Новости фрц аутизм

Она приурочена ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, который ежегодно отмечается 2 апреля. По данным Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ на 2022 год, в России живет 45 888. В период с 28 марта по 2 апреля 2023 года впервые прошла Всероссийская неделя распространения информации об аутизме.

Фрц аутизм

Расскажите, пожалуйста, об этом заболевании, как оно проявляется? Уместно и корректно говорить о расстройстве — нарушении развития, которое носит всеобъемлющий характер. На поведенческом уровне аутизм ярко проявляется в виде нарушений коммуникации, социального взаимодействия и стереотипного однообразного поведения. Нарушения коммуникации могут проявляться в том, что ребёнок не только не владеет речью, но и не может взаимодействовать невербально — с помощью жестов и мимики.

Бывает и наоборот, когда речь у ребёнка присутствует, но он не пользуется ей для коммуникации, чтобы сообщить о своих потребностях, выразить эмоции, чувства. Если говорить о взрослых людях с «высокофункциональным» аутизмом, то они, конечно, используют речь осознанно. Но при этом им всё равно бывает трудно поддерживать диалог, корректно начинать и завершать его.

Манера общения такого человека может выглядеть необычно, неловко. Трудности социального взаимодействия могут быть связаны с отсутствием у детей с расстройствами аутистического спектра РАС интереса и мотивации к сотрудничеству со взрослыми и другими детьми — к играм, другим видам совместной деятельности. Случается и наоборот — ребёнок с РАС очень хочет общаться с другими детьми и со взрослыми, но проявляет при этом чрезмерную активность или делает это неподходящим способом.

Это часто не нравится сверстникам. Мужчина с синдромом Аспергера рисует в мастерской Gettyimages. Например, у детей это может быть стремлением однообразно стучать гимнастической палкой по стене или батарее, у взрослого с «высокофункциональным» аутизмом — в зацикленности на одной области интересов, которая никак не развивается и не расширяется.

Допустим, человек увлечён схемами метро, он прекрасно знает все линии, все остановки. Но при этом стереотипная фиксация на специфических интересах не способствует применению этих знаний в повседневной жизни, например, для того чтобы перемещаться по городу по выбранному маршруту. Стереотипность может проявляться в том, что человек с аутизмом ходит только в один и тот же магазин, ездит всегда по одному и тому же маршруту, одевается в одни и те же вещи и т.

Адаптироваться к отклонению от этих привычных способов действий, сценариев ему очень трудно, в отличие от обычных людей. Это во многом связано с дефицитом гибкости мышления, повышенной тревожностью, сенсорными особенностями человека с аутизмом. Лучше говорить спокойно, размеренно, тише, чем обычно.

Не стоит слишком сильно приближаться, пытаться установить зрительный контакт, если собеседник не смотрит вам в глаза, — это может быть неприятно и дискомфортно для человека с РАС. Для поддержания общения желательно говорить на интересную для него тему — тогда коммуникация будет более успешной. Также по теме «Надо отдавать всего себя и не требовать ничего взамен»: как людям с аутизмом в России преподают адаптивное тхэквондо Об адаптивном тхэквондо, специально разработанном для людей с ментальными расстройствами, в России мало известно даже внутри...

Действительно ли выросло число таких случаев или их просто научились правильно диагностировать?

Трансляции онлайн-марафонов и всероссийского семинара, посвященного теме доказательного подхода в работе с детьми с РАС, набрали более 200 тысяч просмотров. Всего на марафонах и Всероссийском онлайн-семинаре в рамках Всероссийской недели было зарегистрировано более 9500 участников из 89 регионов России, а также из Беларуси, Казахстана и Приднестровья. В Межрегиональной программе Всероссийской недели приняли участие 530 организаций образования, культуры и спорта, социальной защиты и здравоохранения, а также, НКО из 72 регионов России. В Москве работала 31 площадка, включая главные. Были затронуты вопросы технологии сопровождения подростков с РАС, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте изменения системы образования, применение социокультурных практик.

