — пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика. X-20 В декабре 1966 года проект был закрыт в самом начале постройки первого Х-20, а через два года потерпел крушение третий из Х-15. Закрытие обоих проектов было связано с прогрессом ракетостроения и заключением в 1967 году Договора о космосе, запрещавшем размещать в космическом пространстве любое оружие массового поражения. Боевая работа МиГ-31 Вернёмся к нашему уникальному высотному сверхзвуковому истребителю-перехватчику МиГ-31. Если за плечами у МиГ-25 внушительный боевой опыт на Ближнем Востоке и в Африке, то МиГ-31 до недавних пор пускал ракеты только на учениях. На вооружении он только у России и Казахстана, поэтому конфликтов уровня, соответствующего его назначению, не было. С февраля 2022 года активно участвует в СВО, чаще всего в роли самолёта информационной поддержки, но может и запускать "Кинжалы". МиГ-31БМ не только передаёт координаты обнаруженных целей наземным средствам ПВО и другим истребителям, но и ведёт выпущенные ими ракеты прямиком до цели. Таким образом, непревзойдённый перехватчик сохранил немало жизней пилотов и авиационной техники. Теперь самолётам не обязательно входить в зону поражения, чтобы произвести пуск ракет. Можно разворачиваться обратно, а за ракетами последит МиГ-31БМ.
Кто круче – первый космонавт в мире Юрий Гагарин или современные спортсмены: Овечкин, Месси, Болт
Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. Утром 12 апреля 1961 года в небо взмыла ракета-носитель «Восток» с Гагариным на борту. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). Состоявшийся впервые в истории человечества полет на космическом корабле «Восток» коммуниста Юрия Гагарина продемонстрировал всему человечеству способность нашей Родины покорять космические высоты и вершины прогресса. Этапы развития Центра Полет Ю. А. Гагарина Этапы развития системы отбора и подготовки космонавтов Хронология событий Центра.
Первый космонавт планеты. Подлинная хроника исторического полета Гагарина
Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели - Российская газета | Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» – совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе. |
Высота полета гагарина в космосе - фото сборник | Полет, в который входили подъем на высоту 327 километров, выполнение одного оборота вокруг Земли и спуск в назначенное место, длился 108 минут. |
Э.А.Шершер "Тайна гибели Гагарина"
Зная это Гагарин, не меняя режимов полёта, проткнул облачность, выскочив из неё на высоте 900 м над деревнями Малые и Большие Горки на курсе 220. Рассмотрим все обстоятельства событий смерти Юрия Гагарина, который погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15, проводя испытания. Полёт ю. а. Гагарина – первый полёт человека в космос – состоялся в. 1961 Гагарин в космос.
Гагарин не завершил оборот вокруг земли
Как пишет обо всех этих мерах летчик-космонавт Константин Петрович Феоктистов, принимавший участие в проектировании корабля «Восток», «все это сейчас может показаться неправдоподобным в своей примитивности, но тогда ничего другого придумать было нельзя». К счастью, ничего катастрофического при выводе корабля «Восток» на орбиту не случилось, однако и не все прошло гладко: из-за отказа в системе радиоуправления ракеты высота апогея оказалась примерно на сто км больше расчетной. А с точки зрения последствий это вовсе не безобидно: время существования такой орбиты 23—25 суток, а ресурс системы жизнеобеспечения рассчитан на десять. И если бы отказал тормозной двигатель, по исчерпанию запасов воздуха космонавт погиб бы от удушья… На момент старта Гагарина на фото жидкотопливная трехступенчатая ракета-носитель «Восток» использовалась уже четыре года. Кроме того, не разъединились кабели между приборным отсеком и спускаемым аппаратом, связка начала вращаться с большой скоростью, и этот «кордебалет», как выразился Гагарин в своем послеполетном отчете, продолжался до тех пор, пока кабели не перегорели в плотных слоях атмосферы. Можно себе представить, каково ему было сидеть в беспорядочно вращающемся корабле, не зная, когда и чем все это кончится. Но все же «стопроцентная уверенность» в благополучном возвращении Гагарина имела основания — отработка техники проводилась самым тщательным образом, люди вкладывали в эту работу не то что всю душу, а, без преувеличения можно сказать, — всю свою жизнь.
Но это — уверенность на эмоциональном уровне. А на рациональном уровне уверенность да и то не «стопроцентную»! Клушино Гжатского района Смоленской области. В 1941 году поступил в первый класс, но учебу прервала война. В 1945 году семья переехала в Гжатск. Люберцы Московской области.
Получил специальность «формовщик-литейщик». В 1951 году был направлен Московским областным управлением трудовых резервов на учебу в Саратовский индустриальный техникум, в 1955 году закончил с отличием по специальности «литейное производство». Одновременно закончил Саратовский аэроклуб и был направлен в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков в Оренбург. Окончил в 1957 году по истребительному профилю по первому разряду. Попросился на север Мурманская область Оттуда попал в отряд космонавтов. Читайте также Один виток вокруг Земли: что происходило в странах, над которыми пролетал Юрий Гагарин «Самый главный» в Центре Нам, первой женской группе космонавтов, посчастливилось тесно общаться с Гагариным во время нашей подготовки к первому женскому космическому полету.
