Новости откуда появилось название украина

Название "Украина" придумали поляки, считавшие южные русские земли, входившие в состав Польско-Литовского государства, окраиной, рассказал президент РФ Владимир РИА Новости, 09.02.2024. Число украинцев постепенно росло и название «Украина» распространилось на регионы за пределами первоначальной территории.

История: как появилась Украина как государство

Официальное название согласно акту о провозглашении независимости — Украина, но никак не Республика Украина. Официальное название: Республика Украина. Происхождение и изменение значений названия «Украина». Название страны Украина, именно страны, появилось в своё время. Украинские псевдоисторики часто ссылаются на древнерусские летописи, в которых несколько раз встречается слово "украина".

Термин "Украина": к истории происхождения

Эволюция значения По мнению большинства историков [4] , первые упоминания термина «Оукраина» относятся к порубежным территориям Переяславского Посульская оборонительная линия , Галицкого и Волынского княжеств. Много украинских исследователей летописи также считает, что в первой записи под 1187 годом термин использован как синоним переяславцев либо всего половецкого порубежья [4]. С того времени и почти до XVIII века в письменных источниках это слово употреблялось в значении «пограничные земли», без привязки к какому-либо определённому региону с чёткими границами [17] :183 [18] , в том числе и далеко за пределами территории современной Украины, к примеру «псковская украина», «окская украина» [16]. В « Слове об идолах » русский книжник XII века писал, что язычество отступило на окраины, где люди продолжали молиться старым богам, но делали это тайно: «…и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам , но творят акы оттай» [19]. Север внизу карты Как сообщается в словаре Брокгауза и Ефрона , часть территории Южной Руси , простирающаяся от Подолья на западе до устья Днепра «очаковского поля» на юге и включающая в себя большую часть земель будущей Екатеринославской губернии на востоке, после вхождения в Речь Посполитую стала неофициально именоваться «Украиной» [20]. Связано это было с тем, что данные территории Южной Руси на рубеже со степными пространствами являлись пограничными для Речи Посполитой.

Самуил Грондский , польский автор истории восстания Хмельницкого около 1660 г. Толкование слова «Ukraina» как окраинных земель, расположенных на границе польского государства, «у края», приводил и польский историк Юлиан Бартошевич во «Всеобщей энциклопедии» Самуэля Оргельбранда [23]. Червонная Русь, Подолье, Волынь и Украина. Оно закрепляется за Средним Приднепровьем югом Киевского и востоком Брацлавского воеводств — территорией, контролировавшейся казаками [17] :184 [18]. Жителей этой территории стали называть украинцами , украинными людьми или украинниками [24].

Географическую, а не этническую привязку этого понятия демонстрирует тот факт, что украинцами в польских источниках называли служилую польскую шляхту на этих территориях Руси [25].

После поражения немцев в Первой мировой войне их войска оставили территорию, и всем желающим возглавить новообразованное государство пришлось добиваться этого своими силами. Наиболее яркими участниками этой борьбы были Владимир Винниченко, Симон Петлюра, генерал Деникин и большевики. Несмотря на отчаянное сопротивление, к концу 1922 г. Под сенью серпа и молота Став частью Советского Союза, Украина пробыла в его составе вплоть до 1991 г. Далеко не сразу украинцы примирились с подобным положением, и первое десятилетие на этой территории вспыхивали бунты. Справедливости ради важно отметить, что причиной их чаще всего было банальное недовольство экономической политикой, а не национальные вопросы. Чтобы пресечь их, власти СССР приняли жесткие меры.

В частности, многие украинцы были насильно переселены в Сибирь, а особо рьяные - расстреляны. Репрессии касались всех слоев населения: крестьян, рабочих, интеллектуальной элиты. Пиком их считается Голодомор 1932-1933 гг. Только по официальным данным за эти годы погибло 5 млн человек, не считая 2 млн, угнанных в Германию. Многие сторонники независимости доверились немецким властям, пообещавшим свободу в обмен на помощь. Таким образом, украинцы воевали на стороне и СССР, и фашистской Германии, то есть фактически друг с другом. Существует теория, что власти Советского Союза нарочно допустили столь длительную оккупацию территории УССР, дабы руками врагов расправиться с наиболее активными гражданами, способными поднять восстание против их самих. В пользу этой версии говорит то, что вся территория Украинской ССР была как-то очень быстро сдана врагу в течение года, но дальше почему-то он пройти не смог, хотя до Москвы было рукой подать.

Однако если верить в то, что это был целенаправленный геноцид, то он распространялся не только на украинцев, но и на белорусов, а также присоединенных чуть ранее прибалтийских стран Эстония, Латвия, Литва , граждане которых весьма прохладно относились к советской власти. Есть ли хоть доля правды во всем этом - вероятно, так и останется одной из нераскрытых тайн истории Украины. Важно другое: украинцы смогли выжить в этой страшной войне, а через несколько десятков лет - добиться независимости. Подытоживая годы, проведенные в составе СССР, стоит отметить, что были для Украины и позитивные моменты. Так, в это время была налажена система обязательного образования, и теперь даже самые бедные слои населения получили возможность учиться. Кроме того, процесс индустриализации помог неплохо развить промышленность УССР, и многие наработки этого периода до сих пор используются. Прощай СССР. Здравствуй Европа После образования суверенного государства в 1991 г.

Украина пережила немало. Процесс перехода от социалистической экономической системы к капиталистической до сих не завершен и продолжает оставаться болезненным. Несмотря на это, страна развивается и старается ориентироваться на ЕС, со всеми его достоинствами и недостатками. Так в 2014 г. В 2017 г. Дело за малым - поднять реальный уровень доходов граждан, чтобы они могли пользоваться новыми возможностями. Тем более, чтобы сегодня, при выезде из страны даже на пару дней, необходимо привести в порядок свою кредитную историю. Украина за годы независимости пережила 2 революции: Оранжевую и Достоинства.

Обе были связаны с фигурой бывшего президента страны - Виктора Януковича. Занимательные факты Среди наиболее распространенных вопросов, ответы на которые школьники ищут в ГДЗ по истории Украины, происхождение этого топонима. Впервые он упоминается Ипатьевской летописи в 1187 г. Причем речь идет не о государстве, а об обширной пограничной территории, то есть об окраине. Отсюда и название. Кстати, многие века Украина считалась не страной, а именно названием ничейных земель. Поэтому в российском, польском и некоторых других языках, сформировалась традиция говорить и писать рядом с ней предлог "на" а не "в". На данный момент в официальной документации приветствуется использование "в", но при этом правила российской грамматики по-прежнему на стороне "на".

С легкой руки Н. Гоголя у многих сложилось впечатление об этой стране, как о месте, где обитает немало нечисти. И хотя это не совсем так, до наших дней дошло немало мистических историй об Украине и ее жителях. Более того, сегодня для туристов разработан маршрут по самым таинственным местам этой страны. Это не только Лысая гора в Киеве, но и Подгорецкий, Золочевский и Олесский замки, Соломинское озеро, заброшенная ставка Гитлера в Винницкой области, Дом с приведениями в Тернополе, а также кладбище с вампиром в Ивано-Франковске. Правда ли все эти места населены потусторонними сущностями, или это ловкий трюк для привлечения туристов - каждый решает для себя сам. Годы, проведенные в качестве республики СССР, во многом повлияли на территориальный состав данной страны. В последние годы активно обсуждается крымская история.

Напомним, что в 1954 г.

Молодой Мазепа попал ко двору польского короля, где стал пытаться продвинуться среди царедворцев, чтобы получить придворную должность. Ненавидящий украинцев, польский король Ян Казимир, стал испытывать к Мазепе большое доверие. Он сделал Мазепе ответственное поручение, не соответствующее людям второго сорта. Мазепан был отправлен для вручения клейнодов гетману правобережной Украины Тетеря. В результате гетман Тетеря был обижен на польского короля. Ранее к нему приезжали сенаторы польского сейма, а не какой-то непонятный, неизвестный Мазепа, не имевший заслуг ни в Польше, ни на Украине. На этом карьеру царедворца можно было считать для Мазепы законченной. После чего Мазепа осел на Украине и удачно женился.

Его избранницей была вдова, значительно старше молодого красавца, имела двоих детей. Главным ее достоинством была родственная связь с гетманом правобережной Украины Дорошенко. Карьера Мазепы пошла стремительно вверх. Он стал полностью доверенным лицом гетмана правобережной Украины. Именно ему Дорошенко поручил вести переговоры с крымскими татарами и турками. Во время доставки писем крымским татарам Мазепа со своим отрядом был перехвачен запорожскими казаками, попал в руки атамана запорожцев Серко. Весь отряд Мазепы погиб, сам он оказался в кандалах, но ненадолго. Серко отправил Мазепу к гетману левобережной Украины Самойловичу. В письме Серко просил Самойловича — не чинить Мазепе никакого вреда и испытывать полное доверие.