Они занимаются консультированием родителей детей с аутизмом, а также сопровождением проектов, связанных с РАС. Проводит научные исследования по проблемам аутизма; Сопровождает деятельность организаций, помогающих детям с нарушениями развития; Обучает специалистов; Консультирует родителей детей с РАС; Реализует социальные проекты. Также федеральный ресурсный центр издает научный журнал «Аутизм и нарушения развития». Региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра « Контакт » «Мы хотим, чтобы дети с аутизмом — наши дети, дети других родителей — обрели свое достойное место в нашем обществе, чтобы общество научилось понимать и принимать детей и взрослых с аутизмом, а дети с РАС научились понимать и принимать наше общество в той степени, в какой для каждого из них это возможно». Организация была создана в 2013 году на основе неформального родительского клуба, сложившегося вокруг уникального образовательного учреждения — школы Центра медико-социально-психологического сопровождения детей и подростков.

Что делают? Консультируют родителей по поводу включения детей в образовательный процесс. Волонтёры этой организации могут выезжать с родителями в школы, детские садики и др. Занимаются внедрением в государственных образовательных и медицинских учреждениях Прикладного поведенческого анализа АВА путем мотивации и последующего обучения специалистов этих учреждений. Поддерживают программы дополнительной коррекционной работы с детьми в школах: логопеды, дефектологи, психологи, игровые группы и т.

Создают спортивные секции для особых детей и занятия по современным методикам работы с аутистами кинезиотерапия, сенсорная интеграция, йога для особых детей, и т. Поддерживают проект театра «Невидимые вещи», где подростки учатся общаться посредством искусства. Создают комнаты сенсорной интеграции и проекты занятий «Робототехникой». При Центре существует уникальная специализированная начальная школа для детей с РАС, в которой дети могут обучаться и по общеобразовательной программе, и по адаптированной 7, 8 вида. Это только малая часть всех фондов и организаций, куда вы можете обратиться.

Главное не забывать, что вы не одни, и всегда найдётся человек, который сможет помочь вам, даже если вы считаете, что просить стыдно или неудобно.

Игры и упражнения для детей с нарушением аутистического спектра.. Занятия для детей с аутистическим спектром. Утренняя гимнастика для детей с нарушением аутистического спектра.

Экскурсия по ФРЦ аутизма. Флотской аутист 2. Включи дети верчатся на. Аутизм школьно-дошкольное отделение.

Дизайн для аутистов. Архитектура для аутистов. Волгина ФРЦ. Валерия Алексеевна ФРЦ.

Ряженова Марина Вячеславовна Москва. Светлана Игоревна ФРЦ. Ерофеева Юлия Ивановна. МГППУ аудитории.

МГППУ внутри. МГППУ открытое шоссе внутри. Ресурсный класс для детей с аутизмом. Ресурсный класс в школе.

Ресурсный класс для детей с аутизмом в школе. Классы для аутистов. Кашенкин луг школа для аутистов. Центр Кашенкин луг аутизма в Москве.

Кашенкин луг 7 аутизм центр. Школа для детей-аутистов, Кашенкин луг, д. Институт по аутизму. Директор международного института аутизма.

Аутизм регионы. Аутизм регионы логотип. Ассоциация аутизма. Ассоциации аутистов.

Аутист в школе. Учеба начальная школа аутисты. Школа аутисты 7 вида.

ВСЕМ. Всероссийская неделя распространения информации об аутизме

РИА Новости: Психологи выявили новые закономерности развития детей с аутизмом Она приурочена ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, который ежегодно отмечается 2 апреля.
В России пройдет Всероссийская неделя распространения информации об аутизме – ГТРК «Коми Гор» ФРЦ МГППУ объявляет кадровый конкурс в команду ФРЦ | Аутизм ФРЦ.
Фрц аутизм Неделя приурочена ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, который отмечается ежегодно 2 апреля.
Аутизм в городе: Диагностика и ПМПК - Антон тут рядом Мероприятия, запланированные в рамках Всероссийской недели, нацелены на широкое распространение информации об аутизме в России, на освещение важных вопросов.

