Крестопоклонная неделя стала очень значимой для всех христиан, став напоминанием о жертве Иисуса и поддержкой в середине Великого поста — самого строгого из всех христианских постов.
Неделя Крестопоклонная: история, смысл, песнопения, цитаты (+видео, аудио)
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная | 19 марта 2023 года в Неделю третью Великого Поста Крестопоклонную в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских были совершены две Божественные литургии. |
19 марта 2023. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная | Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста. |
Неделя Крестопоклонная Великого поста | Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя. |
Крестопоклонная Неделя проповедь | Крестопоклонная неделя. |
Крестопоклонная Неделя Великого Поста | Домой Блог Новости Неделя Крестопоклонная. |
Четвертая седмица Великого Поста 2023. Крестопоклонная неделя
Середина поста — Крестопоклонная неделя Великого поста в 2023 году. — С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в третье воскресенье Великого поста, и на предстоящей Крестопоклонной седмице. Наступила третья седмица Великого поста, во время которой Церковь предлагала нам воспоминание о блудном сыне, а также готовила нас к третьему воскресению поста – Неделе Крестопоклонной (по-гречески: κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως).
Третья неделя Великого поста: самарцам рассказали, как провести Крестопоклонную седмицу
Крестопоклонная неделя посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. новости прихода. Слово священника Константина Корепанова.***САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: ты на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС. Приветствую вас отцы, братья и сестры с Крестопоклонной Неделей. Милостью Божией вступив на поприще Великого поста мы дошли до его середины. Приветствую вас отцы, братья и сестры с Крестопоклонной Неделей. Милостью Божией вступив на поприще Великого поста мы дошли до его середины.
Крестопоклонная Неделя Великого Поста
Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная | Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. |
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Заканчивается третья неделя Великого поста 29 марта – 4 апреля. |
Крестопоклонная неделя — Великий пост 2024 | Предание.ру - православный портал | 18 и 19 марта в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения Крестопоклонной Недели Великого поста. |
Крестопоклонная Неделя Великого Поста | Храм Сергия Радонежского на Рязанке | Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная. |
Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная
Крестопоклонная неделя в 2023 году, как и в предыдущие годы, будет праздноваться в последнее воскресенье третьей недели Великого поста. На третьей «неделе» (в третье воскресенье) Великого Поста совершается поклонение Распятию Господа – а последующие шесть дней именуются «Крестопоклонной седмицей», которая является четвертой из шести, составляющих Великий Пост. Крестопоклонную седмицу Великого поста иногда называют средопостной, потому что хронологически это, действительно, середина поста. Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя.
Половина Великого поста позади: в тульских храмах началась крестопоклонная неделя
Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига. Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонной неделей. 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы. Крестопоклонная неделя начнется с вечера субботы, когда в центр храма будет торжественно вынесен Животворящий Крест Господень. 19 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную совершены богослужения.
КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ
Согласно преданию найденный крест императрица Елена разделила на две части. Одну оставила в Иерусалиме, вторая же была отправлена сыну, императору Константину Великому. В 614 году Иерусалимская часть Креста была вывезена персидскими захватчиками. Война продолжалась длительное время. Персы планировали захватить и Константинополь. Но потерпели поражение, и святыня была возвращена в Иерусалим. Предположительная дата возвращения Креста Господня 6 марта 631 года. Этот день стал праздничным.
Богослужебный цикл Великого поста в то время еще только устанавливался. Устанавливалась его продолжительность, строгость.
А мне думается: зачем веселые… лучше бы синие чернички… Все мы смотрим, как складывает она «кресты». На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Добавить муку 2-3 стакана, 0,5 стакана сахара, измельченные орехи. Замесить крутое тесто. Раскатать в пласт 5 мм. Вырезать формой для печенья кресты. Или сложить кресты самостоятельно. Выпекать в нагретой до 200 градусов духовке около 20-25 минут.
А это те не в удовольствие, а… каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает.
Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны. На вечерней службе в субботу, в конце богослужения после пения Великого славословия «Слава в вышних Богу... Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор и весь храм, как правило поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Тропарь, кондак и канон На Утрени в Неделю крестопоклонную, после Великого славословия, священник выносит из алтаря Крест. При пении тропаря «Спаси22 гDи лю1ди своS…» Крест полагается на аналое в центре храма. После священнослужителей к аналою подходят попарно и все молящиеся, сперва мужского пола, затем женского, кланяются и лобызают Крест, а хор в это время поет особые стихеры, посвященные искупительным страданиям Христа Спасителя. Триодь постная, стихера в Неделю крестопоклонную Подобным образом поклонение Кресту Господню совершается еще два раза в году — в первый день Успенского поста 14 августа н. На Крестопоклонной седьмице, четвертой неделе Великого поста, при совершении ежедневной службы поклонение Кресту бывает также в понедельник, среду и пяток, особым чином во время чтения часов. Тропарь, глас 1. Кондак, глас 7. Библиотека Русской веры Читать онлайн Народные традиции Крестопоклонной недели На Руси в среду Крестопоклонной недели было принято во всех крестьянских домах печь из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи.
В крестах запекали или куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или, наконец, человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с одним из этих предметов, тот считался счастливым. В среду же Крестопоклонной недели «ломается» пост, и маленькие дети ходили под окна поздравлять хозяев с окончанием первой половины поста. В некоторых местностях этот обычай поздравленья выражался в очень оригинальной форме: ребятишек-поздравителей сажали, как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами пели: «Здравствуйте, хозяин-красное солнышко, здравствуйте, хозяюшка-светлый месяц, здравствуйте, дети-яркие звездочки! Простодушных ребят-поздравителей принято было обливать при этом водой, а затем, как бы в награду за перенесенный испуг, им давали кресты из теста. Иконография Крестопоклонной недели По обыкновению на кресте изображается распятый Христос. Внизу под ногами Спасителя изображается подножие, на верхней части креста — доска с начертанием начальных букв надписи Пилата «Исус Назарянин, Царь Иудейский» I. I или надпись «Исус Христос».
На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию, во время казни у самого креста. На иконе «Поклонение Кресту» изображается крест в окружении небесных сил. Поклонение Кресту. Двусторонняя выносная икона. Оборот иконы — «Спас Нерукотворный». Новгород, вторая половина XII в. Утверждение креста перед Распятием Христовым. Около 1497?
Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Старообрядческое киотное распятие с избранными праздниками Икона Распятие с предстоящими. Новгород, XVI в. Современная икона Поклонение Кресту Литой Крест. Бронза, XIX в. Церкви, посвященные Кресту Господню В Иерусалиме на месте, где, по преданию, росло древо Креста, был основан монастырь. Монастырь Святого Креста и его местонахождение упоминаются во многих преданиях и легендах. Согласно одному из преданий временем создания обители является период правления византийского императора Константина Великого и его матери Елены, то есть IV век н. По другой легенде, датой основания монастыря является V век.
И связывается это событие с Татианом, царем Иберии Грузии. Считается, что Татиан, царь Иберии Грузии , совершил паломничество в Святую Землю и решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю. Согласно третьему преданию, монастырь построен во время правления императора Ираклия 610-641 гг. Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в связи с тем, что там выросло Крестное древо — то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Ираклий же и велел на выбранном месте построить монастырь.
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Неделя третья Великого поста и четвертая седмица | На Крестопоклонной неделе, празднуемой в самой середине Великого поста, церковь допускает некоторые послабления в пище. |
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная — Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Ульяновске | Какие названия имеют недели Великого поста, чем РИА Новости, 27.03.2024. |
19 МАРТА 2023 ГОДА - КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». Место обретения отмечено красной мраморной плитой с изображением креста, плита с трех сторон обнесена металлической оградой, здесь же первое время хранился Крест. В придел Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены вниз ведут 22 металлических ступени, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня — два этажа вниз от основного уровня. В приделе Обретения Креста под потолком около спуска есть окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Это окно соединяет придел с алтарем церкви святой Елены. Сократ Схоластик пишет, что императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил ее в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади.
Сократ сообщает, что эти сведения известны ему из разговоров жителей Константинополя, то есть могут быть недостоверными. Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время, и верующие поклонялись честному древу. В 614 году Иерусалим был осажден персидским правителем Хосрой II. После продолжительной осады персам удалось захватить город. Захватчики вывезли Древо Животворящего Креста, которое хранилось в городе с того времени, как было обретено равноапостольной Еленой.