Вся переписка Дорошенко попала сначала в руки запорожцев, потом московскому царю и гетману левобережной Украины. Мазепа оказался в стане врагов — у Самойловича. И его Мазепа сумел очаровать. Самойлович отправил Мазепу в Москву и просил оказывать Мазепе особое доверие. Спустя некоторое время Мазепа становится генеральным писарем при Самойловиче. Это второй человек после гетмана. Далее Мазепа участвует в заговоре против Самойловича. Он с несколькими полковниками пишет письмо в Москву о том, что Самойлович предатель и замышляет уход из под власти московского царя. Вместе с доносом он направляет также 10 000 рублей золотом Голицыну фавориту при царевне Софье.

В результате Самойловича отправляют в ссылку. Мазепа становится следующим гетманом и пользуется доверием со стороны Голицына и царевны Софьи. Была даже заказана гравюра, на которой изображена царевна Софья и две важные политические фигуры ее правления — Голицын и Мазепа. К тому времени влияние молодого царя Петра возросло. Между Софьей и Петром началось противостояние. Софья и Голицын обратились к своему другу Мазепе с просьбой поддержать их в борьбе с Петром. Мазепа с большим количеством казаков прибыл в Москву и наблюдал за тем, что происходит. Когда он увидел, что большинство перебегает на сторону Петра, с большими дарами явился к Петру. Мазепа сумел, пообщавшись с царем, заслужить его полное доверие.

В результате владения Мазепы на Украине получили большую автономию, а сам он стал на Украине почти полновластным хозяином. Мазепа участвовал в важнейших мероприятиях Петра: Азовские походы, Северная война. Мазепа стал крупнейшим землевладельцем. Он имел под своей рукой 100 000 крестьян в правобережной Украине и 20 000 крестьян в левобережной. Северная война для русского государства была очень тяжелая. Сначала были неудачи. С 1705 года Мазепа вступил в тайные переговоры с фракцией Николая Лещинского шведский ставленник в Польше. Желание у Мазепы одно. Он собирался отдать Украину под руку польскому королю, но с тем, чтобы на Украине полновластно управлял всем Мазепа и чтобы он был приравнен к польским магнатам.

Лещинский был человек внутренне порядочный и пойти на это не мог. Кроме того, польские магнаты не простили бы ему этот шаг. Мазепа переключил свои переговоры напрямую с Карлом XII. Он активно звал его на Украину, обещал привести большое войско, обеспечить продовольствием и боеприпасами. В это время Петр I продолжал полностью и безоговорочно доверять Мазепе. Люди, которые донесли о переговорах Мазепы с поляками и шведами, были отданы для расследования самому Мазепе. Украинский народ предателя не поддержал. Вместо обещанного войска в 20 000 он привел Карлу 2 000, которые по мере возможности старались из шведского лагеря разбежаться. Основные запасы денег, продовольствия, артиллерии с гарнизоном в 8000 человек Мазепа оставил в своей столице — городе Батурине Черниговская область, Нежинский район.

Таким образом Карл XII кроме небольших денег и небольшой кучки деморализованных бойцов от Мазепы ничего не получил. Деньги Карл XII использовал для выплаты жалования своим солдатам. Карл XII болезненно подходил к вопросам своей чести, поэтому к Мазепе, несмотря на выгоду, относился с презрением, его советов не слушал и власть не давал. Дальше для шведов была крайне тяжелая зима на Украине, затем осада Полтавы и Полтавское сражение. Во время бегства, на переправе через Днепр, Мазепа потерял жалкие остатки своей казны 30 возов с серебром. В итоге Петр просил выдачи Мазепы и даже предлагал туркам очень большие деньги. Дело в том, что Петр I предательства не прощал никому. Он казнил своего собственного сына за предательство. Турки не сумели выдать Мазепу, потому что он вскоре умер, оставив после себя наследство в Турции 160 000 золотых.

На востоке и в Крыму говорили, в основном, на русском. В Одессе на своеобразном своем говоре. По Днепру на суржике разговорный язык, включающий элементы русского и украинского.

Опять же, были на этой территории вольные поселения, казачество, которое считало себя людьми свободными, подчиняться России не любило и все время норовило так или иначе свою вольность определить. Поэтому, кроме российских государственных определений Малороссия и Новороссия, прижилось некоторое назависимое, народное определение. Вольные поселения у края империи, приграничная территория между Россией и Польшей, казачий край, общее слово - Украина. Государственного образования с названием Украина до 1917 года никогда не существовало. Да и с другим названием тоже, если не считать Киевского княжества, которое давно уже кануло в лету. От Киевского княжества Украину отделяет почти тысяча лет истории, за это время Киев успел побывать в составе Польши, потом Российской империи, потом Советского союза. В итоге, от Киевского княжества как от государства на Украине осталось не многим более, чем в Стамбуле от Константинополя.

Государственное образование под названием Украина впервые возникло после революции 1917 года в качестве республики в составе. И автор этого образования в его современных границах - В. А соавтор - И. Сталин, который присоединил к Украине Галицию и Волынь. Позже Хрущев добавил к этому Крым, но данная историческая ошибка теперь уже исправлена. Остальные - ждут своего часа. Может ли существовать независимое государство, название которого возникло в составе империи и происходит от слов "у края"? Окраина, приграничный район империи, которой больше нет? В виде исключения, наверное может, при соблюдении некоторых условий. Например, при условии сотрудничества и добрососедских отношений со своей бывшей империей, в рамках которой и возникло название Украина.

При условии, что оно продолжит условно оставаться частью бывшей империи, ее краем, независимым только по формальным признакам. В этом случае - да, пожалуй. А по-другому - мы видим, что получается. Не может существовать часть без целого. Не может быть край отдельно от тарелки. Как говорила Алиса, - видела я кота без улыбки, но улыбку без кота... На самом деле, улыбка без кота иногда бывает.

Эврика! Все-таки нашел кто и когда придумал украинцев!

Лишь гораздо позже для Малой России появилось также и название "украина", но опять-таки не в этническом смысле, а в значении "окраины". 7) Официальная легитимация названия «Украина» состоялась в период Украинской революции 1917-1921, когда образовалась Украинская Народная Республика, провозглашенная Третьим универсалом Центральной Рады (7/20.11.1917). Итак, «Украина» впервые появляется в письменных документах Киевской Руси XI-XII веков.

Почему современную Украину назвали «окраиной», а не более престижно - Киевской Русью?

1. Как и когда появилось слово "Украина"? Откуда взялось название «Украина». Самая распространенная версия предполагает, что название страны происходит от древнерусского слова «оукраина», что значит «пограничная область». Историк Михаил Мягков рассказал о географическом происхождении названия «украинцы». Откуда появились слова «украина» и «украинец»? Пипец, хотел узнать откуда появилась Украина, а оказалось, что и Россия не понятно откуда взялась. Оригинал взят у danieldefo в Что называлось Украиной в 17 веке?

Историк объяснил происхождение слова «украинец»

Государственный язык — украинский. Украина — унитарное государство и парламентско-президентская республика. Должность президента с 20 мая 2019 года занимает Владимир Зеленский, председателя Кабинета министров с 29 августа 2019 года — Алексей Гончарук. Страна подразделяется на 27 административно-территориальных единиц, 24 из которых являются областями, 1 — автономной республикой Крым и 2 представляют собой города государственного подчинения Киев, Севастополь.

Граничит с Белоруссией на севере, Польшей, Словакией и Венгрией — на западе, Румынией и Молдавией — на юго-западе, Россией — на востоке, северо-востоке и, де-факто , юге. На юге и юго-востоке омывается Чёрным и Азовским морями; имеет морские границы с Румынией в Чёрном море и с Россией — в Чёрном и Азовском. Объём ВВП за 2018 год, рассчитанный по паритету покупательной способности ППС составил 390 млрд долларов 9283 доллара на душу населения.

Номинальный ВВП в том же году составил 176,31 млрд долларов 3867 долларов на душу населения , занимая по показателю ВВП на душу населения номинальному и по ППС предпоследнее место в Европе. Денежная единица — гривна UAH. Независимость страны от СССР, союзной республикой которого Украина была с декабря 1922 года, провозглашена 24 августа 1991 года.

Согласно действующим международным договорам и конвенциям, имеет упрощённый доступ к Черноморским проливам, осуществляет научно-исследовательскую деятельность в Антарктиде и миротворческую деятельность в ДР Конго, Косово, Южном Судане, районе Абьей, Афганистане, Приднестровье и на Кипре. Область на краю государства, окраина. Степная у.

Московского государства начиналась за Рязанью. Советская Украина.

А ведь один из самых популярных образов украинского фольклора — «козак-лыцарь Мамай» — наглядное подтверждение подобного предположения. Откуда у персонажа народных картинок чисто татарское прозвище? Не является ли он олицетворением беклярбека Мамая, чьи потомки учувствовали в формировании казачества на Украине? В переводе с тюркских языков «казак» — это «разбойник», «изгнанник». Именно так называли не желавших подчиняться деспоту беглецов из армии Чингисхана, которые осели в степных районах нынешней Украины. Средневековый польский хронист Ян Длугош так писал о крымских татарах, напавших в 1469 году на Волынь: «Татарское войско составлено из беглецов, добытчиков и изгнанников, которых они на своем языке называют казаками».

На мысль о татарских корнях нынешней украинской нации наталкивают и результаты археологических раскопок на месте сражения при Берестечко 1651 : оказывается, запорожские казаки не носили нательных крестов. Археолог Игорь Свечников утверждал, что представление о Запорожской Сечи как оплоте христианства сильно преувеличено. Неслучайно первая церковь в Запорожской вольнице появилась только в XVIII веке, после принятия казаками российского подданства. Что говорят генетики Нельзя не обратить внимания на этническую пестроту населения современной Украины. Этнографы утверждают, что печенеги, половцы и татары сыграли в формировании внешности «щирого» украинца не меньшую роль, чем русины, поляки или евреи. Генетика в целом подтверждает такие предположения. Подобные исследования провела Лаборатория популяционной генетики РАМН, используя генетические маркеры Y-хромосомы передающиеся по мужской линии и митохондриальной ДНК родословная женской линии.

Вместе с тем, самобытная и старинная система образования, которая достигла своего расцвета во время Казачества и обеспечила почти сплошную грамотность населения, давняя традиция книгописания, ориентированность на ведущие центры Европы — в частности, на византийские культурные традиции — роль Западной Руси как центра наук и высшего образования благодаря развитой сети коллегиумов, Острожской и Киево-Могилянской академии; меценатство и государственная поддержка культуры рядом выдающихся государственников — К.

Острожским, П. Конашевичем-Сагайдачным, И. Мазепой и др. Известный исследователь украинской культуры И. Огиенко отмечал, что украинской культуре с самого начала были присущи открытость миру, отсутствие ксенофобии и гуманизм. Богатый материал для такого вывода даёт творческое наследие Г. Сковороды, Ф. Прокоповича, П.

Кулиша, Т. В своих философских сочинениях они решали вопрос о сущности и условиях человеческого счастья, о смысле человеческого существования. Выгодное географическое положение Украины обусловливает прохождение через неё международных транспортных коридоров. Автомобильный транспорт[ ] См.

Слово "украинцы" думный дьяк никак не пояснял, очевидно, в Москве оно было на слуху и в пояснении не нуждалось. Что оно означало, становится ясно из последующих документов. Весной 1648 года в связи со слухами о грядущем нападении крымцев на московские границы был объявлен сбор воинских людей украинных городов - Тулы, Каширы, Козлова, Тарусы, Белева, Брянска, Карачева, Мценска. В наказе воеводам Юрию Буйносову-Ростовскому и Мирону Вельяминову от 8 мая, составленном по докладу дьяка Гавренева, в частности, было сказано: "... В те города воеводам отписать же, чтоб воеводы детей боярских и дворян и всяких служилых людей на государеву службу выслали к ним тотчас". На службе Московского государства в 1648 года уже состояли малороссийские казаки, но они именовались не "украинцами", а "черкасами" о них также говорится в записке Гавренева.

Употребление слова "украинцы" в Московском государстве не позднее II половины XVI века видно из того, что в рязанских платежных книгах 1594-1597 годов упоминаются Украинцовы - дворяне Каменского стана Пронского уезда. В грамоте 1607 года упоминается служилый человек Григорий Иванов сын Украинцов, получивший от царя Василия Шуйского поместье в Ряжском уезде современная Рязанская область. Хорошо известен также думный дьяк Емельян Украинцев правильнее: Украинцов, 1641-1708 , подписавший в 1700 году Константинопольский мирный договор России с Османской империей. В 1694 году Емельян Украинцов составил для Разрядного приказа родословную рода Украинцовых, в соответствии с которой основателем фамилии был рязанский дворянин середины XVI века Федор Андреев сын Лукин по прозвищу Украинец. Его отец был "испомещен на Рязани", то есть несколько восточнее вышеупомянутых городов окской Украйны, в результате чего и могло возникнуть отличительное прозвище "Украинец", а затем и фамилия "Украинцовы". Скорее всего, Федор Украинец не был личностью мифологической: именно его внуки упоминались в книгах 1594-1597 годов, а правнук - в грамоте 1607 года. Сама окская Украйна формировалась еще для обороны от ордынцев и приобрела особое значение с начала XVI в. В 1492 году "приходили тотаровя на украину на олексинские места". Против крымцев в 1507-1531 годах в Туле, Кашире, Зарайске, Коломне были возведены крепости, размещены постоянные гарнизоны, украинным дворянам раздавались поместья. В 1541-1542 годах активные боевые действия развернулись восточнее - под Пронском на Рязанщине , что могло привести к переводу туда части украинных дворян.

В Повести об Азовском сидении "украинцы" упоминаются в том же смысле "ево государевы люди украиньцы", "воеводы государевы люди украинцы", "ево государевы люди руские украинцы". В разрядной книге, переписанной во II половине XVII века, значилось: "А пришед царь в Крым перед ним в другой четверг по велице дни, а возился на Тонких водах, а под украинцов пустил мурз дву или трех с малыми людьми языков добывали и про царя и великого князя проведывали". Жителей Малороссии "украинцами" не называли. Например, в Двинской летописи под 1679 годом фигурируют "Яким малороссиянин да Константин украинец". По мере продвижения на юг российской границы слово "украинцы" с Поочья распространяется и на пограничных служилых людей Слободской Украйны. В 1723 году Петр Великий упоминает "Украинцов Азовской и Киевской губерний" - украинных служилых людей, в том числе и со Слободской Украйны. При этом он четко отличает их от "Малороссийского народа". В 1731 году на Слобожанщине стала создаваться Украинская линия, защищавшая российские границы от крымцев. Анонимный автор "Записки о том, сколько я памятую о Крымских и Татарских походах", участник похода 1736 года против крымцев, писал о том, как татары сталкивались с "нашими легкими войсками Запорожцами и Украинцами ". При Елизавете Петровне из "Украинцов" формировались полки Слободской ландмилиции.

В 1765 году здесь была учреждена Слободская Украинская губерния так именовалась Харьковская губерния в 1765-1780 и 1797-1835 годах. В 1816-1819 годах при Харьковском университете издавался весьма популярный "Украинский вестник". Когда и в каком смысле слово "украинцы" впервые стало употребляться в Малороссии? Поляки никогда не распространяли его на русское население Украины. Происхождение такого имени не вполне понятно, но очевидно, что остальное население "украинцами", таким образом, не были. С середины XVII века этот термин из польских документов пропадает. Во II половине XVII века московские подданные изредка начинают употреблять слово "украинцы" в отношении малороссийского казачества. Московские послы Афанасий Прончищев и Алмаз Иванов, отправленные в Варшаву в 1652 году, отмечали в донесении, что в польской столице они встретили шестерых посланцев гетмана Богдана Хмельницкого, среди которых был "Ондрей Лисичинский з Волыня, украинец, а ныне живет в Богуславе". Остальные представители Хмельницкого были уроженцами центральной или левобережной Украины. Примечательно, что среди всех послов "украинцем" был назван лишь один Лисичинский.

Таким образом, Прончищев и Иванов имели в виду, что Лисичинский являлся бывшим польским шляхтичем, то есть пользовались польской терминологией. Хорватский выходец Юрий Крижанич в своем труде, написанном в тобольской ссылке в 1663-1666 годах было открыто и опубликовано лишь в 1859 году , дважды употребляет слово "украинцы" как синоним слова "черкасы". Свой труд, позднее получивший название "Политика", Крижанич писал латиницей на искусственном эклектическом языке - смеси церковнославянского, простонародного русского и литературного хорватского. Слово "украинцы" Крижанич мог заимствовать из русского языка или самостоятельно сконструировать: он родился в Бихаче неподалеку от Крайны, где проживали краинцы то есть хорутане, или словенцы. С последней трети XVII века слово "украинцы" в отношении как казаков, так и слободских украинцев появляется и в отошедшей к Русскому государству части Малороссии - в промосковских кругах казачьей старшины и духовенства. Наиболее ярким документом в данном отношении следует считать "Пересторогу Украины" 1669 - публицистический трактат, написанный, скорее всего, наказным киевским полковником Василием Дворецким. В отношении всего малороссийского населения применяются понятия "народ рус с кий", "хртiяне русъкие", "русь" сравните: "москва и русь"; иногда понятия "Русь" и "русы" распространяется и на Московское государство. Автор текста демонстрирует хорошее знание ситуации внутри Российского государства. Единожды слово "украинцы" в значении казаков употреблено в "Кроинике о земле Польской" 1673 игумена Киево-Михайловского Златоверхого монастыря Феодосия Софоновича, который был знаком с "Пересторогой". В письме архимандрита Новгорода-Северского Спасского монастыря Михаила Лежайского боярину Артамону Матвееву в 1675 году сказано: "Не ведаю, за что порубежные воеводы наших Украинцов недавно изменниками зовут и некакую измену слышат, которую мы не видим; а если бы что было, я сам первой известил бы днем и ночью свету великому государю; изволь предварить, чтобы воеводы в таких мерах были опасны и таких вестей ненадобных не начинали и малороссийских войск не озлобляли; опасно, чтобы от малой искры большой огонь не запылал".

Вполне очевидно, что архимандрит употребляет понятие, хорошо известное в Москве, и имеет в виду пограничных воинских людей казаков Украины. В стихах малороссийского поэта Климентия Зиновьева, писавшего во времена царя Петра и Ивана Мазепы, единственный раз были упомянут "Украинец породы Малороссийской" в собирательном смысле , то есть вводилось уточнение, о каких конкретно слободских "украинцах" шла в данном случае речь. Летопись Самуила Величко составлена между 1720 и 1728 годами включает документ сомнительного происхождения, датируемый якобы 1662 годом - письмо запорожцев Юрию Хмельницкому. В документе содержатся следующие фразы: "Не забудь к тому же и того, что мы, войско низовое запорожское, скоро поднимемся на тебя, а вместе с нами встанут и все обабочные украинцы, наша братия, и премногие другие пожелают отомстить тебе за обиды и разорения. В какой час и с какой стороны налетит на тебя вихорь и подхватит и унесет тебя из Чигирина, ты и сам не узнаешь, а поляки и татары далеко будут от твоей обороны". Население Малороссии в целом Величко именовал "народом козако-руським". В Лизогубовской летописи по Владимиру Иконникову - 1742 года были упомянуты "поднестряне и забужане и иные украинцы"; таким образом, "украинцами" здесь именовались казаки - воинские люди различных окраин Малороссии. Выходец из известного малороссийского рода Яков Маркович 1776-1804 в своих "Записках о Малороссии, ее жителях и произведениях" СПб. Маркович также называл их "степными Малороссиянами" и полагал, что они произошли от русских или половцев, которые приняли казачий образ жизни. Их потомков польский король Стефан Баторий расселил против крымских татар "при обоих берегах Днепра".

Он также сообщал, что эти "украинцы", хотя и стали расселяться по Екатеринославской и Новороссийской губерниям, тем не менее составляли особое сословие и не смешивались с малороссиянами. Когда "украинцами" начали называть все население Украины-Малороссии? Выдающийся военный инженер генерал-майор Александр Ригельман 1720-1789 - обрусевший немец, служивший в 1745-1749 годах в Малороссии и на Слободской Украйне - выйдя в отставку и на склоне лет поселившись под Черниговом, написал "Летописное повествование о Малой России и ее народе и козаках вообще" 1785-1786. Как уже было сказано, на Черниговщине жили казаки, в отношении которых использовалось именование "украинцев". Ригельман впервые распространил именование "украинцев" на население всей Украины-Малороссии. Понятия "украинцы" и "малороссияне", а также "Украина" и "Малороссия" использовались им как тождественные. Рукопись Ригельмана была хорошо известна историкам и привлекалась к исследованиям в частности, Дмитрием Бантыш-Каменским в его "Истории Малой России" , однако никто из малороссийских историков - современников Ригельмана Петр Симоновский, Степан Лукомский и др. Польский граф-эмигрант, впоследствии российский чиновник, Ян Потоцкий 1761-1815 издал в 1795 году в Париже на французском языке хрестоматию отрывков из античных и раннесредневековых писателей под названием "Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах". Во введении он привел список славянских народов, среди которых фигурировали "украинцы" или "малороссы" - отдельный от "русских" славянский народ , в древности разделявшийся на 4 племени: полян, древлян, тиверцев и северян. Потоцкий впервые эпизодически использовал слово "украинцы" как этноним.

Интересно отметить, что оно фигурирует всего 3 раза, но сразу в двух формах написания les Uckrainiens, les Ukrainiens. По мнению польского графа, русский народ происходил от словен новгородских, а кривичи, дреговичи и бужане влились в состав украинского, русского и отчасти польского народов. Более к украинской теме автор не возвращался, а сама концепция ни в других трудах Потоцкого, ни у его современников развития не получила. Однако почины Ригельмана и Потоцкого восприняты не были. Слово "украинцы" в литературных и политических произведениях до середины XIX века продолжало употребляться в прежних значениях. Харьковский писатель Илья Квитка, одесский историк Аполлон Скальковский, а также Александр Пушкин вероятно, вслед за Марковичем и Квиткой именовали "украинцами" малороссийских казаков. Отсюда видно, что в русском варианте слово изначально имело ударение на второй слог укрАинец , в то время как в польском по правилам польского ударения - на предпоследний украИнец. Использовалось и прежнее петровское значение слова. Декабрист Павель Пестель 1792-1826 в своей «Русской правде» делил "народ русской" на пять "оттенков", различаемых, по его мнению, лишь "образом своего управления" то есть административным устройством : "россиян", "белорусцев", "русснаков", "малороссиян" и "украинцев". Харьковский драматург Григорий Квитка Основьяненко 1778-1843 , племянник Ильи Квитки, в небольшом очерке "Украинцы" 1841 писал: "Народы, населившие нынешнюю Харьковскую губернию, большею частью были украинцы и имели с малороссиянами один язык и одни обычаи, но со времени своего здесь поселения значительно отклонились от них до заметной разности...

Кондратий Рылеев в набросках своей поэмы "Наливайко" 1824-1825 писал: "... Этот отрывок "Весна" был впервые опубликован только в 1888 году. В 1834 году молодой ученый-ботаник Михаил Максимович издал в Москве "Украинские народные песни", в комментариях к которым писал: "Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев". Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие "украинцы": по его мнению, так именовались потомки полян - казаки и жители Среднего Поднепровья. Максимович не считал "украинцев" особым этносом. Когда под "украинцами" стали понимать отдельный славянский народ этнос? На рубеже 1845-1846 годов в Киеве по инициативе молодого профессора Университета св. Владимира Николая Костомарова ученика Максимовича возникло "Кирилло-Мефодиевское братство", поставившее перед собой задачу борьбы за создание славянской федерации, куда должна была войти и свободная Украина. В Уставе братства Костомаров написал: "Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою самостоятельность, а такими племенами признаем: южно-руссов, северно-руссов с белоруссами, поляков, чехов с сло венцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами и болгар". Таким образом, автор Устава использовал искусственное слово "южно-руссы", противопоставленное им "северно-руссам с белоруссами".

Сторонник Костомарова Василий Белозерский написал пояснительную записку к Уставу, в которой содержалась следующая фраза: "Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы, Украинцы". Именно с этого документа можно вести историю употребления слова "украинцы" в этническом смысле. Белозерский, черниговский уроженец и преподаватель истории, не мог не знать рукопись Ригельмана, хранившуюся у черниговского поветового маршала Аркадия Ригельмана, и активно использовавшуюся историками. Его брат Николай Ригельман чиновник канцелярии киевского генерал-губернатора, сотрудник Временной комиссии для разбора древних актов дружил с членами "Кирилло-Мефодиевского братства". В 1847 году рукопись была напечатана в Москве Осипом Бодянским - еще одним их хорошим знакомым. После появления записки Белозерского Костомаров написал свою прокламацию "Братья Украинцы", в которой говорилось следующее: "...

Выношу из комментов - первое упоминание "Украины"

Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы" Откуда взялось название «Украина». Самая распространенная версия предполагает, что название страны происходит от древнерусского слова «оукраина», что значит «пограничная область».
Эврика! Все-таки нашел кто и когда придумал украинцев! Вопрос о происхождения украинской нации один из самых дискуссионных и противоречивых.

Путин объяснил, кто придумал название «Украина»

Некоторые из них не перестали заниматься революционной деятельностью. Наследницей революционной деятельности "украинского движения" стала организованная в Киеве в середине 80-х годов "Громада". Главными организаторами ее были историки, приват-доценты университета: М. Драгоманов русский полтавец , В. Антонович поляк и автор "украинского" гимна по образцу польского "Ще не вмерла Украша" этнограф П.

Чубинский русский полтавец. Таково развитие "украинского движения" в пределах Российской Империи. На землях же, отошедших к Австрии, до 1848 года австрийское правительство признавало за галичанами их русское происхождение и национальное единство с русскими Российской Империи. Но после похода русской армии 1848 года в Венгрию, при явном желании Государя Императора Николая Павловича обменять у Австро-Венгрии Га-личину на часть Царства Польского, австрийское правительство сделало крутой поворот в отношении русских галичан.

Австрийский губернатор Галиции граф Стадион в 1848 году обратил внимание Вены на опасность называть русскими галичан, после чего австрийские власти стали официально именовать русских галичан рутенами. Известны слова графа Стадиона, сказанные в том же году русской депутации: "Вы можете рассчитывать на поддержку правительства только в том случае, если захотите быть самостоятельным народом и откажетесь от национального единства с народом вне государства, именно в России, то есть если захотите быть рутенами, не русскими. Вам не повредит, если примете новое название для того, чтобы отличаться от русских, живущих за пределами Австрии. Хотя вы примете новое название, по все-таки останетесь тем, чем вы были".

Началось образование антирусской Руси. Усилилась борьба с русским литературным языком, с русскими книгами - распространение того н другого приравнивалось к государственной измене. Много русских патриотов было посажено в тюрьмы. Под покровительством венского правительства возникла "украинская" партия, расколовшая единство русских в Прикарпатье Галиция, Буковина и Угорская Русь.

Возрождение Украины - синоним ненависти к своей жене-московке, к своим детям-кацапчатам, к своим братьям и сестрам кацапам, к своим отцу и матери кацапам. Любить Украину значит пожертвовать кацапской родней" В Австро-Венгрии стал разрабатываться из местных простонародных говоров искусственный язык. Все это было направлено на отделение прикарпатских русских Российской Империи и на создание из галичан антирусской силы. Австро-венгерские власти стали применять на практике старый рецепт польского сепаратистского движения -"натравить русского на русского".

Здесь уместно привести выдержку из завещания польского революционера генерала Мерошевского, которое звучит так: "Бросим огни и бомбы за Днепр и Дон, в самое сердце Руси; возбудим ссоры в самом русском народе, пусть он разрывает себя собственными ногтями. По мере того как он ослабляется, мы крепнем и растем". Разве это не манифест действия? За счет кого хотели расти и крепнуть поляки, как не за счет малороссов, за счет их сил?

Именно эти предложения поляка, всю жизнь боровшегося с русским народом, были положены в основание политики по отношению к Российской Империи сначала Австро-Венгрией, а затем и всеми последующими врагами русского народа. Весьма заметную роль в "украинском" движении играли евреи. Свою заинтересованность в "украинском" вопросе, между прочим, не скрывал еврейский националист Жаботинский. Он писал: "Вопросе том, суждено ли российскому еврейству ассимилироваться или суждено развиваться как особой национальности, зависит главным образом от общего вопроса о том, куда ведут пути развития России, - к национальному государству или к государству национальностей?

Разрешение же спора о национальном характере России почти всецело зависит от позиции, которую займет тридцатимиллионный украинский народ. Согласится он обрусеть - Россия пойдет по одной дороге, не согласится - она волей-неволей пойдет по другому пути" Казанский П. Русский язык в Австро-Венгрии. Одесса, 1912.

Девяностые годы XIX века стали временем окончательного отречения "украинства" от всего русского, н даже от Православия. Необходимо было "исправить" русскую историю, отыскав в веках "украинцев" и изобретя им "достойный" язык общения. В это время на политической сцене появляется один из главнейших идеологов "украинства" - Михаил Сергеевич Грушевский 1866-1934 , выписанный австрийским правительством по рекомендации В. Антоновича из Киева н приехавший в 1894 году во Львов тогда принадлежавший Австро-Венгрин.

Грушевский преподавал в австрийских учебных заведениях "украинскую историю" и занимался реформированием и организацией "украинского" движения, созданием его идеологии. Он сильно в этом преуспел. До него в среде "украинства" велись споры - каким именем заменить названия малоросс и Малороссия. Именно ему принадлежит "честь" поставления в нем всех точек над "i": малороссы им были переименованы в "украинцев", а Малороссия - в "Украину", в значении имени собственного, а не нарицательного, как можно было бы употреблять эти слова.

На совести Грушевского лежит также большой вклад в изобретение особого "украинского" языка: отказавшись от церковнославянских слов, он заменил их польскими через польский язык он ввел много латинских, французских н немецких слов , но с соблюдением малорусского произношения. Этим "языком" о котором Стороженко - его критик - говорил, что это польский язык, в котором польские звуки приспособлены к малорусскому выговору написана Грушевским десятитомная "История Украины-Руси", пестрящая "yкраинцами" и "украинскими" князьями. Украинофильская историография и историческая правда Построение схемы истории "Украины" было выполнено в основном профессором Львовского университета М. Десятитомный труд "История Украины-Руси" и в названии отражает идеологическую установку Грушевского.

Считая слово "Русь" позаимствованным великорусским населением северных княжеств у "украинцев" после упадка их государственности - Киевской Руси, он оставляет его в названии. Наряду с этим он признает, что термин "Малая Русь" появляется в отношении Киевской н Галицко-Волынской земли в XIV веке грамоты Константинопольского патриарха и что в Х11-Х111 веках слово "украйна" употреблялось в нарицательном смысле, в значении пограничья, окраины. Несмотря на это признание, он считает, что слово "украйна" становится именем собственным для среднего Поднепровья с XVI века. На чем основано это утверждение - неизвестно.

Тогдашние «империалисты» очень заботились о национальной гордости «15-ти республик, 15-ти сестер». Концепция была немного купирована убрали тезис о том, что русские и украинцы были двумя разными народами изначально , но во всем остальном была объявлена единственно верной. О том, что историческое самоназвание и украинцев, и белорусов — «русские», в советское время старались не упоминать. Слово «украинское» внедрялось в историю как можно древнее, а слово «русский» в качестве самоназвания всячески замалчивалось.

В итоге случались курьезы. В общем, слово «Русь» заменялось на «Украину» везде, где только возможно. Возник новый перекос исторической правды — но уже в другую сторону. Эта концепция начинает подвергаться сомнению и поправкам в сторону исторической истины только в недавние годы.

Но, естественно, не на Украине. Теперь — что в этой концепции верного, а что сомнительного. Верно, что происхождение «Малороссии» - византийское. Обе сохраняли активные связи с Константинопольской патриархией.

Тогда греческие православные иерархи, которым надо было как-то их различать, придумали два названия: Микра Россия и Мегало Россия — по классической аналогии. Как писал Стороженко: «Византийцы воспользовались готовыми географическими терминами: страна Малая или Великая, унаследованными ими от классической древности". Согласно этой терминологии, Малыми считались исконные земли, бывшие "прародиной, одного народа или нескольких родственных племен… Великими назывались у классических географов страны, колонизованные населением из малых, иначе говоря: разросшиеся из недр страны-матери». Именования "Малая Русь" и "малороссияне", чтобы там не говорилось, употреблялись в Южной Руси и до Переяславской Рады, преимущественно в церковной среде.

Вот, например, митрополит Мир Ликийских Матфей пишет Львовскому братству, что ему даны патриархом Константинопольским полномочия "относительно церковных дел в Малой России и в Московском царстве" 1606 год. Но употреблялись действительно довольно редко, так как в широком обиходе были просто «Русь» и «руський народ». Кстати, насчет многочисленных поминаний, что на Украине, дескать, был не «русский», а особенный «руский» народ, который так и писался. Почтенные, грамматика в те годы еще не устоялась, и в одном и том же документе можно встретить написание и «русский», и «руский», и «руський».

Это, увы, мало что доказывает. Еще у В. Даля, в сер. XIX в.

В любом случае — все сами себя называли "русские" и в именовании «Малороссия» и «Великороссия» не видели ничего дурного. Теперь о «Московии» и «Украине».

