В начале 1973 года был написан сценарий. Назывался он «Чучело».
Чучело. Владимир Железников
Юрий Никулин в роли Николая Бессольцева в художественном фильме Ролана Быкова «Чучело» (1983). Казанский ТЮЗ представил первую премьеру сезона — свою версию «Чучела» по мотивам повести Владимира Железникова под над названием «Чучело. Я, конечно, знала о существовании книги Железникова "Чучело" и фильма с известными актерами. На примере произведения «Чучело» (по книге В. Железникова «Чучело» и одноименному фильму Р. Быкова). Казанский ТЮЗ представил первую премьеру сезона — свою версию «Чучела» по мотивам повести Владимира Железникова под над названием «Чучело. Финальная сцена, когда дети рассматривают старинную картину Марии Бессольцевой, пра-пра-прабабушки Лены, и плачут, раскаиваются, пишут на доске «Чучело, прости нас!», не лишена христианского подтекста.
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме
Краткое содержание фильма Чучело 1984 | Какой Смысл | Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. |
В. К. Железников "Чучело": анализ произведения | Об этом рассказывает Павел Санаев (в фильме он сыграл роль Васильева), позднее написавший книгу, стоящую в том же ряду, что и «Чучело». |
Домен припаркован в Timeweb | Знаменитая повесть «Чучело» известного детского писателя Владимира Карповича Железникова (род. в 1925 г.) вышла в свет в 1981 году. |
Ушел из жизни автор, написавший «Чучело» | Детский писатель Михаил Яснов, известный как автор стихотворения «Чучело-Мяучело», скончался в возрасте 74 лет. |
Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально | Повесть «Чучело» была написана Железниковым в 1981 году на основе истории с племянницей. |
Ушёл из жизни сценарист фильма "Чучело" Владимир Железников
Его сюжет, актуальный много лет назад, остается таковым и сейчас. Помню, как к нам в поселок привезли фильм «Чучело». В небольшом доме культуры с деревянными неудобными складными стульями негде было сесть. Все места заняты. К маме подошла билетер, сказала, что фильм для взрослых. Мама ответила, что мне уже 7 лет. Серьезная тетя ушла, а я села между мамой и папой. Фильм напоминал наш поселок: неуютный, заброшенный, с редкими дореволюционными аристократичными зданиями, со старыми избами, с парикмахерской, разместившейся по соседству с овощным магазином, со сломанными скамейками. И мне жалко было дедушку.
Уже тогда я понимала, что ему тяжело жить с людьми, которые воспитаны по-другому, по-советски, где предатель — это необходимая роль, без которой социума не будет. Эльвира Гарайшина Психолог, психоаналитик Главная героиня, Лена Бессольцева, с идеальными представлениями о мире пришла новенькой в шестой класс. У нее есть любящий дедушка, который скупает у горожан картины своего крепостного деда-художника. Иногда отдает за это последнее.
Лидер красоты — Шмакова. В 12 лет она поняла, как выгодно жить с папой-алкоголиком.
Ее мама научила просить деньги, когда тот «добренький». А девочка Мотя стыдится своей одинокой курящей матери-парикмахера и мечтает уехать к папе в Москву. Кино с психологом: травма насилия в фильме «Повелитель приливов» У каждого в этом фильме ребенка своя боль, свой дефицит любви. Взрослые инфантильны и глухи. Они сами ищут поддержки и заботы. И даже классный руководитель, которая, казалось бы, любит своих учеников, занята своей жизнью.
Она мечтает выйти замуж и уехать из провинциального городка. Основная причина подростковой травли — это особое восприятие мира. Они воспринимают его как враждебную среду, если в семье есть агрессия и наказания. Это приводит к тому, что личность перестает развиваться. Она словно затвердевает в примитивной избыточной агрессии.
Что это такое, какой бывает буллинг и как ему противостоять. Дети составили правила для того, чтобы в коллективе не возникало таких проблем. Затем все вместе сделали такой вывод: каждому нужно научиться сочувствовать, сострадать ближнему, никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. Фильм и повесть ярко показывает, что никто из этой ситуации не выйдет таким, каким был до этого.