Война продолжалась еще долгие годы. Объединившись с аварами и славянами, персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Пресвятой Богородицы. Персы были разгромлены. Крест Господень был возвращен в Иерусалим.
С тех пор ежегодно праздновался день этого радостного события. В тот период порядок великопостных церковных служб еще не был окончательно установлен и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, практиковался перенос праздников, которые прилучались на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста.
Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, таинство крещение которых было намечено на Пасху. Считалось верным начинать наставление в вере с поклонения Кресту Господню. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы Креста встречаются в некоторых ковчежцах.
Богослужение в Крестопоклонную неделю. Тропарь, кондак и канон На Утрени в Неделю крестопоклонную, после Великого славословия, священник выносит из алтаря Крест. При пении тропаря «Спаси22 гDи лю1ди своS…» Крест полагается на аналое в центре храма. После священнослужителей к аналою подходят попарно и все молящиеся, сперва мужского пола, затем женского, кланяются и лобызают Крест, а хор в это время поет особые стихеры, посвященные искупительным страданиям Христа Спасителя. Триодь постная, стихера в Неделю крестопоклонную Подобным образом поклонение Кресту Господню совершается еще два раза в году — в первый день Успенского поста 14 августа н.
На Крестопоклонной седьмице, четвертой неделе Великого поста, при совершении ежедневной службы поклонение Кресту бывает также в понедельник, среду и пяток, особым чином во время чтения часов. Тропарь, глас 1. Кондак, глас 7. Библиотека Русской веры Читать онлайн Народные традиции Крестопоклонной недели На Руси в среду Крестопоклонной недели было принято во всех крестьянских домах печь из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи. В крестах запекали или куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или, наконец, человеческий волос, «чтобы голове легче было».
Кому попадался крест с одним из этих предметов, тот считался счастливым. В среду же Крестопоклонной недели «ломается» пост, и маленькие дети ходили под окна поздравлять хозяев с окончанием первой половины поста.
Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места. Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух.
Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной. Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке. История В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами да-да, славянами! Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим.
Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.
Когда и как проходит крестопоклонная неделя у православных Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста.
Следующую за этим праздником четвертую неделю в православии также называют Крестопоклонной. В этот праздник православным полагается почитать Крест Господень. По мнению священнослужителей, как знамя вдохновляет воинов, так и Крест в этот день должен укреплять дух верующих для окончания поста. В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.
Третье воскресенье Великого поста особенное. Это середина, тяжелое для постящихся время. Решимость поститься встретилась с трудностями воздержания, а до Пасхи еще далеко. Самое время вспомнить про крестные страдания Иисуса Христа. О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди книга, где содержатся порядок и тексты богослужения написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста».
Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны. На вечерней службе в субботу, в конце богослужения после пения Великого славословия «Слава в вышних Богу... Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор и весь храм, как правило поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Во время пения тропаря священник несет крест на середину храма и кладет его на центральный аналой. После этого аналой кадится с четырех сторон и начинается поклонение Кресту. Есть традиция: после каждого исполнения тропаря молящиеся кладут земные поклоны. Собственно поклонение Кресту происходит по окончании пения тропаря. Хор поет песнопения стихиры , начинающиеся словами: «Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на нем же Христос Царь славы волею руце распростер...
Подобным же образом поклонение Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу последующих семи дней за Крестопоклонным воскресеньем. В понедельник и среду утром, во время чтения первого часа так же поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко... А в пятницу, когда заканчивается чтение часов, священник уносит Крест в алтарь. Возьми крест свой. Первая мысль, которая нам приходит в голову, когда мы слышим эти слова, — эго мысль о «кресте», то есть о скорбном жизненном пути.
При этом мы реже думаем о самопожертвовании во имя Господа, но чаще о тех трудностях, великих и малых, которые выпадают нам на долю. Мы не можем понять, почему наши скорби спасительны для нас? Почему нельзя двигаться по жизни без креста? Да потому, что жизнь в этом лежащем во зле мире в принципе есть жизнь, исполненная скорби. Жизнь, с ее зыбкой почвой опасностей, соблазнов и пороков, напоминает болото, которое постоянно грозит поглотить человека, увлечь в свою трясину.
Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» приводит к трясине, из которой нет выхода. Другие пытаются найти путь собственными силами. Они — кузнецы собственной жизни и счастья — самоуверенно ступают в болото и говорят: «Мы сами проложим дорогу к прекрасному будущему!
Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Когда и как проходит крестопоклонная неделя у православных Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста.
Однако на самом деле название Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная — третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе. В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день.
Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре. Крестопоклонная неделя Великого поста в 2024 году выпадает на 1 апреля. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста. Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.
Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины. Служба в церкви В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона.
Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
Крестопоклонная Неделя Великого Поста
Чтобы воскреснуть со Христом, нужно пострадать вместе с Ним и не сходить со своего креста ни за какие земные блага. Стоя перед Крестом Господним да будем всегда прибегать к его живительной и спасительной силе, которой боятся и трепещут враги нашего спасения, и Христос укрепит нас в нашей борьбе, которую мы ведем на пути в Царство Небесное. По обычаю в Валаамском монастыре Великим постом совершаются новые иноческие и монашеские постриги. В этом году они начнутся на грядущей неделе.
Это не множество жертв, как это было до этого и как есть в других религиях. Это повторение все того же момента, который определился в самый важный момент, когда Христос прославил Своего Отца. Тут ведь важная мысль, в Послании к Евреям, о том, что Христос не Сам Себе присвоил эту славу, Он по послушанию Своему Отцу пошел на эту жертву, и принес Свою жизнь ради людей — то есть Бог пожертвовал Собой, Богочеловек Иисус Христос пожертвовал Собой ради спасения людей. А не так, как во всех других религиях, люди должны приносить какие-то жертвы своим высшим силам. Борисова — Мне кажется, тут еще для нас важное напоминание, поскольку есть все-таки такое искушение видеть в священнике некий воплотившийся идеал, то есть если он ему вдруг не соответствует каким-то образом, это, значит, плохой батюшка, надо пойти к другому. А здесь апостол говорит о том, что они такие же, как мы, они такие же грешные, и за наши грехи, и за свои грехи приносят жертвы. Протоиерей Дионисий — Так было в Ветхом Завете, действительно там священники приносили жертвы и за свои грехи, и за грехи всех людей.
А в данном случае как бы уже все жертвы были искуплены, и уже даже нет смысла приносить никаких дополнительных жертв, но наша жизнь и есть та самая жертва, которую мы приносим Богу. Ну то, о чем вы говорите, это тоже вполне справедливо. Действительно, очень часто бывает так, что прихожане относятся к своим священникам, архиереям, людям, облаченным саном, как к людям ну святым. В этом есть доля правды, потому что действительно ну кто как не мы, священники, должны показывать пример. Но, с другой стороны, на самом деле так же, как и любые другие люди, мы также имеем свои немощи, но мы верим, что Христос и нас тоже искупил. Поэтому все-таки будем надеяться и, с одной стороны, на милость Божию, а с другой стороны, все-таки стараться действительно соответствовать этому образу. Ведь ни много ни мало священник на литургии — это икона Христа. Хорошо, чтобы эта икона была бы не испорчена, не поругана, чтобы она была вполне реставрирована, и вот такими иконами является и любой совершитель литургии в храме. Борисова — Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Марка, из 8-й главы, начиная с 34-го стиха и заканчивая в 9-й главе 1-м стихом. Этот отрывок хорошо многим из нас известен, поскольку как раз он и говорит о смысле крестоношения в жизни христианина, и часто по разным поводам приводится и в проповедях.
Но мне кажется, может быть, именно из-за частого употребления стирается острота смысла. Я позволю себе прочитать этот отрывок. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Вот этот последний абзац, он многие века смущал колоссальное количество людей, потому что все задавались вопросом: что имел в виду Спаситель, говоря апостолам, Его современникам, что вот приблизилось Царствие Небесное настолько, что они его увидят? Я в этой связи хочу напомнить нашим радиослушателям, что мы только что прошли седмицу, посвященную святителю Григорию Паламе, который учил о нетварном свете, который может быть вполне осязаемо видим человеку по мере того, как его душа приближается к Богу здесь, во время этой жизни. Может быть, именно это имел в виду Спаситель, когда говорил Своим ученикам, что они еще не успеют умереть, как увидят Царство Божие? Борисова — Абсолютно верно, именно это имеется в виду. Потому что буквально следующие строки, продолжающие Евангелие, рассказывают о том, как Христос со своими ближайшими учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, взошли на гору Фавор.
И это как раз та самая перемычка между нашей сегодняшней неделей и прошлой, в которой мы вспоминали о фаворском свете: то есть Царство Божие, пришедшее в силе — это Сам Христос, просиявший на Фаворской горе. И некоторые из здесь стоящих — Христос имел в виду конкретно своих ближайших учеников, они-то и увидели Царство Божие, пришедшее в силе. Именно потому-то они и сказали потом Христу: как нам хорошо здесь быть, давай здесь останемся, — то есть это место, в котором хочется быть вечно, это вечное Царство, в котором есть самое главное — есть Христос во всей Своей силе, радости и славе. Он просиял не потому, что Он каким-то образом изменился — мы говорили об этом в прошлый раз, а Он дал возможность увидеть то Царство, которое явилось ощутимым образом для этих учеников. Но и в этом смысле, конечно, вернемся к нашему сегодняшнему дню и поймем, что для нас с вами очень важно, чтобы это Царство Божие наступило уже здесь. А оно вот может наступить, об этом как раз и говорили святые, Симеон Новый Богослов, о том, что тот, кто не начнет уже жить здесь в предвкушении Царствия Небесного, тот не сможет его ощутить и за пределами своей жизни потом. И в чем это Царство Божие? Это, конечно, не молочные реки и не кисельные берега. И вот путь к нему лежит через крестоношение. Но это крестоношение — это не зацикливание на идее смерти как таковой.
То есть, в общем-то, для людей сторонних, не входящих в церковную ограду, им кажется, что вот эта зацикленность на смерти, на страданиях, она имеет негативный оттенок. Но мы с вами сегодня уже увидели и всю неделю будем видеть процветший Крест, радостный Крест, Крест как торжество, Крест как свидетельство жизни. Борисова — Напоминаю нашим радиослушателям, вы слушаете программу «Седмица». Сегодня в церкви вынесли на аналое Крест для поклонения. Но мне кажется, что многие забывают, все-таки Крестопоклонная неделя бывает раз в году, и мы немножечко забываем последовательность наших действий. Собственно поклонение Кресту — это тоже некий чин, как все в Церкви, неслучайно. Поэтому, мне кажется, есть смысл напомнить нашим радиослушателям, как вообще происходит поклонение Кресту. Протоиерей Дионисий — Да, тем более что на этой неделе такое поклонение будет совершаться еще в понедельник, в среду и в пятницу — на 1-м часе в понедельник и в среду, и в пятницу после отпуста часов. Происходит это следующим образом: священник на середине храма, перед Крестом, который украшен цветами, трижды вместе с народом поет: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое» — это тропарь в честь Креста. Этот тропарь поется трижды, священник кадит трижды вокруг Креста, потом совершается троекратное пение тропаря: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» напоминаем, что в церковнославянском языке нет буквы «ё», а есть буква «е» , и в этот момент трижды совершаются земные поклоны.
Но хотел бы еще обратить ваше внимание, что, поклоняясь Кресту, мы поклоняемся и Воскресению. То есть уже мы зафиксируем для себя вот этот важный момент сцепки значения страданий Христовых и прославления, и Воскресения. Борисова — Мне хотелось тут свою ремарку позволить. Очень много, в особенности сейчас, после всяческих эпидемий, болезней и обострений хронических заболеваний, очень много прихожан, в особенности пожилых, которым совершать земные поклоны очень тяжело физически. Тем более если он не один, а если их три подряд. Ну вы представляете, что такое человеку с артритом опуститься на колени, подняться, потом опять опуститься, опять подняться... А может быть, есть смысл напомнить нашим радиослушателям, что это не фетиш, что это не обязательное условие, что ты должен хоть умереть, но поклониться коленопреклоненно? Протоиерей Дионисий — Конечно, спасибо за это напоминание. Действительно, все-таки все в нашей жизни должно быть разумно, и наши подвиги, которые мы должны совершать, все-таки должны нас не прибивать к постели в конце концов — Богу это совершенно точно не нужно. Мы можем сделать ровно столько, сколько в данный момент мы можем.
Можем встать просто на колени и все это время простоять во время всего поклонения — слава Богу. Не можем опуститься на колени — ну просто преклоним голову. Или просто в стороночке постоим или даже посидим. Все-таки гораздо важнее прийти в церковь и совместно пережить это торжество, это какое-то вот эмоциональное состояние поклонения Кресту, нежели чем не прийти. Об этом, конечно же, надо помнить. Ну и хотел сказать, что есть третий момент еще вот в этом чине поклонения. Первое — это был троекратный тропарь: «Спаси, Господи, люди твоя». Второе — это «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» с поклонением. И затем поются стихиры на поклонение Кресту, которые написаны в Постной Триоди. Обычно это поется, естественно, на клиросе, то есть хором.
Борисова — И в этот момент как раз и подходят приложиться к Кресту прихожане. Протоиерей Дионисий — Да. В некоторых храмах и помазывают еще и елеем в этот момент, но не обязательно. Итак, вот это совершалось сегодня на вынос Креста, так это будет совершаться в понедельник, среду и пятницу. И так же, в общем-то, поклонение Кресту совершается и на другие праздники, которых, в общем, в богослужебном круге несколько — это и Крестопоклонная неделя, как сейчас, это Воздвижение Честного Креста Господня, и это праздник Изнесения Честного Древа Крестного — то есть этот праздник в августе, Воздвижение в сентябре, и вот Великим постом. Ну еще и кроме всего прочего надо помнить, что сегодняшнее событие и эта неделя, она готовит нас в том числе и к событиям Страстной седмицы. Потому что в пятницу мы тоже вспоминаем непосредственно уже событие распятия Спасителя нашего на кресте. Борисова — А почему все-таки этот крест такой нарядно украшенный всегда? Ну казалось бы, все-таки пост, все наши мысли, по крайней мере мы стараемся, чтобы они были таковыми, такие сосредоточенные вроде как, не пестрые, а тут вдруг такая несвойственная вроде бы Великому посту, где все облачения черные, где свет притушен, и вдруг вот, пожалуйста, вам — клумба посреди церкви. Протоиерей Дионисий — Ну это наш с вами любимый разговор о том, что мы должны все время себя как бы вернуть к состоянию удивления, как будто мы еще ничего не знаем.
И в отношении креста, мне кажется, это особенно важно.
Обвинение было ложным, и святой стал возмущаться. Однако, прислушавшись к разговорам заключенных об их "подвигах", святой Ефрем узнал в этих историях свои проступки, за которые он никогда не был наказан. И понял, что осужден за старые грехи. Святой Ефрем начал усердно молиться о прощении и был освобожден.
Выйдя из тюрьмы, богослов стал подвижником, и так преуспел, что ему предложили стать епископом, но он отказался. Главным занятием преподобного Ефрема было покаяние. А молитва Ефрема Сирина стала главной покаянной молитвой церкви. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. О Царь и Господь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать моего брата; потому что Ты благословен во веки веков. Стоит посвятить больше времени молитве и своему духовному развитию. Третья седмица Великого пост а — это не только поклонение кресту Господню, но и время подумать, что этот символ значит для каждого христианина.
Искупительный крест у каждого свой, и нести его — значит следовать за Христом. Это значит осознать свою боль и страдания, но не забывать при этом о боли и страдании Господа. Ведь дело спасения верующего начинается с отвержения своей греховности и себя. В эти дни можно и нужно прощать обиды. Нельзя продолжать лелеять их, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться.
Особое значение имеет усиленная молитва. И в третью неделю Великого поста нельзя пренебрегать богослужением и молитвой.
Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия». Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад.
В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим.
Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Крестопоклонная Неделя Великого Поста
На третьей «неделе» (в третье воскресенье) Великого Поста совершается поклонение Распятию Господа – а последующие шесть дней именуются «Крестопоклонной седмицей», которая является четвертой из шести, составляющих Великий Пост. 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в эфир радиоканала «Смоленская весна» вышла программа из цикла «Мысли о главном: воскресные беседы с митрополитом Исидором». Крестопоклонная неделя. Неделю Крестопоклонную можно считать серединой Великого поста.