Авторизация

  • Онлайн-марафоны в рамках Недели распространения информации об аутизме
  • Федеральный ресурсный центр МГППУ 2024 | ВКонтакте
  • Ссылки | Autistic City
  • Новости | Аутизм ФРЦ
  • Федеральную программу помощи детям с аутизмом подготовят в Думе -

Фрц аутизм

РИА «Новости» рассказали о результатах исследования психологов при диагностировании у детей аутизма. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. 15 апреля на базе Московского государственного психолого-педагогического университета открылся Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровожд. Учитель-дефектолог ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с аутизмом МГППУ, консультант ресурсных классов, волонтёр РОО помощи детям с РАС «Контакт». Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию.

Директор ФРЦ МГППУ принял участие в передаче "Через 10 лет аутизм станет нормой?" на телеканале НТВ

Какие возможности профессионального обучения для подростков с РАС существуют в России? Как устроено сопровождаемое проживание для людей с РАС? Какие действия необходимо предпринять для улучшения помощи людям с РАС? Поддержите работу АСИ! Мы работаем, чтобы у вас была актуальная информация и полезные материалы по любому вопросу в благотворительности. Вместе мы этого достигнем.

Дети с нарушением зрения. Дети с нарушением слуха.. Сенсорная интеграция это методика.

Сенсорно моторная интеграция. Методики для детей с ОВЗ. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Расстройство аутистического спектра. Нарушение аттического спектра. Расстройство аутистического.

Дети с ЗПР. Дети с нарушением интеллекта. Ментальные нарушения у детей.

Дети с нарушением развития. Дети аутисты. Красивые дети аутисты.

Дети аутисты картинки. Пазлы для детей аутистов. Организация пространства для детей с рас.

Пространство для детей с аутизмом. Физкультура для аутистов в школе. Внешность детей с аутизмом.

Внешний вид детей аутистов. Аутизм лицо ребенка. Родители детей с рас.

Семья аутистов. Приложения для аутистов. Коммуникация детей для детей аутистов.

Методы коррекции аутистов. Методики по работе с детьми аутистами в школе. Социализация детей с аутизмом.

Адаптация детей с рас. Образовательная среда для детей с рас. Специальные условия для детей с рас.

Адаптация и социализации ребёнка с рас. Игрушки для аутистов. Проблемы детей с аутизмом.

Презентация на тему аутизм. Как общаться с аутистом. Дошкольники с аутизмом.

Памятка для родителей детей аутистов. Памятки для аутистов. Социализация детей аутистов.

Дети с РДА социализация. Возможности социализации детей с аутизмом. Детей с нарушением интеллекта с игрушками.

Игрушки для аутистов детей. Развивающие игрушки для детей с УО. Игрушки для умственно отсталого ребенка.

Игрушки для детей с ОВЗ. Занятия с детьми с нарушением интеллекта. Дети с нарушением рас.

Динамика ребёнка аутиста. Динамика развития ребенка с аутизмом.. ФРЦ аутизм Москва.

Среда для аутиста. Включи и ребенок средний. Социализация дошкольников.

Методы социализации аутичного ребенка. Трудности детей с рас. Пособия для аутистов в детском саду.

Ребенок аутист у доски. Стенды для аутистов.

Гостями вечера стали партнёры центра из различных сфер: образования, науки, культуры, спорта, бизнеса. Хаустова с директорами прошлых лет, выступления учеников школьно-дошкольного отделения, выпускников центра и педагогов, а также прозвучали приветствия и поздравления от партнёров и председателей родительского комитета школы ФРЦ. В холле центра была развёрнута фотовыставка выпускника школы ФРЦ.

В частности: — сотрудничество с администрацией города и края, а также с различными государственными учреждениями по вопросам социальной поддержки и инклюзивного образования; — организация различных мероприятий, целью которых является информирование общества о проблемах детей с расстройствами аутистического спектра; На базе фонда также открыт Ресурсно-Практический центр, где дети могут заниматься со специалистами по определенным программам и методикам. Для Красноярского края открытие такого центра — огромное событие. К сожалению, помогать детям из других регионов пока возможности нет. Помочь как можно большему количеству детей и их родителям.