В 1962-м и до июня 1963 года мы проходили подготовку и жили в профилактории Центра подготовки космонавтов. Гагарин был тогда командиром отряда космонавтов, и нашу группу опекал особо: мы были «трудным контингентом» — пятеро девчонок, все разные, и все без малейшего понятия о воинской дисциплине. Мне кажется, он нас жалел: знал, чего стоит подготовка к полету. Так космонавты-художники Алексей Леонов и Андрей Соколов изобразили заключительную стадию полета Гагарина. Полет на космическом аппарате «Восток» предполагал, что космонавт покидает его на высоте около 4000 м и продолжает свой полет как парашютист Источник: NASA Иногда он приходил вечером к нам в профилакторий. Расспрашивал, как идут тренировки, какие есть проблемы.
Говорили обо всем: иногда о литературе, иногда о космосе. Юрий Алексеевич рассказывал об испытаниях — что особенно трудно, где какие есть подводные камни, как надо готовиться и как себя вести во время испытаний, чтобы хватило сил и выдержки и чтобы «перехитрить» докторов. Охотно рассказывал о своем полете — все было так недавно, так свежо в его памяти и, наверное, каждый раз, рассказывая, он переживал все заново. Как командир он никогда не бывал мелочен: мелкие нарушения пропускал как бы мимо внимания, оставляя возможность для «саморегулирования».
В конце дня сообщили, что обнаружено место падения самолета. В гибель Гагарина и Серегина никто не верил: надеялись, что они катапультировались. Ждали — вот-вот будет звонок откуда-нибудь из сельсовета, скажут, что вот пришли ваши, приезжайте за ними. По глубокому снегу в летном обмундировании нескоро ведь до жилья доберешься… Истекло время рабочего дня, но никто не уходил.
А звонка все не было… Наконец, собрались с духом и пошли домой. Около дома нас встретили женщины. Они уже знали, какое известие мы несем, только не знали — кому… К ночи ничего не прояснилось. Оставалось надеяться на чудо, на то, что этого просто не может быть. Рано утром на место падения самолета выехала группа поиска, в нее вошли и космонавты. Вернулись они измотанные и подавленные — целый день бродили по глубокому снегу, и страшно подумать, что они там находили… Чудо не состоялось… Вечером или, может быть, ночью этого дня была кремация. Помню мрачную черную дорогу. Наш автобус замыкал колонну, и на поворотах я видела бесконечную вереницу красных огней и их отражение на мокром асфальте.
Красное на черном — как символ трагедии. Фотография обломков самолета Юрия Гагарина и Владимира Серёгина, опубликованная в 2023 году Источник: Российский государственный архив научно-технической документации В крематории нас повели вниз, к печам. Оба гроба стояли на подставках напротив топки. Служитель сказал: «Юрий Алексеевич первый» и вкатил гроб прямо в пламя. Эти слова пронзили меня острой болью — и здесь он был первый… 29-го урны с прахом были установлены для прощания в Центральном доме Советской Армии. Помню, в какой-то момент, уже в темноте, я стояла у окна и смотрела вниз, на длинную очередь, которая медленно двигалась к дверям. Кроме шарканья ног ничего не было слышно. Была уже ночь, а люди все шли и шли, и шли… Читайте также Рой иголок и новые звезды: 4 самых необычных предмета, запущенные в космос «Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением» Какой он был, Гагарин, мы до конца осознали тогда, когда его потеряли.
Только потом я поняла, какое ощущение оставалось в душе от общения с ним, даже обыденного и мимолетного — ощущение глубины, значительности и силы личности. А я сказала бы так: смелые — всегда красивы. Он был красив — настоящей и полной человеческой красотой. Сообщение о гибели Юрия Гагарина стало одной из главных новостей в последние дни марта 1968 года Источник: Rare Book. Все наши мысли и разговоры крутились вокруг этого. Мы пытались понять, как же могло это произойти, как допустили. Искали тот роковой шаг, который привел к катастрофе, — как будто бы можно было его отменить! И без конца спорили, очень хотелось убедить себя, что все делалось правильно, что не было тут человеческой оплошности, а — Судьба… Одни говорили, что нельзя было разрешать ему летать, он один на Земле на все времена — первый человек, поднявшийся в космос.
И нужно было всячески ограждать его от риска, и не нужны были ему эти полеты.
Во втором сообщалось, что космонавт приземлился за пределами СССР, а в третьем — о его гибели. Но, как мы знаем, все завершилось благополучно. Во время полета корабль совершил один оборот вокруг Земли. Полет стал важным этапом в истории космонавтики и открыл новые возможности для исследования космоса. Гагарин комментировал увиденное: «Вижу Землю...
Красота-то какая! Затем корабль вышел на околоземную орбиту. Во время полета космонавт производил записи в бортжурнал, принимал пищу и воду и комментировал свои ощущения, производил запись на магнитофон. Корабль вышел на орбиту примерно на 85 километров выше , чем планировалось. По телефону доложил, что разделение не произошло». Посадка внутри спускаемого аппарата не была предусмотрена из-за опасения, что люк может заварить при входе в атмосферу.
На высоте 7 километров Гагарин катапультировался и благополучно спустился на землю.
Восток-1 представлял собой сферическую капсулу, которая была разработана для того, чтобы устранить изменения в центре тяжести. Таким образом, корабль должен был обеспечить комфорт экипажа состоящего из одного человека, независимо от направления. А вот для чего он не был предназначен, так это для приземления с человеком на борту. В отличие от более поздних российских космических аппаратов, таких как современный Союз, Восток-1 не был оснащен двигателем для его замедления по мере направления к Земле, и потому Гагарин должен был катапультироваться до того, как достичь Земли на высоте примерно 7 км.
Но так как достижение могли не засчитать как первый успешный пилотируемый полет в космос, если он не включал в себя пилотируемую посадку, эту деталь держали в секрете от официальной информации для печати. Что мешало более ранним миссиям достичь орбиты? Одним словом можно сказать - скорость.