Буллинг - мина замедленного действия, это проблема, про которую нельзя молчать, на которую никогда нельзя закрывать глаза! Библиотекарь познакомила ребят с электронными ресурсами библиотеки ЛитРес, Президентской библиотеки, ЮРАЙТ образовательная платформа , порталом «Национальная электронная библиотека» главный легальный электронный ресурс страны и мобильным приложением «НЭБ Свет», где с помощью QR-кода можно пользоваться ограниченным доступом читать коллекцию мировой классики, научно популярные книги и т.
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге. Будем очень признательны за помощь. Это верно. Не помнят. Не путайте кислое с пресным.
Все мы немного чучело
По её словам, создатель любимого многими персонажа Чучело-Мяучело страдал от проблем с сердцем. В повести «Чучело», написанной Владимиром Железниковым, рассказывается о советской школьнице Лене. Владимир Железников написал повесть «Чучело» в 1981 году. Его жена Елена Санаева обратила внимание на повесть Владимира Железникова «Чучело», которой зачитывался её сын Павел.
Краткое содержание фильма Чучело 1984
Кузнецовой, спектакль поставлен режиссером Д. В спектакле принимают участие Народная Арт-студия «Нон стоп» рук. Администрация портала « Культура.
Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию. Дима Сомов Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников. Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы. Железная Кнопка Одноклассница Лены по фамилии Миронова.
Она — лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной. Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь. Второстепенные персонажи Валька. Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег.
Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова. Темы Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами. Основная тема произведения — конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом. Еще одна тема книги — справедливость.
В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды «предатель», «суд», «шпион» и т. Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить. Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила.
Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой — она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида. Тема искусства. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами.
Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу. Проблемы В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений — между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости. У Димы проявляется его личная проблема благородства — желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя. Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов — радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения.
Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность. Смысл Основная идея, выраженная в повести «Чучело» — необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни. Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми. В старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное наследие — прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно задуматься повесть «Чучело».
Чему учит? Повесть «Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности — как жертвует собой Лена ради своего друга Димы. Учит отстаивать себя и не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и самого себя.
Компания подростков забирается в полузаброшенный дом-музей, где когда-то жила Лена Бессольцева со своим дедушкой, коллекционером картин. У ребят своя рок-группа, здесь они собираются порепетировать и просто оттянуться. Есть среди них и девочка-изгой, объект насмешек по прозвищу Пугало Полина Малых. В ней есть что-то от блаженной, издевательства сносит безропотно, с натянутой улыбкой и вопреки всему считает своих мучителей друзьями. Внезапно появляется охранник, который поначалу грозится сдать всех в полицию.
Но, выяснив, что они музыканты, предлагает им поиграть, да и сам берет в руки электрогитару, чтобы вспомнить молодость. А вспомнить ему есть что: перед нами повзрослевший живодер Валька Алексей Зильбер , один из участников травли Чучела. Побитый жизнью, раздавленный чувством вины, он явно хочет выговориться, а точнее - спеть. Но это не исповедь соло, охранник как бы предлагает подросткам вновь вместе с ним разыграть и прожить эту историю по ролям. Тем более что она уж очень рифмуется с ситуацией, которая возникла внутри их компании. Песни в привычном понимании на сцене почти не звучат.