Сделать эту помощь бесплатной и передать свой многолетний опыт большому количеству специалистов. Кем и когда создана? В 1991 году родителями детей с РАС в Москве. Детям и взрослым с РАС и другими нарушениями развития. Центр реализует свою авторскую Программу комплексной реабилитации, разработанную специалистами Центра, используя наиболее эффективные методики, применяемые в российской и зарубежной практике. Центр работает уже более 20 лет, и сегодня помощь детям от 1-го года и взрослым оказывают 70 высококвалифицированных специалистов и волонтеров. Развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России. Был открыт в 2016 году на базе Московского психолого-педагогического университета, который на протяжении 20 лет занимался проблемами детей с РАС. Центр занимается подготовкой специалистов, проведением фундаментальных исследований.

Они занимаются консультированием родителей детей с аутизмом, а также сопровождением проектов, связанных с РАС. Проводит научные исследования по проблемам аутизма; Сопровождает деятельность организаций, помогающих детям с нарушениями развития; Обучает специалистов; Консультирует родителей детей с РАС; Реализует социальные проекты. Также федеральный ресурсный центр издает научный журнал «Аутизм и нарушения развития».

Фрц аутизм

Новости | Аутизм ФРЦ Официальная страница Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ | 14024 подписчика.
Онлайн-марафоны в рамках Недели распространения информации об аутизме В период с 28 марта по 2 апреля 2023 года впервые прошла Всероссийская неделя распространения информации об аутизме.
В России впервые прошла Всероссийская неделя распространения информации об аутизме Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию.
Нет такой страницы РИА Новости, 1920.
Куда идти, когда нужна помощь? Российские организации, помогающие детям с РАС С 31 марта по 6 апреля пройдет Всероссийская неделя распространения информации об аутизме.

Директор ФРЦ МГППУ принял участие в передаче "Через 10 лет аутизм станет нормой?" на телеканале НТВ

Социальная адаптация детей с ОВЗ. Обеспечение взаимодействия административных структур в решении проблем людей с ОВЗ. Костромской областной общественный фонд помощи детям и подросткам с особенностями развития преимущественно с аутизмом «Открыть мир» Кострома Информирование общества о проблемах аутизма. Социально-психологическая адаптация детей, сопровождение детей с РАС в образовательном пространстве. Проведение интегративного лагеря. Работа с многодетными, неблагополучными, малоимущими семьями. Красноярская региональная общественная организация «Общество содействия семьям с детьми-инвалидами, страдающими расстройствами аутистического спектра "Свет надежды"» Красноярск Просветительская деятельность по преодолению негативного отношения общества к детям с РАС, их интеграция.

Также гостей ждут творческие мастер-классы, выступления известных артистов и автограф-сессия со звездами спорта, кино и шоу-бизнеса. А самые активные смогут попробовать свои силы в адаптивном спортивном ориентировании «Туристская тропа по парку Царицыно». В образовательной программе для гостей мы подготовили: — консультации психологов, педагогов, неврологов, логопедов, дефектологов и терапевтов; — презентацию наиболее эффективных практик реабилитации и абилитации людей с РАС; — увлекательные мастер-классы и различные лекции и дискуссии. Специалисты дадут практические советы родителям: как организовать игры, подготовить ребенка к школе и общению с нейротипичными сверстниками и другие. Впервые в рамках фестиваля ЛюдиКакЛюди подростки смогут пройти профессиональную ориентацию, что является важной темой для всех семей, где есть дети с особенностями развития.

И лишь немногие подобные случаи попадают в соцсети, тут же вызывая волну гнева многочисленных диванных комментаторов. А между тем далеко не каждый из них в аналогичной ситуации мог бы стать образцом поведения. В нашей стране аутизм по-прежнему проходит прежде всего как психиатрический диагноз, а не как неврологическое расстройство, как в некоторых западных, говорится в материалах общественной организации помощи детям с расстройством аутического спектра "Контакт". Соответственное отношение к психиатрии и в народе. Как это выглядит на практике? Ребенок выходит на площадку - и вдруг, без какой бы то ни было видимой причины может швырнуть чем-нибудь в соседа по песочнице... Или может поднять крик вроде бы тоже на пустом месте. Я, говорю, вообще-то не дедушка, я нянь. Люди почему-то сразу успокаивались". А вот история еще одного мальчика, Игоря Попова: ею на своем портале поделился фонд "Антон тут рядом". Мама Игоря, Ольга Владимировна, сама специалист по работе с особенными детьми. Так получилось, что после целого ряда обследований ее сыну диагностировали аутизм. Это было, когда настала пора идти в школу. Встал вопрос, в какую именно.

РИА Новости: Психологи выявили новые закономерности развития детей с аутизмом Психологи определили общую особенность у детей-аутистов РИА Новости: Психологи выявили новые закономерности развития детей с аутизмом 2 апреля в 09:25 Здоровье Психологи определили общую особенность у детей-аутистов 2 апреля — ИА SM. РИА «Новости» рассказали о результатах исследования психологов при диагностировании у детей аутизма. Исследователи работали с 50 детьми в возрасте от 7 до 11 лет. Они обратили внимание, что при аутизме наблюдается неравномерность интеллектуального развития.

Родители аутистов пришли в ужас от новых клинических рекомендаций лечения

Почему аутизм стал главной темой соцсетей - Российская газета Аутизм — федеральный ресурсный центр. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Об аутизме изнутри. С аутизмом по Москве. ФРЦ Специалисты организации «Аутизм-Регионы» разработали единый стандарт помощи — готовые алгоритмы действий для учителей в проблемных ситуациях.
Куда идти, когда нужна помощь? Российские организации, помогающие детям с РАС С 28 марта по 2 апреля года впервые прошла Всероссийская неделя распространения информации об аутизме.

Аутизм в городе: Диагностика и ПМПК

Во-первых, мы должны как можно больше узнать об аутизме. О том, что по большому счету происхождение этого заболевания доподлинно никому не известно. И что "грехи родителей" тут абсолютно ни при чем. Проще всего почерпнуть необходимые знания на сайте фонда "Антон тут рядом". Кстати, так же называется документальный фильм в YouTube - кино не самое легкое для восприятия, но оно дает совершенно четкое представление о жизни аутиста, о том, как он видит этот мир. Во-вторых, поищите статьи о заболевании, написанные самими аутистами. Есть даже ролики, где дети самостоятельно рассказывают о своей "необычности".

Такие особенности вполне могут быть и у взрослых, которые просто не знают о своем диагнозе, так как никогда не обращались к врачам. Кстати Где в Москве помогают детям с аутизмом В центре комплексной реабилитации "Бутово" есть несколько профильных программ. Они помогают детям развивать тактильное, зрительное, кинестетическое и мышечное восприятие, преодолевать негативизм при общении и контакте со взрослыми и другими детьми. Реабилитационный центр "Ремесла" открывает широкие возможности для творчества. В центре есть гончарная, деревообрабатывающая, текстильная и полиграфическая мастерские. Для обучения разработаны и внедрены программы "Игротерапия", "Куклотерапия", "Волшебный мир песка и сказки", "Жить - здорово!

Центр для инвалидов с использованием методов физкультуры и спорта организует занятия адаптивной физкультурой, а в территориальном центре социального обслуживания "Марьино" работает экспериментальная школа по гидротерапии.

Нашли вместо нее какую-то дарью, у которой ни культуры общения, ни вообще путевых знаний. Это видно невооруженным взглядом даже человеку, далекому от учительской деятельности. Учить детей она не хочет и не умеет, предпочитает экскурсии организовать, чтобы родители пошли на те экскурсии со своими детьми сами, а ей не сидеть там с 8 до 14.

Однако спектр таких практик нужно расширять.

