Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а на картине гармония ничем не нарушена.
«Возвращение блудного сына» Рембрандта
Именно это возвращение Блудного сына домой и изображено на картине Рембрандта. «Возвращение блудного сына» является самой большой картиной, написанной Рембрандтом на религиозную тематику. Рембрандт не оставил никаких объяснений «Возвращения блудного сына». Рембрандту удалось передать бесконечность этого мгновения в вечности, поэтому зрителю трудно оторвать взгляд от отца и сына. «Возвращение блудного сына» стало самым большим полотном Рембрандта на религиозную тему. В Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына» Рембрандта.
Рембрандт "Возвращение блудного сына"
О пенье бунтующей крови! Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!.. Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры! Цветов и вина, дорогих благовоний… Я праздную день мой в веселой столице! Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?.. А вот они, вот они, salve amice. Идите скорей, ваше ложе готово, И розы прекрасны, как женские щеки; Вы помните верно отцовское слово, Я послан сюда был исправить пороки… Но в мире, которым владеет превратность, Постигнув философов римских науку, Я вижу один лишь порок — неопрятность, Одну добродетель — изящную скуку. Петроний, ты морщишься?
На исхудавшем теле старая, изорванная одежда, сношенные туфли. Посмотрите на его стёртые ноги... А справа от него на картине изображены ещё четыре персонажа. Но они едва различимы, затемнены. Герои молча взирают на то, как молодой человек припал на колени перед отцом, буквально приник к нему, спрятав лицо... Его поза полна раскаяния и мольбы о прощении. Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Это тоже строчки из Евангелия. Всё полотно тёмное, мрачное, а фигура старца, склонившегося над сыном, будто выхвачена из общего фона золотистым светом. Его лик буквально сияет, а богатая красная накидка накрывает блудного сына, словно шатёр. С его помощью мастер доносит до нас в этой картине образ Отца Небесного, любящего, милосердного.
Такой жест говорит совсем о другом. За время своей работы над портретами Рембрандт детально изучил все, что касалось изображения мимики и жестов. Он прекрасно понимал, как выглядят недовольные, надменные, робкие, самовлюбленные, несчастные, печальные, разочарованные, влюбленные люди. Да, руки старшего сына сомкнуты, но они не образуют замок, они расслаблены. Такое положение обычно говорит о том, что человек над чем-то думает. Это подтверждается, если мы смотрим на лицо. На нем нет гнева, нет досады, нет никаких негативных эмоций. Это приобщение к увиденному таинству. Вспоминаем еще раз текст притчи: «Надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». А вот положение следующей фигуры говорит совсем о другом. Этот человек сидит нога на ногу, одна рука сжата в кулак, другая лежит на правой ноге. Вот оно отстранение, неприятие того, что происходит. Я уже говорил про смыслоразличительную функцию света. Она присутствовала у Рембрандта и раньше. Чем дальше от источника освещения, тем меньше приобщения к смыслу происходящего. Особое внимание заслуживает лицо отца. Его глаза почти закрыты. Это было против принятых канонов изображения. Глаза ведь считались зеркалом души, сам Рембрандт всегда акцентировал внимание на взглядах своих моделей. Но здесь этого нет. Взгляды отца и блудного сына обращены внутрь самих себя. Эта тайна, которую не дано понять зрителю, если он хоть раз не испытывал нечто подобное. Это и есть воскрешение души, о котором сказано в Библейском тексте. Символично, что нам не показаны руки блудного сына, только его стертые ступни — символ трудного жизненного пути.
Он не рассчитывал, что отец его простит, просто ему уже некуда было податься — дальше только нищета и смерть от голода и лишений, а тут может хоть отец позволит своему бывшему сыну работать у него в батраках. Именно с такими мыслями он и подходит к дому и падает пред отцом на колени — жест отчаявшегося человека. Но отец его принимает несмотря на растраченное впустую имущество, на все грехи, что он совершил. Отцовская любовь и всепрощение пределов не знают и именно это и хотел изобразить Рембрандт. Возможно, много было в той картине и личного — Рембрандт написал её в последние месяцы своей жизни, тогда он был одиноким, бедным стариком, до которого почти никому не было дела. В лучшие свои годы Рембрандт неплохо зарабатывал, получал многочисленные заказы, был семейным человеком — в общем, на первый взгляд, ему сложно было жаловаться на свою судьбу. Но только на первый взгляд. Трое его детей первенцев умерли в раннем возрасте, а при рождении последнего — долгожданного сына, жена Рембрандта Саския, чей образ он увековечил в своих многочисленных работах, окончательно подорвала своё здоровье и вскоре умерла. Портрет жены Рембрандта Саскии в образе Флоры А в конце жизни Рембрандту пришлось пережить смерть сына и потерю ещё одной близкой ему женщины — Хендрикье Стоффельс. Потому эта картина для Рембрандта — своеобразная «лебединая песня», воплощение всего, что он потерял , неизбывной грусти по утраченному. Этот сюжет был близок для художника, наверняка он и себя представлял на месте того самого престарелого отца, жаль, что тогда это были лишь мечты. До Рембрандта были и другие работы на эту тему, например, нидерландского художника Яна Стена. Ян Стен. Возвращение блудного сына.
«Возвращение блудного сына» - последняя картина Рембрандта как отражение личной трагедии художника
«Возвращение блудного сына»: история последней картины Рембрандта ► Последние новости | Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. |
Возвращение блудного сына - Рембрандт Харменс ван Рейн | Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннее раскаяние. |
Рембрандт, Возвращение блудного сына - картина с описание | «Возвращение блудного сына» Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. |
Поиск по сайту
- Смысл евангельского рассказа
- Прощение блудного сына
- Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Википедия с видео // WIKI 2
- Возвращение домой
- Возвращение домой
- «Возвращение блудного сына» Рембрандт ван Рейн, 1666—1669 г. (картины с историей)
«Возвращение блудного сына»: живописное полотно Рембрандта
- Иконы и картины возвращение блудного сына Рембрандта и других авторов, картины в Эрмитаже
- Возвращение блудного сына картина Рембрандта
- Возвращение блудного сына" Рембрандта | Живопись
- Рембрандт «Возвращение блудного сына» картина около 1668 г.
Христос и Рембрандт. Размышления над картиной "Возвращение блудного сына"
это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов. Смотрите видео онлайн «КАРТИНА НЕДЕЛИ 02 / Возвращение блудного сына. «Возвращение блудного сына» Рембрандта — христианская притча, воплощённая в красках. Именно в это время Рембрандт решает написать картину «Возвращение блудного сына», что становится для него своеобразным спасением и оплотом его мечты.
Возвращение блудного сына
Оборванный молодой человек застыл в молитвенной позе. В притче он говорит: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою». Здесь блудный сын написан спиной к зрителю, который, таким образом, как бы оказывается следующим в очереди на покаяние. Старший сын. Сам Рембрандт не оставил пояснений, кого еще он изобразил на этой картине, но многие исследователи считают мужчину в богатом одеянии, похожем на плащ хозяина дома, старшим братом главного героя. Изображенный на стене человек с дудкой и свиньями — напоминание о злоключениях блудного сына. Чтобы не умереть с голоду, ему пришлось наняться на самую неприятную работу: пасти этих животных, считающихся у иудеев нечистыми. Оборванец на картине наполовину разут. В этом усматривают параллель с эпизодом из Книги Исхода, когда Бог говорит Моисею, созерцающему неопалимую купину: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» Исх. Таинство исповеди в грехах и божественного прощения — тоже «территория» священного.
Журнал «Правого Полушария Интроверта» «Возвращение блудного сына» Рембрандта: разбор картины «Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта ван Рейна, величайшего художника Золотого века Голландии. Это произведение не только демонстрирует мастерство художника, но и затрагивает глубокие философские темы. В статье разберемся, как художник переосмыслил вечный сюжет.
Время чтения: 4 минуты. Личная трагедия художника Картина была написана в непростой период жизни художника. Рембрандт переживал финансовые трудности, и его работы продавались плохо.
Сын Титус пытался поддержать отца, организовав предприятие по продаже картин, включая работы других художников, чтобы Рембрандт мог спокойно работать в своей мастерской. Однако после смерти Титуса Рембрандт оказался в глубокой депрессии. Именно в это время Рембрандт решает написать картину «Возвращение блудного сына», что становится для него своеобразным спасением и оплотом его мечты.
Художник вкладывает в картину всю глубину своих чувств и переживаний, передавая через кисть и краски свою отцовскую любовь и тоску по ушедшему сыну.
В 1636 году Рембрандт создал офорт, а в 1642 году — рисунок. Считается, что картина написана в последние годы жизни художника: между 1665-1169 гг..
Некоторые историки искусства предлагают датировать ее раньше — с 1161 по 1663 гг. Не стало его единственного сына Титуса. Он был плодом любви Рембрандта и его обожаемой супруги Саскии.
Титус — единственный выживший ребенок в семье, остальные трое скончались в младенчестве. Критика Много позже Ван Гог очень точно сказал о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать… Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке. Вот почему Рембрандта и называют: волшебником.
И это не простое ремесло».
Фото: 2. У Рембрандта отсутствуют все лишние атрибуты, он сосредоточился лишь на эмоциях отца и сына. Правильнее будет сказать, что переживаний на лице блудного сына не видно, но его внешний вид и поза могут сказать многое.
Рваная одежда, стертая обувь, мозоли на стопах — все это настолько глубоко передает эмоциональность сцены. А еще любовь, всепрощающая любовь отца… Титус в образе монаха. Рембрандт, 1660 год. Фото: istanbulsanatevi.
Не стало его единственного сына Титуса. Он был плодом любви Рембрандта и его обожаемой супруги Саскии. Титус — единственный выживший ребенок в семье, остальные трое скончались в младенчестве. Обезумевшего от горя отца настойчиво посещали мысли о самоубийстве.
Что почитать:
- Рембрандт Харменс ван Рейн «Возвращение блудного сына» - Радио ВЕРА
- Картины осуждённых по мотивам «Возвращения блудного сына» выставили в Эрмитаже
- Возвращение блудного сына
- Что почитать:
- Последний поклон мастера: о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» / Слово Божие
Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Рембрандт: «Возвращение блудного сына» | Исторические сюжеты | РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже. |
В Эрмитаже представили инсталляцию Сокурова | В последнем варианте «Возвращения блудного сына» Рембрандта акцент сделан на фигуре отца, излучающей любовь и всепрощение. |
Возвращение блудного сына
Новости культуры Инсталляция, посвященная картине Рембрандта "Возвращение блудного сына". Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Рембрандт Возвращение блудного сына, ок. 1666-69 De terugkeer van de verloren zoon холст, масло. 260×203 см Эрмитаж, Санкт-Петербург «Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной. Жизнь крестьянина Рембрандта ван Рейна, которого возвысил над происхождением его гений, можно сравнить с переменчивой морской стихией. Рембрандт приступил к «Возвращению блудного сына» в последние годы своей жизни после страшного несчастья, которое в череде прочих грозило окончательно погубить художника.
Год культуры. О чем расскажет картина «Возвращение блудного сына»
Возвращение библейского Рембрандта | Не стало исключением и «Возвращение блудного сына» — это шедевр о торжестве любви, великодушия и Божьего всепрощения над низменной человеческой природой. |
Прощение блудного сына | это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов. |
В Эрмитаже представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына» | «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Рембрандт вложил в библейский сюжет тепло, с которым вспоминал скончавшихся близких. |
«Возвращение блудного сына» Рембрандта: разбор картины
Наиболее ранним является офорт 1636 г. В нем и в последующих рисунках художник экспериментировал с техникой и композицией. Так, на офорте «изображенные в профиль фигуры отца и сына образуют пирамидальную группу, помещенную в центр формата на ступенчатый пьедестал; отсюда ощущение некоторой застылости при внешней динамике фигур». Даниэль отмечает, что «натурализм» живописца «оказывается художественным приемом, входящим в рассчитанное противоречие с условностями репрезентации священных сюжетов, но не исключающим глубоко затаенного символизма».
Как следствие, в изображаемом быту открывается тайна, а отвлеченная на первый взгляд символика облекается в плоть.
Девушка родилась в семье знатного адвоката, но в 12 лет осталась круглой сиротой. Несмотря на быстрорастущую популярность, Рембрандт оставался сыном владельца лейденской мельницы, и невеста дворянского происхождения не соответствовала его социальному статусу.
Помолвка состоялась без благословения опекунов девушки. Свадьба с Саскией принесла Рембрандту не только большое приданое, но и вдохновение на всю жизнь. Они прожили вместе восемь лет: в 1642 году Саския скончалась от болезни, предположительно от туберкулеза.
Но даже после ее смерти на разных картинах Рембрандт изображал образ девушки, похожей на Саскию. В нём художник воплотил личные представления о женской красоте. Рембрандт часто изображал жену в образе Флоры — цветущей и веселой.
Даже на посмертном портрете она в наряде римской богини плодородия. В Эрмитаже облик Саскии тоже сохранился — на картине «Флора». Она написана в год свадьбы Рембрандта с музой, и в образе богини отражена восторженная любовь молодого художника к жене.
Девушка одета в великолепный костюм, написанный, скорее всего, с натуры. Рембрандт обожал использовать в портретах дорогой реквизит. Он собрал огромную коллекцию сабель, восточных тканей, эффектных костюмов, оружия.
Художник даже приглашал в мастерскую бедняков, собирал им дорогие наряды и упражнялся в создании этюдов. Высокая трудоспособность Рембрандта стремительно совершенствовала его технику. Тренировал живописный стиль на заказных портретах Рембрандт.
Это приносило художнику прибыль и позволяло экспериментировать с техникой. С годами постоянной работы Рембрандт приобрел узнаваемый, выразительный стиль: контрастная светотень, энергичные мазки густой краской, эмоциональная насыщенность. Амстердамские бюргеры часто заказывали у Рембрандта портреты.
В этих работах художник пытался раскрыть внутреннюю сущность человека, учился быстро схватывать типажи и настроения героев. Иногда он даже показывал на портрете только одну сторону лица, а вторую прятал под капюшоном или шляпой, как бы скрыв часть жизни человека.
Глубина его любви мастерски передана художником — сами того не желая, зрители невольно сопереживают и вглядываются в полотно ещё пристальней, желая разглядеть мельчайшие детали. Справа, строго и озадаченно взирая на брата, который внезапно возвратился в лоно семьи, стоит старший сын — он всю жизнь праведно трудился, и теперь чувства его смешались. Внутри него происходит борьба — он рассержен на отца, на брата, на саму ситуацию внезапного возвращения.
Кроме главных героев на картине есть ещё три персонажа. Однозначного ответа, кто они, искусствоведы не дают. Предположительно сидящий человек — это родственник, а люди в тени слуги. Их расположение, как и степень освещённости, говорит о второстепенности героев. Костюмы Одежда на персонажах, скорее всего, из коллекции художника.
В то время Голландия была экономически чрезвычайно развитой страной. Купцы-мореплаватели перемещались по всему миру и торговали даже с Японией, которая на тот момент не имела коммерческих контактов с другими странами. Порты Голландии представляли собой богатейшие скопления диковинных для северной страны товаров. Рембрандт любил посещать портовые рынки, где скупал ткани, костюмы, украшения, предметы быта и оружие. Всё это великолепие затем появлялось на полотнах мастера.
Даже для автопортретов художник облачался в заморские наряды — творческому человеку было интересно примерить на себя чужие образы. Выразительная композиция Рембрандт в своих произведениях использовал свет как указующий перст, определяющий главное. На картине «Возвращение блудного сына» с помощью этого приёма художник выделяет в первую очередь отца — его лоб самое светло пятно на картине. Значит, самое пристальное внимание следует уделить этому персонажу. Затем сыновья — младший, заблудший и опомнившийся, и старший, серьёзный и ответственный.
Отец с младшим занимают левую часть картины — их выделяют свет и красный цвет накидки старца. Визуального равновесия художник добивается расположением фигуры старшего сына у правого поля полотна, он также в красном. Смысловой центр размещён согласно известного с древних времён закона золотого сечения. Светотени и цветовые контрасты ослабевают с продвижением от переднего плана вглубь — пространство видится глубоким и реальным, когда очертания и лица свидетелей сцены встречи отца с сыном ослабевают по мере их удаления и растворяются во тьме. Техника Рембрандта Целью художника является передача глубоких переживаний героев, их внутренний мир.
Темное, густо заштрихованное лицо: вот он такой заросший, запущенный, в буквальном смысле опустившийся челрвек с лицом пропойцы, бездомного бродяги. Интересно, что в этот же период Рембрандт почти таким же написал себя, вернее, нарисовал, выгравировал в офорте автопортрет в облике нищего. Мне кажется, что без знакомства с опытом караваджистского наследия и, может быть, каким-то соприкосновением с творчеством самого Караваджо он, в те 1630-е годы преуспевающий, блистательный мастер, который очень дорожит и своим успехом у публики, и материальным богатством, которое ему досталось и творчеством, и очень выгодной женитьбой на Саскии ван Эйленбюрх, вот такой художник вряд ли решился бы на резкий слом традиции и на такой трагический и очень натуралистичный облик блудного сына без знакомства с караваджистским наследием. Мне кажется, что это наследие он не просто видел, а наверняка изучил и сделал такой шаг, показав блудного сына как полностью разложившуюся личность. Вот эта нагота не из мастерской, где стоит гипсовый слепок с античной скульптуры, а это знак того, что он потерял все в буквальном смысле, в том числе и одежду. Можно сказать, что хотя впереди у нас все будет хорошо — он получит одежду, перстень на палец, символизирующий его принадлежность к семье своего отца, символизирующий сохранение за ним статуса наследника, сподвижника отца. Хотя впереди вот тот самый хэппи-энд, который все с детства знают, но тем не менее Рембрандт переносит это в сферу будущего, а настоящее — это вот такой страшный, в чем-то отвратительный облик не столько самого блудного сына, сколько греха как такового и его страшных последствий, на которые нельзя закрыть глаза.
Да, сын получает прощение. Но каким он стал за время своей жизни? Легко ли восстановить его таким, каков он был? Здесь, конечно, очень серьезный такой экзегетический подтекст, подтекст, указывающий на масштабы работы Бога, прощающего грешника, ведь этого человека, совершенно разрушившего себя, надо заново творить, как когда-то Бог творил Адама. Прежде всего он, конечно, тоже проявляется в облике блудного сына. Здесь все не так пугающе смотрится, как в офорте его молодости, хотя бы потому, что блудный сын показан спиной к зрителю. Правда, изменение композиционного ракурса — это такой нелицеприятный реверанс в нашу сторону, потому что, подойдя к картине, мы оказываемся следующими в очереди.
Нередко биографы Рембрандта, как раз специалисты, изучающие именно события его жизни, может быть, не меньше, чем творчество, связывают эту картину, во-первых, со смертью его сына Титуса, и не только с отцовскими переживаниями, вот этими воспоминаниями о сыне, возможно, даже и оплакиванием сына, но еще и с целым рядом претензий, который при жизни Титуса у Рембрандта к нему мог быть. Титус был преуспевающим коммерсантом, торговцем произведениями искусства, и, желая удержать своего отца от такой чересчур большой траты денег, которая уже довела его до банкротства, он создал с гражданской женой Рембрандта, своей мачехой Хендрике Стоффельс, акционерное общество по торговле картинами Рембрандта. В уставе они прописали, что гонорар за эти картины будет получать не автор, а общество. Лично мне кажется, что для дееспособного, физически здорового и находящегося в поре глубокой творческой зрелости Рембрандта это глубоко оскорбительные условия, да еще, судя по разным косвенным источникам, человека болезненно самолюбивого, гордого, конечно, это момент тяжелый. В каком-то смысле Титус, вероятно, для отца был блудным сыном. А потом он так, скорее всего, скоропостижно скончался, и ничего уже нельзя поправить. Лично я понимаю тех исследователей, которые считают, что эта картина — картина памяти Титуса, Титуса такого, каким он был, в чем-то виноватого перед своим отцом.
Облик здесь смягчен, но тем не менее караваджистские детали есть и здесь. Для начала ноги: вот эта бесподобно написанная грязная задубевшая подошва, стоптанный башмак. Здесь сложнейшая по технике живопись с очень тонкой разработкой охры, мелкими мазками, с вкраплением красного. Рембрандт здесь прекрасно пользуется вот этими мазками красного для того, чтобы создать ощущение истрепавшегося подола. На большом расстоянии эти длинные красные мазки смотрятся как настоящие лохмотья. Затем, эти красненькие вкрапления усиливают ощущение грубости самой ноги. Ну и, конечно, вот эта босая нога, не отличающаяся ни изяществом, ни чистотой, — это, безусловно, идея Караваджо, и она здесь очень по-караваджистски применена, со смыслом.
Это, с одной стороны, босые ноги нищего. С другой стороны, это босые ноги паломника, человека, идущего путем покаяния к Богу. Ведь что такое паломничество? Паломничество — это такая форма покаяния, когда человек терпит лишения, трудности в дороге, размышляет о своих грехах, приходит в святое место, там исповедуется, молится и получает прощение. Очень заманчивый вопрос — видел ли Рембрандт, может, в гравюре, может, в какой-нибудь копии «Мадонну из Лорето» Караваджо, где перед Мадонной стоят такие же босоногие паломники, с такими же пятками? А вдруг видел? Вдруг в каком-то офорте, в какой-то репродукционной графике эта картина существовала?