Через две недели на съёмки без предупреждения приехала Алла Пугачёва … Застав дочь с гипсом на руке, она уговаривала её поехать домой, но девочка отказалась. Быков Кристина Орбакайте вообще к работе относилась очень серьезно. Судьба Лены Бессольцевой не выбивала её из колеи и не доводила до слез — она подходила к роли с профессиональной точки зрения и всегда слушала, что говорит режиссёр. Она взбунтовалась только против стрижки наголо. Быков понял, что переубедить не получиться и попросил «Мосфильм» изготовить детский парик, имитирующий бритую голову. В результате актриса и режиссёр пришли к компромиссу — она остаётся с волосами, но всё равно стрижётся покороче, чтобы их можно было убрать под парик. Быков Фильм вызвал настоящий взрыв — кинозрители и кинокритики разделились на две части. Одни возмущались и требовали уничтожить фильм за то, что он позорил советских детей, пионерию и школу, другие благодарили Быкова за то, что он показал современных детей без прикрас. Педагогические коллективы требовали, чтобы Быков приехал и лично в глаза рассказал, где он видел таких жестоких детей и зачем он всё это придумал, да ещё и снял об этом фильм. Режиссёр ездил, говорил, что делал фильм о сегодняшнем дне и по заказу совести… И только спустя несколько лет о «Чучеле» неожиданно заговорили, как о культовом, знаковом и опередившем время. О драме писали даже зарубежные критики, отмечая естественную игру подростков, философский подтекст и общие проблемы….
14 сентября. Чучело
Фильм Чучело (1983) - актеры и роли - советские фильмы - Кино-Театр.Ру | Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок. |
Чучело (повесть) — Рувики: Интернет-энциклопедия | Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. |
Владимир Железников | Об этом рассказывает Павел Санаев (в фильме он сыграл роль Васильева), позднее написавший книгу, стоящую в том же ряду, что и «Чучело». |
В Пензе показали «Чучело»
А может быть, это естественный этап взросления и результат гормональных бурь? Две повести Владимира Железникова "Чучело" и "Чучело-2. Игры мотыльков" не дадут ответов на эти вопросы, но заставят задуматься хотя бы тех, кто способен задумываться.
Союз кинематографистов РФ намерен ходатайствовать о том, чтобы писателя похоронили на Троекуровском кладбище. Там также отметили, что окажут необходимую помощь семье в организации прощания и похорон. Владимир Карпович Железников родился 26 октября 1925 года в Витебске, в семье пограничника. В Москву переехал в 1945 году. Учился в артиллерийском училище, в юридическом институте.
Лена тоже слышала этот разговор. В этот момент она стояла под дверью. Когда они с Димкой вернулись к ребятам, Лена ждала, что он во всем сознается, но нет.
Дима упрямо молчал. Глава 7 Для ребят стала полной неожиданностью новость о том, что поездки не будет. Всему виной коллективный срыв урока.
Учительнице самой досталось от директора, но дети не желали слушать ее объяснений. Класс был возмущен, считая сложившуюся ситуацию несправедливой. Им было обидно и идти навстречу классной они не собирались.
Маргарита Ивановна, поддавшись эмоциям, в гневе разбивает копилку. Ребята пытались вычислить предателя, и первым на кого пало подозрение стал Димка Сомов. Они вспомнили, что он возвращался в класс.
Лена ждала, что он сам все расскажет, но зря. Трус он и есть трус. Пожалев одноклассника, девочка берет вину на себя.
С этого момента класс объявил ей бойкот, даже не разобравшись в случившемся. Глава 8 Все учащиеся школы поехали в Москву, кроме 6«А». Над Леной издевались как могли.
Инициатором травли была Железная Кнопка. Она наказывала всех, кто по ее мнению поступал плохо. Дима тоже попал под горячую руку одноклассников.
Если бы они вовремя не убежали и не спрятались в парикмахерской, им бы не поздоровилось. Дима дал Лене слово, что расскажет правду, когда придет время. Глава 9 Лена решила сменить прическу, укоротить волосы.
Сомов сначала хотел ее дождаться, но передумал. Он был уверен, что Ленке ничего не будет и ушел, оставив ее одну. Одноклассники подкараулили девочку, воспользовавшись ситуацией.
Они окружили ее и начали издеваться. Обзывали чучелом и предательницей. Если бы мать Рыжего не заступилась за девочку, непонятно, чем дело бы кончилось.
Васильев признался Диме, что не верит в виновность Бессольцевой и что она давно ему нравится. Сомов просит его попытаться уговорить Лену покинуть город. Глава 10 Вечером в окно раздался стук.
Лена выглянула и в страхе отпрянула от стекла. На нее в упор смотрела медвежья голова. В этот момент дед вошел в комнату воодушевленно рассказывая о новом приобретении.
Девочка даже не поняла о чем он говорит. Настолько сильно была под впечатлением от увиденного. Стук повторился.
На этот раз к окну подошел сам Николай Николаевич. Ему удалось поймать шутника, содрав с него маску. Под ней оказался Сомов собственной персоной.
Лена не могла поверить в это. Она отказывалась принимать ужасную правду, наивно полагая, что его заставили пойти на это.
Вместе они ходили гулять, вместе отбивали собак у Вальки, который сдавал животных на живодёрню. В кино Денег на поездку ребятам уже удалось заработать. Довольные, с копилкой в руках, они пришли на урок и узнали, что урок физики заменили на литературу. И весь класс решил сбежать в кино.
Сомов был против, но весь класс был согласен. Весь, кроме Мироновой по прозвищу «Железная Кнопка». Класс пошёл в кино. А под партой сидели Шмакова и Попов. Они обнаружили, что копилку с деньгами Димка забыл в классе. Сомов вернулся и попался на глаза Маргарите Ивановне, классному руководителю.
Лена, которая тоже вернулась в школу, слышала разговор Сомова и Маргариты Ивановны. Димка рассказал, что весь класс сбежал с уроков в кино. Весь класс получил выговор, и в Москву их не взяли. Бойкот Ребята расстроились и решили выяснить, кто предал всех. Миронова придумала проверить пульс у всех, чтобы узнать, кто же предатель. Лена испугалась за Димку и сказала, что предала она.
Она ждала, что Сомов сознается, но он промолчал. И одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот. Все уехали в Москву. Кроме 6-го класса. Одноклассники начали травить девочку. Сомов попытался заступиться за Лену, и ему тоже объявили бойкот.
Теперь ему и Лене Бессольцевой осталось только убегать от мстительных одноклассников. Сомов спросил Лену, когда же она рассказала всю правду Маргарите Ивановне. И тогда Лена сказала Димке, что она соврала одноклассникам, чтобы спасти его. Димка решил всё рассказать, но долго не признавался. А Шмакова и Попов всё знали, но молчали. Всё это время Лена терпела издевательства и молчала.
Аудиокнига Чучело
Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года. Для журнала «Юность» была написана статья «До и после “Чучела”», за которую Быков получил в журнале премию имени Бориса Полевого, многолетнего главного редактора «Юности». Повесть "Чучело" была написана Железниковым в далёком 1975 году. Владимир Железников написал повесть «Чучело» в 1981 году. Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!». В начале 1973 года был написан сценарий. Назывался он «Чучело».
Краткое содержание «Чучело»
Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой. В 2000 году Владимир Железников написал книгу «Чучело 2. Игра мотыльков». Изначально «Чучело» было написано в форме сценария для фильма. Повесть "Чучело" была написана Железниковым в далёком 1975 году. так ее прозвали одноклассники.
Краткое содержание «Чучело»
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.
Владимир Железников — детский писатель, с творчеством которого интересно и полезно будет ознакомиться каждому взрослому.
Ведь жизненные ценности для всех возрастов едины. Писатель создал более двадцати художественных произведений. В качестве автора и соавтора он принял участие в создании тринадцати кинолент. С 1988 года писатель исполнял обязанности художественного руководителя киностудии «Глобус».
Ушел из жизни 3 декабря 2015 года. Похоронен в Москве. Источник История создания Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг. Железников услышал подобную историю от своей племянницы, происшедшую в её жизни.
В реальности такие события происходили с девочкой в течение полугода, тогда как в повести нам представлены всего несколько дней из жизни Лены Бессольцевой. Первоначально Железняковым была создана пьеса «Бойкот», что послужила основой для создания будущего произведения «Чучело». Жанр и направление Жанр книги «Чучело» — повесть, ведь она слишком велика для рассказа и слишком коротка для романа. Жанровая направленность повести «Чучело» — это бытовая проза, в которой отображена драма детских взаимоотношений, жестокость и бесчувствие юных созданий.
Она была характерна для того периода развития советской литературы. Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы. Композиция и конфликт Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия — знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.
Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой. Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок.
Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт. Смысл названия В названии повести «Чучело» автор передаёт отношение жестокого коллектива к непонятой им, наивной, бесхитростной девочке, с добрым и честным сердцем. Кличка дана не только из-за внешнего вида Лены она была худой, высокой и с выступающими ушами, а волосы были пушистыми и светлыми , но и по другой причине. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после ее признания и перестали заниматься тем, чем раньше промышляли тайком.
Все тайное стало явным, и участь Лены отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки и других последствий травли. Смысл заглавия повести «Чучело» показывает, кем в глазах большинства нередко оказывается тот, кто оказался лучше и чище, тот, кто находит в себе силу отличаться и поступать благородно. Суть: о чём повесть?
В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.
В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки.
Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью. Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость — на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку — помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно.
Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки. В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение.
Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет. С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют.
Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это. Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление — изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее.
Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене. Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.
Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу — она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.
Позже дедушка Лены также принимает решение — отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму.
Лена выбежала из дому. Дед следом. Сегодня день рождения у Димки Сомова. Осталось дождаться красавицу Шмакову с ее ухажером Поповым. Не хватало еще Мироновой по прозвищу Железная Кнопка. Принципиальная, обладающая сильной волей, она никому не давала спуска.
На этот раз с ее подачи досталось худенькому очкарику Васильеву за то, что отказался идти к Димке. Увидев Лену, подростки стали обзывать ее чучелом, требуя уехать из города. Свидетелем неприятной сцены стал дед Лены. Ей пришлось рассказать ему правду. Глава 5 Как не старалась Лена влиться в новый коллектив, одноклассники не хотели ее принимать в свою компанию. Дружелюбная и милая, немного наивная, она смеялась вместе с ними, когда ребята обзывали ее деда «заплаточником». Ей казалось, что они просто шутят. Позже она поняла, что они не такие, как кажутся на первый взгляд. Злые и бессердечные.
Бедность их семьи как красная тряпка для быка. Из-за нищеты деда они и стали называть ее Чучелом. Один Димка не насмехался над ней. Он даже уступил место за партой. Однажды классу предложили провести каникулы в Москве. Ребята подрабатывали, откладывая каждый рубль в общую кубышку. Глава 6 Необходимая сумма собрана. Отметить событие решили походом в кинотеатр. Ребята сбегают с последнего урока, кроме Шмаковой и Попова.
Они не успели. Им пришлось остаться в классе и спрятаться при виде входящей в кабинет классной. В это время Димка вернулся за копилкой и попался женщине на глаза. Она потребовала объяснений. Димка держался до последнего, пока она не назвала его трусом. Лена тоже слышала этот разговор. В этот момент она стояла под дверью. Когда они с Димкой вернулись к ребятам, Лена ждала, что он во всем сознается, но нет. Дима упрямо молчал.
Глава 7 Для ребят стала полной неожиданностью новость о том, что поездки не будет. Всему виной коллективный срыв урока. Учительнице самой досталось от директора, но дети не желали слушать ее объяснений. Класс был возмущен, считая сложившуюся ситуацию несправедливой. Им было обидно и идти навстречу классной они не собирались. Маргарита Ивановна, поддавшись эмоциям, в гневе разбивает копилку. Ребята пытались вычислить предателя, и первым на кого пало подозрение стал Димка Сомов. Они вспомнили, что он возвращался в класс. Лена ждала, что он сам все расскажет, но зря.
Трус он и есть трус. Пожалев одноклассника, девочка берет вину на себя.
Психика пытается это отыграть и постепенно отключает, скажем так, высшие проявления. Незаметно, но чем дальше, тем это ощущается сильнее. В итоге остаются только потребности, чем дальше, тем примитивнее». Трудно не согласиться с точностью психологических наблюдений мастера локфика, не старающегося казаться лучше и сердобольнее, чем он есть, и тем самым выгодно отличающегося от многих героев современной русской литературы «гражданского беспокойства».