Это связано не только со спецификой российской системы образования, но и с тем, что имеющийся на данный момент арсенал инструментов не отвечает всем потребностям учеников с РАС и выводит на уровень полной социализации лишь небольшую часть людей с этим нарушением развития. Наш центр ведёт работу по адаптации иностранных методик с доказанной эффективностью к российским условиям и требованиям, разрабатывает совместно с региональными партнёрами новые практики работы с РАС, проводит исследования их эффективности. Кроме того, наши специалисты разрабатывают и апробируют новые диагностические инструменты для организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в системе общего образования. Важно отметить, что на базе ФРЦ МГППУ ежегодно проходят практику сотни студентов, получающих психолого-педагогические специальности, а также обучаются сотни специалистов из различных регионов России на курсах повышения квалификации. Естественно, главная задача при реализации таких программ — обучение применению разработанных и апробированных практик, имеющих доказанную эффективность. Но он может их в буквальном смысле выучить через многократное объяснение социальных ситуаций и сценариев.

По сути, ребёнок запоминает набор социальных алгоритмов, которые потом применяет в реальных ситуациях. Учит, что означают жесты, мимика людей, тон голоса. Как правило, при аутизме ещё страдает целостное восприятие объектов, зато такие дети очень хорошо воспринимают отдельные детали. То есть человек с аутизмом может быть очень успешен в работе, где требуется внимательность к деталям, даже очень рутинной и скучной для обычного человека. Также по теме Президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень в интервью RT рассказала, что после введения санкций против России люди с... А также среди этой группы, получавших интенсивную раннюю помощь, оказалось значительно больше детей, которые смогли пойти затем в школу на общеобразовательную программу.

А что происходит с такими людьми с возрастом? Есть ли исследования, посвящённые пожилым людям с РАС? Дело в том, что такой диагноз вообще мало у кого из взрослых людей есть в нашей стране. До 2017 года после наступления 18 лет пациентам диагноз «ранний аутизм» меняли на какой-то другой — часто на какое-то заболевание шизофренического спектра. Потому что долгое время считалось, что аутизм — детская болезнь, предтеча шизофрении или другого психиатрического диагноза. Если РАС сопровождался интеллектуальным нарушениями, то человеку меняли диагноз после 18 лет на умственную отсталость.

Однако в западных странах полную статистику по РАС собирают уже довольно давно, мы можем пользоваться этими данными. И это в странах, где диагноз РАС начали ставить ещё в 1980-е годы и существует система поддержки таких людей. Однако показатели занятости всё равно очень невысокие. В 2012 году в России на законодательном уровне появилось понятие «инклюзивное образование», а в 2016 году появились новые федеральные государственные образовательные стандарты для детей с РАС.

{{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}

  • Открылся Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра
  • В России впервые прошла Неделя распространения информации об аутизме
  • В России пройдет Всероссийская неделя распространения информации об аутизме
  • Симптомы аутизма
  • Куда идти, когда нужна помощь? Российские организации, помогающие детям с РАС

Итоги III конференции по сопровождению детей с РАС

ФРЦ – структурное подразделение МГППУ и работает на базе университетского Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. С 28 марта по 2 апреля года впервые прошла Всероссийская неделя распространения информации об аутизме. что аутизм появляется из-за генетических причин, а значит, есть у ребенка с самого рождения. РИА «Новости» рассказали о результатах исследования психологов при диагностировании у детей аутизма.

ФРЦ "Аутизм"

что аутизм появляется из-за генетических причин, а значит, есть у ребенка с самого рождения. Научно-популярный журнал для всех, кто связан с темой аутизма в жизни или профессии. 15 апреля на базе Московского государственного психолого-педагогического университета открылся Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровожд. 25 марта сотрудники ФРЦ приняли участие в Петербургском международном образовательном форуме на площадке III Всероссийской научно-практической конференции с международным. Видеоканал Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического аписи всероссийских н.

В России впервые прошла Неделя распространения информации об аутизме

С 28 марта по 2 апреля года впервые прошла Всероссийская неделя распространения информации об аутизме. ФРЦ МГППУ объявляет кадровый конкурс в команду ФРЦ | Аутизм ФРЦ. Она приурочена ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, который ежегодно отмечается 2 апреля.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий