Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Решения для определения ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова.
Переносное жилище некоторых народов Севера.
У ненецких семей раньше чум собирали и ставили женщины, но сейчас эта традиция уже канула в Лету. Жилье ставят вместе со всей семьей. Это если снега много», — рассказывает Марьям, молодая женщина из ямальского поселка Аксарка. В чуме, где она принимает гостей, порядка 40 шестов и 80 оленьих шкур. С помощью занавесов можно отделить себе комнату — «полог». Павел Кузьмичев Диаметр среднего чума в основании около 5—8 метров. Пол уложен деревянными досками, покрытыми оленьими шкурами. Центральную часть занимает очаг — печка-буржуйка, которая и отапливает помещение, и служит плитой для приготовления пищи. С одной стороны, как правило, располагается стол, за которым собираются семьи и гости. Павел Кузьмичев «Чум — это чистая природа, — говорит Марьям. Олени тоже наши, шкуры копим постепенно.
Но если переводить в деньги, то себестоимость такого чума примерно 1,2 млн рублей 15 тыс.
Если соблюдать ряд правил, то домик из снега не даст замерзнуть и надежно укроет от ледяного ветра. Искусством снежного строительства в совершенстве владеют канадские эскимосы , живущие в невероятно экстремальных условиях. О том, что эскимосы живут в иглу, большинство из нас слышали еще в школе. Это куполообразный домик из снежных кирпичей, название которого переводится с эскимосского языка просто — «зимнее жилье». Эскимосы строят иглу именно зимой, правда, в краях, где они живут, эта пора длится большую часть года. Многие считают, что иглу строят из снега и льда.
Это не так, ведь в распоряжении северных строителей только снег. При этом снег подходит далеко не любой — эскимосы хорошо различают разные его виды и безошибочно выбирают самый подходящий. Для возведения иглу берут только тот снег, на котором остается четкий отпечаток ноги. Иглу строится из снежных кирпичей-блоков, которые не лепятся, а нарезаются специальным «снеговым ножом». Так как снежный домик круглый в плане и имеет куполообразную форму, то совершенно ясно, что блоки должны иметь особую форму.
Коническая форма помогает противостоять метелям и сильным ветрам, а также способствуют тому, чтобы снег скатывался вниз. Первым делом для чума выбирается место, оно должно быть ровное. Зимой присматривают менее продуваемый участок, а летом, наоборот, ищут открытое для ветра место. В центральной части на лист железа устанавливают печку, затем выкладывают доски, которые будут служить полом. Сразу же заносят стол и стелят циновки там, где будут располагаться спальные места. Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены. Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум. В центре у ненцев особняком стоит священный шест симзы.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв Ad Ответ на сканворд Яранга Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной- имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв Слово из 6 букв на букву Я, вторая буква Р, третья буква А, четвертая буква Н, последняя буква А НАЙТИ переносное жилище боковая стенка выше крыши светлые круги убогое жилище Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич.
Жилища народов Севера
В юкагирской яранге нет пологов и внутренних распорок. Там может быть два входа, и тогда там живут две семьи по обе стороны от очага, которым эти семьи пользуются попеременно. Малые треноги юкагиры перевели в вертикальную плоскость: две ноги стоят на земле, а третья соединяет со следующей треногой. Опорных шестов — не три, а четыре. В отличие от чукчей, юкагиры ещё сравнительно недавно были оседлым народом, занимающимся рыболовством и охотой по берегам рек и озёр. Поэтому на чукотском языке они называются веемылыт — «речные люди». Конструкция их землянок представляла деревянную усечённую пирамиду с квадратным в плане полом, у которой углы были представлены опорными шестами, вверху скреплёнными между собой по диагонали.
Эти юкагиры перешли к оленеводству, скорее всего, под влиянием эвенов или восточных тунгусов , но кочевое жилище заимствовали от других кочевников — чукчей. Вероятно, некоторые группы эвенов, в свою очередь, заимствовали от юкагиров этот тип яранги, и у них возник гибрид яранги с чумом. Землянка в виде усечённой пирамиды, крытая дёрном, под разными названиями встречается в лесу и тундре на необъятных просторах Якутии и Енисейского Севера, включая Таймыр. Поэтому более древним на этих широтах выглядит оседлый образ жизни. Он неизбежно связан либо с крупными водоёмами где рядом можно вести промысел дикого оленя , либо с побережьем где люди живут охотой на морского зверя. В Арктике промысел морского зверя и соответствующий образ жизни представлен культурой эскимосов.