В Киеве 1 декабря произошли столкновения с полицией;и полиция напала на лагерь 11 декабря. Протесты усилились с середины января в ответ на введение правительством драконовских законов против протестов. Протестующие заняли правительственные здания во многих областях Украины. Кульминация восстания пришлась на 18—20 февраля, когда в Киеве ожесточенные бои между активистами Майдана и полицией привели к гибели почти 100 протестующих и 13 полицейских. В результате 21 февраля 2014 года Янукович и лидеры парламентской оппозиции подписали соглашение, предусматривающее создание временного правительства национального единства, конституционные реформы и досрочные выборы. Вскоре после соглашения Янукович и другие министры правительства бежали из страны. Затем парламент отстранил Януковича от должности и сформировал временное правительство. За Революцией Достоинства вскоре последовала аннексия Крыма Россией и пророссийские беспорядки на востоке Украины, которые в конечном итоге переросли в русско-украинскую войну.

В ноябре 2013 г. В феврале того же года Верховная Рада украинский парламент подавляющим большинством голосов одобрила доработку соглашения с ЕС. Россия оказала давление на Украину, чтобы она отказалась от него. Эти протесты продолжались месяцами;их масштабы расширились призывами к отставке Януковича и правительства Азарова. Протестующие выступали против того, что они считали широко распространенной коррупцией в правительстве и злоупотреблением властью, влиянием олигархов, жестокостью полиции и нарушением прав человека в Украине. Репрессивные антипротестные законы еще больше разожгли гнев. Большой забаррикадированный лагерь протестующих занимал площадь Независимости в центре Киева во время «Восстания на Майдане». В январе и феврале 2014 года в Киеве в результате столкновений между протестующими и спецназом «Беркут» погибли 108 протестующих и 13 сотрудников милиции, многие получили ранения. Первые протестующие были убиты в ожесточенных столкновениях с полицией на улице Грушевского 19—22 января. После этого протестующие заняли правительственные здания по всей стране.

Самые кровопролитные столкновения произошли 18—20 февраля, когда в Украине произошло самое жестокое насилие с момента восстановления независимости. На следующий день полиция ушла из центра Киева, который оказался под фактическим контролем протестующих. Янукович бежал из города. Янукович заявил, что это голосование было незаконным и, возможно, вынужденным, и попросил помощи у России. Россия посчитала свержение Януковича незаконным переворотом и не признала временное правительство. Массовые протесты как за, так и против революции произошли на востоке и юге Украины, где Янукович ранее получил сильную поддержку на президентских выборах 2010 года.

К жителям Западных областей Украины, входивших в состав Австро-Венгрии, термин «украинцы» пришел позднее всего — в начале XX века. В изданной в Берлине в 1925 году брошюре «Украинское движение» русский эмигрант и публицист Андрей Стороженко писал: «Наблюдения над смешением рас показывают, что в последующих поколениях, когда скрещивание происходит уже в пределах одного народа, тем не менее, могут рождаться особи, воспроизводящие в чистом виде предка чужой крови. Знакомясь с деятелями украинского движения, начиная с 1875 года не по книгам, а в живых образах, мы вынесли впечатление, что «украинцы» — это именно особи, уклонившиеся от общерусского типа в сторону воспроизведения предков чужой тюркской крови». А ведь один из самых популярных образов украинского фольклора — «козак-лыцарь Мамай» — наглядное подтверждение подобного предположения. Откуда у персонажа народных картинок чисто татарское прозвище? Не является ли он олицетворением беклярбека Мамая, чьи потомки учувствовали в формировании казачества на Украине? В переводе с тюркских языков «казак» — это «разбойник», «изгнанник». Именно так называли не желавших подчиняться деспоту беглецов из армии Чингисхана, которые осели в степных районах нынешней Украины. Средневековый польский хронист Ян Длугош так писал о крымских татарах, напавших в 1469 году на Волынь: «Татарское войско составлено из беглецов, добытчиков и изгнанников, которых они на своем языке называют казаками». На мысль о татарских корнях нынешней украинской нации наталкивают и результаты археологических раскопок на месте сражения при Берестечко 1651 : оказывается, запорожские казаки не носили нательных крестов. Археолог Игорь Свечников утверждал, что представление о Запорожской Сечи как оплоте христианства сильно преувеличено. Неслучайно первая церковь в Запорожской вольнице появилась только в XVIII веке, после принятия казаками российского подданства. Что говорят генетики Нельзя не обратить внимания на этническую пестроту населения современной Украины.

Когда появилась Украина?

«Украина» — историческое название ряда территорий, а также название современного государства Украина. может быть сколько угодно, но жанр исторического нарратива подразумевает следование за историческим процессом. 2. Где и как впервые стало употребляться слово «украинцы»?

Откуда взялось название «украина»? Почему Украину назвали Украиной? История Украины

Геоинформационный центр» Новости» Название "Украина" на протяжении столетий. Президент РФ Владимир Путин в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону заявил, что название «Украина» придумали поляки, считавшие южные русские земли окраиной. Название нашей страны УКРАИНА появилось в последней четверти XII в. Впервые в Ипатьевском списке Повести временных лет, где летописец рассказывает о смерти переяславского князя Владимира Глебовича в 1187 г., сказано. Название страны Украина, именно страны, появилось в своё время. Официальное название: Республика Украина.

ЧТО ТАКОЕ УКРАИНА - РАЗ И НАВСЕГДА !

Оказался довольно плодовитым, был замечен вполне адекватным и известным специалистом в археологии Зализняком, который нашел время и силы покритиковать фрика. Сей эпический труд рекомендуется для прочтения с целью поднятия настроения, но требуется осторожность — есть неиллюзорная вероятность умереть от смеха. Впрочем, издательство рекомендует его для других целей — для дополнительного чтения при изучении истории в школах и ВУЗах. Теперь понятно, кто у него «друзья», рассуждающие о трипольцах и «Велесовой книге». Третий источник — Эдмунд Квасив. Известный украинский учёный, отрывший украми Черное море. Больше ничем не известен, вообще ничем, ибо персонаж вымышленный.

Про очередном обострении украинско-финно-угорских отношений этот и подобный бред стал форситься имперской пропагандой как официальная позиция историков в-на Украине. Что вызвало на той стороне откладку стройматериалов в количестве, достаточном для построения моста в Крым. В пожарном порядке, чтобы значит сильно не ржали и лишнего не говорили, кинулись опровергать мифы и устраивать ликбез. Но выжечь мифы глаголом оказалось не так просто. Некоторые неравнодушные граждане в обращениях интересуются: почему ЛИКБЕЗ не берет на вооружение передовые научные теории, например, о корнях конфликта Украины и России, уходящих в борьбу Аратты и Гипербореи в 5 тыс. Что не указаны доисторические маршруты нордических ариев.

Или о том, что агрессия России в Крым вызвана борьбой за наследие Атлантиды. Или о том, что пока украинцы созидали Трипольскую цивилизацию, в России ничего не было. Или что трипольцы научили писать шумеров после чего, видимо, сами разучились? Или что не взяты на вооружение «Исторического фронта» труды таких выдающихся ученых, как Шилов, Каныгин, Белинский, Бебик. Но если бы люди лучше знали историю Украины РЕАЛЬНУЮ, то спокойно бы ею гордились, не взращивали себе душевных исторических болезней и не кормили бы профанаторов и фантастов. Древнейшее славянское племя[ править ] Миф: Укры — древнейшее славянское племя, первопредки украинцев и всех славян вообще Очередной повод для ржача, конечно.

Разрыв шаблона в том, что древние укры таки существовали. Известно о них из германских источников X века и позже. Жило это племя между Эльбой и Одером, а значит, между польскими и германскими землями на берегах речки Укрянки [3]. Окончательно были угондурашены и ассимилированы немцами после крестового похода против славян в 1147 году. К современным украинцам имеет отношение чуть менее, чем никакое. Источник мифа Источник мифа неизвестен, но идея об украх — прародителях украинцев регулярно просачивается в околоисторическую литературу в-на Неньке, что вызывает баттхерт со стороны патриотических, но еще вменяемых укроисториков [1].

Основание Киева. Кий разберешь, кем и когда[ править ] Миф: Киев — один из древнейших городов в мире, он был основан сразу после основания Мемфиса, Вавилона, Иерусалима, Афин, Рима, Спарты и еще нескольких мелких деревень, ровно 1500 лет назад. В связи с чем в 1982 году были устроены массовые гуляния по поводу полуторатысячелетнего юбилея. Киев был основан украми Кием, Щеком, Хоривом и сестрою их Лыбедью. Радзивиловская летопись Это первое появление взаимоисключающих параграфов в истории государства Украинского. Киев либо был основан полторы тысячи лет назад, либо был таки основан гоп-компанией во главе с Кием, ибо Кий и его братовья с сестрой жили в IX веке.

Описание основания Киева находится в летописи «Повесть временных лет», которая написана существенно позже описываемых событий, и написано там такое: жили-были поляне, племя какое-то, из этого племени Кий сидел на одной горе, Щек на другой, а Хорив на третьей, а между ними летала сестра их Лыбедь и всех любила. Решили они основать город и основали, какие проблемы. А еще говорят, что Кий был переправщиком — держал мелкий и средний бизнес по переправе через Днепр, не удивительно, что город назвали в честь него. Впрочем, и до этой компании через речку переправлялись, и народ тусовался — в раскопках нашли и более древние монеты. В общем, оба варианта вероятны: и наличие переправы на месте Киева 1500 лет назад, и основание города Кием что в переводе означает «рабочий» , но надо бы выбрать что-то одно. Примерно во время основания Киева Кием будем считать, что им севернее происходили другие важные дела: в Новгороде вокняжился какой-то приблудный варяг по имени Рюрик, то ли его специально позвали, то ли пришел без спросу — хрен этих чухонцев с москалями разберешь.

В общем, пришел Рюрик в Новгород, начал княжить и с имеющимся бардаком разбираться, а дружина и вояки остались не у дел, поэтому бухали мед-пиво водки еще не было. Кий умер от горя. Щек, Хорив и сестра их Лыбедь тоже не перенесли смерти брата и умерли в один день. Так повествует «Повесть временных лет». А дальше произошло вот что. Аскольд и Дир совсем охуели и даже залупались на Византию, но опять же в Новгороде произошло более важные дела — умер Рюрик и власть получил Олег.

Который охуел от таких закидонов безродных дружинников, пришел к Киеву, выкинул Аскольда и Дира на мороз и воцарился в Киеве, где климат был более мягким, чем в Новгороде. Олег потом совершил много эпических дел — прибил щит на ворота Царьграда и умер от коня своего, но это уже другая история. В сухом остатке по городу Киеву имеем следующее: переправа на месте Киева была основана так давно, что теряется во мраке веков в IX веке этот бизнес был подмят семейкой полян во главе с Кием Кия кончили приблудные варяги, которых привел в Новгород Рюрик, но которым было мало и они двинулись дальше на юг Варягов кончил Олег — нянька Игоря, наследника Рюрика Так началась Киевская Русь [4].

Откуда есть пошло название "Украина" Четверг, 06 Февраля 2014 г. Эта теория 19 века. Сочинена малообразованным невеждой, с целью доказать, что Украина это часть России. Часть Московии. Это неправда.

Ибо, сия "версия" в кавычках разбивается сразу же одним простым вопросом: Вопрос - каким образом, украинцы могли назвать свою страну и самих себя словом, которое отсутствует в украинском языке? Ведь, в украинском языке, слово "окраина" звучит как "околиця" русск. На этот вопрос, еще ни один сторонник сей "версии", не смог дать вразумительного ответа. Есть еще более маргинальная версия о том, что де "Украина" произошло от того, что на карте польского короля Казимира так было написано. Отвечаю - так было написано на карте потому, что это и есть Украина. Кроме того, сторонники этой "версии" должны доказать наличие миллионов копий этой карты в каждой украинской хате. А так-же, грамотность украинских крестьян, чтобы можно было это прочитать. Так же, можно спросить адептов сих версий так - если слово "украина" в форме "оукраина" появляется в летописи 12в.

Но ее тогда тоже еще не существовало даже у самых маргинальных версий новохронологов. А ларчик открывается довольно просто.

Земли вокруг Киева обозначены как Vkraine ou pays des Cosaques «Украина или земля казаков ». На востоке для обозначения южной границы России используется название «Окраина».

Самое древнее зарегистрированное упоминание слова «украина» относится к 1187 году. В последующие десятилетия и столетия этот термин применялся к укрепленным окраинам разных княжеств Руси без конкретной географической привязки: Галицко-Волынь , Псков , Рязань Украина при короле Владиславе Ягелло. После того, как юго-западные земли бывшей Руси были подчинены Польской короне в 1569 году, территории восточного Подолья до Запорожье получило неофициальное название Украина из-за своей пограничной функции с кочевым татарским миром на юге. Польский летописец, писавший о Хмельницком восстании в 1660 году, объяснил слово «Украина» землей, находящейся на окраине Польского королевства.

Он использовался для территории среднего Днепра, контролируемой казаками.

В разрядной книге, переписанной во II половине XVII века, значилось: "А пришед царь в Крым перед ним в другой четверг по велице дни, а возился на Тонких водах, а под украинцов пустил мурз дву или трех с малыми людьми языков добывали и про царя и великого князя проведывали". Жителей Малороссии "украинцами" не называли. Например, в Двинской летописи под 1679 годом фигурируют "Яким малороссиянин да Константин украинец". По мере продвижения на юг российской границы слово "украинцы" с Поочья распространяется и на пограничных служилых людей Слободской Украйны. В 1723 году Петр Великий упоминает "Украинцов Азовской и Киевской губерний" - украинных служилых людей, в том числе и со Слободской Украйны. При этом он четко отличает их от "Малороссийского народа". В 1731 году на Слобожанщине стала создаваться Украинская линия, защищавшая российские границы от крымцев. Анонимный автор "Записки о том, сколько я памятую о Крымских и Татарских походах", участник похода 1736 года против крымцев, писал о том, как татары сталкивались с "нашими легкими войсками Запорожцами и Украинцами ".

При Елизавете Петровне из "Украинцов" формировались полки Слободской ландмилиции. В 1765 году здесь была учреждена Слободская Украинская губерния так именовалась Харьковская губерния в 1765-1780 и 1797-1835 годах. В 1816-1819 годах при Харьковском университете издавался весьма популярный "Украинский вестник". Когда и в каком смысле слово "украинцы" впервые стало употребляться в Малороссии? Поляки никогда не распространяли его на русское население Украины. Происхождение такого имени не вполне понятно, но очевидно, что остальное население "украинцами", таким образом, не были. С середины XVII века этот термин из польских документов пропадает. Во II половине XVII века московские подданные изредка начинают употреблять слово "украинцы" в отношении малороссийского казачества. Московские послы Афанасий Прончищев и Алмаз Иванов, отправленные в Варшаву в 1652 году, отмечали в донесении, что в польской столице они встретили шестерых посланцев гетмана Богдана Хмельницкого, среди которых был "Ондрей Лисичинский з Волыня, украинец, а ныне живет в Богуславе".

Остальные представители Хмельницкого были уроженцами центральной или левобережной Украины. Примечательно, что среди всех послов "украинцем" был назван лишь один Лисичинский. Таким образом, Прончищев и Иванов имели в виду, что Лисичинский являлся бывшим польским шляхтичем, то есть пользовались польской терминологией. Хорватский выходец Юрий Крижанич в своем труде, написанном в тобольской ссылке в 1663-1666 годах было открыто и опубликовано лишь в 1859 году , дважды употребляет слово "украинцы" как синоним слова "черкасы". Свой труд, позднее получивший название "Политика", Крижанич писал латиницей на искусственном эклектическом языке - смеси церковнославянского, простонародного русского и литературного хорватского. Слово "украинцы" Крижанич мог заимствовать из русского языка или самостоятельно сконструировать: он родился в Бихаче неподалеку от Крайны, где проживали краинцы то есть хорутане, или словенцы. С последней трети XVII века слово "украинцы" в отношении как казаков, так и слободских украинцев появляется и в отошедшей к Русскому государству части Малороссии - в промосковских кругах казачьей старшины и духовенства. Наиболее ярким документом в данном отношении следует считать "Пересторогу Украины" 1669 - публицистический трактат, написанный, скорее всего, наказным киевским полковником Василием Дворецким. В отношении всего малороссийского населения применяются понятия "народ рус с кий", "хртiяне русъкие", "русь" сравните: "москва и русь"; иногда понятия "Русь" и "русы" распространяется и на Московское государство.

Автор текста демонстрирует хорошее знание ситуации внутри Российского государства. Единожды слово "украинцы" в значении казаков употреблено в "Кроинике о земле Польской" 1673 игумена Киево-Михайловского Златоверхого монастыря Феодосия Софоновича, который был знаком с "Пересторогой". В письме архимандрита Новгорода-Северского Спасского монастыря Михаила Лежайского боярину Артамону Матвееву в 1675 году сказано: "Не ведаю, за что порубежные воеводы наших Украинцов недавно изменниками зовут и некакую измену слышат, которую мы не видим; а если бы что было, я сам первой известил бы днем и ночью свету великому государю; изволь предварить, чтобы воеводы в таких мерах были опасны и таких вестей ненадобных не начинали и малороссийских войск не озлобляли; опасно, чтобы от малой искры большой огонь не запылал". Вполне очевидно, что архимандрит употребляет понятие, хорошо известное в Москве, и имеет в виду пограничных воинских людей казаков Украины. В стихах малороссийского поэта Климентия Зиновьева, писавшего во времена царя Петра и Ивана Мазепы, единственный раз были упомянут "Украинец породы Малороссийской" в собирательном смысле , то есть вводилось уточнение, о каких конкретно слободских "украинцах" шла в данном случае речь. Летопись Самуила Величко составлена между 1720 и 1728 годами включает документ сомнительного происхождения, датируемый якобы 1662 годом - письмо запорожцев Юрию Хмельницкому. В документе содержатся следующие фразы: "Не забудь к тому же и того, что мы, войско низовое запорожское, скоро поднимемся на тебя, а вместе с нами встанут и все обабочные украинцы, наша братия, и премногие другие пожелают отомстить тебе за обиды и разорения. В какой час и с какой стороны налетит на тебя вихорь и подхватит и унесет тебя из Чигирина, ты и сам не узнаешь, а поляки и татары далеко будут от твоей обороны". Население Малороссии в целом Величко именовал "народом козако-руським".

В Лизогубовской летописи по Владимиру Иконникову - 1742 года были упомянуты "поднестряне и забужане и иные украинцы"; таким образом, "украинцами" здесь именовались казаки - воинские люди различных окраин Малороссии. Выходец из известного малороссийского рода Яков Маркович 1776-1804 в своих "Записках о Малороссии, ее жителях и произведениях" СПб. Маркович также называл их "степными Малороссиянами" и полагал, что они произошли от русских или половцев, которые приняли казачий образ жизни. Их потомков польский король Стефан Баторий расселил против крымских татар "при обоих берегах Днепра". Он также сообщал, что эти "украинцы", хотя и стали расселяться по Екатеринославской и Новороссийской губерниям, тем не менее составляли особое сословие и не смешивались с малороссиянами. Когда "украинцами" начали называть все население Украины-Малороссии? Выдающийся военный инженер генерал-майор Александр Ригельман 1720-1789 - обрусевший немец, служивший в 1745-1749 годах в Малороссии и на Слободской Украйне - выйдя в отставку и на склоне лет поселившись под Черниговом, написал "Летописное повествование о Малой России и ее народе и козаках вообще" 1785-1786. Как уже было сказано, на Черниговщине жили казаки, в отношении которых использовалось именование "украинцев". Ригельман впервые распространил именование "украинцев" на население всей Украины-Малороссии.

Понятия "украинцы" и "малороссияне", а также "Украина" и "Малороссия" использовались им как тождественные. Рукопись Ригельмана была хорошо известна историкам и привлекалась к исследованиям в частности, Дмитрием Бантыш-Каменским в его "Истории Малой России" , однако никто из малороссийских историков - современников Ригельмана Петр Симоновский, Степан Лукомский и др. Польский граф-эмигрант, впоследствии российский чиновник, Ян Потоцкий 1761-1815 издал в 1795 году в Париже на французском языке хрестоматию отрывков из античных и раннесредневековых писателей под названием "Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах". Во введении он привел список славянских народов, среди которых фигурировали "украинцы" или "малороссы" - отдельный от "русских" славянский народ , в древности разделявшийся на 4 племени: полян, древлян, тиверцев и северян. Потоцкий впервые эпизодически использовал слово "украинцы" как этноним. Интересно отметить, что оно фигурирует всего 3 раза, но сразу в двух формах написания les Uckrainiens, les Ukrainiens. По мнению польского графа, русский народ происходил от словен новгородских, а кривичи, дреговичи и бужане влились в состав украинского, русского и отчасти польского народов. Более к украинской теме автор не возвращался, а сама концепция ни в других трудах Потоцкого, ни у его современников развития не получила. Однако почины Ригельмана и Потоцкого восприняты не были.

Слово "украинцы" в литературных и политических произведениях до середины XIX века продолжало употребляться в прежних значениях. Харьковский писатель Илья Квитка, одесский историк Аполлон Скальковский, а также Александр Пушкин вероятно, вслед за Марковичем и Квиткой именовали "украинцами" малороссийских казаков. Отсюда видно, что в русском варианте слово изначально имело ударение на второй слог укрАинец , в то время как в польском по правилам польского ударения - на предпоследний украИнец. Использовалось и прежнее петровское значение слова. Декабрист Павель Пестель 1792-1826 в своей «Русской правде» делил "народ русской" на пять "оттенков", различаемых, по его мнению, лишь "образом своего управления" то есть административным устройством : "россиян", "белорусцев", "русснаков", "малороссиян" и "украинцев". Харьковский драматург Григорий Квитка Основьяненко 1778-1843 , племянник Ильи Квитки, в небольшом очерке "Украинцы" 1841 писал: "Народы, населившие нынешнюю Харьковскую губернию, большею частью были украинцы и имели с малороссиянами один язык и одни обычаи, но со времени своего здесь поселения значительно отклонились от них до заметной разности... Кондратий Рылеев в набросках своей поэмы "Наливайко" 1824-1825 писал: "... Этот отрывок "Весна" был впервые опубликован только в 1888 году. В 1834 году молодой ученый-ботаник Михаил Максимович издал в Москве "Украинские народные песни", в комментариях к которым писал: "Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев".

Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие "украинцы": по его мнению, так именовались потомки полян - казаки и жители Среднего Поднепровья. Максимович не считал "украинцев" особым этносом. Когда под "украинцами" стали понимать отдельный славянский народ этнос? На рубеже 1845-1846 годов в Киеве по инициативе молодого профессора Университета св. Владимира Николая Костомарова ученика Максимовича возникло "Кирилло-Мефодиевское братство", поставившее перед собой задачу борьбы за создание славянской федерации, куда должна была войти и свободная Украина. В Уставе братства Костомаров написал: "Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою самостоятельность, а такими племенами признаем: южно-руссов, северно-руссов с белоруссами, поляков, чехов с сло венцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами и болгар". Таким образом, автор Устава использовал искусственное слово "южно-руссы", противопоставленное им "северно-руссам с белоруссами". Сторонник Костомарова Василий Белозерский написал пояснительную записку к Уставу, в которой содержалась следующая фраза: "Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы, Украинцы". Именно с этого документа можно вести историю употребления слова "украинцы" в этническом смысле.

Белозерский, черниговский уроженец и преподаватель истории, не мог не знать рукопись Ригельмана, хранившуюся у черниговского поветового маршала Аркадия Ригельмана, и активно использовавшуюся историками. Его брат Николай Ригельман чиновник канцелярии киевского генерал-губернатора, сотрудник Временной комиссии для разбора древних актов дружил с членами "Кирилло-Мефодиевского братства". В 1847 году рукопись была напечатана в Москве Осипом Бодянским - еще одним их хорошим знакомым. После появления записки Белозерского Костомаров написал свою прокламацию "Братья Украинцы", в которой говорилось следующее: "... Мы принимаем, что все славяне должны между собою соединиться. Но так, чтоб каждый народ составлял особенную Речь Интересна также эволюция употребления слова "украинцы" у другого участника "Братства" - Пантелеймона Кулиша. В 1845 году Кулиш в тогдашнем написании: Кулеш приступил к публикации в журнале "Современник" своего романа "Черная рада". В первоначальной версии на русском языке упоминались "Малороссийский народ", "Малороссияне", "Южно-Русский народ", "Украинский народ", присущий им "дух Русский", а также указывалось, что жители Украины - "Русские". Это слово также встречалось и в более ранних произведениях Кулиша.

Например, в повести "Огненный змей" содержалась следующая фраза: "Народная песня для Украинца имеет особенный смысл". Повествование было связано с местечком Воронеж близ Глухова родиной самого Кулиша - на границе с Слобожанщиной и недалеко от мест, где по Марковичу селились потомки казаков. Важно отметить, что в другом труде Кулишом восхвалялись именно "козацкие песни". Представления Кулиша, таким образом, были близки взглядам Максимовича. Однако именно с 1846 года Кулиш наполняет слово "украинцы" иным смыслом. С февраля этого года то есть одновременно или сразу после появления записки Белозерского он начал печатать в петербургском журнале "Звездочка" свою "Повесть об украинском народе". В ней фигурировали "народ Южнорусский, или Малороссийский" и "Южноруссы, или Украинцы". Автор отмечал, что этот особый славянский народ, проживающий в России и Австрии, и от "севернорусских" отличается "языком, одеждою, обычаями и нравами", а история его начиналась еще с князя Аскольда. Интересно, что в последнем абзаце своего труда Кулиш все-таки отметил, что "козаки-поселяне, потомки городовых козаков...

Однако употребление слова "украинцы" в этническом смысле в середине XIX века было случайным и столь же искусственным, как и понятия "южноруссы". Оба эти понятия в равной степени не считались самоназваниями. В целом слово "украинцы" как этноним широкого хождения в это время не получило.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий