беседует с экспертами о том, какое значение имеет вступление шести новых стран в состав БРИКС. Хотя дедолларизация не является как таковой целью БРИКС, он активно наращивает взаиморасчёты в национальных валютах, что не может бесследно пройти для США. К выступлению о значении БРИКС президент готовился до последней минуты. БРИКС (BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
Как новые страны БРИКС усилят Россию
Расскажем о БРИКС: чем примечателен этот блок и почему саммит 2023 года является столь знаковым. Простыми словами, БРИКС старается прийти к повышению представленности во всевозможных интернациональных структурах – ООН, Всемирный Банк, МВФ и ВТО. В отличие от международных организаций и блоков БРИКС имеет более гибкую структуру, за счёт чего может оперативнее и эффективнее реагировать на возникающие вызовы глобального масштаба. Группа БРИКС, первоначально созданная для выявления инвестиционных возможностей, с годами превратилась в сплоченный геополитический блок.
Роль и расширение БРИКС, дедолларизация, новые возможности и вызовы — интервью
Проходящий в ЮАР саммит БРИКС меняет представление об этом объединении: из статиста сообщество пытается превратиться в значимую силу, которая может лишить доллар США статуса главной мировой валюты. БРИКС+ — межгосударственное объединение, союз девяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, Южной Африки, ОАЭ, Ирана, Египта и Эфиопии. В присоединении будет определенный экономический смысл, особенно если БРИКС будет создавать единую валюту, но ведь это случится не сегодня и не завтра», — сказал Лунев.
Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике
По финансам там Япония и Германия — очень крутые страны, но по реальной экономике они слабее Бразилии. Однако, создав этот формат, мы не смогли его загрузить. А потому, они там посидели-посидели, подождали-подождали, да и пошли искать тех, кто их загрузит. То есть купит», — резюмировал Дмитрий Журавлев. Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях читайте в теме «Свободной Прессы».
А за первое полугодие он достиг 8,12 млрд долларов. У других стран тоже возникнет дисбаланс при частичном переводе внешней торговли на новую расчётную единицу. Новинки БРИКС смогут стать полноценной альтернативой доллару, если будет увеличено число стран, входящих в объединение. Принимать всех подряд просто опасно, считает президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков указывает на то, что при расширении БРИКС неизбежно будут возникать внутренние конфликты. Если организация будет включать более 30 стран, тогда влияние всех стран, кроме Китая, будет сильно размыто, особенно если включить экономики Индонезии и Мексики, по ВВП сопоставимые с Россией. Поэтому объективные интересы России совпадают скорее с позицией Индии и Бразилии 3-я и 8-я мировые экономики , но при этом, конфликтуют с КНР. Китайцы же, при желании, могут создать еще один альтернативный союз, в который могли бы включить все вышеуказанные государства, а также Турцию и часть африканских стран. К тому же деятельность НБР заключается в кредитовании стран-участников. Так что принятие новых членов будет непростым и небыстрым. До финансовой революции и решения всех проблем ещё очень далеко.
Важно отметить, что в БРИКС нет единого центра, который бы навязывал свою волю или наказывал тех, кто пытается нарушить установленные правила. Потенциально, БРИКС может стать основой для новой архитектуры мирового порядка, более справедливой и гибкой как в политическом, так и в экономическом отношении. Это особенно актуально в свете того, что форматы сотрудничества могут быть самыми разнообразными. И вот тут возникают как минимум два резонных вопроса. Первый: о каком равенстве во взаимоотношениях может идти речь, если, например, Эфиопии по степени политического влияния и состоянию экономики до России, Китая и Индии как до Луны, причём пешком. Разница почти в 5,5 раза. И богаты при этом «до неприличия». Однако обе страны сталкиваются с рядом внутренних проблем. Иран - важный игрок в регионе, но всё ещё страна-изгой, и его соседи больше боятся его, чем уважают. Всё вышеперечисленное - это только часть проблемы. В конце концов, Европейский союз объединяет страны с различным политическим и экономическим потенциалом. Однако, несмотря на многочисленные внутренние противоречия, он функционирует уже три десятка лет и не разваливается. И вот тут придётся перейти ко второму вопросу: в общих чертах страны-участницы БРИКС объединяет их нелюбовь к коллективному Западу что, впрочем, вовсе не исключает сотрудничества с ним. Во всех остальных сферах они не только преследуют собственные интересы, но и конкурируют друг с другом, решая те или иные вопросы по-своему. Они честно стараются, но воз не двигается, потому что каждый тянет в свою сторону. Пора учить китайский? Россия является одним из основателей БРИКС - организации, которая была создана в июне 2006 года на Петербургском экономическом форуме. Однако стоит отметить, что Россия никогда не была причислена ни к Глобальному Югу, ни к Северу. Современная концепция разделения мира основана на противостоянии коллективного Запада и России, а не какого-либо блока или союза с российским участием. Возьмём нашего ближайшего соседа и союзника - КНР. Примерно с начала 2000-х годов эксперты стали отмечать, что именно Китай, а не Россия является главным противником США и по возрастанию экономической мощи, и по притязаниям на политическое влияние в мире. И руководство КНР не даёт повода сомневаться в том, что во главу угла оно ставит собственные политические и экономические интересы. В настоящее время отношения между Москвой и Пекином ровные и дружеские. Однако в борьбе за влияние на страны Глобального Юга Россия и Поднебесная хотят откусить кусок от одного пирога. Да и на евразийском континенте их интересы тоже пересекаются. Правда, один из принципиальных тезисов, которые были заложены в БЕП, гласит, что российская инициатива не направлена на противодействие или конкуренцию с китайской ИПП. Да и китайская сторона не высказывает принципиальных разногласий или опасений по поводу действий Москвы.
Так или иначе, дыма без огня не бывает, и заявление Ананд явно не вброс, определённые сигналы от трёх стран действительно получены. Надо отметить, что у всех трёх стран отношения с коллективным Западом во главе с США, действительно, не особо складываются. Египет до сих пор не простил Вашингтону то, что тот во время "арабской весны" привёл к власти в этой стране исламистов, которые являются злейшими врагами нынешнего руководства. Конфликты президента Турции с США всем известны. На фоне одобрения заявки двух стран в альянс, намёк на вступление в БРИКС может быть как реверансом в сторону России, так и намеком Вашингтону, что, мол, мы остаёмся достаточно самостоятельными, несмотря ни на что. Как "шестёрка" и США пытались отыграться на российском президенте Что касается Саудовской Аравии, то у неё тоже есть причины быть недовольными действиями нынешней администрацией США, которая к этой стране относится заметно менее трепетно, чем предыдущая. На днях президент США Джо Байден был с визитом в Эр-Рияде, и многие эксперты назвали целью поездки уговорить саудитов увеличить добычу нефти для удара по России. На этом фоне игра Вашингтона на несколько фронтов, перспективы снятия эмбарго с Венесуэлы явно не добавляют США очков за столом переговоров с саудитами, которым тоже есть смысл поднимать ставки в торге со своим неудобным "партнёром". Кроме того, необходимо понимать ещё один важный момент. Это крайне наивное заблуждение. Впрочем, назвать его экономическим блоком тоже сложно. Экономический блок — это ЕАЭС, структурированная организация со своими регламентами и чёткими правилами, обязательными к исполнению всеми участниками. БРИКС — это, скорее, форум, участники которого координируют экономическую политику, и в этом плане уместнее сравнивать его с G7. Впрочем, и тут есть большое отличие, G7 и есть тот самый коллективный Запад, который во всех плоскостях: и в политике, и в экономике, и в военном планировании — абсолютно монолитен.
Что Россия получит от новых членов БРИКС
Клуб «Валдай» | Нет смысла отрицать, что многие страны, желающие присоединиться к БРИКС, считают, что данное объединение может дать им возможности, которые они никогда не смогут получить от Запада. |
БРИКС против доллара: к чему может привести вступление в организацию новых стран | БРИКС (BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. |
БРИКС расширяется в поисках смысла
БРИКС (анг. BRICS) — аббревиатура ассоциации пяти государств с развивающейся экономикой: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Не исключено, что БРИКС даже поменяет название – во всяком случае после расширения его рядов это было бы логичным. А поскольку председательство в БРИКС переходит к России, то мы будем выдвигать очень большую программу экономического и политического взаимодействия. Саммит БРИКС в ЮАР завершился, принеся с собой множество новостей — от неожиданных до тех, которые наконец получили официальное подтверждение. В последние годы БРИКС стремится к расширению своего влияния за счёт присоединения новых стран. БРИКС сейчас – это почти половина населения Земли, четверть мирового ВВП, половина ВВП от G7, если считать по номиналу и больше ВВП, чем у G7, если считать его по ППС.
Страны БРИКС: зачем они объединились и чем занимаются?
Сенатор отметил, что в состав объединения БРИКС уже входят 10 государств, которые намерены отстоять свой суверенитет и сохранить собственный уклад жизни, без влияния извне. Еще 20 стран подали заявки на вступление. Еще первый год-полтора было не до конца ясно. США и их западные союзники предпринимали большие политические и дипломатические усилия, чтобы убедить лидеров незападного мира присоединиться к ним в их санкциях.
Китай — другое дело, логика его стремления к «инклюзивности» понятна — ему пока удаётся снимать экономические сливки с глобализации мировой экономики. А другим? Документ о принципах и критериях приёма новых членов, принятый на саммите в ЮАР, позволил спасти репутацию блока. В Йоханнесбурге задним числом эту дилемму решили решили? Спору нет, «пятёрка» БРИКС оказалась невольной жертвой глобального запроса на модель отношений, транслируемую объединением.
Экспертам пришлось в авральном порядке формулировать рекомендации, исходя из многочисленных и весьма разноплановых факторов, как и соображений стран-участниц. Перечень шести новых членов, избранных из более двадцати государств, подавших официальные заявки, вызывает немало вопросов и уязвим для критики. Если исходить из принципа формирования первоначальной «пятёрки», а главное — следовать логике укрепления репрезентативности БРИКС как ведущей структуры, выражающей интересы коллективного Глобального Юга, то бесспорными первоочередными кандидатами должны были стать региональные гиганты — Индонезия и Нигерия или даже Венесуэла в качестве представителя сообщества стран Карибского бассейна. В рамках такого подхода отечественные эксперты видели одним из ключевых критериев для присоединения лидерство страны-кандидата в своём регионе и своей региональной интеграционной группе. Две первые крупные экономики развивающегося мира были бы логичным выбором и с точки зрения следования принципу вхождения стран-претендентов в «Группу двадцати». Как можно понять комментарии, доносящиеся из околосаммитных кругов, этот принцип —значимости в мировой экономике и механизмах глобального управления — был взят в качестве одного из определяющих критериев при отборе претендентов. Но если это объясняет приглашение Аргентины и Саудовской Аравии, то по каким основаниям в первую волну попала Эфиопия или ОАЭ, которые не входят в «двадцатку»? Участие в деятельности G20 могло бы стать объединяющим признаком и по отношению к «пятёрке» нынешних членов БРИКС, поскольку все они также входят в «Группу двадцати».
И, кстати, важен конечный, практический результат от совместного обсуждения проблематики G20. Значит ли это, что следующим неизбежным шагом должно быть принятие документов, регламентирующих обязанность стран-членов отстаивать и следовать коллективно зафиксированной позиции? Весьма спорными выглядят рассуждения о соблюдения при принятии решения в Йоханнесбурге «принципа соблюдения баланса в представительстве географических регионов». Некоторые обозреватели уже окрестили новый БРИКС «ближневосточно-центричным», обыгрывая тот факт, что в итоге расширения почти половина пять членов блока из одиннадцати расположены в небольшом регионе, условно, между Красным морем и Персидским Заливом: Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Египет выходит побережьем напротив Саудовской Аравии и почти там же Эфиопия, отделяемая от моря узкой полоской Эритреи. А огромный латиноамериканский массив представлен всего двумя участницами.
Ресурсы, которыми обладает 5-ка — углеводороды, аграрная продукция, промышленное производство, высокие технологии, драгоценные металлы и камни как реальная альтернатива резервированию бумажных денег , - позволяют БРИКС не просто выжить в условиях дефицита жизненно важных энергоносителей, продовольствия, питьевой воды, но и динамично развиваться. Хотя дедолларизация не является как таковой целью БРИКС, он активно наращивает взаиморасчёты в национальных валютах, что не может бесследно пройти для США. Для тех стран, которые выступают против американского господства в мировых делах, это крайне привлекательно. БРИКС на пике популярностиВ условиях, когда мировая экономика всё больше дефрагментируется, мировое сообщество на фоне украинского конфликта поляризировано до предела, интерес к БРИКС тоже велик как никогда, особенно в последний год. Одной из тем предстоящего саммита в Йоханнесбурге будет вопрос расширения объединения — необходимо выработать процедуру, а также рассмотреть кандидатуры всех желающих присоединиться к нему.
Лидеры всех этих стран приглашены на саммит в ЮАР, сообщил южноафриканский дипломатический источник. Например, для Ирана, находящегося десятилетиями под западными санкциями, это было бы реальным шансом принимать активное участие в выработке политических и экономических решений на международной арене, к тому же он имеет тесные связи с членами БРИКС. При этом географическое положение нашей страны поможет развить и упростить логистические цепочки альянса.
Лидеры всех этих стран приглашены на саммит в ЮАР, сообщил южноафриканский дипломатический источник. Например, для Ирана, находящегося десятилетиями под западными санкциями, это было бы реальным шансом принимать активное участие в выработке политических и экономических решений на международной арене, к тому же он имеет тесные связи с членами БРИКС. При этом географическое положение нашей страны поможет развить и упростить логистические цепочки альянса.
Так что этот союз точно станет взаимовыгодным", - заявила марокканский депутат Ан-Нузха Ибакарим. Саудовская Аравия, как пишет местное издание Okaz, сможет укрепить своё экономическое и политическое положение, поддерживать безопасность и стабильность в свете растущих глобальных экономических и политических вызовов, а БРИКС благодаря вступлению королевства увеличит свою долю по запасам нефти и природного газа, цемента, фосфатов, золота, меди, цинка, кроме того, Саудовская Аравия обладает обширным территориям, пригодными для выработки солнечной энергии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на Московской конференции по международной безопасности, отметил бурный рост авторитета и притягательности БРИКС, в рамках которого "страны с разными политическими системами, самобытными ценностными платформами подают пример многополярной дипломатии, нацеленной на согласование на равноправной основе эффективных форм торгово-экономического, инвестиционного, гуманитарного взаимодействия, форм, защищённых от диктата извне". Однако вместе с очевидными преимуществами - усиление глобального влияния за счёт присоединения региональных лидеров, обладающих хозяйственным потенциалом и крупными запасами природных ресурсов, - расширение БРИКС несёт с собой и возможные риски, поскольку государства крайне неоднородны экономически, что в конечном итоге может сказаться на общих показателях объединения, поэтому к выбору новых членов нужно подходить прагматично. Насчёт Аргентины вопрос остаётся открытым, поскольку никто из кандидатов в президенты — министр экономики Серхио Масса, бывшая министр безопасности Патрисия Буллрич, депутат крайне правых взглядов Хавьер Милей - не в восторге от идеи присоединения к БРИКС, а действующий глава государства Альберто Фернандес примет участие в предстоящем саммите.