Это, пожалуй, единственный известный нам народ догосударственной формации, который освоил добычу кита в открытом море благодаря своим внутренним ресурсам и технологиям. С эскимосской культурой тесно связана культура береговых чукчей и коряков, но землянки из китовых костей — валкар «челюстной дом» , в которых люди жили до середины XIX века, у нас в стране пока были обнаружены лишь на Чукотке. Участник географической экспедиции 1785-1793 гг. Сарычев писал, что свод над этими землянками сделан из китовых рёбер и жердей, покрыт травою, дёрном и засыпан землёю. Такая землянка наполовину углублённая в землю имела каркасную конструкцию и в основании была прямоугольной. Длинные и толстые кости китовых челюстей либо брёвна из плавника служили центральными и боковыми несущими опорами, на которые клали поперечные балки также из челюстей кита для настила потолка из китовых ребер или деревянных брусьев.
Основу каркаса составляли восемь столбов по центральной линии. Стены ямы укреплялись камнями, черепами и рёбрами морских животных. Сферическую кровлю устраивали из китовых рёбер выпуклой стороной наружу. Пол мостился костями черепа кита и его лопатками. Если землянка была большой, то в ней пространство делилось валиками-перегородками на три жилые камеры либо устраивались спальни-отсеки 3 х 3,2 м. Позже на возвышении в виде нар ставили меховые пологи, отапливаемые жировыми лампами.
Такие землянки различались устройством входа. У одних был единственный вход — более или менее углублённый в землю коридор, у других — два: верхний наземный не через крышу , нижний — подземный. Верхним пользовались летом, нижним — зимой летом его заливала вода. Стены подземного коридора обкладывали позвонками кита.
Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т.
Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса.
Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги.
На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб.
В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.
В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Снаружи яранга обвязывается ремнями с привязанными к ним камнями. Приморские чукчи нижнюю часть стационарной яранги обкладывают камнями или дёрном в виде низкой стенки. Дверь — дощатую или из куска кожи — закрывают только во время буранов. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение — иоронгу и холодную переднюю часть — чоттагин. Костёр разжигают в передней части.
Полог — теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками горела, например, полоска меха, опущенная в жир и пропитанная им. Иглу у канадских эскимосов зимнее жилище часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб.
Яранги и дома коренных народов Камчатки
Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". я, последняя - а). У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем. традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством.
Чум: гениальность в простоте
Это явление стоит в зависимости от хозяйственной жизни. Разнятся между собой: зимнее и летнее жилище; переносное жилище, удобное при перекочевках и передвижениях, и прочное жилое сооружение, воздвигаемое на более длительный срок. Юрта, или кибитка Кибитка — это название укрепилось в разговорном и литературном языке за переносным жилищем казахов и калмыков юртой. Казахи называют её — уй. Остов юрты состоит из низкой цилиндрической стенки, слегка выпуклой снаружи, составленной из нескольких дугообразно выгнутых решеток. Решетки образуются из узких деревянных планок, подвижно скрепленных друг с другом крестообразно. Над этой стенкой устанавливают на выгнутых жердях деревянный круг, служащий дымовым отверстием. Выгнутость жердей придаёт верхней части юры округлое очертание. У калмыков жерди, поддерживающие на высоте круг,— прямые, оттого и верх юрты конусообразен.
Устройство круга и скрепление планок решеток у казахов и калмыков несколько различны. Остов юрты покрывается циновками из чия и войлоком обычно серым реже белым. Слева направо: юрта алтайцев, зимний чукотский чум, бурятская юрта, остов казахской юрты. В центре юрты расположено место для разведения огня. У стены против входа стоят вьючные сундуки; здесь же место для почетных гостей. Правая от двери сторона считается женской. На левой помещается кровать. Юрта с коническим верхом встречается, главным образом, у монгольских народностей, юрта с сферическим верхом — у турецких кочевников Средней и Передней Азии.
Она, повидимому, развилась из юрты с коническим верхом и является высшим типом, до которого достигло развитие переносного жилища вообще. Балаган Балаган - этим словом персидского происхождения, якуты называли своё непереносное жилье. Балаган - 4-угольное строение с наклонно внутрь поставленными стенами, крытое двускатной пологой крышей, трапециодальное в поперечном разрезе. Остов балагана составляют 4 столба высотой около 1 метра над землёй, поставленные по углам четырехугольника на расстоянии около 6 метров друг от друга. На столбах кладутся брёвна, образуя квадратную раму. На этой раме устанавливают матицу балка и крышу из тонких кругляков. Брёвна стен устанавливаются стояком с наклоном внутрь. В стенах проделывают 3—4 окна, вставляя рамы с рыбьим пузырём, слюдой, бумагой, волосяной сеткой, кусками стекла в берестяной оправе; зимой прикрывают окна куском льда.
Балаган снаружи обмазывают глиной, а сверху глиной, смешанной с коровьим навозом. Крышу же кроют корьем и сверху засыпают землёй.
Сооружали их обычно на склоне холма, устраивая вход со стороны реки. Густая прибрежная растительность служила хорошим прикрытием для жилища, попасть в которое можно было исключительно по воде. Причем на лодке не только подплывали к дому, но и заплывали в него, оставляя судно в первом помещении. Второе было глубже и просторнее, общая же площадь дома не превышала 7 кв. Жилье могло быть стационарным или переносным. И даже передвижным.
Отправляясь на дальние рыбные промыслы, ханты, манси, селькупы и другие народности вместе с семьями плыли на вместительных лодках с каютами, устроенными из жердей, бересты или досок. В этих же лодках и спали. Долганы и другие оленеводы Таймыра жили в балках — каркасных строениях, поставленных на полозья. Покрывали их оленьими шкурами, которые прятали под парусину или брезент. Интерьер был незамысловат: двухъярусные койки, столик и железная печка. Такой дом перевозили упряжкой из пяти — семи оленей, и был он зимним. Береста, шкуры и немного браги Деление на сезонные жилища тоже традиционно для Сибирского региона. При этом в зимнее время обычно жили несколькими семьями, до 100 человек в одном доме!
Летом же предпочитали селиться обособленно. Семья ханты-рыбака в течение года могла располагаться в четырех разных домах: зимой в лесу — в полуземлянке или срубе, весной — в дощатом доме на сваях, летом — в доме из жердей, а осенью — в чуме. Чумы, кстати, были распространены почти у всех народов Сибири и в общих чертах походили друг на друга. Каркас их состоял в среднем из 25—50 наклонных шестов, которые, перекрещиваясь, принимали форму конуса. Несмотря на довольно внушительные размеры диаметр 3—8 м , чум собирали и разбирали всего за полчаса. Притом что традиционно это делали женщины! Летом чумы покрывали заготовленной с весны берестой, которую для большей гибкости варили в ухе. Тоджинцы-скотоводы покрывали чумы корой лиственницы, укладывая ее, как черепицу.
На это уходило 30—40 кусков. Зимой чумы крыли оленьими шкурами, мехом внутрь и наружу. Мех могли подстригать, чтобы в него не забивался снег. Внутренние шкуры женщины выколачивали ежедневно. При бережном обращении верхнее покрытие служило лет 20, нижнее — 5.
Первым делом для чума выбирается место, оно должно быть ровное. Зимой присматривают менее продуваемый участок, а летом, наоборот, ищут открытое для ветра место. В центральной части на лист железа устанавливают печку, затем выкладывают доски, которые будут служить полом. Сразу же заносят стол и стелят циновки там, где будут располагаться спальные места.
Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены. Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум. В центре у ненцев особняком стоит священный шест симзы. Установка чума в тундре Когда каркас жилища готов, его накрывают нюками - покрытием из оленьих шкур.
Землянка в виде усечённой пирамиды, крытая дёрном, под разными названиями встречается в лесу и тундре на необъятных просторах Якутии и Енисейского Севера, включая Таймыр.
Поэтому более древним на этих широтах выглядит оседлый образ жизни. Он неизбежно связан либо с крупными водоёмами где рядом можно вести промысел дикого оленя , либо с побережьем где люди живут охотой на морского зверя. В Арктике промысел морского зверя и соответствующий образ жизни представлен культурой эскимосов. Это, пожалуй, единственный известный нам народ догосударственной формации, который освоил добычу кита в открытом море благодаря своим внутренним ресурсам и технологиям. С эскимосской культурой тесно связана культура береговых чукчей и коряков, но землянки из китовых костей — валкар «челюстной дом» , в которых люди жили до середины XIX века, у нас в стране пока были обнаружены лишь на Чукотке. Участник географической экспедиции 1785-1793 гг.
Сарычев писал, что свод над этими землянками сделан из китовых рёбер и жердей, покрыт травою, дёрном и засыпан землёю. Такая землянка наполовину углублённая в землю имела каркасную конструкцию и в основании была прямоугольной. Длинные и толстые кости китовых челюстей либо брёвна из плавника служили центральными и боковыми несущими опорами, на которые клали поперечные балки также из челюстей кита для настила потолка из китовых ребер или деревянных брусьев. Основу каркаса составляли восемь столбов по центральной линии. Стены ямы укреплялись камнями, черепами и рёбрами морских животных. Сферическую кровлю устраивали из китовых рёбер выпуклой стороной наружу.
Пол мостился костями черепа кита и его лопатками. Если землянка была большой, то в ней пространство делилось валиками-перегородками на три жилые камеры либо устраивались спальни-отсеки 3 х 3,2 м. Позже на возвышении в виде нар ставили меховые пологи, отапливаемые жировыми лампами. Такие землянки различались устройством входа. У одних был единственный вход — более или менее углублённый в землю коридор, у других — два: верхний наземный не через крышу , нижний — подземный. Верхним пользовались летом, нижним — зимой летом его заливала вода.
Стены подземного коридора обкладывали позвонками кита. Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания. Если землянку строили с одним входом, то летом жители покидали её, оставляя для просушивания, а сами располагались во временных шалашах. В жилище с двумя входами были очаг и нары, в доме с одним входом очага не было, пользовались жировыми лампами. По поводу очага Г. Сарычев пишет, что за неимением дров прибрежные жители жгут китовые кости, поливая их время от времени рыбьим жиром.
Это означало, что тогда у оленеводов мог возникнуть избыток оленьих шкур и мяса и, соответственно, постоянные связи с побережьем. Хотя, может быть, тогда случился чисто технологический прорыв, поскольку шатры прибрежных землянок делались чаще из моржовых шкур, но и для покрышки своей летней яранги оленеводы нередко используют моржовые шкуры покупаемые у прибрежных соседей для защиты от дождя кожа морского зверя не пропускает воду. Яранги прибрежных жителей Чукотки утратили своё сборно-разборное качество, характерное для кочевого образа жизни, они обкладывались дёрном и камнями. В них также не было внутренних Т-образных распорок, а кривизну крыши определял промежуточный обруч, к которому жёстко крепились стропила.
Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля
Яранга – совсем иной вид северного жилища, который используют народы Чукотки. переносное жилище у народов севера — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом.
Чум: гениальность в простоте
Сегодня в 18:00 мы торжественно открываем выставку «Жизнь среди снега и льда», на которой сооружен настоящий чум. Расположение выставки: выставочные залы музея, 2 этаж.
Офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий чину ротмистра в кавалерии и капитану в пехоте в Российском государстве до 1917 г. Лицо, имевшее такой чин. ЛЕТА мн. Оберегание от чего-л. То, что служит для оберегания; оберегающее средство, талисман. КАКАО ср.
Тропическое дерево, из семян которого вырабатываются масло, шоколад и т. Порошок из семян такого дерева, употребляемый для приготовления напитка. ВЕКО ср.
В остальном пространстве хранится запас еды — туши моржей, нерп, а также разводится костер для приготовления еды, и это пространство холодное — уличной температуры, разве что ветра нет. Этот балок используется как перевалочная база оленеводов. А сами оленеводы, ночуют уже в меховых палатках из выделанных зимних шкур оленя. Палатки просторные, в них можно стоять даже взрослому человеку, там может поместится семья из несколько человек.
Отапливаются палатки современными печками дизель-газ. Соляра завозится из центральной усадьбы на снегоходах или вездеходах.
С нарты-сябу берут маты из прутьев и циновки и укладываются на снег или на землю с двух сторон от досок пола, образуя две полукруглые постели-лежанки. Женщина развязывает веревки на нарте-нуто и достает опорные шесты. В установлении шестов-опор ей помогает мужчина или другая женщина. Далее женщина устанавливает по восемь шестов с каждой стороны чума, справа и слева от опорных, образующие боковые стенки хуни. Затем заносится предварительно собранная из трех колен дымовая труба. Ее верхний конец прижат к сплетению шестов с задней половины чума си.
Женщина добирает шесты с задней стороны, «оплетая» ими трубу. Когда веревочное кольцо основных шестов оказывается заполненным, остальные шесты кладут сверху. Завершается монтаж каркаса установкой шестов в привходовой половине чума седя , последними ставят два шеста, образующие вход не. После каркаса чума напротив входа устанавливается вертикальный шест-сымзы. Нижняя его часть ставится сзади костра, а верхняя крепится в месте соединения основных шестов. Шест считается священным и отождествляется с духом очага. К двум привходовым шестам и сымзы приблизительно на высоте человеческого роста на веревочных петлях крепится надочажная конструкция в виде двух расходящихся горизонтальных жердей ти. С помощью отверстий на верхнем конце крюка регулируется высота расположения котла или чайника над огнем.
Your browser does not support the video tag. Сборка чума После того как каркас чума поставлен, на него натягивают нюки. Покрытие чума самая длительная и тяжелая операция. Выполнить это в одиночку или даже вдвоем сложно. А хозяйка, взявшись за нижний край, «хлопает» полотнищем нюка, облегчая скольжение, и одновременно направляет и растягивает его. После того как нюк занимает свое место в верхней части каркаса, люди с шестами расходятся в стороны, оборачивая нюк вокруг шестов. Женщина закидывает веревки, пришитые к боковым сторонам нюка, на противоположную сторону и фиксирует их, завязывая у основания шестов. В зимнем чуме сначала натягиваются по очереди внутренние покрышки, а затем внешние.
При этом хозяйка внимательно следит за их положением, совмещая проемы окон, расправляя складки у входа. Веревки последнего верхнего нюка привязываются к прислоненной к чуму нарте-нутос. Мужчина обкапывает чум по радиусу, присыпая и прижимая снегом летом дерном «подол» жилища, закрывая щели и предотвращая поддувание и попадание холодного воздуха. Женщина разводит огонь, вносит прочий домашний скарб, устраивает лежанку и застилает постели. Разборка чумов. Фото Д. Куканова, 2016 Теплообмен Кочевники Арктики научились управлять холодом. И в этом немалая заслуга чума, его конической формы и его внутреннего устройства.
Очаг летом костер, зимой печка-буржуйка располагается в середине чума, поэтому каждый из углов жилища находится на равном расстоянии от него. Как бы ни располагались люди в чуме, они оказываются сидящими или лежащими вокруг огня. Важным источником тепла выступают сами люди и собаки, чья температура тела на 1—2 градуса выше чем у человека. Подпись к фото в процессе Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Форма конуса способствует оптимальному распределению температур внутри жилища и быстрой тяге дыма. В момент разведения огня дым занимает все пространство чума равномерно, спустя несколько минут подогретые потоки воздуха устремляются вверх. Но поднимаются они не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Достигнув высоты роста человека, дым повисает до тех пор, пока горит очаг.
Дым служит своеобразной «пробкой», не позволяющей проникать с улицы и из чумового отверстия холодному воздуху. Хорошо сохраняют тепло и двойные, меховые покрышки, создающие эффект «термоса» оболочка в оболочке. Для уменьшения объема и веса олений волос на внутренних нюках подстригают, оставляя лишь третью часть его длины. Подстриженные внутренние нюки не обмерзают.
«Чумовой» быт. Почему коренные жители Севера не хотят уезжать из тундры
Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Яранга – совсем иной вид северного жилища, который используют народы Чукотки. Яра́нга — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов. 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен. Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев.
Переносное жилище народов Севера России
Потом кладут длинную подушку сверху обшитую сукном, с лицевой стороны украшенную орнаментом из суконной аппликации. В длинных узорных подушках летом хранятся и ненужные пока зимние шубы из оленьих шкур. По всей длине постелей натягивают полог, служащий защитой от комаров летом и дополнительным утеплением зимой. В дневное время полог сворачивают. У дверей находится мешок с женскими кисами, тут же лежит крыло утки служащее в качестве веника , запас топлива летом хворост, зимой дрова , а также доска у входа — овхар сохл. Каждый человек, живущий в чуме, поддерживает установленный веками порядок и предписания, у каждой вещи есть свое место. Сверху чум покрывают брезентовым полотнищем в форме трапеции, с «ушами» и веревками по углам. Снаружи чум у основания закрепляют камнями, шестами, снегом. Для летнего чума в настоящее время используют покрышки из брезента и грубого сукна. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты. Берестяные покрышки е намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому чум хранит прохладу летом.
Чум представляет собой сборно-разборное жилье, простое, органичное и универсальное. Здесь все под рукой, всего достаточно, и нет излишеств.
Типовой чум обходится в миллион рублей, что сопоставимо с ценой полноценного дома в поселке Рядовые оленеводы к Тайбарей не обращаются. Предпринимательница говорит, что люди предпочитают шить чумы сами, постепенно. Например, нюк можно делать несколько лет, пуская новые шкуры на продолжение накидки.
Традиционные ненецкие чумы долговечные, могут служить 50 и более лет, единственное, жерди надо периодически менять. Чумы "под ключ" обычно заказывают оленеводческие хозяйства, госструктуры и базы отдыха. Представительский чум больше, на него требуется 130-150 оленьих шкур, - рассказывает Лилия Тайбарей. Типовой чум без изысков стоит около миллиона рублей. Это сопоставимо с ценой полноценного дома в поселках НАО. Предпринимательница говорит, что дешевле никак.
Традиционный ненецкий чум состоит из трех слоев - нюка, накидки из стриженого меха и брезента, чтобы конструкция не промокала. Некоторые заказывают у мастеров только нюки. Раньше, признается Лилия Тайбарей, самой большой проблемой для оленеводов было даже не собрать шкуры на нюк, а найти жерди. Так мы набирали древесины и для чума, и для нарт. Потом был период - люди ездили по зимнику в Коми, доставали жерди там. А сейчас у нас в селе Красное например, растут вполне подходящие деревья, - говорит Лилия Тайбарей.
Предпринимательница с горечью констатирует: несмотря на рост интереса к культуре ненцев, традиция уходит. И дело тут не в глобальном потеплении, а... Зайдешь в какой-нибудь такой туристский чум, а внутри - столовая или кафе, но никак не традиционный чум оленеводов, - говорит Лилия Тайбарей. По словам предпринимательницы, ошибки этим не ограничиваются. Нередко бывает, что туристы мерзнут в чумах даже с меховыми нюками. В традиционном ненецком чуме тепло даже при минус 50 градусах.
Правда, зачастую недочетов не замечают и владельцы, чьи предки сами были оленеводами.
Дверь — дощатую или из куска кожи — закрывают только во время буранов. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение — иоронгу и холодную переднюю часть — чоттагин. Костёр разжигают в передней части. Так как дымового отверстия нет, то дым от очага выходит через дверь. Иоронга — тёплая часть яранги, полог, у стенки напротив двери. Представляет собой лёгкий прямоугольный ящик из строганых драночек, обтянутый выделанными оленьими шкурами, пол которого покрыт лахтажьей кожей.
Как же устроена яранга? Как её установить? Вот так устроена яранга Вот так устроена яранга Это относится и к яранге чукотской. Поэтому нам, непривычным людям, лучше посмотреть видео, как устанавливают ярангу люди привычные. Тогда и устройство станет понятным. Остов яранги очень прочен и способен выдержать сильнейший ветер. После установки каркаса натягивают покрышку из сшитых вместе оленьих шкур шерстью наружу. Несколько раз в год кочевники-оленеводы перевозили свой дом на новое место. Традиционно устанавливали и разбирали жилище женщины.
Работа нелёгкая. Установка яранги. Фото А. Кинга Установка яранги. Кинга Вспоминает Лилия Аслапова — она родилась в яранге и в детстве кочевала с родителями — оленеводами: «Особенно тяжело зимой.